Георг Отс. |
Георг Отс.
Сейчас о Георге Отсе, который во времена СССР был "визитной карточкой" Эстонии, редко вспоминают на родине. А ведь этот певец длительные годы был кумиром миллионов жителей для всего Советского Союза. Раньше, когда существовал Союз, по радио очень часто передавали концерты по заявкам радиослушателей. И в них непременно звучал голос Отса.
Его песни были неотъемлемой составляющей жизни каждой семьи. Прекрасный баритон, звучавший из динамиков радио или с пластинок, завораживал своим лиризмом и теплотой. Казалось, этот певец живет вместе с нами, что он член нашей семьи.
В этом году всеобщему любимцу исполнилось бы 87 лет. Увы, история не терпит сослагательного наклонения. Певец прожил всего 55 лет.
Сегодня, в преддверии его дня рождения, я хотел бы предложить нашим форумчанам часть материалов, посвященных биографии этого удивительного артиста.
Мне очень грустно, что пришло время раздоров между Россией и Эстонией, которые по праву могут гордиться своей общей историей, дружбой своих народов, своими общими достижениями, в том числе и в мире культуры. Конечно, нельзя забывать о сложном периоде в истории Эстонии, но зачем же и вычеркивать то хорошее, что было между народами этих стран. Надеюсь, со временем история все расставить по местам.
Начать этот рассказ я бы хотел с истории корней рода Отсов.
Приобщение предков Георга Отса к музыкальной культуре началось еще в первой половине XIX столетия. То было время, когда, несмотря на онемечивание со стороны немецких баронов и русификацию со стороны российских властей, невиданными темпами развивалась эстонская национальная культура. Этому способствовала отмена крепостного права в Эстляндской губернии в 1816 году. В 1802 году возобновил работу Дерптский университет. В 1806 году была основана первая эстонская газета, а в 1865 году основаны певческие общества "Ванемуйне" и "Эстония". Через четыре года состоялся первый всеобщий Певческий праздник.
Тогда в деревне Реасвере под Йыгева работал учителем прадед Георга - Тыну Отс. Учительствовал он 44 года. Был также и волостным писарем, и отличным земледельцем, и садоводом. А, кроме того, играл на скрипке. Было у него три сына. Все трое играли на различных инструментах и были желанными гостями на деревенских праздниках, пирушках и свадьбах.
Младший сын Ханс - дед Георга, окончил приходскую школу, владел эстонским, русским и немецким языками, играл на рояле и органе. Из деревни он уехал в Нарву и устроился столяром на Кренгольмскую мануфактуру, а жена Мария - ткачихой.
В 1874 году по инициативе Ханса Отса в Нарве было основано первое в городе эстонское общество "Ильмарине", объединившее любителей театра и музыки. Ханс возглавил хоровой коллектив. Его жена Мария пела в этом хоре.
В 1892 году на уездном празднике песни Хансу Отсу была вручена почетная дирижерская палочка, а руководимый им хор Нарвской льнопрядильной фабрики был признан лучшим.
Дети Отсов - дочь Ида, сыновья Альберт и Карл - получили прекрасное домашнее музыкальное и вокальное воспитание. Особенно преуспевал Карл. Закончив учебу, он стал телеграфистом-диспетчером железнодорожной станции Нарва.
В 1913 году Карла перевели на работу в Петербург. Там он получил музыкальное образование в вечерних классах Петербургской народной консерватории. В Петербурге Карл женился на учительнице Эстонского просветительного общества Лидии Вийкхольм.
21 марта 1920 года в Петрограде в их семье родился сын Георг.
Вскоре семья переехала в Таллинн. Отец стал хористом, а вскоре и солистом театра "Эстония". Плодотворным были для Карла Отса занятия в Италии у Арманды дель Аббатти. Опытный педагог сразу определила, что у Карла не баритон, а тенор. Певцом был и дядя Георга Отса - Александр Вийкхольм, также служивший в театре "Эстония", а затем уехавший за границу, где стал артистом варьете.
Учился Георг во Французском лицее. Учился он в школе средне. В доме царила атмосфера музыки, и это не могло не оказать влияния на юного Георга. Музыкальному образованию сына в семье Отсов уделялось много внимания. Маленький Георг хотел научиться играть на дедушкиной скрипке, но из этой затеи ничего не вышло. Он играл на тромбоне, пел в школьном хоре, играл на фортепиано. А начался путь оперного певца очень рано: в его первый школьный день учитель музыки попросил детей что-нибудь спеть, и Георг запел арию Каварадосси на итальянском языке. Оказалось, он выучил ее дома, подражая отцу, известному тенору Карлу Отсу. Известен случай, когда маленький Георг изумил пришедшую в гости к отцу итальянскую певицу Арманду дель Аббатти: спрятавшись под накрытым скатертью столом, он исполнил запомнившуюся ему по пластинке Карузо песню «O sole mio». Музыкальный театр с ранних лет был близок Георгу Отсу, мальчик с легкостью перенял от отца десятки оперных арий. В школьные годы он, хотя и без особого желания, научился порядочно играть на рояле, кроме того, пробовал себя в школьном оркестре, играя на флейте. Музыкальность Отса была вне всяких сомнений, и все же певцом он стал не сразу.
Помимо музыки, театра, самое заветное место в жизни Георга Отса занимал спорт. Он играл в баскетбол, фехтовал, плавал. Он посещал Таллиннский клуб пловцов, тренируясь у тренера Х. Рахмана. В 1939 году он стал чемпионом Эстонии по плаванию на марафонскую дистанцию 1500 метров, а в 1940-м году — в эстафете 4х200 метров вольным стилем. Не случайно в шестидесятых годах одна из спортивных организаций учредила для победителей в состязании юных пловцов переходящий приз имени Георга Отса.
После окончания французского лицея в Таллинне (это положило начало хорошему знанию языков) перед Отсом встал вопрос выбора профессии. Куда пойти учиться? В юности Георг любил петь, он превосходно имитировал даже популярного в то время Бинга Кросби. В шестнадцать лет он попросил отца проверить, есть ли у него голос. Отец послушал и сказал - "Раз и навсегда выкинь из головы мысль о карьере певца. Путь певца - тернистый путь... Выбери себе профессию посолиднее! Хорошо, если бы ты стал инженером. Или врачом!"
Отец, который за время жизни в буржуазной Эстонии насмотрелся на превратности судеб людей искусства и хорошо знал, как трудно пробиться на театральную сцену, не советовал сыну учиться пению. Если в театре «Эстония» не смогла получить работу даже такая выдающаяся певица, как Милица Корьюс, ставшая в эмиграции всемирной знаменитостью после выхода на экраны фильма «Большой вальс», то шансы начинающего, ничем не примечательного пока баритона были и вовсе минимальны. Чтобы материально обеспечить свое будущее, следовало выбрать более надежную профессию. Его призывают на военную службу. Окончив военное училище, он поступает на подготовительный курс военно-технического училища. Курс был взят на изучение строительного дела, которое по-своему также привлекало Отса. В 1940 году Эстония входит в состав СССР
Он поступил в Таллиннский политехнический институт, в 1941 году закончил первый курс. Крылатые мечты молодости... Как их много, молодых людей, чьи планы были нарушены нападением фашистской Германии! В жаркое и тревожное лето 1941 года Отсу был двадцать один год; перед ним, как и перед десятками тысяч его сверстников, открывался лишь один путь: с оружием в руках защищать свою Родину от врага. До прибалтийских республик, расположенных вплотную к западной границе, война докатилась за несколько недель. Отс отплыл на пароходе в Ленинград для зачисления в армейские части.
На кораблях Балтийского флота курсом на Кронштадт покидали Таллинн защитники города, раненые, мирные жители. Для многих этот рейс стал последним. Из 197 кораблей до Кронштадта не дошли 53.Вражеские самолеты кружили над караваном судов, и далеко не все бомбы упали в море. Пострадало и судно, на котором находился Отс. 18 августа
вблизи острова Гогланд в судно попала немецкая бомба, начался пожар на корабле "Сибирь". Георг Отс вспоминал впоследствии: "Вспыхнул пожар, огонь распространялся от центра к корме. Так как на судне было много раненых, все шлюпки отдали им. Погода стояла чудесная, светило солнце, море казалось спокойным. Возле поручней стонал поляк с простреленной шеей. Я отдал ему свой спасательный пояс и прыгнул за борт. Вдали виднелся маяк Гогланда. Я думал, что доплыву до него. Но волна была высокая, а вода в открытом море ледяная. К тому же над головой пикировали немецкие самолеты. Я ухватился за обломок бревна, но скоро в него вцепился ещё кто-то, и я оставил его." Берег не приближался, силы кончались. Жизнь и смерть уже соприкоснулись друг с другом в холодеющем теле юноши. Очень трудно было удерживаться на воде в открытом море до прибытия помощи. Спасли пловца сильные руки матроса минного тральщика. Из Кронштадта пассажиров "Сибири" пересадили на корабль "Урал" и отправили в Ленинград. А затем поезд повез его в Зырянку, маленькую железнодорожную станцию в двухстах километрах от Челябинска - на лесоразработки. В конце января 1942 года его направили в эстонскую воинскую часть командиром противотанкового взвода. Но служба длилась всего месяц.
В конце 1941 года были созданы Государственные художественные ансамбли Эстонской ССР, где сосредоточивались эвакуированные в тыл артисты. Искали певцов, музыкантов, артистов и в эстонских национальных воинских соединениях. Здесь и сыграл свою роль случай, благодаря которому Отс сделался певцом. Одной из его любимых песен той поры была самая популярная мелодия — «Темная ночь» Никиты Богословского. Он всегда пел ее в госпиталях перед ранеными и на фронте. Художественный руководитель ансамблей Прийт Пылдроос в сборнике воспоминаний «Художественные ансамбли в дни Великой Отечественной войны» описывает этот случай так: «Вышла не то долгая остановка, не то пересадка, точно не помню, но надо было часа полтора ждать. В здании вокзала находилась группа офицеров запаса, в основном эстонцев. Я заметил нескольких знакомых и завел с одним из них беседу. Поговорив о том, о сем, я поинтересовался, нет ли здесь кого подходящего для ансамблей. Выяснилось, что нет, есть только сын известного тенора Карла Отса. Я попросил моего знакомого капитана разыскать молодого Отса и познакомить нас. Мне доводилось слышать о Георге и прежде. Я знал, что он хороший спортсмен, а также, по слухам, интересуется техникой. Вскоре капитан вернулся вместе с Георгом Отсом. Мы познакомились, и я сразу же приступил к делу. «Ваш отец — известный оперный певец, а вы как, тоже поете?» — спросил я. Отс ответил сдержанно, с присущей ему скромностью: «Не знаю, не пытался, но можно и попробовать». Я, не мешкая, повел на него наступление: «Едем в Ярославль, там и попробуем!» Отс улыбнулся и сказал: «Неизвестно еще, что в дивизии на это скажут». Через несколько дней Отс был прислан из дивизии к нам в ансамбли».
Так Отс стал певцом, хотя еще далеко не тем, каким мы знаем его сегодня. Его направили в качестве артиста второй категории в смешанный хор, которым руководил народный артист СССР Густав Эрнесакс. (Кстати, Отс был избран секретарем первичной комсомольской организации ансамблей.) В Ярославле он познакомился и с солистом джазового оркестра Виктором Гурьевым, своим будущим коллегой и партнером по дуэту. Собственно, их ансамбль и зародился уже в то время, только тогда пел один Гурьев, а Отс аккомпанировал на рояле. В качестве солиста он решился выступить лишь после значительной работы над собой. Очень помогли ему своими советами солист ансамблей Александр Ардер, ставший впоследствии виднейшим в Советской Эстонии педагогом по вокалу, а также концертмейстер Текла Коха.
Как солист, Отс впервые выступил перед ранеными воинами в одном из ярославских госпиталей. «Я не забыл свой дом родимый, и по ночам он снится мне...» — пел, волнуясь, молодой исполнитель. Певец родился! Еще не мастер, еще не любимец искушенной публики, избалованной голосами знаменитостей, но все же певец, уже познавший некоторые азы искусства. Отс понял, что петь надо о том, о чем невозможно молчать, о том, что объединяет чувства, чаяния и мысли людей. Ему с самого начала стало ясно, что зрителю нельзя, как бы, между прочим, протягивать со сцены холодные кончики пальцев, надо подавать всю руку, отдавать все, на что ты способен. Глубочайшее уважение к аудитории сохранилось в нем навсегда. Зритель прекрасно это понимал и вознаграждал певца горячей симпатией.
К концу первого года существования эстонские Государственные художественные ансамбли дали более четырехсот концертов, причем около половины из них — воинам на фронте и в госпиталях. Столь же напряженной оставалась их деятельность и впоследствии. Гастрольные поездки переносили участников ансамблей с берегов Белого моря на Кавказ, из Средней Азии в Сибирь. Для молодых артистов ансамблей это было трудной, но полезной школой, и рост многих из них оказался настолько убедителен, что по возвращении в освобожденную от фашистов Эстонию они сразу же получили достаточно ответственную работу. В Приказе № 207 Управления по делам искусств Эстонской ССР среди имен девяноста деятелей культуры можно найти и имя Отса. Весной 1944 года Государственные художественные ансамбли Эстонии дали в Москве в концертном зале имени Чайковского и в других местах ряд концертов. Известный вокальный педагог, профессор Московской консерватории Н. Райский весьма лестно оценил вокальные данные Г. Отса.
15 октября 1944 года в связи с ликвидацией Художественных ансамблей он был зачислен в штат Государственного академического театра «Эстония». Осенью 1944-го Отс уезжает в Эстонию, в город Выру. Перед ним встает вопрос: куда идти учиться? Мысль о Московской консерватории отпала по семейным обстоятельствам, так как Георг Отс женился на Асте Саар и у них родился сын. Аста Саар была дочерью известного эстонского журналиста Генриха Саара, балериной театра "Эстония".
Со второй женой - балериной, полуцыганкой Астой, Георг познакомился во время войны на съемках кино. Он подошел к ней со словами: "Здравствуй, одноклассница!", хотя до этого они никогда даже не виделись, потом сел сзади и прошептал: "Как у тебя вкусно пахнут волосы". Они влюбились друг в друга с первого взгляда (видимо, с Отсом по-другому и не бывало) и бурно, страстно прожили 20 лет, работая вместе в Театре "Эстония". Во втором браке у Георга Карловича родились сын Юло и дочь Юлле.
(В 1964 году брак с Астой распался.)
Он решил совместить учебу в музыкальном училище с работой в театре «Эстония». Впервые Георг выступил перед жителями родного города в октябре 1944 года. Он спел на сцене драматического театра песню Э. Арро "Таллинн - мой город родной". Встреча с театром, таким близким ему с детства, глубоко потрясла его. С этого времени в штатном расписании театра имени Карла и Георга Отса стояли рядом. Первая встреча с театральной публикой состоялась 7 ноября 1944 года на премьере оперы Чайковского «Евгений Онегин». Среди сидевших в зале были и Карл Отс с супругой. Георг Отс должен был появиться на сцене среди гостей Лариных, но, как часто бывает в театре, вместо заболевшего актера он вышел в роли солиста — исполнителя партии Зарецкого. У Отса не было времени даже на то, чтобы поволноваться — его мать и отец переживали значительно сильнее.
Сегодня его имя рядом с именами таких корифеев эстонского театра, как Антс Лаутер и Пауль Пинна воспринимается вполне естественно. А тогда еще Отсу предстояла учеба в музыкальной школе (вместо положенных четырех лет он закончил ее за два года). В 1946 году после окончания музыкального училища Отс поступил в консерваторию в класс Т. Куузика. К этому времени относятся и первые записи певца на граммофонных пластинках. В консерватории у Георга Отса проявился и комедийный талант. Впервые он показал себя, как обладатель комедийного дарования, в учебной работе над романсом М.Мусоргского "Семинарист". В театре "Эстония" ему была поручена роль пожилого доктора Малатесты в опере Доницетти "Дон Паскуале". Премьера прошла с успехом. Впоследствии неизменным успехом пользовался и блестящий концертный номер - дуэт из "Дона Паскуале" в исполнении з.а. ЭССР О. Раукаса и Г.Отса. Только в одном 1949 году он выступал в восьми премьерах. Ему поручают ведущие партии в операх "Огни мщения" Э.Каппа, "Пюхаярв" и "Берег бурь" Г.Эрнесакса, "Паяцы" Р.Леонковалло, "Кармен" Ж.Бизе, в опереттах "Песня пустыни" С.Ромберга, "Цыганский барон" И.Штрауса, "Уличные певцы" Ж.Оффенбаха и других. В 1949 году произошла реорганизация театра "Эстония". Его драматическая труппа объединилась с коллективом Театра имени Кингисеппа, а "Эстония" стала музыкальным театром. Первой постановкой театра оперы и балета на новом этапе явилась опера П.И.Чайковского "Евгений Онегин". Большим явлением в творческой судьбе Георга Отса стала роль Евгения Онегина. В новой постановке режиссер А. Винер, не возлагая на Отса-Онегина особых надежд, назначил его в запасной состав. Но заболел Т. Куузик, исполнитель главной роли. Георгу дали первую и единственную оркестровую репетицию. На генеральной репетиции выступили сразу два Онегина: до дуэли пел В. Вейкат, дальше Отс.
На премьере все же пел В. Вейкат, но уже в следующем спектакле на сцену вышел Георг Отс, подготовивший большую сложную партию самостоятельно. Владение русским языком, унаследованное от бабушки, помогло ему познакомиться с литературными источниками — и все это увенчалось успехом.
Как показало будущее, Онегин вскоре стал одной из самых выдающихся и вместе с тем самой любимой партией Г. Отса — он исполнял ее на протяжении нескольких десятилетий.
Весной 1951 года Георг Отс с отличием окончил Таллинскую консерваторию. За исполнение роли Евгения Онегина он удостоен государственной премии СССР. К 1950 году Г. Отс становится одним из ведущих солистов театра "Эстония" и когда отмечался юбилей республики, его имя было в числе имен деятелей промышленности, хозяйства и культуры, награжденных орденом "Знак Почета".
В 1951 году Георг Отс снялся в главной роли в фильме "Свет в Коорди".
За эту роль он был удостоен второй Государственной премии СССР. Еще эта работа была зачтена как государственный экзамен. Одновременно с оперой "Евгений Онегин" в театре была поставлена оперетта Ю. Милютина "Беспокойное счастье" (впоследствии по мотивам оперетты был снят фильм "Сказание о земле сибирской"). Здесь Георг Отс исполнил роль Андрея Балашова.
Удачно выступил Георг Отс и в одной из первых эстонских опер - в опере Г. Эрнесакса "Берег бурь".
Все семь лет учителем Отса по классу вокала был народный артист РСФСР профессор Тийт Куузик,
Рубрики: | Старый, добрый шлягер |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |