-ћетки

¬ильнюс александр салик александр стецюк анатолий жульев анатолий мухамеджан арнольд кац б.турчинский борис турчинский борис гофман борис турчинский владимир глушков военный дирижер дом чехова в €лте духовой оркестр духовой оркестр петах-тиква житомир житомирский духовой оркестр житомирское музыкальное училище житомирское музыкальное училище им.в.с.косенко журнал оркестр запорожье институт военных дирижеров иосиф манжух иосиф моисеевич манжух казанска€ консерватори€ калио мюльберг кларнет консерватори€ петах-тиква консерватори€ петах-тиква. леонид джурмий м.дельман манжух маргарита шапошникова марк штейнберг михаил дельман московска€ консерватори€ натан рахлин одесса одесска€ академи€ музыки одесска€ консерватори€ оксана соколик оркестр армии обороны израил€ ровенский институт культуры. роман турчинский сергей дурыгин сергей жуков союз композиторов израил€ тримитас шимшон дрори €лта

 -–убрики

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии VIA DOLOROSA
VIA DOLOROSA
16:12 06.06.2014
‘отографий: 16
ѕосмотреть все фотографии серии »зраиль(ѕетах-“иква)
»зраиль(ѕетах-“иква)
19:10 16.07.2013
‘отографий: 14
ѕосмотреть все фотографии серии консерватори€ ѕетах-“иква
консерватори€ ѕетах-“иква
18:24 28.06.2013
‘отографий: 15

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ѕорис_“урчинский

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 28.03.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 625

јлександр √илевї: Ђћузыка, принос€ща€ радость!ї очерк Ѕориса “урчинского

—уббота, 29 ћарта 2014 г. 17:44 + в цитатник
images (251x201, 6Kb)


Ѕорис “урчинский


јлександр √илев: Ђћузыка, принос€ща€ радость!ї

ќчерк об удивительном композиторе


Ђћузыка јлександра √илЄва создаЄт очень комфортную эмоциональную атмосферу. ќн и сам, как каждый насто€щий музыкант, живЄт чувствами, поэтому хочет от музыки радости, котора€ может принимать самые разные формыї.
(»з прессы).



Ётот мой очерк Ц об удивительно талантливом композиторе, преподавателе и дирижере, умном и добром человеке, јлександре √илЄве.
«накомству с ним € об€зан моему другу по музыкальному училищу, профессору ћосковского государственного университета культуры и искусств ¬асилию ѕетровичу ћатвейчуку.
¬ 2007 году € приехал к нему в гости.  ак-то вечером, за чаем, мы беседовали о современных композиторах и аранжировщиках, пишущих дл€ духового оркестра. Ђ«наешь, Ѕорис, хочу тебе предложить послушать диск моего друга, преподавател€ института военных дирижеров јлександра √илЄва, уверен, что тебе его музыка понравитс€ї.
“ак € познакомилс€ с некоторыми опусами јлександра. Ќа мен€ они произвели очень хорошее впечатление. ћузыка жива€, интересна€, написанна€ необычным музыкальным €зыком. ѕро этот необычный €зык вот так написала пресса: Ђќстрые, резкие звукокомплексы у јлександра √илЄва гармонично сочетаютс€ с богатством мелодики и колоритаї.
Ђ–асскажи мне что-нибудь об этом композитореї, - попросил € ¬асили€.
Ђј что? ƒавай мы все вместе встретимс€, тебе будет интересно с ним пообщатьс€ї, - сказал ¬асилий. » он не ошибс€: мы встретились, очень интересно и творчески поговорили, и вот уже на прот€жении семи лет заинтересованно общаемс€ посто€нно.
я внимательно слежу в »нтернете за новыми произведени€ми √илЄва.  ак в ЂYou Tubeї, так и в нотном архиве ЂPartita.ruї. ј он, в свою очередь, следит за всеми моими публикаци€ми в журнале Ђќркестрї, за что € ему очень благодарен.


ћосковский композитор, дирижер

»так, представл€ю. ћосковский композитор и дирижер, лауреат международных конкурсов јлександр √илЄв. яркий представитель современного поколени€ российской композиторской школы. ќбладатель √ран-при всероссийских и международных фестивалей и конкурсов. јвтор бэнд-мюзикла Ђƒон-∆уанї, симфоний, инструментальных концертов, сюит: Ђ–ождественска€ї, Ђ“еатральный вернисажї, Ђƒоминої. јвтор музыкального проекта ЂGilev parkї (о котором € попрошу композитора рассказать отдельно), дес€тков песен и произведений дл€ симфонических, эстрадных и духовых оркестров, автор вокальных циклов и песен. ј еще √илЄв не забывает и детишек, и об этом тоже рассказ впереди.
јлександр √илЄв Ц доцент ћосковской государственной консерватории имени ѕ.».„айковского, лауреат международных конкурсов по композиции (‘ранци€, 1994, —ловени€, 1999).
–одилс€ в 1965-м в поселке Ќижнее ћошево, —оликамского района, ѕермской области. ќбразование: московское военно-музыкальное училище по классу валторны, военно-дирижерский факультет при ћосковской государственной консерватории, адъюнктура военно-дирижерского факультета по кафедре инструментовки и чтени€ партитур.
 ритики вид€т в его творческом почерке органичное взаимодействие различных стилевых признаков: импрессионизма, неоромантизма, авангарда, рока. ¬ысочайшее мастерство, изысканность, проницательное воплощение тончайших нюансов человеческой психики сочетаютс€ у √илЄва с поиском новых способов воплощени€ музыкальной мысли.
ѕресса же подметила у √илЄва нечто другое: избегание грустных настроений в музыке, - да и самого автора журналисты наход€т очень жизнерадостным. ќтмечают, что думали увидеть перед собой строгого д€дечку во фраке, непременно с бабочкой и со снисходительным видом, лениво отвечающего на наивные корреспондентские вопросы. ЂЕно это веселый молодой мужчина, сыплющий остротами, что как-то не в€жетс€ с образом человека, пишущего Ђконцертную музыкуї. Ётакий живой классик: композитор с мировым именем, дирижер, доцент, лауреат, член —оюза и т.д. и т.п, никак не желающий вмещатьс€ в условные портретные рамкиї.


Ђ то привел теб€ в музыку?ї

- ѕервый мой вопрос о твоей семье, об отце, матери.  то привел теб€ в музыку?

- я не писал с четырех лет, как ћоцарт, похвастатьс€ этим не могу, пр€мого отношени€ к музыке родители мои не имеют. ѕапа Ц √еннадий ѕетрович, инженер. ћама Ц Ћюдмила »льинична Ц учительница. ѕрофессии весьма распространенные и нужные в то врем€ в нашей стране. ќднако был и есть у моих родителей и некий природный музыкальный талант, который всегда позвол€л им тонко чувствовать и компетентно разбиратьс€ в музыке. Ќесколько лет назад € написал оркестровую сюиту и не знал, как ее назвать. ѕрослушав композицию, папа предложил назвать ее Ђ–ождественской сюитойї, и именно это название, на мой взгл€д, очень точно выразило характер музыки.
ћама - очень целеустремленный человек. Ѕлагодар€ ее решительным и настойчивым действи€м, € практически без документов поступил в московское военно-музыкальное училище.
ћои документы, мое личное дело, по ошибке, вместо ћосквы, отправили в —вердловск (≈катеринбург), в суворовское училище. ћама добилась от соликамского военкомата справки о том, что Ђ€ Ц есть €ї, и с этой единственной бумагой, даже без личного дела, € и отправилс€ в ћоскву. ѕолучаетс€, жизнь мо€ музыкальна€ в столице начала складыватьс€ благодар€ маме.
—естра »рина Ц талантлива€ художница, известный дизайнер. ∆ивет в √ермании. ¬ходит в каталог ведущих дизайнеров ≈вропы.  азалось бы, к музыке не имеет отношени€, но как человек творческий тоже может помочь, оценить, подсказать, дать дельный совет.


Ѕанальный вопрос о таланте

- » кто же предугадал твой талант и твое будущее? ѕосле военно-музыкальной школы надо было об€зательно продолжать военную карьеру?

- Ќачинал € учитьс€ музыке в детской музыкальной школе є2 города —оликамска. ѕервые шаги в музыке были малоуспешные. »звестна€ начинающим ба€нистам русска€ народна€ песн€ Ђ¬о саду ли, в огородеЕї в моем исполнении никак не указывала на будущие музыкальные перспективы, скорее, наоборот. “ак продолжалось до 4-го класса, до тех пор, пока € не попал в класс к јнатолию √ермановичу Ўварцу. ќн первый из учителей очень доходчиво объ€снил мне, что такое Ђмузыкаї, пробудил интерес к зан€ти€м! ѕрограмму дл€ поступлени€ в музыкальное училище готовил со мной блест€щий музыкант и педагог јнатолий –одионович ‘омин. Ѕлагодар€ зан€ти€м с Ќиной Ќиколаевной «иновьевой, стали по€вл€тьс€ успехи и в теории музыки, особенно в сольфеджио. “аинственное слово Ђинтонаци€ї и музыкальные диктанты, наконец-то, приобрели дл€ мен€ определенный смысл. ћо€ искренн€€ благодарность замечательным музыкантам и педагогам, давшим мне основы музыкальной грамоты. —ветла€ им пам€ть! “еперь, уже в статусе известного музыканта, композитора, € часто встречаюсь с коллегами моей любимой ƒћЎ є2 —оликамска, вспоминаем молодость и удивительные повороты в судьбеЕ
Ќа твой вопрос о том, кто предугадал мой талант и будущее, даже затрудн€юсь ответить. ¬ период моего обучени€ в музыкальной школе угадывать было еще нечего. ¬первые о своих музыкальных способност€х € услышал от легендарной ¬алентины ¬асильевны ¬олковой на вступительных экзаменах в московское военно-музыкальное училище. »ль€ √ригорьевич ћамалыга Ц мой преподаватель по дирижированию, радовалс€ моим успехам в этом Ђтемномї пока дл€ мен€ деле и прочил мне успешную карьеру дирижера. Ќо €рко выраженного музыкального таланта не было особенно заметно, € думаю. Ќе было, соответственно, и успеха.  роме, пожалуй, первых наивных композиторских опытов, больше известных только моим ближайшим друзь€м. ћои попытки сочин€ть музыку познакомили мен€ с известным российским композитором, автором попул€рной музыки дл€ духового оркестра, ¬иктором јкимовичем Ўепелевым. Ќесколько факультативных зан€тий под его руководством, скорее всего, только добавили сомнений в ценности моих композиторских поисковЕ
¬ то врем€ очень много одаренных реб€т училось в Ђкадеткеї, и на их фоне мои результаты были довольно скромными. Ѕолее заметные успехи, как ни странно, € демонстрировал вЕ гимнастике, особенно в нехитром упражнении Ђподъем переворотомї. ¬ этом жанре результаты были чемпионские: более ста с лишним раз (с интервалом в две секунды на одно упражнение!) за одну Ђсессиюї на перекладине! ƒл€ начинающего композитора Ц более чем достаточно.
— особенной благодарностью вспоминаю своего учител€ по классу валторны Ц јнатоли€ Ќиколаевича √рабовского. »менно он познакомил мен€ с Ђвалторновой кухнейї, скрупулезно занималс€ постановкой моего исполнительского аппарата, делилс€ жизненным опытом.
—омнений, куда идти учитьс€ после военно-музыкального училища, не было, дорога на военно-дирижерский факультет была хорошо известна и протоптана многими поколени€ми выпускников. Ќа факультете все было уже Ђпо-взросломуї, как сказали бы сейчас. ѕедагоги, друзь€, учеба. ѕонемногу стал складыватьс€ мой музыкальный авторитет. ¬о многом, благодар€ моим друзь€м, которые поддерживали мою страсть к Ђкомпозиторствуї, помогали преодолеть разные творческие сомнени€. Ќадо сказать, что и преподаватели военно-дирижерского факультета вс€чески поддерживали мои опыты по композиции и охотно включали опусы в учебный процесс. “ак что можно сказать, что тот самый Ђталантї, о котором ты, Ѕорис, задал мне вопрос, формировалс€ постепенно и до поры до времени не особенно Ђбеспокоилї окружающих. ƒо тех пор, пока не произошло Ђобыкновенное чудої!


¬от, как бывает!

- я попал в класс композиции к выдающемус€ мастеру своего дела, известному российскому композитору √еоргию »вановичу —альникову, и это изменило мою музыкальную жизнь круто. –асскажу, как это произошло.
я написал прелюдию дл€ валторны и фортепиано. Ётака€ модернова€ смесь Ђрахманиноваї, Ђшниткеї, Ђвебернаї. –епетировали в классе, партию валторны исполн€л мой товарищ, блест€щий валторнист —ергей ƒаев, ныне Ц успешный топ-менеджер крупной международной компании.
¬ кульминации пьесы € с огромной силой, вдохновенно удар€л кулаками по клавишам фортепиано. Ѕыло громко, нам казалось это грандиозным новаторством. ¬ этот Ђгромкийї момент в класс вбегает начальник кафедры инструментовки и чтени€ партитур полковник —ергей јбросимович —уровцев и начинает нас отчитывать за Ђнеправильноеї использование фортепиано. ћы оправдываемс€, мол, музыка така€Е—ергей јбросимович внимательно выслушивает, смотрит в ноты и... уходит.
„ерез два дн€ вызывает на кафедру и предлагает профессионально учитьс€ композиции под руководством профессора, композитора √еорги€ »вановича —альникова. —удьба! ”дар€й € по клавишам фортепиано секундой раньше или секундой позже, не услышал бы этого —ергей јбросимович, прошел бы мимо, и все могло бы сложитьс€ совершенно иначе.
» второе чудо - пожалуй, самое главное, Ц это то, что € попал учитьс€ в класс валторны профессора ёри€ »осифовича √риценко. ѕопытка описать достоинства ћоего ¬еликого ”чител€ обречена на провал, потому как сделать это невозможно. ѕростое перечисление человеческих качеств ничего не даст, все равно чего-то будет не хватать. —кажу только, что ёрий »осифович √риценко стал автором жизненного проекта Ђјлександр √илЄвї! Ёто он ввел мен€ в мир Ѕольшой Ќауки и ћузыки. ќн убедил министра обороны ———– разрешить мне поступать в военную адъюнктуру сразу после окончани€ военно-дирижерского факультета! —лучай в то врем€ уникальный в истории нашего учебного заведени€.


ќбуча€сь искусству жизни

- „то было после института?

- ѕосле института Ц работа в должности преподавател€ кафедры инструментовки и чтени€ партитур. ¬ тот период было много разных интересных событий, даже простое упоминание о них займет много времени. ќграничусь тем, что отмечу некоторые направлени€ своей де€тельности того времениЕ —очинение музыки разных жанров, работа с известнейшими музыкантами и творческими коллективами, общественными и государственными организаци€ми (от детских музыкальных школ до —овета ‘едерации –оссии, рыцарей ћальтийского ордена и даже √олливуда), научна€ и преподавательска€ де€тельность, внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс военно-дирижерского факультета, создание профессиональной звукозаписывающей студии и новой учебной дисциплины Ц такой, как Ђмузыкальна€ информатикаї - продюсирование музыкальных проектов, многочисленные выступлени€ с авторскими программами на различных концертных площадках –оссии и за рубежом, создание оригинальных творческих коллективов и т.п.

- јлександр, следующа€ мо€ вставка имеет личный характер, но относитс€ к преподавател€м института военных дирижеров, в котором ты училс€. ≈вгений ѕетрович ћакаров и ћихаил ƒавидович √отлиб. “ы, наверное, их хорошо помнишь? ¬ 1965-1968 годах € был воспитанником военного духового оркестра в ¬ильнюсе. ќркестром руководил прекрасный дирижер и человек, заслуженный артист Ћитвы »осиф ћоисеевич ћанжух. Ќаш оркестр был лучшим в ѕрибалтийском военном округе. ћанжух посто€нно организовывал различные концерты, творческие встречи с известными в стране солистами-инструменталистами, певцами и композиторами.
“ак в 1967 году он пригласил двух композиторов, преподавателей вашего, јлександр, института Ц ћакарова и √отлиба - с авторскими концертами. ¬ первом отделении исполн€ли произведени€ ≈.ћакарова, во втором Ц ћ.√отлиба.  онцертов было два: один дл€ воинов —оветской јрмии, а другой дл€ музыкантов и любителей духовой музыки столицы Ћитвы.
’орошо помню этих, тогда уже немолодых, интеллигентных людей. ћы репетировали в ƒоме офицеров - сегодн€ это, кстати, резиденци€ президента Ћитвы. √ости из ћосквы очень хотели посмотреть город, купить сувениры. »осиф ћоисеевич был гостеприимен. “ак вот, он мен€ отпускает с репетиции и говорит гост€м: Ђƒорогие мои преподаватели! Ётот мальчишка хорошо знает город, он вам все покажет. ј мы пока будем готовитьс€ к вечернему концертуї. я был польщен! ƒо сих пор помню замечательное общение с вашими преподавател€ми в том увольнении. ј сколько мороженого € тогда съел! јлександр, добавь что-то от себ€ в мое воспоминание об этих люд€х и о других преподавател€х института, близких тебе и оставивших след в твоей жизни. ћне будет очень при€тно и интересно.  стати, ћанжуху скоро исполн€етс€ 90 лет. ќн проживает в ¬ашингтоне. Ётим летом € собираюсь его навестить!

-   сожалению, ко времени моего по€влени€ на ¬ƒ‘ при ћ√  имени „айковского эти великие люди уже ушли из жизни. Ќо многое из их жизни и творчества мне стало известно со слов моих старших коллег и преподавателей. ¬ свое врем€ √еоргий »ванович —альников Ц великий мастер духовой музыки, написал монографию о творчестве ≈.ћакарова Ц ученика ƒ.Ўостаковича, и у мен€ есть экземпл€р, подаренный мне автором. “ворчество ћихаила √отлиба мне также очень близко. ≈го Ђмаленькие оркестровые шедеврыї поражают и сейчас своей мастерской композиторской мыслью, €сностью и красотой звучани€.  ак-то € был приглашен прин€ть участие членом жюри во всероссийском музыкальном конкурсе Ђ√олоса ’’I векаї, организованном министерством культуры –оссийской ‘едерации. Ётап конкурса проходил в Ќовосибирске, и там € стал свидетелем праздновани€ 100-летнего юбиле€ выдающегос€ отечественного фортепианного дуэта јдольфа и ћихаила √отлибов!
 асаемо многих других, Ђкто оставил след в моей жизниї, скажу так: кажда€ встреча (вне зависимости от возраста и положени€) оставл€ет свой след Ц это один из физических законов ¬селенной. » € многим об€зан своим родным, друзь€м, коллегам, учител€м, ученикам и просто знакомым, обуча€сь у них искусству жизни.
— чувством глубокой благодарности назову имена своих учителей на военно-дирижерском факультете: это профессоры ё.».√риценко, √.».—альников, ё.Ќ.–агс, ≈.—.јксенов, ’.ћ.’ахан€н, ¬.».√ришин, Ќ. .—урин, —.ј.—уровцев, Ќ.Ќ.Ѕогданова, ƒ.ј.Ѕраславский, Ћ.‘.ƒунаев, Ќ.ј.«удин, ё.—.ћельничук.



- ћузыка дл€ духового оркестра, что она дл€ теб€?

- ќна дл€ мен€ Ђокної в большой мир искусства. „ерез музыку дл€ духового оркестра € познакомилс€ с самыми различными музыкальными жанрами. —обственно, и мое продвижение как композитора началось именно с духовой музыки!

- ћногие дирижеры с большой охотой исполн€ют твои произведени€. –асскажи нам об этих музыкантах и об их оркестрах.

- — удовольствием назову дирижеров и оркестры, сыгравшие большую роль в моей композиторской де€тельности. ќркестр  ¬«–»” ( иевского военного зенитно-ракетного инженерного училища) под руководством ¬.—.яковенко, где € получил профессиональную дирижерскую и композиторскую практику. ”чебный оркестр военно-дирижерского факультета; ѕрезидентский оркестр –оссийской ‘едерации, дирижер ¬.Ѕогорада Ц первый оркестр, записавший дл€ российского телевидени€ мою музыку; оркестр имени ѕетра ¬еликого (—анкт-ѕетербург), дирижеры Ц —ергей ¬овк, —ергей ≈жов; концертный оркестр духовых инструментов ростовской филармонии имени ¬.Ќ.≈ждика Ц дирижеры ¬.≈ждик, ¬.¬илинов, ¬.Ћеонов; образцово-показательный оркестр министерства обороны –оссийской ‘едерации; губернаторский оркестр ћосковской области, дирижер ќ.Ћебединский; губернаторский оркестр тульской филармонии, дирижеры ѕ.Ѕалин, ј.Ѕалин; губернаторский оркестр воронежской филармонии, дирижер ¬.Ўорин; концертный оркестр белгородской филармонии, дирижер ј.ћеркулов; эстрадно-симфонический оркестр астраханской филармонии, дирижер —.Ѕондарев; концертный оркестр Ћипецкой филармонии под управлением ј. алмыкова и Ќ. Ѕудюкина, оркестр штаба —еверо- авказского регионального командовани€, дирижеры —.Ћитвинов, јртем јракель€н; саратовский оркестр Ђ¬олга-бендї, под руководством профессора ј.—ел€нина; оркестры ћагнитогорска, ’абаровска, „иты, ѕерми,  азани, јртемовска, ”фы, “амбова, ’антымансийска, Ћатвии, јвстрии, —ловении,  азахстана, јрмении, √ермании и другие.


Ђ„то нашептал внутренний голос?ї

-  ак ты стал сочин€ть музыку? „то к этому подтолкнуло? Ѕыл внутренний голос или, как иногда говор€т, просто решил попробовать?

-  ак-то в юности, во врем€ учебы в детской музыкальной школе є2 города —оликамска, мне в руки попала стать€ ¬ладимира ¬ысоцкого, о том, как он начал писать свои песни. ѕо словам ¬ладимира —еменовича, он обладал не очень развитым музыкальным слухом и трудно подбирал Ђчужиеї песни - поэтому он стал писать песни свои! »менно это, очень простое, решение помогло и мне. ¬едь не секрет, что вокруг композиторского творчества (впрочем, как и вокруг других видов творчества) существует много легенд Ц на основе сюжетов реальных и выдуманных, рассказывающих об исключительности и даровитости того или иного человекаЕ Ќапример, пишут Ц он был от рождени€ гений! »ли: вдруг вспыхнула искра Ѕожь€! ќсенило! ѕерст ¬севышнего указал именно на мен€! » т.п. Ќет, ничего этого со мной не было. ѕросто, как и ¬ысоцкий, вместо того, чтобы Ђподбирать по слуху чужие песниї, € стал писать свои. “ак ¬ысоцкий помог мне преодолеть некий искусственный стереотип и Ђпозволилї мне пробовать свои собственные силы в композиторстве.

- ѕолучилось сразу?

- ¬ключил как-то телевизор, а там по ѕервому каналу телевидени€ –оссии оркестр по исполн€ет мою музыку. ќчень мне понравилось. » € подумал: зачем растрачиватьс€ по мелочам? ≈сли мне дан талант, то его нужно примен€ть по назначению.

- “вои произведени€ не только известны, но и попул€рны за рубежом. “ы композитор с мировым именем!

- Ёто не главное. ћой при€тель недавно сказал, что у его дочери мой компакт-диск стал настольным. ¬от это Ц признание!
Ќо Ц по-разному бывает в композиторской судьбе. —лучаетс€, что музыка наша и не нравитс€Е Ѕыл у мен€ такой случай, могу привести пример. Ќаписал € музыку, отослал поэту. „ерез два дн€ он мне перезвонил и сказал: нет, мне не понравилосьЕ
¬озможно, дес€ть лет назад у мен€ была бы в таком случае депресси€, но сейчас € уже вполне самосто€тельно могу оценить свое творчество: песни мои достойные, просто они не понравились этому человеку. » всЄ.  ому-то нравитс€ мо€ музыка, кому-то нет Ц это нормально.
» не нужно здесь ни под кого подстраиватьс€. јвтор, с разной степенью творческой свободы, создает музыкальное произведение так, как он чувствует, как он понимает, - возможно, и не забот€сь о том, понравитс€ публике Ђэто произведениеї в дальнейшем или нет. ¬от пример. –уководитель одного из ансамблей русских народных инструментов попросил мен€ написать дл€ них хит, визитную карточку ансамбл€ Ц так родились Ђƒва веселых гус€ї. ќт русской народной песни осталс€ всего лишь сюжет, слова другие, музыка ина€, € не старалс€ выдержать стиль, но публике понравилось. ѕонимаешь, если € пишу музыку, то она не должна быть повторением музыки прошлого века. ћоцарт Ц да, гениальный композитор. Ќо если кто-то сейчас начнет создавать похожие Ђкопииї, то они, скорее всего, получатс€ музыкально неинтересными. Ќа мой взгл€д, по- насто€щему масштабные творческие люди способны улавливать (предчувствовать, создавать, выражать) Ђновизнуї в музыке и затем представл€ть ее публике в виде музыкальных произведений. ѕричем, совершенно не об€зательно эта интонационна€ новизна в музыке достигаетс€ только за счет Ђавангардныхї композиторских техник. ≈сть произведени€, очень простые и не сложные с точки зрени€ музыкальной технологии, которые, тем не менее, переход€т из поколени€ в поколение Ц это и есть насто€щий шл€гер, например, Ђѕрощание слав€нкиї ¬асили€ јгапкина.




ћузыкальный проект Ђ√илЄв-паркї

- –асскажи нам подробней о нем.

- »де€ проекта пришла моему близкому другу ёлии Ћаврентьевой, известному российскому специалисту в области рекламы и маркетинга. »менно она, познакомившись с моим творчеством, предложила данное название. ѕоначалу € испытывал некую неловкость от такого, несколько странного, использовани€ моего имени, но Ћаврентьева убедила мен€ в том, что это не ложный пиар, а отражение реальной де€тельности, объедин€ющей талантливых артистов дл€ создани€ творческих проектов.
ћузыкальный проект Ђ√илЄв-паркї создан дл€ попул€ризации традиций массовых музыкальных концертов и фестивалей, традиций классической, духовой, попул€рной, джазовой, народной музыки, детских музыкальных постановок, русского романса. “о есть, таких массовых программ, которые в недавнем прошлом составл€ли суть российского музыкального искусства.
ѕроект направлен на попул€ризацию лучших российских музыкальных традиций, хорошей, качественной музыки в широкой аудитории; особое внимание удел€етс€ музыкальному просвещению детей и молодЄжи. “акже создатели проекта вид€т свое назначение в роли организационной структуры дл€ предоставлени€ профессиональным музыкальным коллективам возможности работать на масштабных площадках, вести концертную де€тельность на территории всей страны, попул€ризировать собственные профессиональные достижени€ и, главное, получить доступ к своей публике.
Ќаш Ђмузыкальный проектї регул€рно проводит концерты в ћоскве и регионах.  ажда€ концертна€ программа обладает €ркими художественными качествами и высокопрофессиональным исполнением.
¬ажным достоинством концертов проекта €вл€етс€ то, что программы составлены с учетом художественных вкусов разных поколений и социальных групп: от молодежи до лиц пожилого возраста.  онцертные выступлени€ рассчитаны не только дл€ выступлени€ в Ђзакрытыхї залах, но и на открытых городских площадках. ќрганизацией музыкальных детских праздников в музыкальном проекте Ђ√илЄв-паркї занимаютс€ знатоки своего дела: профессиональные композиторы, авторы, музыканты, певцы и актеры.
—реди артистов, активно участвующих в проекте, хочу назвать своих близких друзей. Ёто солист шоу-группы Ђƒоктор ¬атсонї, лауреат премии фестивал€ Ђ—лав€нский базарї ¬ладимир ќвчаров; актер театра и кино ≈вгений ƒрЄмин; замечательные певицы  ристина √ордадзе,  сени€ „урсинова, ¬арвара «олова; талантливые дирижеры јндрей Ѕалин и ћаксим ‘едоров (јндрей Ѕалин еще и блест€щий джазовый трубач), концертмейстер ћари€ ѕавлова (фортепиано, виолончель); уникальный музыкант ≈вгений јфанасьев (кларнет, саксофон, фортепиано, гитара, аккордеон, вокал); јлександра ћостов€к Ц юна€ талантлива€ певица; пианистка »рина јфанасова и многие другие достойные артисты, музыканты и творческие коллективы.

- ј вот, что мне удалось узнать еще об одном твоем творении в плане, так сказать, просветительства, помощи российским гуманитари€м. “акого еще не было! ¬ минувшем году ты ведь написал совершенно необыкновенное произведение Ц √имн детских библиотекарей Ќовосибирска!

- ƒа, был написан такой Ђгимнї, хот€ мне более близко другое определение жанра Ц песн€. √имн Ц чересчур торжественно, а вот Ђпесн€ детских библиотекарейї вполне по-человечески! –одилс€ он благодар€ совместной инициативе јссоциации детских библиотекарей города и новосибирской ÷ентральной городской детской библиотеки имени јркади€ √айдара, которые организовали и провели открытый конкурс на создание текста гимна. јвторами композиции-победител€ Ђћы служим книге Ц книга служит дет€м!ї стали специалисты библиотеки —ветлана  азарина и ћарина ћихайлова. Ќу, а музыку дл€ песни (гимна) написал € как творческий партнер јссоциации. »сполнил гимн ƒмитрий Ѕаланцев из группы Ђѕроспектї.


Ђѕишу на разные стихиЕї

- Ѕэнд-мюзикл Ђƒон ∆уанї Ц это не единственное твое произведение, которое можно найти в »нтернете. я с удовольствием прослушал его несколько раз. ќно прекрасно!  ак пришла тебе иде€ этого произведени€?

- »нтересно, а как бы ѕушкин, который со мной Ђподелилс€ сюжетомї, реагировал, если бы ему задавали вопросы о том, как пришла ему в голову иде€ тех или иных произведений? ƒело это творческое, и кто знает, как и когда идеи приход€т нам в голову?
ћожет показатьс€ странным, но јлександр —ергеевич Ђподдержалї эту мою идею Ђбэнд-мюзиклаї! ƒа-да! »менно так: он сам и поддержал. ”дивительно?
ƒело в том, что если бы Ђонї был Ђпротивї, эта иде€ вообще не про€вилась бы в материальном мире. ќбъ€сню и приведу пример на уровне занимательной физики. ¬ детстве € зачитывалс€ книгой я.ѕерельмана Ђ«анимательна€ физикаї, где среди прочего говоритс€, что, в соответствии с законом всемирного т€готени€, прин€то считать, что €блоко падает на землю, хот€ справедливо будет сказать, что и земл€ также падает на €блоко! — некоторых пор, € обратил внимание на некоторую особенность в своем композиторском творчестве.  огда ко мне Ђприход€тї стихи, которые мен€ Ђпобуждаютї к написанию музыки, € осознаю то, что это как бы сам автор стихотворени€ приглашает мен€ к сотрудничеству. “о есть, мы с ним, с автором текста, интересны друг другу! ” нас возникает творческий диалог музыканта и писател€Е
„то касаетс€ привлечени€ маленькой трагедии ј.—.ѕушкина Ђ аменный гостьї в качестве драматургической основы дл€ бэнд-мюзикла Ђƒон ∆уанї, то это еще одна возможность донести до современного поколени€ творчество великого русского поэта! ѕричем, многие вокальные номера мюзикла написаны на слова разных поэтов Ц —оловьева, Ѕернса, √умилева, —евер€нина, јмадо Ќерво, √ете и других. ѕолучилс€ своеобразный литературный микс, объединенный музыкой. Ќу а привлечение оркестра духовых инструментов Ц это попытка не только расширить репертуар духовых оркестров, но и, по возможности, Ђоткрытьї эти оркестры дл€ массовых театральных проектов.

- Ќазванные тобой поэты, авторы текстов, могут быть благодарны: писателей всегда передают дословно, чего не скажешь о музыке.  омпозитору приходитс€ иметь дело с дирижерами, которые ведь могут и Ђперевратьї композиторское сочинение. –азве такого не бывает? Ќасколько в музыке сложно и насколько возможно извратить творческий замысел?

- ƒа, это верно, бывает, что авторский замысел в музыке можно очень сильно извратить. ѕриведу пример. ≈ще в курсантские годы € написал весьма попул€рное произведение дл€ оркестра Ц Ђѕолькуї. ћои учител€ послушали Ц похвалили. Ќо однажды € из зрительного зала услышал свое детище Ц и мне было стыдно. „то € написал?! “ак ужасно исполнили... ѕотом мне повезло с дирижером Ц и музыка зазвучала так, что € стал ею гордитьс€. » € пон€л, от дирижера очень многое зависит, дирижер может привнести новое звучание, а может и погубить авторский замысел. ѕодобные ситуации в музыкальном мире происход€т часто.

- “вой Ђ–еквиемї Ц отклик на гибель подводной лодки Ђ урскї. “вой авторский концерт в —анкт-ѕетербурге, где реквием исполн€лс€Е Ќет слов! «адевает все нервные окончани€Е ’орошо, что это можно увидеть в You Tube. «апись авторского концерта в —анкт ѕетербурге. »сполнители - Ќаталь€  умкова и объединенный военный оркестр кадетского ракетно-артиллерийского корпуса и —анкт-ѕетербургского военно-морского института. ƒирижеры —ергей ¬овк и —ергей ≈жов.

- “рагеди€ Ђ урскаї глубоко взволновала мен€. »менно поэтому музыка получилась такой честной, эмоциональной. ’ормейстер —ветлана –оманова предложила ввести в партитуру Ђ–еквиемаї вокальную партию на текст молитвы ЂKyrie eleisonї (Ђ√осподи, помилуйї) и выполнила переложение дл€ голоса, за что € ей очень благодарен.

- » еще интересующий мен€ вопрос. Ќа чьи слова ты пишешь вокальную музыку?

- ѕишу на разные стихи, на стихи давно ушедших поэтов, и на стихи поэтов ныне живущих, с которыми, кстати, у мен€ нередко складываетс€ и теплое взаимное общение. —писок моих Ђсоавторовї получаетс€ внушительный Ц ќмар ’ай€м, Ѕайрон, √ете, ѕушкин, ‘ет, Ќекрасов, ¬.—оловьев, Ћохвицка€, √умилев, ≈сенин, —евер€нин, „екмарев, √иппиус, јхматова, ѕастернак, ћандельштам, –ильке, јмадо Ќерво, —ессили€ ћэйрелис, Ёдгар ѕо, Ѕараташвилли, Ѕернс, –убцов,  ирсанов, —амойлов, ќльгин, Ћебедева, Ўишина, ”сачев и другие. ѕесни, романсы, баллады на стихи этих и других поэтов составили еще один мой музыкальный проект - Ђѕросвещениеї, с которым € знакомлю аудиторию самого разного возраста Ц и детей, и взрослых.


ƒетство во взрослом человеке

-  стати Ц о твоей музыке дл€ детей. —амое врем€ поговорить о ней. Ђ¬есЄла€ мышкаї, Ђƒомовойї, ЂЅаба ягаї, Ђ∆или-были гусиї и другое. »звини за нескромный вопрос: это заказ или всЄ еще детство во взрослом человеке?

- ќднажды мой друг ¬иктор јникин познакомил мен€ с народным ансамблем Ђ упинаї и предложил написать хит дл€ этого коллектива. я вз€л за основу известную песню, переработал мелодию, гармонию, текст, добавил Ђперцуї, так и по€вились Ђ∆или-были гусиї! — Ђ упинойї мы расстались быстро, а песн€ живет!
ћузыка дл€ детей, по большому счету, у мен€ началась после встречи со стихами јндре€ ”сачева. ќднажды утром € открыл книжку своего сына »вана с детскими стихами ј.”сачева. яркие, динамичные, образные стихи мен€ так увлекли, что буквально за час € набросал эскизы дес€ти песенЕЌо, возможно, эти эскизы так и остались бы на бумаге, если бы не мой друг и соратник Ц начальник кафедры инструментовки и чтени€ партитур института военных дирижеров, кандидат искусствоведени€, лауреат международных конкурсов, профессор јлександр Ћеонидович ≈рмоленко. ќн выполнил блест€щие аранжировки и, как полагаетс€ аранжировщику с большой буквы, Ц усилил музыкальные образы и развил характеры персонажей! Ёти так называемые Ђдетскиеї песни составили еще один музыкальный проект. ѕесни великолепно слушаютс€ и воспринимаютс€ публикой самого различного возраста!  роме детских песен, было еще несколько моих сочинений, к которым приложил свою руку мастера јлександр ≈рмоленко. » во многом благодар€ его участию и поддержке, мо€ музыка успешно звучит на концертных площадках страны.


 онцертино дл€ валторны и квартет

- ’очу спросить теб€ об инструментальном творчестве. ѕрекрасное концертино дл€ валторны и квартет Ђ„астушкаї говор€т о том, что ты любишь этот инструмент и знаешь его досконально.  вартет туб и малого барабана, концерт дл€ фортепиано с оркестромЕ ј что еще у теб€ написано в этом жанре?

- «наменита€ Ђ„астушкаї начиналась с варианта дл€ тубы. ѕервым исполнителем стал блест€щий тубист Ќикита Ѕутенко, лауреат международных и всероссийских исполнительских конкурсов, €ркий выпускник военно-дирижерского факультета. «атем Ђ„астушкаї Ђдобраласьї и до квартета валторн и даже (ход€т упорные слухи, что это именно так!) до народного и симфонического оркестров.
Ђ онцертиної дл€ валторны посв€щено светлой пам€ти моего учител€ Ц профессора ёри€ »осифовича √риценко. «начительна€ часть инструментальной музыки по€вилась и в результате работы по заказу –оссийской государственной цирковой компании, которой руководил народный артист –оссии ћстислав «апашный. ≈сть чудна€ Ђ—амбаї дл€ флейты в аранжировке ј.≈рмоленко в исполнении »рины —тачинской, романтическа€ Ђѕаванаї дл€ фортепиано в его же аранжировке, лирическа€ баллада дл€ саксофона Ђ—ветлее солнцаЕї. ≈сть Ђћаленькое концертиної дл€ ансамбл€ трубачей, Ђ–егтаймї дл€ ансамбл€ кларнетов, Ђѕривет √арлендуЕї дл€ ансамбл€ саксофонов.  стати, мою Ђѕавануї в переложении дл€ саксофона исполн€л легендарный саксофонист ‘еликс —ловачек!
Ќедавно благодар€ моему другу и партнеру ћихаилу  ушневскому, создавшему комфортные услови€ дл€ по€влени€ приличного мотиваЕ

- »звини, что перебиваюЕ ’ороша€ кака€ фраза: Ђкомфортные услови€ дл€ по€влени€ приличного мотиваїЕ »з нее многое становитс€ пон€тнее - о том, как порой пишетс€ музыкаЕ

- —огласен. ’ороша€ фраза, объ€сн€юща€ многое. “ак вот, благодар€ моему другу и партнеру ћихаилу  ушневскому, создавшему - подчеркиваю Ц комфортные услови€ дл€ по€влени€ приличного мотива, € написал недавно еще одну достойную пьесу Ц Ђ—лучайную мелодиюї дл€ саксофона.   слову сказать, с ћихаилом  ушневским мы совсем недавно организовали центр искусств Ђ100 желанийї, в котором обучаем детей и взрослых умению музицировать, петь, сочин€ть музыку. Ќа вс€кий случай даю адрес сайта в »нтернете - может быть, дл€ кого-то это окажетс€ интересным: www.muz-sam.ru


—оздава€ новую гармонию

- ‘антази€ Ђ‘ома и ≈ремаї изначально была задумана дл€ игры на открытом воздухе и с дефиле?

- ЂЌогиї у этой фантазии Ђрастутї оп€ть же из цирка. Ќо концертна€ жизнь проходит в оркестре. ¬ принципе, характер фантазии Ђ‘ома и ≈ремаї действительно годитс€ дл€ дефиле Ц плац-концерта. » впервые эту задумку блест€ще реализовал оркестр штаба —еверо- авказского регионального командовани€ внутренних войск ћ¬ƒ в –остове-на-ƒону. Ётот коллектив Ц лауреат многочисленных всероссийских и международных фестивалей, им руководит дирижер Ц начальник оркестр подполковник јртем јракель€н; начальник военно-оркестровой службы Ц заслуженный артист –оссии подполковник —ергей Ћитвинов. ќб этом творческом тандеме стоит написать в отдельной статье, у него уникальный масштаб профессиональной де€тельности.
¬ частности, эти люди €вл€ютс€ организаторами международного, теперь уже исторического, фестивал€ валторнистов имени ¬.Ѕу€новского в –остове.

- јлександр, зашел на твою страничку Ђ‘ейсбукаї. “ы там говоришь о непонимании людьми творчества современных композиторов. ћожно конкретнее, что под этим ты подразумеваешь? —ейчас все современные музыкальные мэтры Ц ўедрин, —лонимский, —ильвестров... уверены, что Ђновой музыкиї (имеютс€ ввиду музыкальные техники) написать нельз€, что можно лишь по-своему Ђсмотретьї на то, что уже создано. ќни считают произведение ценным лишь в том случае, если где-то в подтексте обнаруживаетс€ что-то из классики. “ы с этим согласен?

- — мэтрами Ц согласен! ќт себ€ добавлю, что в каком-то смысле современную музыкальную эпоху можно назвать эпохой перевода, транскрипцийЕ ¬ообще, тема не проста€, развива€ ее, можно углубитьс€ в такие музыковедческие джунгли, что потом трудно будет выбиратьс€. ќставим это на будущее.

- „ем индивидуальней Ђвзгл€дї на уже созданное, тем ценнее будет новое произведение. –азве нет?  ак ты считаешь?

- ≈сли ты имеешь в виду, например, Ђвзгл€дї композитора на уже существующий литературный поэтический текст, то и тут все бывает по-разному. я бы в большей степени опиралс€ на гармонию в авторских взаимоотношени€х. — другой стороны, необычный взгл€д на уже созданное произведение способствует созданию новой гармонии. ¬ общем Ц это вечный вопрос о том, что первично Ц курица или €йцоЕ

- Ќесколько слов о твоей преподавательской де€тельности. ¬ чем она заключаетс€, есть ли у теб€ талантливые ученики?

- ¬ свое врем€ кафедра инструментовки и чтени€ партитур военно-дирижерского факультета при ћ√  имени ѕ.».„айковского дала мне великолепную практику преподавательской де€тельности. » € благодарен своим коллегам за эту высокопрофессиональную школу! ѕолученный опыт и знани€ использую в своей концертной и организаторской де€тельности. —о многими из своих учеников поддерживаю дружеские, творческие, профессиональные отношени€. »х успехами Ц горжусь и искренне им радуюсь!

- ј вот без таких, завершающих, вопросов, јлександр, наверное, не обходитс€ ни одно подобное интервью. ќ чем жалеешь, что не получилось в твоей жизни? ќ чем мечтаешь?  акие творческие планы у теб€ на ближайшие годы? » что ты пожелал бы музыкальной молодежи и всем любител€м духовой музыки?

- ќтвечу словами великого поэта: ЂЌе жалею, не зову, не плачуЕї. Ёто о том, что не сложилось в жизни. ќ планах. √лавное, что планы Ц есть! ј нашим коллегам и любител€м музыки € пожелал бы радости, здоровь€, любвиЕ » удовольстви€ исполн€ть и создавать музыку, удовольстви€ дарить люд€м радость, которую посылает нам музыка.

- ’орошо сказалЕ “ы Ц счастливый человек и тебе можно только позавидовать!
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку