-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ирина_Либерянская

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.02.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 3794


Обзор методик обучения чтению

Суббота, 04 Апреля 2009 г. 13:34 + в цитатник
Все мы хотим, чтобы наши дети были грамотными и образованными людьми. Одна из первых задач на пути к этому - обучение ребенка читать.Обучение чтению было одной из самых важных задач школы практически во всех культурах.
Как правило, оно начиналось с изучения букв или иероглифов. Например, в Древней Греции дети учились читать по складам: при соединении букв бета и альфа получалось "ба", буквы гамма и альфа давали слог "га" и т.д. Примерно так же обучали чтению и в России. В настоящее время методик и пособий для обучения грамоте очень много. Выбирайте ту, которая больше всего подходит Вам и Вашему ребенку.

Пожалуй, одной из самых популярных на сегодняшний день является методика обучения чтению по складам, которую разработал академик Академии творческой педагогики Н.А.Зайцев. Она предназначалась для детей 4-5 лет, но успешно применяется и для обучения малышей почти с рождения.
Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Склады нанесены на кубики, которые распознаются по цвету, объему (большие и маленькие), по звучанию наполнителя, раздающемуся при встряхивании кубиков. В комплект с кубиками еще входят таблицы, по которым склады можно пропевать, что очень нравится детям и повышает эффективность обучения.

Согласно методике обучения чтению Глена Домана, ребенку показывают не буквы или склады, а целые слова, написанные на карточках определенного размера большими красными буквами. Карточки заранее готовятся родителями и показываются ребенку по несколько раз в день. Постепенно старые карточки меняются на новые. Доман считает, что ребенок, увидев несколько раз слово, запомнит, как оно читается и со временем поймет правила чтения. Недостатком этой методики является ее большая трудоемкость.
Методика Монтессори

Девиз методики Марии Монтессори: "Помоги мне это сделать самому".
Педагоги, работающие по системе Монтессори, не учат детей писать, читать или считать. Они наблюдают за ребенком, отслеживая круг его интересов. На основе этого учителя создают среду, необходимую для развития каждого конкретного ребенка. Дети учатся сами с помощью Монтессори-материалов, которые выбирают по желанию.
Особенностью метода Марии Монтессори является то, что дети сначала учатся писать, а потом уже читать. Причем, начинается обучение с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче. Занимаясь с Монтессори-материалами, дети готовят руку к письму. Используются прописные буквы из шершавой бумаги, которые малыши обводят пальчиками, запоминая тем самым начертания букв. Так же можно составлять слова из "подвижного алфавита", в который входят карточки с буквами, слогами, буквы, вырезанные по контуру из картона.

Согласно методике П.В.Тюленева МИР, дети учатся "читать раньше, чем ходить". По словам автора методики "раннее чтение способствует формированию мощных горизонтальных связей между полушариями". Главным условием для разрабатываемых игр и дидактических приемов в системе МИР является рациональное использование времени бодрствования ребенка. Выбор способа обучения чтению в системе МИР зависит от возраста ребенка. Начинать можно еще до рождения, читая малышу книги. Новорожденному показывают карточки с буквами. Примерно в 3 месяца между двумя прутьями кроватки протягивают шнур, на который нужно подвешивать буквы таким образом, чтобы младенец смог до них дотянуться и потрогать. Когда ребенок начинает переворачиваться, его бодрствование организовывают так, чтобы он начинал ползать за буквами. Причем, давать другие игрушки и пособия малышу можно только тогда, когда он дополз до буквы, взял ее в ручку и передал маме, которая громко ее назвала.
Фонетический метод

Фонетический метод основан на изучении произношения звуков, которые дети учатся обозначать буквами. После этого детей учат составлять и читать слоги, слова, предложения. Уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Используя этот метод, родители часто допускают ошибку, уча малыша называть согласные буквы как в алфавите: "эн", "эс", "эр" и т.д. Когда ребенок пытается прочитать слово, например, "мама", у него получается "эмаэма". Поэтому в начале обучения чтению нужно учить называть букву соответствующим ей звуком.

Все рассмотренные в данной статье методики позволяют в интересной и доступной форме научить ребенка читать. Надеюсь, что одна из них Вас заинтересует и позволит привить любовь к книге Вашему малышу.О
Рубрики:  логопедия
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку