-я - фотограф

 ј–“џ   Ќќ¬ќћ”, 2010, √ќƒ”

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ¬ьюгитта

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.05.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 54578

 »“ј…— »… ¬≈≈–-1

—уббота, 12 —ент€бр€ 2009 г. 03:32 + в цитатник

 »“ј…— »… ¬≈≈–

“очное врем€ возникновени€ веера определить, наверное, невозможно. Ѕольшинство авторов, пишущих о веере, предполагают, что жара и мухи заставили когда-то древнего человека обмахиватьс€ веткой дерева, большим листом растени€ или пучком перьев – так по€вилась сама иде€ веера и его прототипы, еще сугубо утилитарные.

ќ древности происхождени€ веера свидетельствуют легенды разных стран и народов, соревнующихс€, у кого из них веер по€вилс€ раньше. ¬еера, опахала известны в странах с жарким климатом, таких как ≈гипет, »нди€,  итай, с далекой древности. ћы ведем рассказ о  итае.

ƒл€ начала - китайска€ легенда о происхождени€ веера.  итайцы считают, что первый веер на землю принесла ¬елика€ богин€ ветра. ќна много путешествовала по планете и исполнилась сочувстви€ и сострадани€ к т€жкой человеческой доле. „тобы хоть немного облегчить ее, она подарила люд€м свой волшебный веер, чтобы любой человек, попав в беду, мог создать ветер и тем самым обратитьс€ за помощью к Ѕогине.

≈ще одна китайска€ легенда объ€сн€ет происхождение веера по-другому. ќднажды вечером, когда прекрасна€  ан-Ўи, дочь могущественного мандарина, присутствовала на большом празднике фонарей, она была вынуждена сн€ть маску, так как сто€ла очень сильна€ жара. —тыдливость повелевала ей никогда не выставл€ть свое лицо напоказ, поэтому она держала маску как можно ближе к лицу, двига€ ею, чтобы освежитьс€. —корость движений, с которой она обмахивалась маской, и €вилась как бы еще одной вуалью и не позволила различить ее черты. ¬се присутствующие женщины были свидетельницами этой милой выходки, и в подражание более тыс€чи рук начали обмахиватьс€ масками. “ак был придуман веер, который заменил маску.

 итай прин€то считать родиной веера. ≈сли верить древнекитайским поэтам, первые веера восход€т к эпохе основател€ династии „жоу императора ”-¬ана (он погиб в 1025 до н.э.). —огласно же археологическим данным, можно предположить, что веера по€вились не раньше периода неолита. ќднако изображение вееров и самые древние из найденных вееров относ€тс€ к гораздо более позднему периоду. ƒревнейшие найденные веера и их изображени€ относ€тс€ к эпохе ¬осточной „жоу (770 гг. – 256 гг. до н. э) и периоду ¬оюющих царств – «„жаньго» (475 гг. – 221 гг. до н. э.). Ёто вырезанные на бронзовых издели€х изображени€ вееров с длинными ручками, а также обнаруженные при раскопках могилы кн€жества „у в ÷з€нлине провинции ’убэй фрагменты вееров из перьев с дерев€нной ручкой.

ѕо данным местных ученых, первоначально веер изготавливали в виде опахала с дерев€нной ручкой. –учка могла быть сделана из элитных сортов дерева, а бумажное опахало непременно украшали красочным рисунком.

 (417x699, 47Kb)

¬сегда с веером из голубиных перьев в руках изображали легендарного полководца периода «¬оюющих царств» „жу √эл€на. —ейчас не каждый знает его подвиги, но любой китайский школьник помнит, что в руках у древнего геро€ неизменно был такой веер.

¬ городе ён€н на янцзы есть небольшой исторический музей, посв€щенный геро€м «“роецарстви€». ¬ одной из витрин можно увидеть знаменитый веер, €кобы тот самый, который не выпускал из рук „жу √эл€н. “ут же, у стен монастыр€ «Ѕелого императора», где любил сидеть в беседке и наблюдать за звездным небом великий полководец, монахи бойко торгуют веерами из перьев голуб€, почти такими же, как у „жу √эл€на…

¬ последние годы периода ¬оюющих царств большинство вееров приобрело полукруглую форму. “акие веера были сделаны из тонких бамбуковых пластинок и служили неотъемлемым атрибутом императорского величи€ и "надежным источником прохлады" дл€ кресть€н: императоры отдыхали под веерами от жары, а рабам и служанкам грубые веера помогали в работе – разводить огонь, готовить пищу, ве€ть рис, варить соль, отгон€ть мух.

ѕри династи€х —уй и “ан (581 – 907 гг.) были распространены круглые веера «ваньшань», известны также и другие названи€ – «гунань», «хэхуаньшань» и «гуаньшань». “акие веера были сделаны из бамбуковых или дерев€нных пластинок и из тончайшей шерст€ной ткани. Ѕамбуковые оправы украшали изображени€ми диковинных птиц, зверей, гор и рек. ƒл€ производства и отделки основы брали рог, слоновую кость, чeрeпaший панцирь, золото, душистый сaндaл, фарфор и нефрит.

¬ первые годы династии “ан (618-907 гг.) по€вились веера овальной формы, сделанные, как правило, из бамбуковых пластинок и тонкой шелковой ткани. ѕоверхность шелка украшали живописью, рисовали жанровые сцены, наносили каллиграфические надписи. ¬последствии главенствуют круглые веера. Ќесмотр€ на многообразие форм, девушки всегда предпочитали круглые шелковые не складывающиес€ веера.

¬ VI веке дл€ веера настал судьбоносный час.  орейска€ принцесса преподнесла китайскую диковинку €понскому императору, котора€ так пришлись ко двору, что вскоре вс€ придворна€ знать уже пользовалась этим удобным изысканным предметом. — VI–VII вв. бумажные и шелковые веера стали мастерить на островах. японские мастера про€вл€ли чудеса инженерной мысли. —твол бамбука расщепл€ли на узкие ребрышки числом 45, 64 или 80 штук, затем держали под грузом, чтобы они расположились в одной плоскости.  аркас оклеивали с двух сторон €понской бумагой, ободок – сложенной вдвое матерчатой или бумажной лентой. ¬еера назывались утива и были попул€рны в эпоху ’эйан.

¬ конце VIII века утива отступил перед €понским ноу-хау – стопкой обструганных кипарисовых дощечек, скрепленных на конце и складывающихс€ в гармошку полукругом специальной бумаги. —кладной веер назвали сэнсу. ѕотом его стали делать из сандала или €понского кедровника. ѕочти тут же стали оклеивать рейки бумагой. “акой веер пришелс€ по душе жрецам, сделавшим его сакральным символом японии. —энсу олицетвор€л достаток: на нем подносили дары императору, подавали милостыню. јристократки, покинув дворец и став монахин€ми храма ћиэйдо, сохран€ли веера как пам€ть о светской жизни. ќтсюда второе название – миэйдо. ¬ 988 году обновленный веер вернулс€ на материк: теперь уже €понские монахи дар€т императору  ита€ династии —еверна€ —ун два веера в виде летучей мыши и двадцать других разнообразных красочных складных вееров. 

»скусство вееров в  итае посто€нно развивалось и совершенствовалось. ѕо€вились веера, похожие на лист знаменитого дерева гингко, другие своей формой напоминают резные листь€ другого южного дерева - софоры. ƒл€  ита€ были характерны веера из листьев пальмы, лотоса, из ткани или бумаги, нат€нутой на твердую рамку. ќни станов€тс€ все разнообразнее и дороже. ѕри династии —ун и ёань (960 –1368 гг.) вид китайского веера утвердилс€ – полотно из тонкой бумаги было нат€нуто на рамку с руко€ткой, предпочтение по-прежнему отдавалось круглым веерам, но и по€вившиес€ складные веера также пользуютс€ попул€рностью. ѕериод насто€щего расцвета складных вееров – это династии ћин и ÷ин (1368 – 1911 гг.). —о времени династии ћин складные веера начинают широко использоватьс€ сначала в императорском дворце, а затем и во всем обществе.  итайский складной веер состоит из пластинок, соединенных кольцом на штифте.

¬еер попул€рен у всех слоев населени€, но у людей творческих профессий (ученых, философов, поэтов, художников) он становитс€ неизменным спутником: и от жары спасает, и удобно записать на нем какую-то мысль, образ, удачно найденную рифму. Ѕлагодар€ этому, веера очень рано стали объектами прикладного искусства и превратились в из€щные художественные издели€.

—ами остовы (кост€ки) веера выполн€лись из самых различных материалов - золота, серебра, перламутра, нефрита, слоновой кости, черепашьего панцир€, рога зверей, душистого сандала и, конечно, бамбука. ќни украшаютс€ лаком, необыкновенно тонкой резьбой, инкрустацией, эмалью, камн€ми, росписью. Ѕамбуковые оправы украшали изображени€ми диковинных птиц, зверей, гор и рек. ј экран веера делали из пергамента, бумаги, шелка, кружева и украшали вышивкой и росписью. »менно складной веер стал предметом изысканного творени€ мастеров дела своего. “ак, литераторам, например, очень полюбились веера с резными бамбуковыми кост€ками. —о времени династии ћин до сегодн€шнего дн€ многие знаменитые мастера занимались резьбой именно на кост€ках вееров. Ќа резном бамбуковом кост€ке искусно вырезали горы, реки, цветы, диковинные птицы и звери, даже портреты. »скусна€ каллиграфи€ тоже стала непременной спутницей из€щного веера. »звестные каллиграфы  ита€ прошлого оставили на веерах образцы своих творений; и эти веера считались бесценным подарком в ученой среде. ¬ музе€х  ита€ хранитс€ множество вееров, исписанных такими вот иероглифами на старом литературном €зыке «вэнь€нь». —егодн€ не каждый может расшифровать эти, как правило, нравственные поучени€, которые очень любили наносить на веера древние философы и поэты.

—реди ученой публики особенно ценились веера из специальной черной и белой бумаги, несущие извечную символику  ита€ – инь и €нь – темное и светлое начало. — древних пор до наших дней много известных каллиграфов и художников с удовольствием наносили свои произведени€ на веера, до насто€щего времени сохранилось много прекрасных работ.
ƒо сих пор существует целое направление живописи, когда изображение имеет форму раскрытого веера. Ётот жанр китайской живописи, называемый «цветы и птицы» — «хуан-н€о», получил свое огромное распространение уже в VIII—XII веках и живет по сей день. ≈сть много прекрасно сохранившихс€ до наших дней работ, написанных в этом направлении. —реди них особенно знаменитые в династию —ун ’уан ÷инцз€нь и Ћи ‘эй, “ан Ѕоху, „жэн Ѕаньц€о, художник XIX века ÷и Ѕайши, создававший в этом жанре образцовые произведени€, а уже в наше врем€, в XX веке, например, —юй Ѕэйхун. ѕри взгл€де на эти маленькие пейзажи рождаетс€ вполне ос€заемое ощущение шелковистости перьев изображенной маленькой птички или прохлады воздуха, потревоженного полетом бабочек над цветущим деревом. ≈сть и довольно сложные изображени€, на тему быта старого  ита€ — люди в национальных одеждах, пагоды.

Ќиже представлены работы в этом жанре современных китайских художников.

—начала - 4 работы современной китайской художницы.

 (700x564, 82Kb)

 (699x582, 66Kb)

 (699x591, 78Kb)

 (699x560, 81Kb)

ј это - работы другого художника (ранее € выкладывала его палинов).

  (699x349, 23Kb)

 (699x337, 47Kb)

≈ще один художник.

 (617x699, 75Kb)

 (699x373, 39Kb)

 (688x699, 67Kb)

Ёти работы выполнены известным художником Mi Chunmao (его кот€та весьма попул€рны).

 (699x339, 36Kb)

 (700x343, 30Kb)

 (698x340, 26Kb)

 (698x345, 30Kb)

 (698x333, 26Kb)

 (700x354, 25Kb)

 (699x356, 26Kb)

 (699x342, 28Kb)


¬еер12 (698x352, 30Kb)

 (700x373, 36Kb)

 (698x347, 32Kb)

веер17 (623x699, 58Kb)

 (699x350, 29Kb)

 (700x350, 26Kb)

 (700x354, 33Kb)

 

¬ ƒревнем  итае веер не только использовалс€ по своему пр€мому назначению, но и был важным знаком различи€: убранство и из€щность веера говорили о достатке и авторитетности его владельца. —уществовал кодекс, определ€вший, кому каким веером владеть. —емье императора полагалось опахало, украшенное золотом и нефритом. ћандарины (сановники) пользовались опахалом из серебра и слоновой кости. ј самым простым был веер ученого - из вощеной бумаги.

ћолва говорит, что особо дорогие веера, выполненные известными мастерами по спецзаказам, китайские правители дарили своим многочисленным наложницам в знак их преданности и любви к его императорскому величеству, а также отличившимс€ чиновникам.

Ќадо сказать, что веера занимали особое место в китайской традиционной культуре. ¬еера часто станов€тс€ предметом, украшающим не только людей, но и дома богатой знати, служат украшением жилища: их вставл€ли в специальные рамы и вешали в передних залах дома, на стенах кабинета. ќни радовали глаз своим из€ществом и изысканностью. ƒо сих пор сам веер, если он расписан известным художником, занимает почетное место в интерьере дома.

 (640x583, 80Kb)

 итайские веера имеют €рко выраженные специфические национальные особенности. Ќа веера нанос€т стихотворные надписи и художественные рисунки – это и есть одна из отличительных особенностей китайских вееров. ѕри этом кажда€ провинци€ славитьс€ своим собственным стилем.

¬ наши дни в  итае попул€рны веера из листа ливистонии, кост€ные веера, перо-пуховые, из сандалового дерева, бамбуковые плетеные, из шелка, соломенные и черные бyмaжные веера. ѕо форме веера бывают разные, например, круглые, похожие на цветы зимней сливы, €блочек-китаек или же подсолнечника.

» сегодн€ пожилые люди не расстаютс€ с веерами в летний зной. ќни предпочитают большие, сделанные из бумаги веера с классическими пейзажами, высказывани€ми древних философов, стихами, цитатами из романов. “акие веера можно увидеть в любой чайной, где, как правило, собираютс€ пожилые люди или в переулке, где они коротают врем€ у порога своего дома за чашкой ча€ или партией в китайские шашки…

¬еер, как и традиционный китайский фонарь – часть образа жизни китайца. ¬ лавчонках и шикарных универмагах вам предложат сотни различных вееров. ”крашенные кружевами, тесьмой, кист€ми, вышивкой, ароматные из сандалового дерева, из слоновой кости, инкрустированные перламутром и серебром, они могут стоить от нескольких копеек до нескольких мес€чных зарплат.

 

–убрики:  ƒјћ— »≈ Ў“”„ »/веер
China
ChinaArt
»— ”——“¬ќ
ƒ≈ ќ–ј“»¬Ќќ-ѕ–» ЋјƒЌќ≈
ћетки:  

ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



¬ьюгитта   обратитьс€ по имени „етверг, 15 ќкт€бр€ 2009 г. 04:55 (ссылка)
≈ще китайские веера можно посмотреть здесь: http://www.liveinternet.ru/users/3372514/post107991115
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јнуши_Ѕоцзюйи   обратитьс€ по имени —уббота, 17 ќкт€бр€ 2009 г. 02:28 (ссылка)
¬ьюгитта, спасибо, замечательный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 17 ќкт€бр€ 2009 г. 16:02ссылка
–ада, что понравилось.
јноним   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 16 ћарта 2014 г. 11:31 (ссылка)
ƒа интересный пост. ≈сть кстати целый блог про веера http://veer.homeoffans.com/
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать ветку
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 16 ћарта 2014 г. 17:18ссылка
Ѕлагодарю за ссылку! –ада, что пост понравилс€.
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку