-Цитатник

Портретный вернисаж | Claude-Marie Dubufe - (0)

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...

Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...

Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия.   ...

Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)

      ...

МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Лютова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2009
Записей: 57642
Комментариев: 278030
Написано: 365841


Строгановский дворец в Петербурге: Из истории семьи Строгановых и их невского дома. Обитатели и гости Строгановского дворца

Пятница, 29 Марта 2013 г. 01:18 + в цитатник
Продолжение...



По проекту Растрелли для Сергея Григорьевича Строганова было оформлено 50 парадных интерьеров, в том числе Большой зал, Зеркальная галерея и Парадная лестница. Также архитектором были созданы разнообразные помещения служебного и хозяйственного характера, не относящиеся к этим пятидесяти комнатам. Наиболее ценные, роскошно отделанные залы, где принимали гостей, находились на втором этаже дворца, вдоль Мойки. На этом этаже также имелись и жилые покои, сосредоточенные в дальнем от Мойки конце корпуса по Невскому проспекту.

Своего рода новоселье было устроено во дворце бароном Строгановым в октябре 1754 года, когда здесь прошел костюмированный бал в честь рождения наследника престола, внука императрицы Елизаветы, великого князя Павла Петровича. «Санктпетербургские ведомости» сообщали: «В большей зале танцевали при изрядной музыке; а в прочих покоях во всю ночь подчиваны дорогими напитками, фруктами и конфектами в великом довольстве. При том же в трех больших покоях поставлены были столы, которыя с 11 часу по полудни до 7 часа по полуночи всегда были снова накрываемы, за которыя маски попеременна садилися, ибо за утеснением месте всем вдруг за оными уместиться было не возможно» . Среди приглашенных были придворные дамы и кавалеры, иностранные купцы и министры зарубежных государств.

Барон С. Г. Строганов поселился в новом дворце осенью 1754 года и прожил в нем два года. После смерти первого владельца дом перешел к его единственному сыну Александру, получившему в 1761 году из рук императрицы Марии-Терезии графское достоинство вместо баронского титула, а в 1798 году ставшего графом Российской империи.

Родословное, или генеалогическое древо Строгановых:

Граф Александр Сергеевич Строганов (1733-1811) — наиболее известный представитель рода Строгановых. Он был президентом Академии художеств, первым директором Публичной библиотеки, членом Государственного совета, инициатором строительства Казанского собора, активным масонским деятелем, знаменитым коллекционером и благотворителем. К. Н. Батюшков называл его «просвещенным покровителем и другом наук и художеств» и «любезнейшим и добрейшим из людей»

Собранная им коллекция произведений искусства и минералов заложила основы музейного дела в России, а дворец у Зеленого (Полицейского) моста стал настоящим храмом искусства и просвещения. Страсть к собиранию предметов старины, икон, гравюр, ценных книг, картин, ювелирных изделий он унаследовал от своего отца, нежно любившего его С. Г. Строганова, создателя первой частной картинной галереи Петербурга. Еще в юности, во время длительных путешествий по Европе, Александр Сергеевич начал интересоваться редкими картинами и «куриозными вещами».

О внешнем облике А. С. Строганова мы можем судить по известному посмертному (1814) портрету кисти А. Г. Варнека, на котором граф изображен в костюме кавалера ордена святого Андрея Первозванного, с развернутым на коленях планом Академии художеств, Казанским собором в окне и скульптурой Юпитера-Аммона. (Эта статуя с надписью «ARS ÆGIPTIACA PETROPOLI RENATA. MDCCCX» — Искусство египетское в Петербурге возобновлено. 1880 — по сей день находится в Физическом кабинете дворца). Казанский собор изображен на заднем плане как главный итог жизненного пути графа Строганова.

Именно в семье крепостных А. С. Строганова в 1759 году появился на свет будущий знаменитый русский архитектор Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814). Он родился на Урале, в Новом Усолье. По одной из версий о происхождении Воронихина, он на самом деле был незаконнорожденным сыном графа Строганова . Так или иначе, граф оценил талант юноши и отправил его учиться в Москву, а в 1779 году Андрей приехал в Петербург и поселился в Строгановском дворце. Тогда же одаренный крепостной получает хорошее домашнее образование вместе с сыном хозяина Павлом Строгановым (их учителем и воспитателем был французский политический деятель и математик Шарль-Жильбер Ромм). В 1786 году крепостной художник Воронихин получил вольную, а вернувшись из длительного путешествия в 1790 году, вновь стал жить в Строгановском дворце.

Именно в это время по заказу высокообразованного мецената А. С. Строганова начинается перестройка интерьеров дворца по проекту архитектора Ф. И. Демерцова. А. С. Строганову принадлежала идея приспособления дома ко вкусам нового времени, когда на сцену вместо барокко выходит классицизм. К тому же, огромная коллекция живописных полотен, скульптуры, минералогических образцов, нумизматики, предметов прикладного искусства, книг — всё это требовало дополнительных специальных помещений. Для подраставшего наследника, Павла Строганова, также было нужно оборудовать апартаменты. Решение о перестройке было окончательно принято графом в середине 1780-х годов.

Архитектор Федор Демерцов (1762-1823) тоже первоначально был крепостным (князя П. Н. Трубецкого), но затем окончил рисовальную школу, получил вольную и поступил на службу к графу А.С. Строганову. Многие историки предполагают, что именно под руководством Демерцова Воронихин получил систематические знания в области архитектуры и строительства. Воронихин помогал Демерцову в отделке интерьеров Строгановского дворца, а затем начал разрабатывать и самостоятельные проекты. К 1791 году Демерцов построил во дворе на месте хозяйственных построек два новых флигеля, замкнувшие пространство прямоугольного двора. К возвращению Павла Строганова и Воронихина из-за границы Демерцов также закончил перестройку ряда парадных интерьеров.

В период 1788-1793 гг. Демерцов и Воронихин создали великолепный ансамбль интерьеров в стиле классицизма, в том числе Картинную галерею, Парадную столовую и Минеральный кабинет. Воронихин принимал участие в этих работах с 1791 года, после возвращения из-за границы вместе с сыном владельца П. А. Строгановым (подобные длительные путешествия входили в систему образования, принятую в аристократических семьях). В частности, Воронихин выполнил переделки на половине молодого П. А. Строганова (в южном корпусе дворца — во дворовом флигеле, параллельном Невскому проспекту), перестроил Парадную лестницу и спроектировал необыкновенный Физический кабинет в египетском стиле. Кабинет представлял собой алхимическую лабораторию.

Физический кабинет предназначался для египетской коллекции, но имел еще и важное символическое значение: он завершал восточную анфиладу дворца, включавшую Минеральный кабинет и Картинную галерею и придавал всей анфиладе значение этапов на масонской дороге посвящения. Предполагают также, что зал был местом алхимических опытов и святилищем масонов . Из окна кабинета открывался вид на стройку главного детища А. С. Строганова-«каменщика» — Казанского собора. Созданием Физического кабинета Александр Сергеевич завершил формирование музея в своем петербургском доме. Сегодня о былом убранстве кабинета напоминают лишь колонны с лотосовидными капителями у портала и упоминавшееся выше гранитное изваяние Юпитера (вытесано из гранита в 1810 году Самсоном Сухановым). Пока что Физический кабинет Строгановского дворца для осмотра закрыт. Будет ли он включен в экспозицию, неизвестно.

Опыт архитектурной реконструкции Физического кабинета

Среди оформленных Демерцовым и Воронихиным интерьеров выделялся Минеральный кабинет с обходными хорами под куполом, устроенный в дальнем от Мойки торце корпуса по Невскому проспекту. Здесь хозяин смог разместить свою обширную коллекцию образцов горных руд и минералов, а также собрание редких книг по геологии и минералогии. Также была построена Картинная галерея, в которой граф расположил скульптуру и предметы декоративно-прикладного искусства, а также развесил полотна Рембрандта, Боттичелли, Рубенса и других выдающихся западноевропейских мастеров (частично доставшиеся в наследство от отца, частично — приобретенные во время многочисленных путешествий). Картинная галерея Строгановых была одной из лучших частных коллекций западноевропейской живописи в России, и впоследствии ее экспонаты перешли в собрание Эрмитажа.

Некоторые исследователи также предполагают, что Воронихин заканчивал отделку бывшей Зеркальной галереи, перестроенной Демерцовым в Парадную столовую (она же Угловой зал) . Сохранилась выполненная Воронихиным акварель «Вид Парадной столовой», показывающая помещение в полном блеске. Тогда еще существовали статуи, установленные на пьедестале в нарядных нишах в стене; сейчас ниши пустуют, но в дальнейшем реставраторы планируют вновь поместить в ниши Углового зала скульптуры, как было предусмотрено замыслом Воронихина

Соседнее по невской анфиладе помещение, Старая передняя, также, возможно, было оформлено Воронихиным. При первом владельце дворца бароне С. Г. Строганове это было просторное помещение с плоским потолком, широким арочным порталом с колоннами и четырьмя окнами, выходящими на Невский проспект. Облик этой комнаты задумал изменить А. С. Строганов. Именно при нем появился фальшивый коробовый свод с люнетами. Пилястры в простенках между окнами и на остальных стенах были украшены барельефами с играющими путти. Точный автор этого обновленного убранства не известен, но отделка помещения появилась не позднее 1811 года, и вполне вероятно, что оформлением комнаты занимался как раз А. Н. Воронихин, с 1802 года ставший профессором Академии художеств.

В изменении отделки старых парадных интерьеров в корпусе по набережной Мойки Воронихин тоже, по всей видимости, принимал участие. Эта часть дворца была пожалована графом сыну, Павлу Строганову. Здесь, в частности, находится Большой танцевальный зал, созданный Растрелли и несколько видоизмененный Воронихиным. В результате получился своеобразный синтез искусства барокко и классицизма (подробнее см. выше в описании самого зала).

В 1793 году после завершения отделочных работ в основных помещениях дворца Воронихин написал большую акварель с изображением графской Картинной галереи, за что получил первое академическое звание «назначенного» в академики , а через три года ему было присуждено звание «академика перспективной и миниатюрной живописи» . Воронихин жил в Строгановском дворце до 1801 года. В этом году он женился и переехал в собственную квартиру. В этом же году при поддержке А. С. Строганова Воронихин стал строителем Казанского собора. Сам А. С. Строганов, бывший председателем попечительского совета по строительству Казанского собора, скончался вскоре после его освящения в 1811 году.

Граф А. С. Строганов постоянно вращался в кругу коллекционеров, литераторов и художников, увлекался собирательством шедевров живописи, медалей и монет, редких рукописей. При нем дворец посещался почти всеми видными художниками и писателями. В Строгановском дворце бывали, например, такие известные деятели культуры, как литераторы Д. И. Фонвизин и Г. Р. Державин, баснописец И. А. Крылов, переводчик «Илиады» Н. И. Гнедич, композитор Д. С. Бортнянский, художник Д. Г. Левицкий, скульптор И. П. Мартос. Будучи президентом Академии художеств, А. С. Строганов опекал молодые таланты, покровительствовал скульпторам Мартосу и Гальбергу, дружил с такими художниками, как Варнек, Егоров, Левицкий, Щукин. Именно он выпестовал архитектора Воронихина и дал дорогу целой плеяде других талантливых мастеров

В Картинной галерее Строгановского дворца проходили занятия воспитанников Академии художеств. Граф А. С. Строганов был известным гурманом и хлебосолом, и его дом был знаменит в столичном Петербурге своими роскошными обедами (впрочем, «бефстроганов», или «говядина по-строгановски» — гораздо более позднее гастрономическое изобретение времен Александра Григорьевича Строганова (1795-1891), дававшего открытые обеды в Одессе).

Описание обеда в Строгановском дворце в конце XVIII века можно прочитать у М. И. Пыляева: «У графа Строганова, как у римского гастронома, был устроен триклиний — род столовой, где, подобно изнеженным грекам или римлянам, гости лежали за столом на постели, облокотясь на подушку. Здесь убранство напоминало великолепие и роскошь древнего Рима, полы были устланы мягкими дорогими коврами, стены были покрыты живописью с изображением сатиров <...>. Подушки и матрасы были набиты лебяжьим пухом и имели великолепные покрывала <...>. Столы не уступали в роскоши: они были мраморные с мозаикой, или дорогого какого-нибудь пахучего дерева; по углам дымились благовонные куренья, столы гнулись под тяжестью золотой, серебряной и хрустальной посуды <...>. Первое — закуска, которая состояла из блюд, возбуждающих аппетит <...>. Во второй перемене подавались тоже пикантные блюда: лосиные губы, разварные лапы медведя, жареная рысь <...>. Затем шли жареные в меду и масле кукушки, налимьи молоки и свежая печень палтуса; третья перемена была — устрицы, дичь <...>. Как салаты здесь подавались соленые персики, очень редкие тогда ананасы в уксусе и т.д. Если гость чувствовал себя сытым, то он, как древний эпикуреец, щекотал себе в горле пером, производил тошноту и давал место для новой пищи. Этот обычай <...> не считался вовсе неприличным. После ужина шла попойка...» .

В начале XIX века граф А. С. Строганов устраивал торжественные обеды уже в Парадной столовой, отделанной Демерцовым и Воронихиным. В этом же помещении после смерти графа находилось его тело, к которому в течение целой недели приходили попрощаться люди. По случаю кончины А. С. Строганова Жозеф де Местр, посланник сардинского короля в Петербурге в 1803-1817 гг., писал: «Граф был добр, его любили, и он тратил много денег. С ним ушло то, что называют старым двором и старинным русским барством» .

Любопытно, что при всей роскоши интерьеров в Строгановском дворце при А.С. Строганове не было спальни (парадной опочивальни), на что обратил внимание тот же Жозеф де Местр: «В огромном его дворце не было у него ни спальни, ни даже постоянной постели, а спал он на манер старосветских россиян или на диване, или на маленькой походной кровати, которую ставили то тут, то там по его фантазии» . Оба брака А.С. Строганова оказались несчастливыми, и с 1779 года он жил во дворце без спутницы жизни.

После смерти А. С. Строганова дворец перешел к его сыну Павлу Александровичу Строганову (1772-1817) — государственному деятелю, герою войны с Наполеоном. Как уже упоминалось, воспитателем Павла был Шарль-Жильбер Ромм, вместе с которым он и крепостной художник Воронихин совершали длительные путешествия по России и Европе (Женева, Париж). Они оказались в Париже в 1789 году и стали свидетелями революционных событий. Павел Строганов под влиянием наставника даже стал якобинцем и вступил в клуб «Друзей Закона» (сам Ромм закололся в тюремной камере после поражения революции, будучи приговоренным к гильотине, в 1795 году). Узнав о крамольном поведении Строганова в «бунташной» Франции, Екатерина II приказала отозвать своего подданного на родину в 1790 году . До 1796 года Павел жил в основном в подмосковном имении Братцево, где и женился на княжне Софии Голицыной, младшей дочери «усатой княгини» Н. П. Голицыной (последняя была прототипом «Пиковой дамы»).

С воцарением Павла I Павел Строганов возвращается в столицу, становится действительным камергером, сенатором, получает пост товарища министра внутренних дел. Он также отличился в нескольких военных кампаниях, а затем в Отечественной войне 1812 года (портрет Павла Строганова можно увидеть в Военной галерее Зимнего дворца), командовал дивизией и корпусом, был несколько раз ранен.

У Павла и Софьи было четыре дочери и единственный сын, Александр Павлович Строганов (1794-1814), погибший на поле боя в сражении при Краоне (1814), в котором он участвовал вместе с отцом.

Возможно, под влиянием бесед с вдовой Павла Строганова, Софьей Владимировной, у Пушкина родилось столь эмоциональное и яркое описание трагической гибели Александра Строганова и горя его отца, приведенное в черновой рукописи к шестой главе «Евгения Онегина»:

О страх! о горькое мгновенье!
О Строганов, когда твой сын
Упал, сражен, и ты один,
Забыл ты славу и сраженье
И предал славе ты чужой
Успех, ободренный тобой.

Известие о смерти сына совершенно сломило Павла Александровича, он оставил армию и через 3 года умер на борту фрегата «Святой Патрикий», близ Копенгагена, направляясь для лечения в Португалию .

Владелицей дворца в Петербурге стала его вдова, придворная дама Софья Владимировна Строганова (Голицына) (1775-1845), которая на протяжении почти 30 лет самостоятельно управляла доставшимися ей громадными имениями и сумела привести их в блестящее состояние. (Благодаря особому царскому указу о нераздельном имении (майорате), Софья Владимировна становилась пожизненной распорядительницей всего строгановского имущества, а графский титул и фамилия передавались мужу старшей из четырех дочерей ).

Строгановским дворцом, равно как и прочими имениями, графиня владела до своей смерти в 1845 году. Софья Владимировна была исключительно образованной, умной и обаятельной женщиной, очень хорошо рисовала, увлекалась литературой и музыкой. На следующей акварели Ермолая Ивановича Есакова (1790-1840), (он был домашним художником Строгановых и учил рисованию детей Павла Александровича ), графиня Софья Владимировна запечатлена в траурном платье в Малом кабинете (Малой библиотеке) Строгановского дворца. Обратите внимание на висящие на стене портреты ее сына и дочерей, а также покойного мужа.

Графиня продолжала начатое тестем (А. С. Строгановым) дело: из своих средств увеличила количество стипендий воспитанникам Академии художеств, приглашала во дворец выдающихся художников и литераторов. Завсегдатаем дома Строгановых в этот период по-прежнему оставался баснописец Крылов, дворец посещали Жуковский и Державин, Гнедич и Боровиковский, Мартос и Карамзин. В знаменитой Картинной галерее Строгановых бывали представители высшей знати и люди искусства. Во дворце на Невском графиня Софья Владимировна, особенно после войны 1812 года, часто устраивала русские обеды, главным участником которых был И.А. Крылов. Воспитатель детей Строгановых Н.М. Колмаков пишет: «В тот день, когда он заявлял о своем приходе, весь обеденный стол заготовлялся в русском духе: щи, каша, пироги, кулебяка и все прочее, что Русью пахло. Притом все присутствующие должны были говорить по-русски, в противном случае назначалось взыскание» .

Софья Владимировна даже состояла в определенном родстве с Пушкиным, через жену поэта, Наталью Николаевну Гончарову. Если говорить точнее, то отец мужа (и четвероюродного брата) Софьи Владимировны, Григорий Александрович Строганов (1770-1857), был двоюродным дядей Натальи Николаевны . Григорий Александрович был очень дружен со своим свойственником Пушкиным. Именно он возглавил опеку над детьми и имуществом А. С. Пушкина и взял на себя материальные расходы, связанные с похоронами поэта. Он же уговорил митрополита Серафима разрешить погребение Пушкина по христианскому обряду, что тот сначала запретил, считая смерть на дуэли равносильной самоубийству.

При Софье Владимировне в 1833 году архитектор И.И. Шарлемань сделал во дворе дворца пристройку к западному корпусу (у которого сейчас стоят сфинксы). Заурядная пристройка закрыла собой часть растреллиевского фасада и, хотя сохранилась до наших дней, считается откровенно неудачной, поскольку выполнена без учета сочной пластики Растрелли . В 1842 году П. С. Садовников надстроил южный дворовый флигель дворца, придав ему черты стиля Растрелли. Ранее часть корпуса имела три этажа, а часть — только два. Садовников подвел весь корпус под общий карниз.

После смерти Софьи Владимировны хозяйкой Строгановского дворца стала ее старшая дочь графиня Наталия Павловна (1796-1872), мужем которой был ее четвероюродный брат граф Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882) (сын вышеупомянутого Григория Александровича и, соответственно, троюродный брат Натальи Николаевны Гончаровой). Молодым был выделен северный корпус Строгановского дворца вдоль Невского проспекта, а также дворовый корпус с Картинной галереей.

После кончины Наталии Павловны всеми владениями Строгановых управлял Сергей Григорьевич, ставший главой майората (неделимого имения) Строгановых. В молодости Сергей Григорьевич участвовал в войне с Наполеоном, отличился в Бородинском сражении, был среди русских войск, триумфально шествовавших по Парижу в 1814 году. Впоследствии граф проявил себя как выдающийся государственный деятель, археолог, меценат, коллекционер, основатель бесплатной рисовальной школы — Строгановского училища в Москве, руководитель многотомного издания «Древности Российского государства». Он также был основателем Императорской Археологической комиссии, которая работала в Строгановском дворце на Невском в течение 23 лет. Сергей Григорьевич не любил современного искусства, но почитал древнее и поэтому существенно пополнил фамильную коллекцию картин, икон, ценных монет . На следующей фотографии виден кабинет графа Сергея Григорьевича Строганова.

Кабинет С. Г. Строганова находился в северном корпусе дворца, параллельном Невскому проспекту, и граничил с Арабесковой гостиной. Сегодня от убранства этой длинной комнаты ничего не осталось, а в бытность Сергея Григорьевича это был рабочий уголок, насыщенный разными предметами, отражавшими его профессиональные и любительские интересы: книгами, разными редкостями, монетами, картинами, вазами и другими художественными произведениями.

Помимо его собственной коллекции, хорошее собрание монет досталось С. Г. Строганову после смерти старшего сына Александра (1818-1864), известного нумизмата. Другой его сын, Павел Сергеевич (1823-1911), перестроивший дом на улице Чайковского (Сергиевской) по проекту И. Монигетти, был известен своим собранием живописи. Еще один сын С. Г. Строганова, Григорий Сергеевич (1829-1911), тоже имел богатейшую коллекцию картин и книг.

Последним владельцем Строгановского дворца был внук Сергея Григорьевича — граф Сергей Александрович Строганов (1852-1923), которому дворец принадлежал с 1882 года и вплоть до революции. При нем во дворе Строгановского дворца в 1908 году был устроен небольшой сад, куда с перестроенной Строгановской дачи были перенесены мраморные статуи и вазы, а также пара уже знакомых нам гранитных сфинксов конца XVIII века, которые фланкируют вход в пристройку Шарлеманя . Это хотя бы отчасти компенсировало утрату знаменитого большого Строгановского сада на Выборгской стороне в Петербурге. Вид сада Строгановского дворца в 1920-х годах:

Сергей Александрович Строганов с молодости посвятил себя морской службе. В частности, он принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и был награжден крестом св. Георгия. Его жена, фрейлина императрицы княжна Евгения Александровна Васильчикова, скончалась вскоре после свадьбы от брюшного тифа. Убитый горем Строганов вышел в отставку в 1885 году в чине капитала 2 ранга и значительное время проводил в имении Волышово, активно увлекаясь охотой (тогда как громадный дворец в Петербурге годами оставался необитаемым). Брак Сергея Александровича остался бездетным. Граф скончался во Франции, и с его смертью прервалась мужская линия рода Строгановых.

Одна из последних представителей рода Строгановых – Елена Андреевна (Элен), баронесса де Людингаузен (Hélène de Ludinghausen) (р. 1942) — живет сейчас в Париже. Элен получила прекрасное образование, путешествуя по Европе и Америке, и всю жизнь проработала модельером в фирме Ив Сен Лорана. Она вышла замуж в Англии и имеет массу друзей во многих странах и свободно владеет несколькими языками, в том числе русским. В 1992 году Элен побывала в Петербурге и была поражена тем, как обветшали построенные ее предками храмы и дворцы. В том же годы по ее инициативе был создан Международный Строгановский фонд для восстановления строгановского наследия. На средства Строгановского фонда реставрируются храмы и дворцы.

В 1996 году в частично отреставрированном Строгановском дворце побывала ее мать Ксения Александровна Людингаузен (Щербатова-Строганова) и другие члены и гости Строгановского фонда, в том числе сама Элен с мужем.

Судьба Строгановского дворца после революции и в наше время

В 1918 году Строгановский дворец был национализирован и превращен в дом-музей, с 1925 года ставший филиалом Государственного Эрмитажа. Однако уже в 1929 году музей закрыли, а уникальные строгановские коллекции оказались распроданы или расхищены и лишь частично переданы Эрмитажу и другим музеям (среди них Русский музей, Музей минералогии, Российская национальная библиотека и др.). Часть вещей пропала бесследно, многое было распродано через «Антиквариат», «Ленгосторг» и «Госфонд» . Некоторые предметы коллекции были проданы на аукционе 1931 года в Берлине.

С 1930-х годов во дворце разместился Институт прикладной ботаники и новых культур (ныне — Всероссийский институт растениеводства им. Н. И. Вавилова), из-за чего интерьеры начали претерпевать серьезные испытания. С 1937 года здание занимали также различные другие организации («Электромортрест», предприятие «Эра»), а также жильцы. До Великой Отечественной войны даже проводились некоторые реставрационные работы, но в результате бомбежек здание стало заметно ветшать. После войны ремонтные работы возобновились, фасады были расчищены и покрашены в зелёный цвет, впервые появившийся на дворце еще раньше, в 1935 году. В 1955 году возобновляется арендный договор с 6-м управлением Государственного комитета по судостроению, и из-за секретного характера деятельности интерьеры серьезно искажаются и уродуются. Всюду возникают перегородки, пробиваются отверстия и каналы, монтируются сейфы.

Первые призывы к тому, чтобы освободить Строгановский дворец от арендаторов и вернуть ему музейные функции, раздались в начале 1970-х годов, но решение этого вопроса затянулось на долгие годы. Лишь в 1988 году Строгановский дворец получил статус филиала Государственного Русского музея. Только тогда появились условия для работ по ликвидации последствий пребывания арендаторов и обследованию архитектуры дворца. Перед реставраторами предстала удручающая картина: в результате многочисленных перепланировок дворцовые интерьеры оказались в обезображенном и искаженном состоянии, с разнообразными бытовыми наслоениями. С тех пор уже в течение двадцати лет в Строгановском дворце ведутся серьезные реставрационные работы, которые курирует Ирина Николаевна Бенуа. В 2003 году завершилась реставрация фасадов здания с восстановлением первоначальной окраски .

Реставрационные работы во дворце требуют огромных затрат, и большую помощь в этом отношении оказывают Фонд восстановления дворцов Русского музея и благотворительный Международный Строгановский фонд.

Впервые для обозрения Строгановский дворец был открыт в 1995. Официальное открытие состоялось в 2003 году. С тех пор для жителей и гостей города открыта экспозиция, которая начинается в Новой передней и постоянно совершенствуется. Предполагаемое время завершения всех работ — 2014 год. К тому времени, вероятно, откроется еще несколько отреставрированных интерьеров.

На данный момент, помимо парадных залов Строгановского дворца, составляющих филиал Русского музея, в здании размещается экспозиция восковых фигур и бутик «Музей шоколада» (это именно магазин, а не музей).

Во внутреннем дворе Строгановского дворца сооружен стеклянный ресторан, уничтоживший старый сад с вековыми деревьями.

Ворота восточного корпуса со стороны внутреннего двора дома:

Большинство предметов искусства из Строгановского дворца сегодня сосредоточено в Эрмитаже. Еще в 1928 году туда перевели 562 предмета музейного значения, а после ликвидации дворца Эрмитаж получил всю нумизматическую коллекцию Строгановых, а также гравюры, книги, античный саркофаг из строгановского сада, малахитовую вазу, мебель и многое другое.


источник
Рубрики:  Архитектура
Дворцы, замки и крепости
Метки:  

Процитировано 27 раз
Понравилось: 21 пользователям

Анюшка-Березняки   обратиться по имени Пятница, 29 Марта 2013 г. 02:34 (ссылка)
Большое спасибо! Великолепная экскурсия по Строгановскому Дворцу в Санкт-Петербурге! Очень интересная познавательная история о семье Строгановых!
Ответить С цитатой В цитатник
Анюшка-Березняки   обратиться по имени Пятница, 29 Марта 2013 г. 02:53 (ссылка)
Благодарю! Очень интересный познавательный пост о Строгановском Дворце!
Ответить С цитатой В цитатник
Лелеева   обратиться по имени Пятница, 29 Марта 2013 г. 09:28 (ссылка)
Благодарю за прекрасную прогулку и замечательную историю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Ipola   обратиться по имени Пятница, 29 Марта 2013 г. 17:31 (ссылка)
Спасибо!
АХ! (255x135, 48Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Марта 2013 г. 17:40ссылка
Хорошего вечера!
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Марта 2013 г. 22:49ссылка
Спасибо, хотя хорошим его назвать трудно... Внук и муж оба с температурой... не дом, а лазарет)))
lusia57   обратиться по имени Пятница, 29 Марта 2013 г. 19:40 (ссылка)
Очень интересно. Мне понравилось.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Пахалина_Наталья   обратиться по имени Пятница, 29 Марта 2013 г. 22:34 (ссылка)
Оксана, материал великолепный, спасибо! Два года назад была в Питере и посчастливилось побывать в Строгановском дворце. С болью слушала экскурсоводов, которые рассказывали, как все расхищалось, с каким трудом удавалось отстаивать ценности дворца! Музей великолепный, его нужно видеть воочию! Ещё раз спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Марта 2013 г. 22:47ссылка
Благодарю Вас за впечатления)))
TimOlya   обратиться по имени Суббота, 30 Марта 2013 г. 19:41 (ссылка)
Спасибо Оксана за историю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Тамара35   обратиться по имени Воскресенье, 31 Марта 2013 г. 22:33 (ссылка)
Спасибо за рассказ.Возмущению безалаберностью нашей и скотским отношением к своей культуре нет предела.
Ответить С цитатой В цитатник
Kontaza   обратиться по имени Воскресенье, 21 Апреля 2013 г. 21:57 (ссылка)
Благодарю, Оксаночка, во второй части нашла ответы на многие вопросы, да и на те фантазии и ощущения, которые меня сопровождали при посещении дворца. Очень интересно и познавательно. Будем надеяться, что хотя бы часть сокровищ вернутся на место. Спасибо созданному Фонду!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Юфан   обратиться по имени Понедельник, 06 Мая 2013 г. 21:56 (ссылка)
спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку