Словари русского языка
www.gramota.ru
 
     

Angel

Glitter Graphics


Дуэль Urban и Tony

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 14:41 + в цитатник


014 (76x120, 14Kb)
Рубрики:  Дуэль, честь и шпага!

Метки:  

Помидорная дуэль

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 14:39 + в цитатник


014 (76x120, 14Kb)
Рубрики:  Дуэль, честь и шпага!

Метки:  

Поражение Жириновского в дуэли "К барьеру!"...

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 14:37 + в цитатник


014 (76x120, 14Kb)
Рубрики:  Дуэль, честь и шпага!

Метки:  

Башаров Авербух "Дуэль" 16.04.08 Пермь

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 14:34 + в цитатник


014 (76x120, 14Kb)
Рубрики:  Дуэль, честь и шпага!

Метки:  

"Труффальдино из "Бергамо" - Вызов на дуэль

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 14:30 + в цитатник


061 (120x100, 3Kb)
Рубрики:  Дуэль, честь и шпага!

Метки:  


Процитировано 1 раз

Дуэль гитар

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 14:27 + в цитатник


061 (120x100, 3Kb)
Рубрики:  Дуэль, честь и шпага!

Метки:  

Из воспоминаний современников дуэлянта

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 14:23 + в цитатник

Из воспоминаний современников дуэлянта

О дуэлях Толстого-Американца ходило множество легенд. Англичанин Миллинген в книге, изданной в Лондоне в 1841 году. (то есть еще при жизни Толстого) рассказывает, как однажды, поссорившись с неким морским офицером, Толстой послал ему вызов, который тот отклонил под предлогом чрезвычайного превосходства графа во владении пистолетом. Тогда Толстой предложил уравнять шансы, стреляясь дуло в дуло. Но и на это не согласился моряк, предложивший, в свою очередь, избрать "морской способ" – бороться в воде, пока один из противников не утонет. Толстой плавать не умел и стал отказываться, но был тут же обвинен в трусости. Тогда он – объяснение происходило на берегу – схватил противника и поволок в море. Выплыли оба, но несчастный моряк отдал борьбе столько сил и получил такие увечья, что через несколько дней умер.

А.А.Стахович, современник Толстого, записал такую историю, не ручаясь, правда, за ее достоверность: "Толстой был дружен с одним известным поэтом, лихим кутилой и остроумным человеком, остроты которого бывали чересур колки и язвительны. Раз на одной холостой пирушке один молодой человек не вынес его насмешек и вызвал остряка на дуэль. Озадаченный и отчасти сконфуженный, поэт передал об этом "неожиданном пассаже" своему другу Толстому, который в соседней комнате метал банк. Толстой передал кому-то метать банк, пошел в другую комнату и, не говоря ни слова, дал пощечину молодому человеку, вызвавшему на дуэль его друга. Решено было драться тотчас же; выбрали секундантов, сели на тройки, привезшие цыган, и поскакали за город. Через час Толстой, убив своего противника, вернулся и, шепнув своему другу, что стрелять ему не придется, спокойно продолжал метать банк".
Сын Льва Николаевича Толстого – Сергей Львович писал: "Я слышал от моего отца следующую версию этого рассказа: на одном вечере один приятель Толстого сообщил ему, что только что был вызван на дуэль, и просил быть его секундантом. Толстой согласился, и дуэль была назначена на другой день в 11 часов утра; приятель должен был заехать к Толстому и вместе с ним ехать на место дуэли. На другой день в условленное время приятель Толстого приехал к нему, застал его спящим и разбудил.
– В чем дело? – спросонья спросил Толстой.
– Разве ты забыл, – робко спросил приятель, – что ты обещал мне быть моим секундантом?
– Это уже не нужно, – ответил Толстой. – Я его убил.
Оказалось, что накануне Толстой, не говоря ни слова своему приятелю, вызвал его обидчика, условился стреляться в 6 часов утра, убил его, вернулся домой и лег спать".

064 (134x86, 8Kb)
Рубрики:  Дуэль, честь и шпага!

Метки:  

О дуэлях и сопутствующих им вещах

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 14:21 + в цитатник

Дуэль - она и манит, и страшит
Срывая с глаз густую поволоку
Надменностью своей толкая в склоку
Проблем, увы совсем не разрешит

Кто выбрит, кто в усах , кто в баккенбардах
Кто шпагу предпочёл, кто пистолет...
И в том спектакле вот уж много лет
Сюжет не нов, и в нём текучесть кадров.

Так что ж, друзья, пожалуйте к барьеру
Забудьте сон - доспит, кто не сумел
Прервав на время сотню важных дел
Ваш зритель вновь собрался на премьеру.

064 (134x86, 8Kb)
Рубрики:  Поэзия

Метки:  

Дуэль в магическом сообществе. Краткий Кодекс

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 14:20 + в цитатник

В волшебном мире существует два вида дуэли.

Вид дуэли по типу вызова.

A. Состязание, от которого "человеку чести" нельзя отказаться. Это безопасное мероприятие, смыслом которого является убийство скуки или демонстрация своеих возможностей большому кругу зрителей, цель такого поединка - слава. Осбенностью является немотивированный либо слабомотивированный вызов при свидетелях.
В этом типе поединка не идет речи об оскорблении или сатисфакции. Речь идет скорее о зрелище или соревновании и последующих лаврах победителя. Никогда не запрещались законом в силу способствования совершенству чар.
Чрезвычайно распространены у богатых бездельников и студентов академий старших курсов. В этих целях в 1453 году в Хогвартсе была возведена специальная Учебная Арена, подобия которой имеются в похожих Школах сопредельных государств.
Известны редкие случаи смертельного исхода (см. Энциклопедию великих волшебников). Однако до сих пор это скорее исключение из правила. В наши дни хорошим тоном повсеместно считается исход без смертоубийства, за чем обязаны следить секунданты противоборствующих сторон. В этих целях количество секундантов может быть увеличено до 3 с каждой стороны.

Правила проведения Состязательной Дуэли (Gloria bellum):

Вызов производится в присутствие не менее 2-х свидетелей.
Каждая сторона имеет право на 2-х или 3-х секундантов. Количество секундантов должно быть равным с каждой стороны.
Противоборствующие стороны имеют право участвовать в обсуждении условий поединка. Но в процессе дуэли решающее слово остается за секундантами.
Секунданты имеют право участвовать в дуэли наравне с зачинщиками или - в определенных случаях - выступая вместо зачинщиков.
Случаи замены зачинщика его секундантом обговариваются до начала дуэли особо. Как правило это:
замена при утрате дееспособности, но сохранении азарта причинить славе противника вред (дуэль до обоюдного падения в лужу).
внезапная смерть или утрата волшебной силы одним из зачинщиков по причинам, не имеющим отношения к дуэли (старое проклятие, сердечный приступ, невозможность биться на дуэлях в силу предсказания и т.д.)
простая обоюдная договореность биться до последнего оставшегося на ногах.
Победитель подобной дуэли обязан обмыть свою победу при стечении народа в месте публичного увеселения (паб, клуб и т.д.)
Количество зрителей такой дуэли не ограничено, если только это не вхордит в специально обговариваемые условия.

Второй тип волшебной дуэли - магическая дуэль чести (Satisfactia bellum)

В.1 Это тип рыцарского поединка, который призван восстановить запятнаную честь одной из противоборствующих сторон либо в глазах общества, либо в глазах самого пострадавшего. Различается по степени оскорбления, имеет кровные ограничения и строгие правила проведения.
Вызов производится адресно, устно или письменно, любой из участвующих сторон.
За нанесённое оскорбление можно требовать удовлетворения лишь единожды;
Поединок должен проводиться только между двумя лицами;
Секунданты (по 1-му с каждой стороны) должны принимать участие в выработке условий поединка и следить за их строгим соблюдением;
Выбор оружия (см. "вид дуэли по типу оружия") производится оскорбленной стороной.
Для решения этого вопроса оба противника идут под Суд Чести. Суд Чести - обычная и традиционрная процедура для подобных дуэлей. Суд Чести состоит из двух секундантов и независимого эксперта, как правило, незаинтересованного лица с хорошей репутацией, которому оказали доверие обе стороны. Этот же Эксперт дает отмашку к началу поединка.
Дуэль, на которую один из противников не является, не может быть назначена повторно. В этом случае явившемуся даруется право 007 (убийство обидчика при первом удобном случае без особого предупреждения).
Право первого удара принадлежит оскорблённому или определяется жребием.(последнее всегда - для Дуэли Чистой Крови)
На самой дуэли противники не имеют права между собой разговаривать,
Одежде полагается быть темной, ворот у рубашки - белый. Оба дуэлянта должны опустошить карманы, снять запонки и застежки, и головные уборы.

В.2 Магическая дуэль Чистой Крови. (Satisfactia Pure Sangina)Подтип Satisfactia bellum
Проходит без секундантов при Орбитре (остаточное наследие суда Чести). Все решает жеребьевка. Очень опасно. Только для честных людей. Форма одежды - черно-белая (черная одежда, белый ворот, белые перчатки). Нет выживших - нет претензий.

B.3 Магическая дуэль Доверия Крови. (Satisfactia Sangina Fides)
На заре темных веков предпочитали решать судебные споры весьма оригинально. Для этого использовали институты клятвы/присяги и соприсяжников. В зависимости от тяжести обвинения, оскорбления требовалось от 2-х до 29-ти соприсяжников.
В случае магического мира – это чистокровные известные маги, которые готовы принести магическую клятву в пользу невиновности/правоты обвиняемого исходя не из знаний обстоятельств дела, а из присущей ответчику чести.

Пример. Т.О. и Ф.Ф. уверены, что такой человек как негодяй Т.Н. не мог заманить и убить двух авроров. В назначенный день, с соблюдением множества ритуалов (полагаю, маггловские ящики земли, хоровое пение и телодвижения нет смысла пересказывать) Т.Н, Т.О. и Ф.Ф. в присутствии председателя Визенгамота клянутся в невиновности Т.Н. Дальше возможны два варианта: троица идет в «Метлы» или появляется трое подельников.

Вид дуэли по типу оружия:
1)Чары и ворлшебные палочки
2)Яды
3)Ордалия (испытание на прочность. Например - два часа с Дементором)

064 (134x86, 8Kb)
Рубрики:  Люди

Метки:  

О дуэлях Андрей Сочинялкин

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 14:18 + в цитатник

"Мужчины когда-то дрались на дуэли
 За милую даму, за слово, за взгляд.
Как весело некогда шпаги звенели -
Сейчас лишь остроты да рифмы звенят."
(с) Alexie'

О чём Вы, Alexie'? Года пролетели!
Вуали , горжетки, корнеты, дуэли...
Как весело некогда шпаги звенели!
Как радостно кровь из артерий лилась!
С какой фееричностью пули летели!
Искрились снежинки, на трупы ложась.
Но нет кавалеров, погибли в дуэлях,
А те, что остались - дерутся в сетИ.
В печали Alexie'. Так крови хотелось!
Не те времена. Омерзительно. Фи!

064 (134x86, 8Kb)
Рубрики:  Поэзия

Метки:  

Петербург вспомнит о дуэлях

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 14:14 + в цитатник

Сегодня в Санкт-Петербурге в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи открывается выставка, посвященная истории дуэлей в России. Как сообщили ИТАР-ТАСС в службе информации и общественных связей Ленинградского военного округа, экспозиция выставки, включающая 350 экспонатов, охватывает всю историю дуэлей в России, начиная от первого документально зафиксированного в Московском государстве поединка в июле 1637 года до начала XX века - так называемых "дуэлей серебряного века".

На выставке впервые из фондов музея будут показаны образцы дуэльного оружия - шпаги, сабли, рапиры, пистолеты. Выставка рассказывает не только о дуэлях вообще, но и о совершенно конкретных поединках. Они проиллюстрированы архивными делами военного ведом

061 (120x100, 3Kb)
Рубрики:  Города и страны

Метки:  

Информация о дуэлях

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 14:12 + в цитатник

Что такое дуэль в Ил-2. И как она проводится?

Дуэль представляет собой поединок обычно на одинаковых самолетах в равных начальных условиях. Также есть разновидность дуэлей на разных самолетах в равных начальных условиях. Бывают дуэли 1х1, 2х2 и 4х4.
Под равными начальными условиями понимается:
1. Одновременное появление противников на карте.
2. Одинаковая начальная скорость.
3. Одинаковая высота.
4. Угол доворота на соперника - одинаковый.

-На первом схождении не стреляют.
-После появления на карте улетать от соперника - непринято.
-Появляются соперники сразу в воздухе.
-На карте не должно быть никаких отвлекающих объектов (кораблей, дирижаблей, и.т.д).
-Обычно соперники появляются на дистанции видимости, но на достаточном расстоянии чтобы набрать максимальную скорость на данной высоте.
-Если соперники не общаются по ТС, то после поражения одного из дуэлянтов соперники выходят и сразу же заходят на карту для ведения следующего поединка.

Таким образом правила дуэльного поединка направлены на то, чтобы в ед. времени произошло как можно больше поединков.

Хамить и подначивать противника непринято. Этим не завоевать уважения. Только своим мастерством и уважением к противнику можно заработать авторитет среди дуэлянтов. После боя крайне желательно поблагодорить соперника за проведенные бои.

Дуэль выявляет и тренирует чистые навыки истребителя. В дуэли мастерство пилота проявляется в высшей степени, т.к. изначально ни у кого нет преимущества, и получить преимущество в таких условиях непросто.

Если вам попался противник, который выигрывает у вас раз за разом , то вам крупно повезло! Только битва с более сильным противником будет совершенствовать ваши навыки. В дуэлях сперва необходимо научиться проигрывать и только потом выигрывать. И так по кругу..... Как бы круты вы небыли, всегда найдется кто то круче вас.

 (76x120, 14Kb)
Рубрики:  Самолеты

Метки:  

Азбука Морзе

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 14:09 + в цитатник

Точка, тире, точка, тире = Я

Азбуку Морзе изобрел американец Самюэл Финли Бриз Морзе в 1838 году.

Морзянка является первым цифровым способом передачи информации. Телеграф и радиотелеграф первоначально использовали азбуку Морзе; позже стали применяться код Бодо и ASCII, которые более удобны для автоматизации.

«Азбукой Морзе» код стали называть только с 1-ой мировой войны, когда получил широкое распространение «континентальный» вариант.

Код Морзе — неравномерный телеграфный код, где способ кодирования букв алфавита, цифр и других символов представлен определенной комбинацией элементарных посылок электрического тока (точек) и элементарных посылок утроенной продолжительности (тире).

Код азбуки
Морзе
Русский
алфавит
Латинский
алфавит
А A
Б B
– – В W
– – Г G
Д D
Е E
Ж V
– – З Z
И I
– – – Й J
К K
Л L
– – М M
Н N
– – – О O
– – П P
Р R
С S
Т T
У U
Ф F
Х H
Ц C
– – – Ч  
– – – – Ш  
– – Щ Q
– – Ы Y
Ь X
Э  
– – Ю  
Я  

Гены и азбука Морзе - биологическая сенсация

В 2005 году биологи из Ливерпульского детского госпиталя, университетов Ливерпуля и Манчестера, фармацевтических компаний AstraZeneca и Pfizer провели совместное исследование, которое доказало, что клетки пользуются чем то подобным азбуки Морзе для управления генами. Работу клетки, её размножение и смерть сопровождает периодическое включение и выключение разных генов. И, как выяснилось, для управления этим процессом клетка использует сигнализацию, напоминающую азбуку Морзе. Сами сигналы — это появление определённых "сигнальных" молекул в ядре клетки или её цитоплазм 061 (120x100, 3Kb)
Рубрики:  Люди
ПОЛЕЗНОЕ

Метки:  


Процитировано 2 раз

Россия глазами Нострадамуса

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 14:07 + в цитатник

Вот как описал пророк октябрьские и последующие события, имевшие место в России (порядок цитат был выбран нами с учетом общей направленности текстов Нострадамуса): «И будет в месяце октябре так, что произойдет несколько великих перемещений, и таких, что покажется, будто тяжесть земли потеряла свое натуральное движение, чтобы погрузиться в вечные мраки, будут предшествующие во время весеннее, и после начнутся величайшие изменения, преобразования правлений, из-за великого дрожания земли, вместе с распространением нового Вавилона, презренный город увеличится из-за мерзости первого жертвоприношения, и продержится это не больше 73 года, 7 месяцев. (Несомненно, что речь идет об Октябрьской революции, и точность этого предсказания лежит всего-то в пределах месяца-двух).

И измененные города, местечки, царства и провинции, которые оставили первоначальные пути для освобождения, а на самом деле поработившиеся еще глубже, будут втайне тяготиться своей свободой, и, совершенно религию утратив, начнут бить сторону (партию) левую, ради возвращения вправо.

И будут восстановлены храмы, как в первые времена, и будет восстановлен священнослужитель в своем прежнем статусе, но все это погрязнет в жульничестве и сладострастии, совершит тысячу злодеяний. (Эти строки повествуют уже о нашем времени, причем нельзя не отметить, что начало данных событий соответствует полученному из хронологий Нострадамуса 1991 году. О плодах же этого Провидец говорит дальше).

И приблизится от этого новое опустошение, тем временем, когда церковь будет в наибольшей высоте и почете, поднимутся могучие и руки военные и кого-то лишат двух мечей, и останутся у него только внешние атрибуты. Из тех, кто посредством привлекательного для них искривления, заставляет народ идти вправо и не желает снисходить к ним, под конец захотят побудить противостояние вооруженной руки, владеющей землей. <...> Простой народ подымется в поддержку, прогонит сторонников законодателей и покажется, что царства ослаблены Восточными, что Бог Создатель освободил Сатану из тюрем адских, дабы породить великого Дога и Дохама, которые создадут такую великую фракцию мерзостную в Церквях (отвратительную для Церквей), что красные и белые без глаз и рук больше об этом не будут судить и у них будет отнята их сила. (Здесь вкратце описан приближающайся конфликтная ситуация, хотя надо отдать должное современному русскому "правому правительству" -- начиная с Примакова оно хоть немного, но все же начало снисходить к нуждам народа, а потому вполне вероятно, что "противостояния вооруженной руки" удастся избежать. Впрочем, конфликт все равно будет, причем каким-то образом связанный с Церковью, когда ни красные, ни белые (ни коммунисты, ни правые) ничего не смогут изменить и потеряют свое влияние на людей. Подробнее об этом во втором издании "Расшифрованного Нострадамуса" и в "Ключах Армагеддона", в главах о России).

Затем выйдет оттуда, от ветви той, которая считалась такое долгое время бесплодной, придет с пятидесятого градуса тот, кто обновит всю Церковь христианскую.

Из трех братьев будут такие различия, затем союз и согласие, что эти три или четыре четверти Европы задрожат. (Видимо, имеется в виду Россия, Украина и Белоруссия. Разногласий сегодня — выше головы, но и сближение намечается).

В Адриатике возникнет большой раскол: то, что было единым, будет разделенным. (Адриатическое море лежит к востоку от Рима и омывает Балканский полуостров, так что, скорее всего, в этой части речь идет о распаде Югославии, а, возможно, под Адриатикой, расположенной к востоку от католического Рима, подразумевается восточная ветвь христианства, то есть православные страны).

После появится от одной ветви, долгое время бесплодной, тот, кто освободит народ вселенский от его рабства кроткого и добровольного.

И будет устроен величайший мир, союз и согласие между несколькими детьми, враждующими, заблудшими и разделенными из-за различных правлений, будет заключен такой мир, что останутся связанными в преисподней зачинщики и подстрекатели военных действий, использующие различия религиозные, и будет объединено королевство Рабийцев (Яростных): которое переделает мудрое».

Вряд ли у кого-то вызовет сомнение, что первая часть вышеописанных событий действительно происходила по большей части в нашей стране, причем значительная часть фактов изложена, что называется, открытым текстом. С учетом же того, что многие даты, зашифрованные в «Послании...», относятся именно к этому периоду нашей истории. Понятно, что любые случайные совпадения исключаются. Нострадамус знал нашу историю в деталях и прямо указал, что новая религиозная ветвь выйдет именно из нашей страны. Есть в «Послании Генриху» и другие любопытные моменты. Однако в данной части мы не ставили себе целью детальную расшифровку текстов, пока это только пристрелка, но дойдет дело и до подробностей.

064 (134x86, 8Kb)
Рубрики:  Жизнь замечательных людей
Таинство

Метки:  


Процитировано 1 раз

Нострадамус и царская щедрость

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 14:05 + в цитатник

Как уже говорилось, к пророчествам Нострадамуса его современники относились по-разному, и диапазон их чувств варьировался от самого острейшего неприятия до признания и даже нескрываемого восторга. Однако королевский двор Екатерины Медичи в этом смысле отличался редкостным однообразием: сама Екатерина была пылкой поклонницей таланта пророка, а потому и все особы, приближенные к королеве, спешили выразить ей свою полную солидарность. Будучи на публике рьяной католичкой, на самом деле Екатерина оставалась преданной языческим обрядам. Она свято верила в силу магии, алхимию и предсказания будущего, нередко просчитывая результаты своих придворных интриг посредством карточного гадания или ритуалов с магическим зеркалом. Неудивительно, что когда королева прочитала 35-й катрен первой центурии Нострадамуса, не предвещающий ее супругу ровным счетом ничего хорошего, она в тревоге показала его Генриху II.

В отличии от жены Генрих не был подвержен мистицизму, не особо веря во всю эту «оккультную чепуху». Однако даже он обеспокоился не на шутку. Дело в том, что за некоторое время до того придворный астролог Люк Горик также предупредил короля, что на 41-м году жизни ему угрожает смертельная опасность от ранения в глаз на турнире или каком-либо другом символическом поединке. Вот почему перепуганный Генрих срочно вызвал Нострадамуса из Салона в надежде уточнить некоторые части зловещего пророчества.

Не медля ни минуты, Нострадамус отложил все свои дела и отправился в нелегкое путешествие в Париж, занявшее у него порядка двух месяцев. Ночью 15 августа 1556 года 53-летний пророк, которому, надо думать, нелегко далась многонедельная гонка по далеким от идеального состояния проселочным дорогам Франции, прибыл в столицу, а уже на следующее утро отправился в загородную резиденцию короля Сен-Жермен-ан-Лайе, дабы засвидетельствовать ему свое почтение. Десятки придворных сбежались взглянуть на знаменитость, и сама королева встретила его восторженно, задавая бесчисленные вопросы. Что же касается Генриха, то он держался настороженно, не проявляя к Нострадамусу особого интереса, как будто не по его высочайшей воле тот мчался Бог знает откуда, меняя лошадей и не давая себе отдохнуть.

Напротив, как только он узнал от астролога все, что касается относящихся непосредственно к нему зловещих катренов, Генрих тотчас покинул собравшихся. Но самое большое разочарование ждало пророка спустя некоторое время, когда король и королева прислали ему свое царское вознаграждение. Такое, что даже далекий от корысти Нострадамус, сотни раз лечивший задаром бедняков, не на шутку рассердился высочайшим подарком. Да, раздавая лекарства нищим, он знал заранее, что с них нечего взять, но когда монархи одного из самых богатейших государств в Европе присылают ему «благодарность» в размере 130 крон (100 от Генриха и 30 от Екатерины), понять это очень трудно. Ведь только на эту двухмесячную поездку, вытрясшую из него, казалось, всю душу, Нострадамус потратил 100 крон из своего собственного кармана. ---Таким образом, получилось, что плата за жизненно важное для короля предостережение составила каких-то 30 крон, а этих денег не хватит даже на обратную дорогу.

Вот почему, досконально зная всю предысторию, не веришь себе, вчитываясь в льстивые на первый взгляд строки «Послания Генриху II». Этого просто не может быть! «Непобедимому Генриху, самому могущественному и всехристианнейшему королю... Я никогда не перестану превозносить и чтить тот день, когда я впервые возымел счастье предстать перед Вашим неповторимым в своем роде и в то же время дружелюбным Величеством». Неповторимым — да! Но дружелюбным? Впрочем, в любом случае теперь, когда биография пророка лежит перед вами как на ладони, ответьте, что могло заставить Нострадамуса превратиться в придворного льстеца? Как вообще могло получиться так, что человек, прошедший огонь, воду и медные трубы, закаленный всеми возможными почестями и невзгодами и вдобавок ко всему имеющий прочную связь с Божественным, позволяющую ему видеть то, что скрыто ото всех, вдруг изменил сам себе и всем принципам только лишь для того, чтобы добиться милости монарха, которого (как он знал точно) всего через пару лет уже не будет в живых? Кстати сказать, придворный этикет того времени при письменном обращении к королю вполне позволял обходиться гораздо менее звучными эпитетами, чем «всехристианнейший» и так далее.

«Поэтому я и направляю мои посвящения — ночные и пророческие наития — Вам, наиразумнейшему и мудрому правителю»... Ну, разве это не странно? К моменту написания этих строк король Франции не успел сделать ничего особенно мудрого или разумного. Более того, Нострадамусу, как никому другому, было известно, что и времени на будущие свершения у него тоже не осталось.

Молодой лев превзойдет старого На поле битвы в одиночном поединке, Он пронзит его глаза через золотую клетку, Две раны в одном, затем умрет мучительной смертью.

Так гласил 35-й катрен первой центурии. Тот самый, ради объяснения которого пророк отправился в далекий трудный путь.

В 1559 году это пророчество сбылось вплоть до мельчайших подробностей. Молодой капитан шотландской гвардии граф Монтгомери на заключительном этапе турнира, устроенного королем в честь свадьбы своей дочери с испанским королем, сразился с Генрихом, на чьем щите красовалось изображение льва. Осколок копья Монтгомери проломил золотое забрало короля, так похожее на «золотую клетку», и вонзился в его левый глаз. Спустя несколько дней страшных мучений король скончался. Молодой лев победил старого...

Так почему же, спрашивается, именно этому не самому выдающемуся человеку, жить которому оставалось считанные месяцы, посвятил Нострадамус самую важную (как мы увидим в дальнейшем) и самую необычную часть своей работы? И почему в так живо нарисованном им портрете Генриха не видно ни единой черты реального короля, но зато угадывается совсем другой человек, перед которым великий пророк действительно был готов преклонить колена? Ответ, который напрашивается на все эти вопросы, невероятен. Однако мы считаем, что он единственно приемлемый в данной ситуации.

Нострадамус никогда не писал Генриху II, жадному королю и человеку, которого он не уважал. Он отправлял послание кому-то другому, но хотел, чтобы королевский дом сыграл роль почтальона, доставив письмо прямо до пункта назначения. Поскольку адресат его — тоже Король, но Король с большой буквы — находился в далеком будущем, то никто лучше правящей верхушки Франции не мог гарантировать посланию сохранность в столь длительном путешествии, длиною в несколько веков. Что же касается переводчика, то есть человек, который раскроет потаенный шифр и донесет его до ушей адресата,— то и он, несомненно, когда-нибудь должен был появиться. В нужное время и в нужном месте.

064 (134x86, 8Kb)
Рубрики:  Жизнь замечательных людей
Таинство

Метки:  


Процитировано 1 раз

Мишель Нострадамус и его пророчества. Биография

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 14:03 + в цитатник

Книги: "Расшифрованный Нострадамус", "Тайна имени", "Последняя тайна Нострадамуса"

Мишель Нострадамус (1503-1566). Фотография Мишеля Нострадамуса. Нострадамус. Единственный достоверный портрет кисти его сына Сезара. Интересно, мог ли кто-нибудь предположить утром хмурого зимнего дня 14 декабря 1503 года, что начиная именно с этого момента бесстрастный метроном истории начнет отсчитывать часы и дни, проведенные на земле самым замечательным пророком из всех, когда-либо существовавших? Вряд ли об этом задумывались и родители новорожденного Мишеля де Нотр Дама — евреи из маленького городка Сен-Реми в Провансе, кутая ребенка в пеленки и убаюкивая его колыбельными. Впрочем, если бы даже родители и смогли хоть на секунду увидеть, что ожидает в будущем их только что родившегося малыша, скорее всего, первой мыслью было бы сожаление о том, что они вообще произвели его на свет — стольким тяжелым испытаниям суждено было выпасть на его долю.

Умудрившись родиться в семье иудеев, недавно окрестившихся — не по велению души, а повинуясь жестокому указу короля Франции Людовика XII,— Мишель де Нотр Дам рос в атмосфере таинственности и двойной жизни, наложившей отпечаток на все детские годы. Родители его втайне продолжали исповедовать иудаизм, и не по годам развитый мальчик не мог не понимать, насколько безрассудно поступает государство, бесцеремонно указывая своим подданным, во что верить и какому богу молиться.

Вообще же, политика, как таковая, не привлекала будущего пророка, напротив, он жадно стремился к конкретным знаниям, усваивая с непостижимой быстротой все, что казалось полезным и интересным. Да и с учителями Нострадамусу повезло — чуть ли не с колыбели его воспитанием вплотную занялись оба его деда-лекаря, Пьер и Жан, люди всесторонне развитые и здравомыслящие. Именно под их руководством мальчик освоил медицину и народное целительство с использованием трав, начал блестяще говорить на нескольких языках — греческом, латинском и древнееврейском. Познакомился он, благодаря дедам, и с такими запретными искусствами, как алхимия и кабалистика. Но наиболее преуспел юный Нострадамус в математике и астрологии, называвшейся в то время «небесной наукой».

В результате такого домашнего обучения образование Нострадамуса оказалось настолько полным, что, когда в 1529 году он поступил в университет города Монпелье, желая получить диплом врача, через некоторое время не без удивления обнаружил — его знания если и не превосходят, то по крайней мере не уступают знаниям прославленных профессоров. Более того, интуиция вкупе со здравым смыслом подсказывала молодому врачу, что многие методики, общепринятые в то время, вроде кровопускания или злоупотребления слабительными препаратами, не только являются бесполезными, но и в большинстве случаев просто вредны. Однако понимал он также и то, что до поры до времени никому и ничего доказать не сможет. Проучившись в славном заведении три года, Нострадамус выдержал экзамены на степень бакалавра, получил долгожданную лицензию врача, из-за которой, собственно, и терял драгоценное время в университете, после чего уехал из города в провинцию навстречу бушевавшей по стране бубонной чумы...


Изучая яркую и полную событий биографию Мишеля де Нотр Дама, не устаешь удивляться этому человеку, его необыкновенной учености, которая сделала бы честь многим теперешним академикам, и его исключительным душевным качествам в сочетании с трезвым и необычайно острым умом. Он действительно намного опередил свое время, и это можно утверждать определенно, говорим ли мы о его пророчествах, об особенной философии или о его достижениях в области медицины. Молодой доктор-еврей, недавний выпускник университета, которому на каждом шагу приходилось сталкиваться со снисходительным отношением старших и уже потому — «умнейших» лекарей, он мало обращал внимание на то, как было принято лечить в те времена, и считался только с тем, что подсказывали ему логика, здравый смысл и практика. Именно поэтому он окунулся в самую гущу чумной эпидемии и, быстро разочаровавшись в малополезных методах своих коллег, начал врачевать пациентов своими собственными, изобретаемыми прямо на ходу способами, получая прямо-таки ошеломляющие результаты. Так, ему удалось остановить эпидемии в нескольких крупных городах Франции, в том числе Каркассоне, Тулузе, Нарбонне и Бордо. Вместо изнурительных для больного и отнимающих последние силы кровопусканий он «выписывал» родниковую воду, свежий воздух и лекарства, сделанные им на основе целебных трав.

Эти лекарства — розовые пилюли, замешанные на основе розовых лепестков и богатые витамином С, врач раздавал пригоршнями на улицах зараженных городов, попутно втолковывая людям правила элементарной гигиены.

Через четыре года такой практики, набравшись бесценного опыта, Мишель Нострадамус вновь предстал перед педагогами Монпелье, на этот раз для того, чтобы получить докторскую степень, и это удалось ему без особого труда. Посвятив три следующих года преподаванию в университете, он откликнулся на приглашение прославленного ученого и философа Жюля Сезара Скалигера, чье имя в то время гремело по всему миру, и переселился в город Ажан, где занялся вплотную медицинской практикой. Там же он устроил, наконец, свое личное счастье, обзаведясь нежно любимой красавицей-женой и двумя очаровательными ребятишками, чье появление на свет сделало его жизнь бесконечно счастливой. Однако так уж жестоко устроен этот мир, что за все в итоге приходится платить свою цену. Такой платой, взимаемой за несколько лет безмятежного счастья и обладание пророческим даром, для Нострадамуса оказалась потеря абсолютно всего, начиная от семьи, в которой он видел смысл своего существования, и кончая медицинской практикой.

Черная полоса в его жизни наступила тогда, когда в Ажане вспыхнула эпидемия чумы. Спокойно и уверенно врач вступил в бой со своим старым врагом, и лишь когда на лицах его жены и детей показались зловещие пятна, Нострадамус понял, что опоздал и ему, спасшему тысячи человек, было не суждено уберечь самых близких. Впрочем, этот удар оказался далеко не последним. Похоронившего семью и убитого горем Нострадамуса ожидали еще сюрпризы от «благодарных» жителей Ажана, многие из которых были обязаны ему жизнью. Как это часто бывает, ослабевшего от невзгод человека многочисленные завистники, конкуренты и просто враги поспешили втоптать в грязь, объявив шарлатаном. Авторитет Нострадамуса, как врача, был подорван. Кроме того, быстренько нашлись доброжелатели, уличившие доктора в ереси, и, хотя обвинение не стоило выеденного яйца, Нострадамусу тем не менее было предписано предстать перед судом инквизиции в Тулузе.

Под покровом ночи он бежал из родной страны в Италию, несколько лет скрывался от инквизиции, заново переосмысливая всю свою жизнь. Именно в этих скитаниях пробудился его пророческий дар, открывшись вследствие тех унижений и несчастий, которые ему довелось пережить и которые он выдержал достойно. Вся прошлая жизнь рухнула, а новая открывалась с чистого листа, и на этом ослепительно белом листе кто-то небрежным почерком написал слово: «Пророк». Впрочем, для самого Нострадамуса этот дар явился не столько каким-то торжественным открытием, сколько источником новых сил и бесконечной радости новорожденного, освободившегося от пеленок и получившего возможность исследовать новый, доселе неизвестный мир.

Реклама: Игровые автоматы


Можно смело сказать: плохую службу сослужили дожди в Провансе в середине XVI века, ставшие в конечном счете источником одной из самых страшных эпидемий за всю историю Франции. На протяжении нескольких лет смерть завладела этой страной, и когда Нострадамус прибыл в столицу Прованса город Экс, ему показалось, что он попал в ад: трупы валялись на улицах во множестве, а из окон доносились только стоны и плач. Врачей в городе не было — все они или уже умерли, или еще умирали, другие и вовсе бежали из Экса, называя его «проклятым местом». В течение последующих 270 дней Нострадамус день и ночь трудился, борясь со смертельной заразой. По его приказу, с улиц города убрали все трупы, а сами улицы привели в порядок. Всем больным и здоровым было предписано соблюдать строгие правила гигиены, а на знаменитые розовые пилюли врач тратил все деньги, которыми располагал, раздавая их затем бесплатно на улицах. Усилия вкупе с опытом не пропали даром: чума отступила, и Мишель Нострадамус из изгоя превратился в национального героя. Отцы города даже назначили ему пожизненное содержание, а жители буквально засыпали его подарками и другими выражениями благодарности. Еще некоторое время после этого врач продолжал свои скитания, кочуя из города в город вслед за чумой, пока наконец в 45 лет не почувствовал тягу к оседлой жизни и не обосновался в городе Салоне, где женился на богатой вдове Анни Позар Гемель.

Именно с этого момента и начинается двойная жизнь повидавшего виды врача, прекрасного семьянина и заботливого отца. Точнее, жизнь не столько двойная, сколько разделенная на две такие непохожие друг на друга части. С одной стороны, жители Салона знали доктора как прекрасного специалиста и добродушного человека с хорошим чувством юмора, с которым всегда можно было поговорить по душам. С другой — по ночам в окнах этого добряка долго горел свет и, присмотревшись, можно было увидеть силуэт склонившегося над бумагами Нострадамуса, строчившего свои бесконечные послания людям, которые еще не родились. Современники говорили, что в глубине глаз этого мудрого и очень сострадательного человека всегда читалась легкая грусть. Или усталость? Независимо от того, смеялся ли он, объяснял тайны гороскопа или делился с соседями чисто житейским опытом. Но в то же время эти светло-серые, с теплым оттенком глаза были полны решимости — сказывалась привычка чуть ли не ежедневно заглядывать в самые отдаленные закоулки будущего, со всеми его убийствами, войнами, несправедливостями.

Невольно ловишь себя на мысли, каким же мужеством надо обладать, чтобы уметь смотреть на все это? Смотреть и не сойти с ума. А он не просто смотрел — судя по его эмоциональным записям, он являлся непосредственным участником всех открывающихся ему событий, переживая их точно так же, как впоследствии люди будут переживать их на собственной шкуре. Только врач, избавивший от страха чумы многие города, лично видевший тысячи смертей, в том числе смерть любимой жены и двоих детей,— только он мог без страха исследовать войны будущего с их многомиллионными жертвами и орудиями непостижимой разрушительной силы. И невольно напрашивается вывод, что без такого богатого жизненного опыта, щедрого на трагедии и опасности, без блестящего образования и, конечно же, главной опоры — душевного равновесия, позволившего преодолеть все преграды, Мишель Нострадамус никогда не был бы тем, кто он есть. Только уникальное сочетание всех этих факторов сформировало ум и душу пророка, сделав его своеобразным посредником между прошлым и будущим.

«Так как обычно принято утверждать, что знание о будущих событиях точным знанием являться не может, то дело обстоит таким образом, что я поначалу не верил в свою возможность предсказывать посредством моих природных данных, унаследованных от предков. Я все время недооценивал свои способности, данные мне природой...» — писал пророк в «Послании Генриху II». Согласитесь, именно это такое понятное чувство неуверенности создает его живой человеческий портрет, так непохожий на суровый и важный лик, который часто красуется на гравюрах, но к настоящему Нострадамусу имеющий весьма слабое отношение. Конечно же, первое время он сомневался, не зная, приписывать ли свои видения снам или галлюцинациям, и лишь потом, когда они стали более ясными, чем сама реальность,— поверил. Более того, он понял и осознал сам механизм связи с Божественным, чуждый какой бы то ни было мистики и проявляющийся только по Его волеизъявлению. Но даже тогда пророк не спешил публиковать свои озарения, справедливо полагая, что предстать перед судом инквизиции никогда не поздно.


Только в 1550 году вышел первый альманах Мишеля Нострадамуса с пророчествами, состоящими из двенадцати четверостиший-катренов, каждый из которых содержал предсказание на один из месяцев грядущего года. Немудрено, что альманах завоевал огромную популярность, в то время как инквизиции при всем желании не к чему было придраться — обтекаемые фразы катренов и ссылка на точную науку астрологию не давали к этому никакого повода. В дальнейшем такие альманахи публиковались регулярно каждый год, вплоть до самой смерти автора. Этот опыт был своеобразным «пробным камешком» доктора медицины, и, поскольку он оказался успешным, в 1554 году провидец начал упорную работу над центуриями, долженствовавшими заглянуть в намного более отдаленное будущее.

Замысел Нострадамуса состоял в следующем: десять центурий по сто катренов-четверостиший в каждой. Таким образом получается около тысячи катренов. Если же учесть, что само слово «центурия» означает «сотня», «столетие», выходит, это своеобразный прогноз на ближайшую тысячу лет (хотя на самом деле, как вы убедитесь в дальнейшем, намного меньше). В 1555 году в Лионе вышли в свет первые три центурии, позже, в том же году,— конец четвертой и тома с пятого по седьмой, и все эти пророчества, выпущенные довольно скромным тиражом, принесли автору бешеную популярность во Франции — наверное, не было в то время человека, который хотя бы краем уха не слышал о знаменитом пророке. Другое дело, находилось немало скептиков, называющих катрены обычной тарабарщиной, а также завистливых конкурентов, прямо обвиняющих автора в связи с нечистой силой.

Трудно даже представить, какому смертельному риску подвергал себя этот человек, если вспомнить все средневековые процессы над ведьмами и колдунами, все зверства распоясавшейся инквизиции, на алтарь которой клались сотни тысяч невинных жизней. Ясно, что он рисковал невероятно, но во имя кого или чего? Зачем вообще было писать письмо в будущее, если шифр этого письма не поддается расшифровке и даже прошлое по нему узнать почти невозможно — не то что заглянуть за горизонт? Впрочем, об этом немного позже. Пока же остановимся на одном из фактов биографии Мишеля Нострадамуса — его отношениях с особами королевского рода. Точнее, на одном из фактов, очень важного для нашего дальнейшего расследования.

064 (134x86, 8Kb)
Рубрики:  Жизнь замечательных людей
Таинство

Метки:  


Процитировано 1 раз

Солженицын Александр Исаевич - русский писатель, прозаик. Солженицын, но не Солженици

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 14:01 + в цитатник

  • 1918 год - родился в крестьянской семье. После окончания школы поступил на физико-математический факультет университета в Ростове-на-Дону. Заочно учился в Московском институте философии, литературы и истории. Начавшаяся Отечественная война уводит Солже-ницына на фронт.
  • С 1943 по 1945 командовал артиллерийской батареей, имел чин капитана.
  • В 1945 был арестован и осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей "за антисоветскую агитацию и попытку создания антисоветской организации".
  • 1953 год - после реабилитации работал учителем математики в Рязани.
  • В 1962 в журнале "Новый мир", главным редактором которого был Твардовский, был опубликован рассказ "Один день Ивана Денисовича", сделавший имя Солженицына известным всей стране и далеки за ее пределами. Потом увидел свет рассказ "Матренин двор". На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было допущено к изданию в СССР, поэтому они печатались в самиздате и за рубежом (роман "В круге первом", 1955 - 68; 1990; повесть "Раковый корпус", 1966, 1990).
  • В 1967 Солженицын был исключен из Союза писателей (был принят в 1962). В 1960-е работал над книгой "Архипелаг ГУЛАГ" (1964 - 1970), которую приходилось писать тайком и постоянно прятать от органов КГБ, которые бдительно следили за деятельностью писателя.
  • В 1970 Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе.
  • В 1974 в связи с выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ" на Западе писатель был насильственно выдворен из СССР. Сначала жил с семьей в Цюрихе, затем в Вермонте (США). Выходят: его статьи в сборнике "Из-под глыб" (1974), статьи "В Советском Союзе", 1969 - 1974, "На Западе", 1974 - 1980.
  • В 1969 - 88 пишет восьмитомную эпопею "Красное колесо", состоящую из романов - "Август Четырнадцатого", "Октябрь Шестнадцатого", "Март Семнадцатого".
  • В 1991 написал книгу "Бодался теленок с дубом", очерки о советской литературной жизни 1967 - 74. Его работа "Как нам обустроить Россию" вызвала многочисленные дискуссии.
  • Вернувшись в Россию в 1994, А.Солженицын живет и работает в Москве.

Сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему - сквозная тема рассказов "Один день Ивана Денисовича" (1962), "Матренин двор" (1963; оба опубликованы А. Т. Твардовским в журнале "Новый мир"), повестей "В круге первом", "Раковый корпус" (1968; опубликованы за рубежом), вбирающих собственный опыт Солженицына: участие в Великой Отечественной войне, арест, лагеря (1945-53), ссылку (1953-56).

"Архипелаг ГУЛАГ" (1973; в СССР распространялся нелегально), - "опыт художественного исследования" государственной системы уничтожения людей в СССР; получил международный резонанс, повлиял на изменение общественного сознания, в т. ч. на Западе.

В творчестве Солженицына, продолжающего традиции русской классики 19 в., трагические судьбы героев осмысливаются автором в свете нравственного и христианского идеала. В десятитомном "Красном колесе" (1971-91), на огромном фактическом материале рассматриваются причины революции (слабость власти, упадок религии, общественный радикализм) и ее ход, анализируются политические и идеологические платформы различных партий и групп, обосновывается возможность альтернативного исторического развития России.

В статьях "Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни", "Жить не по лжи" и др., "Письме вождям Советского Союза" (все - 1973) Солженицын предрекал крах социализма, вскрывал его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности. Эти темы, как и критика современного западного общества, призыв к личной и общественной ответственности развиты в публицистике Солженицына периода изгнания из СССР (с 1974 в ФРГ; с 1976 - в США, шт. Вермонт; вернулся в Россию в 1994), в т. ч. - новейшей ("Как нам обустроить Россию", 1990, "Русский вопрос" к концу XX в.", 1994).

Автобиографическая книга "Бодался теленок с дубом" (1975; дополнена 1991) воссоздает общественную и литературную борьбу 1960 - нач. 70-х гг., в связи с публикацией его сочинений в СССР. Нобелевская премия (1970).

Книга А. Солженицына «Двести лет вместе. 1795 - 1995». Он охватывает историю взаимоотношений русского и еврейского народов в Российском государстве с конца XVIII века по 1916 год. Сам автор публично свою книгу не презентовал. Сделала это за него супруга - Наталья Солженицына. По ее словам, труд Александра Исаевича не столько литературный, сколько исторический. Солженицынская позиция в тяжкой и запутанной истории русско-еврейского взаимодействия может быть верной, а может быть - глубоко ошибочной. Она подлежит изучению, обсуждению, а впоследствии приятию или отвержению.

064 (134x86, 8Kb)
Рубрики:  Жизнь замечательных людей

Метки:  

Сольвычегодск - столица империи купцов Строгановых

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 13:51 + в цитатник

Люди, путешествующие по России, быстро привыкают к неожиданностям, и чем отдаленней турист от основных маршрутов, тем выше вероятность неожиданной находки. Некоторые из увиденных мной архитектурных достопримечательностей, по всей видимости, заброшены, другие после реставрации открылись для прихожан, об остальных заботятся, несмотря на недостаток средств, работники музея. В каждом уголке России есть свои жемчужины, до которых обычно никому нет дела.

Путешествуя по России, мне не привелось встретить более невероятного зрелища, чем церкви, построенные Строгановыми в северном городке Сольвычегодске, что в Архангельской области. То, что я знаком с литературой по данной теме и понимаю значимость этих церквей, лишь подготовило меня к тому моменту, когда я смог воочию увидеть эти уникальные, величественные сооружения.

Когда вы въезжаете в Сольвычегодск (население города - около 4000 человек), вы будто бы переноситесь в XIX век. Город состоит из одноэтажных деревянных домов и небольшого количества кирпичных зданий, в которых в советское время размещались предприятия и мастерские.

Первые русские поселения в этой местности появились в XIV веке. Это произошло благодаря первопроходцам и купцам из Новгорода, которые оценили эту местность, находящуюся на пересечении двух водных артерий. Один путь ведет к Белому морю, другой на восток, к Уралу. Строгановы появились здесь только в середине XVI века, и вскоре и был основан город. Появление в XVIII и XIX веках новых торговых путей снизило его значение, и он превратился в маленький курортный городок, известный своими минеральными водами и источниками.

В начале нынешнего века тут были расположены, по крайней мере, 12 церквей, 9 из которых были полностью разрушены в советский период, и двум церквам требовался определенный объем реставрационных работ. Но своеобразные “бриллианты в короне”, два Строгановских собора, по-прежнему гордо высятся во всем своем великолепии. Один из них посвящен Благовещению, а второй памятник старины, искусно украшенный, XVII века постройки, посвящен Явлению Богородицы.

Возникает резонный вопрос: почему столь величественные сооружения были построены в такой глуши? Ответ на этот вопрос находится неподалеку от Собора Знамения. Это соляной источник с построенной на нем бревенчатой башенкой (копией тогдашнего строгановского частокола). Местность изобилует такими источниками, вдобавок здесь расположено соленое озеро Солониха и протекает солоноватая речка Усоль. В самом деле, имя города “Сольвычегодск” означает “соль Вычегды”. Это сейчас соледобыча воспринимается нами как должное, но следует вспомнить, что в средневековье соль являлась одним из ценнейших предметов торговли, и люди не могли обходиться без нее. В XVI веке в этом районе Русского Севера предприимчивые и безжалостные Строгановы установили монополию на производство соли, которая принесла им баснословное богатство.

В то время Сольвычегодск был отнюдь не провинциальной деревней. Это был центр своеобразной частной империи, безоговорочно преданной московскому государю. Достойно глубокого уважения то, что Строгановы в течение XVI и XVII веков пожертвовали большие суммы денег на нужды искусства и ремесел. По сей день историки различают “строгановский стиль”, который можно встретить во многих сферах искусства, начиная с музыки и заканчивая архитектурой. Этот стиль появлялся везде, где Строгановы ворочали большими делами, - от Сольвычегодска и Нижнего Новгорода до Перми на Урале.

Патриарх династии, Аника (Иоанникий) Строганов (1497-1570) был во многих отношениях скупым и жестоким хозяином. Известно, что в Сольвычегодске рабочие даже за малую провинность подвергались порке, которая зачастую приводила к смертельному исходу. Но именно Строганов был щедрым покровителем искусств. Богатство его было несметным. Иван Грозный позволил Строганову даже создать собственную армию. Он разрешил также промышленнику использовать ресурсы на огромной территории - от Урала до Сибири. Взамен царь получал расширение своих владений по сравнительно малой цене. Самое значимое событие в проводимой таким образом политике состоялось примерно в 1580 г. После нескольких лет подготовки Строганов снарядил знаменитую экспедицию во главе с казачьим атаманом Ермаком, который нанес поражение сибирскому хану Кучуму в битве на реке Иртыш. Несмотря на то, что впоследствии русские были вынуждены подавлять местные восстания, а сам Ермак был убит во время внезапной атаки в 1585 г., его “завоевания” открыли для России необъятные просторы Сибири.

Собор Благовещения

Но давайте вернемся в Сольвычегодск. Главный вклад, который внес Аника Строганов в русскую архитектуру — Собор Благовещения, - является последним из церковных сооружений, возведенных на Русском Севере в эпоху правления Ивана Грозного. Работы по сооружению собора начались в 1560 г. и, очевидно, были завершены в начале 70-х гг. XVI века, хотя официально собор не подлежал освящению ранее 1584 г.

Внешний вид Собора Благовещения весьма своеобразен. Вместо четырех внутренних колонн, типичных для столь больших церквей, здесь мы видим только две. Такой замысел придает зданию усеченный вид снаружи. Тем не менее, у этой церкви 5 куполов, как у большинства церквей XVI столетия. Мастеровым Строганова (чьи имена неизвестны, хотя есть данные, что все они - выходцы из Ростова) удалось поместить основной купол на двух массивных столпах, в то время как 4 боковых купола располагаются на системе арочных сводов. Внушительная полукруглая часть здания, служащая в качестве алтаря, поддерживает восточную стену, которая испытывает значительную весовую нагрузку.

В северо-западной части внешней галереи собора раньше стояла великолепная колокольня, в которой имелся свой алтарь. Самый крупный из двенадцати ее колоколов весил более трех тонн. К сожалению, постройка эта со временем обветшала, и в 1819-1826 гг. на ее месте была выстроена другая колокольня в неоклассическом стиле, которая стоит и по сей день, затемняя собой средневековую церковь и ухудшая производимый ею внешний эффект. Уцелели лишь немногие из колоколов, отлитых при Строганове.

Еще одно не совсем удачное, но типичное изменение, которое претерпели многие русские церкви в XVII и XVIII веках, включает в себя кирпичную кладку в изогнутом пространстве между полукружными фронтонами в верхней части собора и возведение простой покатой крыши. Таким образом облегчалась задача поддержания крыши, но это лишало церквей их живописного образа, напоминавшего очертания куполов.

Собор Благовещения был первой крупной кирпичной постройкой в Сольвычегодске, где до той поры и мирские и светские здания были бревенчатыми. Собор построен на крутом северном берегу реки Вычегды. Его внушительные стены и сияющие, словно парящие купола, должно быть, резко контрастировали с расположенными вокруг строениями и 12 церквами, построенными исключительно из дерева. Благодаря надежным стенам нижняя часть здания служила убежищем и хранилищем для особо ценных товаров, таких как меха. Конечно, ценнее всего была церковная утварь, искусно созданная в мастерских Строганова: вышивка, кубки, инкрустированные драгоценными камнями обложки для Библии, эмалированные изображения. Добротность творений строгановских мастеров была известна по всей России.

Летом 1600 г. внутренние своды собора были украшены фресками. Позже, в XVIII и XIX веке, они были нане- \ сены заново, в частности, после пожара, случившегося в 1819 г., который повредил внутреннее убранство собора. Хотя в ходе реставрационных работ, проводившихся с 1970 г., на западной стене были обнаружены первоначальные фрески, большинство оригинальной живописи безвозвратно потеряно. Средоточием собора был изящно выполненный иконостас XVI столетия. Пять его ярусов включали в себя 70 икон, сохранились из них лишь единицы. Иконостас воссоздавали в XVII веке не раз. И хотя Королевские Врата, ведущие к алтарю, были дарованы Строгановыми в начале XVII столетия, сохранившийся поныне иконостас датируется девяностыми годами семнадцатого века.

Как раз в то время Сольвычегодск подвергся самому тяжелому испытанию за всю свою историю. Это произошло в начале смутного времени (1598-1613), в период династического междуцарствия с многочисленными претендентами на престол.

Поначалу Строгановы, находясь вдалеке от борьбы, даже извлекали из этого выгоду, но по мере усиления угрозы распада государства Российского, они обеспечили существенную поддержку войском и казной самым надежным силам. После, в январе 1613 г., отряд поляков и казаков-ренегатов количеством до 3000 человек внезапно напал на Сольвычегодск. Им удалось взять штурмом часть города. Несмотря на то, что Строгановы были надежно защищены за стенами своей твердыни, главный район вокруг Собора Благовещения подвергся разграблению, как впрочем и сам собор. Однако, с появлением династии Романовых (1613) Строгановым удалось не только сохранить, но и расширить число своих привилегий в Сольвычегодске.

Церковь Явления Богородицы

Более века спустя после завершения Собора Благовещения церковь Явления Богородицы ознаменовала собой пик развития строгановского стиля церковной архитектуры. Церковь эта была построена в епархии Знаменского монастыря, основанного в 1565 г. тремя сыновьями Аники Строганова - Яковом, Григорием и Семеном. Все монастырские здания, включая церкви, вначале были из бревен. Таковыми они оставались вплоть до конца XVII столетия, когда начались работы по возведению новой великолепной церкви.

Ее попечитель, Григорий Дмитриевич Строганов, в 80-х гг. XVII века занял главенствующее положение в семейной торговой империи и играл значительную роль в осуществлении политических и культурных преобразований, задуманных Петром Первым. Как и его предки, Григорий имел разносторонние интересы в области прикладного искусства, и под его патронажем мастерские Строганова продолжали создавать церковную утварь. В 1688 г. он передал монастырю новую церковь, которая стала частицей семейного достояния. Хотя церковь была освящена только в 1712 г., некоторые из ее нижних уровней были открыты для прихожан уже в 1691 г., и следы производимой над иконостасом работы свидетельствуют о завершении основных работ к 1693 г.

Церковь Явления Богородицы - выдающееся сооружение по многим причинам, не последняя из которых искусно вырезанные известняковые декорации на кирпичном экстерьере. Вдобавок к колоннам, оконным проемам и раковинам (кокилям) из известняка (вырезанным по всей вероятности в Москве) фасады были также отделаны красочными керамическими плитками. Внешний вид был несколько изменен (самое значительное изменение было внесено в XVIII веке). Тогда галерея (поначалу открытая терраса) была обнесена кирпично-известняковой изгородью с замысловатым карнизом, скрытой сейчас безыскусной покатой крышей.

Главной отличительной особенностью церкви является ее внутренняя система сводов. Не нуждаясь в колоннах, крыша и 5 куполов покоятся на двух сдвоенных арках, берущих свое начало от опор в центре каждой стены и пересекающихся под окружностью главного купола. Это довольно нестандартный проект, воплощенный неизвестным строителем. Впервые таким образом была построена столь крупная церковь с проемами для всех пяти куполов.

Тем самым был достигнут эффект света и простора, усиливаемый почти полным отсутствием настенных фресок. Все внимание сосредоточено на великолепном семиярусном иконостасе, роскошное убранство которого выше всех описаний. Это тот редкий случай, когда известно и имя мастера - Григорий Иванов, - и дата создания — 1693 г. Сами иконы необычны своим сильным тяготением к западному стилю. Они не только написаны на холсте (в противоположность специальным дощечкам средневековых икон), но и выполнены сугубо по канонам церкви западной. И это неудивительно, ведь их создатель, Степан Нарыков, по имеющимся сведениям, приобрел навыки за рубежом. Радует то, что все иконы находятся в достаточно хорошем состоянии.

Благодаря чему церкви, построенные Строгановыми, остаются выдающимися образцами русского искусства?

Город Сольвычегодск сам по себе мал и удален, фонды музея столь ограничены, что их едва хватает на элементарное содержание, не говоря уже о более серьезных задачах по реставрации и сохранению вверенных ему национальных реликвий. К примеру. Благовещенский собор сейчас располагается слишком близко к берегу Вычегды. Если берег не будет укреплен, это может стать причиной ослабления (осадки) фундамента.

Алексей Бильчук, директор Сольвычегодского музейного комплекса, не только показал мне вверенные ему строения, но и поведал о своих планах расширения сферы деятельности музея. Так как средства у администрации Архангельской области ограничены, многие считают, что только туризм решит все проблемы с памятниками старины Сольвычегодска, в число которых входят пусть заброшенные, но все еще впечатляющие церковь Спасителя (XVII — XVIII вв.) и большой дом Пьянкова в неоклассическом стиле, построенный в начале XIX века. В данный момент дом частично отдан под санаторий, но при необходимости может быть преобразован в гостиницу для туристов.

Что ждет в будущем Сольвычегодск, представляется неясным. Может ли столь отдаленное место привлечь множество туристов? Здешние обширные территории заняты лесом. Это объясняет тот факт, что неподалеку, в Коряж-ме, находится крупнейший российский целлюлозно-бумаж-ный комбинат. Несмотря на загрязнение окружающей среды, он олицетворяет собой экономическую мощь региона. Может быть, когда-нибудь этот комбинат возьмет на себя роль спонсора Сольвычегодска.

Тем временем задача поддержания сокровищ Сольвычегодска в надлежащем состоянии становится непосильной, и остается только дивиться воодушевленности и мужеству их хранителей. Как и лодочники, продолжающие вести свой нелегкий промысел на местных реках, всяческого уважения достойны работники музея, продолжающие делать все возможное для сохранения истории своего края и его исчезнувшей империи Строгановых.


/Брумфилд У.К./
Профессор славистики Университета Тулейна в Новом Орлеане
 (364x91, 7Kb)
Рубрики:  Города и страны

Метки:  

Серебряное дело в Сольвычегодске XVI-XIX вв

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 13:48 + в цитатник

Еще в XVI веке Сольвычегодск – крупный торговый узел Московского государства, стоящий на торговом пути из Архангельска в Сибирь, где, благодаря большому количеству торговых людей быстро возник спрос на продукцию художественных ремесел. Купцы Строгановы организовали в Сольвычегодске мастерские, в которых работали первоклассные живописцы, серебряники и проч. Искусство ювелиров Сольвычегодска было хорошо известно в Москве – усольских мастеров (город в XV веке назывался Усольск) вызывли для работ в Московском Кремле и соборах Москвы.

Развитию художественных ремесел в вотчинах Строгановых способствовали не только вкладываемые ими в это дело денежные средства, но и то, что Строгановы вели разработку рудников на Урале, где добывали олово, медь, свинец, железо и другие металлы. Квалифицированных работников Строгановы выписывали из других городов (Москвы, Ярославля) и государств (Германии, Голландии и др.)

Сольвычегодские мастера славились своими эмалями. На русском Севере в XVI веке в эмалях по скани использовали два основных цвета: синий и зеленый. В сольвычегодских изделиях помимо этих цветов применялся голубой.

Складень. Сольвычегодск. 1595 г.
Складень.
Сольвычегодск. 1595 г.

Для сольвычегодских изделий конца XVI века характерен орнамент из трав с широкими, плавно вьющимися стеблями синей эмали, с фигурными листьями голубой и зеленой эмали в сканных обрамлениях. Эти приемы часто встречались в убранстве предметов церковного обихода.

В последней четверти XVII века сольвычегодские эмальеры и мастера других городов стали применять роспись по эмали. Усольские эмали безошибочно можно отделить от изделий других русских художественных центров конца XVII века. Белый фон покрывает почти всю поверхность изделия, на фон особым приемом тонкой штриховки, напоминающей гравюру на дереве, наносят росписью крупные цветы тюльпана, ромашки, василька, подсолнуха в желтых, красных, синих и розово-лиловых тонах с прожилками черной эмали. В растительных узорах сольвычегодских мастеров доминируют цветы тюльпанов разных форм и расцветок – этот цветок был в моде в декоративном искусстве России и Европы XVII века. Кроме цветов на изделиях нередки изображения птиц и животных, юношей и девушек, многофигурных композиций на темы притч, аллегорические изображения знаков зодиака, времен года и проч. Для обрамления отдельных эмалевых клейм, цветков и проч. усольские мастера применяли сканные жгутики (скань в сольвычегодских изделиях в основном имела служебное значение).

Наиболее интересные и сложные сюжетные и орнаментальные изображения встречаются на чашах, поверхность которых давала возможность развернуть большие композиции. Дно и край чаши обычно окаймлялись рядом синих эмалевых кружков в сканной оправе или просто толстым сканным золоченым жгутом. Снаружи поверхность чаш никогда целиком не заливали эмалью, а украшaли отдельными крупными эмалевыми клеймами в сканных обрамлениях, с яркими живописными изображениями. Усольские эмали были настолько хороши по своим художественным качествам, что получили широкое применение в быту царского и патриаршего дворов XVII века.


Серебряные чаши с живописной эмалью.
Сольвычегодск. Конец XVII в.

В начале XVIII века эмальерное искусство Сольвычегодска приходит в упадок. Это связано с падением экономического значения города. Открытие Ирбитской ярмарки, смещение Сибирского торгового пути в Великий Устюг и другие события XVIII века окончательно разорили Сольвычегодск. Несмотря на это традиции сольвычегодских эмальеров еще долго сохранялись в городе, хотя большинство мастеров изготовляли эмали на меди т.к. после распада строгановских мастерских в XVIII веке эмальерам перестали поставлять серебро, и они были вынуждены пользоваться услугами скупщиков, которые снабжали их медью и эмалью, привезенными из Архангельска.

В 20-40-х гг. XVIII века в Сольвычегодске еще насчитывалось значительное количество опытных эмальеров, которых, как свидетельствуют документы, даже вызывали для работ в Москву, как, например, Яков Григорьевич Попов или Никита Буравкин. Во второй четверти XVIII века в Сольвычегодсве все реже встречаются расписные эмалевые изделия – им на смену приходят одноцветные эмали с серебряными накладками. В этом случае одноцветная (белая, синяя, зеленая) эмаль накладывается на тонкую листовую красную медь, сплошь покрывая внутри и снаружи медный предмет. Покрытие эмалью и обжиг повторялись несколько раз, пока поверхность предмета не становилась ровной и гладкой. На последний, еще не обожженный слой накладывали вытесненные по матрице из тонкого серебряного листа изображения: галантные сценки, фигурки животных и птиц, пейзажи, орнамент. При последнем обжиге предмета накладки вплавлялись в эмаль.

Для получения более высокого рельeфа использовался прием двойного наложения – в этом случае орнаменты или изображения сначала чеканили на медной пластине, затем покрывли всю поверхность однотонной эмалью, на рельефы накладывали тисненые узоры из фольги или тонкого серебряного листа, а потом уже изделие обжигали. Серебряные накладные изображения иногда покрывали свеху слоем цветной прозрачной эмали. В 1760-х гг. изделия с серебряными накладками изготовляли Егор Чевыкалов, Петри и Михаил Поповы, Лев Силкин и др.

Чаша с живописной эмалью. Сольвычегодск. XVII в.
Чаша с живописной эмалью.
Сольвычегодск. XVII в.

К концу XVIII века эмальерное производство в Сольвычегодске замирает и больше не возобновляется. В XIX веке в Сольвычегодске известны лишь сканных дел мастера, которым скань была знакома с давних времен и которые передавали свое мастерство из поколения в поколение. С конца XVIII века сольвычегодские мастера стали изготовлять сканные серебряные изделия без эмали. Мастерство сольвычегодских сканщиков было оценено в первой половине XIX века, когда их изделия продавались, например, на Вологодской губернской выставке 1837 года. К середине XIX века сканное искусство Сольвычегодска пришло в упадок; то же самое произошло в это время и в других местных центрах.

Мастера Сольвычегодска применяли также басму и чеканку, причем, искусство усольских чеканщиков было хорошо известно и в Москве, куда их вызывали для работ в XVII веке. Искусство черни, по-видимому, не привилось в Сольвычегодске: в списках серебряных мастеров XVII-XVIII вв. встречается лишь два имени мастеров черневого дела.


   (385x143, 4Kb)
Рубрики:  Люди
Города и страны

Метки:  


Процитировано 1 раз

Сольвычегодский историко-художественный музей

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 13:47 + в цитатник

Основан в 1919 году. Открыт 18 мая 1919 года.
С 1919 - Сольвычегодский музей-хранилище, с 1955 - современное название.


Благовещенский собор

Музей основан на базе древлехранилища Благовещенского собора - фамильной церкви именитых людей Строгановых (древлехранилище открыто на основе ризницы в 1916).

Благовещенский собор (1560-1584 гг.) - уникальный памятник русского каменного зодчества II пол. XVI в. Летняя церковь Благовещенского собора является редким образцом древнерусского интерьера, сохранившего свое первоначальное убранство: фресковые росписи 1597-1600 гг. выполнены под руководством московских мастеров Стефаном Арефьевым и Федором Савиным; резной многоярусный иконостас (1693), осветительные приборы XVI-XVII вв.

Музей занимает здания:

  • Дом-памятник политических ссыльных (мемориальный дом-памятник И.В.Сталина, принадлежавший М.П.Кузаковой),
  • одноэтажное деревянное здание, кон. XIX - нач. XX вв.
  • Выставочный зал, одноэтажное деревянное здание, кон. XIX - нач. XX вв.

Общая площадь - 2088 кв.м; экспозиционная - 780 кв.м; фондовая - 121 кв.м.

Общее количество единиц хранения - 3993, в том числе: живопись - 704; графика - 33; скульптура - 75; декоративно-прикладное искусство - 983; предметы быта и этнографии - 787; фотографии - 423; документы - 443; прочее - 545.

Отдел древнерусской живописи насчитывает 665 единиц, включая иконы Строгановского письма. Имеются подписные произведения Истомы Савина, Назария Истомина Савина, Посника Дербина, Истомы Елизарова, мастера Офонасия, Василея Кондакова, Федора Евтихиева Зубова (1667), Богдана Соболева и других.

Собрание декоративно-прикладного искусства включают ценнейшую коллекцию Строгановского лицевого шитья XVI-XVII вв., коллекцию мелкой пластики XVI-XIX вв., высокохудожественные произведения серебросканного, черневого, финифтяного искусства XVI-XIX вв., основная часть которых является Строгановскими подписными вкладами. Отдел декоративно-прикладного искусства включает также 426 ед.хр. предметов церковных облачений с шитыми золотными нитями оплечьями из тканей XVI-XIX вв.

Имеется собрание редкой, рукописной и старопечатной книги XVI-XIX вв., собрание документов кон. XVII-XX вв. и фотоархив начала XX в.

Музей располагает богатой коллекцией предметов быта и этнографии: головными уборами и крестьянской одеждой XIX-XX вв., деревянными изделиями с пермогорской, ракульской, верхнеуфтюгской росписью.

Неотъемлемой частью архитектурного комплекса Благовещенского собора является и родовая усыпальница Строгановых с 28-ю надгробными плитами XVI-XVII вв.



  • Введенский А.А. Дом Строгановых в XVI-XVII вв.-М.,1962
  • Добрынин С.Н. Иконостас Введенского собора.-Сольвычегодск,1991
  • Дунаев В.И. Город Сольвычегодск: Историко-культурный очерк.-М.,1914
  • Ешкилев А.В. Сольвычегодск и памятники былой его культуры.-Великий Устюг,1926
  • Искусство строгановских мастеров. Реставрация, исследования, проблемы: Каталог выставки.- М.,1991
  • Макаренко Н.Е. Искусство Древней Руси. У Соли Вычегодской.-Пг.,1919
  • Михайлов Б.Г. Большевики в Вологодской ссылке.-Вологда,1974
  • Овсянников О.В. Сольвычегодск.-Архангельск,1973
  • Проблемы изучения традиционной культуры Севера (к 500-летиюСольвычегодска) //Межвузовский сборник научных трудов.-Сыктывкар,1992
  • Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера: Каталог выставки. Архангельск.- Москва,1995
  • Роль музеев в сохранении и изучении исторического и культурного наследия Русского Севера.//Тезисы научно-практической конфернции, посвященной 75-летию Сольвычегодского историко- художественного музея.-Сольвычегодск,1994
  • Савваитов П.И. Строгановские вклады в Сольвычегодский Благовещенский собор по надписям на них.- СПб.,1886
  • Сольвычегодская старина. Материалы и исследования к 500-летию г.Сольвычегодска.- Сыктывкар,1994
  • Соскин А.И. История города Соли Вычегодской древних и нынешних времен.- Вологда,1882
  • Томский И.И. Памятка о достопримечательностях Сольвычегодска.- Сольвычегодск,1919
  • Томский И.И. Синодики Сольвычегодского Благовещенского собора.-Сольвычегодск,1919
g21102 (380x70, 11Kb)
Рубрики:  Люди
Города и страны

Метки:  


Процитировано 1 раз

Поиск сообщений в фурия_гарпия
Страницы: 55 ... 36 35 [34] 33 32 ..
.. 1 Календарь