Шпион был мил, но Родина дороже.. |
Валентин!Так вот. Было это в те далекие девяностые годы, когда в России было все возможно. Представляешь, можно было совершенно свободно позвонить в Ленсовет и договориться о встрече с любым из депутатов для моих туристов из Америки,а потом запросто туда прийти и не чувствовать себя огрызком общества. Да и депутаты еще не привыкли к дворцовым интерьерам и подобострастным взглядам, они еще не успели поменять свои старые джинсы и свитера на деловые фирменные костюмы, они еще не сбрили бороды как символ свободомыслия и внесистемности. Они были открыты, их глаза горели, они действительно хотели воплотить в жизнь все то, о чем так много говорили на кухнях, докуривая последний хабарик на двоих после бурных дискуссий о судьбах России и всего человечества. Они еще стеснялись роскоши и бегали в ближайшую закусочную общаться с друзьями, с которыми вместе делили последний бутерброд с морской капустой или кабачковой икрой...Они все еще пахли роком, а не попсой.
В это смешное время мы придумали с сестрой поехать в Америку, чтобы там снять фильм " Америка сегодня - Россия завтра" . Конечно, все мы были просто друзья ( и режиссер, и оператор). Все организовалось достаточно гладко. Осталось только получить визы а американском консульстве. И тут-то мы поняли, что нам их никогда не получить. Таких огромных очередей я никогда не видела. Несколько раз мы приходили рано-рано утром, но оказывалось, что люди стояли всю ночь, и мы опять никуда не успевали. В тот день мы пришли к вечеру, но опять неудачно. Тогда я сказала сестре известную фразу:
-Мы пойдем другим путем!
- Звони! - сказала сестра, и мы подошли к внутреннему телефону на двери консульства.
- Але! - сказала я деловым тоном в трубку. - Как же это называется? Демократия, свобода, открытые двери, дружба между народами... А на практике у вас что? Безобразие и бюрократия! Мы, представители культурной элиты города, горим желанием снять фильм о том, как правильно и достойно функционирует ваше общество... И что мы видим на деле?! Мы видим, что оно функционирует так же плохо, как и наше, которое пало под напором блестящих идей о настоящей демократии. Мы стоим тут с готовым сценарием! С камерами и операторами, и что вы нам прикажете снимать? А , может , вы чините препятствия представителям свободной прессы?! Нам сегодня нужны визы!!! Иначе этот фильм никогда не будет снят. И останется осадок... Не только у меня. А у всей интеллигенции.!!!! И я не побоюсь сказать - останется пятно на самой Свободе!- Сказала и сама от этой речи обалдела. Как и сестра.
- Заходите! - сказал ошарашенный голос в трубке. Вас сейчас встретит наше ответственное за интеллигенцию лицо.
И действительно, через несколько мгновений мы уже поднимались по лестнице в кабинет к ответственному лицу.
"Ответственное лицо "оказалось Консулом по культуре, очень симпатичным и приветливым мужчиной, лет 50. Лицо представилось, посмотрело анкету и отдало их другому секретарю, приказав незамедлительно поставить визы.
Через десять минут мы были обладателями долгожданных документов.
-Ну, девочки, -сказал наш мужчина,- так еще никто не вторгался на американскую территорию. Что же у вас за фильм такой? Мы сидели в маленьком кабинете, и мужчина, улыбаясь смотрел на нас. Я встала и начала торжественно и вдохновенно рассказывать об идее фильма. Через пару минут сестра сказала:
- Да ну, этот фильм. С ним все в порядке. Давайте, я Вам лучше погадаю.
- Вы- цыганка?
- Нет. Я - психолог. У меня с собой тест Люшера. Он Вам расскажет, в каком состоянии вы сейчас находитесь. Выберите из цветных карточек любые цвета, которые соответствуют вашему теперешнему настроению.
Консул по культуре с некой опаской, но все же выбрал определенные цвета.
- О,- сказала моя сестра... Как Вы устали. Жизнь не кажется Вам раем. Вы несколько разочарованы и совсем не видите положительных моментов.
- Это точно,- печально сказал Консул по культуре. Сегодня последний день моей работы. Я уезжаю из России. А я так люблю Петербург. Мне очень-очень горько сейчас. А, вообще, девочки...Пойдемте - ка ко мне в кабинет. Поболтаем. Вдруг жизнь как-то наладится...
Мы прошли в уютную комнатку.
- Это такая специальная комната. Она не прослушивается. И не просматривается.
- А.. Так это Вы здесь получаете инструкции от ЦРУ.?
- В основном, от жены.. Но бывает и от ЦРУ.
- Все Консулы по культуре - шпионы, да?
- Да. У меня дед был шпионом, отец был шпионом и теперь я шпионю понемногу. Работа...
- Ну, наверно, Вы слишком много нашпионили, раз так устали.. Безобразие какое.
- Нет, если бы я шпионил на всю катушку, то меня бы не отозвали из России. Как-то у меня не заладилось со шпионством в вашем городе. Слишком много интересных людей.
- И куда Вас теперь?
- В Уганду. Там скоро произойдут события. Здесь у вас больше ничего не будет. Я имею в виду ничего для крутого шпиона.
- А в Уганде?
- Что-то намечается. Нужно проверить. Я так не хочу отсюда уезжать. Это единственная страна, где я чувствую себя дома. Где мне хорошо. Наверно, поэтому и не заладилось со шпионством. - Он улыбнулся печально и обреченно.
Мой дед был русским. После мировой войны не смог вернуться. Остался в Германии, а потом....
- Ну, хотите, мы найдем Вашего отца и посвятим ему страничку из фильма? Он расскажет о своей жизни...
- Что вы, девочки. Отец у меня тоже такой же, как я ,Печальный Шпион. Он не любит рассказывать. Да и нельзя ему.
Он сейчас на покое, ловит рыбу, редко общается.
- Ну, что нам для Вас сделать? Чтобы Вы уж не так печалились....
- Я очень устал, девочки. И мечтаю выспаться. Я заметил в ваших анкетах написано, что Вы родились во Львове.
Не осталось ли у Вас там контактов? Мне нужна квартира. Я хочу там запереться и поспать пару дней .
- Но Вы же и там будете шпионить. В нашем родном городе.. Вы же не можете просто так проводить время... Вы обязаны постоянно и везде шпионить.
- Я обещаю, что не буду. Честное слово. Перед Угандой я хочу выспаться.
- А почему Львов?
- Я провел там несколько месяцев, когда стажировался после Университета. Хочу кое-кого повидать. Неофициально. Как человек. Попрощаться.
- Хорошо. Завтра мы договоримся со знакомыми. Только , если точно обещаете не шпионить во Львове.
- Клянусь мамой,- сказал Консул по культуре. Чтоб мне провалиться на этом месте. Он развеселился и сразу как-то помолодел.
- Тогда до завтра,- сказали мы. Вот наши телефоны. Позвоните после двух.
- Вас проводят ,- сказал Консул по культуре. Парадная дверь закрыта. Нужно через черный ход. По другой лестнице.
- Не нужно провожать. Сами найдем ,- сказали мы.
- Тогда прямо и налево, а там вниз по лестнице.
Мы вышли из консульства и оказались во внутреннем дворике. Подойдя к решетке, которая закрывала вход в арку, мы взялись за ручку, чтобы открыть калитку... Но она была заперта. Мы дергали ее по очереди, сначала спокойно, потом нервно, потом отчаянно, потом безнадежно. Калитка не поддавалась.
- Ааааааааааа!- Завопила я . Украли нас! Завербовали!!! Лишили Родины!!!! Похитители, шпионы. Теперь нам никогда не выйти отсюда на волю!!! ААААААА!!!!!! Сын! Я теперь тебя не вижу! ААААААА! Помогите!
--- АААААА,- присоединилась к моему вою сестра.
Тишина. Город как-будто умер.
- Нужно предпринимать активные действия,- сказала я, пытаясь разомкнуть руками прутья решетки. Будем совершать побег.
- Как? Арка ведь не менее пяти метров в высоту.
- Становись на карачки,- всхлипнула я, но уже с энтузиазмом. Я заберусь тебе на спину и буду как-то карабкаться вверх по решетке. Потом встану тебе на плечи.
- Сама становись, - сказала сестра. Лучше я буду карабкаться . И зачем туда карабкаться, если решетка вмурована в арку? Давай лучше будем орать.
- Люди! Помогите! Выпустите нас на Родину, - вопили мы,просовывая руки и носы в решетку, как узники концлагеря на военных фотографиях.
- Да уж,- подумали мы. Наш шпион действительно плохо шпионит. Не видит, что творится у него под носом. Хоть бы камеру какую включили. Расслабились совсем. Мечтают...Набрались от нас.
- Люди! ААААААААА!
Вдруг появился здоровый американский морской пехотинец с другрй стороны решетки. Он громко зевал.
Но потом с видом глубокого прирожденного достоинства, он просунул руку сквозь решетку ( то есть к нам) и нажал на кнопку. Это было великое техническое изобретение - кодовый замок, о котором мы еще не слышали И дверь открылась. Так просто и изящно, что мы ничего не смогли сказать, кроме тихого и милого "Спасибо. До свиданья".
До сих пор трудно объяснить, почему нас охватила такая паника. Но тогда такое было смешное время. Доверие и недоверие, открытость и подозрительность в одном флаконе. Легкость бытия , взаимопомощь, выручка, заржавевшие стереотипы прошлых советских времен... И все же я никогда не ощущала такой общности между людьми ( русскими и американцами) как тогда...Потом все изменилось , и пришли другие времена.
История со шпионом имела продолжение, правда краткое, но очень-очень доброе. Но об этом потом! Аня.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |