-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в —вето€ра

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.10.2009
«аписей: 4440
 омментариев: 10163
Ќаписано: 16021

≈гипетска€ мифологи€

¬торник, 18 январ€ 2011 г. 10:05 + в цитатник
÷итата сообщени€ ¬ладимир_√ринчув
 

¬ ƒревнем ≈гипте существовало подобие одной общей религии, а также было большое разнообразие местных культов, посв€щЄнных определЄнным божествам. »сточники изучени€ мифологии ƒревнего ≈гипта отличаютс€ неполнотой и несистематичностью изложени€. ’арактер и происхождение многих мифов реконструируютс€ на основе поздних текстов. ќсновными пам€тниками, отразившими мифологические представлени€ египт€н, €вл€ютс€ разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обр€дов на стенах гробниц.

‘айл:Jewel Osiris family E6204 mp3h9199.jpg

Ќаиболее значительные из них – «“ексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий ƒревнего царства (XXVI – XXIII вв. до н. э.); «“ексты саркофагов», сохранившиес€ на саркофагах эпохи —реднего царства (XXI – XVIII вв. до н.э.), « нига мертвых» - составл€вша€с€ начина€ с периода Ќового царства и до конца истории ≈гипта.

http://www.mifinarodov.com/images/stories/pic/e/egip1.jpg

≈гипетска€ мифологи€ начала формироватьс€ в VI – IV тыс. до н. э., задолго до возникновени€ классового общества. ¬ каждой области (номе) складываетс€ свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камн€х, деревь€х, птицах, зме€х и т.д. «начение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и дл€ сравнительного изучени€ религиозных представлений на ƒревнем ¬остоке, и дл€ исследовани€ идеологии греко-римского мира, и дл€ истории возникновени€ и развити€ христианства.

—уд€ по данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира. ”ченые полагают, что перва€ верси€ этого мифа возникла незадолго до объединени€ ≈гипта. —огласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Ёто олицетворение, несомненно, древнее, чем космогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров.  ак обычно, от уже существующего мифа не отказывались, и образы √еба (бога земли) и Ќут (богини неба) как родителей бога солнца –а сохран€ютс€ в религии на прот€жении всей древней истории.  аждое утро Ќут производит на свет солнце и каждый вечер пр€чет его на ночь в своем чреве.

http://myfhology.info/gods/egipt/nut-geb.jpg

√еб - это персонификаци€ земли. ¬ "“екстах ѕирамид" говоритс€, что умерший входит в √еба.  ак бог земли, он носит растени€, которые растут у него на спине; также из него вытекает вода. —огласно древнему мифу, √еб с богиней неба Ќут породил —олнце. “аким образом, он становитс€ "отцом богов"; свою земную власть он передаЄт сначала ќсирису, затем √ору и наконец, царю, которого поэтому называют "наследником √еба".  ак все космические боги, √еб изображаетс€ в образе человека; его знак, правда, гусь, его дочь »зида также один раз названа "€йцом гус€". ћожно также встретить изображение √еба с гусем на голове; кроме того, его головным убором часто €вл€етс€ нижнеегипетска€ корона.

Ќут - богин€ неба, дочь бога ветра Ўу и богини влаги “ефнут, жена бога земли √еба. ¬ древнейших сказани€х Ќут - Ќебесна€  орова, рождающа€ солнце и других богов. ѕринима€ облик коровы ћехет ”рт, Ќут рождает золотого теленка, бога солнца –а. «а день теленок взрослеет, становитс€ Ѕыком - солнца. ¬ечером Ќут соеден€етс€ с солнечным Ѕыком и проглатывала его, а утром следующего дн€ рождает его вновь. —огласно мифу, √еб, не жела€, чтобы Ќут проглатывала своих детей, поссорилс€ с ней, и Ўу разъеденил супругов, оставив √еба, внизу,  Ќут повестив над ним. Ќут €вл€етс€ и защитницей мертвых. Ќебесна€  орова возносит на небеса души умерших. Ќа небе по древним представлени€м, находитс€ загробный мир, дуат, гже обитали души мертвых. ѕозднее Ќут стали рассматривать как покровительницу мертвых нар€ду с другими богин€ми и изображать на саргофагах в виде женщины с распростертыми крыль€ми.  ќна также персонифицирует небесный свод; ему  соответствует художественное изображение женщины, котора€ согнулась над землЄй, каса€сь руками и ногами западного и восточного горизонта. ќна также мать бога —олнца –а, которого вечером она проглатывает, а утром снова рождает. —в€занна€ с этим символика восхождени€ определила роль Ќут в вере, касающейс€ умерших. √роб и комната дл€ гроба украшаютс€ звЄздами или изображением богини Ќеба (часто с крыль€ми коршуна и маленьким сосудом в виде шара); гроб сам есть небо, есть нут, из которого умерший пробуждаетс€ к новой жизни.

http://myfhology.info/gods/egipt/ra.gif–а - в египетской мифологии бог солнца, верховный бог египт€н. »зображалс€ в виде человека с головой сокола, над которой располагалс€ солнечный диск. —огласно древнейшим сказани€м, –а рождалс€ каждый день от Ќебесной  оровы (Ќут).  роме того его почитали как покровител€ умершего фараона. ¬ более позднее врем€ –а рассматривалс€ как бог — творец мира.  огда √еб, бог земли, и Ќут, богин€ неба, поссорились, –а приказал отделить их друг от друга. “ак возникли земл€ и небо. —читалось, что Ќут утром в облике Ќебесной  оровы рождает солнечный диск. ≈го подхватывает и катит по небу ’епри, бог восход€щего солнца. ¬ зените солнечный диск принимает сам –а и везет его дальше в своей св€щенной ладье. »ногда –а вынужден сражатьс€ с нападающим на солнце гигантским змеем јпопом (так древние египт€не объ€сн€ли солнечные затмени€).¬ечером –а передает солнце јтуму и тот опускает его за горизонт. ¬ подземном мире –а с солнечным диском движетс€ в ладье вечности с запада на восток и каждый раз подвергаетс€ нападению сил мрака, прежде всего зме€ јпопа. Ќо –а вместе с другими светлыми богами каждый раз побеждает их. ¬о врем€ путешестви€ –а по небу на ладье его сопровождают и другие боги, которые след€т за соблюдением пор€дка, защищают божественные законы. –а же, обозрева€ землю из своей ладьи, наказывает виновных и награждает достойных.  »м€ бога —олнца относилось прежде всего к самому светилу. ”же в давние времена –а имел в ќне (греческое √елиополь, √ород солнца) культовое место; он св€зывалс€ с ’орахти, т.е. с √ором, как утренним солнцем, и прин€л поэтому облик человека с головой сокола. ѕри сли€ние –а с богом-творцом јмоном последний стал богом заход€щего солнца. Ќачина€ с ’ефрена из четвЄртой династии египетские цари называютс€ "сынами солнца".  огда в —реднем царстве јмон встал на вершину пантеона, –а не мог быть  вытеснен; путЄм сли€ни€ в јмон-–а оба бога укрепили свое положение. ¬ качестве управител€ мира бог —олнца в своей ладье пересекает небесный океан, сопровождаемый своим визирем “отом и своей дочерью ћаат, олицетворение космического  пор€дка.  —олнечное светило считалось видимым "животом" хоз€ина неба, а также толковалось как его глаз.

http://forum.vgd.ru/file.php?fid=17332&key=0

Ѕогословские системы, предлагавшие другую версию сотворени€ мира, возникли, веро€тно, в одно и то же врем€ в нескольких крупнейших культовых центрах: √елиополе, √ермополе и ћемфисе.  аждый из этих центров объ€вл€л создателем мира своего главного бога, который был, в свою очередь, отцом других богов, объедин€вшихс€ вокруг него.
ќбщей дл€ всех космогонических концепций была иде€ о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Ќачало выхода из хаоса св€зывалось с возникновением света, воплощением которого €вл€лось солнце. ѕредставление о водном просторе, из которого по€вл€етс€ поначалу небольшой холм, тесно св€зано с египетскими реали€ми: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Ќила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступа€, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. ¬ этом смысле акт сотворени€ мира как бы повтор€лс€ ежегодно.

http://www.mifinarodov.com/images/stories/pic/e/egip9.jpg

≈гипетские мифы о начале мира не представл€ют собой единого, цельного рассказа. „асто одни и те же мифологические событи€ изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике. Ћюбопытно, что при множестве космогонических сюжетов, объ€сн€ющих сотворение мира, чрезвычайно мало места удел€етс€ созданию человека. ƒревним египт€нам казалось, что боги сотворили мир дл€ людей. ¬ письменном литературном наследии ≈гипта очень мало пр€мых указаний на сотворение рода человеческого, такие указани€ – исключение. ¬ основном же египт€не ограничивались убеждением, что человек об€зан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклон€тьс€ богам, строить и содержать храмы, регул€рно совершать жертвоприношени€.

http://godsbay.ru/egypt/images/egypt47.jpg

∆рецы √елиопол€ создали свою версию возникновени€ мира, объ€вив его создателем бога солнца –а, отождествленного с другими богами – творцами јтумом и ’епри («јтум» значит «—овершенный», им€ «’епри» можно перевести как «“от, кто возникает» или «“от, кто приводит к возникновению»). јтума обычно изображали в облике человека, ’епри в виде скарабе€, а это значит, что его культ восходит к тому времени, когда богам придавали облик животных. Ћюбопытно, что у ’епри никогда не было собственного места культа.  ак олицетворение восход€щего солнца, он был тождествен јтуму – заход€щему солнцу и –а – свет€щему днем. ѕридаваемый ему облик скарабе€ был св€зан с убеждением, что этот жук способен размножатьс€ сам по себе, отсюда его божественна€ созидательна€ сила. ј вид скарабе€, толкающего свой шар, подсказал египт€нам образ бога, кат€щего солнце по небу.

ћиф о сотворении мира јтумом, –а и ’епри записан в «“екстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, веро€тно, существовал уже давно и был широко известен. —огласно «“екстам пирамид», –а – јтум - ’епри создал себ€ сам, возникнув из хаоса, именуемого Ќуном. Ќун, или ѕервоокеан, изображалс€ обычно как необозримое предвечное водное пространство. јтум, по€вившись из него, не нашел места, на котором ему можно было бы удержатьс€. ѕоэтому он в первую очередь создал холм Ѕен-бен. —то€ на этом островке твердой почвы, –а-јтум-’епри приступил к созданию других космических богов. ѕоскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. ќт союза этой первой пары произошли другие боги, таким образом, согласно гелиопольскому мифу, по€вились земл€ и прав€щие ею божества. ¬ продолжающемс€ акте творени€ от первой пары богов – Ўу (¬оздух) и “ефнут (¬лага) – родились √еб («емл€) и Ќут (Ќебо). ќни в свою очередь породили двух богов и двух богинь: ќсириса, —ета, »сиду и Ќефтиду. “ак возникла ¬елика€ ƒев€тка богов – √елиопольска€ Ённеада. Ёта верси€ сотворени€ мира не была единственной в египетской мифологии. ѕо одному из преданий, создателем людей был, например, гончар – бог ’нум, представл€вшийс€ в облике барана, - который вылепил их из глины.

http://myfhology.info/gods/egipt/ra-atum-hepry.gifЅогословы ћемфиса, крупнейшего политического и религиозного центра ƒревнего ≈гипта, одного из его столиц, включили в свой миф о сотворении мира многих богов, принадлежавших разным религиозным центрам, и подчинили их ѕта как творцу всего. ћемфисский вариант космогонии по сравнению с гелиопольским значительно более отвлеченный: мир и боги созданы не с помощью физического акта – как в процессе творени€ јтумом, - а исключительно мыслью и словом.
»ногда небесный свод представл€лс€ в виде коровы с телом, покрытым звездами, но существовали еще представлени€, согласно которым небо – это водна€ поверхность, небесный Ќил, по которому днем солнце днем обтекает землю. ѕод землей тоже есть Ќил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Ќил, протекающий по земле, олицетвор€лс€ в образе бога ’апи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. —ам Ќил также насел€лс€ добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, л€гушек, скорпионов, змей и т. д. ѕлодородием полей ведала богин€ – владычица закромов и амбаров –ененутет, почитавша€с€ в образе змеи, котора€ по€вл€етс€ на поле во врем€ жатвы, след€ за тщательностью уборки урожа€. ”рожай винограда зависел от бога виноградной лозы Ўаи.

Ѕольшую роль в египетской мифологии играли представлени€ о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. ≈е необходимые услови€ – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища дл€ него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). ѕозднее возникают представлени€ о том, что умершие (т. е. их ба, душа) днем выход€т на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). —ущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа», однако, не €вл€етс€ точным соответствием египетского пон€ти€), имени, тени. —транствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Ќад покойным ќсирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посв€щена 125-€ глава « ниги мертвых»). ѕеред лицом ќсириса происходит психостаси€ : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини ћаат или ее символами). √решника пожирало страшное чудовище јмт (лев с головой крокодила), праведник оживал дл€ счастливой жизни на пол€х иару. ќправдан на суде ќсириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не пос€гал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против цар€ и т. д., а также «чистый сердцем» ( «я чист, чист, чист» - утверждает умерший на суде).

http://myfhology.info/gods/egipt/osiris.jpg“ретий основной цикл мифов ƒревнего ≈гипта св€зан с ќсирисом.  ульт ќсириса св€зан с распространением земледели€ в ≈гипте. ќн бог производительных сил природы (в « ниге мертвых» он назван зерном, в «“екстах пирамид» - богом виноградной лозы), ув€дающей и воскресающей растительности. “ак, сев считалс€ похоронами зерна - ќсириса, по€вление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во врем€ жатвы – как умерщвление бога. Ёти функции ќсириса отразились в чрезвычайно распространенном сказании, описывающем его смерть и возрождение. ќсириса, счастливо царствовавшего в ≈гипте, коварно убил его младший брат, злой —ет. —естры ќсириса »сида (в то же врем€ €вл€юща€с€ его женой) и Ќефтида долго ищут тело убитого, а найд€, оплакивают. »сида зачинает от мертвого мужа сына √ора. ¬озмужав, √ор вступает в борьбу с —етом, на суде богов он с помощью »сиды добиваетс€ признани€ себ€ единственным правомочным наследником ќсириса. ѕобедив —ета, √ор воскрешает отца. ќднако ќсирис, не жела€ оставатьс€ на земле, становитс€ царем загробного мира и верховным судьей над умершими. “рон ќсириса на земле переходит к √ору. (¬ другом варианте мифа воскрешение ќсириса св€зываетс€ с ежегодными разливами Ќила, которые объ€сн€ютс€ тем, что »сида, оплакивающа€ ќсириса, после «ночи слез» наполн€ет реку своими слезами.)

—в€занные с ќсирисом мифы нашли отражение в многочисленных обр€дах. ¬ конце последнего зимнего мес€ца «хой€к» - начале первого мес€ца весны «тиби» совершались мистерии ќсириса, во врем€ которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. ∆рицы в образах »сиды и Ќефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. «атем происходил «великий бой» между √ором и —етом. ƒрама завершалась водружением посв€щенного ќсирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, - всей природы. ¬ додинастический период праздник заканчивалс€ борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представл€ла лето, а друга€ – зиму. ѕобеду всегда одерживало лето (воскрешение природы). ѕосле объединени€ страны под властью правителей ¬ерхнего ≈гипта характер мистерий мен€етс€. “еперь борютс€ две группы, одна из которых в одеждах верхнего ≈гипта, а друга€ – Ќижнего. ѕобеда, естественно, остаетс€ за группой, символизирующей ¬ерхний ≈гипет. ¬ дни мистерий ќсириса справл€лись также драматизированные обр€ды коронации фараонов. ¬о врем€ мистерии молодой фараон выступал в роли √ора – сына »сиды, а умерший царь изображалс€ ќсирисом, сид€щим на троне.
’арактер ќсириса как бога растительности отразилс€ и в другом цикле обр€дов. ¬ специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры ќсириса, которое засевалось зерном.   празднику ќсириса его изображение покрывалось зелеными всходами, что символизировало возрождение бога. Ќа рисунках нередко встречаетс€ муми€ ќсириса с проросшими из нее всходами, которые поливает жрец.

http://myfhology.info/gods/egipt/renenutet.jpgѕредставление об ќсирисе как о боге плодороди€ было перенесено и на фараона, который считалс€ магическим средоточием плодороди€ страны и поэтому участвовал во всех основных обр€дах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Ќила бросал в реку свиток – указ о том, что начало разлива наступило; первый торжественно начинал подготовку почвы дл€ посева; срезал первый сноп на празднике жатвы, за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожа€ –ененутет и стату€м умерших фараонов после окончани€ полевых работ.
яркий след в египетской мифологии оставил культ животных, широко распространенных во все периоды египетской истории. Ѕоги в виде животных, с головами птиц и зверей, боги-скорпионы, змеебоги действуют в египетских мифах нар€ду с божествами в человеческом облике. „ем могущественнее считалс€ бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми.

¬ египетских мифах нашли отражение особенности мировоспри€ти€ жителей долины Ќила, их представлени€ о происхождении мира и его устроении, сложившиес€ на прот€жении тыс€челетий и уход€щие своими корн€ми в первобытные времена. «десь и попытки найти истоки быти€ в биологическом акте творени€ богов, поиски изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, - зародыш позднейших учений о первоэлементах мира, и, наконец, как одно из высших достижений египетской теологической мысли – стремление объ€снить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога

–убрики:  в мире интересного
древн€€ истори€
мифы, легенды, сказки
древние цивилизации
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку