-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в БЛОГбастер

 -Подписка по e-mail

 

Непростая история простого карандаша

Среда, 16 Апреля 2008 г. 10:18 + в цитатник

Не исключено, что в скором времени человечество разучится писать, что называется - от руки, потеряет многовековой навык водить пером по бумаге, ведь куда удобнее и быстрее настучать текст на клавиатуре компьютера. Стремительное развитие коммуникационных технологий подтверждает эту, где-то грустную, мысль. Уроки чистописания канут в Лету как латынь, плетение лаптей и деревенское веретено. Что тут поделаешь? Жизнь продолжается.

Но невозможно представить, чтобы человечество перестало рисовать. Писать – это общаться с другими, рисовать – это только с собой. Ребенок начинает рисовать куда раньше, чем писать. «Каля-маля» на бумажных обоях отчего дома - первое милое творчество, имеющее единый корень с наскальной живописью первобытного человека. Как вечно рисование, так, получается, вечен инструмент для рисования.

История карандаша начинается с XIV века. Художники рисовали тогда в основном палочками, изготовленными из смеси свинца с цинком, иногда их называли «серебряными карандашами». Этими инструментами пользовались такие мастера графики, как Дюрер, Ван Эйк и Ботичелли.
Древесный уголь продолжали использовать, как и в древности, но уже не в виде головешек из костра, а, например, специально обрабатывая в печи ивовые палочки в горшке, запечатанном глиной.
Прототипы современных графитных карандашей появились в XVI веке. Английские пастухи из местности Камберленд открыли в земле темную массу, которую использовали для того, чтобы метить овец. Первоначально из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого минерала, используемого для отливки пуль. Но, определив непригодность нового материала для этих целей, начали изготавливать из него тонкие заостренные на конце палочки и использовали их для рисования. Они были мягкими, пачкали руки и подходили для рисования, но не для письма. В XVII веке графит продавали обычно на улицах. Покупатели, в основном художники, зажимали эти графитовые палочки между кусочками дерева или веточками, обворачивали их в бумагу или обвязывали бечевкой.
С прототипами скорее всего и связано появление слова «карандаш». Оно восходит к тюркскому karadas «черный камень» и турецкому karatas – “чёрный сланец”. Лингвисты связывают с ним также слово карандыш – крошка, карапуз , маленький человек, указывая на близость его значения с немецким словом «stift» - карандаш карапуз.

Так называемый «парижский карандаш» («соус») изготавливался из смеси белой глины и черной сажи. Он оказался хорош тем, дает черный след на бумаге и меньше ее царапает. Им до сих пор рисуют художники-графики. Во Франции же в XV веке была изобретена пастель путем добавления к мелу пигментов и жиров. Использовали при этом гуммиарабик или сок смоковницы, например. Леонардо да Винчи принадлежит заслуга открытия сангины - «красного мела». Это природный каолин, окрашенный окислами железа.
Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы догадались смешивать графитный порошок с серой и клеем, получая таким образом стержень не самого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Понятно, что так называемый «нюрнбергский товар» не пользовался хорошей репутацией.

Непростая история простого карандаша

В конце XVIII века чешский фабрикант Й. Гартмут, выпускавший лабораторную посуду, соединил глину и графит, положив начало карандашному производству знаменитого «KOH-I-NOOR».
Во Франции примерно в то же время Н.-Ж. Конте самостоятельно изобрел карандаш в 1794 году. В конце XVIII века английский парламент ввел строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. Нарушение этого постановления каралось очень строго, вплоть до смертной казни. Но несмотря на это, графит продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путем, что привело к резкому увеличению его цены. По заданию французского конвента Контэ разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность. Еще более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твердости. Это и послужило основой современной классификации карандашей по твердости (Т, М, ТМ или в английском варианте: Н – твердый, В – мягкий, НВ – средней твердости). Цифры перед буквами обозначают дальнейшую степень мягкости или твердости. Последнее зависит от процентного содержания графита в смеси и влияет на цвет стержня (грифеля) – чем больше графита, тем темнее и мягче грифель карандаша.

Непростая история простого карандаша

Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в середине XIX века граф Лотар фон Фаберкастл (Faber-Castell) - для более устойчивого положения на наклонных поверхностях для письма. Он же является автором стандартной длины и диаметра карандаша.

Чуть позже, в 1869 году американец Алонсо Таунсенд Кросс (Cross) изобрел механический карандаш, в котором графитный стержень помещен в металлическую трубку и по необходимости выдвигается вместо заточки деревянного корпуса - он стал прообразом сегодняшних цанговых карандашей.

Любители статистики подсчитали, что одним обыкновенным деревянным карандашом можно провести линию длиной в 56 км или написать более 40 тыс. слов. А вот Стейнбек, говорят, мог исписывать до 60 карандашей за один день. И Хемингуэй писал тоже только деревянными карандашами.






 
В России же, богатой графитом и лесом, Михаил Ломоносов силами жителей одной деревни Архангельской губернии развернул производство карандаша в деревянной оболочке и ввёл в мировой обиход понятие «гросс» – дюжина дюжин. Гросс - дневная норма выработки карандашей одним мастером с одним подмастерьем. До сих пор во всём мире - «гросс» единица измерения количества именно карандашей.

С оправкой графитового стержня в деревянную оболочку вид и принцип действия карандаша уже не изменяется более двухсот лет. Совершенствуется производство, оттачивается качество, количество выпускаемых карандашей становится астрономическим, но идея трения слоистой красящей субстанции о шершавую поверхность остается удивительно жизнеспособной.

Изобретение карандаша в деревянной оправе, в силу удобства пользования, а также сравнительной простоты и дешевизны их изготовления, облегчило процесс закрепления и распространения информации. Чтобы оценить преимущества этого новшества, необходимо вспомнить, что письменность многие века была сопряжена с такими атрибутами, как гусиные и, позже, металлические перья, чернила или тушь. Человек пишущий был прикован к столу. Появление карандаша позволило вести записи в пути или в процессе работы, когда надо было моментально зафиксировать что-то. Недаром в наш язык прочно вошел фразеологический оборот: «взять на карандаш».

Непростая история простого карандаша

15 сентября 1912 года 19-летний Токудзи Хаякава открыл в центре Токио небольшую мастерскую металлической галантереи. Затем умудрился изобрести вечно острый карандаш. Так началась карьера основателя Sharp Corporation, одной из ведущих электронных компаний.
Казалось бы, изобретать карандаш - это все равно что изобретать велосипед. Но Хаякава умудрился сделать из этого простого и привычного всем предмета нечто совершенно новое. Он придумал оригинальный механизм, позволявший все время поддерживать карандашное острие в рабочем состоянии, и поместил его в металлический футляр. Грифель выдвигался наружу благодаря вращению футляра. "Механический карандаш Хаякавы" - под таким названием он запатентовал изобретение - был лишен недостатков его предшественника, который делался из целлулоида и был ужасно неудобным, некрасивым и непрактичным.

В 1915 году Хаякава выпустил свои карандаши в продажу. Расходились они плохо: металлический футляр холодил пальцы и плохо смотрелся с кимоно. Хаякава упорно продолжал работать на склад, пока не дождался крупного заказа от одной торговой фирмы из портового города Иокогама. Оказалось, что в Европе и США "карандаш Хаякавы" завоевал популярность. Крупные японские торговцы быстро оценили экспортный потенциал нового товара и принялись скупать карандаши прямо на фабрике. Она была загружена до предела, а торговцы требовали все больше и больше. Тогда для производства карандашей Хаякава создал еще одну фирму, а сам продолжал работать над их конструкцией. В 1916 году он разработал головку для грифеля, и механический карандаш принял тот облик, который сохраняет и по сей день. Изделие получило новое имя - "вечно острый карандаш", Ever-Ready-Sharp Pencil. Отсюда и ведет свое происхождение название корпорации Sharp.

Непростая история простого карандаша

Стоит еще раз вернуться к упоминанию фирмы Н.-Ж.Конте. В конце XX века она выпустила Conte Evolution - карандаш, не содержащий дерева, который изготавливается на одной производственной линии всего за одну минуту или даже чуть меньше. Рецепт является секретным. Известно только, что он готовится на основе синтетической резины, раствор которой вытягивается в форме спагетти, нарезается на секции, затачивается с одного конца, обрезается с другого (к которому может быть добавлен ластик) и покрывается краской.

Есть и другой любопытный факт современных преимуществ, казалось бы, такого бесхитростного инструмента, как карандаш. В космическом ведомстве США (НАСА) более года разрабатывалась авторучка для письма в космосе (по проекту, стоимость которого исчислялась 3,5 млн.долларов), а советские космонавты пользовались безотказными карандашами.
Рубрики:  Интересно [Interestingly]


Процитировано 53 раз
Понравилось: 1 пользователю



Onigan   обратиться по имени Среда, 16 Апреля 2008 г. 10:50 (ссылка)
УУУ.ОООО.
Ответить С цитатой В цитатник
FEARmeR   обратиться по имени Среда, 16 Апреля 2008 г. 11:29 (ссылка)
Спасибо, супер интересно)
Ответить С цитатой В цитатник
Катька_СволоЧь   обратиться по имени Среда, 16 Апреля 2008 г. 12:09 (ссылка)
здесь так многобукавок............
Ответить С цитатой В цитатник
Катька_СволоЧь   обратиться по имени Среда, 16 Апреля 2008 г. 12:10 (ссылка)
интересненько, но очень много букавок....
Ответить С цитатой В цитатник
Paige   обратиться по имени Среда, 16 Апреля 2008 г. 12:38 (ссылка)
интересненько))
Ответить С цитатой В цитатник
so_happy_smile   обратиться по имени Среда, 16 Апреля 2008 г. 12:52 (ссылка)
супер инфа ;)
Ответить С цитатой В цитатник
до_завтра   обратиться по имени Среда, 16 Апреля 2008 г. 14:32 (ссылка)
для общего развития! )
Ответить С цитатой В цитатник
Ann_Obstinate   обратиться по имени Среда, 16 Апреля 2008 г. 14:57 (ссылка)
класс!!))
Ответить С цитатой В цитатник
Metagalaktikos   обратиться по имени Среда, 16 Апреля 2008 г. 15:00 (ссылка)
Спасибо, интересный материал.
Ответить С цитатой В цитатник
Kondras   обратиться по имени Среда, 16 Апреля 2008 г. 15:18 (ссылка)
+1
Ответить С цитатой В цитатник
lorellina   обратиться по имени Среда, 16 Апреля 2008 г. 15:28 (ссылка)
А ведь точно разучимся пользоваться карандашем и ручкой. Хотя я это дело никогда не любила.))
Ответить С цитатой В цитатник
ЛуЧиСтИк   обратиться по имени Среда, 16 Апреля 2008 г. 17:23 (ссылка)
интересная инфа!!!пасиб!!...
Ответить С цитатой В цитатник
Lulu_Lamperouge   обратиться по имени Среда, 16 Апреля 2008 г. 17:28 (ссылка)
Ого!
Ответить С цитатой В цитатник
oksik3504   обратиться по имени Среда, 16 Апреля 2008 г. 17:37 (ссылка)
.....)))
Ответить С цитатой В цитатник
Alone_Mad   обратиться по имени Среда, 16 Апреля 2008 г. 18:17 (ссылка)
интересно...никогда не задумывалась над историей карандашей..хотя часто ими пользуюсь....я дизайнер...
Ответить С цитатой В цитатник
yurasik61   обратиться по имени Среда, 16 Апреля 2008 г. 18:30 (ссылка)
Действительно не простая история...
Ответить С цитатой В цитатник
iam13player   обратиться по имени Среда, 16 Апреля 2008 г. 21:33 (ссылка)
интересно )
Ответить С цитатой В цитатник
tania7618   обратиться по имени Среда, 16 Апреля 2008 г. 22:39 (ссылка)
интересно как...спасибо...
Ответить С цитатой В цитатник
Iva_and_her_new_life   обратиться по имени Четверг, 17 Апреля 2008 г. 01:06 (ссылка)
очень интересно. спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Nepowtorimaja   обратиться по имени Четверг, 17 Апреля 2008 г. 04:09 (ссылка)
Интересно, очень. Спасибо))
Ответить С цитатой В цитатник
zakohanadelarte   обратиться по имени Четверг, 17 Апреля 2008 г. 07:10 (ссылка)
"Какие новости?
- Так я вам послал, - Вернер указал подбородком на терминал.
- Да? Что-то я не заметил, - адмирал повернулся к монитору, но руки на
контакты положить не успел. Потому что Вернер подался вперед и сунул прямо
на контактную доску кусок белой ткани. Рашен опустил глаза и весь сморщился.
Вернер умел писать от руки - именно писать, а не только расписываться.
Довольно редкое качество, характерное разве что для ученых или
представителей малых народов с угасающей культурой. В экипаже "Тушканчика"
подобных грамотеев имелось трое. Рашен хорошо писал по-французски и
по-русски, Линда тоже вполне сносно выводила английские слова, а Боровский
уверял, что свободно пишет на пяти языках, но замечен в этом ни разу не был.
В принципе, искусство каллиграфии отмирало. Писать от руки было нечем и
незачем. Учащиеся младших классов на стандартной контактной доске
выколачивали до трехсот знаков в минуту. А техник уровня Вернера - все
шестьсот" (О.Дивов "Лучшие экипаж Солнечной")
Ответить С цитатой В цитатник
Melodylove   обратиться по имени Четверг, 17 Апреля 2008 г. 10:30 (ссылка)
Потрясающе интересно!

 
Ответить С цитатой В цитатник
Just_Tweety   обратиться по имени Четверг, 17 Апреля 2008 г. 14:41 (ссылка)
я тоже думаю что скоро все перейдут на компьютеры(
Ответить С цитатой В цитатник
Младший_Хранитель   обратиться по имени Четверг, 17 Апреля 2008 г. 15:59 (ссылка)
Не знаю, я люблю писать карандашем. При чем именно карандашем,а не ручкой. Очень редко использую для этого ручку. А когда пишешь что-то художественно-литературное - удобнее писать от руки,а не набирать слова на клавиатере, становишься ближе к написанному и успеваешь больше осмыслить и придумать более интересное продолжение.
А за статью большое спасибо. Не буду говорить: "Понравилось, круто" - Это явно не то что я чувствую. Я открыла для себя новую страничку истории, что-ли.
Ответить С цитатой В цитатник
leesichka   обратиться по имени Четверг, 17 Апреля 2008 г. 17:39 (ссылка)
...и рисунки карандашом просто чудесные получаются..
 (500x315, 34Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Скиталец_меж_душами   обратиться по имени Четверг, 17 Апреля 2008 г. 20:50 (ссылка)
Крууто!! Люблю историю! И карандаши люблю! Классно!! :)))
Ответить С цитатой В цитатник
July900   обратиться по имени Четверг, 17 Апреля 2008 г. 22:23 (ссылка)
Всем привет! Я приглашаю вас всех в самый красивый и многолюдный чат КАРНЭО. http://karneo.august4u.ru/?ref=2690. У нас много привелегий, общительных и интересных людей. Ждем вас всех! Приходите и регистрируйтесь=)
Ответить С цитатой В цитатник
SENka20   обратиться по имени Пятница, 18 Апреля 2008 г. 00:53 (ссылка)
Очень познавательно:)
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Пятница, 18 Апреля 2008 г. 13:42 (ссылка)
очень интересно!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана_Гранич   обратиться по имени Понедельник, 21 Апреля 2008 г. 00:13 (ссылка)
Спасибо. Пополнила свой богаж знаний новой информацией!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку