-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мария_Комиссарова

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.09.2009
Записей: 41
Комментариев: 9
Написано: 55


Билет 5

Суббота, 20 Ноября 2010 г. 23:18 + в цитатник

Билет № 5

1. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции.

Чарльз Дарвин – основоположник современной эволюционной теории. Его книга «Происхождение видов путем естественного отбора», 1859 г., объясняет многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям существования как результат длительной эволюции. Дарвин вскрыл движущие силы эволюционного процесса: борьба за существование и естественный отбор на основе наследственной изменчивости.

Причиной борьбы за существование является ограниченность ресурсов: пищи, жизненного пространства. При этом живые организмы размножаются в геометрической прогрессии. Если бы все потомство выживало и принимало участие в размножении, неизбежно возникало бы перенаселение. Но этого не происходит, так как часть особей неизбежно погибает в результате борьбы за существование. Под борьбой за существование Дарвин понимал многообразные отношения организмов с окружающей средой:

  1. борьба межвидовая,
  2. внутривидовая,
  3. борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды.

При этом борьба выражается не только в соперничестве за пищу, воду, территорию, борьбе хищника и жертвы, но и в сотрудничестве организмов, повышающем шансы на выживание. Наиболее острой является конкуренция внутри вида, т.к. у организмов одного вида сходные потребности.

Выживают и участвуют в размножении те особи, которые наилучшим образом приспособлены к данным условиям. Это выживание наиболее приспособленных Дарвин назвал естественным отбором. Таким образом, естественный отбор – это процесс, в результате которого выживают и дают потомство особи, наиболее приспособленные к условиям обитания.

2. Царство грибов, их характерные особенности, получение из них продуктов питания, лекарств. По каким признакам вы отличите съедобные грибы от ядовитых, используя коллекцию муляжей? Какую первую доврачебную помощь необходимо оказать при отравлении грибами?

К царству грибов относят эукариот, по типу питания являющихся осмотрофами, т.е. всасывающих органические вещества через поверхность тела. Грибы могут быть сапрофитами, питаясь мертвым органическим веществом (плесневые грибы). Распространен симбиоз грибов с корнями деревьев – микориза, когда гриб получает от дерева органические вещества, а дерево благодаря грибу – дополнительное количество воды и минеральных солей на участках корня, лишенных корневых волосков. Грибы-паразиты, трутовики, поселяются внутри деревьев, разрушая древесину.

Организм гриба – грибница образован тонкими ветвящимися нитями – гифами. У шляпочных грибов образуется плодовое тело, состоящее из плотно прилегающих нитей грибницы. Размножаются грибы частями грибницы или спорами. Плодовые грибы служат продуктом питания, содержат ценные белки и кислоты. Особенно ценятся белый гриб, рыжики и др. Хотя есть данные, что белки грибов усваиваются человеческим организмом крайне мало, менее 10%, особенно ножка гриба. Грибы сушат, солят, маринуют. Не рекомендуется консервировать грибы в домашних условиях, т.к. без доступа воздуха на белковых продуктах, особенно произрастающих на земле, может развиваться ботулизм, приводя к тяжелым отравлениям.

Большинство ядовитых грибов относятся к пластинчатым, хотя и среди трубчатых в ряде районов имеются несъедобные, которые нужно знать, отправляясь за грибами. В случае отравления грибами возникают боли в животе, рвота, понос, головокружение. Необходимо сделать промывание желудка, принять несколько таблеток активированного угля и вызвать врача.

Плесневые грибы выделяют вещества, подавляющие жизнедеятельность микроорганизмов, с которыми грибы конкурируют за пищу. Такие грибы используются для получения лекарств – антибиотиков: пенициллина, эритромицина, тетрациклина и др., спасших немало человеческих жизней.

3. Объясните, с какой целью у человека измеряют пульс. Что такое пульс? Где он определяется и что можно узнать по пульсу? Подсчитайте свой пульс. Определите, имеются ли отклонения от нормы. Поясните ответ.

Пульс измеряют, чтобы судить о состоянии сердечно-сосудистой системы в медицине, спорте. Пульс – это колебания стенок сосудов, волна, которая распространяется по упругим стенкам артерий при сокращении левого желудочка. Пульс хорошо прощупывается в тех местах, где артерии проходят близко к поверхности тела, например на запястье, на шее. По пульсу можно узнать частоту сердечных сокращений, правильность ритма, оценить их силу, ориентировочно судить о высоте кровяного давления. При болезненных состояниях пульс становится вялым, плохо прощупывается.

У взрослого человека в норме, в состоянии покоя частота сердечных сокращений составляет 60-80 ударов в минуту. (У тренированных спортсменов частота может понижаться до 40 ударов в минуту.) У детей частота выше. Частота пульса значительно возрастает при физической нагрузке или в условиях нервного напряжения, например, на экзамене, после курения, употребления кофе, крепкого чая.

 


Билет 4

Суббота, 20 Ноября 2010 г. 23:16 + в цитатник

Билет № 4

1. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организмов. Сравнение клеток растений и животных.

Основоположниками клеточной теории являются немецкие ботаник М.Шлейден и физиолог Т.Шванн, в 1838-1839 г.г. высказавшие идею, что клетка является структурной единицей растений и животных. Клетки имеют сходное строение, состав, процессы жизнедеятельности. Наследственная информация клеток заключена в ядре. Клетки возникают только из клеток. Многие клетки способны к самостоятельному существованию, но в многоклеточном организме их работа скоординирована.

Клетки животных и растений имеют некоторые отличия:

  1. Клетки растений имеют жесткую клеточную стенку значительной толщины, содержащую целлюлозу (клетчатку). Животная клетка, не имеющая клеточной стенки, обладает значительно большей подвижностью, способна изменять форму.
  2. В клетках растений содержатся пластиды: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты. У животных пластиды отсутствуют. Наличие хлоропластов делает возможным фотосинтез. Для растений характерен автотрофный тип питания с преобладанием в обмене веществ процессов ассимиляции. Клетки животных являются гетеротрофами, т.е. потребляют готовые органические вещества.
  3. Вакуоли в клетках растений крупные, заполненные клеточным соком, содержащим запасные питательные вещества. У животных встречаются мелкие пищеварительные и сократительные вакуоли.
  4. Запасным углеводом у растений является крахмал, у животных – гликоген.

2. Лишайники – симбиотические организмы, их разнообразие. Среди гербарных экземпляров найдите лишайники. По каким признакам вы их определите? Приведите другие примеры симбиотических отношений в природе и раскройте их значение.

Тело лишайника – слоевище состоит из нитей-гифов гриба, в которых заключены одноклеточные зеленые водоросли или цианеи (цианобактерии, старое название – сине-зеленые водоросли). Лишайники рассматривают как симбиотические организмы, где грибы поставляют воду с растворенными минеральными солями, а водоросли осуществляют фотосинтез, обеспечивая поступление органических веществ. Лишайники первыми заселяют безжизненные местообитания, произрастают на голых камнях. Этому способствует их неприхотливость к субстрату, способность переносить длительное высушивание, впитывать атмосферную влагу поверхностью тела. Необходимым условием произрастания лишайников является наличие света, необходимого для фотосинтеза.

Лишайники делятся на накипные (в виде пленки на камнях), листоватые (серо-зеленая пармелия, желтая ксантория на коре деревьев) и кустистые (олений мох – ягель).

Определить лишайник среди гербарных экземпляров можно по отсутствию органов – стеблей, листьев – и характерной расцветке.

Симбиотические отношения в природе способствуют процветанию видов, которые в них участвуют. Можно назвать примеры из билета №2.

3. Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно присутствовать белки.

Богаты белком пищевые продукты животного происхождения: мясо, рыба, яйцо, молочные продукты. Также содержат белки растительные продукты, особенно бобовые культуры, овес, твердые сорта пшеницы и изготовляемые из них макаронные изделия.

В пищеварительном канале белки распадаются на аминокислоты. Конечным продуктом белкового обмена у человека и других млекопитающих является мочевина, удаляемая через почки.

Белки выполняют в организме важнейшие функции:

  1. структурную – белки входят в состав всех органоидов клетки;
  2. ферментативную (каталитическую) – например, пищеварительные ферменты;
  3. двигательную – в составе мышечных волокон;
  4. транспортную – гемоглобин крови переносит кислород ко всем клеткам организма;
  5. энергетическую –  хотя есть мнение, что при окислении белка промежуточные продукты обмена, содержащие азот, токсичны для организма, и потребление избыточной белковой пищи снижает силу и выносливость человека.

У детей и подростков активно идут процессы роста, биосинтеза, что помимо повышенной потребности в строительном материале – аминокислотах повышает расход ферментов. Поэтому растущий организм должен получать с пищей большее количество белка, чем взрослый. Недостаток белка в рационе детей может быть причиной низкого роста.

 


Билет 3

Суббота, 20 Ноября 2010 г. 23:15 + в цитатник

Билет № 3

1. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Сравнение клеток растений и грибов.

Большинство известных на сегодня живых организмов состоят из клеток (кроме вирусов). Клетка – элементарная структурная единица живого, как утверждает клеточная теория. Отличительные свойства живого проявляются, начиная с клеточного уровня. Наличие у живых организмов клеточного строения, единого кода ДНК, содержащего наследственную информацию, реализуемую через белки, можно рассматривать как доказательство единства происхождения всех живых организмов, имеющих клеточное строение.

Клетки растений и грибов имеют много общего:

  1. Наличие клеточной мембраны, ядра, цитоплазмы с органоидами.
  2. Принципиальное сходство процессов обмена веществ, деления клетки.
  3. Жесткая клеточная стенка значительной толщины, способность к потреблению питательных веществ из внешней среды путем диффузии через плазматическую мембрану (осмоса).
  4. Клетки растений и грибов способны незначительно изменять свою форму, что позволяет растениям ограниченно менять положение в пространстве (листовая мозаика, ориентация подсолнечника к солнцу, закручивание усиков бобовых, капканы насекомоядных растений), а некоторым грибам захватывать в петли грибницы мелких почвенных червей – нематод.
  5. Способность группы клеток давать начало новому организму (вегетативное размножение).

Отличия:

  1. Клеточная стенка растений содержит целлюлозу, у грибов – хитин.
  2. Клетки растений содержат хлоропласты с хлорофиллом или лейкопласты, хромопласты. У грибов пластиды отсутствуют. Соответственно, в клетках растений осуществляется фотосинтез – образование органических веществ из неорганических, т.е. характерен автотрофный тип питания, а грибы являются гетеротрофами, в их обменных процессах преобладает диссимиляция.
  3. Запасным веществом в клетках растений является крахмал, у грибов – гликоген.
  4. У высших растений дифференциация клеток приводит к образованию тканей, у грибов тело образовано нитевидными рядами клеток – гифами.

Эти и другие особенности позволили выделить грибы в отдельное царство.

2. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Приведите примеры паразитических отношений в природе и раскройте их значение. Среди гербарных экземпляров, коллекций и влажных препаратов найдите растения и животных, для которых характерен паразитический образ жизни.

Живые организмы способны приспосабливаться к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Растения, обитающие в условиях высокой температуры и недостатка влаги, имеют листья мелкие или видоизмененные в колючки, покрытые восковым налетом, с небольшим числом устьиц. Животным в этих условиях помогает выжить приспособительное поведение: они активны ночью, а днем, в жару, прячутся в норы. Организмы засушливых местообитаний также имеют отличия в обмене веществ, способствующие экономии воды.

У животных, обитающих в условиях низких температур, имеется толстый слой подкожного жира. Для растений характерно высокое содержание растворенных веществ в клетках, что препятствует их повреждению при отрицательных температурах. Сезонность жизненных циклов также позволяет растениям и перелетным птицам использовать местообитания с холодной зимой.

Яркий пример приспособленности представляют взаимные эволюционные приспособления травоядных животных и растений, которые служат им пищей, хищника и жертвы.

Паразитические отношения возникают, когда один организм использует другой как источник пищи, местообитание, при этом организм хозяина несет ущерб. Паразиты могут быть временными (кровососущие насекомые из отряда двукрылых) или постоянными (гельминты, вши, чесоточный зудень). Внешними (повилика – паразитическое растение, обладающее присосками) или внутренними (грибы-трутовики, поражающие деревья). Паразитизм может быть гнездовым, как у кукушки.

В процессе эволюции вырабатывались приспособления, снижающие вред, причиняемый паразитом хозяину, что позволяет паразиту использовать его длительное время. Также характерно наличие приспособлений, снижающих вероятность заражения у хозяина (полагают, что шимпанзе строят каждую ночь новое гнездо как средство профилактики от эктопаразитов), и защитных приспособлений у паразита (плотная кутикула гельминтов).

Среди гербарных экземпляров повилику отличает отсутствие хлорофилла – желтый цвет нитевидных побегов. Из животных могут присутствовать плоские, круглые паразитические черви и кровососущие насекомые, клещи.

3. Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.

Питание человека должно быть разнообразным, содержать продукты животного и растительного происхождения, чтобы обеспечивать организм всеми необходимыми аминокислотами, витаминами и другими веществами. Особенно важно наличие в пище растительной клетчатки, которая способствует нормальному пищеварению.

Поступление с продуктами энергии должно соответствовать затратам организма (12000-15000 кДж в сутки) и зависит от характера труда.

Углеводы являются основным источником энергии. Избыточное потребление сладкого и мучного при низкой физической активности приводит к увеличению жировых запасов. Избежать переедания помогает соблюдение режима питания, ограничение потребления острых и сладких блюд, отказ от спиртного, отсутствие отвлекающих факторов во время принятия пищи.

 


Билет 2

Суббота, 20 Ноября 2010 г. 23:12 + в цитатник

Билет № 2
1. Признаки живых организмов. Основные отличия живых организмов от тел неживой природы.
Признаки живых организмов:
1. Живые организмы, изучаемые биологией, содержат биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты, определяющие их характерные свойства.
2. Большинство организмов имеет клеточное строение (кроме вирусов)
3. Обмен веществом и энергией с окружающей средой: живые существа питаются, на этом основан пластический и энергетический обмен, поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз и выделяют продукты жизнедеятельности в окружающую среду.
4. Способность к размножению: воспроизведение потомства, наследующего признаки родителей.
Совокупность этих признаков отличает живые организмы от тел неживой природы. Важнейшим отличием является способность обрабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, и осуществлять ответную реакцию на внешнее раздражение.
Также отмечают сложность организации, способность эволюционировать, приспособленность к среде обитания.
Нетрудно видеть, что многие живые организмы обладают не всеми названными свойствами (например, споры бактерий в замороженном состоянии). В то же время в неживой природе существуют системы, обладающие многими из названных признаков (например насыщенные растворы, космические тела, созданная человеком вычислительная техника и автоматизированные системы).

Существует точка зрения (витализм и др.), что основополагающим и принципиальным отличием живого от неживого является наличие особой субстанции (души), покидающей физическое тело после смерти. Данная точка зрения не пользуется популярностью среди биологов, несмотря на безуспешность многочисленных попыток получения живого существа из неживой материи.
2. Экологические (биотические) факторы, их влияние на организм. Приведите примеры конкурентных отношений в природе и раскройте их значение. Как человек использует знания о конкуренции в практической деятельности?
К биотическим факторам относят влияние на организм окружающих живых существ. В зависимости от того, положительно или отрицательно данные взаимодействия сказываются на состоянии организмов, выделяют:
1. Нейтрализм – организмы не оказывают заметного влияния друг на друга (взаимодействие минимально)
2. Симбиоз – организмы испытывают положительное влияние, часто взаимное: примером симбиотических связей считают лишайники (гриб и водоросль), микоризу шляпочных грибов и деревьев, опыление клевера шмелём. К симбиозу зачастую относят нахлебничество (мелкие насекомоядные птицы подбирают насекомых, падающих вниз при работе дятла), квартирантство (птицы селятся в дуплах, выдолбленных дятлом), кооперацию – необязательные взаимовыгодные связи (опыление цветков неспециализированными опылителями).
3. Хищничество (как правило, умерщвление активной добычи) и паразитизм – кратковременное или длительное питание (или местожительство – гнездовой паразитизм кукушки) за счет другого организма, не сопровождающееся немедленной гибелью жертвы – один организм испытывает положительное влияние, другой отрицательное.
4. Конкуренция – оба организма испытывают отрицательное воздействие. Конкурентные взаимодействия возникают у видов, испытывающих сходные потребности, например, между деревьями в лесу возникает «борьба» за доступ к свету. Если потребности очень близки, один вид может полностью вытеснить другой (ель вытесняет светолюбивую сосну).
Конкуренция как существенный фактор в борьбе за существование способствует различной специализации (эволюционному расхождению потребностей), что повышает видовое разнообразие и устойчивость экосистем.
В практической деятельности человека важно учитывать нежелательную конкуренцию: не допускать засорения полей сорняками, прудов для рыборазведения сорными малоценными породами рыб. Особая осторожность требуется при заселении экосистем новыми видами, которые могут вытеснить ценные местные виды.
3. Объясните, почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Как в крови поддерживается постоянное количество глюкозы? Какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заболеть сахарным диабетом?
Поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции. Она вырабатывает пищеварительный сок, содержащий ферменты и поступающий через проток в двенадцатиперстную кишку (внешняя секреция). В то же время поджелудочная железа синтезирует важнейший гормон – инсулин, выделяемый в кровь (внутренняя секреция). При повышении содержания глюкозы в крови, вырабатываемый инсулин способствует усиленному потреблению глюкозы и превращению её в гликоген, запасное вещество. После чего излишки инсулина достаточно быстро разрушаются.
При недостатке инсулина развивается заболевание – сахарный диабет, сопровождающееся серьезным нарушением обмена веществ, а в тяжелых случаях потерей сознания и смертью. Больным, страдающим сахарным диабетом, вводят в кровь препараты инсулина.
Чтобы не заболеть сахарным диабетом, нужно вести подвижный образ жизни, не злоупотреблять углеводами, избегать нервных перегрузок. Профилактике сахарного диабета способствует включение в рацион злака под названием полба и некоторые другие продукты.


Билет 1

Суббота, 20 Ноября 2010 г. 23:09 + в цитатник

Билет № 1
1. Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.
Биология – наука, изучающая живые организмы. В настоящее время подразделяется на обширный перечень дисциплин, изучающих различные уровни организации живого (молекулярная биология, цитология, морфология, экология и пр.), разные царства (ботаника, зоология), различающихся предметом рассмотрения (строение, функционирование, взаимосвязь и т.д.) и применяемыми методами. Биология изучает живые объекты, построенные на основе биополимеров (белков, нуклеиновых кислот).
Среди достижений биологии можно отметить описание большого числа видов живых организмов, существующих на Земле, создание клеточной, эволюционной, хромосомной теории, расшифровка структуры белка и нуклеиновых кислот и т.д. На практике это способствовало увеличению эффективности производства сельскохозяйственной продукции, развитию медицины, биотехнологии, созданию основ рационального природопользования.
Биология тесно связана с другими науками и широко применяет их методы (география, история, химия, физика, математические дисциплины, кибернетика, философия и др.).
Методы изучения живых объектов включают наблюдение, эксперимент (а также описание, сравнение, анализ, синтез, исторический метод, математическое моделирование и пр.).
На сегодняшний день роль биологии в жизни и практической деятельности человека растет. Это связано с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий. Дальнейшее развитие и даже существование современной цивилизации возможно только в гармонии с окружающей средой, что требует глубокого знания и соблюдения биологических закономерностей, широкого использования биотехнологии.
2. Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле. Среди живых растений или гербарных экземпляров найдите представителей этой группы.
К царству растений относятся эукариоты, способные к автотрофному питанию за счет фотосинтеза (некоторые представители перешли к паразитическому образу жизни и утратили хлорофилл). Для растений характерна малая подвижность, рост в течение всей жизни, минеральное (у высших растений корневое) питание, на клеточном уровне жесткая клеточная стенка, построенная, как правило, из целлюлозы, отсутствие центриолей, наличие вакуолей с клеточным соком. В качестве запасного углевода – крахмал. Характерно наличие хлорофилла или других пигментов, способных поглощать энергию солнечного света для дальнейшего использования в процессах фотосинтеза.
В настоящее время господствующее положение на Земле занимает отдел Покрытосеменных (Цветковых) растений, считающийся наиболее эволюционно продвинутым и определяющий вид большинства современных биотопов. Для покрытосеменных характерно наличие таких генеративных органов, как цветок и плод.
Из предложенных экземпляров следует выбрать представителей изученных семейств (крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные, злаки, лилейные) или классов (однодольные, двудольные).
3. Используя знания об обмене веществ и превращении энергии в организме человека, дайте научное объяснение влияния на обмен веществ гиподинамии, стрессов, вредных привычек, переедания.
Организм человека представляет собой сложную систему, в которой все происходящие процессы согласованы и направлены на поддержание гомеостаза, выживание особи и оставление потомства. Если какие-то системы органов не несут необходимую нагрузку (не упражняются), это приводит к их ослаблению, возникновению физиологических расстройств и патологий.
Гиподинамия – пониженная двигательная активность, отсутствие физических нагрузок – приводит к снижению работоспособности мышц, сердечно-сосудистой системы и, как следствие, нарушению обмена веществ и ухудшению состояния всего организма в целом. Неизрасходованные на физическую активность питательные вещества откладываются в запас, что зачастую приводит к ожирению. Этому также способствует переедание.
Стресс является защитной реакцией организма, позволяющей выжить в момент опасности. Стресс мобилизует возможности организма, сопровождается выбросом гормонов, повышает интенсивность сердечно-сосудистой деятельности и пр. Эта энергия в условиях современной цивилизации часто не находит естественного выхода и является перегрузкой для нервной и других систем.
Вредные привычки: курение, алкоголь и другие яды – приводят к поступлению в организм чужеродных вредных веществ, которые отравляют организм и вызывают заболевания. (Особенно недопустимо употребление алкоголя во время приема антибиотиков или наличия другой нагрузки на почки и печень.) Наркотические вещества, участвуя в обмене веществ, вызывают привыкание, в дальнейшем прекращение поступления никотина, алкоголя и др. сопровождается ломкой – резким ухудшением самочувствия. Таким образом, возникает физиологическая и психологическая зависимость от наркотиков.
Нарушение режима дня, азартные игры, пресыщение удовольствиями истощают организм и, кроме того, отвлекают сознание человека от решения насущных задач, занятий физкультурой и препятствуют духовному росту.


Готовимся к самостоятельной!!!!

Суббота, 11 Сентября 2010 г. 23:10 + в цитатник

Свойство

Проявление свойства

1

2

Единство химического состава

Все живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы, но соотношение элементов в неживом и живом неодинаково. В живых организмах 98% химического состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород.

Обмен веществ и энергии

Все живые системы поглощают необходимые им вещества из внешней среды и выделяют в нее продукты жизнедеятельности; через них проходят потоки веществ и энергии. Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава организмов.

Самовоспроизведение и размножение

Самовоспроизведение обеспечивает поддержание жизни любого вида и жизни вообще; в его основе лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в ДНК.

Наследственность

Проявляется в способности организмов обеспечивать передачу признаков, свойств, особенностей развития из поколения в поколение.

Изменчивость

Способность организмов приобретать новые признаки и свойства.

Рост и развитие

Рост выражается в увеличении размеров и массы с сохранением общих черт строения и сопровождается развитием, возникновением нового качественного образования.

Раздражимость

Проявляется в реакциях живых организмов на внешние воздействия; организмы избирательно реагируют на условия окружающей среды.

Дискретность

Любая биологическая система (клетка, организм, популяция и пр.) состоит из отдельных, но взаимодействующих между частей, образующих структурно- функциональное единство.

Саморегуляция

Выражается в способности живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов.

 

 

                                                 ОБЩИЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ СИСТЕМ

 


Заболевания органов дыхания. Таблицу спрошу на уроке!!!!

Понедельник, 07 Декабря 2009 г. 21:13 + в цитатник

Заболевание

Пути заражения, способы передачи

Возбудитель

Симптомы, очаги поражения

Профилактика

1

2

3

4

5

Грипп,

ОРЗ

Воздушно-капельная инфекция

Вирусы

Кашель, насморк, высокая температура. Поражение слизистых.

Изоляция больных, влажная уборка

Туберкулез легких

Воздушно-капельная инфекция, молоко больных животных.

Бактерия- палочка Коха

Слабость, невысокая температура, похудение, кровохарканье. Поражение легких.

Прохождение флюорографии. Изоляция больных, длительное лечение в стационаре. Влажная уборка, проветривание.

Рак легкого

Табачный дым, вирус, наследственная предрасположенность

 

Сухой кашель , недомогание, поражение нервной системы и всего организма, эпителиальной ткани бронхов, опухоль в легких.

Не курить. Прохождение флюорографии. Лечение в стационаре, операция.


Первая помощь при травмах

Понедельник, 05 Октября 2009 г. 17:08 + в цитатник

Вид повреждения скелета

Признаки

Первая помощь

1

2

3

4

1

Растяжение суставных связок

-припухлость

-сильная боль

-нередко кровоизлияние

-поврежденный сустав охладить

-через 15-20 минут сустав туго забинтовать

-пострадавшего доставить в больницу

2

Вывихи суставов

-головка одной кости частично или полностью выходит из суставной впадины другой кости

-острая боль

-холод

-покой

-немедленная доставка пострадавшего в больницу

3

Переломы костей:

-Открытые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Закрытые

 

-повреждена кость, мышца и кожа

-кровотечение

-боль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-повреждена кость и мышцы, но целостность кожных покровов не нарушена

-боль            

-подкожное кровотечение

-стерильная повязка на рану

-давящая ватно-марлевая повязка для прекращения кровотечения

-на поврежденную конечность наложить шину

-доставить в медицинское учреждение

 

 

 

 

 

 

-на поврежденную конечность наложить шину

-доставить в медицинское учреждение

4

Перелом грудной клетки (закрытый)

-повреждены кости и мышцы, но целостность кожного покрова не нарушена

-боль

-пострадавший делает глубокий выдох

-дышит неглубоко

Туго перебинтовать грудную клетку

-доставить в больницу

5

Перелом позвоночника (закрытый)

-повреждена кость и мышцы, но целостность кожных покровов не нарушена

-боль

-положить пострадавшего вниз лицом на носилки или что-либо их заменяющее

-доставить в больницу

6

Перелом черепа (закрытый)

-повреждена кость и мышцы, но целостность кожных покровов не нарушена

-боль

 

-уложить пострадавшего на спину

-голову слегка приподнять во избежание внутричерепных кровоизлияний

-немедленно вызвать врача

 


День учителя!!!=)))

Четверг, 01 Октября 2009 г. 14:49 + в цитатник

Ура)))Завтра один из моих самых любимых праздников-день учителя....С этим днем у меня очень много чего связано...Восьмые классы,завтра я к вам приду,посмотрю как вы себя на химии там ведете))Ну а потом на концерт!!))До встречи!!!


Аудио-запись: Gms- Juice

Среда, 30 Сентября 2009 г. 20:36 + в цитатник
Прослушать Остановить
120 слушали
2 копий

[+ в свой плеер]


Аудио-запись: Gms- Juice

Среда, 30 Сентября 2009 г. 20:34 + в цитатник
Прослушать Остановить
120 слушали
2 копий

[+ в свой плеер]

Psy=))


Системы органов в организме. Уровни организации Организма. Нервная и гуморальная регу

Понедельник, 21 Сентября 2009 г. 16:43 + в цитатник

Органы, которые связанны между собой и объединены общей работой образуют систему органов.

 


Системы органов

Строение, составляющие органы

функции

1

Опорно- двигательная система

Состоит из костей (скелета) и прикрепленных к нему мышц

-Поддерживает тело

-служит местом прикрепления мышц

-выполняет защитную функцию

2

Пищеварительная система

-ротовая полость

-глотка

-пищевод

-желудок

-кишечник

-печень

-поджелудочная железа

Превращает пищу в доступные для усвоения организмом питательные вещества

3

Иммунная система

-костный мозг

-тимус

-лимфатические узлы

-селезенка

-

Защищает организм от чужеродных тел

4

Кровеносная система

-сердце

-сосуды

Обеспечивает движение крови, которая доставляет к органам кислород и питательные вещества и удаляет из них продукты обмена веществ

5

Дыхательная система

-носовая полость

-глотка

-гортань

-трахея

-бронхи

-легкие

Обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение из организма углекислого газа и паров воды

6

Мочевыделительная система

-почки

-мочеточники

-мочевой пузырь

-мочеиспускательный канал

 

Выделение из организма жидких продуктов обмена

7

Нервная система и органы чувств

-головной мозг

-спинной мозг

-Регулирует работу органов

-осуществляется умственная деятельность человека

8

Эндокринная система

-гипофиз

-щитовидная железа

-поджелудочная железа

-половые железы

-надпочечники

 

С помощью желез выделяет гормоны в кровь.

9

Половая система

-яичники

-яички

Обеспечивает продолжение рода

 

 

 

 

Уровни организации организма

 

1. клеточный

2. тканевый

3. органный

4. системный

5. организменный

 

Нервная регуляция

-Осуществляется нервной системой.

 

                                                     Нервная система

 

 

-Центральная часть                                                            Периферическая часть

(спинной и головной мозг)                                                  (нервы и нервные узлы)

 

 

Простейшая форма нервной регуляции-рефлекс.

 

Рефлекс-это ответная реакция организма на раздражение, которая осуществляется и контролируется нервной системой. Путь рефлекса-рефлекторная дуга.

 

 

Гуморальная регуляция-это регуляция, которая осуществляется при помощи химических веществ,они выделяются в кровь и тканевую жидкость. Эти вещества способны влиять на работу внутренних органов.


Обобщающая контрольная....ужасно написали=(((

Четверг, 17 Сентября 2009 г. 23:32 + в цитатник
1. что означает слово анатомия?(в переводе с греческого)
2. определение анатомии.ее методы.
3. определение гигиены.ее методы.
4.физиология,ее методы
5. органы грудной полости
6.органы брюшной плости
7. что такое клетка?
8. закончите предложение-
сходство дочерних клеток с материнскими обеспечивают.........
ускоряют реакцию в клетке.......................
органоиды клетки,в которых происходит биосинтез белка называются....................
компоненты клетки,осуществляющие связь между ее частями называется.....................
13. назовите основные части клетки(их три)
14. чем покрыта клетка?
15. роль ядра в клетке





Любимые мои,готовьтесь лучше,читайте в конце концов учебник!Пролистывайте записи в тетрадях,заглядывайте в дневник!Мне стыдно проверять ваши контрольные,это просто позор с вашей стороны....

Что надо повторить к большой контрольной на 16 сентября.

Понедельник, 14 Сентября 2009 г. 20:05 + в цитатник

Анатомию,физиологию и гигиену как отдельные науки, их методы, только плиз не пишите что методы физиологии бегать и прыгать,ок? И что гигиена это наука о чистоте....чего-то там...отличие человека от животных, клетка, ее органеллы и функции (обязательно функции!!!), химический состав...короче все что написано в учебнике по теме клетка, ткани, их строение и функции, лучше смотреть по таблице,это тоже будет в контрольной. Вроде пока все..желаю удачи!


Кто не успел или просто не хотел писать таблицу- ТИПЫ И ВИДЫ ТКАНЕЙ. Спрашивать буду по ней в контрольной...увы..

Понедельник, 14 Сентября 2009 г. 19:49 + в цитатник

                                                   ТИПЫ И ВИДЫ ТКАНЕЙ

 

Типы тканей

Характерные особенности тканей

Виды тканей

Где встречаются в организме

Какую роль играют

1.

 

эпителиальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Клетки плотно прилегают друг к другу, располагаются в один или несколько рядов, межклеточное вещество развито слабо. При повреждении клетки быстро замещаются новыми.

1)      Покровный эпителий

Образует поверхностные слои кожи. Выстилает оболочки внутренних органов.

Защитная функция. Обмен веществ.

2)      Железистый эпителий

Образует железы внешней и внутренней секреции

Образует секреты: пот, слюну, молоко, гормоны.

2.

соединительная

Имеет хорошо развитое межклеточное вещество

1)      Рыхлая волокнистая

 

 

Заполняет промежутки между органами. Окружает сосуды, нервы, мышечные пучки

Опорная, защитная функции.

 

2)      жировая

 

 

Образует слой жировой клетчатки под кожей.

Функции: опорная, зашитная, теплоизоляционная, энергетическая функция.

 

 

 

3) костная

4) хрящевая

Образует скелет человека.

Функция: опорная и защитная.

 

 

5) кровь

Движется по органам кровеносной системы

Функции: питательная, транспортная, защитная.

3.

мышечная

Образована небольшими по размеру веретонообразными одноядерными клетками

 

 

 

1)      гладкая

В стенках внутренних органов. В стенках кровеносных и лимфатических сосудов. В стенках протоков желез.

Перемещение жидкостей внутри органов

 

 

Образована многоядерными клетками

 

2)      поперечно- полосатая

Образует скелетные мышцы

Приводит в движение скелет

 

 

Образована удлиненными клетками с одним, реже двумя ядрами.

 

3)      сердечная

Образует сердечную мышцу

Обеспечивает сокращение сердца

4.

нервная

Образована нейронами и нейроглией: нейрон= тело + отростки

 

Образует нервную систему

Обеспечивает возбудимость и проводимость нервных импульсов

 


Урок 3. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

Среда, 09 Сентября 2009 г. 19:18 + в цитатник

 

Все живое построено из клеток. Тело человека не исключение.

Клетка- структурная единица как растительных, так и животных организмов.

 

Три главные составляющие клетки:

-клеточная мембрана

-ядро

-цитоплазма

 

В ядре находятся:

-ядерная мембрана

-ядрышко

-хромосомы

 

В цитоплазме находятся:

-эндоплазматическая сеть

-лизосомы

-рибосомы

-митохондрии

-клеточный центр

 

 

Жизнедеятельность клетки:

-Возбудимость- способность реагировать на воздействия

-Рост- увеличение в размерах

-Развитие- созревание клетки, она начинает работать,выполнять свои функции.

-Размножение- увеличение числа клеток в результате деления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 (412x452, 42Kb)

Схема строения животной клетки: 1 — ядро; 2 — эндо-плазматическая сеть (эндоплазматический ретикулум); 3 — цитоплазма; 4 — поверхностная мембрана (плазмолемма); 5 — диплосома; 6 — ядрышко; 7 — пиноцитозный пузырек, образующийся в результате выпячивания мембраны; 8 — митохондрия; 9 — лизосома; 10 — комплекс Гольджи

 

 

 

 


Урок 2. Структура тела. Место человека в живой природе.

Среда, 09 Сентября 2009 г. 18:11 + в цитатник

 

Тело человека имеет определенное строение.

 

Основные части тела:

-голова

-шея

-туловище

-руки

-ноги  

 

И еще раз про полости тела: 

в ГРУДНОЙ ПОЛОСТИ находятся:

-сердце

-сосуды и нервы

- дыхательные пути и легкие.

 

в БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ находятся:

-желудок

-кишечник

-печень

-поджелудочная железа

-селезенка

-почки

-многочисленные сосуды и нервы. 

 

Диафрагма разделяет грудную и брюшную полости.

 

 

 

 

 

 


Науки, изучающие организм человека.

Среда, 09 Сентября 2009 г. 16:46 + в цитатник

 

Анатомия- наука о строении организма и его органов.

Методы: вскрытие, рентген, УЗИ, моделирование

Физиология- наука о жизненных функциях организма и его органов

Методы: опыты на животных, инструментальные исследования, ЭКГ, и т.д.

Гигиена- раздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья

Методы: клинические, физиологические, лабораторные

 


Урок 1. Биологическая и социальная природа человека.

Среда, 09 Сентября 2009 г. 16:33 + в цитатник
В колонках играет - Europa Plus
Настроение сейчас - Устала=(((

Человек - это живой организм, как и любой другой в мире природы, осуществляющий обмен веществ с окружающей средой. Итак, какое же место он занимает в системе органического мира??? Смотрим:

 

 

Империя-  Клеточные

Надцарство-  Ядерные

Царство-  Животные

Подцарство-  Многоклеточные животные

Тип-  Хордовые

Подтип-  Позвоночные

Класс-  Млекопитающие

Отряд-  Приматы

Семейство-  Гоминиды

Род-  Человек

Вид-  Человек разумный.

 

 

Отличия человека от животных (!!!!!)-

1. более развитый мозг (у человека,естественно)

2. способность к мышлению

3. прямохождение

4. членораздельная речь

5. умение преобразовывать окружающий мир сознательным трудом.

 

 

 

А вот в чем сходство человека с млекопитающими:

1. Живорождение

2. Вскармливание детенышей молоком

3. Постоянная высокая температура тела

4. Наличие диафрагмы

5. Семь шейных позвонков

6. Два поколения дифференцированных зубов (молочные и коренные)

7. Оформленные губы и мускулистые щеки

8. Четырехкамерное сердце

9. Наружное, среднее и внутренне ухо

10. Кожа покрыта волосяным покровом

11. Молочные железы имеют соски

 

 

 

Какие признаки позволяют отнести человека к типу хордовых?

На ранних стадиях развития у ЧЕЛОВЕКА ФОРМИРУЕТСЯ осевой скелет- хорда, над ней развивается нервная трубка, под ней- первичная кишка. Во взрослом состоянии -опорой тела человека служит скелет. Центральная нервная система имеет трубчатое строение, представлена спинным и головным мозгом, расположена в спинной области тела. Кровеносная система замкнутая, состоит из сердца и кровеносных сосудов. Дыхательный аппарат- легкие=)))

 

 

 

 



Дневник Мария_Комиссарова

Среда, 09 Сентября 2009 г. 15:56 + в цитатник
Изучается предмет не в био кабинете,
А в полночные часы на сайтах в Интернете=))))
 (593x526, 105Kb)


Понравилось: 1 пользователю

Поиск сообщений в Мария_Комиссарова
Страницы: 2 [1] Календарь