Название: «Стритрейсеры»
Жанр: боевик
Длительность: 103 мин
Страна: Россия
Год: 2008
Режиссер: Олег Фесенко
В ролях: Алексей Чадов, Марина Александрова, Эльвира Болгова, Алексей Гуськов, Николай Чиндяйкин, Станислав Бондаренко
Автор сценария: Олег Фесенко, Андрей Либенсон, Ануш Варданян
Оператор: Арунас Баразнаускас
Композитор: Дмитрий Таравков
Продюсер: Сергей Даниелян, Рубен Дишдишян, Арам Мовсесян
Сюжет
Знакомство с красавицей Катей приводит недавнего дембеля Степана в мир питерских стритрейсеров, заправляет в котором некто Докер. Разбив во время гонки предоставленный Докером автомобиль, Степан попадает к нему в зависимость. В таком положении находятся многие члены стритрейсерского «братства», из которых Докер сколотил подобие банды, привлекаемой им к нелегальным операциям с крадеными автомобилями. Узнав об этом, Степан и Катя пытаются оставить уличные гонки. Ситуация становится смертельно опасной когда в дело вмешиваются могущественные покровители Докера.
Постановка фильма
Наконец-то наш зритель дождался доморощенного субкультурного фильма. Фильм «Стритрейсеры» рассказывает, естественно, о мире уличных автогонок. Авторы явно вдохновлялись американским кино хитом «Форсаж» (The Fast and the Furious, 2001).
Альтернативный слоган фильма сообщал нам – это «Русский форсаж»! В принципе ничего страшного в этой детской страсти к обезьянничанью нет – многие через это проходили, не мы первые, не мы последние. Авось что-то достойное и вырастет из этих экзерсисов на заданную тему. Потому не стоило, пожалуй, ждать слишком многого от фильма. Но «Стритрейсеры» переплюнули «ожидания» даже самых отъявленных скептиков.
Для продвижения фильма создатель фильма – компания «Централ Партнершип» организовала рекламную акцию «Я – стритрейсер». В рамках акции был проведен конкурс фотографий стритрейсерских автомобилей. Победители голосования участвовали в заезде на картах, за победу в котором предоставлялось право сняться в фильме «Стритрейсеры-2».
Формальное знание материала авторы, конечно, продемонстрировали. Как в любом достойном фильме о субкультуре, вроде «Зоны высадки» (Drop Zone, 1994), «На гребне волны» (Point Break, 1991), или том же «Форсаже» (настоящем – американском), здесь присутствуют все главные компоненты жанра: атрибуты субкультуры – в данном случае навороченные авто, красивые полуголые барышни, демонстрация экстремального образа жизни, почти ковбойская крутизна всех участников действия и, наконец, криминально-романтическая история для связки и продвижения сюжета.
Постановщик трюков в фильме «Стритрейсеры» Виктор Иванов в 2005 году получил главную каскадерскую награду «Таурус» за автомобильные трюки в фильме «Превосходство Борна» (The Bourne Supremacy, 2004).
К своему сожалению, МирСоветов должен отметить, что авторы не на шутку заигрались, совсем забыв о зрителях. Стремясь к красивостям и мачистской крутизне, режиссер превратил фильм в набор не симпатичных даже, а смазливых картинок, в которых с раздражающей скоростью мелькают шины, капоты, голые бюсты, суровые лица, золотые перстни, ментовские фуражки и пр. и пр. Каждый новый эпизод от начала до конца идет в сопровождении музыки, превращаясь в шумный видеоклип, с определенного момента начинаешь с нетерпением ждать, когда же на экране наконец-то воцарится тишина.
Во время съемок фильма «Стритрейсеры» было разбито 27 автомобилей.
Стремление к совершенству, в том виде в каком его понимают авторы, привело к тому, что персонажи если и говорят, то только афоризмами. К сожалению, Козьмы Пруткова среди членов съемочной группы не оказалось, поэтому зрителю приходится довольствоваться либо шутками вроде: «В музыкальной школе по какому классу учился? – По барабану!», либо какой-то несусветно пафосной ерундой: «Наш финиш – это линия горизонта!». Туда – к горизонту, сами авторы видимо и стремятся, не задумываясь, поспеют ли за ними зрители, да какие там зрители – у продюсеров и режиссера свои цели, и «их паровоз летит вперед», и в «топку» его попадает всё – в том числе и сценарий, на который авторы смотрят как на досадную мелочь, проигнорировать которую к их великому сожалению никак нельзя. А то бы было совсем хорошо – точно как в официальном слогане фильма: «Бензин. Резина. Любовь». И больше ничего. Откуда взялся такой слоган – неизвестно. Это что Минздрав проплатил такую формулировку, попросив поставить слово «резина» непосредственно перед «любовью»? Резина и любовь, любовь и резина – аудитория фильма в основном молодежная, ну и, наверно, не мешало бы еще разок напомнить о важности безопасных амурных отношений, так что ли получается?
Актерский состав
Особенно обидно за актеров – мало того, что их заставили делить съемочную площадку с ряжеными статистами-любителями, они к тому же должны «выжимать» из этого, c позволения сказать, драматургического материала хоть что-то что можно сыграть.
Для участия в фильме «Стритрейсеры» были приглашены настоящие участники уличных гонок.
Больше всего не повезло Алексею Гуськову, роль которого была сведена к паре секундных появлений перед камерой и двум-трем репликам в конце фильма. В начале даже сложилось впечатление, что персонаж Гуськова немой – он молчал почти весь фильм. У нынешних российских продюсеров наверно считается особым шиком пригласить сниматься известного актера, и затем урезать его роль до ничего незначащего эпизода. Похожая ситуация была с Юозасом Будрайтисом в фильме «Волкодав» (2006) – несколько секунд экранного времени где-то в углу кадра и одна реплика. В такой ситуации основная нагрузка выпала на Алексея Чадова.
Пожалуй, многие согласятся с мнением МирСоветов, мы считаем, что Алексей Чадов – первая полноценная молодежная звезда российского кино, именно он привлек в залы широкую аудиторию молодых зрителей. Однако одного присутствия любимого актера все-таки маловато, нужно качественное кино. Хороший актер в плохом фильме – это совсем не то сочетание, которое нужно зрителю.
«Стритрейсеры» из разряда тех фильмов, после просмотра которых чувствуешь себя уставшим – они не дают скучать, но при этом сильно утомляют. Постоянное желание авторов «догнать и перегнать» голливудские образцы, с которых собственно и делались «Стритрейсеры» не пошло фильму на пользу. В погоне за яркой «картинкой» режиссер забывает обо всем – о сценарии, актерах, здравом смысле. Планы, снятые с использованием операторских трюков и ухищрений заполняют фильм под завязку, не давая зрителю продохнуть. Похожая ситуация складывается и с музыкой. Приятно конечно, что авторам удалось раздобыть права на использование многих хитов, в том числе и знаменитой группы Rasmus, но не в таких же количествах и не с такой частотой – это все-таки кино, а не музыкальный видеоклип. 2,5 балла из пяти – остается надеяться, что вторая часть будет удачнее.