-я - фотограф

∆енский образ в живописи 18-20 веков часть 1

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Dmitry_Shvarts

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.04.2008
«аписей: 9882
 омментариев: 97731
Ќаписано: 110059

–оман ¬иктюк: —казочник высшего света

—уббота, 05 —ент€бр€ 2015 г. 16:50 + в цитатник

¬озраст, такое впечатление, обходит его стороной. √ениальный слав€нский режиссЄр, как называет своего однокурсника актриса ¬алентина “алызина, до сих пор не ведает поко€ и не устаЄт экспериментировать, удивл€ть и шокировать почтенную публику.  то-то скажет, что главные победы ¬иктюка позади и феноменальный успех «—лужанок» образца конца 80-х уже не повторить. ¬ ответ главный театральный провокатор страны лишь усмехнЄтс€. » отвесит новую звонкую пощЄчину общественному вкусу. 


ƒмитрий “ульчинский

— –оман √ригорьевич, такое впечатление, что вы подминаете мир под себ€. ѕризнайтесь, есть такое?
— ћожет быть. Ќо € никого не переделываю. ѕросто пытаюсь вычистить все те шлаки, которые то или иное государство, то или иное врем€ об€зательно в человека сознательно вкладывает.

— Ќо актЄров же точите под себ€, как ѕапа  арло. —ами говорили, что «чичирки» и «манюрки» (так своеобразно ¬иктюк называет мужское и женское начало. — јвт.) в актЄре должно быть 50 на 50. » если видите, что строга€ пропорци€ не соблюдена, стараетесь исправить. Ёто же подавление.
— Ќе подавление, а развоплощение. “ой тайны, котора€ есть в каждом из нас. –аз-во-пло-щение.

— ј сопротивление подопытных ощущаете?
— Ќикогда не было сопротивлений. Ќи-ког-да. Ќи от ƒорониной, ни от ƒемидовой, ни от ќбразцовой, ни от ћакаровой — а это всЄ лучшие артисты второй половины ’’ века, целые планиды, а не индивидуальности. » мы летали вместе замечательно.

— ќткуда же все эти разговоры о ваших знаменитых истериках во врем€ репетиций?
— ѕочему «истерики»? Ёто выбросы энергетические. я актЄров уволакиваю в этот вихрь. » они знают и ждут того момента, когда в этот водоворот, в этот вихрь как щепку их бросит... ј кто считает это истерикой, тот должен моментально исчезнуть.

 

— –оман √ригорьевич, на вас обижаютс€?
— ѕон€ти€ не имею.

— ј вас чем-то можно обидеть?
—  онечно. я же чувствую то мгновение, когда люди закрываютс€ и надевают броню. Ѕроней этой как раз и можно мен€ обидеть. Ќу, если € к человеку во все каналы пытаюсь войти, а кругом — шлюзы, шлюзы, шлюзы...

— Ќо это обида немного не того рода.
—  ак не того рода! —ама€ больша€ и сама€ страшна€.

— ћожет, тогда конкретизируете, чтобы было пон€тно?  ака€ в вашей жизни была сама€ больша€ и страшна€ обида?
—  акие могут быть конкретные обиды? ≈сть обиды от самой природы, потому что природа бестактна, и она в такие свои сети заволакивает человека, что обмануть еЄ нельз€. Ќи обмануть, ни приостановить, ни договоритьс€, ни сделать паузу. —тарение — хочешь, не хочешь — а видишь на своих друзь€х, наблюдаешь, как это всЄ происходит. ¬от самое страшное, что может быть, вот сама€ сильна€ война против человека — творческого, прежде всего. » тогда € придумываю себе теорию, что есть обиды материальные, и есть тот возраст, который имеет отношение к материальной структуре. ј у творца возраст должен быть космический, и, если это режиссЄр, то ему всегда 19. ѕотому что каждый раз он все должен начинать сначала: ничего не знать, ничего не помнить. ј только стоит человечек с пистолетом, нат€нута ленточка. „еловечек говорит: приготовитьс€, на старт! —трел€ет. » ты бежишь.  уда? ≈сли задашь себе этот вопрос, ничего не будет. Ќи-че-го. Ќадо только бежать.

–оман «чичирки» и «манюрки»

— Ќо вы же человек без возраста, правда?
— я не могу так сказать, € бы хотел так сказать. Ќо когда в телевизоре видишь себ€ р€дом со своими очень любимыми артистами...

— —о сверстниками?
— ƒа. » это так грустно, так страшно. » тогда € кричу: наезжайте, давайте крупный план, € рад с ними быть р€дом, потому что... € их оттен€ю. Ўучу, конечно, но, к сожалению, это правда. ¬рем€ — самый безжалостный диктатор. —амый! » те, кто пытаютс€ обмануть врем€, остаютс€ в дураках, у них никогда ничего не получаетс€.

 

— ¬ы действительно человек без возраста. Ќо если о возрасте, то как вы его ощущаете? –€занов, например, на этот вопрос ответил: возраст ощущаетс€, когда зав€зываешь ботинки.
— Ќу, это самое простое. ћожно ходить в тренажЄрные залы или на массаж... я ж тебе повтор€ю: есть два измерени€: материальное и вечное, вот откуда надо пл€сать. ≈лене ќбразцовой всегда 19. јлисе ‘рейндлих — 14. »м не может быть больше. ¬от когда они повер€т, что им больше, — всЄ, конец! Ќадо закрывать дверь и кричать: «я уже не люблю, и мен€ уже никто не любит!»

— ѕро режиссЄров говор€т, что заканчиваютс€ они, извините, с потенцией.
— Ќу, понимаешь, есть такие средства сейчас, что потенци€ до последнего вздоха не заканчиваетс€. ≈сть масса удивительных вещей, и € знаю, что многие, пользу€сь этим, себ€ ощущают прекрасно.

— ƒл€ восстановлени€ физической потенции есть, конечно, средства. ј дл€ творческой?
— ј творческа€ импотенци€ у режиссЄров происходит обычно с первого спектакл€. ”же видно, что человек импотент, ничем не поможешь. ћолодой, старый — без разницы. ѕо первому же опусу могу сказать — чичирка не фурычит, чичирка — только крантик дл€ писани€. » больше ни-че-го! ј когда не вибрирует чичируська родна€ — всЄ! —ходи с этого поезда, закрывай дверь. » тогда уж пиши мемуары.

— ¬ы никогда не думали о том, что ваша режиссЄрска€ потенци€ может закончитьс€?
— я не только думаю об этом, а всЄ врем€ перепрыгиваю. ≈сть две горы, а между ними — пропасть.  аждый раз нужно перепрыгивать. ј перепрыгнуть можно только в 19 лет... Ќедавно только прочитал о спектакле «–омео и ƒжульетта», кака€-то умна€ критикесса написала — € готова покл€стьс€, что режиссЄру 19. ¬сЄ! Ћучше рецензии нет. » это правда.

— ј р€д театральных премий вас просто не замечают. ќни не хот€т верить, что вам 19?
— я их всех отгон€ю.

—  аким же образом?
— ј очень просто. ћного лет назад, когда Ѕерезовский основал первую премию «“риумф», они тут же ко мне кинулись, и € отмахнулс€: не имею к этому отношени€. » потом, когда все, кто получал от Ѕерезовского деньги, стали уже его гнобить и кричать, какой он нехороший, € сказал: «ј теперь возвращайте. ¬ам не стыдно?» — «ј мы уже потратили». — «“ак если б вы не брали, — говорю, — вы бы и не тратили». ѕонимаешь? я к этому не имею никакого отношени€ и не хочу иметь. Ќо у мен€ же есть вс€кие награды, которых нет ни у кого, — это ≈вропейска€ преми€ по режиссуре, и не одна. » € единственный, у кого два звани€: народный артист ”краины и –оссии. Ќи у кого нет! я же не кричу об этом.

—майл как оружие

— ¬ы не чувствуете некую враждебную ауру вокруг себ€?
— Ќет. я еЄ даже не замечаю. Ќу, понимаешь, если € вхожу и вношу улыбку! » всЄ, и смайл на смайл идЄт.

— ƒаже когда партийные органы запрещали ваши спектакли, ничего не замечали?
— Ѕоже упаси — € улыбалс€.

 

— Ќу, тогда сложно было улыбатьс€.
— —покойно можно было улыбатьс€. » € прекрасно ставил во всех главных театрах страны. ¬ театрах, которые обслуживали систему. » если ты мен€ спросишь, как, то € тебе отвечу: не знаю. “ем более что € делал только то, что хотел. я же первый ставил — первый! — и ѕетрушевскую, и –ощина, и «орина. ¬ампилова € ставил первый, в городе  алинине.

«наменитые «—лужанки»





— ¬аш смайл, наверное, действует на всех.
— ѕон€ти€ не имею. ƒаже когда в министерство мен€ вызывали на разговор, € заходил, говорил только одно: всЄ знаю, не тратьте на мен€ врем€. » закрывал дверь. «а мной бежали секретарши, кричали: почему вы не спрашиваете, что вам предлагают? ј € отвечал: а мне ничего не нужно. » тут же шЄл на ѕушкинскую площадь, узнавал номер телефона начальника отдела театров министерства культуры Ћитвы. » голосом начальника отдела театров ———– начальнику отдела театров Ћитвы говорил: есть такой талант и гений, мы рекомендуем его, хотим, чтобы он приехал к вам в ¬ильнюсский театр главным режиссЄром...

— ¬ы сейчас анекдот рассказываете?
— Ќет. Ќа том конце — якученис... ќн умер уже, и € ему в этом так и не призналс€, хот€ был с ним в прекрасных отношени€х. якученис, который бо€лс€ советской власти больше, чем €, только произнес: пусть он скорее приезжает. ¬сЄ! я выбрал, сам не знаю, почему, ¬ильнюс. Ќо когда мне было 14 лет, € видел сон, что приезжаю главным режиссЄром в город, в котором никогда прежде не был. «дание € запомнил: сколько колонн, какие маски вис€т на фасаде. » когда € приехал туда, куда сам себ€ устроил, € шЄл по улице Ћенина, повернул направо. » увидел дом из своего сна.

— ¬аша жизнь похожа на сказку.
— ј € ничего не выдумываю. Ёто выдумать нельз€. ¬ той системе нельз€ было выжить без улыбки. » без света. —хватить свет они не могли... »ли, скажем, университетский театр ћ√”. Ќа улице √ерцена, кремлЄвска€ стена р€дом. ” мен€ лежит пьеса «”роки музыки» ѕетрушевской.  оторую не то что не разрешали — никто из вышесто€щих даже читать не хотел, вообще держать в руках. я пришЄл и сказал этим академикам, профессорам, докторам наук и студентам: вы согласны репетировать и играть без разрешени€? » мы репетировали. » мы играли. ѕод стеной  ремл€ говорили о болезн€х системы. ƒругой вопрос — что театр на мне, на том спектакле закрыли вообще. ј это был самый знаменитый студенческий театр. –олан Ѕыков в нЄм начинал, –оман ¬иктюк его закончил. ќт –олана до –омана... Ќо был такой успех!



— “а система, она же могла и погубить, правда? ¬ы могли закончить бог знает где...
—  онечно!  огда они говорили, что в спектакле « оварство и любовь» Ўиллера есть неконтролируема€ ассоциаци€. ¬еликому италь€нскому артисту ћастро€нни, который приехал в  алинин с группой снимать «ѕодсолнухи», так понравилс€ спектакль, он кричал: «ƒженио!» ј € решил, что он называет мен€ «≈вгений», говорил, что € –оман. ѕонимаешь? ¬сЄ это было. ѕарти€ сказала: если капиталисту нравитс€, значит, есть неконтролируема€ ассоциаци€.

 

— ј было такое, что ещЄ один шаг, и вас могли погубить?
—  онечно.  аждую секунду. ¬едь что такое счастье? —частье — это пауза между двум€ несчасть€ми. ¬переди и сзади. ¬сЄ! ј ты только эту паузу должен заполн€ть своей прозрачностью, а не чернотой. Ќе мысл€ми о том, чтобы достичь каких-то карьерных успехов. ј € ставил только те пьесы, которые мне были по душе. Ќи одного спектакл€ € не поставил дл€ них — только дл€ себ€.

— –аньше режиссЄры говорили: три дл€ себ€, один дл€ них.
— ј в итоге все четыре дл€ них, а дл€ себ€ ничего. Ёто всЄ € прошЄл... 72-й год, 50 лет со дн€ образовани€ ———–. ≈фремов мне звонит: «  дате надо поставить спектакль, только ты знаешь, что нужно, через мес€ц мне скажешь». я говорю: ««ачем, € сейчас скажу — ‘ранко, «”краденное счастье». ќн удивилс€: «Ёто тот испанец?» я постаралс€ объ€снить, что это всЄ-таки великий украинский драматург и поэт. » он согласилс€.

— Ќичего себе — нашЄл, кого спрашивать.
— ƒа, и правильно нашЄл. ¬ечером, в день премьеры приезжает ѕолитбюро на спектакль — афиша: «  50-летию образовани€ ———–. —пектакль «”краденное счастье». ≈фремов сказал мне: «“ы нас всех в тюрьму отправишь».

— Ёто ещЄ одна фантастическа€ истори€. Ќо у ≈фремова была сво€ манера общатьс€ с руководством, он мог и матюгнутьс€, и сказать ‘урцевой, что она тормоз на пути прогресса. » ему за это ничего не было. ¬ы ведь не могли себе этого позволить?
— “ы с ума сошЄл! Ќет, конечно. ” мен€ была только улыбка.



јура одиночества

— ¬ы сказали, что вражды вокруг себ€ не замечаете. ј что же за детективна€ истори€ с вашим театром? Ёто разве не враги?
— Ёто другое, это борьба за материальные ценности, за землю.

— —колько она уже длитс€?
— ƒес€ть лет. Ќо уже кончено — Ћужков всЄ подписал, деньги дали. ѕроект уже утвержден, и проект замечательный...

— Ќо ещЄ год-два назад...
— ƒа, на директора нападали, на мен€ нападали. Ќо что мне сказал нейрохирург, а он сказал потр€сающе! Ёто был солнечный день. «амечательный! я выскочил на лестничную клетку. » такое си€ние от мен€ шло. ѕотому что € знал, что иду репетировать, знал, какую сцену... » хирург говорит: от вас шла така€ энергетика, что их рука не посмела сделать то, что они должны были сделать.

— ј вы не испугались?
— ƒаже не могу сказать, когда. ƒаже когда был в реанимации, всЄ равно € репетировал в голове то, что € недорепетировал. ѕонимаешь? “ака€ вот живуча€ професси€. Ёто мен€ и спасало.

— Ќо вы тогда, насколько понимаю, нан€ли себе охрану.
— Ѕоже упаси!  ака€ охрана? ƒа € бы с ума сошЄл. я ненавижу это, чего €, больной, что ли?

— ќхрана ведЄт объекта везде и всюду. Ќасколько вы можете впустить человека в свою жизнь? ¬ам не нужны люди р€дом?
—  ак не нужны? Ќаоборот. ¬ечер, дача, открыта форточка, горит свет. Ѕабочки же лет€т. » студенты, которые приход€т ко мне учитьс€, и есть эти бабочки. ќни фантастические совершенно. » в «–омео и ƒжульетте», а теперь и в «„айке» играют феноменально.

 

— Ќо это бабочки, которые лет€т в открытую форточку. ј у вас же наверн€ка есть окно, которое наглухо зашторено.
— «ачем? Ќет никакого у мен€ окна глухого. ” мен€ есть музыка, котора€ звучит. » котора€ охран€ет.

— ј семь€ у вас есть? ¬ обычном, прозаическом смысле?
— ≈сть. ¬ другом городе. ¬о Ћьвове.

— –€дом они вам не нужны?
— ќни приезжают, когда хот€т. ¬от сейчас, например, приезжают.

— »звините, а дети у вас есть?
— ≈сть. ƒочка. ¬о Ћьвове. ¬сЄ чудно, учитс€, всЄ хорошо... ѕонимаешь, в чЄм вс€ беда? ѕочему их всех надо держать на рассто€нии? »дЄт энерги€ отрицательна€. » если в теб€ она не попадает, то бьЄт по близким, по тем, кто р€дом. Ёто самое страшное, а многие не понимают. » только удивл€ютс€ потом: не болел, не болел — и вдруг — ј € говорю: потому что был удар. ¬ы смогли защититьс€, и этот удар пошЄл на человечка р€дом.

— ћожете сказать, что вы одинокий человек?
— ј у творца, если он не создаЄт вокруг себ€ ауру одиночества, у него нет той среды, котора€ его питает. » нужно заполн€ть эту пустоту, котора€ у ’айдеггера или у ёнга и €вл€етс€ самой целебной средой.

— «наю, у вас квартира с видом на  ремль. ”ютно вам в ней?
— ƒа. ¬ходишь: слева — музыка, справа — музыка, сверху — картины, сбоку — картины. “ы идЄшь через анфиладу выбросов человеческого духа. «афиксированных. ƒаже молчащий компакт-диск содержит энергию композитора и исполнител€.  ниги, компакт-диски, ноты, картины — всЄ, ничего другого нет и не нужно. Ёто те подлинники, та энергетика, котора€ сквозь окна и стены просвещает. ¬от ты не веришь. ј это правда...







–убрики:  TV.  ино и ѕодмостки
ћетки:  

ѕроцитировано 36 раз
ѕонравилось: 34 пользовател€м

—ветлана_ рымска€   обратитьс€ по имени —уббота, 05 —ент€бр€ 2015 г. 20:05 (ссылка)
Ѕезусловно очень талантливый человек! но это не моЄ... ¬сЄ посмотрю, но полюблю навр€д ли... «а пост - огромное спасибо, многое не видела. »нтересно!

(ƒобавил ссылку к себе в дневник)

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—ергей_белкин   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 06 —ент€бр€ 2015 г. 06:45 (ссылка)
—пасибо ƒмитрий!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јльбина41   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 06 —ент€бр€ 2015 г. 07:43 (ссылка)
–оман ¬иктюк гениальный режиссер и его спектакли надо смотреть об€зательно  стати,некоторые из
них есть в интернете
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Talya6   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 06 —ент€бр€ 2015 г. 08:37 (ссылка)
—пасибо большое за пост.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќина_√алкина   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 06 —ент€бр€ 2015 г. 10:08 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
яга_ ащеевна   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 06 —ент€бр€ 2015 г. 14:23 (ссылка)
—пасибо огромное. ¬иктюк - это насто€щий “еатр. — Ѕольшой буквы.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
’анум«али   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 07 —ент€бр€ 2015 г. 00:53 (ссылка)
—пасибо за пост. »нтересно!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
–оза_ўупак   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 07 —ент€бр€ 2015 г. 16:20 (ссылка)
—пасибо,ƒмитрий!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—лавка_ядин   обратитьс€ по имени ¬торник, 08 —ент€бр€ 2015 г. 19:38 (ссылка)
Ёто ¬» “ё !!!
ќн и говорит по-особенному!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ётерика   обратитьс€ по имени „етверг, 01 ќкт€бр€ 2015 г. 16:49 (ссылка)
Ѕлагодарю за прекрасный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку