ЖЗЛ ("ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО" ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ)
Начну с того, что о жизни великих мастеров Возрождения мы знаем из книг и материалов искусствоведов, которые основаны на малочисленных материалах архивов, летописях и документах. Основным же источником для знакомства с художниками уже долгие столетия, как ни крути, является книга
Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев». Именно в ней автор описывает историю, о которой хочу рассказать. Мало того, «героев» своей истории он объединяет в одну главу, хотя художники очень разные по стилю, технике и событиям жизни. В современности многие искусствоведы пытались развеять эту легенду, опираясь на даты, но ведь доказано, что и Сальери не травил Моцарта, но именно с трагедией Пушкина ассоциируется эта пара. Благодаря Вазари мы теперь знаем, что и эпоху Возрождения были во Флоренции свои «Моцарт» и «Сальери».
В начале главы Вазари прямо таки вопрошает:
Можно ли выразить словами, насколько преступно и ужасно стремиться под видом притворной дружбы уничтожить в другом не только известность и славу, но и саму жизнь?
Называя Андреа дель Кастаньо коварным, Вазари тут же пишет о том, что он был живописцем и рисовальщиком поистине превосходным и великим, но злоба и зависть его были так велики, что он похоронил сияние своего таланта во мраке греха.
Итак,
подозреваемый.
Андреа дель Кастаньо
Andrea dal Castagno
Полное имя - Андреино ди Бартоло ди Симоне ди Барджилла
1421(1423?) -1457(1492?)
Андреа дель Кастаньо Портрет из книги Вазари
Флорентинский живописец.
Родился он в маленькой деревушке Кастаньо в районе Муджелло близ Флоренции, сделав название своим прозвищем, перебравшись в город. Когда ему было 8 лет, от случайного пожара сгорел его дом, в огне погиб его отец. Возможно, невольным виновником этого пожара был сам Андреа, так как впоследствии на одной из своих работ он изобразил себя в образе святого Юлиана Гостеприимного, кающегося в отцеубийстве.
Лишившись в раннем возрасте отца, он воспитывался у одного из дядей, который заставлял его много лет пасти стадо. Мальчик был расторопным и смышленым. Однажды, спасаясь от дождя, он зашел в дом, где один из деревенских живописцев расписывал божницу у какого-то крестьянина. Охваченный изумлением, мальчик внимательно смотрел, а потом углем и кончиком ножа на стене стал повторять фигурки людей и животных, вызвав уже удивление тех, кто это видел. Его стали приглашать расписывать кассоны - свадебные сундуки с приданным, украшать орнаментами и изображениями птиц и зверей внутренние помещения крестьянских домов.
Среди поселян пошла молва о удивительных способностях юноши. Слухи дошли до флорентийского дворянина Бернадетто деи Медичи, который решил посмотреть на юнца.
Вазари пишет о смешном диалоге между ними.
- Не хочешь ли ты посвятить себя искусству живописца?
- Ничего более приятного со мной случиться не может!
Медичи увез Андреа во Флоренцию (около 1440 г.) и устроил работать в мастерскую мастера, считавшегося во Флоренции лучшим. (Странно, что Вазари не указывает имени мастера, ведь лучших мастеров он должен был знать! Опять же прочитал на одном из сайтов, что это были то ли Мазаччо, то ли Учелло.)
СМОТРЕТЬ ДАЛЬШЕ. В ГАЛЕРЕЕ ЕЩЕ 40 КАРТИН