-Цитатник

Неповторимой гаммой цветовой... - (1)

Неповторимой гаммой цветовой.. Iris Scott   1. Неповторимой гаммой цветовой ...

Виктор Гюго и его прекрасная Эсмеральда. - (0)

Виктор Гюго и его прекрасная Эсмеральда Можно ли представить себе культуру России без Толстого - ...

Самые красивые глаза в истории России. - (0)

Самые красивые глаза в истории России     ...

Аномальные артефакты Сибири. - (0)

Аномальные артефакты Сибири источник   На территории Сибири, от Урала и д...

Осенняя живопись Муковнина Евгения Владимировича. - (0)

Осенняя живопись художника Муковнина Евгения Владимировича ...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Весеннее
Весеннее
07:25 12.03.2017
Фотографий: 75
Посмотреть все фотографии серии Зимнее
Зимнее
17:26 27.11.2016
Фотографий: 24
Посмотреть все фотографии серии Осенняя продолжение
Осенняя продолжение
08:52 05.10.2016
Фотографий: 62

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Любовь_Ларинина

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.05.2009
Записей: 5675
Комментариев: 5367
Написано: 24226


Вера, Надежда, Любовь и София: Русские портреты.

Вторник, 11 Октября 2016 г. 08:14 + в цитатник
Цитата сообщения Ada_Peters ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФИЯ: CАМЫЕ КРАСИВЫЕ РУССКИЕ ПОРТРЕТЫ




ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФИЯ:
CАМЫЕ КРАСИВЫЕ РУССКИЕ ПОРТРЕТЫ


Ко дню «вселенских бабьих именин» — дню ангела Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, — которые празднуются 30 сентября, вспоминаем, насколько популярны были эти имена в Российской империи, и разглядываем самые красивые портреты их обладательниц.

На самом деле дочерей святой Софии (чье имя означает «премудрость») звали по-гречески: Пистис, Элпис и Агапе. Но когда славянские земли были обращены в христианство, священные тексты для новообращенных переводили с греческого на церковнославянский язык.

Почему-то эти три женских имени тоже оказались переведенными — такой же чести удостоилось только мужское имя «Лев» (в оригинале «Леон»).

Однако, хотя на страницах русских святцев эти три «говорящих» имени можно было встретить уже давно, в реальную жизнь они проникли достаточно поздно — в XVIII веке. Причем обратили на них внимание в первую очередь в аристократической среде.


Image Hosted by PiXS.ru
Репин Илья Ефимович.
«Осенний букет»
1892
Холст, масло. 114 x 67 см
Государственная Третьяковская галерея


Серов Валентин Александрович.
«Девочка с персиками» 1887.
Холст, масло Государственная Третьяковская галерея Москва

Image Hosted by PiXS.ru
Маковский Константин Егорович
Портрет В.В.Бахрушиной, урожденной Носовой. 1900-е
Холст, масло. 104 x 71 см
Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва


Самая знаменитая Вера в русском искусстве — это девочка с персиками кисти Серова, юная Верушка Мамонтова

Поэтические образы мы находим в творчестве Ильи Репина, в семье которого так звали жену и дочь: он писал их неоднократно.

Хороши красавицы Веры конца XIX — начала XX века: Бахрушина (жены основателя Театрального музея), написанная модным портретистом Константином Маковским; супруга художника Судейкина (которая бросит его ради Игоря Стравинского), а также знаменитая балерина Фокина, чей портрет кисти Зинаиды Серебряковой был в 2005 году продан на «Сотбис».



Репин Илья Ефимович.
«Вера Репина. Отдых»

Image Hosted by PiXS.ru
Portrait of Vera Fokine - Зинаида Серебрякова

Image Hosted by PiXS.ru
Сергей Судейкин. Портрет Веры Судейкиной. 1910-1920-е


Судейкин Сергей Юрьевич.
«Портрет Веры Судейкиной»


Интерес к трем понятным «русским» именам возник, когда закончилось «немецкое засилье».

В 1742 году на престол взошла «дщерь Петрова» императрица Елизавета — патриотизм вошел в моду. Кроме того, «Вера, Надежда и Любовь» звучало очень наглядно.

В допетровское время это, наоборот, отпугивало, но в эпоху, для которой аллегория была обычным придворным языком, оказалось очень уместным.


Image Hosted by PiXS.ru
Петр Федотов. Портрет Надежды Жданович. 1849. ГРМ

Image Hosted by PiXS.ru
Ксавье де Местр. Портрет Надежды Пушкиной. 1800-е

Image Hosted by PiXS.ru
Борис Кустодиев. Портрет Надежды Комаровской. 1925.
Музей-квартира И. Бродского


Портрет институтки Надежды Жданович кисти Федотова — пожалуй, наиболее узнаваемый образ обладательницы этого имени в русском искусстве.

А вот самой красивой из них в русской истории считалась «прекрасная креолка», «арапка» — мать Пушкина. Сохранилась ее любительская миниатюра кисти Ксавье де Местра (дяди ее будущей невестки).

Ее младшая современница фрейлина Надежда Соллогуб, запечатленная Петром Соколовым, станет предметом влюбленности Пушкина — в числе легиона прочих красавиц. Какая-то безымянная фрейлина той же поры стала возлюбленной великого князя Михаила Павловича — и матерью его внебрачного ребенка, меценатши и благотворительницы Половцевой.

Выбрать лучшее среди изображений певицы Надежды Забелы кисти ее мужа Михаила Врубеля, пожалуй, затруднительно. Константин Коровин обожал писать свою жену — актрису Надежду Комаровскую, но передать ее графичную пластику лучше удалось Борису Кустодиеву.


Image Hosted by PiXS.ru
Петр Соколов. Портрет Надежды Соллогуб. 1830-е

Image Hosted by PiXS.ru
Михаил Врубель. Портрет Надежды Забелы-Врубель. 1904

Image Hosted by PiXS.ru
Мишель Горджиани. Портрет Надежды Половцевой. 1869


Хотя среди купцов и крестьян можно было встретить крещеных так девочек, но очень редко.

В XVIII–XIX веках этими именами, считавшимися достаточно аристократическими, в основном называли дочерей, рожденных в дворянских, благородных, а затем интеллигентных семьях.

Неудивительно, что среди портретов, которые писали русские художники, часто можно встретить их обладательниц. Ведь у них были деньги заказывать их лучшим мастерам — Матрены или Глаши не могли себе позволить подобное.


.
Рубрики:  Культура
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку