Цитата сообщения Ada_Peters
ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФИЯ: CАМЫЕ КРАСИВЫЕ РУССКИЕ ПОРТРЕТЫ
ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФИЯ:
CАМЫЕ КРАСИВЫЕ РУССКИЕ ПОРТРЕТЫ
Ко дню «вселенских бабьих именин» — дню ангела Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, — которые празднуются 30 сентября, вспоминаем, насколько популярны были эти имена в Российской империи, и разглядываем самые красивые портреты их обладательниц.
На самом деле дочерей святой Софии (чье имя означает «премудрость») звали по-гречески: Пистис, Элпис и Агапе. Но когда славянские земли были обращены в христианство, священные тексты для новообращенных переводили с греческого на церковнославянский язык.
Почему-то эти три женских имени тоже оказались переведенными — такой же чести удостоилось только мужское имя «Лев» (в оригинале «Леон»).
Однако, хотя на страницах русских святцев эти три «говорящих» имени можно было встретить уже давно, в реальную жизнь они проникли достаточно поздно — в XVIII веке. Причем обратили на них внимание в первую очередь в аристократической среде.
Репин Илья Ефимович.
«Осенний букет»
1892
Холст, масло. 114 x 67 см
Государственная Третьяковская галерея
Серов Валентин Александрович.
«Девочка с персиками» 1887.
Холст, масло Государственная Третьяковская галерея Москва
Маковский Константин Егорович
Портрет В.В.Бахрушиной, урожденной Носовой. 1900-е
Холст, масло. 104 x 71 см
Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва
Самая знаменитая Вера в русском искусстве — это девочка с персиками кисти Серова, юная Верушка Мамонтова
Поэтические образы мы находим в творчестве Ильи Репина, в семье которого так звали жену и дочь: он писал их неоднократно.
Хороши красавицы Веры конца XIX — начала XX века: Бахрушина (жены основателя Театрального музея), написанная модным портретистом Константином Маковским; супруга художника Судейкина (которая бросит его ради Игоря Стравинского), а также знаменитая балерина Фокина, чей портрет кисти Зинаиды Серебряковой был в 2005 году продан на «Сотбис».
Репин Илья Ефимович.
«Вера Репина. Отдых»
Portrait of Vera Fokine - Зинаида Серебрякова
Сергей Судейкин. Портрет Веры Судейкиной. 1910-1920-е
Судейкин Сергей Юрьевич.
«Портрет Веры Судейкиной»
Интерес к трем понятным «русским» именам возник, когда закончилось «немецкое засилье».
В 1742 году на престол взошла «дщерь Петрова» императрица Елизавета — патриотизм вошел в моду. Кроме того, «Вера, Надежда и Любовь» звучало очень наглядно.
В допетровское время это, наоборот, отпугивало, но в эпоху, для которой аллегория была обычным придворным языком, оказалось очень уместным.
Петр Федотов. Портрет Надежды Жданович. 1849. ГРМ
Ксавье де Местр. Портрет Надежды Пушкиной. 1800-е
Борис Кустодиев. Портрет Надежды Комаровской. 1925.
Музей-квартира И. Бродского
Портрет институтки Надежды Жданович кисти Федотова — пожалуй, наиболее узнаваемый образ обладательницы этого имени в русском искусстве.
А вот самой красивой из них в русской истории считалась «прекрасная креолка», «арапка» — мать Пушкина. Сохранилась ее любительская миниатюра кисти Ксавье де Местра (дяди ее будущей невестки).
Ее младшая современница фрейлина Надежда Соллогуб, запечатленная Петром Соколовым, станет предметом влюбленности Пушкина — в числе легиона прочих красавиц. Какая-то безымянная фрейлина той же поры стала возлюбленной великого князя Михаила Павловича — и матерью его внебрачного ребенка, меценатши и благотворительницы Половцевой.
Выбрать лучшее среди изображений певицы Надежды Забелы кисти ее мужа Михаила Врубеля, пожалуй, затруднительно. Константин Коровин обожал писать свою жену — актрису Надежду Комаровскую, но передать ее графичную пластику лучше удалось Борису Кустодиеву.
Петр Соколов. Портрет Надежды Соллогуб. 1830-е
Михаил Врубель. Портрет Надежды Забелы-Врубель. 1904
Мишель Горджиани. Портрет Надежды Половцевой. 1869
Хотя среди купцов и крестьян можно было встретить крещеных так девочек, но очень редко.
В XVIII–XIX веках этими именами, считавшимися достаточно аристократическими, в основном называли дочерей, рожденных в дворянских, благородных, а затем интеллигентных семьях.
Неудивительно, что среди портретов, которые писали русские художники, часто можно встретить их обладательниц. Ведь у них были деньги заказывать их лучшим мастерам — Матрены или Глаши не могли себе позволить подобное.
.