ѕодарки от "–усские ножи":
  клинки - мужчинам,
  кухонные - женщинам
  и многое другое

 -ћузыка

 -я - фотограф

–»—”Ќ » ≈¬√≈Ќ»я јЌ“ќЌќ¬ј


0 фотографий

 -ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в хранитель_древностей

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
ƒата регистрации: 04.12.2008
«аписей в дневнике:
 омментариев в дневнике:
Ќаписано сообщений: 1261
ѕопул€рные отчеты:
кто смотрел дневник по каким фразам приход€т

Ћјѕ“» - Ћјѕќ“ » (ѕ–ќƒќЋ∆≈Ќ»≈)

ѕонедельник, 14 ƒекабр€ 2009 г. 22:37 + в цитатник

 

 

 

Ћјѕ“»- ѕ–ќƒќЋ∆≈Ќ»≈ » 

ѕќ—ќЅ»≈ ѕќ ѕЋ≈“≈Ќ»ё

 

“орговл€ лапт€ми на базаре в мордовском селе. 
‘ото из архивов ћордовского краеведческого музе€, 1926 г.

»—“ќ–»я “–≈“№я. Ћјѕ“» ƒЋя ћ”«≈я 


Ѕыло это в конце 60-х годов. я проходил военную службу в городе ќстрове ѕсковской области.  рай этот прославилс€ тем, что здесь наход€тс€ места, св€занные с жизнью и творчеством јлександра —ергеевича ѕушкина: ћихайловское, “ригорское, восстановленное позднее ѕетровское, ѕушкинские √оры, где на территории монастыр€ - могила поэта. Ёти св€тые дл€ каждого росси€нина места привлекают множество паломников, особенно в день рождени€ ѕушкина.  ак ручейки и реки, стекаютс€ люди по многочисленным тропинкам и дорожкам к знаменитой пол€не в ћихайловском, где на открытой эстраде выступают поэты, музыканты, певцы. 

¬ пушкинские дни на ѕсковской земле бывали знаменитости, которых знала вс€ страна. «амечательный русский певец »ван  озловский, поэт ѕавел јнтокольский, литературовед и великолепный рассказчик »раклий јндроников были посто€нными участниками этих праздников. », конечно, нельз€ было представить себе ћузей-заповедник без его директора, —емена —тепановича √ейченко, который был главным организатором и душой этих прекрасных культурных и патриотических торжественных сборов. » вот однажды мне довелось с ним встретитьс€. 

ƒело в том, что в эти годы € руководил  лубом интересных встреч в гарнизонном ƒоме офицеров. ¬ступить в него мог любой желающий - и военнослужащие, и члены их семей. —начала на первых заседани€х нас было с дес€ток-полтора, но постепенно желающих становилось все больше и больше. ƒействительно, мы были счастливы от встреч с интересными людьми, чувствовали себ€ одухотворенными, пережива€ заново событи€ их удивительной жизни. ћне, как президенту  луба, было поручено организовывать и вести эти встречи в одном из залов ƒома офицеров, куда приходили все желающие. –егул€рно собиралс€ актив нашего клуба, чтобы распределить об€занности по подготовке встречи: договоритьс€ с интересным человеком, сделать объ€вление, придумать, какой сувенир вручить почетному гостю. Ѕольшую помощь клубу оказывали начальник ƒома офицеров и заведующа€ библиотекой. ¬ св€зи с тем, что у нас не было никаких средств на проведение встреч, мы изобретали разные способы, чтобы сделать их по-насто€щему интересными и волнующими и по-домашнему уютными. ћногим было известно о моем умении плести различные издели€ из лыка и ивового прута и мен€ частенько просили сплести пару лаптишек в подарок гост€м клуба. я старалс€ эти заказы выполн€ть и плел лапотки из ивовой коры во вс€кое свободное врем€. 

» вот на встрече с нами - долгожданный —емен —тепанович √ейченко, директор ѕушкинского музе€-заповедника. ¬се встали и долго аплодировали ему. ќн не спеша стал рассказывать о жизни и творчестве ѕушкина и постепенно заворожил нас своим особенным, простым и точным народным говорком. ј уж о некоторых неизвестных страницах жизни гени€ все слушали, затаив дыхание. ѕодошла встреча к концу, отгремели аплодисменты, и € вручил —емену —тепановичу сверток с подарком. ќн его развернул и воскликнул: "ќ, да ведь это лапти! “ы уж сплети лапти-то дл€ музе€, а то у нас в экспозиции нет их, да еще никак не отыщем биль€рдные шары, которые держал в руках јлександр —ергеевич. ƒа обноси лапти-то, чтобы они имели вид насто€щей обувки!" я перед лицом всех присутствующих дал слово —емену —тепановичу, что сплету лапти из насто€щего лыка, только потребуетс€ врем€ дл€ его приобретени€ и есть затруднени€ с обнашиванием обуви, так как в наше врем€ в лапт€х не ход€т. —емен —тепанович отпустил в мой адрес какую-то похвалу, после чего мы расстались, а € с воодушевлением прин€лс€ за дело, не ожида€ тех сложностей и преп€тствий, которые оказались потом на моем "творческом" пути. 

ƒело в том, что на ѕсковщине липа встречаетс€ лишь в парках и садах, а лыко заготавливают с молоденьких деревцев, растущих в лесу. “акие заросли липы есть в ћордовии, ѕензенской и –€занской област€х, где мне в годы войны приходилось работать на заготовках леса. ѕришлось обратитьс€ к моему крестному, јфанасию »вановичу янкову, жителю поселка ѕашково «еметчинского района ѕензенской области. Ќа первое письмо он ответил, что лапти теперь не нос€т и лыко не заготавливают. ¬о втором письме € подробно описал, дл€ чего мне нужно лыко, и примерно через мес€ц получил посылку в виде большого фанерного €щика, наполненного каталками лыка со знакомым ароматом липового сока. 

ќставалось сделать колодку на 45-46-й размеры, а инструменты - кочетыг* и остро отточенный нож - были всегда в готовности. 

Ћапти получились на славу. ƒл€ полного комплекта необходимы были оборки и порт€нки дл€ лета и онучи дл€ зимы. Ќа оборки пошел шпагат, свитый из пеньки, а порт€нками поделилс€ из своих запасов. 

ѕоследн€€ трудность - как обносить лапти, чтобы исполнить просьбу √ейченко. ѕриближалс€ Ќовый год, и мо€ жена, ≈лена »вановна, и ее подруга, јнтонина јфанасьевна, посоветовали мне выступить на бале-маскараде в костюме кресть€нина давних лет. ∆енщины изготовили зипун из старой шинели, шапку в виде стога, бороду из пакли. ќбувшись в лапти, предстал € перед ними в этом костюме и пропел начало сусанинской арии: "„уют правду!" 

¬ ƒоме офицеров к встрече Ќового года готовили призы за лучший костюм, за лучшее исполнение песен и танцев. Ќа это празднество мы и отправились семь€ми. 

¬ сумерках предновогодней ночи € шел по военному городку в своем оде€нии, вызыва€ удивление. ѕоверх "экзотической" одежды с плеча свисал насто€щий плетеный кошель, в руках - палка.  ошель был сплетен еще в войну и теперь, наполненный конфетами, пришелс€ кстати. 

ѕри моем по€влении в зале смолкла музыка, кавалеры и дамы перестали танцевать, раздались аплодисменты, все стали мен€ поздравл€ть с Ќовым годом, шутить, а € угощал их конфетами из кошел€. Ќа празднике € выиграл приз и обносил лапти - можно было ехать в ћихайловское. 

¬скоре после Ќового года на машине моего сослуживца —ерафима »вановича “реть€кова мы отправились в заповедник. —емен —тепанович с благодарностью прин€л подарок и пригласил нас на очередное празднование дн€ рождени€ ј. —. ѕушкина... 

ƒа, был бы жив мой отец, как бы дивилс€ он тому, что мастерство плетухана пригодилось мне через столько лет, что лапти мои не где-нибудь - в музее самого јлександра —ергеевича ѕушкина! “акие вот истории из жизни старого плетухана из села  ермись Ўацкого района –€занской области. 

—Ћќ¬ј–»    —“ј“№≈ 

—емилинейна€ керосинова€ лампа - это лампа, фитиль которой по ширине равен семи лини€м. ќдна русска€ лини€ равна дес€ти точкам или 2,54 мм. «начит, ширина фитил€ семилинейной лампы - примерно 18 мм. 

Ћыки (местное), лыко, лычки (уменьшительное) - кора молодой липы, содранна€ в период сокодвижени€, примерно в мае-июне, имеюща€ вид трубки длиной около 3 м. 

÷ыновать лыки - разрезать каталку лыка на концы и затем очищать их от коры, скоблить. 

ƒежа - небольша€ кадка дл€ замешивани€ теста дл€ хлеба, блинов, пирогов. ѕрикрываетс€ холщовым покрывалом. 

¬€зать вслепую - то есть не гл€д€ на изделие. ¬ нашей местности - высшее мастерство в€зани€. ѕорой сопровождалось разговорами, песн€ми. 

 аталка лычка - рулончик, свернутый из трубки лыка, свежесодранного или заранее заготовленного и размоченного. 

Ѕрандахлыстничать (местное) - бездельничать. 

ѕлетухан (местное) - человек, умеющий плести лапти. 

”ковыристый (местное) - плотно, добротно сплетенный лапоть. 

 онцы (местное) - полоски, нарезанные из каталки, имеющие ширину соответственно размеру лаптей и согнутые пополам. Ћапти из п€ти концов - п€терики, из семи - семерики и т. д. 

ѕолати - нары в избе под потолком между печью и противоположной ей стеной (с печи можно было прыгнуть на полати). 

“аган - металлический обруч с трем€ ножками, служащий дл€ установки чугуна, котла при готовке на открытом огне. 

Ѕондарь - мастер по изготовлению бондарных изделий: бочек, кадушек, шаек. 

ќнучи - часть обувки, обертки на ноги под лапти, сотканные из белой шерсти (поговорки: "–азметало тучки, что онучки", "–ожа красна€, хоть онучи суши"). 

ѕосконь - мужска€ особь конопли с тонким стеблем, из которого вырабатываетс€ волокно. 

 ошель - изделие из лыка, похожее на большой портфель, в котором на поле брали еду, инструменты. 

Ѕрусошник (местное), брусочник - сплетенный из лыка футл€р дл€ ношени€ точильного бруска на сенокосе; крепилс€ на по€се или на ноге. 

 очетыг (местное), кочедык - лапотное шило дл€ плетени€ из лыка (скороговорка: "¬ынь лычко из-под кочедычежка"). 

«ипун - в старое врем€ демисезонна€ верхн€€ одежда из домотканого сукна без воротника.

 

 


 

 

 

Ћапоть-четверик имеет название по количеству используемых берест€ных лент при плетении. —делать лапоть-четверик научил мен€ мастер ƒружинин ≈встафий ћихайлович около 1992 года.

             42 фотоснимка процесса плетени€ помогут вам освоить плетение этого лапт€.

»нструмент: зажимы, ножницы, коточик
4 ленты размером ~ 27 х 2000-2500 мм.
—обираем коврик 2х2.
Ќачинаем заплетать п€тку лапт€
«агибаем верхнюю левую ленту
јналогично загибаем верхнюю 
правую ленту
«агибаем и переплетаем оставшуюс€
верхнюю левую ленту
“ак же загибаем и переплетаем оставшуюс€
верхнюю правую ленту
ѕереворачиваем задник латп€.
Ќаходим с каждой стороны две средние ленты
«аплетаем угол с левой стороны между двум€ средними лентами
“о же делаем с правой стороны
¬ид заплетЄнного задника изнутри
Ќачинаем плести подошву лапт€.
—лева загибаем и переплетаем крайнюю
верхнюю ленту
ƒалее справа проплетаем две ленты
—лева проплетаем вторую ленту
—права проплетаем третью ленту
—лева проплетаем третью ленту
—права проплетаем четвЄртую ленту
—лева проплетаем четвЄртую ленту
—права проплетаем п€тую ленту
—лева проплетаем п€тую ленту
ѕереворачиваем заплетЄный лапоть.
ќпредел€ем какой лапоть плести - 
дл€ левой ноги или дл€ правой ноги.ƒл€ левой ноги выбираем крайнюю верхнюю ленту-по€сок справа, дл€ правой ноги - слева.
ѕлетЄм лапоть дл€ левой ноги.
«аплетаем угол с правой стороны
ѕереворачиваем лапоть
ѕроплетаем ленту-по€сок далее между  другими
лентами
ѕлетЄм верх носка лапт€.
ѕереплетаем первые ленты верха носка лапт€
ƒалее плетЄм носок лапт€
ѕереплетаем последнюю ленту заплетЄного
носка лапт€
«агибаем первую ленту среднего 
уровн€ носка лапт€
ѕроплетаем первую ленту среднего
уровн€ носка лапт€
ѕереплетаем ленту-по€сок на подошве лапт€
«агибаем вторую ленту среднего 
уровн€ носка лапт€
ѕроплетаем вторую ленту среднего 
уровн€ носка лапт€
«агибаем третью ленту среднего 
уровн€ носка лапт€
ѕроплетаем третью ленту среднего 
уровн€ носка лапт€
«агибаем четвЄртую ленту среднего 
уровн€ носка лапт€
ќпредел€ем куда заплести четвЄртую ленту
среднего уровн€ носка лапт€
«агибаем четвЄртую ленту среднего 
уровн€ носка лапт€. ¬ид сбоку
ѕереплетаем четвЄртую ленту среднего 
уровн€ носка лапт€
«аплетаем п€тую ленту среднего 
уровн€ носка лапт€
¬ид правого угла сбоку
¬ид лапт€ спереди
¬ид лапт€ сзади.
ƒалее проплетаем все оставшиес€ ленты
до конца, пока не окончатс€
“аким же образом плетЄм правый лапоть,
заплета€ ленту-по€сок слева

 

 

ѕлетение из бересты. "—амарский Ћевша-2008"

 

»стори€ ремесла

’удожественна€ обработка бересты – достаточно древний вид прикладного творчества. явл€€сь декоративным утилитарным искусством, плетение из бересты сегодн€ стало одним из немногих ремесел, к которому обращаютс€ исследователи традиционной культуры.

ћастера за врем€ существовани€ ремесла создали и передали множество секретов и хитростей, их опыт- богатый кладезь народной мудрости и смекалки. — €зыческих времен дл€ многих народов –оссии береза была особым деревом в мифологическом пространстве, что отразилось в семантике декоративно - прикладного творчества.

Ѕереза – символическое дерево у разных народов –оссии, магические обр€ды, совершаемые вокруг этого дерева, имели огромное культурное значение.

’удожественное освоение народного промысла позвол€ет узнать не только тонкости позабытого ремесла, но и воспитать эстетический вкус, исследовательский дух, стойкий к сложност€м характер, экологическую грамотность и культуру поведени€ через традиции передачи мастерства.

Ётнографически неизученный промысел берестоплетени€ и обработки древесины в родном ѕоволжье и малое число публикаций о народных умельцах раскрывают еще одно поле дл€ творчества исследовател€.

»зучение кустарных промыслов —амарской губернии конца XIX- начала XX среди остальных позвол€ет назвать такой вид де€тельности, как обработка коры, луба и бересты.

  прочим промыслам —амарского кра€ можно отнести обработку пеньки, изготовление ивовых корзин, которые в отличие от ремесел, часто существующих при монастыр€х (вышивка, кружевоплетение, ткачество) не имели художественной ценности, а удовлетвор€ли насущные потребности дл€ быта жителей губернии и окрестностей.

/–еестр самоде€тельных мастеров декоративно-прикладного творчества —амарской области, —амара: »Ё ј «ѕоволжье,2001,сост. ƒудкина —.». ,∆идкова —. .)

явл€лс€ ли промысел обработки коры, луба и бересты просто способом приработка и удовлетворени€ потребностей в бытовых предметах дл€ кресть€н или имел свои уникальные традиции в применении данных природных материалов дл€ их изготовлени€?

ѕо коллекции экспонатов этнографического отдела —ќ »ћ им. ѕ.¬. јлабина, относ€щегос€ к данному периоду, можно указать на их утилитарный характер.

ѕредметы из бересты, коры и лыка можно разделить следующим образом: • обувь из лыка (русские лапти и чуни, чувашские лапти, мордовские лапти «себода»); • приспособлени€ дл€ посева (севалки из лыка, коробьи дл€ хранени€ зерна на посев, ведра из лыка дл€ переноски зерна, луб€ные сита, корневки дл€ хранени€ зерна на посев); • корзины и лукошки дл€ сбора и хранени€ грибов и €год ( пестери из луба, луб€ные лукошки, приспособлени€ из коры овальной формы дл€ сбора €год, корзины из прутьев и липово

–убрики:  –усска€  ультура и ќбычаи
ѕрикладное искусство


ѕроцитировано 10 раз

SARGANC   обратитьс€ по имени ¬торник, 15 ƒекабр€ 2009 г. 09:47 (ссылка)
—пасибо
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћужаночка   обратитьс€ по имени —реда, 29 —ент€бр€ 2010 г. 22:23 (ссылка)
спасибо за замечательные посты.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени „етверг, 03 ‘еврал€ 2011 г. 16:08 (ссылка)
ѕонравилось. —делаю ссылку на это у себ€ в блоге :)
http://ckidoknet.blogspot.com/
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку