-ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в —онна€_Ѕогин€

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
ƒата регистрации: 20.05.2008
«аписей в дневнике: 115
 омментариев в дневнике: 66
Ќаписано сообщений: 344
ѕопул€рные отчеты:
кто смотрел дневник по каким фразам приход€т

ѕесн€ первой любви: –ашид Ѕейбутов

ѕонедельник, 07 Ќо€бр€ 2011 г. 01:13 + в цитатник
÷итата сообщени€ Dmitry_Shvarts ѕесн€ первой любви

—лагать можно о нем легенды, поэмы, говорить очень долго. я счастлив за него, как за артиста, который около 40 лет пел на эстраде. —частлив за то, что Ѕейбутов был, есть, и остаетс€. ѕо€вились новые певцы, новые кумиры, но им€ Ѕейбутова вошло не только в искусство јзербайджана, но и вошло в историю —оветского —оюза. ќн - классика мирового искусства. Ѕейбутов - это эпоха и этоистори€.
»осиф  обзон,

народный артист ———–

 



ѕоколение 60-70-х годов хорошо помнит времена, когда попул€рность артиста не была продуктом "раскрутки", а определ€лась исключительно народной любовью. » что бы ни говорили сейчас о бывшем —оюзе, именно в той стране звезды разных национальностей были равновеликими. » сегодн€, много лет спуст€, их песни, мину€ рейтинги и хит-парады, остаютс€ актуальными и не подвластными моде.
–ашид Ѕ≈…Ѕ”“ќ¬, в этот период был неверо€тно попул€рен. ѕесни в его исполнении "я встретил девушку", "“олько у любимой могут быть такие необыкновенные глаза" пользовались бешеным успехом.  ак мы все любили напевать эти мелодии.Ќесмотр€ на то, что Ѕейбутов не имел специального музыкального и вокального образовани€, своим талантом он покорил миллионы сердец. ¬ странах ¬остока его принимали шейхи, эмиры, султаны. ќни дарили певцу деньги, драгоценности, ковры, а один шейх подарил даже стадо слонов...


ƒумаетс€, не многие певцы смогут найти в своей творческой биографии примеры подобной попул€рности. ј –ашид Ѕейбутов удивительно попул€рен. ≈го знают и люб€т не только во всех уголках планеты. ¬ сорока странах мира им€ его произнос€т с признанием и уважением. ≈го голос помн€т в Ѕолгарии и в »ране, в Ѕельгии и в “урции, в ¬енгрии и в ‘инл€ндии, в Ёфиопии и в „или, в »талии и в ≈гипте. » везде, где бы он ни выступал, концерты Ѕейбутова становились демонстрацией гор€чей дружбы и искренней любви его к народу. "ѕосланником добрых сердец", "полпредом искусства" называют повсюду этого певца.

«везда –ашида Ѕейбутова взошла в первые послевоенные годы, когда советска€ песн€ и особенно зарождающа€с€ эстрадна€ песн€ союзных республик еще не успела испытать мощного вли€ни€ западной эстрады. Ёстрадна€ песн€ теснейшим образом св€зана с народной и зависит от нее. ћогут бесконечно мен€тьс€ и усложн€тьс€ формы этой зависимости, но сама зависимость остаетс€ неизменной. Ёто непосредственно относитс€ и к азербайджанской эстрадной песне - она целиком вышла из гущи народной, и, когда делала свои первые шаги, св€зь ее с народной песней была наиболее органичной. » поэтому вполне уместно перед разговором о –ашиде Ѕейбутове рассказать, о его отце, ћаджиде Ѕейбутове.
–ашид Ѕейбутов родилс€ в необычной семье. »менно здесь, в этой семье, в обстановке отчего дома надо искать корни ошеломл€ющих успехов –ашида Ѕейбутова как актера и певца. ≈го отец - Ѕейбутов ћеджид Ѕехбудалы оглы был знаменитым исполнителем мугамов и народных песен - ханенде.
ƒалеко в горах јзербайджана среди сверкающих снежных вершин и густых вековых лесов раскинулась живописна€ местность -  арабах. Ётот край издавна славилс€ в «акавказье не только знаменитыми карабахскими скакунами, но и своими старинными музыкальными и поэтическими традици€ми. «десь, в городе Ўуша, 18 апрел€ 1870 года родилс€ и провел детство и юность ћаджид Ѕейбутов. ќн зарабатывал на хлеб т€желым, утомительным трудом аршина-малчи (так называли в дореволюционном јзербайджане торговцев-разносчиков мелкого товара, что-то вроде русских коробейников). ¬ жару и в дождь ходил ћаджид по узким улочкам родного города, привлека€ покупателей своим пением. ≈го артистизм и красивый голос быстро обратили на себ€ внимание.
≈стественно, что в репертуаре ћаджила была в основном народные песни, песни на стихи выдающихс€ азербайджанских поэтов - Ќизами, ‘изули, ¬агифа. ќб уровне развити€ азербайджанском народной песни говорит хот€ бы тот факт, что она перестала к тому времени быть анонимной. Ќарод знал и любил своих певцов - ƒжабара  ар€гды, Ўушинсита Ѕюль-Ѕюл€ и многих других. ќни были профессиональными исполнител€ми народных песен. ћаджид и не заметил, как сам стал певцом-профессионалом. Ўуша €вл€лась в те годы подлинной консерваторией и любой талантливый музыкант, прошедший эти "шушинские музыкальные университеты", приобретал на ¬остоке особый вес и значение. »менно Ўуша сыграла огромную роль в становлении ћеджида Ѕейбутова как профессионального певца. »сполнительскую де€тельность он начал с юношеских лет и, как неповторимый исполнитель р€да мугамов (в особенности шушт€ра и чахарг€ха), внес значительный вклад в развитие азербайджанской вокальной школы. ѕозже вс€ семь€ его переехала в “билиси, €вл€ющийс€ в это врем€ центром политической и культурной жизни всего  авказа. Ѕезусловно, переезд позволил ему также расширить рамки своей концертной де€тельности.

¬ 1904 году в јнглии фирма "√раммофон" записала голос ћеджида Ѕейбутова и выпустила пластинки, разошедшиес€ во всем регионе с огромным успехом. ѕозже записи с его песн€ми выходили и в других городах и странах. ћеджид Ѕейбутов много гастролировал, давал сольные концерты, участвовал в р€де музыкальных постановок. ≈го хорошо знали и в јзербайджане, и за его пределами.  онцерты, данные им в “ебризе, —тамбуле, —офии, –иге, —анкт-ѕетербурге,  иеве, ¬аршаве и т.д., снискали ему большую попул€рность.

 онечно же, ћеджид Ѕейбутов был и первым наставником, и первым учителем сына. “ака€ "домашн€€ консерватори€" с детства привила –ашиду не просто любовь к музыке, а дала нар€ду с широчайшими познани€ми конкретных деталей и тонкостей исполнени€ еще то уникальное внутреннее видение особенностей музыкального мира, без которого нет истинного музыканта.
∆енившись,ћеджид Ѕейбутов перебралс€ на посто€нное жительство в “ифлис. «десь 14 декабр€ 1915 года, третьим ребенком в семье и родилс€ –ашид.

Ќезаур€дной личностью была и мать –ашида - ‘ируза јббас  ули кызы ¬екилова.ќна родилась в 1894 г. в г. азахе, где семь€ ¬екиловых была хорошо известна своей приверженностью к сохранению и приумножению культурных и просветительских традиций. ѕолучив прекрасное образование, она преподавала русский €зык в различных школах “билиси. ƒлительные годы возглавл€ла в “ифлисе женский клуб, организованный азербайджанским революционером Ќариман Ќаримановым. ‘ируза ¬екилова была также вдохновительницей и руководителем драматического кружка при этом клубе.

—ловом, в доме Ѕейбутовых царила та музыкально-художественна€ атмосфера, котора€ столь благотворно вли€ет на развитие таланта. ¬ семье все играли на музыкальных инструментах, все пели. » только маленький –ашид стесн€лс€ петь при люд€х. Ќо однажды, раскладыва€ на чердаке фрукты дл€ сушки, он забылс€ и запел во весь голос. ”слыхав его пенье, отец чуть не силком стащил мальчика с чердака и заставил повторить песню. ƒомашние были поражены звучным и красивым голосом –ашида. — тех пор в традиционных домашних спектакл€х в семье Ѕейбутовых ведущие роли отдавались ему. » именно здесь, во дворе родного дома, нацепив отцовскую каракулевую папаху и вз€в в руки огромную палку, –ашид впервые выступил в роли  упца јскера - в роли, котора€ со временем принесла ему славу и признание.

–ашид рос веселым, жизнерадостным, общительным парнем. Ќи одной событие в школьной самоде€тельности не обходилось без запевалы школьного хора –ашида Ѕейбутова. ¬ 1933 году –ашид поступает в железнодорожный техникум. ќднако премудрости железнодорожного дела он постигает неохотно - все свое врем€ и силы –ашид отдает самоде€тельному студенческому оркестру, который был им и организован. ”ход в армию, где он сразу стал певцом-солистом армейского ансамбл€, оказалс€ лучшим выходом из этого двусмысленного положени€. ¬ ансамбле начинает понемногу складыватьс€ репертуар молодого певца: он поет попул€рные песни ». ƒунаевского, ћ.Ѕлантера, ј.Ќовикова, песни композиторов «акавказь€. Ќо центральное место занимают азербайджанские народные песни. ѕосле окончани€ службы в јрмии –ашид Ѕейбутов становитс€ солистом одного из тбилисских эстрадных коллективов, а еще через некоторое врем€ переходит в √осударственный джаз јрмении под руководством талантливого композитора ј. јйваз€на. ¬ те годы ереванский √осджаз был очень попул€рным коллективом, и стать его солистом уже означало определенное признание и успех.  оллектив много гастролировал не только по  авказу, но и по всей стране. ƒобралс€ даже до ¬ладивостока. —пециально дл€ Ѕейбутова јйваз€н написал три песни - о  Ѕаку, ≈реване и “билиси, которые исполн€лись как цикл, посв€щенный дружбе закавказских народов.

¬ конце 30-х годов Ѕейбутов пробует свои силы в јрм€нском государственном театре оперы и балета имени —пендиарова, где ему довер€ют сольные теноровые эпизоды в хоровых отрывках классических опер. ¬месте с театром он впервые выступает в ћоскве на ƒекаде арм€нского искусства в 1939 году.

Ћетом 1941 в ћоскве планировалось проведение II ¬сесоюзного конкурса артистов эстрады. –ашид Ѕейбутов тщательно готовилс€ к конкурсу и во второй раз отправилс€ в столицу. ≈ще в поезде, он узнает о начале ¬еликой ќтечественной войны.  онкурс был отменен, и Ѕейбутов вернулс€ в ≈реван.

»звестно, с каким вдохновением и напр€жением трудились в годы войны исполнительские коллективы, поднима€ настроение и боевой дух советских солдат. Ќе был исключением и √осударственный джаз јрмении. ¬ мае 1942 года коллектив командируетс€ на  рымский фронт. јртисты выступали в солдатских окопах под открытым небом, в земл€нках, в наскоро сколоченных бараках походных госпиталей в любое врем€ дн€ и ночи. Ќе раз концерты прерывались боевой тревогой, артобстрелом или бомбежкой. ¬ыступлени€ на передовой требовали полной самоотдачи. ¬озникла необходимость и в обновлении репертуара. –ашид Ѕейбутов поет знаменитую "ƒавай закурим", " рымскую боевую" и многие другие военные песни.

Ќо в это трудное врем€ люд€м нужно было не только искусство, посв€щенное суровым военным будн€м. Ќе менее нужными оказались весела€ штука, жизнерадостный юмор. ¬ конце 1943 года на Ѕакинской киностудии было прин€то решение об экранизации попул€рнейшей музыкальной комедии ”зеира √аджибекова "јршин мал алан", произведени€ далекого от военной тематики. ѕервоначально –ашида Ѕейбутова не было в списках исполнителей, но по счастливой случайности один из постановщиков фильма оказалс€ на концерте в Ѕакинском доме офицеров, где Ѕейбутов, гастролировавший в этом врем€ в Ѕаку, исполн€л известную арию јскера. ¬печатление было таким сильным, что малоизвестный молодой певец был приглашен на главную роль в фильме.

“ак сбылась давн€€ мечта –ашида - "јршин мал алан" с детства было одним из любимейших его произведений. ѕесни, куплеты и арии из этой замечательной музыкальной комедии посто€нно звучали в его концертных программах. » конечно, он давно знал наизусть партию главного геро€ - молодого купца јскера. Ќо теперь ему предсто€ло не просто исполн€ть музыкальные фрагменты, а создать цельный драматургический образ во всей последовательности сценического развити€, актерски обосновать контрастные смены настроений и переживаний своего геро€. “рудностей поначалу хватало. –ашид снова и снова вслушивалс€ в знакомую с детства музыку, вчитывалс€ в известный до последних мелочей сюжет, искал в нем новые штрихи и оттенки, добивалс€ выразительности и достоверности каждой интонации, каждого слова, каждого жеста.
‘ильм вышел в 1945 году. ”спех его был ошеломл€ющим. “риумф фильма началс€ с Ѕаку. ќгромные очереди толпились у касс всех Ѕакинских кинотеатров. Ћюди смотрели фильм по несколько раз, нарасхват покупали фоторепродукции отдельных кадров.
¬ любом уголке страны можно было услышать, как люди напевают знаменитую арию на слова газеллы ‘изули "∆изнь мою мученье гложет", куплеты аршина-малчи, песню јскера "я нашел судьбу свою". ќбраз јскера настолько слилс€ с личностью артиста, что даже в афишах после фамилии Ѕейбутова сто€ло: "√ерой фильма "јршин мал алан", а друзь€ певца в шутку называли его "–ашид мал алан".
ƒуэт –ашида Ѕейбутова с красавицей Ћейлой Ѕедирбейли в созвездии прекрасных азербайджанских актеров сделали фильм «јршин мал алан» рекордсменом по числу зрителей почти в 50 странах мира. ¬ 1946 году за исполнение в фильме роли јскера ему была присуждена —талинска€ преми€.

  артисту пришла подлинна€ слава. „исло желающих услышать голос любимого певца, теперь солиста јзербайджанской государственной филармонии, увеличивалось с каждым днем. Ћюди хотели воочию увидеть новую звезду эстрады. » Ѕейбутов с радостью откликалс€ на это. ¬ Ѕаку не осталось, наверно, ни одного концертного зала, ни одного ƒворца культуры, ни одного крупного предпри€ти€, где бы он не выступил. ѕервый большой успех - это всегда испытание дл€ артиста. »звестно немало примеров, когда тот или иной певец, добившись определенной известности, останавливаетс€ в творческом росте.   счастью, Ѕейбутов не пополнил этого списка. ”спех фильма "јршин мал алан" только раззадорил его. Ѕолее того, он был необходим и полезен –ашиду, как бывает, необходим и полезен истинному таланту желанный момент самоутверждени€, чтобы обрести уверенность в своих силах. » теперь все накопленное Ѕейбутовым за годы ученичества (а, наверно, именно так следует расценивать его концертную де€тельность до по€влени€ фильма "јршин мал алан") как из рога изобили€ обрушиваетс€ на увеличивающуюс€ с каждым днем аудиторию его слушателей.

ѕожалуй, именно в этот период складываетс€ творческий облик –ашида Ѕейбутова, каким мы его знаем. » именно в этот период он начинает осознавать себ€ не просто солистом того или иного эстрадного коллектива, не просто эстрадным исполнителем, а народным певцом, продолжателем традиций своего отца. Ќеважно, что изменилс€ репертуар, манера исполнени€, - важно самоощущение артиста и ответна€ реакци€ публики. Ќародный певец - это, прежде всего такой певец, которого св€зывает с публикой прочнейшие узы взаимной любви. ”же одно по€вление его перед публикой - праздник. Ќа рубеже 40-50-х годов он выступает в городах ѕоволжь€, ”рала,  узбасса, —ибири, на јлтае. „асто приезжает в ћоскву и Ћенинград. ”частвует во всех юбилейных праздничных концертах. ѕоет на ¬семирном фестивале молодежи и студентов в Ѕудапеште (1949 г.). ƒл€ Ѕейбутова характерна неуемна€ жажда общени€ с публикой. ќн выступает не только в больших концертных зала, но и в маленьких сельских клубах и даже на полевых станах, поет под открытым небом, иной раз и без аккомпанемента. ѕоет, потому что знает: его здесь ждут, его здесь люб€т, его хот€т слышать. ≈ще в военные годы Ѕейбутов познакомилс€ с творчеством молодого, одаренного азербайджанского композитора “офика  улиева. “еперь их творческое содружество становитс€ посто€нным. Ѕейбутов с блеском исполн€ет песни  улиева " авказскую застольную" и "јзербайджан" (стихи —. ¬ургуна), "ѕесню нефт€ника" (стихи ћ. —ветлова), "«улейху-ханум" (стихи √. –егистана) и другие, а  улиев прекрасно аккомпанирует ему на ро€ле. Ёто был дуэт двух €рко одаренных музыкантов. ќни работали легко, красиво, артистично - казалось, что певец и композитор-пианист создают свои вдохновенные песни здесь, сейчас, пр€мо на эстраде.  онечно, наивно думать, что большой успех и признание можно заслужить только беззаветным служением публике.
ѕодлинна€ причина неверо€тной попул€рности –ашида Ѕейбутова в другом. Ќе последнюю роль здесь сыграла его удивительна€ природна€ одаренность. Ѕейбутов - певец и артист, что называетс€, милостью божьей. „тобы заслужить всеобщее признание, ему не понадобилось ни специального музыкального и вокального образовани€, ни постановки голоса, ни профессионального обучени€ сценическому мастерству. ¬се заложенное в нем от природы было развито его неустанной работой над собой. “щательнейша€ отделка каждой песни, виртуозна€ нюансировка, законченность каждого жеста и каждой интонации достигались кропотливым ежедневным трудом. —пособность Ѕейбутова к такому труду - это одно из про€влений его таланта. Ѕез умени€ трудитьс€, воплощать, одаренность в конкретные художественные реалии талант погибает, и прецедентов этому известно более чем достаточно. –ашид Ѕейбутов не только подолгу работает над вокальной и сценической отделкой каждой песни. ќн посто€нно обновл€ет репертуар (при этом, не броса€ работу над старыми вещами), обращаетс€ к новым жанрам, ищет новые формы концертного исполнени€. ¬ его программах звучат и песни народов мира, и эстрадные песни советских композиторов, и старинные русские романсы. ќстаетс€ только удивл€тьс€, когда он при его неверо€тно насыщенной гастрольной практике успевал осваивать новое.

Ўирокой попул€рностью и большим успехом пользовалось искусство –ашида Ѕейбутова в соседних странах. ќн неоднократно гастролировал, и всегда с оглушительным успехом, в городах Ѕлижнего ¬остока, особенно в »ране и “урции. ¬ “егеране выступал с прекрасным пианистом „ингизом —адыховым и таристом-виртуозом Ёхсаном ƒадашевым; вместо запланированных двух недель они пробыли там два с половиной мес€ца. ј в “урцию –.Ѕейбутов впервые попал в 1961 году вместе с талантливым скрипачом јзадом јлиевым. »х концерты в —тамбуле и јнкаре прошли с большим успехом и –ашид ћеджидович назвал их триумфом азербайджанской музыки и песни.
- Ќа первых гастрол€х в »ране,- вспоминал –ашид ћеджидович, - € попал в гости в дом очень богатых и знатных людей. » когда назвали мою фамилию, хоз€йка дома, почтенна€ дама, вдруг спросила мен€: «—из кимин оглу сусус?» » когда € ответил, она заплакала. ќказываетс€, она была растрогана тем, что видит сына ханенде, который пел на ее свадьбе.
»з тех прошлых времен запомнилс€ его рассказ о т€желейшей гастрольной поездке по двенадцати странам Ћатинской јмерики. 56 взлетов и посадок на «Ѕоингах», концерты на высоте 4200 метров над уровнем мор€, в антрактах вместо традиционного ча€ - кислородна€ подушка...
ѕо свидетельству Ѕориса Ѕрунова, который также участвовал в этой поездке, за три мес€ца состо€лось 85 концертов, собравших сотни тыс€ч зрителей. ќсобенно трудно было в „или, где назревал политический кризис. ¬от что писал из —анть€го –ашид ћеджидович своей супруге:
«ƒорогие мои! ”же дес€тый день наших опасных гастролей. ¬се переезды на автобусах в сопровождении автоматчиков, часто между ними и забастовщиками происход€т перестрелки. —ейчас спешу на концерт в оперный театр, где выступали Ўал€пин, ѕавлова, јртур –убенштейн, ћенухин... Ќо главное на всех концертах - бешенный успех. я счастлив, что проложил дорогу азербайджанской песне. ’очу вас видеть и крепко обн€ть. ¬сего хорошего, гор€чо целую, особенно –адочку, зернышко мое. ÷елую, папа –ашид, 5 августа 1973 года»..

ќн как бы шел по следам триумфа фильма "јршин мал алан", демонстрировавшегос€ в этих странах. » в каждой, помимо своей обычной программы, артист пел песни этой страны, причем непременно на €зыке оригинала.  ритики отмечали поразительное уменье –ашида Ѕейбутова в короткий срок овладеть не только верным произношением и точным интонированием чужого €зыка (а среди них были такие сложные, как китайский и хинди), но и его способность пон€ть и воплотить музыкальные особенности данной песенной культуры, ее непередаваемый вокальный колорит, ее оригинальную стилистику.
“офик  улиев утверждал, что –ашид пел попул€рные песни стран, где выступал, лучше, чем ее собственные певцы. ѕрезидент ‘инл€ндии однажды сказал ему: «“ы финн!» - настолько совершенно певец исполн€л песни на финском €зыке. ƒж.Ќеру был убежден, что в роду Ѕейбутовых наверн€ка были индийцы. ≈сли он пел на китайском, то не просто копировал €зык, а должен был донести песню так, чтобы взвыли залы. ≈го любили ƒж.Ќеру, »ндира и –аджив √анди, император Ёфиопии ’айле —еласье.
ƒавн€€ творческа€ дружба св€зала Ѕейбутова с одним из ведущих азербайджанских композиторов ‘икретом јмировым. –ашид включил в свой репертуар его романсы на стихи Ќизами "√юлюш" и "”лдуз", песню "—евдийм €рдыр" (слова народные) и другие произведени€. » когда јмиров начал работу над оперой "—евиль" на сюжет одноименной пьесы ƒжафара ƒжабарлы, то он не представл€л никакого другого исполнител€ на партию главного геро€ Ѕалаша, кроме Ѕейбутова. » снова –ашид должен был осваивать новое дл€ себ€ дело. Ёстрадному певцу трудно петь на оперной сцене - иные задачи, иные вокальные требовани€, иные законы сценического поведени€. Ќо Ѕейбутов никогда не бо€лс€ трудностей.
ќн шесть раз гастролировал в »ндии, а впервые в 1952 году и, по словам известного русского поэта Ќикола€ “ихонова, исполнение –ашидом Ѕейбутовым нескольких индийских песен, причем, на €зыках хинди, урду и бенгали, вызвало бурю аплодисментов и стало сенсацией.
»ндусы €вно не ожидали такого подарка со стороны нашего талантливого певца. ≈му действительно говорили, что он поет как насто€щий индус. ¬ Ѕомбее –ашид Ѕейбутов познакомилс€ и подружилс€ со знаменитыми индийскими киноактерами Ќаргиз ’умара и –адж  апуром, которые позже приезжали в —оветский —оюз и встречались с –.Ѕейбутовым. ќ своей первой поездке в »ндию –ашид ћеджидович написал большую книгу "¬ далекой »ндии".

„ерез два года - вновь в поездке в »ндию в составе советских артистов, –.Ѕейбутова уже встречали как давнего друга. ќсобенно восхищало индусов исполнение –.Ѕейбутовым попул€рной песни индийского композитора "»з всех стран - сама€ лучша€ мо€ »нди€".
¬ попул€рности Ѕейбутова можно убедитьс€, вспомнив хот€ бы такой случай. ѕоезд шел по ночной »ндии. ќн вез делегацию советских артистов. —вет в вагоне погас, ѕлисецка€, “ургунбаева, ћихайлов, ћасленникова, Ѕейбутов и другие артисты уже готовились отойти ко сну. ¬незапно поезд остановилс€. »з вагона был слышно, как снаружи начал нарастать не€сный гул толпы... √олоса звучали отчетливей, слива€сь в дружное скандирование: –ашид Ѕейбутов! –ашид Ѕейбутов!.. Ёто жители окрестных деревень преградили путь поезду, они хотели видеть и слышать советского певца.
» он пел им. ѕр€мо со ступенек вагона. ¬ море апплодисментов тонули азербайджанские и индийские песни. Ќе скоро кресть€не отпустили артиста, и долго поезд нагон€л потер€нное врем€.
Ќемногие певцы могут похвастатьс€ примерами подобной попул€рности. ¬ сорока странах мира им€ Ѕейбутова произносилось с признанием и уважением. ќставалось удивл€тьс€, как при неверо€тно насыщенной гастрольной практике ему удавалось осваивать новый репертуар.

 азалось, что эта творческа€ его судьба уже не будет знать каких-либо низких поворотов, ибо на азербайджанской эстраде Ѕейбутов обрел все, что искал. Ќо –ашид и здесь оказалс€ непредсказуем. 25 декабр€ 1953 года состо€лась премьера оперы ‘икрета јмирова "—евиль". ¬ этой опере –ашид Ѕейбутов исполн€л партию главного геро€ Ѕалаша. ¬первые выступив на оперной сцене, –ашид Ѕейбутов сумел прочно соединить воедино сценические и музыкальные задачи, сто€щие перед спектаклем.

 

ѕо свидетельству музыкальных критиков он не просто исполн€л роль или создавал образ Ѕалаша, он просто был Ѕалашем на этой сцене, опроверга€ все стереотипы о несценичности оперных певцов. јри€ Ѕалаша и концертна€ де€тельность –ашида Ѕейбутова этого периода нашла свое отражение в документальном фильме "–одному народу". ¬ 1955 году на экраны вышел другой фильм "Ѕахти€р" ("Ћюбима€ песн€") с его участием, где Ѕейбутов сыграл роль нефт€ника, одаренного необычайным певческим талантом. ћузыка к фильму была написана “офиком  улиевым. ¬ этом фильме Ѕейбутов даже исполн€ет арию –удольфа из оперы ѕуччини "Ѕогема".
Ќо это произойдет позже, а в начале 50-х годов Ѕейбутов со свойственной ему энергией и предприимчивостью беретс€ за осуществление своего очередного творческого замысла. ќн задумал создать при јзербайджанской государственной филармонии такой концертный ансамбль, который объединил бы в себе черты традиционного эстрадного коллектива и особенности народно-исполнительского искусства. Ѕолее п€ти мес€цев шла напр€женна€ работа по подготовке ансамбл€. Ћучшие композиторы республики –  .  араев, ‘. јмиров, —. √аджибеков, “.  улиев, –. √аджиев писали музыку дл€ первой программы. Ќемало пришлось потрудитьс€ руководител€м ансамбл€ дл€ того, чтобы интермедии конферансье, песенные и танцевальные номера слились в единое красочное представление. –.Ѕейбутов позже говорил об этом коллективе: "’от€ мы создавали не специально молодежный ансамбль, получилось так, что он объединил силы свежие, талантливые, молодые и много нового в программу было привнесено именно этими молодыми участниками ансамбл€".

 

ѕремьера первой программы состо€лась в Ѕаку 28 июл€ 1957 года. ѕрограмма получилась на редкость своеобразной и интересной. Ќачались регул€рные гастроли коллектива. Ћюбители музыки ћосквы, Ћенинграда,  иева, ћинска, ’арькова, –иги и других городов рукоплескали вокально-хореографической картинке "¬ горах  авказа", народному азербайджанскому мугаму "Ѕа€ты-шираз", знаменитой песне √. √усейнли "ƒжуджал€рим" (÷ыпл€та) (стихи “. ћуталибова, перевод –. –одавильской). ќсобым вниманием публики заслуженно пользовалс€ организатор и руководитель ансамбл€ –ашид Ѕейбутов. ќн не только с блеском исполн€л совершенно разные по жанрам песни, такие, как "ƒевушка серьезна€" (музыка ¬. Ћюдвиковского, стихи √. –егистана) и "¬ечерн€€ серенада" (музыка и стихи ¬. ѕаберза), но и, несомненно, способствовал той атмосфере праздничности, котора€ сопровождала выступлени€ ансамбл€. ј какой музыкальной феерией была сери€ народных песен - « ючал€р€ су сапмиш€м», «Ёвл€ри вар хана хана», «јман овчу» в исполнении –ашида Ѕейбутова.
"ќркестр –ашида Ѕейбутова - сильный, квалифицированный коллектив, почти целиком, состо€щий из молодых музыкантов-азербайджанцев, - отмечалось на страницах журнала "—оветска€ музыка" (1959 год, є8) - “ехникой джазовой игры, искусством ансамбл€, характерными эстрадными соло они владеют в совершенстве. ¬месте с тем это не просто обычный джаз-оркестр. ¬ его составе мы встречаем и любимейшие народные инструменты јзербайджана - тар, кеманчу, и характерные эффекты игры на ударных живо напоминают национальную манеру азербайджанских бубнистов".

 

¬ 1959 году ему было присвоено звание «Ќародный артист ———–»,
» хот€ ансамбль пользовалс€ неизменным успехом, все-таки –ашид Ѕейбутов не был им удовлетворен. — его жаждой выступать как можно больше, с его любовью к небольшим площадкам, ансамбль казалс€ ему слишком громоздким.
Ќо коллектив, крупный сам по себе, да еще св€занный с большим количеством людей, обслуживающих его, тер€ет свое подвижность, мобильность. ј это совершенно не устраивало Ѕейбутова, и постепенно он пришел к той форме концертной бригады и концерта, которую артист назвал "“еатр песни". «десь песн€ не просто поетс€. ќна играетс€. Ћегка€ деталь оформлени€ - скамейка, шатер, специальна€ подсветка лучом "волшебного" фонар€, костюм исполнител€, балетные вставки - все помогает раскрыть сюжет песни, сделать ее образной. “акой концерт - это, конечно, не обозрение и не ревю. «десь нет артистов-разговорников. “олько музыка и песн€, но песн€ театрализованна€, мизасценированна€, начина€ от выхода артиста и до его ухода за кулисы. “еперь –ашид Ѕейбутов сам осуществл€ет всю постановочную работу, рисует эскизы, декорации, придумывает костюмы, сам пишет сценарий. ќтказываетс€ Ѕейбутов и от большого оркестра. Ќа сцене всего семь музыкантов. "“еатр песни" Ѕейбутова исключительно мобилен, легок на подъем.
¬есной 1955 года избиратели «акатальского района выдвигают –.Ѕейбутова кандидатом в депутаты ¬ерховного —овета јзербайджанской ——–.
¬ 1980 году — ему было присвоено звание √еро€ —оциалистического “руда.

 

ќказалось, что лучшие качества современной эстрадной песни - одухотворенность, высока€ экспресси€ исполнени€, импровизационность, демократизм - нисколько не противоречат фольклорным традици€м. » когда в исполнении –ашида Ѕейбутова народна€ песн€ становитс€ эстрадной, а эстрадна€ - народной, это не кажетс€ парадоксом. Ќо при этом Ѕейбутов, конечно, далек от той неоправданной модернизации фольклорных песен, котора€ находит место на эстраде. ≈му свойственно на редкость бережное отношение к народной песне.
ќн был истинным аристократом духа и в культуре общени€ с окружающими, и поведении на сцене и в быту. Ќедаром известный конферансье Ѕорис Ѕрунов говорил: "Ќа советской эстраде только два человека диктовали моду - јркадий –айкин и –ашид Ѕейбутов".

“ак уж сложилось, что громка€ слава одного из членов семьи Ѕейбутовых - –ашида Ѕейбутова - оставила как бы в тени его брата и сестру, хот€ у каждого из них сложилась достаточно интересна€ артистическа€ судьба. Ѕрат –ашида - Ѕейбутов јнвер ћеджид оглы - был старше него на 3 года. ¬ нем рано пробудилс€ огромный интерес к театру и практически всю свою жизнь он св€зал с театральной режиссурой. ќн закончил режиссерский факультет ¬сесоюзного государственного института театрального искусства в ћоскве, работал режиссером в различных театрах ”ль€новска, ’абаровска, Ќовосибирска,  азани, –остова. — 1966 года €вл€лс€ главным режиссером јзербайджанского театра оперы и балета. Ѕыл удостоен звани€ народного артиста –оссийской ‘едерации.

—естра –ашида - Ѕейбутова Ќаджиба ћеджид кызы - была заслуженной артисткой јзербайджана, работала в театре музыкальной комедии, создала массу колоритных образов на азербайджанской сцене.
—частлив был –ашид и в семейной жизни. ќднажды он влюбилс€ в студентку мединститута ƒжейран, и с тех пор всегда р€дом была его втора€ половина - его жена, ƒжейран ханум Ѕейбутова

 

—лавные традиции отца продолжает –јЎ»ƒј - дочь Ѕейбутова, заслуженна€ артистка јзербайджана
— п€ти лет –ашида уже свободно владела клавиатурой. «атем известный путь в искусстве: музшкола им. Ѕюль-Ѕюл€, консерватори€ по классу фортепь€но, с перспективой сделать карьеру пианистки. Ќо еще с детства –ашида любила петь. –ашид ћеджидович внимательно следил за развитием ее голоса, утвержда€, что он должен окрепнуть. » по окончании консерватории –ашида, по совету отца, вторично поступила на вокальный факультет. ќдновременно она стала работать в “еатре песни в качестве ведущей солистки. Ёто стало хорошей школой дл€ нее. ќна выступала на концертах со своим великим отцом.
¬ 1985 году –ашида выступила на традиционном «акавказском конкурсе музыкантов и зан€ла первое место. Ёто был первый успех молодой певицы. √од 1987 - ¬сесоюзный конкурс вокалистов - –ашида получает диплом "Ќадежда.
ѕодрастает внук –ашида Ѕейбутова-маленький –ашид. —танет ли он таким же знаменитым, как его дед? ¬рем€ покажет.

 

  семье –ашида Ѕейбутова всегда с большим уважением и почтением относилс€ ћуслим ћагомаев. ¬ 1996 году, по его инициативе, при участии режиссера Ёльдара  улиева в самом престижном ћосковском зале "–осси€" был организован вечер пам€ти –ашида Ѕейбутова.
ћуслим ћагомаев в своей книге "Ћюбовь мо€-мелоди€" так пишет о –ашиде: "Ћучша€ песн€ –ашида Ѕейбутова - это его дочь –ашида, красива€ женщина и прекрасна€ певица, котора€ достойно продолжает дело своего отца..."
–ашид Ѕейбутов своим творчеством учил патриотизму. ѕатриотизму не ложному, а истинному, когда, на каждом концерте со сцены в исполнении Ѕейбутова звучало страстное признание любви к –одине: "¬есь € твой, навсегда в сыновь€ тебе дан, јзербайджан, јзербайджан!"

»менно с этих слов начинались его гастроли, именно јзербайджан он славил на всех широтах и меридианах нашей планеты.
” входа в “еатр песни, нос€щий его им€,

 

как и р€дом оживленный проспект, сооружен огромный макет двух земных полушарий. Ќа них не обозначены границы государств, потому что дл€ песен –ашида Ѕейбутова не существуют границы. ќба полушари€ густо усе€ны значками: так помечены города и страны, где выступал с концертами великий певец.
ѕерва€ программа, которую он создавал, называлась: «¬ы не видели јршин малчи?». ¬ладимир  афаров, один из активных помощников –ашида в создании театра, писал: «ѕо натуре он был оптимистом, светлым человеком, любившим и посме€тьс€, и посмешить. ќн разыгрывал перед нами забавные микросценки, мы покатывались со смеху, говор€, что «зарождаетс€ не только театр песни, но и театр одного актера».
ѕремьера была приурочена на Ќовруз байрам 1989 года. ¬се было хорошо, голос звучал красиво и сильно, он себ€ чувствовал отлично. Ќо неожиданно стало плохо...
¬  ремлевскую больницу поместили поздно. ƒес€ть дней врачи боролись за жизнь Ѕейбутова, но врем€ было упущено. ќн умирал в одиночестве, только верна€ ƒжейран ханум не отходила от него...
“рудно быть звездой. ≈ще труднее оставатьс€ звездой. ћожет быть, легко стать звездой на миг, на день, на год, но оставатьс€ звездой, быть немеркнущим светилом на прот€жении всей своей жизни, особенно в таком, подверженном быстрым переменам, жанре как эстрада, очень трудно. Ѕейбутову это удалось.”мер певец 9 июн€ 1989 года.

 " ак драгоценный камень, как наполненный до краев рог со старым вином держу в руках, когда прикасаюсь к народной песне. ƒух захватывает от счасть€, от силы, заключенной в ней, и восторг смен€етс€ опасением: не сломать, не расплескать, донести ее люд€м всю до капли, повернуть так, чтобы солнце отразилось в каждой ее грани".
–. Ѕейбутов

ћетки:  

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку