Балет Минкуса "Дон Кихот" уже бог знает сколько времени благополучно идет
на сцене питерского Мариинского театра. И вся история данного балета на
данной сцене распадается на два периода: период "до" и период "после".
Период "до" характеризовался тем, чт Дон Кихот и Санчо Панса разъезжали по
сцене соответственно на коне и на осле. И конь и осел были живыми,
настоящими, теплыvи.
Период "после" характеризуется тем, что Дон Кихот и Санчо Панса шляются по
сцене пешком. Не славные идальго, а пилигримы какие-то. Куда подевались
конь и осел? Сдохли? Сожраны хищниками? Версии таинственного исчезновения
со сцены коня и осла плодились, как грибы после дождя. Я же получил
сведения о происшедшем от своего родственника, который работал осветителем
в Мариинском театре. Он утверждает, что все было именно так. Не знаю. За
что купил, как говорится, за то и продаю.
Итак, душераздирающий случай, поделивший историю спектакля на "до" и
"после", произошел, кажется, в 1980 олимпийском году. До того дня на каждое
представление "Дон Кихота" из цирка выписывались хорошо выдресированные,
привыкшие к публике конь и осел. Но в тот злосчастный день конь заболел. И
администрация театра, совершенно не подумав о последствиях, арендовала коня
из какой-то конно-спортивной секции. Тоже хорошо вышколенное животное.
М-да ! Если бы только не одно но.
Зверюга оказалась кобылой. Это обнаружилось только тогда, когда уже звучала
увертюра. Что-либо менять было поздно. Вы когда-нибудь пробовали в чем-либо
убедить возжелавшего женской ласки осла? Легче научить таракана танцевать
еврейские танцы.
В первом же совместном появлении на сцене Дон Кихота и Санчо Пансы осел,
почуяв свеженькую кобылку, безумно возбудился. Издав истошный рев, он встал
на дыбы, сбросив с себя Санчо. После этого из его подбрюшья начало вылезать
нечто неимоверное по своим размерам и очень непристойное по своему внешнему
виду. Осел начал забираться сзади на кобылу, которая явно не возражала
против того, чтобы произвести на свет мула. Дон Кихот, почуяв атаку с тыла,
проявил чудеса джигитовки и каким-то диким прыжком слетел с седла. Санчо,
спин?ным мозгом почувствовав, что сейчас произойдет, начал тянуть осла за
хвост. Но проклятый ишак не сдавался.
К этому моменту он уже находился в нужном отверстии на теле кобылы и
работал с интенсивностью отбойного молотка. Откуда-то из зала раздался
истошный женский визг. Кто-то проорал "Закройте занавес!" Дирижер
механически продолжал размахивать руками, не отрывая глаз от творящегося на
сцене безумия. Оркестранты развернули головы на 180 градусов и
беззастенчиво пялились на сцену. Музыка издала пару предсмертных тактов и
тихо сдохла, сменившись полоумным гоготом, доносившимся из оркестровой ямы. Пожарные
начали раскатывать по сцене рукава с целью образумить распоясавшегося осла
с помощью воды.
В общем, занавес закрыли только минуты через две. В течение этих двух минут
на сцене прославленного Академического Театра имени Кирова наблюдалось
следующее: Ишак с победным ревом дотрахивает томно прдрывшую глаза кобылу.
Санчо Панса тянет ишака за хвост, в результате чего вся сцена смахивает на
перетягивание каната. В углу сцены, схватившись за голову и раскачиваясь из
стороны в сторону, сидит на полу совершенно обезумевший Дон Кихот.
Пожарные, изнемогая от хохота, раскатывают шланги, а из-за кулис доносится
вопль режиссера "Скорее, суки!!! Скорее!!!! Убью всех на х..!!!" Из
оркестровой ямы слышен уже даже не смех, а какое-то бульканье. Дирижер,
поддавшись всеобщему буйству, приплясывает на своей подставке и
откровенно болеет за осла.
Наконец занавес закрывается. Половина зала возмущается, треть (в основном
старые девы) лежат в обмороке, остальные требуют открыть
занавес, поскольку они, мол, заплатили деньги и имеют право все это
досмотреть . Все. На этом все и закончилось. На следующем представлении Дон
Кихот и Санчо ходили пешком. Сколько голов полетело после этого
злосчастного дня - неизвестно, да и не важно.
Как говорил Ираклий Анlоников - "можно посылать соболезнования цирку. Их
лучшее представление прошло в Мариинском театре"...