ТАЙНЫ ХОЗЯИНА РУССКИХ ЛЕСОВ. |
Наверное, ни об одном животном во всем мире не сложено столько сказок, песен легенд и преданий как о медведе. С уважением относится русский народ к этому величественному животному, называя его «лесным воеводой» и «хозяином бора». В большинстве сказок медведь предстает перед нами как добрый простак, немного неуклюжий сладкоежка, всегда готовый защищать слабых и обиженных.
Однако если верить старинным преданиям медведь не такое уж и добродушное животное. Это одно из самых загадочных существ на планете, окутанное ореолом самых невероятных мистических тайн.
Медведи и боги.
Практически у всех народов мира к медведю особое отношение. В одних странах называют его предком людей, а в других – человеком ставшим зверем по воле богов. Так или иначе, Топтыгин необычное существо, наделенное неведомой магией, помощник и друг богов.
О том, как человек произошел от медведя, красочно рассказывает древняя легенда индейцев квакиутль. Она рассказывает о любви женщины–медведицы к первому мужчине на земле. Потомки этой пары впоследствии заселили всю землю.
Одно из первых славянских преданий повествует о том, что прародитель людей был медведем-оборотнем, не пожелавшим менять человеческий облик на звериную личину.
Своим далеким предком медведя называли и древние кельты, принадлежавшие к элитной касте – воинов. Считалось, что именно он наделяет своих «детей» храбростью, силой и беспощадностью.
Медведя в древности наделяли и божественной силой. Так славяне верили, что облик этого зверя принимает бог Велес, а медвежья берлога – вход в подземный мир, где ее хозяин охраняет вход в Навье царство.
Древние греки наделяли медвежьими чертами Артемиду – богиню охоты. В ее храме часто жил прирученный медведь, а жрицы охотницы, во время праздника в честь богини исполняли специальную «медвежью пляску».
Но более всего интересен историкам и мистикам почти забытый культ пещерного медведя – таинственного бога седой старины. Здесь особое внимание уделялось черепу и передним лапам лесного божества, которым почитатели культа приписывали особую силу.
Несколько десятилетий назад в пещере Драхенлох (Австрия) был найден непонятный каменный ящик. Возраст находки насчитывал примерно сорок тысяч лет. На крышке ящика лежал массивный череп пещерного медведя, под которым покоились скрещенные кости передних лап этого животного. Одним словом крышка древнего сундука напоминала знаменитую эмблему пиратского «Веселого Роджера».
Но более всего удивило археологов содержимое данного схрона. Ящик был доверху наполнен черепами пещерного медведя. Ученые до сих пор ломают голову над этой загадкой, пытаясь разгадать: зачем первобытные люди хранили черепа, и зачем им понадобилось «украшать» свою «укладку» красноречивым знаком.
Надо сказать, что «медвежий культ» оставил свой след и на русской земле. Самое известное капище посвященное «хозяину леса» находилось на территории современного Ярославля, где проживали люди-медведи. Поклонялись они огромному, загадочному медведю, обитавшему при данном капище, и приносили своему божеству щедрые кровавые жертвы.
Как известно князь Ярослав Мудрый истребил под корень кровожадное племя, и не побоялся вступить в схватку со свирепым «богом». Из жаркого поединка князь вышел победителем, зарубив секирой поверженного Топтыгина. В память об этих событиях Ярослав заложил новый город (Ярославль) на отвоеванной земле, гербом которого стала медведь, стоящий на задних лапах с огромной секирой на плече.
Позднее, в эпоху христианства, люди называли медведя – братом лешего. Он следит за порядком в лесу, так как прочая нечисть боится лохматого воеводу. Черти и ведьмы бегут прочь от медведя, а тому под силу одолеть в поединке самого водяного.
Считалось, что медведь может уберечь скотину от всякого лиха. Поэтому сибирские крестьяне частенько вешали в хлеву медвежью голову, дабы «лесной хозяин» охранял живность от мора и напастей.
Медвежьи дети.
Древние мифы и сказки не раз повествуют нам о медведе как о большом любителе женского пола. Мол, частенько ворует Топтыгин баб в деревнях или же уводит заблудившихся в лесу кумушек в свою берлогу. Там незадачливая пленница становиться женой «лесного хозяина», который заботиться о ней и после рождения, их общего ребенка отпускает домой.
Не гнушались сожительством с простыми охотниками и матерые медведицы, не отказывая им в приюте в своем логове.
Рожденное же от подобных союзов потомство – это загадочные медведи-оборотни, обитающие в глухих лесах. Об этих людях говорили как об искусных магах, наделенных колоссальной физической силой.
Если верить преданиям медвежьи дети не всегда оставались в лесах. Зачастую они возвращались к людям, и становись известны как бесстрашные и непобедимые воины.
Так в русские сказки прославили легендарного богатыря Ивана Медвежье Ушко, сына медведя и украденного им красавицы.
В скандинавских сагах широко известен герой Берсеркес – потомок подобного союза. Воин, облаченный в медвежью шкуру, наводил ужас на врагов одним своим видом. Кроме силы и бесстрашия, он отличался от соплеменников звериной яростью и не чувствовал боли.
Существует предание, что именно этот герой стал прародителем полулегендарного племени берсерков, кровожадных воинов, несколько столетий державших в страхе народы северной Европы.
Вполне возможно, что подобные легенды породило некоторое физическое сходство лесного владыки с человеком. Известно, что отпечаток медвежьей лапы на мокрой земле удивительно похож на след босой человеческой ступни. Кроме того, если верить бывалым охотникам, то освежеванная медвежья туша сильно напоминает человеческое тело. Разве что лапы покороче, да когти подлиннее.
Не исключено, что данное сходство дало жизнь удивительным рассказам, разлетевшимся по Сибири уже в более позднее время. Так во многих деревнях и селах, люди, замирая от ужаса, передавали «страшилки» о том, как под шкурой добытого медведя обнаруживали мужика в онучах или же бабу в сарафане.
Охотники и добыча.
Несмотря на божественное происхождения и таинственные силы медведя, огромное животное с густым теплым мехом считалось завидной добычей. Однако охота на медведя во все века и времена было занятием опасным, сопряженная определенной долей мистики.
Существовало поверье, что «хозяина леса» нельзя просто так убить как любое другое животное. Опасаясь мести бурого великана, охотники, обсуждая план будущей облавы, называли предполагаемую добычу иносказательными именами: «старик», «хозяин», «дедушка» и др. Вот почему у медведя столько прозвищ, среди которых известные нам по сказкам «Потапыч» и «Топтыгин». При этом о медведе нельзя было отзываться неуважительно, и уж тем более ругать его, иначе если «старик» услышит, то он обязательно отомстит дерзкому.
Северные народы: эвенки, кеты или нивхи старались обмануть уже убитого «хозяина». Во время этого действа охотники разжигали костер и принимались медведя ритуально кормить и поить чаем. Угощая «дедушку» с ним вели неторопливые разговоры, убеждая добычу, что это не они убили «хозяина леса», при этом перекладывая вину на «чужих» - русских, юкагирских или долганских охотников. Так же во время этих разговоров просили медведя не гневаться, за то что его собеседники воспользуются его мясом и шкурой и обещали оказывать впредь медведям всяческое уважение.
И вот по окончанию данной «трапезы», когда «обманутый» дух медведя умчится в поисках убивших его, «чужих» охотников, добытчики разделывали его тушу в первую очередь, отрезая его переднюю лапу и голову. Их полагалась освободить от мяса, выварить и повесить на дерево как своеобразный оберег.
Часто при свежевании туши медведя присутствовал «чужак» - мужчина из другого племени. Считалось, что присутствие «чужеродца» так же помогало «сбить со следа» разгневанный дух убитого медведя. Именно «чужак» вырезал сердце добычи и принимал активное участие в приготовлении ритуального угощения.
Когда же охотники с добычей возвращались в свою деревню навстречу им выходили все женщины селения. Они приветствовали «мохнатого старика» как дорогого гостя и устраивали в его честь настоящий праздник.
Празднество в честь удачной охоты устраивали и русские охотники. Обычно добытчики собирались в доме человека обнаружившего медвежью берлогу или же под кровом храбреца не побоявшегося выйти с рогатиной против «хозяина леса».
Медведь-целитель.
Долгое время считалось, что неведомые магические силы, которыми люди наделяли мохнатого воеводу, переходили и на обереги, которые изготавливали из его шкуры зубов и когтей.
Мощнейшим амулетом считался медвежий коготь. Ему было под силу прогнать из дома потустороннюю нечисть, а так же даровать покой крикливому малышу. Человеку, что носит на груди данный оберег не страшны сглаз и порча. В руках опытного шамана медвежий коготь становиться сильным оружием, способным обуздать разгулявшуюся стихию.
Не меньшими чудесными свойствами обладают и зубы медведя. В древности их вешали над колыбелью младенца, дабы дух медведя оберегал кроху, до тех пор как тот не сможет постоять себя. Кроме того клыки «хозяина леса» вставляли в стены амбара и закрепляли между досок заборов. Считалось, что клыки медведя не допустят воров к хозяйскому добру и уберегут имущество при любых обстоятельствах.
Славяне считали, что если новорожденного младенца протащить сквозь челюсть медведя, это избавит малыша ото всех болезней.
Особыми магическими свойствами наделялось сердце медведя. Если человек съедал его, то ни какие болезни были ему не страшны. У индийских народов существовало следующее поверье: кусочек сырого медвежьего сердца наделял человека бесстрашием, мудростью и неуязвимостью.
Если больного, даже самой страшной болезнью окурить дымом от сожженной медвежьей шерсти, то все хвори отступят. Дух медведя заключенный в его меху отпугнет любые недуги и не позволят им вернуться.
Надо сказать, что медвежье сало, часто использовалось при магических ритуалах. Считалось, что если смазать им лоб, то это действо наделит человека хорошей памятью.
Помогала медвежья магия и при семейных неурядицах. Если женщина узнавала, что муж ей изменяет, то смазывала влагалище салом «лесного хозяина». Эта нехитрая манипуляция быстро возвращала благоверного в семью и отбивала у ходока охоту даже смотреть налево. С помощью медведя многие женщины излечивались от бесплодия. Считалось, что если прирученный Топтыгин перешагнет через страждущую, то вскоре она непременно забеременеет.
Рубрики: | Магия Мистика |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |