-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ёлла

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 5) ВК_клуб Умелые_ручки eau_de_source Dolls_LanD Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.02.2010
Записей: 3582
Комментариев: 204
Написано: 3804


Без заголовка

Понедельник, 12 Апреля 2010 г. 13:31 + в цитатник
Цитата сообщения timemechanic ORIENTALICA: Возникновение Оригами



ORIENTALICA
Статья форума: "Возникновение Оригами"

Автор: VanQuiSteR

источник:
http://www.orientalica.com/index.php?
http://www.orientalica.com/index.php?showtopic=207
http://www.orientalica.com/lofiversion/index.php?t207.html
-------------------------------------------------------------------------

В древности Китае бумагу использовали самым различным образом, в т.ч. и в религиозных обрядах. Например, изначально было принято на похоронах вместе с покойником сжигать и весь его домашний скарб-чтобы обеспечить ему дальнейший путь на небесах. Однако позже из бережливости реальные вещи умершего были заменены специальными полосками бумаги, на которых писались лишь их названия (подобные полоски бумаги с напечатанными пожеланиями процветания и счастья в наши дни можно купить в мелочных лавках Китая). Из бумаги же изготовлялись и разнообразные полезные в быту вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При их изготовлении использовался и прием складывания. Однако складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого же мощного развития, как в Японии. Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для... наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзен-буддизма.

Буддисты были первые, кто обратил внимание на мелочь и уничтожил деление мира на высокое и низкое (в отличие от западного сосредоточения на общих законах, пристрастия к крупному, приводящему к делению искусств на высокие и низкие, занятий на важные и не очень). Они обратили свое внимание на все, что непрочно, на миг, на мельчайшую малость, с замечательной целью-чтобы поймать в ней, в мелочи, дыхание вечности, ибо в мире все связано со всем. Они искали в простейшем проявления единой и неделимой истины-макото-ибо любая малость содержит ее, и надо уметь ее, Истину, там обнаружить.

Буддизм вообще искал истину во многих направлениях, и каждый принявший его народ находил свой особенный путь к ней. Говоря о пути в буддийском понимании, стоит подчеркнуть, что разные пути к Истине в нем не конкурировали между собой, а скорее дополняли друг друга, т.к. все вели в едином направлении-к единой и неделимой Истине. В этом смысле Восток не знал религиозного фанатизма Европы.

Японские буддисты разработали поразительной силы способы, позволяющие увидеть Истину. Они открыли самый верный ее признак: красоту. Японская ветвь буддизма пошла по пути незаметного, избрала красоту показателем истины. На этом пути японцы открыли красоту недолговечности, простых вещей, налета времени на вещах.

Вот почему оригами не родилось, например, в Китае, где также был расцвет дзен- (кит. чань) буддизма. Китайцы искали истину в другом направлении, там не существовало би-до-пути красоты, т.е. представления о красоте, как пути к Истине.

Вообще же красоту, скрытую в вещах, японцы открыли в IX-XII веках, в эпоху Хэйан (794-1185 гг) и даже обозначили особым понятием "моно-но-аваре". Это открытие идет от синто, веры в то, что каждая вещь, каждое явление , даже слова, содержат в себе ками-божество. Синтоизм, вообще, очень похож на наше язычество. Для синтоистов ками живет, поселяется особенно охотно во всем, что необычно.
Например, в бумаге. А тем более в закрученном в мудреный зигзаг гохэй, который висит и сегодня перед входом в синтоистские святилища и указывает на присутствие божества в храме. Существует 20 вариантов складывания гохэй, и те, которые сложены особенно необычно, привлекают ками. С IX века в Японии живет обычай укреплять гохэй на поясах борцов сумо перед началом схватки.

До сих под складывают в Японии ката-сиро-восемь кукол из белой бумаги, которых расставляют для предотвращения несчастий по всем восьми направлениям пространства; складывают гофу - бумажные амулеты; и нагаси-бина-символ семеной гармонии: он и она в бумажном кимоно на круглом ложе. Для изгнания злых духов и очищения храмов синтоисты до сих пор пользуются харам-гуси-метелкой, сложенной из полосок белой бумаги. Вообще роль бумаги в синто очень велика, и изделиям из нее придается эзотерический смысл.

Итак, к появлению оригами причастен синтоизм, обративший внимание буддистов на тайну листа бумаги. Немаловажным оказалось также и сходство звучания японских слов "бумага" и "божество"-"ками". В предствалениях японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек санбо, которые наполняли кусочками рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений богам.

Оригами как светское развлечение.
В периоды Камакура (1185 -- 1333 гг) и Муромати (1333 -- 1573 гг) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определенными навыками и в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно было сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. Придворная дама Мурасаки Сикибу, жившая в XI в, упоминает в своей книге "Гэндзи моно гатари" ("Повесть о блистательном принце Гэндзи") о разновидности оригами-искусстве складывания писем, когда само письмо превращалось в замысловатый конверт с украшением.

В периоды Адзути-Момояма (1573 -- 1603 гг) и Эдо (1603 -- 1867 гг) оригами из церемониального искусства превратилось в популярное времяпрепровождение. Тогда бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста-четыреста лет тому назад, изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими. Среди них и японский журавлик (цуру) - традиционный японский символ счастья и долголетия. Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения в поколение в основном по женской линий. Историки оригами утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.

Распространение оригами по миру.
Во второй половине XIX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполеннными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом, цветком ириса. Однако было бы совершенно несправедливо утверждать, что Европа до этого времени была совершенно незнакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички - "пахариты". Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос счтитает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в XII в. Если это предположение верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной есвропейской фигуркой (возможно, одной из первых во всем мире!).

Первые упоминающиеся в старинных европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово "пахарита" (букв.-птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения - название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании "делать пахариты", а сами фигурки-"различные другие пахариты". Сохранился датированный 1563 годом рисунок Антона Ван Дер Вингерде "Астрологический квадрат, превращающийся в пахариту, на фоне г. Толедо".

И все же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще (в Европе) складывали ткань - воротники (в костюмах XVI-XVII вв), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.

В начала XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором "фолкльорных" фигурок из бумаги.

Любителем оригами был Льюис Керрол - автор "Алисы в Стране Чудес" и "Алисы в Зазеркалье", преподававший математику в Оксфорде. Записи в дневнике Кэррола свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе ею громкий хлопок.

Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье "Что такое искусство" он пишет: "Нынешней з имой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство".

Выдающийся испанский поэт и философ Мигель де Унамуно написал пародийно-серьезный трактат по оригами, и придумал новый особый способ складывания бумаги, позволивший ему создать много новых забавных фигурок. Описание тех фигурок, которые он складывал за чашкой кофе, можно найти в английском переводе его "Очерков и монологов" (M. Unamuno, Essays and Soliloquies, Knopf, 1925).
Ортега-и-Гарсет в книге о своем друге Унамуно рассказывает, как однажды философ сложил из бумаги несколько фигурок для маленького мальчика, который спросил его, разговаривают ли между собой птички.

В 1937 г. В Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кемпбелл "Изготовление бумажных игрушек", в которой впервые упоминаются три традиционные на востоке базовые формы-"водяная бомбочка", "птица", "лягушка". В 1946 г. схема складывания класического японского журавлика публикуется в одном из английских детских журналов.

Оригами в современном мире.
Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Ёсидзава Акиро (на фото). Он родился в 1911 г и сыграл в истории оригами уникальную роль. С помощью изобретенных им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков-чертежей. Акиро Йошизава изобрел сотни новых, ранее не известных, фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распростанению. В течение нескольких лет Японское министерство иностранных дел посыало его в многочисленные поездки по странам Европы, потому что развитое и поддержанное им традиционное японское искусство стало международным средством мира и дружбы без слов.

К этому времени европейцы и американцы уже довольно хорошо знакомы с оригами. Фокусник Роберт Харбин (1909 - 1978 гг) всерьез увлекается оригами и собирает любую информацию на эту тему. Изучив все классические модели, он знакомится с авторскими работами Акиро Йошизавы. В результате в 1945 г на телевизионном канале "Jigsaw" Харбин делает регулярную программу по оригами "Мистер Левая и Правая Рука", а в 1956 г он выпускает книгу, посвященную оригами. Книга имеет успех, позже появляются и другие издания на эту же тему. Постепенно начинает формироваться круг увлекающихся оригами людей. В июне 1965 г в Англии в свет начинает выходить "оригамский листок", а 22 апреля 1967 г создается общественная организация-Английское Общество Оригами (British Origami Society - BOS). Постепенно членами общества становятся не только англичане, но и иностранцы из: Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Венгрии, Германии, Дании, Израиля, Индии, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Кении, Колумбии, Кореи, Македонии, Мексики, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Объединенных Арабских Эмиратов, Польши, Португалии, Росии, Сингапура, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Югославии, Японии - всего 33 страны (возможно, сейчас этот список расширен). В 1996 г общее число членов общества превысило тысячу.

Параллельно идет становление и развитие оригами в США, где инициаторами широкого увлечения складыванием стали Лилиан Оппенгеймер и Элис Грей. В 60-е и 70-е годы каждый понедельник в Нью-Йоркской квартире Лилиан собирается кружок любителей складывания, который в разные годы посетили практически все известные оригамисты мира. В конце 60-х годов общественная активность Л. Оппенгеймер способствовала образованию центра оригами в США, а также подобных центров в других городах и странах - в Англии, Италии (в Турине и Флоренции в 1977 и 1978 гг), Франции (1978), Нидерландах и Бельгии (1979), Испанского центра оригами в Барселоне (1982). Сейчас центры оригами существуют в таких странах:
Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия (2), Великобритания (2), Венгрия, Венесуэла, Германия (2), Гонконг, Дания, Израиль, Индия (2), Испания (2), Италия (4), Канада, Корея, Молдова, Нидерланды, Новая Зеландия, Перу (2), Польша, Россия (4), США, Украина (2), Франция, Швеция, Япония (4) - всего 44 центра в 28 странах.
---------------------------------------------------------------------------------
Акира Ёcидзава является признанным мировым мастером оригами, сумевшим вдохнуть в старинное японское традиционное развлечение истинный дух творчества и поднять его до настоящего искусства.

Он родился 14 марта 1911 г. в префектуре Тотиги в многодетной семье, и был предпоследним, шестым по счету ребенком. Из четверых родившихся до него сестер, трое умерли от болезней. Семья жила небогато, отец выращивал рис и овощи, продажа молока от нескольких коров позволяла сводить концы с концами. Вместе с тем в этом многочисленном семействе уделяли большое внимание искусству, в частности музыке; а совсем еще маленький Акира брал уроки живописи. Привитую с детства любовь к искусству он пронесет через всю жизнь. С оригами он впервые столкнулся в три года, когда соседка сложила ему бумажную лодочку. Возня с ней старших братьев скоро привела фигурку в полную негодность, и Акира попытался сделать такую же самостоятельно. Несмотря на столь юный возраст, это ему удалось! Возможно, именно тогда зародилась в его душе любовь к складыванию. В школе, в которую он пошел в шесть лет, не преподавали оригами. Однако мальчик занимался оригами самостоятельно, осваивая фигурки, которые традиционно были известны в то время. В возрасте 13 лет он перебирается в Токио, где в течение двух лет после работы посещает вечерние классы. В это время, как и многие молодые люди в Японии, он увлекается буддистской философией и регулярно посещает буддистский храм. В 22 года Акира Ёcидзава устраивается на машиностроительную фабрику, где помимо основной работы изучает начертательную геометрию. Вскоре молодому человеку поручают учить новичков читать чертежи. При этом Ёcидзава активно использует оригами, объясняя с его помощью азы геометрических понятий. Эти занятия имеют успех и вызывают интерес не только у его учеников, но и у владельцев фабрики. Акира получает разрешение заниматься оригами в рабочие часы. В это время у него созревает представление о том, что отсутствующая и в душе человека, и в природе абстрактная геометрия проявляется в мире в виде оригами. Он изучает классическое японское искусство бонсай, в котором очень важны чувства линии, композиции и ритма. Он понимает, что в отличие от умения составлять композиций из цветов, у оригами пока нет прочно завоеванных в стране позиций. Тем не менее, он решает специализироваться на складывании, прекрасно отдавая себе отчет, что ему придется идти нехоженой дорогой в одиночку. Разразившаяся война путает все эти планы. Ёcидзава работает в военном госпитале, и в этих условиях уделяя время складыванию. Когда его подразделение оказывается в оккупированном Гонконге, он устраивает выставку оригами для раненых, развешивая особо яркие фигурки над кроватями выздоравливающих солдат. После окончания войны нет смысла возвращаться в разбомбленный Токио, где жизнь в это время особенно тяжела. После демобилизации Ёcидзава едет в свою родную деревню в Тотиги, где несколько лет перебивается случайными заработками. Он по-прежнему не оставляет своих занятий оригами. Это был самый тяжелый период в жизни мастера. Его жена, с которой он обвенчался незадолго до войны, умирает, годы идут, а его подвижнический труд остается незамеченным. Ситуация меняется только в 1950 г., когда директора школы префектуры Точиги избирают президентом профсоюза преподавателей труда и искусств. Он знаком с братом Ёcидзава, и в результате Акира может продемонстрировать свои работы на организованной профсоюзом выставке прикладного искусства. Они имеют успех, и Акире Ёcидзава предлагают выступить на съезде профсоюза с рассказом о роли оригами в образовании. Неожиданный счастливый поворот судьбы приносит мастеру определенную известность. Он решает вернуться в Токио и сделать занятия оригами своей профессией. В это время японскому драматургу Тадасу Идзава приходит в голову мысль напечатать на страницах газеты “Асахи крафт” сложенные их бумаги фигурки, символизирующие цикл восточного календаря. Идзава советуют обратиться к Ёcидзава, и тот сразу соглашается. Несколько дней и ночей Ёcидзава творит, не выходя из специально снятой для него комнаты. Опубликованные в газете фигурки производят настоящую сенсацию, настолько они изящны и грациозны. Таких оригами японцы еще не видели! Их появление в “Асахи крафт” явилось поворотным моментом в жизни мастера. Множество людей в Японии начинают оказывать ему всяческое содействие в деле развития оригами. Он ездит по стране, выступая с лекциями в школах и университетах. Его модели публикуют на страницах периодических изданий. В 1953 г. его работы становятся известны на Западе, в основном благодаря переписке, завязавшейся с Гершоном Легманом. В 1954 г. на японском языке выходит его первая книга “Новое искусство оригами”. Она совсем невелика по объему и отражает лишь вершину айсберга творчества мастера. К моменту ее публикации у него скапливается уже несколько тысяч оригинальных моделей. В том же году Акира Ёcидзава организует общество оригами, а через два года повторно вступает в брак. Не имея детей, мастер и его верная спутница Каё Ёcидзава считают, что все творения, которые выходят из рук мастера – это их родные дети. Известность и слава мастера растет. Как и многие в Японии, он считает, что сами божества творят красоту его руками. Он не приступает к складыванию очередной фигурки, не сотворив в душе молитву. Ни одна из фигурок не похожа на остальные – у каждой своя поза, выражение, свой неповторимый облик. Большинство уникальных работ мастера сделано на основе хорошо известных базовых форм. Накопленный с годами опыт позволяет Ёcидзава извлекать из них все новые и новые неповторимые творения, которые удивительно напоминают создаваемые природой живые объекты. Кажется, что положение складок на некоторых фигурках мастера точно не определено. Однако, это не так. “В оригами не должно быть случайных линий – напутствует мастер новичков – каждая из них должна быть продумана”.

"Оригами как искусство", М., 2003
--------------------------------------------------------------------------------------
Развитие оригами в России
• В России в 1989и 1991 гг. созданы две общественные организации - Московский и Петербургский центры оригами.
• Проводятся выставки оригами. Оригами демонстрируется в Музее этнографии народов СССР в Петербурге (1993). В 1994г. изделия в технике оригами выставляются в Кунсткамере.
• В октябре 1995 года выходит в свет одобренный Министерством образования РФ учебник: "Уроки оригами в школе и дома".
• С 1996 года в Москве издательская фирма "Аким" начинает печатать журнал "Оригами. Искусство складывания из бумаги".
• В марте 1996г в Петербурге проходит Первая Всероссийская конференция "Оригами и педагогика".
• Оригами вводится как дополнительный предмет или факультатив в ряде школ страны. Появляются кружки и клубы оригами.
• В 1996 году в США издательство St. Martin Press выпускает книгу "Russian Origami", представлены лучшие работы в технике оригами, изобретённые в России.
История развития отечественного оригами проходит очень быстро и буквально на наших глазах!

Оригами в обучении и воспитании
Педагогами многих стран давно замечено, что оригами:
• учит слушать устные инструкции учителя
• учит совершать последовательные действия
• развивает способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев
• улучшает пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объемными предметами
• учит «читать» чертежи по которым складываются фигурки
• знакомит на практике с основными геометрическими понятиями
• развивает уверенность в своих силах и способностях
• помогает развитию первых чертежных навыков
• стимулирует развитию памяти
• учит концентрировать внимание
• развивает творческие способности и исследовательские навыки

Практически все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение и математику, улучшает почерк. Занятия складыванием способствуют развитию психологических контактов между учителем и учениками. Базовый годовой курс оригами с поурочной раскладкой занятий и методическими рекомендациями изложен в выдержавшем уже несколько переизданий учебнике “Уроки оригами в школе и дома”, который одобрен Министерством образования Российской Федерации.

Сочинение по оригами
Проводя уроки оригами в начальной школе, всегда хочется их разнообразить, превратить в увлекательное занятие, а не сводить все к простому показу новой фигурки или нового приема складывания. Можно организовать конкурсы с призами, доверить проведение урока кому-нибудь из учеников или устроить "День изобретателя". А если перед началом занятий предупредить ребят, что на уроке можно будет разговаривать только с собственным листком, то последний тут же превратится в непослушного ребенка: его будут наказывать и прощать, ссориться с ним и мириться. Когда фигурка готова, то ей обязательно надо придумать название. И тогда простая коробочка может превратиться в "Докторскую шляпу", "Конфетницу", "Таинственный чемоданчик" или... "Подайте на пропитание американскому бомжу"!

Можно также предложить ребятам написать коротенькое сочинение про оригами на свободную тему и получить откровение семилетнего человека, что "оригами - это искусство самого себя", или вот такую историю: "Однажды я очутился на восьмом небе. Вдруг на меня напали какие-то роботы и взяли в плен. Но один сильный робот спас меня. Я хотел отблагодарить его и стал учить оригами. Но своей железной рукой от только смял все листы. Научился он оригами или нет, я не знаю, но надеюсь, что да" (Васильев Яша, 2 класс).
В конце учебного года раздайте детям по большому квадрату и попросите написать какое-нибудь доброе пожелание. Сложите из таких листов гигантскую кусудаму и повесьте ее в классе. Еще не один год будет напоминать она о светлом и радостном".

Цепочки образов
Как ребенку легче запомнить длинную цепочку действий, которые необходимо проделать для складывания той или иной фигурки? Наука запоминания - мнемоника - советует создавать в этом случае цепочку ассоциаций. Предложите детям посмотреть и сказать, на что похож каждый промежуточный этап работы. Ребята - большие фантазеры! Они без труда находят верные и точные образные сравнения, а их ряд запомнить гораздо проще, чем просто дюжину пунктов складывания. Вы и сами можете при демонстрации фигурки сразу начать рассказывать что-то вроде сказки, где герои и их действия как бы иллюстрируют все происходящее с квадратом бумаги.

Четыре маленьких чумазеньких чертенка...
Если в ваших руках оказалась оригамская модель, которую вы раньше никогда не видели (ваше собственное изобретение, работа вашего ученика, чужое изделие, чертежей которого у вас нет), советуем попытаться начертить схему складывания.
Во-первых, способ складывания даже собственных оригинальных моделей со временем забывается (особенно, если таких работ много), а во-вторых, накопившиеся со временем чертежи послужат вам ценным источником информации для проведения уроков и демонстраций. Приводим ряд практических советов, которые могут оказаться полезными для того, чтобы быстро освоить изготовление таких схем.

1. Если вы держите в руках изделие, схему складывания которого хотите начертить, не спешите. Попробуйте аккуратно разобрать и собрать его. Сложите изделие несколько раз. Убедитесь, что вы сами уверенно его воспроизводите. Для этого положение всех точек и линий на фигурке должно быть однозначно определено.
1. Попробуйте выработать максимально удобную последовательность складывания. Не всегда первый вариант оказывается самым удачным.
2. Сразу же сделайте от руки хотя бы черновой набросок основных этапов складывания. Иначе пройдет неделя, и вы опять будете ломать голову над этим изобретением.
3. Используйте только международные условные знаки. С их помощью можно справиться с работой любой сложности.
4. Окончательный чертеж должен быть сделан на большом листе хорошего качества (возможно белый лист формата А4). Избегайте скромных клочков бумаги, выдранных из старых тетрадок. Уважайте свой труд. Работайте тонким черным фломастером, перьевой или шариковой ручкой.
5. Работайте с помощью "метода точек": приложите к листу исходный квадрат или прямоугольник, карандашом поставьте точки на бумаге по углам, уберите квадрат и соедините точки карандашными линиями. Затем обведите линии ручкой или фломастером и добавьте стрелки и линии сгибов. Если у вас твердая рука, это можно сделать без линейки. Согните фигурку, снова приложите ее к листу, снова поставьте точки... И так далее. Так вам удастся сохранять правильные пропорции всех частей фигурки на чертежах.
6. Когда изделие станет слишком маленьким, возьмите квадрат побольше и дойдите до пункта, на котором остановились, а затем двигайтесь дальше.
7. Вся последовательность складывания должна быть представлена серией пронумерованных рисунков.
8. На каждом рисунке обычно демонстрируется только одно действие. Не втискивайте в один рисунок сразу пять линий сгибов и несколько стрелок - потом будет трудно разобраться.
9. Вы можете начать схему складывания не с квадрата, а с какой-либо известной базовой формы, написав ее название.
10. Рисунки не должны перекрываться. Оптимальное количество рисунков на листе формата А4 - шесть - десять.
11. Придумайте соответствующее название. Постарайтесь, чтобы оно было оригинальным. Помните - в мире уже существуют уже сотни "птичек". Обязательно укажите фамилию и возраст автора.

Рекорды оригами
Как и любая область человеческой активности, оригами имеет свои рекорды, список которых постоянно пополняется. Некоторые из них уже попали в книгу рекордов Гиннеса.
30 октября 1995 г. в городке Маэбаси префектуры Гумма японский журавль был сложен из квадрата со стороной 33 метра.
Самый большой квадрат бумаги (без склеек), сторона которого составляла 23 фута, был использован в 1995 г. в Вашингтоне учителем японского языка Джимом Мокфордом и его студентами для складывания огромного японского журавля.
Самой большой моделью животных пока остаётся фигура панды высотой 3 метра, которую сложили из квадрата 8 на 9 метров в декабре 1993 г. двадцать пять французских студентов в местечке Фонен-Сент-Мартин.
Самого маленького бумажного японского журавля сложил из квадрата 1 на 1 мм доктор Ватанабэ из университета Нагата (Япония). При работе он пользовался микроскопом и иглами.
Самую маленькую фигурку пахариты сложил испанский часовщик Льюис Вальденеу. Её длина составляла всего треть миллиметра. Обследование фигурки было произведено с помощью бинокулярной лупы сотрудниками отделения санитарной микробиологии и паразитологии университета Барселоны. Ими рядом с миниатюрной пахаритой была сфотографирована блоха рода Ctenocephalides, длиной 2,03 мм с целью сравнения размеров.
Самая маленькая лодочка из бумаги, сложенная в 1990 г., по данным книги рекордов Гиннеса составила в длину 1,19 мм. Для её складывания был использован квадратик со стороной 1,5 мм.
По данным французского издания книги рекордов Гиннеса 1990 г., самый маленький бумажный самолёт размером 9 на 7 мм был сложен в 1985 г. в Швейцарии.
Три тысячи бабочек из бумаги, полученной из макулатуры, сложила в декабре 1994 г. Эвелин Джерард (Квебек, Канада).
15 декабря 1995 г. в Японии было завершено складывание двухсот тысяч бумажных журавликов, которые предназначались для церемонии поминания жертв атомной бомбардировки Хиросима, со дня которой прошло 50 лет. На каждой фигурке было написано имя сложившего её человека и его пожелание мира. Акция была спонсирована Международным фондом культуры в Хиросима.
Самая большая геометрическая конструкция из 2400 одинаковых модулей была собрана в течение 15 часов.

Елена Львовна Кабачинская, учитель оригами бизнес-колледжа "Балтика" СПб.
---------------------------------------------------------------------------------------
Интересно, правда?

Мастер Идей.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку