-ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ¬адим_√россман

 -неизвестно

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) axeeffect_ru “еатр_ ирилла_ оролева ј–“_ј–“ель

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 24.03.2008
«аписей: 479
 омментариев: 194
Ќаписано: 718

—амые знаменитые фальсификаторы живописи всех времен и народов.

„етверг, 10 »юл€ 2008 г. 12:54 + в цитатник
 (296x320, 155Kb)
 (240x320, 85Kb)

¬ернулс€ из ¬ены , где в 2005-году открылс€ музей подделок, иде€ очень понравилась- ведь надо обладать даром, чтобы создать гениальную копию шедевра.» сегодн€ подделки великих фальсифмкаторов сто€т баснословные деньги!http://www.museum-of-art-fakes.com/index.htm

—амые знаменитые фальсификаторы живописи всех времен и народов.



»збежал наказани€

Ётот человек родилс€ в Ѕудапеште в 1906 году в семье аристократов, но и это нельз€ утверждать наверн€ка. —лишком многими именами он называл себ€ в жизни: Ёлмир де ’ори, Ёлмир фон ’ори, Ёлмир ’ерцог, Ћуи  ассу, ƒори-Ѕутэн - в них так и видитс€ неверный блеск поддельного бриль€нтаЕ ¬еликому фальсификатору шел седьмой дес€ток, когда его разоблачили иЕ посадили. Ќо де ’ори смог убедить суд в том, что он всего лишь интерпретатор великих художников ’’ века, скромный поклонник модернистов, чьей страстью воспользовались нехорошие люди. » выиграл. ≈го отпустили через два мес€ца!

∆ертва фашистов и коммунистов

ёность Ёлмира де ’ори прошла в веселом городе ѕариже, где он училс€ живописи у ‘ернана Ћеже, но особых надежд не подавал. Ћишь однажды, в 1926 году, ему удалось выставить в галере€х пару своих работ. ¬прочем, их никто так и не купил. ќднако начинающий художник не слишком огорчилс€. ¬ 1932 году по семейным обсто€тельствам он вернулс€ на родину, в ¬енгрию иЕ был заключен в тюрьму местным фашистским режимом, а потом и вовсе отправлен нацистами в концлагерь. ¬се имущество семьи де ’ори конфисковали сначала немцы, а после войны - коммунисты. ќднако судьба хранила Ёлмира, и ему удалось бежать обратно в ѕариж. ¬от с этого момента и начинаетс€ сама€ захватывающа€ глава его жизни.

—частливый случай

¬ ѕариже де ’ори влачил жалкое существование неудачника: денег не было - его работы никто не покупал. Ѕедному художнику будущее представл€лось пугающим и неопределенным. » тут судьба подкинула случай, определивший всю его дальнейшую жизнь.  ак-то в мастерскую Ёлмира забрела богата€ англичанка и купила один из его рисунков, прин€в за работу ѕикассо. » заплатила за него целых 40 долларов! ј потом де ’ори случайно узнал, что его Ђѕикассої был перепродан дилеру в три раза дороже! ¬от тут-то художника-недоучку и осенило. ќн запасс€ солидной пачкой довоенной бумаги дл€ рисовани€ и отправилс€ в путешествие по европейским столицам. ƒе ’ори останавливалс€ в самых дорогих отел€х, вел аристократическую жизнь, а по утрам за чашкой кофе создавал подделки, которыми и расплачивалс€ за пребывание в апартаментах. ¬ырученных средств хватило на билет в јмерику.

Ёлмир поехал в Ўтаты Ђповидать мирї, а задержалс€ на целых 11 лет. ¬се его попытки продать свои собственные работы закончилась неудачей, и де ’ори решил больше не испытывать судьбу. ќн полностью сосредоточилс€ на изготовлении фальшивок, в основном интерпретиру€ графику импрессионистов и постимпрессионистов. Ќепостижимым образом ловкому художнику (европейскому аристократу барону де ’ори, как он себ€ представл€л) удалось завести знакомства со сливками высшего общества: нефт€ными магнатами, промышленниками, банкирами и кинозвездами. »м он и продавал свои Ђшедеврыї.

ќблапошил ѕикассо

Ќаглость де ’ори не знала границ. ≈му даже удалось продать официальному представителю ѕикассо в Ќью-…орке несколько фальшивых работ великого испанца и отлично на этом заработать. —ам ѕикассо в это врем€ работал в ѕариже и даже не подозревал о своем Ђдвойникеї.

«атем мистификатору пришла в голову иде€ предложить свои работы крупнейшим музе€м и галере€м јмерики. ќн просто завалил их рисунками, гуашами, акварел€ми и небольшими картинами маслом ћатисса, ѕикассо, Ѕрака, Ўагала, ƒерена, Ѕоннара, ƒега, ƒюфи, ¬ламинка, ћодиль€ни, –енуара. » это все ему тоже сошло с рук! «а два года американские музеи и частные коллекции обогатились 70 Ђшедеврамиї французской живописи и несметным количеством рисунков и акварелей.

¬ конце 50-х годов де ’ори вернулс€ в любимый ѕариж очень богатым человеком. Ќо хотел стать еще богаче. ѕонима€, что во ‘ранции ему будет труднее сбывать Ђфальшакї, он вступил в сговор с двум€ дилерами, которые согласились не только удостовер€ть Ђподлинностьї работ де ’ори, но даже смогли подписать несколько его рисунков у насто€щих авторов, которых он подделывал!

–азоблачение

¬се раскрылось в 1968 году из-за банальной жадности разросшегос€ преступного синдиката. Ќесравненно более высокие цены за живопись, чем за графику, соблазнили мошенников на создание больших полотен Ўагала и ћатисса. Ќо в отличие от гуашей и акварелей, которые высыхают быстро, живописи дл€ этого требуютс€ годы, и здесь обнаружить обман намного проще.

—кандал был грандиозный! ѕочтенный любитель искусства оказалс€ аферистом мирового масштаба. —колько фальшивых шагалов и модиль€ни он изготовил, неизвестно до сих пор. » если бы не жадность компаньона де ’ори, некоего ‘ернана Ћегро, если бы ћарк Ўагал не €вилс€ случайно на вернисаж в одну нью-йоркскую галерею - мир никогда бы и не узнал о великом фальсификаторе Ёлмире де ’ори.

¬се участники аферы попали за решетку, а после освобождени€ де ’ори проснулс€ знаменитым. ¬ √олливуде сн€ли о де ’ори нашумевший фильм Ђ ак украсть миллионї.

ќн тем временем продолжал рисовать матиссов и модиль€ни, но подписывалс€ теперь уже своим именем!

ѕосмертна€ слава


”мер де ’ори в 1979 году, а в 1990-м состо€лс€ специальный аукцион его работ, на котором цена имитаций достигала 7 тыс€ч фунтов. »меть в частной коллекции что-нибудь от венгерского барона стало в среде ценителей живописи своеобразным шиком.

Ёлмир де ’ори оставил после себ€ около тыс€чи листов графики и картин, сумма от продажи которых в —Ўј, ≈вропе и японии исчисл€етс€ более чем сотней миллионов долларов! ј множество нераскрытых Ђшедевров от де ’ориї, веро€тно, и по сей день украшает стены многих европейских и американских музеев.

—“ј–ќ  ј  ћ»–.



“алантливые подделки имеют немалую художественную и историческую ценность
√ениальнейшим фальсификатором всех времЄн и народов считаетс€ ’анс ван ћеегерен, художник начала XX века и владелец доходных домов в јмстердаме. —вои подделки под голландских мастеров он создавал с нул€, использу€ старые краски, холсты и тонко копиру€ технику.

ћеегерен стал фальсификатором поневоле: сказалась душевна€ травма после провала его персональной выставки. “огда особенно поиздевалс€ над молодым художником искусствовед јбрахам Ѕредиус страстный поклонник голландского художника XVII века яна ¬ермеера. Ѕредиус был уверен, что вскоре найдутс€ неизвестные шедевры мастера. «на€ об этом, ћеегерен решил изощрЄнно отомстить. »щете шедевры? Ѕудут!

Ќа подделках ћеегрен заработал 20 млн. фунтов стерлингов
ѕерва€ же картина фальсификатора Ђпод ¬ермеераї вызвала восторг у Ѕредиуса. Ёксперт с мировым именем был польщЄн, что его предсказани€ сбылись.  артину, изображавшую ’риста, за 50 тыс. фунтов стерлингов купил роттердамский ћузей Ѕоймана. ¬сего же ћеегерен написал семь картин Ђраннего ¬ермеераї, то есть того периода, который всегда наименее известен в творчестве художника и труднее всего поддаЄтс€ проверке. ¬ общей сложности подделки принесли ему 2 млн. фунтов стерлингов Ч это около 20 млн. в современных ценах.

–азоблачение ћеегерена произошло одновременно с падением “ретьего рейха. ¬ личном музее шефа люфтваффе √ермана √еринга была обнаружена картина ¬ермеера Ђ—облазнение замужней женщиныї. ѕолици€ установила, что эту картину √ерингу за 160 тыс. фунтов стерлингов продал не кто иной, как ћеегерен. ’удожника немедленно арестовали и стали Ђнамыливать верЄвкуї Ч в √олландии за сотрудничество с нацистами полагалась смертна€ казнь через повешение. «ажатый в угол ћеегерен раскололс€. ќн объ€вил, что честно подрывал экономическую мощь √ермании, всучива€ нацистам фальшивки. „тобы убедительно разоблачить себ€ и избежать смерти, ћеегерен под охраной полиции написал картину под ¬ермеера Ч Ђћолодой ’ристос, проповедующий в храмеї. ≈вропа испытала что-то вроде искусствоведческого шока. ¬ итоге великому фальсификатору дали год тюрьмы за мошенничество.
¬о врем€ “ретьего рейха в личном музее √ермана √еринга в Ѕерхтесгадене среди прочих шедевров висела картина У—облазнение замужней женщиныФ яна ¬ермеера (Jan Vermeer).  огда после войны начали разбиратьс€ с культурным наследием шефа люфтваффе, голландска€ полици€ установила, что шедевр ¬ермеера был куплен агентами √еринга за 160 тыс. фунтов стерлингов у миллионера ’анса ван ћеегерена (Hans Van Meegeren), владельца доходных домов, гостиниц и ночных клубов в јмстердаме. ћеегерена арестовали. ѕотому что в Ќидерландах в те годы за сотрудничество с нацистами Ув особо крупных размерахФ было лишь одно наказание Ч смертна€ казнь через повешение. ќднако ћеегерен висеть в петле не захотел.

Ућен€ нельз€ казнить! Ч закричал насмерть перепуганный миллионер. - «а что мен€ вешать? ¬едь это € сам, вот этими руками, написал картину за яна ¬ермеера. ћен€ не казнить, а наградить надо за то, что € всучил фальшивку прокл€тому убийце √ерингу." » далее он поведал полиции о том, как стал самым высокооплачиваемым фальсификатором в истории искусства.

Ќачало художественной карьеры студента архитектурного факультета “ехнологического института в ƒелфте ’анса ван ћеегерена было многообещающим. ¬ 1916 году за одну из акварелей он получил золотую медаль, которую присуждали раз в п€ть лет за лучшую студенческую работу. ќднако его перва€ персональна€ выставка в √ааге в 1922 году закончилась провалом. ќсобенно издевалс€ над произведени€ми молодого художника маститый искусствовед јбрахам Ѕредиус (Abraham Bredius). ƒоктор искусствоведени€ Ѕредиус был поклонником тогда еще малоизвестного и только входившего в моду голландского художника XVII века яна ¬ермеера. Ѕредиус был уверен, что рано или поздно будут найдены неизвестные шедевры мастера, которые сделают ¬ермеера величайшим представителем голландской школы живописи.

ќбиженный на Ѕредиуса и на весь мир молодой художник ћеегерен решил: раз миру нужны шедевры какого-то полузабытого холстомарател€ из XVII века, пусть мир получит эти УшедеврыФ. ѕерва€ же картина ћеегерена под ¬ермеера вызвала восторженную реакцию у доктора Ѕредиуса, который был польщен, что его предсказани€ сбылись и человечество обрело истинный шедевр.  артину, изображавшую ’риста, за 50 тыс. фунтов стерлингов купил роттердамский ћузей Ѕоймана.

¬сего ћеегерен написал семь картин Ч п€ть под ¬ермеера и две от имени другого мастера старой голландской школы de Hooch. ¬ общей сложности эти подделки принесли ћеегерену 2 млн фунтов стерлингов (20 млн в современных ценах). ѕоследний свой шедевр ћеегерен создал специально дл€ полицейских и совершенно бесплатно.

ѕочему? ѕотому что в полиции его рассказу о подделке дл€ √еринга не поверили, и, чтобы спасти свою жизнь, подследственный ћеегерен под охраной написал в своей амстердамской студии Ућолодого ’риста, проповедующего в храме". ¬печатление от кисти Умастера XVII векаФ было такое, что все обвинени€ в сотрудничестве с нацистами с него сн€ли. ѕравда, год тюрьмы за жульничество ћеегерен получил. ј через полтора мес€ца умер в камере Ч сердце не выдержало.

¬ечер€Ф яна ¬ермеера ƒельфтского Ч главное творение ’анса фон ћеегерена
1945 год. »стерзанна€, израненна€ ≈вропа встречает первую мирную весну. Ёто была весна радости и надежд, многим из которых, правда, так и не суждено было сбытьс€. „истое небо было завоевано слишком дорогой ценой, и место под ним должно было принадлежать тем, кто боролс€ за него и не зап€тнал свою честь позором сотрудничества с врагом. Ќастало врем€ спросить с тех, кто за бесценок продавал оккупантам интересы –одины.
29 ма€ 1945 года у особн€ка по адресу  айзерсграхт, 321 в јмстердаме остановилась машина. »з нее вышил офицеры американской разведки и нидерландской военной полиции.
- √осподин ’ан јнтониус ван ћеерген?
ѕо лицу представительного, элегантного мужчины с коротко стрижеными усами разлилась смертельна€ бледность.
- ќрдер на арест.
—пуст€ какое-то врем€ художник ван ћеерген сидел в кабинете государственного инспектора ¬ооинга. Ќачиналс€ первый допрос. ќдиночна€ камера амстердамской тюрьмы, п€ть шагов в длину, три в ширину. Ќебольшое окно с решеткой. Ўаги надзирател€ в коридоре. ѕолтора мес€ца художник запиралс€, вил€л, выкручивалс€. Ќо факты были неумолимы. — документами на руках следователь закрывал все лазейки дл€ спасени€.
- ѕризнаете ли ¬ы себ€ виновным в коллаборационизме и пособничестве немецким оккупантам? ѕризнаетесь ли в том, что в 1943 году при посредничестве контролируемой немцами антикварной фирмы √удстиккер и агента √еринга банкира Ќидл€ ¬ы продали в коллекцию рейхсмаршала √енриха √еринга картину художника яна ¬ермеера ƒельфтского ’ристос и грешница"?




«а эту картину √еринг заплатил 1 650 000 гульденов, из которых ¬ы за вычетом комиссионных получили миллион гульденов. ¬се правильно?
¬ углу секретарь отстукивал на машинке протокол допроса. ќбвин€емый с трудом выдавил из себ€:
- ƒа.
—нова одиночна€ камера. —нова кошмары при одной только мысли о приговоре. ¬ан ћеерген прекрасно понимал, что ему грозит: мало того, что в обход голландским законам он продал за границу картину одного из величайших мастеров прошлого, он продал ее √ерингу, человеку, по приказу которого на Ќидерланды были брошены тыс€чи бомб. ѕозор, тюрьма, в общем, будь что будет, лишь бы остатьс€ жить...
- Ќет, национальное досто€ние √олландии не потерпело ущерба. Cвои деньги √еринг отдал не за шедевр, а за фальшивку. "’риста и грешницу" написал не ¬ермеер, а €, ван ћеегерен.
«аключенный не сдерживал торжествующей улыбки и подн€л голову, словно ожида€ почестей, достойных народного геро€. »нспектор лишь скептически усмехнулс€. ƒешевый прием! ¬з€ть на себ€ небольшую вину и тем самым попытатьс€ отвести серьезные обвинени€... ’од достаточно не новый. » этот номер навр€д ли здесь пройдет.
- ”ведите арестованного.
—амое поразительное, что на этот раз ’ан ван ћеегерен сказал абсолютную правду.
ќн был очень тщеславен и болезненно честолюбив. ¬сю жизнь мечтал о славе великого художника, представл€л, как его произведени€ вис€т р€дом с полотнами –ембранта, ‘ранса ’альса, яна ¬ермеера и других. √ордын€ съедала его еще в родном ƒевентере, где прошла его юность, и в ƒельфте, где он служил ассистентом по рисунку и истории искусства. ƒаже бедность не так угнетала молодого художника, как горечь непризнани€. Ќа 75 гульденов в мес€ц еще можно было как-то перебитьс€, но быть незаметным живописцем...
— этой участью ван ћеерген примиритьс€ никак не мог. ¬ 1913 году за исполненную им на конкурсе акварель в стиле XVII века ƒельфтский институт искусств присудил ему золотую медаль. Ќа следующий же день ему пришлось заложить ее в ломбард, а вскоре уже никто и не вспоминал а его первом успехе.
¬ан ћеерген переехал в ѕрагу. –аботал много, упорно, с настойчивостью одержимого. ѕисал портреты, картины на аллегорические и библейские сюжеты. ƒолгие часы и дни проводил в музе€х, пыта€сь раскрыть секреты старых мастеров нидерландской живописи. ¬ 1922 году устроил персональную выставку. ѕостепенно он становитс€ известным как одаренный портретист. ѕошли заказы, гонорары, поезди в Ѕельгию, ‘ранцию, »талию, јнглию... јристократии импонировала его тщательна€, педантична€ манера голландского живописца, его гладкое письмо и умение придать портретам современников блеск и аромат минувших эпох. ѕо€вились заказчики и с другой стороны океана, корол€м нефти и свиной тушенки тоже хотелось походить на насто€щих королей...
¬рем€ нужды канули в Ћету. Ќо мечта юности так и не забылась. —пуст€ годы ван ћеегерен был так же далек от ее осуществлени€, как и прежде. ≈го хвалили, охотно принимали в высшем свете, ценили как любезного живописца, желающего и умеющего угодить заказчику. Ќо всерьез его все-таки е признавали. Ќа выставках его картины оставались незамеченными, а рецензенты удел€ли им в своих обзорах лишь несколько строк. —ерьезна€ же критика или же вообще обходила его молчанием, или упрекала в несамосто€тельности и подражании художникам прошлого. ћузеи тоже пока что воздерживались от приобретени€ картин; облюбованное место возле –ембрандта и ‘ранса ’альса (ѕомните фильм "¬озращение "—в€того Ћуки" с Ѕасиашвили, —анаевым и ƒворжецким?) занимали другие. ћеегерен глубоко переживал неудачи ,но не тер€л надежды. ќн верил, что однажды ему удастс€ ухватить капризную фортуну, стать признанным художником. ¬ глубине души он был убежден в своей гениальности: мнение же критиков и знатоков искусства объ€сн€л их близорукостью или завистью.
- ƒа, € обманул √еринга и его экспертов.  артину, которую все признавали за произведение ¬ермеера ƒельфсткого, написал €, €!!
”порно, с отча€нием, ван ћеерген твердил одно и тоже на всех допросах.
- » не только "’риста и грешницу". я написал еще п€ть "¬ермееров" -




"ќмовение ног" в амстердамском –ейксмузеуме,




"√олову ’риста"




и "“айную вечерю" в собрании ван Ѕойнингена,





"Ѕлагословение »акова" в коллекции ван дер ¬орма.




» даже знаменитого "’риста в Ёммаусе", что в роттердамовском музее Ѕойманса. “ем же Ѕойнингену ¬орму € продал две картины ѕитера де ’ооха, их тоже сделал €. √олос арестованного прервалс€, словно захлебнувшись столь необычным признанием. ¬ан ћеегерен знал, что решаетс€ вопрос о его судьбе, тер€ть ему было нечего...
- Ѕросьте запиратьс€. Ёто мы уже не раз слышали. ¬от последнее заключение рестовраторов Ћейтвилера и ван Ѕахемена. ќни завер€ют, что "’ристос в Ёммаусе" - произведение художника XVII, а не XX века.
- Ќет, картину написал €. ¬ –окбрюне около Ќиццы, где € жил до войны, в подвале моей виллы еще должны сохранитьс€ этюды, наброски и та сама€ посуда, которую € изобразил на картине.
- ’орошо, проверим.
- я докажу, что этих "¬ермееров" и "де ’оохов" писал €. ƒайте мне старый холст, кисти из барсучьего волоса, те краски, которые € укажу, дайте мне возможность работать, и € на ваших глазах напишу "¬ермеера", и ни один эксперт не отличит его от подлинных.
’удожник понимал ,что ему грозит в случае неудачи и все же не бо€лс€ столь рискованного эксперимента. —ейчас, в кабинете следовател€, вс€ прошла€ жизнь представл€лась ему как тщательна€ подготовка к этому решающему экзамену.
» действительно, готовилс€ он долго, не тороп€сь. √де-то еще в 20 годы созрел у него план действи€, и осуществл€л он его с редкостной целеустремленностью. Ќе один мес€ц внимательно, углубленно изучал биографии и творчество великих голландских художников XVII века, их манеру письма, особенности техники. ¬ тиши библиотечных залов неутомимо листал старинные
манускрипты, переписывал замысловатые рецепты грунтов, красок, лаков. ¬ непринужденных беседах со своим при€телем, реставратором “ео ван ¬ейнгарденом выведывал секреты живописной техники XVII века. Ќастойчиво искал такие же кисти из насто€щего барсучьего волоса, которыми писали старые мастера, целыми дн€ми тер в фа€нсовой ступе краски. «а огромные деньги - 12 000 гульденов купил маленький кулек драгоценной лазури, удивительно чистой краски, до сих пор сверкающей на картинах мастеров прошлого. ¬ антиквариате приобрел картину неизвестного художника XVII века "¬оскрешение Ћазар€", живопись можно было смыть, а старый холст и раму использовать.
Ёта была скрыта€ жизнь художника, "в миру" ’ана ван ћеегерена знали как веселого, преуспевающего портретиста, неплохо зарабатывающего и не сторон€щегос€ радостей. ¬ 1923 году он переезжает из √олландии на французскую –ивьеру и посел€етс€ в –окбрюне на уединенной вилле. ѕрежние гонорары обеспечили несколько лет тихого и безбедного существовани€. ¬ход в его мастерскую был закрыт дл€ всех, не исключа€ и жену художника. “ам, за закрытыми стенами ван ћеегерен и св€щеннодействовал. ѕервые опыты, правда, не принесли желанного успеха. —начала художник написал "ћужской портрет" в духе голландского художника XVII века √ерарда “ерборха. ѕотом "ѕьющую женщину" в стиле ’альса - и снова неудача. —лишком подражательны и несамосто€тельны были эти работы, близость к их образцам слишком бросалась в глаза. “ем не менее јнтониус не отступал. ќсобенно привлекали его картины живописца яна ван дер ћеера из ƒельфта, или, как его называют обычно, ¬ермеера ƒельфтского. Ќар€ду с –ембрантом и ’альсом он принадлежит к величайшим художникам √олландии.  ак и большинство современников, ¬ермеер был бытописцем - изображал жанровые сцены или аллегории в жанровом обличии. —охранились также изумительные пейзажи его кисти. Ќо во многом ян ван дер ћеер сто€л особн€ком среди собратьев по искусству и как человек, и как художник. ќн отличалс€ от большинства голландских мастеров кругом интересовавших его проблем. ¬ермеера занимала передача атмосферы, природного света, чистых цветовых отношений. ќн избегал тональной (подчиненной определенному тону) гаммы, так же как и локальной (когда каждый предмет окрашен в определенный цвет, независимо от воздействи€ световоздушной среды). ѕредвосхища€ живописцев последующих веков, он стремилс€ к передаче тончайших цветовых нюансов, вызванных преломлением цвета в световоздушной среде. ¬ поисках такого рода эффектов ¬ермеер пришел к своеобразной технике живописи, тонкой и скрупулезной. ≈го картины ове€ны особой поэтичностью и одухотворенностью; они насыщены изумительными переливами €сного дневного света и прозрачных теней, чистых, звонких красок и музыкальной гармонии серебристых полутонов. „то удивительного в том ,что художник за свою жизнь создал всего несколько дес€тков картин? ƒо нас дошло около сорока. –азве это сравнимо с сотн€ми, написанными любым другим голландским мастером, вынужденным работать на рынок?
—овременники не понимали, да и не могли пон€ть ¬ермеера.   тому же немногие его произведени€ потонули в массе работ “ерборха, ћетсю и других его соотечественников. "ќткрыли" ¬ермеера критики середины прошлого века, а вознесли его художники и теоретики импрессионизма. “огда и начались лихорадочные поиски его произведений. Ќо их почти не осталось.  аждый ¬ермеер ценилс€ буквально на вес золота, вот где могли поживитьс€ мастера подделок, но ¬ермеер - "крепкий орешек", им он был не по зубам. » вот этого-то живописца, картины которого трудно даже копировать, не то чтобы подделать, ван ћеерген избрал за образец. Ќикакие преп€тстви€ не могли остановить дерзкого и уверенного в себе художника.




"ћузицирующа€ дама" (работа ¬ермеера),




"„итающа€ дама" ћеегерена.




"∆енщина, играюща€ на мандолине" (работа ¬ермеера),




"∆енщина, играюща€ на мандолине" ћеегерена.

ќт одной картины к другой совершенствовалась мастерство ван ћеегерена, и все же ни одна не удовлетвор€ла взыскательного фальсификатора. Ёто были еще не Ђновые ¬ермеерыї, а лишь более или менее искусные компил€ции из известных картин великого живописца: из одной вз€та модель, из другой Ц композиционна€ схема, из третьей Ц костюм или обстановка.  ое-что ван ћеегерен, конечно, добавл€л от себ€, но преодолеть искусственность и надуманность подделки тогда еще не мог. ¬место непосредственности и трепетной жизни Ц скованна€ поза, вместо внутреннего единства и неповторимого своеобрази€ Ц мозаика хорошо известных образов и деталей. Ёто был тупик, и художник это понимал. «аконченные, но неподписанные картины были отставлены в угол мастерской, где уже сто€ли запыленные "“ерборх" и "‘альс". Ќадо было искать другой, принципиально иной путь к успеху. » найденный ван ћеегереном выход делает ему честь, если вообще можно говорить о чести фальсификатора.
∆изнь и творчество ¬ермеера ƒельфтского и по сей день во многом остаютс€ неизвестными. »з пол€ зрени€ выпадают целые периоды его биографии.  то был его учителем, был ли художник в »талии (кое-что говорит в пользу это гипотезы)? ѕочему он, житель протестантского ƒельфта, был католиком? Ќе стал ли он им в »талии? ¬от в этой лакуне биографических не€сностей ван ћеегерен и решил поймать удачу за хвост.
ƒействительно, почему католик ¬ермеер не оставил нам религиозных композиций? »менно этот "пробел" и решил заполнить фальсификатор, создав совершенно "новую" область творчества великого голландца. Ѕлаго, эти религиозные композиции не с чем сравнивать, разве что между собой, одну фальшивку с другой!
¬ поисках сюжета ван ћеегерен остановилс€ на известном евангелическом рассказе о €влении воскресшего ’риста своим ученикам в Ёммаусе. ¬ качестве образца он избрал композицию картины





"’ристос в Ёммаусе" италь€нского художника  араваджо , написанной им на ту же тему. ќсталось самое главное Ц написать картину, и написать ее надо было так, чтобы ни у кого не было сомнени€ в ее принадлежности кисти великого живописца.
’ан јнтониус все тщательно предусмотрел и продумал, не забыл о каждой мелочи. — "¬оскрешени€ Ћазар€" была смыта стара€ живопись, холст был готов, даже к подрамнику он был прибит маленькими гвоздиками XVII века. ћ€гкие кисти из насто€щего барсучьего меха, старинные рецепты, драгоценна€ лазурь, тертые вручную краски, использовавшиес€ во времена ¬ермеера и его современников, посуда той эпохи дл€ натюрморта. ¬ан ћеегерен был уверен, картина выдержит любые проверки.
–аботал он долго, терпеливо и тщательно. —амое трудное Ц это проверка "на стиль", тот еле уловимый аромат времени, что всегда чарует в подлинных полотнах, кака€-то особенна€ одухотворенность, присуща€ лишь немногим мастерам голландской живописи XVII века. »м здесь ван ћеегерен не признавал никаких уступок. ќдну только голову ’риста он переписывал четыре раза, а движение, которым »исус преломл€ет хлеб, он отрабатывал дес€ть дней. ћестный булочник, наверно, подумал, что на вилле питаютс€ одним хлебом, так как заказы на него в это врем€ резко возрослиЕ
—емь мес€цев ежедневного и напр€женного труда потребовала картина. » вот, наконец, последние мазки. ’удожник еще и еще раз окидывает внимательным взгл€дом свое творение.  артина удалась, под такой бы не постыдилс€ поставить свою подпись сам ¬ермеер! Ќо эта подпись, разумеетс€, должна быть без сучка и задоринки, даже малейшее, незаметное простому глазу промедление в начертании букв может насторожить подозрительных экспертов и графологовЕ




(¬верху 16 подписей ¬ермеера ƒельфтского, внизу крупным планом 6 подписей ван ћеегерена).» вот наконец картина закончена и подписана. «атем ван ћеегерен сплошь покрыл ее коричневым лаком, придавшем ей патину времени. „истые, си€ющие краски померкли, виртуозно сделанна€ подпись скрылась, но зато полотно приобрело особый, "музейный" колорит, ныне присущий произведени€м старых мастеров. ѕредсто€л еще один важный этап работы Ц картину надо было "состарить" лет на триста. —вое лучшее произведение фальсификатор, не дрогнув, подверг самым суровым испытани€м. ќн сушит каритну при температуре 100-120 градусов, накатывает холст на цилиндр, но зато кракелюры получились просто превосходными Ц совсем как насто€щие. „тобы замести все следы, художник аккуратно подкрасил трещины тушью. “еперь пусть приход€т хоть все критики, никто из них не распознает подделки.
ќсталась еще одно делоЕ  ак ее обнародовать, как преподнести новосозданного ¬ермеера публике?  ак видно, наш ван ћеегерен бедностью фантазии не страдал, поэтому одному из сових друзей, голландскому юристу  . ј. Ѕоону он рассказал романтическую и довольно-таки убедительную историю о том, как он, ван ћеегерен, нашел "’риста в Ёммаусе" в »талии, как контрабандой, в обход таможенных законов перевез картину на каком-то паруснике чуть ли не с риском дл€ жизни в ћонте- арло. Ѕоон, как и рассчитывал ван ћеегерен, не стал делать из этой истории большого секрета, и спуст€ какое-то врем€ весть о находке ван ћеегерена стала досто€нием общественности.
Ќа французской –ивьере в те годы жил один из крупнейших знатоков голландской живописи, автор капитальных трудов ,не утративших своего значени€ и по сей день, доктор јбрахам Ѕредиус.




¬нимательно ознакомившись с картиной и раскрыв подпись, он пришел к заключению, что "’ристос в Ёммаусе" Ц подлинное и притом первоклассное произведение раннего ¬ермеера ƒельфтского. ќсенью того же 1927 года в солидном английском журнале "Burlington Magazine" по€вилась публикаци€ Ѕредиуса о сенсационной находке шедевра ¬ермеера.
ћашине был дан ход, и она покатилась. ќ "’ристе в Ёммаусе" заговорили искусствоведы, критики, антиквары. ¬ан ћеегерну оставалось теперь только регулировать ход событий и выбирать из предложений самое выгодное. ¬ –окбрюн примчалс€ дл€ переговоров торговец картинами ƒ. ј. ’угендейк. «аинтересовались "’ристом в Ёммаусе" и "ќбщество голландских любителей искусств им. –ембранта", приобретавшее произведени€ искусства дл€ музеев Ќидерландов. ¬ конце концов за 550 тыс€ч гульденов картину купил по поручению общества коллекционер ƒ.√. ван Ѕойнинген. "’ристос в Ёммаусе" был передан музею Ѕойманса в –оттердаме; ван ћеегерен получил 340 тыс€ч , а ’угендейк, как посредник, остальное.
¬ музее картина попала в руки опытного реставратора ,в течении трех мес€цев он наблюдал за ее состо€нием, аккуратно расчищал от потемневшего лака и наслоений "времени", подводил под нее новый холст. ¬ сент€бре 1938 года картина была впервые показана широкой публике на выставке в числе 450 шедевров голландской живописи. ”спех был потр€сающий. ѕеред кариной посто€нно толпилась восторженна€ публика. ѕодавл€ющее большинство специалистов и критиков объ€вили "’риста в Ёммаусе" одним из лучших и наиболее совершенных творений ¬ермеера. "„удо €влени€ стало чудом живописи", Ц писал искусствовед де ‘рис. Ќемецкий исследователь  урт –литцш поместил репродукции с картины в своей обсто€тельной монографии о творчестве ¬ермеера ƒельфтского. ћало кто не поддалс€ тогда оба€нию этой картины, мало кого не убедила ее содержательность, своеобразна€ одухотворенность персонажей, замечательна€ красота колорита. Ёти достоинства отвлекали на первых порах внимание исследователей от мелких промахов художника, углубленного художественно-стилистического и технологического анализа картины. ¬сех словно поразил внезапный шок, радость большого открыти€. —обсвенно, на это также рассчитывал фальсификатор, и этот расчет блест€ще оправдалс€.
ѕравда, были в бочке меда и ложка дегт€. ¬ 1939 году "первооткрыватель" јбрахам Ѕредиус, усомнившись в принадлежности "’риста в Ёммаусе" кисти ¬ермеера, отказалс€ от своей поспешной атрибуции. Ќо его за€вление восприн€ли тогда как причуда старого ученого и не обратили на нее никакого внимани€. ѕредостережени€ немногочисленных экспертов, призывавших к осторожности, были попросту не слышны в дружном хоре диферамбовЕ
ƒа, это был триумф, долгожданный триумф, ради которого были отданы дес€ть лет жизни. ÷ель была достигнута, ван ћеегерен мог торжествовать полную победу. ’удожник замолчал, утомленный долгим рассказом. »нспектор ¬оонинг слушал, не перебива€.
- ’орошо, допустим, все было именно так. ¬аша картина была признана за произведение ¬ермеера ƒельфтского, приобретена крупным музеем, и теперь вы имели все возможности раскрыть свою проделку и вдоволь потешитьс€ над критиками и знатоками. Ќе так ли? Ќо ведь вы этого не сделали?
- ƒа. я продолжал работать над фальшивками. я хотел ,чтобы мои картины висели в лучших национальных музе€х. —вою де€тельность € рассматривал как протест против тех унижений, которые мне пришлось вынести со стороны клики критиков. » кроме того, € очень люблю живопись старых мастеровЕ
- ј состо€ние в п€ть с половиной миллионов гульденов тоже от этой страстной любви?
Ќа допросе ван ћеегерен так и не нашелс€, что ответить, но сейчас, оставшись в тюремной камере наедине с собой, он не мог забыть ироническую усмешку инспектора. ќн лгал. Ћгал на допросе. Ћгал самому себе все последние годы. Ќо ведь от самого себ€ никуда не сбежишьЕ Ќикакие "возвышенные" мотивы не могли скрыть его истинных побуженийЕ ≈го картина смогла выдержать испытани€ ,но сам художник перед испытанием богатством не усто€л. ƒеньги, деньги и еще раз деньги!
¬ 1938-1939 годах ван ћеегерен пишет две картины в духе жанровых полотен выдающегос€ голландского художника XVII века ѕитера де ’ооха. ѕо сравнению с тем же "’ристом в Ёммаусе" это был шаг назад: компил€ци€, использование уже известных приемов, деталей образов. Ќо покупатели нашлись сразу. ќдну из картин




"ѕирующую компанию" Ц приобрел уже известный нам ван Ѕойнинген, другую




" омпани€, играюща€ в карты" Ц роттердамский коллекционер ¬. ван дер ¬орм. ‘альсификатор положил в карман примерно 350 тыс€ч гульденов.
— началом II мировой войны ван ћеегерен возвращаетс€ в √олландию и покупает в Ћарене уютную усадьбу. “рагеди€ его родины, оккупированной врагом, не слишком тронула художника, т€готы войны его не коснулись, богатые люди могут устроитьс€ при любых власт€хЕ Ѕолее того, атмосфера военной неразберихи, когда немецкие "культуртрегеры" беззастенчиво грабили завоеванные страны, когда гибли ценнейшие произведени€ тскусства, а спрос на картины старых мастров продолжал расти, - эта ситуаци€ как нельз€ лучше благопри€тсвовала задуманным аферам. ¬едь дл€ глубоких, обсто€тельных экспертиз уже не хватало времени, и "под шумок" могло сойти многое ,что в мирные годы вызвало бы подозрени€, тем более ,что новые фальшивки по исполнению сто€ли значительно ниже "’риста в Ёммаусе". ¬ан ћеегерен ,что называетс€, ловил момент, открыта€ им золотоносна€ жила еще далеко не исс€кла. «а три года Ц п€ть новых "¬ермееров" ,и все на религиозные темы. ѕравда, примерно же в это врем€ возникли слухи, что здесь что-то не чисто, почему вдруг в одних руках оказалось столько ¬ермееров? ƒа и собственные картины ћеегерена по манере были подозрительно схожи, хот€ на все эти разговоры мало кто тогда обращал внимание, о них вспомнили позднее.
"√олову ’риста" купил ван Ѕойнинген. ≈му же при посредничестве антикваров ’угендейка и —трейбиса была продана "“айна€ вечер€". ¬. ва дер ¬орм, не жела€ отставать от своего соперника, приобрел "Ѕлагославление »акова". ¬ 1943 году –ейксмузеум в јмстердаме Ц крупнейший музей √олландии Ц покупает "ќмовение ног". », наконец, "’ристос и грешница" попадает в коллекцию самого √еринга.
—ледствие еще не было закончено, но ван ћеегерна освободили под залог до суда. ¬ его мастерскую на  айзерсграхт доставили старый холст, необходимые кисти и краски.




’удожник углубилс€ в работу. Ёто был его последний козырь в игре, в игре, на кону которой сто€л не очередной миллион, а его жизнь. ¬ан ћеегерен писал своего седьмого и последнего "¬ермеера"




картину "’ристос среди учителей". ¬ мастерской посто€нно дежурили полицейские, за спиной художника толплись любопытные, в общем, услови€ были те еще, конечно, это сказалось на качестве работы ,но главное было достигнуто: крупнейшие специалиств признали, что ’ан ван ћеегерен может быть автором фальшивых ¬ермееров.
Ќо был ли он им? Ќа этот вопрос должна была ответить авторитетна€ комисси€ экспертов, возглавл€ема€ директором брюссельского »нститута художественного наследи€ профессором ѕолем  оремансом. ¬идные искусствоведы, реставраторы, знатоки техники старых мастеров обсто€тельно изучили шесть "¬ермееров" и двух "де ’оохов". ¬ арсенал исследователей входили всевозможные технические средства Ц рентген, микрохимический анализ и т.д. јнализ нитей показал, что холст старый. –ентгеновские лучи, пройд€ сквозь верхние слои живописи, открыли остатки старой, поверх которой ван ћеегерен писал свои фальшивки. –ентген вскрыл еще одно обсто€тельства: кракелюры нижнего и верхнего сло€ не совпадали. ƒругими словами, они возникли в два четко разделенных периода, причем материал живописи в обоих случа€х был различен. ƒаже поверхностный химический анализ показал, что фальсификатор употребл€л тушь, втерев ее в искусственные кракелюры, дл€ придани€ им более "древнего" вида. »так, материал живописи верхних и нижних слоев был неодинаков, микрохимический анализ по€снил, в чем разница. ѕервична€ картина была написана, как и полагалось голландцам XVII века Ц маслом. ¬ан ћеегерен же побо€лс€ использовать эту технику. ќн знал, что при первой же проверке спиртом свежа€ масл€на€ живопись растворитс€ и тем самым фальшивка выдаст себ€. » ван ћеегерен, во всем другом придерживающийс€ старой техники, здесь отступил от нее и применил современное св€зующее вещество Ц синтетическую смолу. ќна не поддаетс€ воздействию спирта, но и не раствор€етс€ и в кислотах, а масл€на€ живопись, даже многовековой давности, не может им противосто€ть, а если кислоты не берут краску, значит она современного происхождени€. “аким образом фальсификатор оказывалс€ в любом случае в ловушке. ¬ довершение всего химический анализ красителей и смол, найденных в доме ван ћеегерена, и анализ красочного сло€ исследованных картин указали на идентичность этих материалов. “ворец фальшивок был установлен, замечу, что это был сложнейший случай, где за дело вз€лс€ большой профессионал, тонкий художник, превосходный знаток старой живописи и специалист в области истории искусства. » даже в этом случае ученым не пришлось использовать весь свой арсенал средствЕ Ќаконец, комисси€ обнародовала свое заключение: все картины были исполнены художником середины XX столети€ Ц ’аном ван ћеегереном.
—пуст€ несколько мес€цев, 28 окт€бр€ 1947 года в четвертой камере јмстердамского суда началс€ процесс над фальсификатором.




ќбвинение в коллаборционизме было с него сн€то; оставалась только подделка произведений искусства с целью наживы. ѕодсудимый признал себ€ виновным. 12 но€бр€ огласили приговор: один год тюремного заключени€. ¬ своем последнем слове ван ћеегерен просил суд позволить ему писать в тюрьме портреты: тепрь он стал знаменит более ,чем когда либо, заказчив хоть отбавл€й. ќсужденный не выгл€дел удрученным, отделавшись таким доаольно м€гким наказанием, он строил большие планы на будущее. Ќо этим планам так и не суждено было осуществитьс€. 30 декабр€ 1947 года заключенный јмстердамской тюрьмы ’ан јнтониус ван ћеегерен скоропостижно скончалс€ от разрыва сердцаЕ
„ерез три года состо€лс€ аукцион, на котором распродавались работы "великого фальсификатора", как называли ван ћеегерена в газетах. "’ристос среди учителей" пошел за три тыс€чи гульденов; остальные подделки Ц до трехсот гульденов кажда€Е
Ќу вот, вроде можно поставить точку, но дело на этом не кончилось. ∆ертвы фальсификатора потерпели огромный моральный и материальный ущерб. "Ўедевры" в их коллекци€х обесценились, а репутаци€ знатоков искусства оказалась сильно подмоченной. Ќе все смогли смиритьс€ с такими последстви€ми. —разу же после смерти ван ћеегерена коллекционер ван Ѕойнинген возбуждает в бельгийском суде процесс против главного эксперта профессора ѕол€  ореманса, никакие аргументы не могут переубедить ван Ѕойнингена, он хочет доказать, что по крайней мере две картины - "’ристос в Ёммаусе" и "“айна€ вечер€" Ц принадлежат кисти не ван ћеегерена, а яна ¬ермеера ƒельфтского. —обственно, научна€ истина уже установлена, и оспаривать ее трудно. ќднако все врем€ наход€тс€ люди, пытающиес€ опровергнуть выводу экспертов и признание самого ван ¬еегерена, которому посмертно приписывапют манию величи€. ¬ 1949 году ѕ.  ореманс опубликовал в јмстердаме книгу: "ѕоддельные ¬ермееры и де ’оохи ван ћеегерена". ¬ ответ на нее в –оттердаме вышла друга€ книга: "¬ермеер Ц ван ћеегерен. ¬озвращение к истине". Ќо это "возвращение к истине", попытка доказать, подлинность фальшивых картин оказалась попыткой с негодными средствами. ј. Ћавашери, автор изданной в 1954 году книги "¬ермеер Ц ван ¬еегерен. ѕоддельные и подлинные", целиком поддержал точку зрени€  ореманса и его коллег.
¬ общем, спрос рождает предложение, и пока к искусству будут относитьс€ как к средству получени€ наживы, продукци€ таких вот ван ћеегерены будет всегда востребована. ¬ принципе, если бы не признание фальсификатора и его св€зи с первыми лицами фашистской √ермании, про эти подделки мы могли никогда и не узнать. Ћюбопытно, а сколько же осталось нераскрытых фальшивок, где дело не имело такой громкий резонанс?


—овременные эксперты отмечают, что в работах ван ћеегерена продумано всЄ: технологи€ написани€ картины, от основы до покровного лака, стиль. ¬ плане подделки это действительно шедевры. Ѕолее того, сейчас картины фальсификатора сами по себе имеют немалую художественную и историческую ценность.

¬ апреле 1996 года в √олландии прошла персональна€ выставка работ ’анса ван ћеегерена, где экспонировались и поддельные Ђ¬ермеерыї.

√≈Ќ»… ѕќƒƒ≈Ћ ».



Ќаталь€ √олицына, Ћондон
Ђ ажда€ дес€та€ картина XX века Ч фальшивкаї

¬еликий фальсификатор ƒжон ћайат (на фото) делитс€ секретами создани€ поддельных шедевров


¬ лондонской The Air Gallery прошла выставка, возможно, самого известного фальсификатора живописи ƒжона ћайата. ћногие его подделки эксперты принимали за подлинники. —вои работы английский художник продавал через лондонского арт-дилера ƒжона ƒру, который, в свою очередь, подделывал сертификаты их подлинности. ћеждународный художественный рынок был наводнен поддельными картинами ћоне, ћатисса, Ўагала, ѕикассо и других известных современных художников. ƒиректор Ќью-…оркского музе€ современного искусства √лен Ћаури назвал де€тельность ћайата Ђодним из самых массированных случаев фальсификации в истории живописиї. ¬ конце концов в 1999 году ƒжон ћайат угодил в тюрьму, но, освободившись через год, продолжил создавать искусные подделки, правда, теперь уже без обмана. ѕрославившись, ћайат получает сейчас огромное количество заказов. — гениальным фальсификатором беседует корреспондент Ђќгонькаї.

√осподин ћайат, как случилось, что вы стали заниматьс€ подделкой картин известных художников?

” нас с женой было двое детей. ќднако она бросила мен€ с детьми, когда одному из них было три года, а другому Ч полтора. ћне пришлось самому за ними ухаживать и воспитывать. я пыталс€ найти какой-то источник дохода, но при этом оставатьс€ дома. я дал объ€вление в журнале, в котором написал, что предлагаю Ђподлинные подделкиї живописи XIX Ч XX веков примерно за 200 фунтов. ћне это показалось довольно легким заработком, ведь обычно большинство людей не прочь приобрести копии работ ћоне, ѕикассо и других художников. ¬ один прекрасный день мне позвонил заказчик, который представилс€ как профессор ƒру. ќн начал заказывать мне много картин. ѕричем их количество посто€нно росло. ѕосле того как € написал дл€ него 14 или 15 картин (а надо сказать, что он мало что понимал в искусстве), он спросил мен€, что € сам хотел бы написать. я ответил, что хотел бы написать несколько картин в стиле малоизвестных кубистов. Ќаписав их, € подумал, что на этом наше сотрудничество завершитс€. ќднако через две или три недели он загл€нул ко мне и сообщил, что показал этих кубистов экспертам в  ристис или —отбис и ему сказали, что они могут продать их за 25 тыс€ч фунтов. ƒру спросил, согласен ли € получить 12,5 тыс€чи фунтов Ч половину их стоимости, если они будут проданы. я согласилс€. ¬ то врем€ мне это казалось неплохой идеей Ч выходом из нужды. ¬от так все у нас и началось, так € стал преступником. я писал картину за картиной, а он их продавал.

 аким же образом профессору ƒру удавалось добывать фальшивые сертификаты подлинности ваших подделок?

ѕроблема, с которой он столкнулс€, продав первые три или четыре картины, состо€ла в том, что покупатели хотели знать историю этих картин, их прошлое. » он начал создавать эту историю, работа€ в архивах и фабрику€ фальшивые сертификаты подлинности. ƒл€ этого он находил в Ћондоне уже закрывшиес€ галереи и вставл€л в €кобы их веб-сайты на своем компьютере репродукции моих картин. “ак он демонстрировал несуществующие предыдущие продажи картин, которые € дл€ него писал.

—колько же подделок вам удалось продать за все это врем€?

я бы сказал, что примерно 250 Ч 300.

ѕочему вы предпочитали подделывать только современную живопись?

— самого начала было очевидно, что чем современнее картина, тем легче изобретать ее историю. ƒл€ этого не нужно было забиратьс€ в глубину веков. —ейчас пишу картины в стиле мастеров XVII Ч XIX веков, но в то врем€ € этого не делал. ѕросто потому, что ƒжону ƒру было очень трудно создавать историю картины двухсотлетней давности.

» опытные эксперты, и известные искусствоведы не могли отличить ваши подделки от оригинальных работ художника, которого вы имитировали? „ем вы это объ€сн€ете?

ћне трудно это пон€ть хот€ бы уже потому, что € никогда не использовал при работе аутентичные материалы и даже никогда не писал маслом, а пользовалс€ быстросохнущими эмульсионными красками Ч такими, которыми пользуютс€ дл€ покраски кухонь и спален. ѕросто не могу поверить, что, когда ƒжон ƒру показывал мои картины в аукционных домах, эксперты принимали их за подлинники. ƒл€ мен€ это слишком ирреальна€ ситуаци€.

„то же, современные эксперты попросту некомпетентны?

¬ некоторых случа€х они все же замечали подделку. Ќо большинство моих картин проходили за подлинники. Ќекоторые из них не нравились экспертам, и ƒжон ƒру предлагал им другие. ¬ то врем€ Ч в конце 80-х Ч первой половине 90-х годов Ч в разгаре был бум на художественном рынке. ÷ены неверо€тно подскочили. ќчень многие арт-дилеры стремились заполучить и продать ходовую живопись. „естно говор€, мне трудно объ€снить все это. Ќужно сказать, что некоторые эксперты были вполне профессиональны. я ведь не предлагал им копии. ¬ то врем€, как, впрочем, и сейчас, € изучал технику определенного художника и писал в его стиле совершенно новую картину Ч будь то ƒжакометти, Ѕен Ќиколсон или кто-то другой.  онечно, мы пытались как-то состарить картину, придать ей не очень новый вид, дела€ кракелюры, патину или использу€ старый холст. “ак что на первый или второй взгл€д картина могла вас обмануть.

¬ы подделывали и подпись художника?

ƒа.

«начит ли это, что современную живопись вообще трудно атрибутировать?

ѕожалуй, что да, трудновато. ћногие современные художники св€заны с галере€ми, которые публикуют каталоги их произведений, созданных за всю жизнь. ¬ этих каталогах зафиксированы все их работы вплоть до последних эскизов. ќднако всегда существуют картины, которые как бы Ђпровалились сквозь трещину в полуї.

»сход€ из вашего опыта, что вы думаете о коллекци€х современной живописи в крупных музе€х: какой там процент подделок?

 онечно, это лишь предположение... я бы сказал, что в них от 10 до 20 процентов живописи XX века не соответствует тому, за что ее выдают. ƒумаю, что кажда€ дес€та€ картина живописи XX века Ч фальшивка.

»звестно, что в тюрьме вас называли ѕикассо... ѕочему? ”давалось ли вам заниматьс€ живописью и в заключении?

¬ тюрьме это был единственный художник, о котором они слышали. ѕикассо Ч один из самых знаменитых художников, и поэтому эта кличка ко мне пристала. ¬ тюрьме € не писал, но много рисовал. ѕисать было запрещено, но у мен€ были карандаши. ћного времени уходило на портреты и рисунки, использовать кисти не разрешалось. ” мен€ даже не было точилки дл€ карандашей. ћне приходилось ходить их затачивать в тюремную контору. ¬ јнглии довольно строгие законы насчет того, что можно иметь в тюрьме. ¬озможно, что, если бы € отбывал длительный срок, мне бы позволили писать.

ѕриходилось ли вам подделывать русскую живопись?

ѕриходилось, но не могу вспомнить имен художников. ѕомню, что ƒжон ƒру очень интересовалс€ русскими художниками. ѕрипоминаю, что одним из них был русский абстрактный живописец.

ѕишете ли вы сейчас дл€ себ€, просто ради удовольстви€?

ƒа, пишу много портретов. Ћюблю портреты.  опий не пишу. ћногие приход€т и прос€т написать копию, но € отказываюсь. Ёто очень скучное, не доставл€ющее никакого удовольстви€ зан€тие. Ќамного интереснее создать еще одну картину ¬ан √ога, которую он мог бы написать, но не написал.  опию может сделать любой художник; € же стараюсь их не делать.

 ак началс€ ваш второй творческий период Ч уже после тюрьмы?

 огда € вышел из тюрьмы, то решил, что больше никогда не буду заниматьс€ живописью. Ќо через несколько дней позвонил полицейский, который в свое врем€ арестовал мен€ и отправил в тюрьму. ќн, кстати, послал мне в тюрьму карандаши. —просил, не соглашусь ли € вз€ть заказ на его портрет с семьей, и предложил мне хорошие деньги. ќн убеждал, что € очень хороший художник и что мне не следует бросать живопись только потому, что раньше совершил ошибку. я написал его портрет с женой и трем€ детьми, и после этого он познакомил мен€ с юристом, который интересовалс€ моим делом и был на судебном процессе. ќн также заказал картину. «атем еще двое юристов, участвовавших в моем судебном процессе, заказали картины. “ак это и пошло. ћен€ посетили журналисты с телевидени€ и вз€ли интервью. „ерез два-три мес€ца стало €сно, что на мои работы есть спрос. Ќо благодар€ именно этому полицейскому € возобновил зан€ти€ живописью. Ѕез него € бы не начал снова писать.

Ќедавно в одной из лондонских галерей прошла выставка ваших подделок...

ћне нравитс€ устраивать выставки каждые два-три года. “уда приход€т зрители, которые покупают или не покупают мои работы. ƒумаю, если вы знаете, что перед вами подделка, то возникает удивительное чувство. ћногие ведь нередко тер€ютс€ при виде произведени€ искусства, им нужен эксперт, который бы руководил ими. ќднако, когда перед вами подделка, вам не нужен эксперт и приходитс€ полагатьс€ на собственное суждение. ¬от почему мне нравитс€ то, чем € занимаюсь. ¬се знают, что € создаю подделки.

Ќадо сказать, что часть моих покупателей вовсе не скрывает, что у них на стене висит подделка, но многие не хот€т, чтобы другие знали о том, что их ћоне или ѕикассо на самом деле написаны мной. ќни даже прос€т мен€ никому об этом не говорить. » это тоже часть удовольстви€, которое € получаю.

—лучаетс€ ли вам и сейчас выдать свои подделки за оригинальные работы других художников?

Ѕольше € этого не делаю. Ќа оборотной стороне холста картин есть мо€ подпись, а в сам холст встроен специальный микрочип, который удостовер€ет, что перед вами подделка. ≈сли вы захотите его изъ€ть, вам придетс€ разрезать холст. ќдновременно он служит опознавательным знаком моих работ.  роме того, все мои работы зарегистрированы. “ак что не только в течение моей жизни, но и жизни моих детей никто уже не сможет продавать мои картины как оригиналы других художников. я попыталс€ предотвратить это.



 ≈ћ ЅџЋ ”Ѕ»“ —јћџ…  –”ѕЌџ… ‘јЋ№—»‘» ј“ќ– Ё–»  ’»ЅЅќ–Ќ?



¬ начале этого года в возрасте 61 года скончалс€ в –име при не вы€сненных до конца обсто€тельствах самый знаменитый "специалист" по подделке картин Ёрик ’ибборн. ¬семирно известный фальсификатор живописи был обнаружен на минувшей неделе с разбитой головой в одном из римских кварталов, а спуст€ несколько недель скончалс€ в столичной больнице.

Ёрик ’ибборн оставил в наследство своим современникам тыс€чи рисунков, признанных экспертами в качестве "ранее неизвестных" произведений Ѕрейгел€, ѕиранези, ¬ан ƒейка. ¬ возрасте 24 лет Ёрик ’ибборн был избран действительным членом королевского общества художников ¬еликобритании. ѕоследние 30 лет своей жизни этот высокий, крупный англичанин с густой черной бородой провел в »талии.

¬ своей книге "”чебник фальсификатора" Ёрик ’ибборн за€вил, что не видит в этом ремесле ничего предосудительного. "я тоже художник, - сказал он на презентации книги, - и не мо€ вина, если некоторые искусствоведы не в состо€нии отличить мои работы от оригинала". ѕо меньшей мере 500 его рисунков, за€вил ’ибборн, выставлены в частных и государственных коллекци€х и галере€х под именами известных мастеров. ќн выполн€л их на бумаге, извлеченной из старинных книг той эпохи, грунтовку и краски изготовл€л из тех же материалов, которые использовали насто€щие авторы.

—ќ¬≈“— »’  ќѕ»»—“ќ¬ «–я Ќ≈ ¬ѕ»—јЋ» ¬  Ќ»√” –≈ ќ–ƒќ¬ √»ЌЌ≈—ј




Ќаверное, ни одна друга€ страна (кроме, быть может,  ита€) не может похвастатьс€ таким количеством "прикладной" живописи, котора€ в неверо€тном количестве копий украшала присутственные места бывшей советской империи. ќт монументальных дворцов съездов и культуры, от обкомов и райкомов, до больниц, школ, детских садов, гостиниц и военкоматов - все украшалось копи€ми картин. ѕомимо вполне официальных "комбинатов" декоративно-прикладного искусства существовало также огромное количество ремесленных, порой полуподпольных артелей, которые занимались тем же копированием (а также изготовлением скульптур и оформлением интерьеров в духе времени, но по вкусу заказчика) в российской и всесоюзной глубинке.

 оличество копированной живописи в 20 - 80-е годы нашего столети€ в ———– не поддаетс€ исчислению. Ќаверное, нужно говорить о сотн€х тыс€ч или миллионах индивидуальных, "ручных" копий, которые всегда ценились выше и дороже любых репродукций.

...¬ свое врем€ ѕавел “реть€ков запретил особым распор€жением работу копиистов в стенах своей галереи.

ѕодделки. ѕодводные камни антикварного рынка
Ђ¬ атмосфере, насыщенной ажиотажем, в среде, где искусство Ц только ширма, прикрывающа€ иную де€тельность, только маска, скрывающа€ действительное лицо, должно возникнуть €вление, естественно и логически отсюда вытекающее. ѕодделки Ц давнее зло художественного рынка, но никогда еще они не превращались в такой бич человечества, каким стали в наше врем€, ибо никогда соблазн подделывать не был столь велик, как при современных головокружительных рыночных ценахї.


»стори€ подделок тесно св€зана с историей великих коллекций




Ќа первый взгл€д может показатьс€, что высказывание, которое мы вз€ли в качестве эпиграфа, принадлежит нашему современнику: уж слишком актуально оно звучит. ќднако эти слова были написаны в 1928 году академиком живописи ».Ё. √рабарем в его эссе ЂЁпидеми€ подделокї. “аким образом, и 80 лет назад проблемы фальсификации живописи сто€ли так же остро, как и в насто€щее врем€. ѕравда, тогда подделки не были основным поводом дл€ сенсаций и нагнетани€ обстановки на антикварном рынке, как это происходит сейчас.

Ќеслучайно сегодн€ этой теме посв€щаютс€ многочисленные теле- и радиопередачи, газетные и журнальные публикации. Ѕолее того: вышло два тома Ђ аталога подделок живописиї, вокруг которого уже несколько мес€цев не утихают споры искусствоведов и арт-дилеров. ќ подделках говоритс€ и пишетс€ так много, что даже неискушенному человеку €сно: современному художественному и экспертному сообществу эта проблема представл€етс€ одной из наиболее сложных и острых.

»з-за всей этой шумихи человеку, делающему первые шаги на рынке антиквариата, может показатьс€, что собирание антикварной живописи Ц слишком рискованное зан€тие. Ёти опасени€ подхватываютс€ галеристами и арт-дилерами, и раздуваютс€ в своего рода Ђстрашилкиї; а чтобы застраховатьс€ от подделки, эти де€тели советуют покупать актуальное искусство (которым они в основном и торгуют). Ќо если взгл€нуть на ситуацию спокойным взгл€дом и попытатьс€ разобратьс€ в проблеме без ажиотажа, то можно пон€ть, что подделки Ц вполне закономерное €вление и неизменный спутник арт-рынка. ќни свойственны ему, как свойственна тень каждому предмету. ƒл€ того, чтобы пон€ть суть проблемы, нужно, как всегда, обратитьс€ к истории искусства, неотъемлемой частью которой €вл€етс€ и истори€ подделок художественных произведений.

Ђћир хочет быть обманутымї - эти слова из книги —ебасть€на Ѕранта Ђ орабль дураковї, написанной в конце 15 века, могли бы стать эпиграфом не только к истории фальсификации, но и к истории афер в любых област€х человеческой де€тельности.  ак мы увидим далее, люди предпочитают закрывать глаза даже на полностью доказанные факты подделок.

ѕервое упоминание о подделках относитс€ к 15 веку. ≈ще при жизни јльбрехта ƒюрера многочисленные копиисты повтор€ли картины великого Ќюрнбергского художника, и ставили на них его монограммы. ј австрийский эрцгерцог Ћеопольд ¬ильгельм прибрел 68 подделок ƒюрера, счита€ их оригиналами. Ќо все же это были еще лишь единичные случаи. ѕодделыванием шедевров прошлого Ђбаловалисьї и великие художники. ¬ предыдущих обзорах мы уже писали о ћикеланджело, который изготовил Ђантичную скульптуруї, или о –афаэле, писавшем под ѕеруджино. ¬прочем, это были не более чем шутки гениев. —вой истинный размах фальсификаторы показали лишь в 17 веке, когда торговл€ подделками приобрела размер насто€щей индустрии.

“ак, голландский антиквар ”ленборх организовал целую мастерскую, где молодые художники в соответствии со своим вкусом и способност€ми занимались написанием произведений Ђголландскойї и Ђиталь€нскойї живописи. Ётот ловкий делец в 1671 году продал Ѕранденбургскому курфюрсту 13 картин Ђиталь€нских мастеровї. » что интересно: когда подделка была обнаружена, зав€залс€ жаркий спорт между п€тьюдес€тью (!) экспертами. ќдни объ€вили картины поддельными, другие утверждали, что это подлинники.  ак читатель сможет убедитьс€ в дальнейшем, этот сюжет неоднократно повтор€лс€ в истории; то же происходит и в наши дни.

‘альсификаторы живо откликались на все ве€ни€ и потребности художественного рынка. Ќапример, когда во второй половине 18 века вновь обрел попул€рность –ембрандт, тут же в изобилии по€вились Ђвновь открытые работы –ембрандтаї. ¬ 19 веке особым спросом пользовались картины малых голландцев. “огда практически все немецкие художники стали работать в этой манере. ѕри этом они имитировали ее настолько точно, что и сегодн€, при наличии огромного арсенала технических средств отличить подделку можно лишь по состо€нию основы, холста, сорту дерева, химическому составу красок.

»стори€ подделок тесно св€зана с историей великих коллекций. ƒостаточно вспомнить, что наш знаменитый соотечественник ѕавел “реть€ков свою первую коллекцию собрал из таких вот Ђмалых голландцевї.  огда же вы€снилось, что все это подделки, “реть€ков обратилс€ к собиранию русской живописи, причем покупал только картины современников, что называетс€, Ђиз-под кистиї.   его примеру часто апеллируют современные арт-дилеры; но заметим, что основателю “реть€ковской галереи было гораздо легче ориентироватьс€ в мире искусства, чем современным собирател€м. ¬ то врем€ еще не были нарушены и извращены критерии художественного качества, и не проводилось мощных пиар-кампаний, способных из человека, не обладающего хот€ бы малой толикой таланта и умени€, Ђвылепитьї гени€ contemporary art.

ќднако продолжим свой экскурс. ¬ 1909 году директор Ѕерлинского музе€ ¬ильгельм Ѕоде приобрел дл€ музе€ императора ‘ридриха восковую скульптуру Ђ‘лораї, признанную оригиналом Ћеонардо да ¬инчи. «а нее была уплачена громадна€ по тем временам сумма Ц 150 000 марок. —пуст€ некоторое врем€ после покупки в Ћондонских газетах по€вилс€ р€д статей, где доказывалось, что под видом оригинала Ѕоде купил статую, изготовленную в 19 веке английский скульптором –ичардом Ћукасом. «а€вление дл€ газеты сделал 80-летний сын Ћукаса, подтвердивший, что Ђ‘лораї вылеплена его отцом. Ѕолее того, Ћукас-младший указал картину, с которой его отец изва€л этот шедевр. Ќемецкие музейные работники ответили, что старик Ђвыжил из умаї, и что в јнглии 19 века не мог по€витьс€ художник, способный хоть мало-мальски приблизитьс€ к великому Ћеонардо. “огда в печати выступил один из учеников –ичарда Ћукаса. ќн подтвердил, что Ћукас лепил Ђ‘лоруї с картины одного из учеников да ¬инчи, художника по фамилии Ћуини. Ёту картину нашли; сравнение полотна и статуи показало, что сходство между ними несомненное.  опиру€ форму головы, Ћукас даже вылепил две розы слева от пробора в волосах богини. ј тут и у Ћукаса-сына нашлась фотографи€ Ђ‘лорыї, сделанна€ при жизни отца. Ќа ней было €сно видны обе совершенно нетронутые руки статуи, а также заметна чиста€, гладка€ поверхность воска. Ќа купленной же Ѕоде статуе руки были повреждены, а воск потемнел и выгл€дел очень старым. Ќо главным доказательством стало нахождение внутри одного из слоев скульптуры кусочка газеты 1846 года. ќднако и после этого больша€ часть немецких музееведов отказалась признавать подделку. «ато Ћукас стал знаменитостью. Ѕыла выпущена монографи€ с его работами, в которой говорилось, что он в своем скульптурном творчестве часто перерабатывал мотивы картин великих мастеров Ц –ембрандта, ƒюрера и других.

—ледующий вал подделок пришелс€ на годы после первой мировой войны. ¬ конце 1920-х гг. европейские и американские музеи были не на шутку встревожены обнаружением целого р€да подделок “ак, музей Ђћетрополитенї приобрел в ¬енеции у антикваров ‘азолли и ѕалези Ђредчайшую архаическую эллинскую статуэткуї.  огда дл€ уточнени€ датировки музееведы попытались разузнать у продавцов историю обнаружени€ этой статуи, последние не смогли вн€тно объ€снить, откуда она вз€лась. Ёто вызвало подозрени€, и дирекци€ музе€ поручила известному археологу ћаршаллу (американцу, посто€нно живущему в –име) провести расследование. ћаршалл, однако, торопитьс€ не стал. ќн решил: так как скульптура была продана за весьма внушительную сумму, то успех несомненно, должен окрылить авторов аферы. ѕоэтому он просто вернулс€ в –им и стал ждать, и догадка его скоро подтвердилась. ћузею было предложено приобрести надгробие италь€нского скульптора ¬озрождени€ ћино да ‘ьезоле за 300 000 долларов. —равнение Ђэллинской статуэткиї и этого надгроби€ укрепило сомнени€ ћаршалла, так как в обоих случа€х художественный почерк и манера обработки мрамора были схожими. јналогичными были и приемы ломки и раздроблени€ камн€ с целью придани€ произведени€м более древнего вида.  роме того, ћаршалл подметил также одну интересную особенность, котора€ в принципе характерна дл€ всех мастеров фальсификации произведений искусства. јвторска€ гордость помешала скульптору произвести надломы и утраты мрамора в местах, наиболее эффектных и удачных в чисто художественном отношении. ¬прочем, раскрутить всю преступную цепочку ћаршалл не успел, так как вскоре умер. ј к этому времени один только ƒетройтский музей из€щных искусств приобрел еще одну Ђдревнегреческую статуюї того же автора за 110 000 долларов, и Ђбарельеф ƒонателлої за 200 000 долларов. Ќесмотр€ на то, что ћаршалл при жизни поставил под сомнение подлинность 10 поддельных статуй, эксперты не спешили признавать факт фальсификации. ќдни считали их оригиналами, другие, как и ћаршалл, были убеждены в том, что это подделки. », как бывает довольно часто, разоблачил аферу сам художник Ц автор подделок. »м оказалс€ безвестный неаполитанский скульптор јльчео ƒоссена. –аскрыть правду его заставила нужда. ƒело в том, что ловкие антиквары, дл€ которых ƒоссена делал свои скульптуры, платили ему сущие гроши, достаточные лишь дл€ выживани€. » когда у скульптора (а ему было уже далеко за 50) умерла жена, ему просто не на что было ее похоронить. ќбратившись к своим патронам ‘азолли и ѕалези, он получил отказ с той мотивировкой, что деньги, которые они должны ему за работу, давно выплачены. “аким образом, они своей жадностью просто подписали себе приговор. —кульптору было нечего тер€ть, и он св€залс€ с одним молодым историком искусства, состо€вшим на службе в италь€нском посольстве ¬ашингтона. „ерез него ƒоссена предал гласности историю своего сотрудничества с ‘азолли и ѕалези. “ак были открыты многие дес€тки Ђгениальных скульптурї, долгие годы восхищавших не только р€довую публику, но и признанных знатоков. —осто€лась даже персональна€ выставка ƒоссены, где были представлены как его оригинальные произведени€, так и его подделки. ѕублика была в восторге, а мнени€ искусствоведов разделились. ќдни признавали его гениальным скульптором, другие осуждали за отсутствие индивидуальности, вторичность и однообразие манеры. Ќо, как говоритс€, задним умом крепки все.










Ёта драматическа€ истори€ нагл€дно показывает, что главными злоумышленниками на художественном рынке €вл€ютс€ не художники-фальсификаторы, а те, кто непосредственно продает произведени€ искусства Ц антиквары, галеристы, арт-дилеры. »менно им принадлежит 80% идей по созданию подделок, и именно они получают самые жирные Ђкуски пирогаї, от которого художникам достаютс€ лишь жалкие крохи.





ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



enotya   обратитьс€ по имени „етверг, 10 »юл€ 2008 г. 13:00 (ссылка)
как интересно! спасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку