-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Анюшка-Березняки

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Соединённое_Королевство WiseAdvice О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.09.2009
Записей: 5356
Комментариев: 1224
Написано: 15554


Без заголовка

Понедельник, 11 Июня 2012 г. 12:24 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова А вы хотели-бы побывать на Гатчине?

Среди пригородных дворцово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга, бывших царских резиденций, Гатчина пользуется наименьшей популярностью среди туристов. Гости города на Неве спешат увидеть знаменитые Екатерининский дворец в Пушкине, Константиновский дворец в Стрельне, фонтаны и дворцы Петергофа, посетить Павловск. А Гатчина как-то остается в тени, можно сказать, она мало рекламируется.


Гатчина – самый крупный по численности населения город Ленинградской области, с населением около 90 тысяч человек. Расположен в 45 км к югу от Санкт-Петербурга, или в 18 км от аэропорта Пулково, если ехать по Киевскому шоссе. Доехать можно на электричках с Балтийского вокзала, которые ходят примерно раз в 40 минут, или на маршрутных такси №100 и №18 от метро «Московская». Время в пути примерно одинаковое, но маршрутки ходят чаще, каждые 10-15 минут.

Название «Гатчина» произошло, по некоторым данным, от села «Хотчино», которое упоминается впервые в Новгородской писцовой книге за 1499 год. В петровские времена здесь построили загородную усадьбу, мызу, которая принадлежала Петру Первому. Предполагают, что в 1708 году он подарил ее своей сестре Наталье Алексеевне.





После её смерти Петр приписал Гатчинскую мызу госпиталю, потом ее передали царской аптеке, а в 1732 году она отошла в казну. В 1734 году императрица Анна Иоановна подарила Гатчинскую мызу с приписанными к ней деревнями обер-шталмейстеру князю А.Б. Куракину «в личное потомственное владение». В 1765 году мызу с двадцатью окрестными деревнями и мельницей купила Екатерина II и пожаловала графу Г.Г. Орлову в благодарность за участие в дворцовом перевороте, в результате которого она стала императрицей.


Орлов начал обустройство поместья. На высоком берегу Серебряного озера по проекту архитектора Антонио Ринальди был построен Большой Гатчинский дворец с десятью башнями и подземным ходом, сохранившийся почти в первоначальном виде до настоящего времени. Над главным корпусом высятся Сигнальная и Часовая башни, он соединен галереями с корпусами Арсенального и Кухонного каре. С южной стороны находится просторный плац-парад со рвом и бастионной стенкой. Дворец облицован местным камнем-известняком, который добывали в окрестностях Гатчины – в Пудости, Парице, Чернице. При Григории Орлове на берегах Белого и Серебряного озер был разбит первый в России пейзажный Английский сад, устройством которого занимался мастер Иоганн Буш.


После смерти Орлова, в 1783 году, императрица подарила Гатчину своему 29-летнему сыну Павлу, будущему императору, очень полюбившему и дворец, и парки, и озера. Он принялся перестраивать ее, используя свои впечатления от недавнего путешествия по Европе. К работам по переустройству интерьеров Большого дворца Павел привлек своего любимого архитектора Винченцо Бренна. Бренна изменил не только внутренний облик дворца, но и устроил новые регулярные сады: Собственный, Голландские, Сильвию. Появились парковые павильоны, мостики, пристани. Став императором, Павел I сделал Гатчинский дворец своей любимой резиденцией. Здесь регулярно проводились военные смотры, парады, Павел лично учил и муштровал свою армию.





Очень интересно, что с восточной стороны Дворца устроено настоящее кладбище для животных – любимцев царской семьи – собак и лошадей, с надгробными камнями и надписями. Начало ему положила жена Павла I Мария Федоровна, которая, как и Павел, очень любила Гатчину. При ее содействии там построили госпиталь, школу для слепых, богадельни.

Одной из достопримечательностей Гатчины является построенный в самом конце XVII века по указу Павла I небольшой Приоратский дворец с пейзажным парком, возведенный на болоте, на берегу Черного озера. Дворец удивителен тем, что, за исключением высокой башни и цоколя, сложен из чистой просеянной земли, смоченной раствором и плотно сбитой в опалубке. Эту своеобразную технику использовал архитектор Н.А. Львов, механик, музыкант, художник, близко знакомый с императором.

Срок службы дворца был рассчитан на 20 лет, а стоит он уже третий век, за что вполне мог бы быть занесен в книгу рекордов Гиннесса. Своим названием он обязан Мальтийскому ордену, которому Павел I покровительствовал. Дворец строился как резиденция Приора – одного из главных сановников Ордена, французского эмигранта принца Конде. Конде в Гатчину так и не приехал, а замок использовался российскими мальтийцами для собраний Ордена.

В XIX веке, при Александре III, в Приоратском замке жили придворные певчие, затем управляющий царской охотой. Чудом уцелел Приоратский дворец во время фашистской оккупации, хотя была почти полностью снесена крыша, выбиты стекла, повреждены межэтажные перекрытия. Для спасения и восстановления дворца он после войны был сдан в аренду военно-строительной части, затем там разместили Дом пионеров, а с 1968 года – краеведческий музей. В конце 1970-х начались комплексные реставрационные работы, полностью законченные только в 2004 году. И теперь Приоратский дворец можно видеть в его первозданном виде.

Не обходили своим вниманием Гатчину и другие российские самодержцы. Николай I подолгу жил там, провожал с дворцового плаца полки на Крымскую войну, с нетерпением ожидал известий с театра военных действий. При нем, в 1846-1852 годах, Гатчину украсил пятиглавый собор Святого Павла, построенный архитектором Р.И. Кузьминым.

Собор – один их немногих храмов, не закрывавшихся в советское время, действующий поныне, замыкает собой Соборную улицу.

С 1844 года работами в Гатчинском дворце руководил Роман Иванович Кузьмин, который с 1841 года был в должности главного архитектора Министерства Императорского двора. Основные работы велись в каре, которые были практически полностью перестроены. В каре были сделаны подвальные этажи, увеличена высота первого и третьего этажей, а между ними построен небольшой второй этаж, который рассматривался как антресольный. Кроме крупных работ по реконструкции дворца в центральном корпусе были проведены реставрационные работы и перестроена парадная лестница. Также в 1850 году были полностью разобраны обветшавшие бастионы и подпорные стены, окружавшие плац перед дворцом. Это были последние крупные работы по перестройке дворца, при следующих владельцах проводился только необходимый текущий ремонт.
1 августа 1851 года на плацу перед дворцом был установлен памятник Павлу I, отцу Николая I.

Открытие памятника Павлу I около Гатчинского дворца Большого .

При Александре II в Гатчинском дворце, наравне с Зимним дворцом Петербурга, начались работы по проведению водопровода и канализации, оборудованию электроосвещения, завершенные в 1881году.

В царствование Александра III Гатчина стала основной императорской резиденцией. Он переехал туда из Петербурга вместе с семьёй вскоре после гибели отца, Александра II, так как очень не любил столицу. Здесь он мог спокойно работать и отдыхать вдали от суеты большого города. Чиновники ежедневно приезжали к нему на доклад на поезде. Александр III проявлял особую заботу о гатчинской дворцовой церкви, там появилось много ценных икон, предметов культа. В 1879 году на Серебряном озере в гатчинском парке в присутствии императора успешно прошли испытания русской подводной лодки изобретателя С.К. Джевецкого. Это событие положило начало первой в России серии подводных лодок.


Гатчина. Лейб-гвардии Кирасирский е.и.в. Марии Федоровны полк на параде

Кирасирский Лейб-гвардии полк. Император Николай II на полковом празднике.

В начале ХХ века, в 1914 году было закончено строительство очень красивого Покровского собора (арх. Л.М. Харламов и А.А. Барышников), нарядные голубые купола которого видны с разных концов города. Строили его более 10 лет на пожертвования горожан.


Известна Гатчина и своей первой русской авиационной школой. В 1909 году около Гатчины было выделено место для испытания аэропланов, создан первый военный аэродром.


Осенью 1910 года начато обучение в Офицерской воздухоплавательной школе, которая позднее, с началом Первой мировой войны, была реорганизована в Гатчинскую высшую авиационную школу. Её выпускником был известный летчик Петр Нестеров, автор «мертвой петли» (1913 г.) и первого воздушного тарана в бою (1914 г.), в результате которого он погиб. За время работы школы с 1910 по 1918г.здесь было подготовлено несколько сотен военлетов,прославивших Российскую авиацию на фронтах Первой мировой войны. А.А.Демин.
Выпускницей школы была и первая русская женщина-пилот Л.В. Зверева. Их именами в Гатчине названы улицы.


Гатчинский дворец. Общий вид. 1916г.

После Февральской революции 1917 года и отречения от престола императора Николая II к власти пришло Временное правительство во главе с Александром Фёдоровичем Керенским. Дворец перестал принадлежать царской семье, и по решению нового правительства 27 мая 1917 года в пригородных дворцовых резиденциях начали работать комиссии по приемке и описи имущества дворцов. Гатчинскую комиссию возглавлял Валентин Платонович Зубов. Параллельно обсуждался вопрос о дальнейшем использовании дворцов. Было решено, что дворцы, в том числе и гатчинский, должны стать национальными музеями. После Октябрьской революции, 26 октября 1917 года, Зубов стал первым директором гатчинского дворца-музея.
Для посещения музей был открыт 19 мая 1918 года.
Период с 1918 по 1941 год был временем развития дворца как музея. Только в 1919 году, во время Гражданской войны, дворец оказался в зоне боевых действий, когда войска Юденича вошли в Гатчину. Красноармейцы, погибшие во время этих событий, были похоронены на плацу перед дворцом. Могила до нашего времени не сохранилась.
Большой Гатчинский дворец до Великой Отечественной войны был крупнейшим из дворцов-музеев пригородов Санкт-Петербурга и нередко назывался «пригородным Эрмитажем».
После объявления о начале войны в пригородных дворцах-музеях, в том числе и в гатчинском, начали принимать меры по эвакуации ценностей и по защите зданий от воздушных бомбардировок. 15 августа 1941 года под окнами дворца разорвалась первая авиабомба, а уже в конце месяца город оказался в пределах досягаемости немецкой артиллерии. 24 августа снарядами было повреждено Арсенальное каре, а 3 сентября во двор каре упала авиабомба, причинившая ему значительные повреждения.
Гатчина и дворец до января 1944 года находились в руках оккупантов. При отступлении немецкие войска сожгли и заминировали гатчинский дворец. Часть оставшихся ценностей они уничтожили, часть увезли в Германию. На одной из стен дворца на штукатурке сохранилась надпись «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто». Эта надпись с фрагментом стены была сохранена и сейчас демонстрируется в экспозиции дворца.


Мраморная столовая,январь 1944 года
Мраморная столовая,январь 1944 года

В послевоенные годы началось восстановление Гатчинского дворца.

Востановление большого Гатчинского дворца 1984 год
Восстановительные работы продолжались около девяти лет, и первые интерьеры дворца-музея были торжественно открыты для обозрения 9 мая 1985 года, в сорокалетний юбилей Победы.


Гатчинский дворец. Интерьеры

Очень хорошее представление об уникальных интерьерах Гатчинского дворца можно составить по прекрасным работам Эдуарда Петровича Гау написанные им в 1880 году.


Гатчинский Дворец, Ситцевая комната.

«СИТЦЕВЫЕ» КОМНАТЫ Арсенального каре отличались красочностью и уютом. Их стены и мебель были отделаны вощеным английским ситцем - чинзом. Из этого же материала были выполнены разнообразные драпировки. Поверхность ситца, обработанная воском, позврляла производить влажную уборку, а яркий цветочный орнамент придавал комнатам радующую глаз нарядность. Фактически это были первые моющиеся обои, обладавшие безупречными гигиеническими и эстетическими достоинствами.


Гатчинский Дворец, Ситцевая комната.Спальня.

Гатчинский Дворец, Передняя на половине великой княжны Марии Александровны.

Гатчинский Дворец. Тронный Зал.

Смежное с Мраморной столовой помещение – Тронная Императора Павла I, созданная на месте кабинета Г. Орлова. Стены зала украшают гобелены «Азия» и «Африка», вытканные в 1780 годах во Франции по картонам Ф. Депорта в мастерской Ж. Нейльсона, и «Церера» с изумительными цветочными гирляндами на розовом фоне. Между окнами находится тронное место с балдахином, креслом и подножной скамейкой. Трон был деревянный, резной, сплошь вызолоченный, обит малиновым бархатом, с вышитым на спинке золотом, серебром и шелком императорским гербом. Особое украшение Тронной – паркет. Три переплетающихся венка на нем выполнены из табачного дерева, окружающая их сетка – из яблоневого и розового, а детали – из красного дерева, палисандра, ореха, груши и других пород деревьев.


Гатчинский дворец. Нижний Тронный зал.

НИЖНИЙ ТРОННЫЙ ЗАЛ - самый большой зал среди личных комнат и самый строгий по выбору предметов убранства. Стены зала сплошь, как это было принято в XVIII веке, покрывают картины в золоченых рамах. Здесь можно увидеть жанровые полотна итальянских художников XVII-XVIII веков, пейзажи, портреты Меншикова, Миниха, Шереметева. На столе с бархатной скатертью гранатового цвета стоял обелиск из слоновой кости в честь побед Павла I над Наполеоном. Но главное место в зале занимал огромный - во всю стену от пола до карниза - портрет Петра I на коне. В ранних описях отмечено: «Изображение государя императора Петра Великого, сидящего на коне. Сей портрет весьма хорош, но автор его неизвестен». Сейчас исполнение этого произведения связывают с именем французского художника Ж. Жувене. В 1797 году на фоне портрета Петра I устанавливается тронное кресло. С тех пор интерьер приобрел второе название «Нижний тронный зал».


Гатчинский Дворец, Нижняя Кавалерская.

НИЖНЯЯ КАВАЛЕРСКАЯ отличается от всех жилых комнат строгостью отделки, отсутствием орнаментальных росписей, холодными оттенками колорита стен и плафона, решенного на сочетании голубовато-зеленоватых тонов, значительными размерами апарта-мрнта, мягким полусумраком, так как окна выходят в вестибюль, полуофициальным характером убранства: три большие картины, два портрета четы Голицыных, ряды стульев но периметру комнаты. Здесь всегда дежурили и ожидали приема офицеры. Среди произведений искусства обращал на себя внимание тканый портрет Г. Орлова - одно из лучших полотен Петербургской шпалерной мануфактуры, созданное И.Б. де Ронде в 1763 году.Архитектор Р. Кузьмин, перестраивая в 1850-е годы Арсенальное каре, творчески использовал художественные особенности архитектурных форм эпох и приемы оформления залов дворца своих предшественников конца XVIII века.


Гатчинский Дворец. Кабинет Александра II.



Гатчинский Дворец. Чесменская галерея.

ЧЕСМЕНСКАЯ ГАЛЕРЕЯ - одно из лучших произведений В. Бренны. Интерьер был создан в честь побед русского флота под Чесмой в 1770 году. Ритм пилястр, украшенных лепными медальонами с профилями древнеримских воинов и фасциями, изображениями доспехов, гирлянды из дубовых листьев, большие живописные полотна Ф. Гаккерта со сценами Чесменского сражения, динамичный рисунок паркета, лепные знамена и фигура победоносного орла над каминным зеркалом — все было проникнуто торжественным настроением.В торце галереи были устроены хоры с балюстрадой для оркестра. Окна галереи обращены к глади Белого озера. Между окнами размещались зеркала, увеличивавшие площадь зала и отражавшие парадную декорацию противоположной стены. Полуциркульная планировка делала интерьер еще более выразительным, так как художественный эффект достигал всей полноты по мере движения посетителей по галерее.


Гатчинский Дворец. Арсенальный зал.

Гатчинский дворец, Овальный кабинет Павла I.

Гатчинский Дворец, Ванная комната императрицы Александры Фёдоровны.

Гатчинский Дворец, Будуар Марии Фёдоровны.

Гатчинский Дворец. Большая приёмная Марии Фёдоровны.

Гатчинский Дворец. Туалетная комната.

ТУАЛЕТНАЯ - парадный зал, расположенный в торце главного корпуса с окнами в Собственный сад. Сложное перекрытие с углублением в виде свода, мягкость и нежность цветового решения, фарфоровая хрупкость лепных узоров, профилированные наличники из искусственного мрамора голубоватого оттенка с белыми и темными вкраплениями, виртуозный рисунок наборного паркета выявляют почерк А. Ринальди. Мраморные портретные барельефы, словно подвешенные на вертикальных лепных гирляндах, связанные именем В. Бренны. В годы Великой Отечественной войны наиболее ценные произведения, украшающие интерьер, — многопредметный фарфоровый прибор, каминные вазы, барельефы - были спасены. В настоящее время ведется комплексная реставрация этого уникального зала, поражающего единством архитектуры и убранства.


Гатчинский Дворец,Нижняя туалетная комната.

НИЖНЯЯ ТУАЛЕТНАЯ входила в анфиладу личных комнат и принадлежала к числу интереснейших образцов жилого интерьера конца XVTII века. При отделке этой комнаты архитекторы щедро использовали дуб. Единство материала, тщательная обработка поверхности дерева, выявленные текстура и цвет, филигранная профилировка деталей, сочетание дуба с золочеными рамами картин придавали интерьеру целостность и строгое изящество. Белая кафельная печь в виде монументального архитектурного сооружения (ротонды с колоннами ионического ордера и барельефами на мифологические сюжеты) была основным архитектурным акцентом. На стенах размещались картины с изображением Гатчинского парка, с сюжетами на мифологические и библейские темы. В годы Великой Отечественной войны картины были сохранены и после реставрации интерьера вновь займут прежние места.


Гатчинский Дворец. Церковь.

Гатчинский дворец. Мраморная столовая.

Мраморная столовая для праздничных обедов в особо торжественных случаях, созданная на месте двух комнат орловского дворца. Столовую украшают 16 каннелированных колонн каррарского мрамора, барельефы со сценами из жизни бога виноделия Диониса, чудная лепка, воссозданная ныне реставратором Л.А. Стрижовой. Часть зала, предназначенную для буфетной, отделяют балюстрады с вазами со светильниками в виде ваз, а за ней на высоком постаменте – статуя Эрота, натягивающего лук, копия античной скульптуры Лисиппа.


Гатчинский Дворец. Гостиная.

Гатчинский Дворец. Гостиная.

Гатчинский Дворец. Детская комната.

Гатчинский Дворец. Дубовая комната.

ДУБОВЫЙ КАБИНЕТ Арсенального каре выделялся декоративной целостностью отделки. Стены его были оформлены светлыми дубовыми панелями и резными рамами, в которые были вставлены яркие вышивки с крупными цветочными гирляндами. Сводчатый потолок, тонированный под дуб, с лепным растительным орнаментом, словно крышка изящной шкатулки, завершал убранство этого сравнительно небольшого интерьера. На резных консолях вертикальных панно размещались фарфоровые скульптурные группы, выполненные на знаменитой Мейсенекой мануфактуре в середине XVIII века.

В 1851 году на площади перед дворцом был установлен памятник императору Павлу I, работы скульптора И.П. Витали на пьедестале, спроектированном Р.И. Кузьминым.


Гатчинский Дворец. Аванзал.

АВАНЗАЛ - первый парадный залбельэтажа, открывающий анфиладу чалов главного дворцового здания. Здесь проходила смена дворцового караула, здесь ждали приема придворные. Переделывая зал. архитектор В. Бренна оставил все лучшее, созданное здесь до него Ринальди: эффектную композицию наборного паркета в виде двух гигантских пальмст. отходящих от центра и занимающих почти всю поверхность пола, двери с наличниками из профилированною роюватого искусственного мрамора в виде пластин с причудливым узором. Учитывая назначение и расположение зала. Бренна украсил блекло-фисташкового цвета стены строгими ленными рамками из переплетенных колец, падугу о гдекорировал гирляндами дубовых листьев, шлемами древнеримских воинов, а в плафон ввел выразительный лепной декор е атрибутами воинской славы.


Гатчинский Дворец. Готическая галерея и Китайская галерея.

ГОТИЧЕСКАЯ ГАЛЕРЕЯ - этот эффектный интерьер, расположенный вдоль апартаментов Николая I на нижнем этаже Арсенального каре с окнами во двор, создан архитектором Р. Кузьминым в 1847-1851 годах в стиле историзма. Свое название галерея получила благодаря архитектурно-художественному решению. Удлиненные пропорции, готические своды, веерами расходящиеся над пучками тонких колонн, цветные стекла в оконных переплетах, дубовые панели, орнаментированные готическим узором, заостренные арки оконных проемов напоминали средневековые сооружения.

Галерея была украшена коллекцией портретов XVIII века, китайским фарфором и мебелью, выполненной в мастерской А. Тура по восточным образцам.

КИТАЙСКАЯ ГАЛЕРЕЯ создана по проекту архитектора Р. Кузьмина в бельэтаже Арсенального каре, окна которого обращены на Голландские сады, и расположена вдоль дворцового фасада над Готической галереей. Здесь так же, как и в Готической галерее, все оконные и дверные заполнения, панели, паркет выполнены из хорошо отполированного дуба. Внутренние оконные рамы стрельчатой конфигурации вверху украшены цветными стеклами наподобие средневековых витражей. Интерьер галереи ошеломлял обилием предметов восточного искусства: китайский фарфор (вазы, чаши, блюда, статуэтки, сосуды); изделия из лака различного назначения, форм, цвета и размеров; мебель, расписанная золотом или выточенная из камня, - тысячи произведений, расставленных шпалерами в несколько ярусов, своей экзотической красотой производили непередаваемый эффект.




Отреставрированные залы Гатчинского дворца


Аванзал В Большом Гатчинском дворце

Белая зала В Большом Гатчинском дворце

Малиновая Гостиная В Большом Гатчинском дворце

Мраморная столовая В Большом Гатчинском дворце

Парадная Опочивальня В Большом Гатчинском дворце

Спальня

Церковь дворца

Тронный зал Павла I в Большом Гатчинском дворце

Тронная императрицы Марии Фёдоровны В Большом Гатчинском дворце

Туалетная В Большом Гатчинском дворце

Гатчина. Башенный кабинет.

Чесменская галерея Большого Гатчинского дворца. 2008 год.

Подземный ход Гатчинского Дворца




 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку