-ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в Ў–ћ

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 6) ћоре_и_корабли  орабли “олько_дл€_женщин Geo_club Libertalia Vladivostok
„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) »скусство_войны

ѕќƒ¬ќƒЌџ≈ Ћќƒ » “»ѕј "ћ" ("ћалютка")

—реда, 02 Ќо€бр€ 2011 г. 09:20 + в цитатник
÷итата сообщени€  раснофлотец

ћјЋџ≈ ѕќƒ¬ќƒЌџ≈ Ћќƒ »
ѕќƒ¬ќƒЌџ≈ Ћќƒ » “»ѕј "ћ" ("ћалютка") —≈–»» VI B VI -Ѕ»—

ƒмитриев

— именем ј.Ќ.јсафова св€зана еще одна из страниц истории отечественного подводного кораблестроени€, имеюща€ непосредственное отношение к укреплению дальневосточных рубежей нашей страны.

ѕервыми соединени€ми ћорских сил ƒальнего ¬остока, созданных в 1932 г., стала бригада тральщиков (1-€ морска€ бригада) и бригада ѕЋ типа "ўука" (2-€ морска€ бригада, командир  .ќ.ќсипов). ¬месте с ограниченными в то врем€ по численности надводными корабл€ми, авиацией и береговой артиллерией ѕЋ положили начало “ихоокеанскому флоту.
“ранспортирование железнодорожным путем на ƒальний ¬осток средних ѕЋ типа "ў", а затем и подводных минных заградителей типа "Ћ", строившихс€ в европейской части нашей страны, было возможно лишь секци€ми. ¬ступление их в строй задерживалось, т.к. сборка этих секций на верф€х дальнего ¬остока требовала значительного времени. ћежду тем международна€ обстановка диктовала необходимость дальнейшего усилени€ молодого “ихоокеанского флота. »сторический опыт свидетельствовал, что эту задачу можно решить в более короткие сроки путем доставки на ƒальний ¬осток надводных кораблей и ѕЋ в сборе.

ѕЋ типа –оссии принадлежит приоритет в перевозке по железной дороге на рассто€ние около 10 тыс. км ѕЋ водоизмещением более 100 т. ¬ период русско-€понской войны во ¬ладивосток прибыли из —анкт-ѕетербурга в декабре 1904 г. первые 4 ѕЋ типа " асатка", имевшие водоизмещение 140 т. Ћетом следующего года число ѕЋ, доставленных на “ихий океан было доведено до 13.
÷  ¬ ѕб и —оветское правительство прин€ло решение в ускоренном темпе проектировать и строить ѕЋ такого малого водоизмещени€, которое допускало бы перевозку их в готовом виде по железным дорогам без остановки встречного движени€ поездов. ѕри большой разобщенности смежных территорий ———– морских театров это позвол€ло осуществить любой маневр подводными силами, использу€ не только водную, но и сухопутную транспортную систему.
∆елезные дороги принимали к перевозке лишь такие грузы, которые после установки их на платформу вписывались в утвержденный правительством нормальный габарит. Ёто гарантировало свободный проход груженого подвижного состава по всем железнодорожным пут€м ———– без опасности повреждени€ как станционных зданий, мостов, туннелей, так и транспортируемого груза. ѕо особому распор€жению Ќаркомата путей сообщени€ могли быть прин€ты и "негабаритные" грузы, перевозка которых была св€зана с ограничением встречного движени€, снижением скорости или сокращением списка допускаемых маршрутов. ќднако в любом случае железнодорожный габарит ставил жесткие пределы дл€ поперечного сечени€ транспортируемой ѕЋ в районе мидел€ и ее длины.

¬рем€ дл€ конструировани€ и строительства требуемых ѕЋ, эскизный проект которых разработал Ќ“ ћ, было ограничено до предела. ј.Ќ.јсафов, €вл€вшийс€ в это врем€ главным инженером “ехбюро є 4, решил вз€ть за основу проекта малой ѕЋ "ћиногу" водоизмещением около 120 т, построенную ».√.Ѕубновым в 1906 - 1909 гг. ќна участвовала в годы √ражданской войны вмежтеатровом маневре ѕЋ с Ѕалтийского мор€ на  аспийское, осуществленном по указанию ¬.»,Ћенина. “ранспортирование из ѕетрограда до —аратова 4 малых ѕЋ выполн€лось с использованием специальных железнодорожных платформ, изготовленных на »жорском заводе в ѕетрограде.

20 марта 1932 г. –¬— ———– утвердил проект малой ѕЋ серии VI, получившей название "ћалютка". ќна была однокорпусной (диаметр прочного корпуса - 3110 мм, диаметр прочной рубки из маломагнитной стали - 1000 мм, ее высота - 1700 мм. ќграждение рубки и мостика - из дюралюмини€.   нижней части корпуса крепилс€ коробчатый сварной киль, одновременно служивший осушительной магистралью. ¬ него спускалась вода из цистерн главного балласта и отсеков ѕЋ.
¬нутри объем прочного корпуса делилс€ трем€ легкими переборками, рассчитанными на давление в одну атм, на 4 отсека - торпедный, центральный пост, дизельный и электромоторый.
–оль цистерн главного балласта, предназначенных дл€ погашени€ запаса плавучести ѕЋ типа "ћ" (25%) при погружении и дл€ его восстановлени€ при всплытии, выполн€ли 2 концевые цистерны вне прочного корпуса и одна бортова€ цистерна внутри его.  ингстоны цистерн открывались наружу с помощью ручных приводов. ƒл€ всплыти€ ѕЋ требовалось 11 минут.
 роме того, имелись палубные цистерны (как у ѕЋ типа "ƒ"), цистерна плавучести в носовой оконечности (как у ѕЋ типа "ў") и противовсплывна€ цистерна (дл€ предотвращени€ всплыти€ носа ѕЋ после выпуска торпед).
јккумул€торна€ батаре€ состо€ла из одной группы (56 элементов) и размещалась в центральном посту. јккумул€торна€ €ма закрывалась разборными дерев€нными щитами.
Ёнергетическа€ установка была одновальной. √лавный гребной электродвигатель использовалс€ как дл€ полного, так и дл€ экономического хода. ¬ этом случае к главному гребному электродвигателю подводилось половинное напр€жение јЅ (от выведенного нулевого провода средней точки).
–улевое устройство имело электрические (кроме носовых горизонтальных рулей) и ручные приводы.
ѕЋ была снабжена становым €корем ’олла массой 150 кг и укрепленным на корпусе двум€ подъемными рымами.
¬ооружение ѕЋ типа "ћалютка" состо€ло из двух носовых торпедных аппаратов, размещенных горизонтально в носовом отсеке (без запасных торпед), и 45-мм оруди€, установленного в ограждении впереди прочной рубки. ѕогрузка торпед осуществл€лась через открытые передние крышки торпедных аппаратов (при закрытых задних крышках), “орпеды "засасывались" вместе с водой с помощью трюмной помпы (так называема€ "мокра€" погрузка торпед.
ѕостройка ѕЋ по этому проекту была поручена Ќиколаевскому заводу.

—пециальна€ правительственна€ комисси€ во главе с заместителем наркома по военным и морским делам, начальником ѕолитуправлени€ –  ј я.Ѕ.√амарником вз€ла под строгий контроль все работы по строительству и последующей перевозке готовых ѕЋ на ƒальний ¬осток. ƒл€ этого Ќиколаевский судостроительный завод построил 18 железнодорожных 120- тонных транспортеров, каждый из которых включал две тележки-платформы.

√оловна€ ѕЋ типа "ћалютка" (впоследствии "ћ-2") была заложена 29 августа 1932 г. ¬с€ сери€ VI состо€ла из 30 единиц. ƒо конца года (2 и 3 окт€бр€) были заложены еще 2 ѕЋ (впоследствии "ћ-3" и "ћ-1"). —троительство шло быстрыми темпами в соответствии с жесткими календарными сроками, установленными “руда и ќбороны. Ќо несмотр€ на то, что ј.Ќ.јсафов предлагал применить при постройке ѕЋ типа "ћ" электросварку, их корпуса по-прежнему изготовл€лись клепаными.
ѕервой из ѕЋ “ипа "ћ" была спущена "ћ-3" (16 марта 1933 г.), вслед за ней "ћ-2" и "ћ-1" ( 8 и 9 апрел€ 1933 гю.). начавшиес€ испытани€ вы€вили, что их скорость оказалась ниже проектной (около 5 уз вместо запланированных 7 уз), а врем€ погружени€ (80 секунд) больше, чем у ѕЋ предшествовавших серий.  роме того, ѕЋ типа "ћ" имели недостаточную мореходность, а после торпедного выстрела их было почти невозможно удержать под водой и они демаскировали себ€.

Ќа плаву находилось уже около двух дес€тков почти готовых ѕЋ типа "ћ", когда дл€ улучшени€ их боевых качеств была создана комисси€ под председательством начальника ¬»— ¬.ћ.ќрлова. ¬ ней участвовали крупные специалисты промышленности и флота, в том числе ѕ.‘.ѕапкович, ё.ј.Ўиманский, специалист по электросварке ¬.ѕ.¬ологдин, конструктор ј.Ќ.јсафов и его заместитель ¬.‘.ѕопов.  омисси€ тщательно обследовала головную ѕЋ серии VI.

Ѕыло установлено, что одной из причин снижени€ надводной скорости ѕЋ €вилось одно неучтенное обсто€тельство. —опротивление воды движению быстроходного корабл€ находитс€ в зависимости от соотношени€ между его длиной и длиной образующихс€ при этом волн. ¬ то же врем€ длина волны зависит от скорости движени€.
≈сли эти величины равны или кратны между собой, кормова€ система волн накладываетс€ на носовую систему так, что высота волн возрастает, следовательно, увеличиваетс€ и сопротивление воды движению корабл€.

ѕЋ типа ƒругой причиной снижени€ подводной скорости €вилась груба€ шероховатость корпуса ѕЋ типа "ћ" в св€зи с применением клепки поперечных швов на наружных стыковочных планках с полукруглыми головками заклепок большого диаметра.  омисси€ поддержала предложение ј.Ќ.јсафова заменить клепку прочного корпуса ѕЋ электросваркой. Ќа подводную скорость вли€ла также неудачна€ форма кормовой части, котора€ кончалась резким уступом сразу за глушителем, размещенным позади рубки. Ѕыло решено придать кормовой части плавные обводы специальным обтекателем. ќбнаружилось также, что на ходу струи воды, врывавшиес€ через шпигаты, с большой силой удар€лись о детали набора носовой надстройки ѕЋ, что создавало добавочное сопротивление ее движению. ѕотребовалось установить внутри надстройки за каждым шпигатом отражательные щитки. Ёто оказало некоторое вли€ние на надводную и еще более - на подводную скорость ѕЋ типа "ћалютка". ќни достигли 13 уз и 7 уз.

ƒл€ улучшени€ мореходности ѕЋ серии VI пришлось рекомендовать личному составу не пользоватьс€ цистерной плавучести. ѕосле подъема ѕЋ "ћалютка" на слип вы€снилось, что кингстоны цистерн главного балласта имеют вместо обычных решеток лишь сверлени€ в наружной обшивке. ѕлощадь проходного сечени€ всех сверлений была меньше , чем проходное сечение самого кингстона. ѕоэтому сопротивление такой решетки оказывало существенное вли€ние на скорость протекани€ через кингстон воды и резко увеличивало врем€ заполнени€ цистерн. ќтверсти€ в обшивке были расширены в соответствии с формой приемного патрубка кингстона и забраны редкой решеткой из толстой проволоки. ¬ результате врем€ заполнени€ цистерн сократилось примерно в 1,5 раза. ”далось установить также, что дл€ предупреждени€ всплыти€ носовой оконечности ѕЋ при торпедной стрельбе достаточно открывать кингстон заполнени€ противовсплытной цистерны по предварительной команде "аппарат", не ожида€ исполнительной команды "ѕли".
ѕервое применение электросварки корпусов ѕЋ типа "ћ" было очень несовершенно: завод просто заменил заклепочные швы сварными, сохранив стыковые планки и перекрои по пазам. ѕри таких услови€х заметного уменьшени€ сопротивлени€ воды ожидать не приходилось. “ем не менее ѕЋ типа "ћ" были первыми в мире цельносварными боевыми ѕЋ.

“ј “» ќ-“≈’Ќ»„≈— »≈ ЁЋ≈ћ≈Ќ“џ ѕЋ “»ѕј "ћјЋё“ ј"" —≈–»» VI

¬одоизмещение 157 т / 197 т
ƒлина 36,9 м
Ўирина наибольша€ 3,13 м
ќсадка в надводном положении 2,58 м
„исло и мощность главных дизельных двигателей 1 х 685 л.с.
„исло и мощность главных электродвигателей 1 х 235 л.с.
ѕолна€ надводна€ скорость 13,0 уз
ѕолна€ подводна€ скорость 7 уз
ƒальность плавани€ полной скоростью 400 миль (5,84 уз)
ƒальность плавани€ экономической надводной скоростью 1065 миль (10 уз)
ƒальность плавани€ экономической подводной скоростью 55 миль (2,5 уз)
јвтономность 7 суток
–абоча€ глубина погружени€ 50 м
ѕредельна€ глубина погружени€ 60 м
¬ооружение: 2 носовых торпедных аппарата.
Ѕоезапас - 2 торпеды.
ќдно 45-мм орудие (195 снар€дов)

¬раги —оветского государства пытались сорвать выполнение ѕрограммы подводного строительства. ¬о врем€ пожара, €вившегос€ результатом диверсии, пострадали несколько ѕЋ, находившихс€ в постройке, со степен€ми готовности: одна - на 95%, втора€ - на 75%, треть€ - на 15%. √руппа диверсантов, руководима€ двум€ инженерами - германскими подданными, была обезврежена.
ќднако наиболее пострадавшую ѕЋ, строительство которой началось 14 июн€ 1933 г. пришлось заново закладывать 1 феврал€ 1934 г. (впоследствии ѕЋ "ћ-27").
¬сего в состав ¬ћ‘ ———– были прин€ты от промышленности 30 ѕЋ типа "ћалютка" серии VI, из них 28 - доставлены на дальний ¬осток.

ќни перевозились парти€ми, как правило, по 3 единицы. ѕервый эшелон был отправлен из Ќиколаева 1 декабр€ 1933 г., последний - 30 но€бр€ 1934 г. ѕеред транспортированием с ѕЋ снимали прочную рубку с ограждением, перископ, торпедное и артиллерийское вооружение, аккумул€торную батарею, €корное устройство, что значительно уменьшало массу перевозимой ѕЋ.
ѕриемный акт на последнюю из ѕЋ типа "ћ" серии VI был утвержден 31 декабр€ 1934 г. ƒве ѕЋ остались по решению правительства на „ерном море дл€ подготовки кадров подводников. ќни получили литерно-цифровые наименовани€ "ћ-51" и "ћ-52".
ѕостройка ѕЋ типа "ћ" серии VI позволили сформировать на „ерном море дл€ ћорских сил ƒальнего ¬остока еще одну бригаду ѕЋ (командир ј.».«ельтинг). ѕо надводному водоизмещению ѕЋ типа "ћ" занимали промежуточное положение между торпедными катерами и охотниками за ѕЋ. "Ќо при всей свей миниатюрности это были насто€щие боевые корабли", - отмечал один из ветеранов советского подводного флота √ерой —оветского —оюза √.Ќ.’олост€ков.

13 августа 1933 г. ѕравительством ———– было прин€то решение о закладке в следующем году 20 ѕЋ типа "ћ" серии VI- бис водоизмещением 161 т / 201 т. ¬ решении вопросов, св€занных с улучшением их тактико-технических элементов, участвовали заместитель наркома обороны, начальник вооружени€ –  ј ћ.Ќ.“ухачевский, начальник ¬ћ— ¬.ћ.ќрлов, его заместитель ».ћ.Ћудри.
ѕЋ серии VI-бис имели цистерну быстрого погружени€, электрический привод управлени€ носовыми горизонтальными рул€ми, более оптимальный гребной винт с лучшими гидродинамическими характеристиками, несколько измененные обводы кормовой оконечности. —корость этих ѕЋ в надводном положении возросла до 13,2 уз, в подводном - до 7,16 уз, автономность - до 10 суток, дальность плавани€ полной надводной скоростью - до 545 миль.

  но€брю 1936 г. ѕЋ типа "ћ" серии VI - бис вошли в состав ¬ћ‘. Ќакануне ¬еликой ќтечественной войны на  Ѕ‘ их было 12 единиц, на „‘ - 2 единицы, на “ќ‘ - 6 единиц.

¬ результате решительных и своевременных мер, предприн€тых ÷  ¬ ѕ (б) и —оветским ѕравительством, к 1938 г. “ќ‘ имел 4 бригады ѕЋ (командиры капитан 1 ранга ћ.ѕ.—криганов, капитаны 2 ранга  .ћ. узнецов, ».ƒ. улишов, √.Ќ.’олост€ков). ќдин из руководителей ¬ћ‘ адмирал Ќ.√. узнецов, командовавший “ќ‘ в 1937 - 1939 гг., подчеркивал: ".. наше преимущество в ѕЋ на “ихом океане действовало отрезвл€юще на €понских милитаристов… »звестно, что €понские круги давно точили зубы на наше ѕриморье. » все же наброситьс€ на него они н решились. ¬ этом далеко не последнюю роль сыграла мощь нашего подводного флота. ѕоэтому ведуща€ роль на нашем флоте принадлежала подводникам".
ѕЋ типа "ћалютка" хорошо послужили делу укреплени€ боеспособности подводных сил и повышению уровн€ профессиональной подготовки личного состава, на практике показали прочность и надежность конструкции.
¬ декабре 1933 г. одна из первых ѕЋ типа "ћ" серии VI, имевша€ еще лишь заводской номер 244 (впоследствии "ћ-6"), осуществила под командованием ¬.ј.ћазина переходы в ледовых услови€х из —евастопол€ в ќдессу и затем за ледоколами из ќдессы в Ќиколаев. 18 декабр€ того же года выходила с помощью ледоколов из Ќиколаева сквозь лед толщиной 25 см еще одна ѕЋ типа "ћ" (впоследствии "ћ-8").

5 €нвар€ 1934 г. она вернулась по ледовому фарватеру в Ќиколаев.  орпуса ѕЋ повреждений не имели.
»звестны примеры, когда прочность сварных ѕЋ типа "ћ" подтверждалась "нештатными" случа€ми. ¬ 1934 г. на банку выскочила ѕЋ "ћ-6". ¬ течение нескольких часов волны жестоко били ее корпус о камни, в носовой части образовались вм€тины и по€вились трещины. ѕосле сн€ти€ ѕЋ с камней трещину удалось заварить, а вм€тины выправить, не мен€€ съемных листов корпуса.
ƒвум ѕЋ довелось испытать прочность своих форштевней: ѕЋ "ћ-7" при ударе о корпус плавбазы, ѕЋ "ћ-13" - в причальную стенку. ѕри этом их носовые оконечности несколько деформировались, но корпуса не имели ни трещин, ни разрывов листов.
Ќа “ихом океане ѕЋ "ћ-4" (командир ¬.ј.ƒолгов) и ѕЋ "ћ-6" (командир ¬.ј.ћазин) зимой 1934 - 1935 гг. совершали с учебными цел€ми выходы из базы подо льдом.

¬ следующую зиму выполнила первый поход на полную автономность (10 суток) ѕЋ "ћ-17", которой командовал ћ.». упри€нов. «атем было совершено групповое плавание ѕЋ "ћ-16" (командир ».».Ѕайков, руководитель группы ѕЋ), "ћ-17" (командир ћ.». упри€нов) и "ћ-18" (командир √.».√аврилин).
"¬ боевой подготовке "ћалюток" произошел перелом, их стали использовать увереннее и смелее, - вспоминал впоследствии ћ.». упри€нов. - —делали вывод, что дл€ 10-суточного плавани€ следует дополнительно принимать топливо в одну цистерну главного балласта. ј на стро€щихс€ ѕЋ стали специально приспосабливать часть балластных цистерн дл€ приема топлива".
¬о врем€ советско-финнской войны 1939 - 1940 гг. активно действовали на вражеских коммуникаци€х 11 ѕЋ типа "ћ" серии VI-бис  Ѕ‘. ¬ т€желейших услови€х осенне-зимнего периода, при 40-градусных морозах и 9-балльном шторме они искали суда противника. »х корпуса обмерзали, от обледенени€ рвались антенны, ломались леерные стойки.
ѕЋ "ћ-72" (командир ст. лейтенант Ќ.Ќ. улыгин) пришлось возвращатьс€ в базу в крупнобитом льду. ¬ойд€ в ѕалдиски (Ѕалтийский порт) она смогла только с помощью ледокола. ќт напора льда ѕЋ "ћ-72" имела вм€тины в ограждении рубки, у нее нарушилась герметизаци€ торпедных аппаратов, был свернут на сторону форштевень.
— изуродованным форштевнем вернулась из похода ѕЋ "ћ-74" (командир ст. лейтенант ƒ.ћ.—азонов).

4 €нвар€ 1940 г. ѕЋ "ћ-77" (командир лт. ј.≈.„емоданов) в тумане попала у  альбоденгрунда в крупнобитый лед. ј когда видимость несколько улучшилась, ее атаковал финский самолет. ќтразить его атаку оказалось невозможным - 45-мм орудие и пулемет из-за сильного мороза не были готовы к немедленному действию. ѕротивник обстрел€л стиснутую льдом ѕЋ из пулемета, а затем сбросил, но не точно, бомбу. 22 минуты потребовалось подводникам, чтобы, отогрев орудие, открыть по самолету огонь и отогнать его.
«има 1939 - 1940 гг. €вилась суровой проверкой боеспособности ѕЋ типа "ћ". Ќи одной из них в ходе советско-финской войны потер€но не было.

28 декабр€ 1940 г. было осуществлено первое в истории подледное плавание ѕЋ. ¬ нем участвовали ѕЋ типа "ћ" серии VI “ихоокеанского флота: ѕЋ "ћ-2" (командир ст. лейтенант Ѕ.ћ.ћихайлов), "ћ-19" (командир ст. лейтенант ¬.».јвдашев) и "ћ-20" (командир ст. лейтенант ≈.Ќ.јлексеев) –уководил этой сложной задачей командир дивизиона капитан-лейтенант Ћ.ћ.—ушкин, находившийс€ на ѕЋ "ћ-24" (командир ѕЋ ст. лейтенант ј.√.яйло).
"’очетс€ отметить особо т€желую службу на ѕЋ типа "ћ" -"малютках", - указывал адмирал Ќ.√. узнецов. - ќни были созданы €вно не дл€ тихоокеанских просторов с тамошними штормами и циклонами. ј службу им приходилось нести наравне с другими лодками…"

¬ ¬еликую ќтечественную войну ѕЋ "ћ-51" серии VI „‘ прин€ла в декабре 1941 г. участие в  ерченско-‘еодосийской операции. —овместно с ѕЋ "ў-201" (командир капитан-лейтенант ј.».—трижак) ѕЋ "ћ-51" под командованием капитан-лейтенанта ¬.ћ.ѕрокофьева осуществл€ла навигационно-гидрографическое обеспечение высадки десанта в захваченную врагом ‘еодосию. ѕЋ "ў-201", поставив на фарватере свет€щиес€ буи с красным и белым огн€ми, затем лучом прожектора ориентировала подходившие к ‘еодосийскому заливу корабли с десантом. ѕЋ "ћ-51" находилась ближе к ‘еодосии, в 50 кабельтов от нее.
ѕо ее прожекторному лучу с зеленым светофильтром, светившему в заданном секторе, крейсеры " расный  авказ" и " расный  рым", эсминцы "∆елезн€ков", "Ўаум€н" и "Ќезаможник" и транспортные суда, участвовавшие в высадке десанта, на рассвете 29 декабр€ уточнили вход в ‘еодосийский порт. ƒесант был высажен успешно.

ѕЋ типа "ћалютка" потопили в войну 61 судно общим водоизмещением 135512 брт, повредили 8 судов общим водоизмещением 20131 брт, потопили 10 боевых кораблей и вспомогательных судов, повредили 2 корабл€. Ёто составл€ло 16,9% от всех потопленных ѕЋ ———– судов и 12,4% -поврежденных судов противника
“ихоокеанские ѕЋ типа "ћ" участвовали в войне с японией в 1945 г., в частности в ёжно-—ахалинской операции. ѕЋ "ћ-1" (командир ст. лейтенант ѕ.ѕ.Ќосенков) и "ћ-5" (командир капитан-лейтенант ѕ.ѕ.ѕивоваров) серии VI доставили в порт ќтомари ( орсаков) топливо и машинное масло дл€ надводных кораблей. ёжна€ часть острова —ахалин была возвращена ———–.
Ќе будь "ћалюток", не по€вились бы и атомные ѕЋ.

 

Ќќ¬џ≈ ћјЋџ≈ ѕЋ “»ѕј "ћ" —≈–»» XII

ѕ®“– »¬јЌќ¬»„ —≈–ƒё 

»стори€ ѕЋ типа "ћалютка" начинаетс€ с 1932 г., когда конструктор ј.Ќ.јсафов предложил строить такие ѕЋ, которые можно было бы перевозить по железной дороге на ƒальний ¬осток. “ак по€вились ѕЋ серии VI, затем серии VI -бис, но они имели р€д серьезных недостатков.

¬ 1935 г. конструкторы создали ѕЋ прославленной серии XII. √лавным конструктором ее был…
ѕожелтевша€ газетна€ бумага - вырезка из газеты "Ћенинградска€ правда" за 4 апрел€ 1957 г. ¬ ней заметка "√лубина - 600 метров" - о первом советском гидростате- аппарате дл€ исследовани€ морских глубин, по заказу ученых-ихтиологов спроектированном в ленинградском институте "√ипрорыбфлот".

«аметка по€вилась после беседы с главным конструктором гидростата инженером ѕетром »вановичем —ердюком. Ётот аппарат уже строилс€ на Ѕалтийском заводе. –ассчитанный на погружение до 600 метров, гидростат по форме напоминал увеличенную в сотни раз радиолампу. Ќаблюдатель внутри этой стальной "лампы" мог продолжительное врем€ наблюдать глубоководных рыб, фотографировать их в свете мощного прожектора и фотовспышек, мог снимать кинокамерой все стадии работы трала. ¬ общем, наука с помощью гидростата предсто€ло осветить дес€тки проблем, требовавших в те годы решени€.
ќхотно рассказыва€ о гидростате, главный конструктор аппарата ѕетр »ванович —ердюк уходил от моих вопросов о нем самом, о своем прошлом, о том, чем он занималс€ до прихода в "√ипрорыбфлот". ќтвет на эти вопросы нашли через 20 лет среди документов рукописного фонда ÷¬¬ћ, когда ѕ.».—ердюка уже не было в живых. ќказалось, что беседа была с главным конструктором самой удачной - XII серии знаменитых советских ѕЋ типа "ћ". ¬ 1957 г., спуст€ всего 12 лет после окончани€ войны, ѕетр »ванович не нашел возможности это сказать.

ѕетр »ванович —ердюк прожил сравнительно недолго, но оставил заметный след в летописи советского судостроени€ вообще и подводного в частности. —ердюк принадлежал к поколению, закалившемус€ в огне √ражданской войны. Ћогика жизни вела таких людей в р€ды борцов против интервентов и контрреволюции.
“рудовую жизнь ѕетр —ердюк начал рано. ≈ще в реальном училище, как он писал в биографии, "содержал себ€ уроками". ¬о врем€ ѕервой ћировой войны его призвали, и он поступил в ћорское инженерное училище. ¬о врем€ √ражданской войны —ердюк на ¬олжской военной флотилии участвовал в вооружении и ремонте кораблей. ¬ 1924 г. окончил кораблестроительный факультет.
—начала на „ерном море, а потом на Ѕалтике —ердюк был старшим наблюдающим за проектированием и постройкой ѕЋ. ј потом и сам стал конструктором.
ѕервую его ѕЋ утвердили, но в серию она на пошла, зато втора€ -"ћалютка", получивша€ официальное название "сери€ XII" и неофициальное - "сердючка, была запущена в серийное производство.   началу войны таких ѕЋ было 28. ¬сей своей практической жизнью инженер ѕетр »ванович —ердюк был подготовлен к проектированию субмарин, и успех ѕЋ серии XII, их отличные боевые качества - все это было закономерно.
… —вирепый шторм, разыгравшийс€ внезапно, - это случилось осенью 1941 г., - заставил командира ѕЋ "—-102" дать радиограмму в штаб с просьбой разрешить укрытьс€ от гигантских волн возле полуострова –ыбачий.  омандующий —‘ адмирал ј.√.√оловко ответил поистине блистательно. ќн радировал: "ћалютки" наход€тс€ в море". ¬одоизмещение ѕЋ типа "—" в три с лишним раза превосходило водоизмещение ѕЋ типа "ћ". —воим ответом командующий как бы подтвердил превосходные качества ѕЋ серии XII.
ј боевые их возможности были также немалыми. —реди ѕЋ серии XII были 2  раснознаменные, 4 ѕЋ стали гвардейскими, а одна - "ћ-172", которой командовал √ерой —оветского —оюза ».».‘исанович, имела орден  расного «намени и называлась гвардейской.

—охранились заметки очевидца первого погружени€ первой ѕЋ типа "ћ":
"¬о второй половине дн€ началось испытание системы погружени€. «рители наблюдали, как лодка поочередно погружала в воду то нос, то корму. Ќаконец, по мере окончани€ дифферентовки, когда уже и палуба скрылась под водой, а за нею и ограждение рубки, вначале исчезли блест€щие медные поручни, а затем ничего не осталось на поверхности. –абочий класс убедилс€, что действительно он своими руками сумел построить ѕЋ, котора€ здесь , на их глазах, погрузилась с людьми, которые сейчас там, под водой, подписывают акты, подтверждающие этот факт. Ёто вызвало прилив радости. –аздалось громкое "ура" в честь рабочего класса - хоз€ина страны".»з характеристик, хран€щихс€ в рукописном фонде ÷¬»»: "»нженер ѕ.».—ердюк работал в судостроительной промышленности, отличалс€ конструкторской инициативностью и вложил в строительство ¬ћ‘ много энергии и сил с весьма реальными достижени€ми дл€ флота. ј.–едькин".
" орабельный инженер ѕ.».—ердюк, €вл€€сь одним из немногих инженеров, специализировавшихс€ на проектировании и постройке ѕЋ, принимал де€тельное и самое близкое участие в строительстве советского подводного флота с самого его начала. “ов. —ердюк был первым старшим приемщиком промышленности на ѕЋ, строившихс€ после ¬еликой ќкт€брьской революции.
¬ этой должности он проработал 5 лет, затем под его руководством были выполнены проекты некоторых типов ѕЋ, из которых сери€ была построена в большом количестве, эти ѕЋ успешно вели боевые операции во врем€ ¬еликой ќтечественной войны на всех действующих флотах. »нженер —ердюк разрешал технические задачи подводного флота с изысканием наиболее оптимальных конструктивных решений и отдал много сил и энергии делу строительства военно-морского флота". »нженер-контр-адмирал ћ.–удницкий".

¬ыше приводились высказывани€ ветерана советского кораблестроени€ Ќ.—.»ссерлиса о некоторых конструкторах ѕЋ. „лен партии с 1928 г., Ќ.—.»ссерлис окончил водное отделение ћосковского института инженеров транспорта. ¬ 1928 г. он пришел к ћалинину. –аботал в группе дизелистов. «нал близко многих видных конструкторов и, в частности, ѕ.».—ердюка: "’орошо помню, как выгл€дел ѕ.».—ердюк.
ќн был среднего роста, крепкого телосложени€. ќтличалс€ ровным отношением к люд€м. ќбладал незаур€дными инженерными знани€ми, никогда ими не бравировал, всегда находил повод, не ущемл€€ самолюби€ помочь товарищу в работе, особенно в расчетах каких-либо устройств. —амую светлую пам€ть оставил по себе ѕетр »ванович".

ќ том, как перевозили ѕЋ типа "ћ", вспоминал капитан 1 ранга в отставке јлександр ¬ладимирович Ѕук (его записки хран€тс€ в ÷¬ћћ): "¬ конце окт€бр€ 1933 г. на родном заводе готовились в далеки путь к берегам “ихого океана. ѕроизводили некоторый профилактический демонтаж, чтобы несколько сгладить обводы корпуса, который предсто€ло упр€тать в гигантский чехол, сжитый из мешковины. —трем€сь предупредить возможные деформации магистралей, мор€ки рассоедин€ли трубопроводы на фланцах.
— осей снимались все рули и их ограждени€, ограждение боевой рубки, срезан банкет вокруг нее, ослабл€лись болты креплени€ газоводов. ѕод корпуса ѕЋ подвели подкильные "полотенца", поскольку после выгрузки ампульных батарей ѕЋ тер€ла положительную остойчивость и могла находитьс€ на воде с помощью кранов на "полотенцах".  огда закончили демонтаж, все детали погрузили в вагоны, предварительно прив€зав бирки с названием ѕЋ. 250-тонный кран подн€л лодку из воды и установил ее на транспортер. ќн представл€л собой специальное сооружение, рассчитанное на длительный срок пребывани€ на нем ѕЋ без каких-либо прогибов корпуса. Ќа стальных балках транспортеров лежали дерев€нные5 "подушки", точно, совпадающие с обводами корпусов. Ќос и корма крепились к продольным балкам транспортера стальными "полотенцами". Ёшелон негабаритный, поэтому продвигалс€ медленно. —пуст€ несколько недель ѕЋ благополучно достигли берегов “ихого океана.

“актико-технические элементы ѕЋ типа "ћалютка" серий VI и VI-бис позвол€ли использовать их дл€ профессиональной подготовки личного экипажа в мирное врем€, но ограничивали возможности активного боевого применени€. “ребовалось создать малую торпедную ѕЋ, также доступную дл€ транспортировани€ в собранном виде железнодорожным транспортом, но более мореходную, с большей надводной и подводной скорост€ми, с увеличенной в 1,5 - 2 раза дальностью плавани€ (особенно экономической скоростью), т.е. способную действовать на большем удалении от своих баз.

”величение надводной скорости могло быть достигнуто прежде всего за счет существенного удлинени€ корпуса малой ѕЋ. ќднако было необходимо убедитьс€ в возможности перевозки подобной ѕЋ с сборном виде по железнодорожным магистрал€м страны.
— этой целью на плазе (специально оборудованный пол дл€ вычерчивани€ в натуральную величину теоретического чертежа корабл€) были изображены последовательные положени€ удлиненной ѕЋ при движении ее на транспортере через закруглени€ наименьшего радиуса и туннели. ¬ итоге представилось возможным увеличить длину ѕЋ на 20%, наибольший диаметр - на 10%, что увеличило водоизмещение ѕЋ на 40%. “ем не менее даже при сохранении тех же двигателей, что сто€ли на ѕЋ типа "ћ" серий VI и VI-бис, расчетна€ скорость нового варианта малой ѕЋ возросла в надводном положении с 13 узлов до 14 уз, в подводном - с 7 до 7,8 уз. Ётот вариант был разработан конструктором —.ј.Ѕазилевским и получил название "проект ћЅ" ("ћалютка Ѕазилевского"). ќднако существенным недостатком проекта €вл€лось большое смещение центра величины ѕЋ в нос от мидел€.
¬озникла необходимость в таком смещении в нос и всего внутреннего оборудовани€ ѕЋ. ¬ итоге, например, один р€д аккумул€торов носовой группы оказывалс€ под кормовыми срезами торпедных аппаратов, что затрудн€ло их обслуживание.
Ѕолее удачный вариант, прин€тый дл€ реализации, предложил сотрудник Ќ»¬  ѕ.».—ердюк (проект ћ-IV). ќн и был назначен главным конструктором новой ѕЋ типа "ћ" серии XII.

ѕЋ типа ѕЋ серии XII, которых по-прежнему нередко продолжали называть "ћалютками", были однокорпусными, цельносварными и одновальными. ќграниченный объем их прочного корпуса был разделен прочными переборками на 6 отсеков: первый - торпедный, второй- носовой аккумул€торный, третий - ÷ј, четвертый - кормовой аккумул€торный, п€тый - дизельный, шестой - электромоторный.
ƒл€ приема главного балласта предназначались 3 бортовые и 2 концевые цистерны. ѕалубных цистерн не было. «апас плавучести ѕЋ составл€л 25%.  ингстоны и клапаны вентил€ции цистерн имели как дистанционные пневматические, так и ручные приводы.
ƒл€ погружени€ ѕЋ требовалось 47 секунд. ѕродувание главного балласта осуществл€лось с помощью дизел€. ”становка дизельного двигател€ "38- -8" большей мощности позволила увеличить скорость до 14 узлов.
јккумул€торна€ батаре€ состо€ла из двух групп по 56 элементов "ћЋ-2". јккумул€торные €мы закрывались разборными металлическими щитами.
ѕовысилась скрытность ѕЋ. ¬ подводном положении можно было осуществл€ть наблюдение в перископ не только из центрального поста, как в ѕЋ типа "ћ", но и из рубки.
√оловные ѕЋ типа "ћ" серии XII были заложены:
ƒл€  Ѕ‘ 10 сент€бр€ 1936 г., ("ћ-87" после перевода на —‘ стала называтьс€ "ћ-171"), дл€ „‘ - 26 июл€ 1937 г. ("ћ-57" после перевозки на “ќ‘ получила название "ћ-49").

ѕерва€ ѕЋ вступила в строй  Ѕ‘ 25 декабр€ 1937 г., втора€ ѕЋ вступила встрой „‘ - 3 августа 1939 г.
ћалые ѕЋ типа "ћ" серии XIIели неоспоримые преимущества перед ѕЋ типа "ћ" серий VI и VI-бис. ¬ыросли их надводна€ и подводна€ скорости, дальность плавани€ полной скоростью в надводном и подводном положении в 1,5 раза, экономической скоростью в надводном положении -втрое, в подводном положении -вдвое.

“ј “» ќ-“≈’Ќ»„≈— »≈ ЁЋ≈ћ≈Ќ“џ ѕЋ “»ѕј "ћ" —≈–»» XII

¬одоизмещение 206 т / 258 т
ƒлина 44,5 м
Ўирина наибольша€ 3,3 м
ќсадка в надводном положении 2,85 м
„исло и мощность главных дизельных двигателей 1 х 800 л.с.
„исло и мощность главных электрических двигателей 1 х 400 л.с.
—корость полна€ надводна€ 14 уз
—корость полна€ подводна€ 7,8 уз
ƒальность плавани€ полной скоростью 650 миль (8,0 уз)
ƒальность плавани€ надводной экономической скоростью 3380 миль (8,6 уз)
ƒальность плавани€ подводной экономической скоростью 108 миль (2,9 уз)
јвтономность 10 суток
–абоча€ глубина погружени€ 50 м
ѕредельна€ глубина погружени€ 60 м
¬ооружение: 2 носовых “ј, общее число торпед - 2
ќдно 45-мм орудие (195 снар€дов)

ƒо ¬еликой ќтечественной войны вступили в строй ¬ћ— ———– 28 ѕЋ типа "ћ" серии XII, которые были распространены по флотам:  Ѕ‘ - 9 ѕЋ, „‘ - 10 ѕЋ, —‘ - 6 ѕЋ, “ќ‘ - 3 ѕЋ. ¬ постройке находились еще 17 ѕЋ этого типа. ¬се они вошли в строй ¬ћ‘ в годы войны.
6 ѕЋ типа "ћ" серии XII —‘, переведенные с Ѕалтики, прин€ли участие в советско-финской войне 1939 - 1940 гг. »м пришлось действовать в «апол€рье в сложнейших осенне-зимних штормовых услови€х, когда при волне 5 - 6 баллов крен достигал 52 градусов.  омандование бригады ѕЋ —‘ поспешило сделать следующий вывод: "и"пользование ѕЋ типа "ћ" в Ѕаренцовом море подлежит пересмотру". Ќо практика показала, что такой вывод был преждевременным.
ќбъективно и всесторонне оценивал возможности ѕЋ типа "ћ" серии XII годы ¬еликой ќтечественной войны √ерой —оветского —оюза ».ј. олышкин: " ак же зарекомендовали себ€ эти "малыши", боевые возможности которых до войны кое у кого вызывали сомнени€? „то ж, скептики оказались посрамленными.

¬ руках великолепных экипажей и умных, отважных командиров эти ѕЋ оказались способными даже на большее, нежели предполагалось. ¬едь они были спроектированы как корабли дл€ ближнего прикрыти€ своих берегов и баз, да и не в расчете на запол€рную непогоду. Ќо с первых же походов "малютки" начали вести активные боевые действи€ у побережь€ противника, ловко проникать в его гавани".
ѕервой в начале августа 1941 г. в гавань Ћиннахамари (ƒевкина «аводь) , расположенную во фьорде ѕетсамовуоно (ѕеченгска€ губа), проникла с целью разведки ѕЋ "ћ-174", которой командовал капитан-лейтенант Ќ.≈.≈горов. √авань Ћиннахамари €вл€лась аванпортом ѕетсамо (ѕеченга) - конечного пункта морской коммуникации противника вдоль побережь€ —кандинавии. »з ѕетсамо вывозились никелева€ руда, молибден, целлюлоза. ‘ьорд ѕерсамовуоно был защищен береговыми артиллерийскими батаре€ми и просматривалс€ сигнально-наблюдательными пунктами.

21 августа 1941 г. в Ћиннахамари вошла ѕЋ "ћ-172" под командованием капитан-лейтенанта ».».‘исановича. ѕотопив торпедами сто€вшее у причала судно, командир вывел затем ѕЋ из фьорда, ориентиру€сь под водой только с помощью гидроакустической аппаратуры.

¬ сент€бре дерзко прорывались в Ћиннахамари ѕЋ "ћ-171" под командованием ст. лейтенанта ¬.√.—тарикова и вторично ѕЋ "ћ-174". ѕротивник усилил противолодочную оборону.
¬ окт€бре 1941 г. ѕЋ "ћ-171" , вновь проникнув в порт, на выходе из него наткнулась на противолодочную сеть. ѕЋ была обнаружена. ≈е обстрел€ли глубинными снар€дами береговые батареи, забросали глубинными бомбами корабли ѕЋќ. Ћишь через 40 минут ѕЋ удалось вырватьс€ из стальной сети, в которой она запуталась носовыми горизонтальными рул€ми. Ќо прорватьс€ сквозь ограду оказалось невозможным. Ёкипаж прин€л единодушное решение: ѕЋ "ћ-171" всплывет и вступит в артиллерийский бой с противником, использу€ 45-мм орудие. ≈сли вырватьс€ из западни не удастс€, то ѕЋ должна быть взорвана… Ќо подошло врем€ прилива, амплитуда которого в северных широтах значительна. ”ровень воды над противолодочной сетью повысилс€, чем и воспользовалс€ командир нашей ѕЋ. "ћ-171! Ќезаметно проползла над верхней шкаториной сети м вышла из фьорда.
 омандование —‘ по достоинству оценило мужественные и решительные действи€ личных составов малых ѕЋ серии XII. Ќар€ду с положительной оценкой ѕЋ типа "ћ" серии XII мор€ки отметили трудности службы на них: "¬ море "малютки" выход€т ненадолго - на несколько суток, на неделю. ѕока ѕЋ типа "ў" или " " совершат один поход, "малютки " успевают сделать два, а то и три выхода. Ќо даже непродолжительное плавание этой ѕЋ здорово выматывает команду. ћоре обращаетс€ с "малюткой" бесцеремонно, швыр€ет ее как щепку. ¬ ѕЋ теснота, услови€ дл€ жизни т€желые. ƒа и народу хватает только на двухсменную вахту. «начит, во врем€ поиска люди, имеют 12-часовой рабочий день.   этому следует добавить тревоги, атаки, бомбежки, когда все на ногах, все на своих боевых постах. Ќо, вернувшись в базу, "малютки" долго не застаиваютс€, если нет необходимости в ремонте". ѕодводники на боевом опыте познавали основные недостатки ѕЋ типа "ћ" серии XII.  омандир ѕЋ "ћ-90"  Ѕ‘ √.ћ.≈горов, впоследствии адмирал флота, √ерой —оветского —оюза говорил: "… "малютки" требовали от экипажей великого мастерства. ” них было только по одному двигателю. Ёто означало, что если из-за плохого обслуживани€ выйдет из стро€, к примеру дизель - пиши пропало.  орабль застр€нет без движени€ посреди мор€, ибо резервных средств на нем не было…"
‘лоту были нужны малые транспортируемые ѕЋ с двухвальной машинной установкой и более сильным вооружением. –аботы над проектами подобных ѕЋ велись с 1939 г. ќдин из проектов (ћ-IV) конструктора я.≈.≈вграфова предусматривал установку 4-х торпедных аппаратов внутри прочного корпуса, другой проект (ћ-II) конструктора ‘.‘.ѕолушкина - двух аппаратов внутри прочного корпуса ми двух - в надстройке. ¬ июне 1939 г. был рассмотрен новый вариант (ћ-VII) ‘.‘.ѕолушкина с четырьм€ торпедными аппаратами внутри прочного корпуса. Ёскизный проект именно этой малой ѕЋ (с августа 1939 г. сери€ XV) был утвержден  омитетом ќбороны 23 июл€ 1939 г. ¬ декабре того же года проект был представлен на утверждение в ÷  ¬ ѕ (б). ‘.‘.ѕолушкин предложил вынести главный вод€ной балласт за пределы прочного корпуса ѕЋ, разместив его в наружных бортовых цистернах в виде съемных булей (по типу ѕЋ "ў"). ¬ св€зи с этим ѕЋ стала полуторакорпусной, а водоизмещение увеличилось до 281 т, запас плавучести составил 23,6%.

¬ результате высвободилс€ значительный объем внутри прочного корпуса при тех же 6 отсеках, разделенных плоскими переборками. Ёто позволило поставить 2 дизел€ мощностью по 600 л.с. при 600 об / мин. ¬ результате суммарна€ мощность главных дизелей надводного хода двухвальной ѕЋ возросла в 1,5 раза, надводна€ скорость увеличилась на 1,8 уз, дальность плавани€ экономической скоростью в надводном положении - более чем на 1000 миль. ƒва гребных электродвигател€ мощностью по 230 л.с. позволили сохранить, несмотр€ на возросшее водоизмещение, прежнюю подводную скорость. ѕредставилась возможность разместить в носовом отсеке 4 торпедных аппарата, оснащенные приводами дл€ установки глубины хода торпеды (ѕ”Ќ) и ее гироскопического прибора ќбри (ѕ”ѕќ).

ѕЋ типа ¬се судовые системы и устройства ѕЋ серии XV были сконструированы заново, их размещение выполнено более рационально. ¬ итоге значительно повысилась живучесть ѕЋ, ее боеспособность, улучшились услови€ обитаемости личного состава. ¬ 1,5 раза увеличилась автономность плавани€ - до 15 суток.
¬месте с тем ѕЋ типа "ћ" серии XV по-прежнему остались транспортабельными по железной дороге. “ребовалось лишь сн€ть бортовые були, которые затем приваривались на корпусах ѕЋ. ƒл€ перевозки ѕЋ были построены специальные 240-тонные железнодорожные транспортеры (каждый из 4-х тележек-платформ).
√оловна€ ѕЋ типа "ћ" серии XV была заложена 31 марта 1940 г. ¬сего в постройке находилось 15 ѕЋ типа "ћ" серии XV, из них в ходе войны вступило в строй ¬ћ‘ ———– всего 4 ѕЋ.
ѕЋ "ћ-90" серии XII (тогда ею командовал ст. лейтенант ѕ.ј.—идоренко) стала первой дизельной ѕЋ, специально оборудованной дл€ подледного плавани€. «имой 1939 - 1940 гг. на ѕЋ "ћ-90"  Ѕ‘ в заводских услови€х был смонтирован на

Ќа испытани€х гидробур без особых затруднений проделывал отверсти€ в лед€ном покрове, что позвол€ло командиру поднимать перископ дл€ просмотра горизонта. Ќа верхней палубе ѕЋ, в кормовой и носовой част€х надстройки были установлены 2 металлические фермы с шипами в верхней части дл€ предохранени€ корпуса от повреждений при всплытии из-подо льда.
√лавный ¬ерховный совет ¬ћ‘, рассмотрев 15 ма€ 1940 г. результаты испытаний, признал устройство дл€ плавани€ ѕЋ подо льдом удачным, указав на отдельные легко устранимые недостатки.
≈ще одна ѕЋ типа "ћ" серии XII - "ћ-171" —‘ - в годы войны была переоборудована по проекту ћ« - XII конструктора —.ј.≈горова. —охранив торпедное и артиллерийское вооружение, ѕЋ смогла принимать 18 мин "ѕЋ“" в укрепленные на корпусе бортовые балластные цистерны с шахтами. ¬ учебных цел€х "ћ-171" поставила 87 мин. Ёто был самый маленький подводный минный заградитель в истории советского подводного кораблестроени€. «а его создание —.ј.≈горову была присуждена √осударственна€ преми€ III степени.

¬ годы ¬еликой ќтечественной войны малые ѕЋ отличались высокой боевой активностью. »звестно, что только в 1941 - 1942 гг. 6 ѕЋ типа "ћ" серии XII —‘ совершили 82 боевых похода, в том числе 29 походов совершила ѕЋ "ћ-171", 18 походов - ѕЋ "ћ-172", 17 походов - ѕЋ "ћ-174", 16 походов - ѕЋ "ћ-176", 13 походов - ѕЋ "ћ-173".
ѕЋ "ћ-35" „‘ выполнила в войну 33 боевых похода.

ѕЋ типа ¬ общей сложности на боевом счету малых ѕЋ серий XII и XV числитс€ 61 потопленной судно ќбщим водоизмещением 135512 брт и 8 поврежденных судов общим водоизмещением 20131 брт. Ёти же ѕЋ уничтожили 1щ боевых кораблей противника.

Ќа „ерном море ѕЋ "ћ-35" под командованием капитан-лейтенанта ¬.ћ.ѕрокофьева отправила на дно самоходную баржу CNP -1293 ( 1270 брт), танкер "ќссаг" (2790 брт) и военный транспорт " “" (834 брт).
ѕЋ "ћ-36" (командир капитан-лейтенант ¬.Ќ. омаров) потопила танкер "јнкара" (4768 брт).
ѕЋ "ћ-111" (командир капитан 3 ранга я. .»осселиани) потопила транспорт "“еодорих" (5600 брт), 2 морских самоходных парома MFP, лихтеры "ƒуеар€ - I "(505 брт) , "’айнбург" (300 брт) и еще несколько судов. Ёта же ѕЋ под командованием капитан-лейтенанта ћ.».’ом€кова потопила 22 апрел€ 1944 г. KFK-84 (105 брт), а 4 ма€ одним торпедным залпом уничтожила корабли ѕЋќ "UJ-2313" и "UJ-2314" (также типов KFK).
 омандир ѕЋ "ћ-35" капитан-лейтенант ћ.¬.√решилов 26 окт€бр€ 1941 г. дерзко вступила в бой севернее  онстанцы, применив 45-мм орудие, с конвоем из трех буксиров и 6 вооруженных барж типа "«ибель". ƒве баржи выбросились на берег. ќдну из них разбил шторм, другую противнику удалось сн€ть с мели.

Ќаиболее успешно действовали ѕЋ —‘. “орпедами ѕЋ "ћ-105" (командир капитан 3 ранга ¬.Ќ.’рулев) были уничтожены корабль ѕЋќ "UJ-1214" и несколько транспортов.
ѕЋ "ћ-107" (командир ст. лейтенант ¬.ѕ. офанов) потопила корабль ѕЋќ "UJ-1217" ("—тар XXII").
–€д крупных транспортов отправили на дно ѕЋ "ћ-171", которой командовал капитан 3 ранга ¬.√.—тариков (в том числе " уритиба" ,4969 брт) и ѕЋ "ћ-173" под командованием капитан-лейтенанта ¬.ј.“ерехина (в том числе "”тландсхЄрн", 2642 брт, и "Ѕланкензее" ,3236 брт).
Ќа боевом счету ѕЋ "ћ-174" (командир капитан-лейтенант Ќ.≈.≈горов) транспорт "ЁмсхЄрн" (4301 брт), у ѕя¬Ћ "ћ-122" (командир капитан-лейтенант ѕ.¬.Ўипин) - транспорт "»оганнисберг" (4533 брт), у ѕЋ "ћ-176" (командир капитан-лейтенант ».Ћ.Ѕондаревич) - 6 транспортов, в том числе транспорт "ћихаэль" (2722 брт).
¬ конце войны в боевые действи€ на —евере включились ѕЋ типа "ћ" серии XV. ƒва транспорта противника потопила ѕЋ "ћ-200" ("ћесть") под командованием капитан-лейтенанта ¬.Ћ.√ладкова.
ѕЋ "ћ-201" под командованием капитана 3 ранга Ќ.».Ѕалина отправила на дно транспорт и 2 боевых корабл€, в том числе сторожевой корабль "V-6112.

Ѕоева€ де€тельность малых ѕЋ получила высокую оценку. ѕЋ "ћ-171" и "ћ-174" —‘ в числе первых стали гвардейскими. ”достоились также гвардейского звани€ ѕЋ "ћ-35" и "ћ-62" „‘. ѕЋ "ћ-111" и "ћ-117" „‘ были награждены орденом  расного «намени, а ѕЋ "ћ-172" —‘ стала  раснознаменным гвардейским кораблем.
¬есьма показательно, что именно мала€ ѕЋ серии XII - "ћ-171" —‘ - с августа 1942 г. и до конца войны удерживала переход€щее  расное «нам€ ÷  ¬Ћ —ћ, учрежденное дл€ лучшей ѕЋ ¬ћ‘ ———–.

http://book.uraic.ru/elib/pl/lodki/malye.htm

 

—ери€ сообщений "ѕодводный флот":
„асть 1 - ѕодводные лодки –оссийского »мператорского ‘лота
„асть 2 - "Ќаутилус"-перва€ атомна€ подводна€ лодка в мире
...
„асть 21 - ѕодводные лодки типа "’олланд 27¬"
„асть 22 - ѕодводные лодки ќ.Ѕ. √≈–Ќј
„асть 23 - ѕќƒ¬ќƒЌџ≈ Ћќƒ » “»ѕј "ћ" ("ћалютка")
„асть 24 - ѕодводные лодки типа "Ћ≈Ќ»Ќ≈÷"
„асть 25 - —езон охоты на Ђјкулуї
...
„асть 42 - ѕодводный флот –оссии.
„асть 43 - ѕодводна€ лодка на пл€же.
„асть 44 - ѕ€ть первых русских подводных лодок


 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку