-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Виолета_Симеонова

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.10.2008
Записей: 3758
Комментариев: 175
Написано: 3949


Неумирающий лебедь Майя

Среда, 13 Мая 2015 г. 09:50 + в цитатник
Цитата сообщения IRIS Неумирающий лебедь Майя


...Ее абрис схож
с летящими египетскими контурами.
Да и зовут ее кратко, как нашу сверстницу
в колготках, и громоподобно, как богиню
или языческую жрицу, -Майя.
( А.Вознесенский "Портрет Плисецкой" )





С озорными глазами, невзирая на возраст, с торжествующей улыбкой и королевской осанкой, Плисецкая никогда не прекращала удивлять общественность. Она всегда была звездой, такой она и останется в нашей памяти.
Этой весной Плисецкая нашла свое место звезды среди звезд. Постоянное...
Остались ее танцы, остались спектакли,осталась хореография, осталась память о ней, осталась книга.
Отчаявшись найти журналиста, который сумел бы помочь написать ей книгу, не исказив ее собственную интонацию, Плисецкая написала сама. Ярко, образно и максимально откровенно рассказала о своей жизни. И дала совет будущим поколениям: «Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тоталитарные режимы отступали, случалось, перед одержимостью, убежденностью, настырностью. Мои победы только на том и держались».
Совет основан на главном выводе, сделанном из прожитой жизни: «Характер — это и есть судьба».
Характер Плисецкой сосуществовал в редкостной гармонии с характером ее артистического дарования.


 



 


 


 

Смелость она превращала в эстетическую категорию.
Не боялась нарушать «канон», не рассуждая, верила в себя и всегда была современной, потому что побеждала в споре со временем, заставляя его убыстрять свой ход.


 

Самыми лучшими и точными определениями сути ее искусства стали такие найденные для нее критиками «амплуа», как актриса идеи и балерина-стихия.
Известный французский балетный критик Андре Филипп Эрсен считал, что для характеристики Плисецкой достаточно трех слов: «гений, мужество и авангард».


 


 


 

Природа наградила Плисецкую уникальными данными: большим шагом, высоким прыжком, великолепным вращением, мощным артистическим темпераментом и необыкновенной восприимчивостью к музыке.
Ее талант был замечен, когда она еще училась в балетной школе. Однако ей пришлось выдерживать ожесточенные бои, отстаивая право своего таланта на самоопределение.


 


 

Уже в первом классе она обратила на себя внимание будущего замечательного хореографа Леонида Якобсона, с которым не раз встретится в работе в зрелые годы и талантом которого не устанет восхищаться всю жизнь.
…Плисецкая хорошо помнила дату своего первого настоящего успеха: 21 июня 1941 года.
Ей оставалось до выпуска еще два года, но в числе лучших учащихся старших классов она принимала участие в выпускном концерте училища, проходившем на сцене филиала Большого театра (ныне — театр «Московская оперетта»).
С двумя партнерами танцевала номер «Экспромт» на музыку П.И. Чайковского, поставленный Леонидом Якобсоном.
На следующий день началась Великая Отечественная война.


 


 


 


 

Ее «Умирающий лебедь» – номер, который она будет танцевать всю жизнь и сделает «своим» в той же степени, что и первая исполнительница знаменитой миниатюры М.М. Фокина на музыку К. Сен-Санса легендарная Анна Павлова.
Если бы точно было известно, сколько раз она исполнила «Лебедя», это число наверняка попало бы в книгу рекордов Гиннесса.
Но установить его не представлялось бы возможным, даже если какой-нибудь скрупулезный летописец творчества Плисецкой ухитрился бы собрать все разлетевшиеся по миру театральные программки: ей слишком часто приходилось его бисировать.


 

В Токио, Нью-Йорке, Париже и Лиссабоне у нее были концерты, на которых она танцевала «Лебедя» четыре раза подряд.


 

Никогда не любившая повторов, Плисецкая видоизменяла номер: выходила из разных кулис, появлялась то спиной к публике, то лицом, делала разные акценты в финальной позе.
Неизменными оставались только прославившие ее на весь мир лебединые движения рук.


 

…Вы спрашиваете меня о руках…
Вообще-то я думаю, что надо танцевать всем телом. Все участвует в танце — ноги, корпус, голова, ну и, конечно, руки. Когда-то в балете руки были очень традиционны, сусальны.


 


 

В «Лебедином» они складывались вот таким сладеньким, сахарным венчиком. А могут они быть и крыльями, трепетными, тревожными… Каждая балерина ищет эти крылья по-своему. Да, да, у каждой балерины они должны быть свои… Их нельзя взять напрокат… Ваганова говорила: пусть хуже, но свои…Это цитата из документального фильма «Майя Плисецкая» (1964).


 


 

Есть там и еще одно принципиальное ее высказывание, относящееся как раз к «Умирающему лебедю»: «Важно танцевать музыку, а не под музыку». Из этих двух цитат можно «сложить» творческий девиз Плисецкой: никому не подражай и превращай в движение музыку. И действительно, в ее танце не проглядывали наброски, сделанные предшественниками.


 


 


 

А что касается музыки, она умела «реагировать» на соло любого музыкального инструмента в оркестре, подчеркивала музыкальные акценты не то что поворотом корпуса или взмахом руки — даже взглядом или движением брови.


 


 

Даже когда уже началась перестройка, бывало так, что за право приехать в США Плисецкой приходилось бороться.
В 1987 году ей пытались помешать вылететь из Испании в Нью-Йорк, где на сцене театра Сити-центра в числе других именитых гостей она должна была принять участие в гала-концерте, открывавшем 61-й сезон труппы Марты Грэм.


 

Спокойно воспринять то, что Плисецкая будет танцевать в одном концерте с «перебежчиками» Рудольфом Нуреевым и Михаилом Барышниковым, власти не смогли.
Но Майя Плисецкая все-таки уехала!


 


 


 

Имя делает Париж.
Плисецкую навел на эту расхожую мысль Марк Шагал. К тому времени она уже познала свои первые парижские триумфы. (Впоследствии, в 1977 году, тогдашний мэр французской столицы Жак Ширак наградил ее золотой медалью Парижа.)


 


 

В Париже Плисецкая жила в доме Эльзы Триоле и Луи Арагона, с которыми встречалась еще в Москве у сестры Триоле Л.Ю. Брик.


 


 

Познакомилась со знаменитым танцовщиком и балетмейстером «Гранд-опера» Сержем Лифарем, предрекавшим ей мировую карьеру, если она останется на Западе, с Ингрид Бергман, специально приехавшей в Париж, чтобы посмотреть ее спектакль (кинозвезда тоже уговаривала перебраться на Запад), была представлена Коко Шанель, подарившей ей наряд из своей новой коллекции.


 

Плисецкая, женщина до мозга костей, всегда уделяла большое внимание своим туалетам и очень интересовалась модой.
А со временем стала воспринимать ее как большое искусство.


 


 


 

Олицетворением парижской моды для Майи Плисецкой стал Пьер Карден.
В 1971 году ее пригласили выступить на театральном фестивале в Авиньоне. Когда она исполняла «Лебедя» (на открытой сцене), вдруг хлынул дождь. Зрители в единодушном порыве как раскрыли, так и закрыли свои зонтики, захваченные красотой гармоничного слияния танца и природной стихии.


 

Одним из этих зрителей был Пьер Карден. По окончании концерта он был представлен Плисецкой, и с тех пор началась их дружба. Карден делал костюмы для ее балетов и неоднократно предоставлял сцену своего театра «Эспас Пьер Карден», расположенного на Елисейских полях, для ее выступлений и премьер. (Недаром Андрей Вознесенский написал, что она рифмуется с Елисейскими полями.)


 

Побывав в конце 1966 года на спектаклях Национального балета Кубы, приезжавшего на гастроли в Москву, она загорелась идеей пригласить на постановку балета «Кармен», о котором давно мечтала, кубинского хореографа Альберто Алонсо.
20 апреля 1967 года на сцене Большого театра была впервые показана «Кармен-сюита».
Балет был поставлен очень быстро, а транскрипцию оперы Ж. Бизе Щедрин сделал и вовсе в рекордные сроки — за двадцать дней.
Главную идею балета балетмейстер сформулировал емкой фразой «Вся жизнь Кармен – коррида».


 


 


 

Самым дорогим для Плисецкой было признание испанской публики.
«Когда испанцы мне крикнули “Оле!”, я поняла, что победила», — говорит она.


 

Она любила и умела побеждать.
Побеждать запреты, побеждать сложности, даже побеждать свою лень ...вот только смерть не смогла победить. (((
Совсем немного не дожила Майя Михайловна до своего 90-летия, а ведь уже готовился юбилей, и она мечтала еще раз выйти на сцену...


 


 

Родион Щедрин о последних днях жизни Майи Михайловны:
- Сходили накануне на футбол, она очень любила бывать на стадионе.
И вдруг схватило сердце.
Поехали в клинику. Врачи делали все возможное.
Я приехал на второй день с надеждой, что сделают операцию и все будет хорошо. Но, к великому сожалению...
Два дня у Майи было суровое лицо, боль мучила.
И вдруг напоследок мягко улыбнулась.


 

Я спросил ее:
- Ты меня узнаешь?
- Я тебя обожаю! - ответила Маюша.
И улыбнулась так красиво, как умела только она.


 

Был в жизни Майи Михайловны такой случай.
После того как Президент Франции Франсуа Миттеран вручил ей орден Почетного легиона, один из советских чиновников выразил свое недоумение: «Я думал, что этот орден дают только борцам Сопротивления».
Плисецкая, всегда славившаяся находчивостью и умением афористично излагать свои мысли, ответила:
- А я всю жизнь и сопротивляюсь.
Вот такая она и будет в нашей памяти ( не поворачивается язык сказать "была") эта хрупкая женщина с сильным характером, рожденная танцевать и посвятившая всю свою жизнь балету.


 


 

Одна из французских газет вышла вчера со статьей под заголовком "Maïa Plissetskaïa, danseuse indomptée qui a défié le pouvoir et le temps."
( Майя Плисецкая- неукротимый танцор, которая бросила вызов власти и времени.)
Браво, Дива танца!Несмолкающие аплодисменты...


 


 


 


 


Рубрики:  искусство

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку