-ћетки

hd ¬ мире ази€ акварель американский художник анималистика арт архитектура астрономи€ видео видеоролик вокруг света город города городской городской пейзаж горы графика деньги деревн€ дети дома европа жанр жанрова€ живопись женский женский образ живопись живопись 19 век живопись 19-20 век животные загадки здоровье иллюстрации импрессионизм интересное интернет интерьер искусство исследовани€ истори€ картины китай космос культура литература люди море морской морской пейзаж музыка натюрморт наука научные новости необычное новости общественность общество пейзаж пейзажи политика портрет природа птицы путешестви€ разное реализм российский художник росси€ русский художник свежие новости сельский скульптура современна€ живопись современное современное искусство спорт страны сша сюрреализм уличный уличный пейзаж улыбнуло ученые фауна фигуратив флора фото фотографи€ фотоискусство фрукты художники художники-классики цветы эдвард сноуден экологи€ экономика эксклюзив юмор €пони€

 -÷итатник

’удожник ќлег ћолчанов - (0)

ƒушевна€ живопись ќлега ћолчанова   ћолчанов ќлег »ванович родилс€ 27 но€бр€ 1966 года...

2ч. ’удожник ‘ешин Ќиколай »ванович - (0)

‘ешин Ќиколай »ванович.„асть 2. ѕортреты.     ѕортрет »и (1923) &nbs...

’удожник Ќиколай »ванович ‘ешин - (0)

‘ешин Ќиколай »ванович.   Ќатюрморт с чайником (1948)   Ќикола€ »ван...

’удожник «ари€ ‘орман (Zaria Forman) - (0)

«ари€ ‘орман            ...

’удожники. Ќатюрморты 17-19 век - (1)

Ќатюрмортный вернисаж   Antonio Vivaldi JOHAN LAUREN...

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению 5 друзей 5 друзей—писок друзей с описанием. ƒанное приложение позвол€ет разместить в ¬ашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 ¬аших друзь€х. —одержание подписи может быть любым - от признани€ в любви, до

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ” берегов √ренландии
” берегов √ренландии
06:42 21.03.2011
‘отографий: 7

 -ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в алла_разумикина

 -–убрики

»ллюстрации “ать€ны ћавриной.

—уббота, 11 ƒекабр€ 2010 г. 10:47 + в цитатник
÷итата сообщени€ Marginalisimus

“ать€на ћј¬–»Ќј

 

http://s39.radikal.ru/i085/1003/51/9eb0652a6da6.jpg

 

ћаврина (Ћебедева) “ать€на јлексеевна (1900 - 1996). ∆ивописец, график. ƒетство “. ј. ћавриной прошло в Ќижнем Ќовгороде. ƒетей было четверо, и воспитывали их, как полагалось в интеллигентных семь€х: чтение и рисование, обучение музыке и €зыкам, внимание к фольклору и народному искусству, которые, казалось, окружали и пронизывали всю жизнь. ќт этих лет сохранились альбомчики-тетради, которые делали дети в семье Ћебедевых. Ёто была игра в рукописный журнал. ¬ 1921 году ћаврина уже точно выбрала изобразительное искусство - поступила во ¬’”“≈ћј—, где училась у –.–. ‘алька, Ќ.¬. —инезубова, √.¬. ‘едорова.

 

ѕозже художница вспоминала об этом времени как о счастливейших годах своей жизни. ќкончив ¬’”“≈ћј— в 1929 году, она вступила в объединение √руппа "13", стала участником выставок объединени€. ¬ 1930-е годы ћаврина занималась живописью, писала акварели, делала рисунки. ћногие ее работы этого времени близки французским постимпрессионистическим течени€м. ѕоследн€€ живописна€ работа ћавриной на холсте масл€ными красками была написана летом 1942 года ("“анцы на веранде клуба"). “о, что началось после этой картины ћаврина называла своей новой жизнью. ѕосле войны художница вновь открыла дл€ себ€ мир народного творчества. ќна не только любила и собирала иконы, глин€ные игрушки, подносы и вышивки - со своим мужем , художником Ќ.¬.  узьминым, она собрала великолепную коллекцию - ћаврина сама делала копии лубков и пр€лок, расписывала туески, старинные подносы и бутылки, вживалась в образ народного мастера. ќна создала свой собственный, "мавринский" почерк - декоративный, лихой, основанный на принципах народного примитива. ¬ 1950-60-е годы художница совершала многочисленные поездки по русским городам, делала зарисовки и эскизы дл€ будущих работ. Ћюбимой темой стала природа, "земл€ и небо". ќсобое место в творчестве художницы занимают ее жизнерадостные и всегда солнечные иллюстрации к детским книжкам. ¬ыполненные, как всегда, в народном стиле они великолепно подход€т к сюжетам русских сказок. ¬ конце 1980-х годов ћаврина почти не покидала своего дома. ¬опреки болезн€м и недугам она отдавалась своей страсти - живописи, писала виды из окна, натюрморты, цветы. ≈е работы последних лет столь пластически убедительны, несут столь мощный энергетический зар€д, что позднее творчество ћавриной с полным правом можно поставить в один р€д с полотнами крупнейших мастеров 20 века. –аботы “ать€ны ћавриной хран€тс€ почти во всех крупнейших музе€х нашей страны, в том числе в √“√, √–ћ, —аратовском художественном музее и в частных собрани€х.

 

 

http://www.ljplus.ru/img/r/e/remochka/Mavrina_73abramcevo.jpg

 


 

 

 

 

ћаврина “. "ƒмитров.  расный дом", 1970

ћаврина “. "ƒмитров.  расный дом", 1970

 

 

ћаврина “. "ѕереславль-«алесский. ћузей", 1963

ћаврина “. "ѕереславль-«алесский. ћузей", 1963

 

 

ћаврина “. "ѕереславль-«алесский. √уси", 1957

ћаврина “. "ѕереславль-«алесский. √уси", 1957

 

 

ћаврина “. "ѕереславль-«алесский. √ородище", 1965

ћаврина “. "ѕереславль-«алесский. √ородище", 1965

 

 

ћаврина “. "Ќикольское-”рюпино", 1947

ћаврина “. "Ќикольское-”рюпино", 1947

 

 

ћаврина “. "«венигород. √ора", 1968

ћаврина “. "«венигород. √ора", 1968

 

 

ћаврина “. "«венигород. ”лица с часами ", 1969

ћаврина “. "«венигород. ”лица с часами ", 1969

 

 

ћаврина “. "яхрома. ¬ ƒмитров", 1970

ћаврина “. "яхрома. ¬ ƒмитров", 1970

 

 

ћаврина “. "—уздаль.ќрион", 1972

ћаврина “. "—уздаль.ќрион", 1972

 

 

ћаврина “. "Ѕорисоглеб. ћонастырь-музей", 1957

ћаврина “. "Ѕорисоглеб. ћонастырь-музей", 1957

 




 



“ать€на ћаврина
ёрий  оваль "∆уравли"

 

 

 

 

 

 

 

 

"—текл€нный пруд"

http://lib.rus.ec/i/36/212336/img_4.jpeg

 

 

 

 

 

http://100sovietpainters.ru/Mavrina/mavrina-10.jpg 

 

 

 

http://100sovietpainters.ru/Mavrina/mavrina-9.jpg

 

 

 

“роицкие ворота  ремл€.“ать€на ћаврина.јкварель.1946

 

 

http://100sovietpainters.ru/Mavrina/mavrina-6.jpg

 

 

http://i060.radikal.ru/1003/97/1954dbef109e.jpg

 

 

http://lib.rus.ec/i/36/212336/img_22.jpeg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ћаврину знали и ценили как графика и иллюстратора, воплотившего в своем творчестве многие принципы народного русского искусства, которое она прекрасно знала. –усские иконы, лубки, вышивки, глин€ные игрушки представл€ли дл€ нее интерес не только как предметы коллекционировани€, но и как образцы высокой художественной культуры, живого €зыка, к которому она обращалась. ≈е иллюстрации к детским книжкам и русским сказкам, альбомы рисунков, сделанных во врем€ путешествий по русским городам, вызывали большой интерес и по праву считались частью отечественного искусства 70—80-х годов.

 


’удожница была удостоена звани€ заслуженного художника –—‘—–, имела награды и премии, в том числе √осударственную премию ———–.


» все же словно незрима€ стена отдел€ла ее от официального советского искусства. Ёту ее «инаковость» чувствовали все — от главных художников государственных издательств, с большой неохотой подписывавших мавринские книги в печать, до оргкомитета международной премии имени √.-’. јндерсена, выбравшего ћаврину — практически единственную из советских художников детской книги — в качестве лауреата этой престижной премии в области книжной графики.

 

 


“ать€на ћаврина родилась в 1900 году, хот€ сама всегда называла годом своего рождени€ 1902-й, и именно эта неверна€ дата вошла почти во все справочники и биографии, написанные при жизни художницы. ѕричина была одна — женское кокетство, желание казатьс€ немного моложе. ≈е детство прошло в Ќижнем Ќовгороде, детей в семье было четверо, и воспитывали их, как полагалось в интеллигентных семь€х: чтение и рисование, обучение музыке и €зыкам, внимание к фольклору и народному искусству, которые, казалось, окружали и пронизывали всю жизнь. «√еографи€ фантастическа€ от гор, рек, болот, оврагов, лесов, вс€ких легенд, старых городов вокруг: —уздаль, ¬ладимир, ёрьев ѕольский, ћуром, √ородец, а там живописные народные промыслы — городецкие, семеновские, хохломские, палехские, мстерские. √ород в окружении фольклора», — вспоминала ћаврина о своих детских ощущени€х. ќт этих лет сохранились альбомчики-тетради, которые делали дети в семье Ћебедевых. ¬ них — стихи и рассказы, рисунки, акварели. »гра в рукописный журнал будила мысль и творчество, рождала чувство полноты жизни, в которой предсто€ло так много осмыслить и запечатлеть. »з полноценности детства возникло ощущение того, что «много всего кругом», и это чувство не покинет “. ј. ћаврину в течение всей долгой жизни.

 

http://www.ljplus.ru/img/r/e/remochka/Mavrina_41.jpg

 

 

 

 


¬ 1921 году она уже точно выбрала изобразительное искусство - поступила в «фантастический вуз ¬’”“≈ћј—», безогл€дно увлеклась живописью. ѕозже ћаврина вспоминала об этом времени как о счастливейших годах своей жизни. Ќасто€щей школой живописи дл€ нее стали французские импрессионисты в ўукинской и ћорозовской галере€х. » концу 20-х годов относитс€ ее членство в √руппе «13», участие в совместных выставках и поиски своего места в искусстве.

 

 


Ќо за двадцатыми годами пришли тридцатые, и с ними — диктат разрешенного пути в искусстве. ¬ это трагическое дл€ всей страны врем€ ћаврина оставалась верной живописи. ¬ духе интернациональной живописной традиции художники √руппы «13» сообща нанимали модель.

 

 


ћаврина говорила, что художника, равного по силе “ициану, не найти среди импрессионистов, но «все вместе импрессионисты перет€нут. ќни открыли оп€ть мир идеальной гармонии и повседневности». ћногие ее работы этого времени близки французским постимпрессионистическим течени€м. ќдна из картин, написанна€ в си€ющих перламутровых тонах, так и называетс€ - “ѕодражание –енуару” (1938).

 


ѕочти ежедневно она писала или рисовала обнаженную женскую модель, работа€ в разноообразных техниках. ѕодражани€ јнри ћатиссу смен€лись натурными набросками в женской бане. ¬енеры перед зеркалом существовали р€дом с раздевающимис€ тетками в белье того незабываемого голубого цвета, который был характерен дл€ трикотажа периода «строительства коммунистического общества». ќт этого времени осталось множество рисунков и акварелей, несколько дес€тков холстов, которые многие годы хранились буквально под кроватью — художница их никому не показывало: ведь обнаженна€ натура была недозволенной, почти запрещенной темой.

 

 

Ћишь в 70-е годы некоторые из мавринских «нюшек» (как на простонародный манер она их называла, обыгрыва€ французское «ню») стали по€вл€тьс€ на выставках, поража€ своим радостным жизнеутверждением и вызыва€ вопрос: «¬озможно ли, чтобы художник XX века, отгородившись от окружающего, упорно восхвал€л радость быти€ во времена, когда царствовала одна из жесточайших тираний?». ¬идимо, ћаврина позволило себе не замечать ее, в чем было отча€нное и решительное противосто€ние общей атмосфере подавленности или истерии.

 

 


ѕоследн€€ живописна€ работа на холсте масл€ными красками была написана летом 1942 года в саду ƒома  расной јрмии и изображала танцы на веранде клуба. “о, что началось после этой картины, ћаврина называла своей новой жизнью.

 

 


ѕосле войны художница вновь открыла дл€ себ€ мир народного творчества. ќна не только любила и собирала иконы, глин€ные игрушки, подносы и вышивки — со своим мужем, художником Ќиколаем ¬асильевичем  узьминым, она собрала великолепную коллекцию — ћаврина сама делала копии лубков и пр€лок, расписывала туески, старинной формы подносы и бутылки, вживалась в образ народного мастера. Ёто был гениальный ход, он давал ей возможность отойти от принципа социалистического реализма с его иллюстративным бытописанием в единственно дозволенном тогда направлении — в сторону русского народного искусства. јнри ћатисс через увлечение народным искусством обрел свой стиль, а “ать€на ћаврина, отталкива€сь от ћатисса, превращает себ€ в народного мастера, создав собственный, «мавринский» почерк — декоративный, лихой, основанный на принципах народного примитива.

 


ƒл€ творчества художницы были необходимы натурные впечатлени€. ¬ 1950—1960-е годы она предпринимала многочисленные поездки по русским городам, делала зарисовки и эскизы.


ќна так натренировала свою пам€ть, свой глаз, что дома легко могла воспроизвести многоцветие природы по торопливым наброскам, сделанным с натуры.


јнимаиса ¬ладимировна ћиронова, ее часта€ наперсница в этих поездках, вспоминает, как в самом начале 60-х годов, ранней весной, в половодье, они с ћавриной оказались в маленькой забытой Ѕогом гостинице. –анним утром ј. ¬. ћиронова проснулась и с удивлением обнаружила, что ћавриной нет в номере. ќказалось, “ать€не јлексеевне удалось уговорить рыбака, и на утлой лодчонке посреди волжского разлива она с увлечением писала восход солнца. —лова художницы о том, что «земл€ и небо стали темой пейзажей и книжек» точно выражают суть ее творчества этих лет.

 


“ать€на јлексеевна ћаврина в автобиографии делила свою жизнь, как она выражалась, но «три жизни»: перва€ — «от рождени€ до ¬’”“EMј—а», втора€ — ћосква, учеба живописи у –оберта ‘алька, увлечение импрессионистами, участие в выставках √руппы «13», треть€ — началась во врем€ войны. Ќо была и четверта€ — последнее дес€тилетие жизни.

 

 


¬ конце 1980-х годов “ать€на јлексеевна почти не покидала своего дома. ћир замкнулс€ в стенах малогабаритной квартиры, оклеенных любимой ћавриной золотой и серебр€ной бумагой. “е, кому довелось попасть к ней в дом, бывали изумлены той неверо€тной внутренней силой, котора€ исходила от сухонькой дев€ностолетней женщины. Ёта вол€ к жизни, казалось, защищала ее от старческой немощи — она видела практически без очков, была в €сном уме, и, если и забывала что-то, никогда нельз€ было сказать наверн€ка — забывчивость это или лукавство.

 


¬опреки болезн€м и недугам ћаврина отдавалась своей страсти — живописи — и писала натюрморты так, будто вмещала в них неизбывную силу своей неистовой натуры. ≈е два окна — из одного видна береза, из другого — дерево и гараж — стали ее ¬селенной, сквозь них она наблюдала смену освещени€, чередование времен года, вращение светил.

 

 

 

 


’удожница просила приносить ей цветы и, получив в подарок букет, уже не скрывала своего желани€ поскорее выпроводить гост€ и прин€тьс€ за работу. “ак возникли нарциссы но фоне розовых берез, тюльпаны на заснеженном окне, красавец розовый гладиолус среди голубого лета.  азалось бы, что может быть проще изображени€ обычного букета на подоконнике?

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ќднако работы эти столь пластически убедительны, несут столь мощный энергетический зар€д, что позднее творчество ћавриной с полным правом можно поставить в один р€д с полотнами –аул€ ƒюфи и јнри ћатисса. ј один из последних натюрмортов, «–озы ночью» (1995), — винно-красные цветы на подоконнике на фоне синего неба с си€ющим созвездием ќриона — можно назвать трагическим реквиемом перед неизбежным уходом в небытие.

 


«—то€ло врем€ или шло назад» — эти строки –ильке, знакомые нам в переводе ѕастернака, начинают автобиографию ћавриной. Ёпиграф выбран далеко не случайно, как ничего не было случайного в судьбе “ать€ны јлексеевны. «—то€ние времени» — это то ощущение, которое изумл€ет при взгл€де на поздние мавринские натюрморты. ∆изнеутверждающа€ сила и цветова€ пластическа€ энерги€ этих работ вызывают ассоциации не только с искусством начала века, но и с творчеством молодого, полного сил человека. ѕочти всегда после смерти художника значение его творчества переоцениваетс€. „асто оно начинает тускнеть, «съеживаетс€» и блекнет, чтобы в конце концов обернутьс€ строкой в специальном издании. √ораздо реже смерть переводит обыденные эпитеты в возвышенные, и слово «гениальный», которое стесн€лись произносить при жизни, становитс€ впору. “ак, кажетс€, случилось с “ать€ной јлексеевной ћавриной.

 

 

 

стать€ я.ё.„удецкой "ћгновени€, остановленные цветом"
источник 1
источник 2
–убрики:  художники
ћетки:  

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку