-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Я
Я
01:44 11.10.2010
Фотографий: 7
Посмотреть все фотографии серии Моя семья
Моя семья
13:40 13.07.2009
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии Олечка
Олечка
13:15 13.07.2009
Фотографий: 2

 -Рубрики

 -Цитатник

Антонис Ван Дейк - (4)

Антонис Ван Дейк Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 в Антверпене, был седьмым ребенком в с...

Малая Конюшенная - (0)

Малая Конюшенная Малая Конюшенная - здесь можно крутиться и крутиться на одном месте, так...

Как онлайн удалить фон с фотографии - (3)

Как онлайн удалить фон с фотографии. Как онлайн удалить фон с фотографии. Удаление заднего фо...

Схема"Как же прекрасны эти цветы" - (2)

Схема"Как же прекрасны эти цветы" Схема"Как же прекрасны эти цветы"

Солнечные анютки... - (0)

Солнечные анютки...

 -

Радио в блоге

[Этот ролик находится на заблокированном домене]
Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Школьникова_Татьяна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.04.2009
Записей: 3311
Комментариев: 518
Написано: 5323


ЖЗЛ (ВЕЛИКИЙ ТИЦИАН. БИОГРАФИЯ В КАРТИНАХ ЧАСТЬ 9)

Воскресенье, 02 Августа 2009 г. 08:16 + в цитатник
Цитата сообщения Парашутов


ЖЗЛ (ВЕЛИКИЙ ТИЦИАН. БИОГРАФИЯ В КАРТИНАХ ЧАСТЬ 9)

Глава 59. Слава Тициана 1554 год

Обеспокоенный затянувшимся молчанием художника Карл V направил 11 июня 1553 года своему новому послу письмо, спрашивая - уж не умер ли «наш обожаемый мастер»?
Имперский посол Франсиско де Варгас поспешил успокоить монарха, сообщив, что Тициан жив, здоров и вопреки годам усиленно трудится над заказами для императора и наследного принца.
В 1553 году новым дожем был избран престарелый Марк Антонио Тревисани. Вернув себе должность соляного посредника, Тициан поспешил написать портрет дожа для зала Большого совета, пока тот не впал в кому.



Тициан Вечеллио, Портрет Марка Антонио Тревисани, 1554, Музей Изобразителных Искусств, Будапешт, Венгрия

В мастерской не прекращалась и работа над другими заказами.



10 сентября 1554 года в письме Карлу V Тициан писал: «Желая наилучшим образом удовлетворить Ваше Королевское Высочество... я посвятил картине больше времени, чем обычно».
Монументальное полотно (346x240 см) было завершено лишь в конце того года и отправлено во Фландрию. В Испании оно оказалось в 1556 году.
Обычно автор называл картину «Славой» или «Раем», а Карл V в своем завещании назвал ее «Страшным судом». И это не случайно - под конец жизни императора терзали сомнения и он переживал глубокую душевную драму, считая свою болезнь и немощь ниспосланной свыше карой за содеянные им грехи.



Тициан Вечеллио, Святая Троица (La Gloria), 1551—1554, Прадо, Мадрид

На картине в клубящихся облаках перед Святой Троицей предстают в потустороннем мире пока еще живые люди, вознесшиеся в стремительном порыве над землей и освещенные ослепительным светом, который исходит от голубя. Все они истово каются в собственных грехах. Среди страждущих узнаваемы сам Карл и покойная Изабелла Португальская в белых саванах, их дети Филипп и Иоанна, сестра Мария Венгерская.
Здесь и Тициан с сыном Орацио, и многие другие. Картина передает движение вверх, полет души к вечному.

Во время недавнего официального визита Филиппа II в Венецию, где наследному принцу был оказан сдержанный прием, Тициан показал заказанную им новую версию предыдущего портрета в полный рост.



Тициан Вечеллио, Портрет Филиппа II, 1554 г. Галерея Палатино (Палаццо Питти), Флоренция

Теперь на портрете Филиппа убран стол со шлемом, а стальные доспехи с золотой насечкой заменены парадным королевским костюмом. Рельефно выступающая на темном фоне щуплая фигура принца полна некоей загадочной таинственности, а в непроницаемости ледяного взгляда угадывается жестокость натуры, которая полностью проявится за годы его кровавого правления.
Филипп остался доволен увиденным и сделал еще ряд заказов, в основном на мифологические сюжеты. Особенно он просил написать ему лежащую Венеру, увиденную им у своей тетки в Брюсселе, где ее оставил отец. Тициан работал над его заказами не покладая рук.



Тициан Вечеллио, Венера, Купидон и куропатка, 1550, Галерея Уффицы, Флоренция

К тому же намечалось радостное событие - замужество его любимой Лавинии. Радость омрачалась лишь недостойным поведением старшего сына. Постоянные жалобы на Помпонио вывели Тициана из себя, и он решил лишить сына должности каноника в приходе Медоле, отдав это место одному из племянников. Оповещая о своем решении мантуанского герцога, Тициан признал в письме от 24 апреля 1554 года, что его сын «никогда не был создан для служения Богу». Чтобы как-то загладить положение и успокоить монастырское руководство, он подарил приходу написанное ранее, по всей видимости, для испанского двора, «Явление Христа Богоматери» (Мантуя, Медоле, церковь Санта-Мария). На картине изображен эпизод из апокрифа «Хождение Богородицы по мукам» о явлении Деве Марии Христа после того, как он вызволил из ада Адама, патриархов и доброго разбойника.

Тициану опять пришлось заняться малоприятным делом - написанием для зала Большого совета официального портрета нового дожа, которым летом 1554 года стал Франческо Веньер.



Тициан Тициан Вечеллио, Портрет дожа Франческо Веньера, 1554, Музей Thyssen-Bornemisza

Когда-то Тициан встречался с ним в компании Джорджоне, который водил дружбу с золотой молодежью из патрицианских семей. Теперь по его милости придется сидеть в городе, изнывая от жары.
Пришлось попросить молодых немного повременить со свадьбой, пока не удастся управиться со срочными заказами от дожа, сулившими немалый доход. Дож Веньер был смертельно болен, но мужественно переносил свой недуг. Предчувствуя близкий конец, он явно торопился. Бледное лицо дожа в обрамлении редкой бороды отмечено печатью неизлечимой болезни. Хрупкая фигура с покатыми плечами с трудом удерживает тяжелую парчовую мантию. Картина дополнена видом лагуны, открывающимся через широкий проем окна.
Этот портрет знаменателен тем, что после смерти Веньера Тициан больше не писал портретов дожей. Следующие за Веньером четыре венецианских правителя освободили старого мастера от обязанности написания их изображений для Дворца дожей.

Глава 60. Портреты дочери

Настал черед подумать о молодых. Они выдержали все полагающиеся условности после помолвки, а главное, еще больше укрепились в питаемых друг к друг чувствах. Тициану был по душе избранник дочери, обходительный Корнелио Сарчинелли из семьи потомственных юрисконсультов. Отец дал за дочерью солидное приданое в 1400 золотых дукатов. Свадьбу решено было устроить на родине жениха в Серравалле, чему, вероятно, Тициан был особенно рад, поскольку без Орсы ему трудно было достойно организовать такое празднество. При большом стечении родни с обеих сторон венчание совершилось 19 июня 1555 года в местном соборе.
Чуть позже Тициан написал еще один портрет дочери - «Дама с фруктами» (Берлин, Государственный музей).



Тициан Вечеллио, Девушка с блюдом. Лавиния, 1555-56, Государственный музей, Берлин

На нем молодая белокурая венецианка в золотисто-коричневом платье из парчи с белыми кружевными манжетами изображена на фоне далеких гор любимого художником Кадора. Девушка легко и горделиво держит, подняв над головой, тяжелое серебряное блюдо с фруктами и цветами, словно щедрая Флора, богиня природы.
В ее портрете подчеркнуто явное сходство с матерью. На ней надето то же жемчужное ожерелье, подаренное Тицианом Чечилии.

Интересно, что в галереях встречается еще одна картина Тициана, точно повторяющая портрет Лавинии, только в руках у девушки не ваза с фруктами, а … поднос с головой Иоанна Крестителя и называется картина «Саломея». Интересно, почему Тициан решил сделать такой вариант, был ли это специальный срочный заказ третьего лица или это как-то связано с замужеством любимой дочери?? Одни вопросы!



Тициан Вечеллио, Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1560, Музей Прадо, Мадрид

Из-под кисти Тициана выйдет еще несколько портретов любимой дочери, украшающих лучшие музеи мира.



Тициан Вечеллио, Святая Каталина, Музей Прадо, Мадрид



Тициан Вечеллио, Дочь Тициана, Лавиния, 1560-61, частная коллекция

А в декабре 2005 года произошла сенсация, когда на аукционе Christie's был выставлен на продажу доселе неизвестный портрет Лавинии с дочерью, некогда принадлежавший российскому императору Николаю I под названием «Товия и ангел».



Товия и ангел
Тициан Вечеллио, Портрет женщины с дочерью

Позже картина была продана вместе с другими шедеврами Эрмитажа и оказалась в частной коллекции в Англии, где не раз меняла владельцев, а в 1946 году ее обнаружили в одном из лондонских гаражей.
Перипетии с ее реставрацией и атрибуцией длились полвека, пока английский антиквар Алек Коббе не обнаружил после снятия поздних наслоений, что под видом ангела оказалась изображенной Лавиния, а вместо Товия - ее дочь.
Как считает газета «Коммерсант», "Товию и ангела" написал на холсте кто-то из учеников Тициана, включив в свою композицию лица тициановских персонажей. Мать стала ангелом Рафаилом с крыльями за спиной и курильницей, девочка — мальчиком Товией с рыбой в руке, сердце и печень которой (согласно библейской истории) должны были быть сожжены в курильнице для изгнания злого духа, одежды были полностью записаны, изменено положение рук. Это, вероятно, было сделано после смерти Тициана, когда продавался его дом в Венеции вместе с содержимым. Дом перешел к Христофоро Барбариго, коллекционеру и покровителю искусств. Он отдал дом под мастерскую художнику Франческо Бассано, тут же работал и ученик Тициана Леонардо Корона. Он-то, похоже, и переписал полотно — кому нужен портрет неизвестной женщины, да еще неоконченный? А картины на сюжет с Товией и его покровителем-ангелом итальянские семейства часто заказывали, отправляя сыновей в путешествие.

Глава 61. Гениальный портретист

Вспомнив свой оставленный в Аугсбурге незаконченный портрет работы старины Кранаха, в котором, как ему показалось, немецкий мастер его несколько омолодил и приукрасил, Тициан решил проверить себя, написав первый дошедший до нас автопортрет, когда ему было уже под восемьдесят (Берлин, Государственный музей).



Тициан Вечелио, Автопортрет в меховой мантии, 1562, Государственный музей, Берлин

Он не скрывает свой возраст, но и сдаваться годам явно не желает. Мощная широкоплечая фигура в меховой накидке источает сохранившуюся энергию. В крепких руках и пальцах, барабанящих по столу, чувствуются цепкость и сила, в ясном взоре - решительность. На светлой шелковой рубахе выделяется, словно напоказ, тяжелая цепь рыцаря Золотой шпоры.
По-видимому, картина предназначалась для детей и до конца дней находилась в отцовском доме на Бири.

В 50-е годы папским нунцием в Венеции был Лудовико Беккаделли. Он часто навещал Тициана в мастерской на Бири, и между ними установились теплые дружеские отношения. Кардинал посодействовал также в устройстве непутевого Помпонио в один из скромных приходов недалеко от Местре, чтобы тот был под присмотром отцова ока. Чувства признательности и дружбы, которые Тициан питал к ученому прелату, нашли выражение в замечательном его портрете (Флоренция, Уффици).



Тициан Вечелио, Портрет епископа Лудовико Беккаделли, 1552, Галерея Уффицы, Флоренция

Кардинал изображен сидящим в кресле со свитком в руках, из которого явствует, что работа выполнена Тицианом в июле 1552 года.

К лучшим портретам позднего Тициана можно отнести превосходный портрет Якопо Страды (Вена, Музей истории искусств). С коллекционером и антикваром Страдой художника связывали чисто профессиональные интересы.



Тициан Вечелио, Портрет антиквара Якопо Страда, 1567-68, Музей истории искусств, Вена

Коллекционер показан в интерьере привычной для него обстановки с книгами, старинными монетами, пергаментной грамотой, обрамленной в позолоченную раму. Страда демонстрирует собеседнику, которым, вероятно, был сам Тициан, мраморную копию Афродиты Книдской работы Праксителя. На покрытом коричневой скатертью столе белеет сложенный лист письма с различимым именем адресата, а именно Тициана Вечеллио.

Глава 62. "Распятие"

В особняке на Бири по вечерам, когда ученики, подмастерья и прислуга расходились по домам, воцарялась тишина. Несмотря на возраст, Тициан все еще чувствовал себя «совой» и допоздна засиживался за работой, хотя утренние часы считал самыми плодотворными.
Непонимание, а порой и доходившие до него разговоры о том, что он якобы выдохся, огорчали стареющего мастера. Более того, длительное отсутствие из-за поездок в Рим и Аугсбург поколебало непререкаемый авторитет Тициана как главы венецианской школы, и многие официальные заказы (Дворец дожей, Скуола Сан-Рокко, церковь Сан-Себастьяно) были переданы его молодым соперникам. Все это привело к тому, что Тициан все более замыкался и уходил в себя.

Свое настроение художник выразил в большом «Распятии» (Эскориал, монастырь), о котором имеется упоминание в его письме Филиппу II в сентябре 1554 года как о работе, исполненной глубочайшей веры. Пожалуй, это самая впечатляющая картина Тициана о трагедии непонимания и одиночества.



Тициан Вечелио, Распятие 1555, Монастырь ди Сан Лоренцо, Сакристия, Эскориал, Мадрид

Оставленный всеми распятый Христос принимает мученическую смерть на кресте во искупление людских грехов, но никто его не оплакивает. Видно, как палачи спешно удаляются с места казни. Угасает день, и угасает жизнь распятого Христа. Его прощальный взгляд встречается лишь с пустыми глазницами черепа праотца людей Адама, нашедшего последний приют на Голгофе. Трагический диалог жизни со смертью будет терзать Тициана до скончания его дней.

В середине июня Тициан узнал радостную весть - он стал дедом. Отложив все дела, он отправился в Серравалле, чтобы поздравить дочь с первенцем.
Тициан провел у них несколько дней, а затем поехал на родину в Пьеве ди Кадоре, чтобы свидеться с братом и решить на месте дела, связанные с торговлей лесом и зерном.
Для местной церкви он написал алтарную картину «Кормящая Богоматерь со святыми Андреем и Тицианом».
В образе Богоматери угадываются черты дочери Лавинии, святому Тициану приданы черты сына Помпонио, брат Франческо с длинной бородой узнаваем в святом Андрее. Себя же Тициан изобразил слева коленопреклоненным старцем с посохом святого Тициана.

Глава 63. Смерть Аретино. 1558 год

21 октября Тициан вернулся в Венецию. Был тихий теплый осенний вечер, когда запыхавшийся посыльный принес страшную весть - умер Аретино. Врач, который констатировал смерть, пояснил, что за обедом Аретино вдруг почувствовал сильное головокружение, привстал с места и тут же рухнул как подкошенный, ударившись головой о каменный пол. Тициану будет недоставать его искрометной веселости и неуемного жизнелюбия, Аретино любил повторять, что «единственная задача человека - это полное наслаждение всеми земными благами».
Тициан не находил себе места. Со смертью Аретино он понял, как много тот для него значил в течение последних тридцати лет. В моменты подавленности духа, когда все валилось из рук, и мир виделся ему в черном цвете, этот неугомонный весельчак и жизнелюб заряжал энергией и вселял в него уверенность в своих силах.

Недавно из Пьеве ди Кадоре с вестями от родных и гостинцами прибыл скромный юнец Марко Вечеллио, сын двоюродного брата-нотариуса, который когда-то сопровождал Тициана в Германию и помог в решении вопроса с заготовкой древесины. Марко оказался смышленым парнем, влюбленным в живопись. С разрешения мастера он занял светелку на мансарде, в которой до замужества жила Лавиния. Приветливый юноша быстро подружился со всеми учениками и подмастерьями. Вскоре он проявил себя надежным помощником Тициана, который радовался его первым шагам в живописи и относился к нему как к сыну.

В конце сентября 1558 года к причалу на Бири подплыла гондола облаченного в траур испанского посла, который сообщил печальную весть о смерти обожаемого монарха Карла V в монастыре Святого Юста.
Он рассказал о последних днях измученного болезнью императора, который накануне кончины устроил репетицию собственных похорон, проследив за точным исполнением всех правил отпевания и последующего захоронения. Тициан с болью воспринял эту весть, но жизнь продолжалась.

Тицианом было поручено подобрать художников для украшения залов фундаментальной библиотеки Марчана.



Либрерия Марчиана

Были отобраны семь живописцев, включая Веронезе. Поначалу среди них не нашлось места для Тинторетто, но этот нахрапистый гений закатил скандал и своего не упустил. Тициан выбрал для себя плафон вестибюля центрального читального зала и быстро написал полотно в форме восьмиугольника, обрамленного в массивную позолоченную раму.



Тициан Вечеллио, Мудрость, 1560, Libreria Marciana, Венеция

Образ молодой женщины является олицетворением Мудрости или Божественного провидения. В одной руке она держит пергаментный свиток, а другой придерживает не книгу, как полагали, а зеркало в деревянной оправе. Рядом с ней в облаках изображен Эрос в облике крылатого «путто», который, «согласно учению неоплатоников, хранит тайну сотворения».
Чтобы как-то утереть нос Тинторетто, решением жюри, которое возглавил Тициан, лучшей была признана работа Веронезе, и он был награжден золотой цепью.



Антонио Цона, Встреча Тициана с Веронезе на Понте делла Палья, Галерея Академии, Венеция, Италия

Глава 64. Последний автопортрет

Поздним периодом творчества принято называть в литературе последние пятнадцать лет жизни мастера, когда Тициан разменял восьмой десяток. Это были годы горьких утрат, тягостных раздумий и разочарований, нудной тяжбы с коронованным заказчиком и его министрами, сопровождаемой унизительными просьбами оплаты за отосланные картины. Последние письма, которые как крик души были продиктованы Тицианом личному секретарю и направлены Филиппу II, полны отчаяния, обиды и попранного человеческого достоинства. В них столько боли, что невозможно их читать без волнения.
Величавым мудрецом предстает художник на последнем автопортрете (Мадрид, Прадо), выполненном в приглушенной тональности.



Тициан Вечеллио, Автопортрет Тициана, 1566, Музей Прадо, Мадрид, Испания

Судя по виду, ему за девяносто, но взгляд не угас и отражает внутреннюю энергию. Тициан отвернулся от мира и устремлен в бесконечность. На темном фоне выделяется бледное лицо с орлиным профилем. Черная шапочка прикрывает голову, такого же цвета камзол с вкраплением белого жабо ворота рубашки. В правой руке мастера зажата кисть, словно скипетр его царствования в мире живописи, а на черной ткани камзола выделяется двойная цепь кавалера ордена Золотой шпоры как высшее признание всего им содеянного.

Сохранился еще один портрет художника кисти Агостино Каррачи.



Агостино Каррачи, Портрет Тициана Веччелио, 1587, Резцовая гравюра на меди, Британский музей, Лондон.

Несмотря на возраст Тициан продолжал активно творить, ведь до скончания дней его главным заказчиком продолжал оставаться прижимистый и ненасытный король Филипп II, отдававший предпочтение мифологическим сюжетам.



Софонисба Ангиссола, Портрет Филиппа II, 1565, Прадо, Мадрид

Глава 65. Возвращение к мифологии

Возвращение Тициана к мифологии являет собой антитезу традиционной ее интерпретации. Теперь миф под кистью Тициана превращается в трагическую метафору подчинения людей богам.

Начиная с картины «Юпитер и Антиопа» (Париж, Лувр), называемой часто «Венера Пардо» (по названию охотничьего дворца испанских королей), Тициан образно показывает, что исторически цивилизация идет к закату, когда людям, полным духовной и физической силы, не удается совершить намеченное и желанное, так как перед ними стоят непреодолимые препятствия.



Тициан Вечеллио, Юпитер и Антиопа (Венера дель Пардо), 1540-42, Музей Лувр, Париж

В письме от 22 декабря 1574 года девяностопятилетний Тициан перечисляет картины, отосланные испанскому королю, за которые ему ничего не было заплачено. В том письме-перечне, напрягая память, он называет обнаженную красавицу с сатиром то Венерой, то Дианой, то Антиопой.
Речь идет об известном мифе, повествующем о том, как Антиопа, дочь речного бога Асопа, понесла от Зевса (он же Юпитер), который предстал пред нею в образе сатира. Спасаясь бегством от гнева отца, Антиопа счастливо разрешилась двойней. Один из ее сыновей Амфион увлекся музыкой, ведя жизнь созерцательную. А вот другой, Зет, унаследовал от отца Зевса активность и занимался в основном охотой.

Среди мифологических poesie, предназначенных для Филиппа II, можно отметить картину «Венера и Адонис», в которой художник придал возлюбленному богини черты своего коронованного заказчика.

В письме Филиппу летом 1554 года он писал: «Надеюсь, что картина "Венера и Адонис" доставит такую же усладу Вашим очам, что и прежние работы Тициана, Вашего раба».



Тициан Вечеллио, Венера и Адонис, 1554, Прадо, Мадрид

Тициан отходит от литературного источника и дает собственную интерпретацию известного мифа, показывая сцену расставания. Венера тщится удержать любимого, а Адонис во власти охотничьего азарта вырывается из ее объятий, не слушая предостережений о грозящей опасности. На пригорке мирно спит призванный охранять их любовь Купидон, беспечно оставив на суку свой лук и колчан со стрелами. Лучи от появившейся в небе колесницы Авроры направлены к месту будущей охоты, где, возможно, в дубраве уже притаился кабан-убийца, которого учуяли собаки Адониса.
Написанная в свободной выразительной манере и полная эротизма картина вызвала большой интерес. Автору пришлось не раз возвращаться к этому сюжету, и из его мастерской вышло не менее двадцати копий-версий. Наиболее известна та, что хранится в лондонской Национальной галерее.

«Венера у зеркала» (Вашингтон, Национальная галерея) – самая известная светская картина мастера, породившая появление множества студийных копий и версий.



Тициан Вечеллио, Венера перед зеркалом, 1554-55, Национальная галерея искусства, Вашингтон

Сидя на ложе, она держит левую руку на груди, а правой закрывает покрывалом колени. Перед ней два амура: один протягивает ей венок, а другой держит зеркало, в котором видно отражение богини. Прекрасно написанная фигура напоминает классический образ Venere pudica, олицетворяющей целомудренную красоту и так непохожую на всех прежних чувственных Венер, возлежащих в любовном томлении на лоне природы или в интерьере.
Поразительная по живописи и полная гармонии картина оставалась в доме мастера до конца, пока вместе с другими полотнами и прочим имуществом не была продана старшим сыном Помпонио.
В 1850 году картина была приобретена императором Николаем I для коллекции Эрмитажа вместе с «Кающейся Марией Магдалиной», «Святым Себастьяном» и другими работами Тициана.
В 1931 году по распоряжению Советского правительства и вопреки мнению дирекции Эрмитажа «Венера с зеркалом» была продана частному американскому лицу, а позднее оказалась в вашингтонской Национальной галерее.

Глава 66. Заказы для Филиппа II

Тициан 19 июня 1559 года оповещает испанского короля: «Я уже закончил две poesie, предназначенные для Вашего Величества. На одной изображена Диана у источника, застигнутая врасплох Актеоном, на другой Каллисто, ставшая жертвой Юпитера. Ее по приказу Дианы нимфы раздели донага у источника... После их отправки я целиком займусь картиной "Моление о чаше" и еще двумя начатыми полотнами: на одном Европа на быке, на другом растерзанный своими псами Актеон».



Тициан Вечеллио, Диана и Актеон, 1556-59, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург



Тициан Вечеллио, Диана и Каллисто, 1556-59, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Позднее в письме от 22 августа Тициан сообщил заказчику, что на написание последних мифологических картин им затрачено более трех лет труда. Из этой корреспонденции явствует прежде всего, что Тициан устанавливает прямое родство между картинами «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» (обе Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), которые связаны с волновавшей его метафорой охоты.

В «Метаморфозах» Овидий подробно описывает два эпизода. При сопоставлении двух этих полотен легко обнаруживаются их композиционное единство и симметричность, несмотря на различное содержание. И здесь, и там журчащий ручей, лук и колчан со стрелами, собака и нимфы в услужении обнаженной Дианы.
Слева в «Актеоне» - пунцовый занавес, а справа - лес; в «Каллисто» слева - лес, а золотистый занавес-навес - справа. Фоном для обеих картин служит дальний пейзаж.
Но в «Актеоне» имеется существенное различие - там Диана дана в двух своих ипостасях: дневной и ночной. Вот почему рядом с обнаженной Дианой дана в качестве ее двойника фигура чернокожей девушки в облачении. Обе эти фигуры олицетворяют день и ночь, жизнь и смерть, свет и тьму. Диана идентифицируется с луной, а с ней древние связывали морские приливы и отливы, а также физиологический цикл у женщин.
Поэтому на голове тициановской Дианы красуется изображение нарождающейся луны. Кроме того, справа на пилястре видна голова оленя, в которого вскоре разгневанная богиня охоты обратит за дерзость Актеона.

С предыдущими мифологическими картинами связано и «Похищение Европы» (Бостон, музей Изабеллы Стюарт-Гарднер), подлинный шедевр позднего Тициана, также созданный по мотивам одного из эпизодов «Метаморфоз» Овидия.



Тициан Вечеллио, Похищение Европы 1559-62, музей Изабеллы Стюарт-Гарднер, Бостон

Картина написана в 1559 году, когда художник отдавал предпочтение свободным небрежным мазкам, которые создавали порой впечатление некой незавершенности произведения.
Это последняя картина на мифологический сюжет, которая была отправлена Филиппу II.

Завершая тему охоты, Тициан приступил к написанию «Смерти Актеона» (Лондон, Национальная галерея), следуя овидиевскому рассказу.



Тициан Вечеллио, Смерть Актеона, 1562, Национальная галере, Лондон

Охотник убегает от разгневанной богини и преследующей его своры собак. Он с удивлением замечает, с какой невиданной ранее резвостью несут его ноги. Актеон останавливается у ручья, чтобы перевести дух, и в воде видит не свое, а звериное отражение. Собаки настигают его, но он не может произнести ни слова, и те набрасываются, не узнавая в облике оленя прежнего своего хозяина. Перед ним мост, имеющий символическое значение перехода из одного состояния в другое, но Актеону не дано до него добраться. Диана в яркой красной тунике с луком в руке ликует - месть свершилась.
Трагическая картина, выполненная в монохромной манере, так и осталась по непонятной причине в мастерской на Бири. Не исключено, что художник пощадил отцовские чувства Филиппа II, которому метаморфоза с Актеоном могла бы напомнить о личной трагедии в семье - врожденном уродстве сына дона Карлоса, ненавидевшего отца за свою ущербность, что держалось в строжайшей тайне при мадридском дворе.

Глава 67. Череда несчастий. 1559 год

Начавшийся 1559 год принес Тициану череду несчастий. Весной он отправил в Милан сына Орацио для получения из казны причитающейся ему крупной суммы, выплату которой затягивали тамошние чиновники под всевозможными предлогами. Видимо, возымела действие отправка Филиппу II нескольких poesie, вызвавших восторг короля. В Милане Орацио подвергся нападению грабителей, которых подослал известный скульптор и медальер Леоне Леони, также работавший на королевский двор.

Тициан был потрясен случившимся и 12 июня 1559 года в письме Филиппу II сообщает: «Светлейшему королю. Злодеяния Леоне Леони, Вашего слуги, недостойного носить почетное имя кавалера и придворного скульптора... побудили меня обратиться к Вашему величеству с жалобой на него».



Леоне Леони, Портрет Императора Карла V и Короля Испании Филиппа II, 1550

Леоне Леони или Помпео Леони, Портрет Филиппа II, 1549-68, Прадо, Мадрид

Выплату пенсии столько раз откладывали, что Орацио выехал в Милан без особой надежды на успех. Там, покоренный проявлением дружеских чувств со стороны Леони. прекрасно знавшего миланский двор и мошенников казначеев, он согласился остановиться в его доме. Собрав множество подписей на нотариальных бумагах, Орацио сумел получить наличными две тысячи скудо. Видя такие сокровища в руках простака, Леони решил убить его с целью завладеть деньгами. Он собрал за столом своих сообщников, и, когда произносил тост, стоя с высоко поднятым в руке тяжелым кубком, внезапно обрушил этот тяжелый кубок на голову Орацио, после чего нанес ему несколько ножевых ударов. Сообщники тоже не сидели сложа руки, и лежать бы юноше в луже крови, если бы не его верный слуга, который с громким криком «Предатели!», обнажив шпагу, кинулся в гущу схватки. На его крики сбежались соседи, разняли дерущихся и оказали помощь раненому.

Другой источник представляет эту историю немного иначе:
«Сей негодяй, изгнанный из Испании как лютеранин и подстегиваемый врагом Господа Бога, решает совершить убийство с помощью пособников. Один из этих подлецов набросил на голову Орацио его плащ, а остальные набросились со шпагами и кинжалами в руках. Не ожидавший такого предательства бедный Орацио упал, получив шесть серьезных ран. Если б умер Орацио, на которого я возлагаю все мои надежды в старости, то под тяжестью такого горя, клянусь, я бы лишился разума».

Орацио, подав в суд жалобу, возвратился в Венецию с перевязанными ранами и сумкой, полной денег. Со слезами на глазах Тициан встретил сына и, позвав хирурга Малькьостро, поручил ему умастить раны необходимыми снадобьями, после чего несколько раз заставил подробно рассказать о происшествии и продиктовал письмо, предназначенное Филиппу II. Поначалу Леони был арестован, но после уплаты денежного штрафа отпущен на свободу.

В том же году пришла печальная весть о кончине брата Франческо, занимавшего пост мэра Пьеве ди Кадоре.

Нет точных сведений, но, по-видимому, вслед за ним в Серравалле неожиданно при родах шестого ребенка умерла дочь Лавиния, преждевременно уйдя из жизни, как и ее мать Чечилия.
Эти события подкосили Тициана, и он не в силах был покинуть дом на Бири, отправив на похороны сыновей Помпонио и Орацио.
В довершение всех бед налоговая служба республики Святого Марка неожиданно заинтересовалась доходами своего официального художника, который давно работал на мадридский двор и других высокопоставленных заказчиков на стороне.

В ярости он призвал к себе Орацио и велел ему достать из ящиков документы на собственность, свидетельства о пенсиях от императора и Филиппа II, расписку о лишении его должности посредника. Тогда же вместе с Орацио они составили полный список картин, выполненных для императора в его дворцах или же у себя дома и посланных монарху или принцу, его сыну.

Орацио записал тогда под диктовку:
«Венеция, 28 июня 1556 года.
Доходы от моего ремесла художника в год - дук. 102
Небольшой луг в Пьеве с сеновалом и лачугой, где живут моя сестра Катерина с мужем. Доходов нет - 0
Несколько лугов в Кадоре; доходы от продажи сена - дук. 24
Две речные лесопилки в Ансонье, в течение нескольких лет сдаваемые в аренду; однако затраты на укрепление берегов Пьяве составляют одинаковую с доходами сумму - 0
Близ Кастель Роганцуоло на холме Мандза хижина - с огородом. Годовой доход дук. 5
В Миларе 18 фуражных полей - дук. 28
В Серравалле два поля с хижиной для сдачи в аренду и небольшой луг - дук. 7,5
Небольшое пшеничное поле близ Конельяно, за пользование которым я ежегодно плачу три лиры братству святого Антония - дук. 0,2»
Он перечислил все расходы и прежде всего указал стоимость аренды дома на Бири, которую ежегодно выплачивал знатной даме Болани: «Аренда дома на Бири ежегодно - дук. 64».
Затем он включил в число расходов содержание детей, затраты на мастерскую со всеми помощниками и учениками, которые обходились ему весьма недешево.
Он не преминул указать также солидную сумму, подсчетами каковой никогда дотоле не занимался по причине своей страстной любви к живописи: стоимость красок, масел и специй, необходимых в его ремесле.
Но в отчете обойдены молчанием доходы от торговли лесом и гонорары живописца. Неизвестно, удовлетворила ли такая отписка налоговую службу, но Совет Десяти республики встал на защиту Тициана, предоставив ему монопольное право на гравюры с его картин, выполненные Кортом и Болдрини, которые получили широкое распространение.

Глава 68. И вновь заказы

Испанский поверенный в делах Гарсиа Эрнандес в письме королю Филиппу сообщает 16 апреля 1564 года:
«Тициан так стар, что не помнит, куда дел бумаги, удостоверяющие получение ренты императора».
Однако посол ошибался. Несмотря на преклонный возраст, память у Тициана была отменная, особенно когда речь шла о финансовых делах. Так, после смерти брата он припомнил, что давал муниципалитету родного городка ссуду, которая была потрачена не по назначению, и потребовал ее погашения.
Беды не сломили Тициана, и в октябре 1564 года он предпринимает утомительную поездку в Брешию, взяв с собой Орацио и кое-кого из учеников. Там ему предстояло договориться о написании трех огромных панно на мифологические сюжеты для украшения потолка парадного зала муниципального дворца.
Через четыре года Орацио с помощниками привез в Брешию готовые полотна «Кузница циклопов», «Минерва и Нептун», «Марс с Церерой и Бахусом». Но власти города усомнились, что картины написаны самим Тицианом, и затеяли спор по поводу оговоренного ранее гонорара. Неудивительно, что власти Брешии при виде огромных полотен выразили сомнение по поводу авторства Тициана, которому тогда было почти девяносто. Многие с удивлением смотрели на статного старца, не понимая, откуда у него берутся силы. В 1575 году эти панно погибли при пожаре.

Правительство Венеции приняло постановление, что в случае смерти мастера его почетная должность соляного посредника должна перейти к сыну Орацио. Но Тициан не сдавался и брался за новые заказы, думая о сыновьях и внуках. Он не утратил надежду на выплату обещанного пенсиона и продолжал строчить Филиппу II жалобы на его нерадивых министров, которые не торопились исполнять распоряжения короля.



Алонсо Санчес Коэльо, Портрет короля Испании, Филипа II, 1570, Музей Глазго

Вскоре Тициан взялся за «Воспитание Амура», или, как картину также называют, «Венеру, завязывающую глаза Амуру» (Рим, галерея Боргезе).



Тициан Вечеллио, Венера, завязывающая глаза Амуру (Купидону), 1565, Галерея Боргезе, Рим

Вероятно, работа писалась им для себя и до конца оставалась в доме на Бири. Первое упоминание о ней, как и ее владельце, кардинале Боргезе, появляется в 1613 году в форме поэтического посвящения, написанного неким Франкуччи. На одиннадцати страницах высокопарных стихов автор воспевает божественную красоту творения дивного Тициана, способного заставить засиять солнечным светом краски, пред коими меркнет сама природа. Поэт не оправдывает действия Венеры, завязывающей глаза Амуру, дабы он не смел разить стрелами, и заявляет, что

Амур незрячий, баловень-ребенок,
Рукою тянется к стреле спросонок.

Глава 69. Пастух и нимфа. 1567-68 годы

Как явствует из хроник, 22 мая 1567 года в Венеции вновь объявился Вазари, который прибыл с целью сбора материала для второго издания своих «Жизнеописаний». Он объявил об избрании почетными членами Флорентийской академии рисунка Тициана, Тинторетто и Палладио. Новость была воспринята с явным холодком. Оно и понятно - Тициану было неприятно, что к нему приравняли бывшего ученика и соперника.

В последние годы Тициан пользовался своеобразной живописной техникой. Как пишет искусствовед Боскини, автор первого «путеводителя» по Венеции, ссылающийся на слова ученика мастера Пальмы Младшего: вначале он «покрывал поверхность холста красочной массой, как бы служившей ложем или основой того, что он хотел в дальнейшем выразить... Затем повторными мазками доводил фигуры до состояния, когда, казалось, им недоставало только дыхания. Последние ретуши он наводил мягкими ударами пальцев, сглаживая переходы от ярких бликов к полутонам. К концу жизни он писал только пальцами».

В мастерской Тициана появилось немало талантливых учеников, которыми больше занимался постаревший Джироламо Денте, поскольку Орацио был вынужден отвлекаться на дела, связанные с торговлей древесиной и зерном. Среди новичков выделялись Эль Греко и внучатый племянник покойного друга Пальмы Старшего Якопо Негретти по прозвищу Пальма Младший. Его появление всколыхнуло в душе Тициана воспоминания о годах молодости и Виоланте. Известно, что юному Эль Греко поступить в мастерскую Тициана посоветовал Тинторетто.

Одной из картин, написанных художником «для души», является его совершеннейшее творение «Пастух и нимфа» (Вена, Музей истории искусств).



Тициан Вечеллио, Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена

Картина писалась как бы по наитию, без какого-либо плана или указаний литературного источника.
День угасает в багровом пламени заката, и пастух, отыграв мелодию на свирели, смотрит с нежностью на пробудившуюся нимфу. Его фигура сдвинута влево, чтобы лучше выделить девушку, лежащую в изогнутой неудобной позе на шкуре леопарда.
Обычно работы, написанные для себя, мастер хранил наверху в гостиной рядом со спальней. Когда он уходил из дома, ученики устремлялись наверх, оставив кого-нибудь на страже, и принимались спешно копировать. Тициан догадывался о таких проделках и требовал показывать ему копии, внося в них исправления, что впоследствии придало им особую ценность, поскольку их коснулась рука гения.

В июне 1568 года произошло небольшое событие, ускользнувшее от внимания многих биографов мастера.
Его внебрачная дочь Эмилия была выдана замуж за венецианца Андреа Доссена, о чем сохранился документ в венецианском архиве. В нем сказано, что Тициан Вечеллио, назвавшийся отцом, дал за девицей Эмилией приданое в 750 золотых дукатов, то есть половину приданого его родной дочери Лавинии.
Известно, что от этого брака появились на свет девочка и два мальчика, но в завещании Тициана о них нет упоминания. Событие осталось для многих тайной, и старый мастер не хотел ее разглашения, выполнив свой долг отца.

Материалы отсюда .

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...



Рубрики:  Живопись
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку