-–убрики

 -‘отоальбом

‘отоальбом закрыт дл€ неавторизованных и пользователей из черного списка. «арегистрироватьс€!

 -¬сегда под рукой

 -

Ѕыстрый переход по страницам блога Ќаталиная:

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ќаталиная

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 11.12.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 89880

»саак Ћевитан. ” омута.

¬торник, 10 январ€ 2017 г. 17:58 + в цитатник


»саак Ћевитан. ” омута.
1892. ’олст, масло. 150 x 209. “реть€ковска€ √алере€, ћосква, –осси€.

1890-е годы Ч врем€ расцвета мастерства Ћевитана, его широкого признани€ и попул€рности у ценителей искусства. Ќо жизнь его и в эти годы отнюдь не была безоблачной, лишенной горестей и т€гот. Ќе случайно р€дом с пейзажами, утверждавшими красоту русской природы и един€щих с ней мыслей и чувств, в его творчестве есть и драматические образы, в которых живет пам€ть о несовершенстве действительности. “ак, даже прославившись, он "все-таки посто€нно терпел всевозможные непри€тности из-за своего еврейства". ¬ то самое врем€, когда он в 1892 году работал над ¬ечерним звоном, началось выселение из ћосквы лиц еврейской национальности, и в один "прекрасный" день Ћевитану было предписано, как "некрещеному еврею", в двадцать четыре часа покинуть город.

Ќесмотр€ на протесты художественной общественности, живописцу пришлось какое-то врем€ жить то в “верской, то во ¬ладимирской губерни€х, пока хлопоты друзей и сознающих абсурдность совершившегос€ вли€тельных лиц (в том числе и ѕавла “реть€кова), не позволили ему вернутьс€ в ћоскву.

ѕерва€ среди картин своеобразной драматической трилогии, созданной Ћевитаном в первой половине 1890-х годов, Ч "” омута" (нар€ду с "¬ладимиркой" и "¬ечным покоем").

¬ 1891 году Ћевитан вместе с  увшинниковой жил в имении ѕанафидиных ѕокровское в “верской губернии. ¬ поисках новых образов художник бесконечно бродил по болотистым лесам и, хот€ сначала был подавлен угрюмой местной природой и посто€нной непогодой, все-таки работа его захватила, а спуст€ год он представил свою новую картину, о которой уже заговорила вс€ ћосква.

 огда всматриваешьс€ в достаточно большое полотно Ђ” омутаї, по€вл€етс€ тревожное мистическое чувство. ¬первые живописец не просто любуетс€ природой, а словно констатирует факт ее изначально скрытого могущества. „ерез неширокую, темную и, казалось бы, спокойную реку, котора€ уже размыла плотину, перекинуты старые доски и скользкие бревна. Ќа другом берегу зовет за собой продолжающа€с€ светла€ тропинка, но там сгущаетс€ мрачный лиственно-хвойный лес, а над ним хмуритс€ неспокойное вечернее небо. «ловеща€ сумеречность переданного состо€ни€ рождает ощущение страха и неуверенности Ц а стоит ли туда идти, через это гиблое место? » нужно ли человеку врем€ от времени вгл€дыватьс€ в бездну?

Ќаписанна€ под впечатлением от омута, предание о котором некогда вдохновило ѕушкина на создание "–усалки", картина тем не менее лишена мифопоэтического, фантастического оттенка. —корее прав Ќестеров, считавший, что в этой картине запечатлено "нечто пережитое автором и воплощенное в реальные формы драматического ландшафта", и изображение этого сумеречного "гиблого места" есть проекци€ в природу драматизма внутренней жизни Ћевитана в то врем€.

¬ московской художественной среде это полотно вызывало как гор€чо восторженные, так и абсолютно холодные отклики. Ќовую картину приобрел дл€ своей коллекции ѕавел “реть€ков.

¬ 1893-1894 годах Ћевитан работал над третьей, наиболее масштабной картиной своего драматического цикла Ч "Ќад вечным покоем" (1894), в которой его "мышление в образах" обрело почти натурфилософский, планетарный в своей сущности масштаб. ¬ письме к “реть€кову он признавалс€ даже, что в этой картине он "весь, со всей своей психикой, со всем своим содержанием".

√авриил ƒержавин.
6 июл€ 1816.
–ека времен в своем стремленьи
”носит все дела людей
» топит в пропасти забвень€
Ќароды, царства и царей.
ј если что и остаетс€
„рез звуки лиры и трубы,
“о вечности жерлом пожретс€
» общей не уйдет судьбы. .

¬.Ћось близок к тому, чтобы сформулировать смысл картины, но неточен в наблюдении: "—овсем иное световое решение было найдено живописцем в картине "” омута", точно соответствующему ее содержанию. Ћевитан передал в картине ощущение тревоги, взволнованной таинственности. ”зка€ тропинка, шаткие мостик из бревен, перекинутый над омутом, уводит зрител€ от светлой водной поверхности, подсвеченной догорающей зарей, к лесной чащобе, погружающейс€ в сумрак".

ѕравильнее, наверное, говорить не о тревоге, а об опасности места. “ропинка совсем не узка€, а мостик из трех толстых бревен без пошатни, но поскользнутьс€ и упасть легко. ¬одна€ поверхность не светла€, а черна€: светлость от отраженного неба. ¬ажна€ особенность мостика в направленности бревен: они расположены так, что при любом положении зрител€ они смотр€т пр€мо на него. Ёто значит, что при всей опасности перехода путник вынужден продолжить путь на ту сторону по мосту. Ќа той стороне дорога становитс€ хуже - в одну узкую доску. » очень скоро упираетс€ в глухой лес. ¬.Ћось не отмечает еще одну мрачную деталь: темное небо за лесом. «начит, пройд€ опасное место, углуб€сь в темный, хмурый лес и, возможно, избегнув непри€тностей, путник не выйдет из т€желого положени€ - небо (будущее) не обещает облегчени€.

ќпасность, трудность и нова€ опасность, наконец, безнадежность жизненной ситуации - вот иде€ картины.
—.—андомирский

—ери€ сообщений "истори€ картины":
„асть 1 - Ћевитан "” омута"
„асть 2 -  орабельна€ роща Ўишкин ».
...
„асть 32 - —кандальный ЂЌеравный бракї
„асть 33 - ≈лочный торг. Ѕорис ћихайлович  устодиев.
„асть 34 - »саак Ћевитан. ” омута.
„асть 35 - "ќп€ть двойка" - сама€ €рка€ картина детства
„асть 36 - »ль€ √лазунов. –ынок нашей демократии.
...
„асть 40 - ћиллион алых роз Ќико ѕиросмани
„асть 41 - Ђƒама с горностаемї Ћеонардо ƒа ¬инчи
„асть 42 - 13 символов, зашифрованных в картине –ембрандта Ђѕрощание гречанкиї

–убрики:  живопись
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 9 пользовател€м



chaslyudmila   обратитьс€ по имени —реда, 11 январ€ 2017 г. 10:07 (ссылка)
ќгромное спасибо-потр€сена прочитанныи и рскрыла дл€ себ€ не увиденное!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬алентина-л   обратитьс€ по имени —реда, 11 январ€ 2017 г. 10:32 (ссылка)
ќоочень интересно!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћили€_Ћинникова   обратитьс€ по имени —реда, 11 январ€ 2017 г. 14:05 (ссылка)
Ѕольшое спасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку