-–убрики

 -“оррЌјƒќ - торрент-трекер дл€ блогов

ƒелюсь моими файлами
    —качал и помогаю скачать
      ∆ду окончани€ закачки

        ѕоказать все (0)

         -ѕодписка по e-mail

         

         -ѕоиск по дневнику

        ѕоиск сообщений в ѕарашутов

         -—ообщества

        ”частник сообществ (¬сего в списке: 6) про_искусство Live_Memory ѕарижское_кафе  итайский_летчик_ƒ∆јќ_ƒј »скусство_звука MY_HIT
        „итатель сообществ (¬сего в списке: 3) ј–“_ј–“ель  итайский_летчик_ƒ∆јќ_ƒј MY_HIT

         -—татистика

        —татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        —оздан: 16.10.2007
        «аписей:
         омментариев:
        Ќаписано: 45377

        “ј…Ќџ ƒ≈ƒј ћќ–ќ«ј

        ¬торник, 01 январ€ 2008 г. 17:02 + в цитатник
        ”же почти 20 лет € прихожу к реб€тишкам и взрослым в образе ƒеда ћороза, его брата —анта  лауса и даже —негурочки.

         (376x530, 57Kb)  (376x530, 54Kb)

         (495x352, 27Kb)

        » все эти годы мен€ спрашивают: "ѕочему ƒед ћороз в синей шубе?" и "ѕочему он вообще в шубе, ведь он ћороз, значит ему не должно быть холодно?!"
         аждый раз € пытаюсь привести весомые аргументы, выслушиваю возражени€, вот и решил сейчас поговорить о любимом новогоднем персонаже (поскольку имею к нему отношение!) и постаратьс€ расставить все точки над "i".




         (580x258, 70Kb)

        Ќачнем с того, что в истории происхождени€ ƒеда ћороза переплетены три версии - €зыческа€, религиозна€ и светско-советска€.
        Ќачнем с нар€да! ¬ какой же должен быть ƒед ћороз шубе - красной или синей?

         (302x455, 24Kb)  (301x455, 25Kb)

        —ветлана ∆арникова, кандидат исторических наук, искусствовед и этнолог в своих работах утверждает однозначно - в красной! » расписывает традиционный облик ƒеда ћороза подробно, указыва€, что он складываетс€ из таких атрибутов:

        1. Ѕќ–ќƒј » ¬ќЋќ—џ - густые, седые (серебристые). Ёти детали облика, кроме своего "физиологического" смысла (старец - седой) несут ещЄ и огромный символьный характер обознача€ могущество, счастье, благополучие и богатство. ”дивительно, но именно волосы - единственна€ деталь облика не претерпевша€ за тыс€челети€ никаких значительных изменений.

        2. –”ЅјЎ ј » Ѕ–ё »- белые, льн€ные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Ёта деталь практически потер€лась в современном представлении о костюме. »сполнители роли ƒеда ћороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнител€ белым шарфом (что допустимо). Ќа брюки, как правило, не обращают внимани€ или шьют их красными под цвет шубы (страшна€ ошибка!)

        3. Ў”Ѕј - длинна€ (по щиколотку или по голень), ќЅя«ј“≈Ћ№Ќќ  –ј—Ќјя, расшита€ серебром (восьмиконечные звЄзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченна€ лебединым пухом. Ќекоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Ќаверн€ка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелЄной шубе. ≈сли так, знайте - это не ƒед ћороз, а один из его многочисленных "младших братьев". «амена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всЄ же допустима.

        4. Ўјѕ ј - красна€, расшита серебром и жемчугом. ќторочка лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). ‘орма шапки - полуовал (кругла€ форма шапки традиционна дл€ русских царей, достаточно вспомнить головной убор »вана √розного).  роме валь€жного отношени€ к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора ƒеда ћороза. ’арактерны следующие "неточности": замена жемчуга на стекл€нные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречаетс€ очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это ¬ладимир ћономах) или колпак (—анта  лаус), помпон (он же).

        5. “–®’ѕјЋџ≈ ѕ≈–„ј“ » »Ћ» ¬ј–≈∆ » - белые, расшиты серебром - символ чистоты и св€тости всего, что он даЄт из своих рук. “рЄхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещЄ с неолита.  акой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно.

        6. ѕќя— - белый с красным орнаментом (символ св€зи предков и потомков). ¬ наши дни сохранилс€ как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму.

        7. ќЅ”¬№ - серебр€ные или красные, шитые серебром сапоги с приподн€тым носком.  аблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. ¬ морозный день ƒед ћороз надевает белые, шитые серебром валенки. Ѕелый цвет и серебро - символы луны, св€тости, севера, воды и чистоты. »менно по обуви можно отличить насто€щего ƒеда ћороза от "подделки".

        8. ѕќ—ќ’ - хрустальный или серебрЄнный "под хрусталь". –учка вита€, так же серебристо-белой цветовой гаммы. ѕосох завершает лунница (стилизованное изображение мес€ца) или голова быка (символ власти, плодороди€ и счасть€). ¬ наши дни трудно найти посох соответствующий этим описани€м.

        »з восьми пунктов абсолютно нет вопросов к бороде, обуви и посоху, а вот в остальном можно покопатьс€! ¬ы обратили внимание на практически приказ искусствоведа насчет шубы - ќЅя«ј“≈Ћ№Ќќ  –ј—Ќјя! ≈сли прин€ть это за догму, то почему главный ƒед ћороз страны (народный артист –оссии, актер ƒмитрий Ќазаров) в прошлом году выходил в красной шубе, а в этом - в синей??

        13120 (236x300, 16Kb)  (270x300, 16Kb)

        “еперь контраргументы госпоже ∆арниковой, вз€тые из ¬семирной паутины на сайте "«а ƒеда ћороза".

        ¬нешние особенности ƒеда ћороза и его неизменные атрибуты таковы:

        1. ƒед ћороз носит очень теплую шапку с меховой опушкой. ¬нимание: никаких бомбошек и кисточек!
        2. Ќос ƒеда ћороза Ц обычно красный. (Ќикаких дурных аналогий! ѕросто на крайнем севере ќ„≈Ќ№ холодно!)
        3. ” ƒеда ћороза борода до самого полу. Ѕела€ и пушиста€, как снег.
        4. ƒедушка ћороз носит длинную толстую шубу на меху. »значально, цвет шубы был —»Ќ»ћ, ’ќЋќƒЌџћ, ¬ —»Ћ” —Ќ≈∆Ќќ-Ћ≈ƒяЌќ√ќ
        ѕ–ќ»—’ќ∆ƒ≈Ќ»я ƒ≈ƒ”Ў », но под вли€нием красных шубок "европейских собратьев", прообразом которых стал св€той епископ
        Ќиколай ( о нем позже), изменилс€ на красный (есть еще одна коммунистическа€ верси€ красной шубы, но о ней тоже позже!).
        Ќа данный момент допускаютс€ оба варианта.
        5. –уки ƒед ћороз пр€чет в огромные рукавицы.
        6. ƒед ћороз не носит ремней, а подв€зывает шубу кушаком. ¬ крайнем случае, застегиваетс€ на пуговицы.
        7. ƒед ћороз предпочитает исключительно валенки. » не удивительно, ведь при Ц 50 — (обычна€ северна€ температура воздуха) в
        сапогах даже у —нежного хоз€ина ноги отмерзнут.
        8. — собой ƒед ћороз всегда носит посох. ¬о-первых, чтобы легче было по сугробам пробиратьс€. ј во-вторых, по легендам, ƒед
        ћороз, еще будучи "диким ћорозко", этим самым посохом народ-то и "морозил".
        9. ћешок с подарками Ц более поздний атрибут ’оз€ина зимы. ћногие дети вер€т, что он бездонный. ¬о вс€ком случае, ƒед ћороз
        никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. ƒелает это он, не гл€д€, но всегда угадывает, кто какой
        подарок ждет.
        10. ƒед ћороз передвигаетс€ пешком или на сан€х, запр€женных тройкой. Ћюбит также рассекать родные просторы на лыжах.
        —лучаев с использованием оленей не зарегистрировано.
        11. —амое главное отличие русского ƒеда ћороза Ц его неизменна€ спутница внучка —негурочка. ќно и пон€тно: в одиночестве да на
        крайнем севере, где одни тюлени да пингвины, с тоски умереть можно! ј с внучкой оно веселее.

        ≈ще один аргумент в пользу синей шубы - это легенда св€занна€ с ¬еликим ”стюгом - родиной ƒеда ћороза.

         (690x518, 104Kb)

        ќбратите внимание, что ƒед ћороз на картинке, вз€той с великоустюжского сайта ƒеда ћороза, тоже в —»Ќ≈… Ў”Ѕ≈!!!
        ј вот и сама легенда
        Ђѕочему именно ¬еликий ”стюг выбрал ƒед ћороз дл€ своей вотчины?ї

        »стори€ этого древнего северорусского города богата былинами, легендами и сказани€ми. ≈сть среди них и така€. ∆или на реке √леден два брата Ч ¬одолей Ч старший и ћороз Ч младший. » правили они водами: старший Ч летом, младший Ч зимой. ќднажды поссорились брать€, и старший ¬одолей, закручинившись, пошел куда глаза гл€д€т, пришел на то место, где стоит сейчас ¬еликий ”стюг, и построил там дивный град. ( стати, на гербе города и по сию пору изображен ¬одолей (а цвет этого знака - синий!!!).) ћладший же решил пойти на чужбину счасть€ искать. ћного дорог исходил ћороз, много чего с ним за это врем€ приключилось, пожил он и в Ћапландии, путешествовал даже в јмерику... Ќо вот устал ћороз, душа его заныла, пот€нуло в кра€ родные, знал он, что ждут его в ”стюге, не дождутс€. ¬ернулс€ он, помирилс€ с братом ¬одолеем и поселилс€ в деревушке ћорозовице подле ”стюга. “ак и стали они, как прежде править водами (оп€ть же вода синего цвета!), ¬одолей летом, а ћороз - зимой.
        Ќо сказать однозначно, что живет русский ƒед ћороз только в ¬еликом ”стюге, сложно, так как существует масса других легенд. Ќекоторые утверждают, что ƒед ћороз родом с —еверного полюса, другие говор€т Ц из Ћапландии. ј в сказке ¬.‘.ќдоевского "ћороз »ванович" ћороз  расный Ќос вообще по весне перебираетс€ в колодец, где "и летом студено".

        » еще один аргумент в защиту синей шубы ƒеда ћороза, вз€тый из "»стории ƒеда ћороза"!

        ¬ –оссии прижилась распространенна€ в ≈вропе традици€ дарени€ подарков под елкой особым мифологическим персонажем. »м€ у этого персонажа по€вилось не сразу. Ќазывали дарител€ и ƒедушка Ќиколай, и —тарый –упрехт (персонаж из немецкой традиции), добрый ћорозко, ћороз ≈лкич... Ќо постепенно свое место у елки прочно зан€л ƒед ћороз . ѕостепенно из злого деда , которым родители пугали детей, ћороз превращаетс€ в доброго волшебника, властител€ зимнего леса, создающего зимний праздник. » поныне все знают, что живет ƒед ћороз в лесу и дружит с лесными звер€ми и птицами.
        —начала шуба его была —»Ќ≈… ( ј  ” ј«џ¬јёўјя Ќј —≈¬≈–Ќќ≈, ’ќЋќƒЌќ≈ ѕ–ќ»—’ќ∆ƒ≈Ќ»≈), на дореволюционных открытках можно встретить и синего, и даже белого ƒеда ћороза . —ейчас ƒед ћороз чаще всего приходит в красном костюме (что не очень верно, ведь он не св€той Ќиколай!), хот€ бывает, что и в синей шубе.

        Ќу, а теперь, нужно разобратьс€ кто же на самом деле ƒед ћороз. √де наход€тс€ его генеалогические корни, в какую седую древность проникли они своими отростками. ≈сли к этой проблеме подойти, как к научному исследованию, то можно обнаружить р€д любознательных и занимательных фактов.
        ƒед ћороз Ч персонаж весьма неоднозначный, и чтобы пон€ть его специфическую психологию, надо обратитьс€ к истории и попытатьс€ вы€снить, откуда он вообще вз€лс€, этот зимний друг детей?
        —корее всего образ деда ћороза €вл€етс€ —ќЅ»–ј“≈Ћ№Ќџћ.
        ќн впитал в себ€ и древние предани€ слав€нской мифологии, и христианское учение с легендой о св€том Ќиколе-угоднике, и легенды петровской эпохи, и прокоммунистические истории времен развитого социализма. ¬се они имеют право на жизнь, главное дл€ себ€ решить несет ли ƒед ћороз религиозную подоплеку, €вл€етс€ ли он дл€ вас светлым €зыческим духом или просто сказочным персонажем.
        “огда и будут решены все проблемы и с биографией ƒедушки и с его нар€дами!
        »так, четыре версии одной биографии!

        ¬≈–—»я 1. я«џ„≈— јя
        (—јћјя ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅЌјя!!!)

         (310x461, 39Kb)

        ѕо€вилс€ ƒед ћороз давным-давно. Ќо поначалу это был просто символ, дух холода. ¬ те времена люди не ждали от предка нынешнего ƒеда ћороза подарков, а дарили их ему сами! Ѕолее двух тыс€ч лет назад жители —евера в зимние ноли торжественно бросали за порог своих жилищ лепешки и м€со, чтобы задобрить ћороза, чтобы его дух не злилс€, не насылал лютый холод, не мешал охоте.
        ¬ давние времена слав€не, как и многие другие народы, верили: от бед и несчастий людей оберегают духи предков.
        ¬ нашем €зыке слово "дед" означало - дух предка, охран€ющий дом от чужих, враждебных духов. Ќу вот, теперь пон€тно, что веровани€ в деда - очень давн€€ традици€. ј самый древний прообраз деда ћороза, как считает большинство исследователей слав€нской культуры и мифологии, это дед - защитник и символический глава рода, покойный предок, основной функцией которого €вл€лась охрана потомков от бед и их воспитание.
        —лав€не считали, что ћороз - один из общих предков всех семей, поэтому именно дл€ этого предка имелась обща€ обр€дность, несколько отличающа€с€ от ритуального почитани€ остальных предков. ѕочести ƒеду ћорозу воздавали не только в дни зимнего солнцесто€ни€, но и весной, чтобы он хранил посевы и не портил их.
        ѕостепенно наш дед превратилс€ в персонаж слав€нского фольклора. Ќа прот€жении многих поколений восточные слав€не создавали и хранили своеобразную "устную летопись": прозаические предани€, эпические сказани€, обр€довые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.
        языческим прообразом нашего персонажа был, скорее всего, дух холода “рескун, он же —туденец, ћороз. Ёто и неудивительно ведь слав€не жили в услови€х довольно холодного климата и случаи гибели от переохлаждени€, а также падежи скота и потери урожа€, были довольно частыми. ¬от и изображалс€ дед “рескун в образе злобного старика, враждебного по отношению к люд€м и всему живому. «аморозить беспечного путника было дл€ него делом обычным.
        »менно поэтому слав€не пытались задобрить злобного духа и приносили ему нехитрые дары.
        ќбраз ƒеда ћороза складывалс€ веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.
        ≈ще одним прообразом ƒеда ћороза считают ѕозвизда - слав€нского бога бурь и непогод. —тоило ему тр€хнуть головой - на землю валил крупный град. ¬место плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопь€ми снег. —тремительно носилс€ ѕозвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.
        ¬ легендах древних слав€н существовал и другой персонаж - «имник. ќн, как и ћороз, представл€лс€ в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. √де он пройдет - там жди жестокой стужи.
        —реди слав€нских божеств выдел€лс€ своей свирепостью  арачун - злой дух, сокращающий жизнь. ƒревние слав€не считали его подземным богом, повелевавшим морозами.
        Ќо со временем ћороз мен€лс€. —уровый, в компании —олнца и ¬етра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихс€ на пути мужиков, он из грозного постепенно превращаетс€ в справедливого и доброго деда.

        ¬≈–—»я 2. — ј«ќ„Ќјя
        (“ќ ≈—“№ ѕ–»ƒ”ћјЌЌјя  ≈ћ-“ќ)

         (315x505, 51Kb)

        —огласно другой версии, "прапрадедом" современного русского ƒеда ћороза был герой русских народных сказок ћорозко (он же в более поздних верси€х Ц ћороз »ванович, ћороз- расный нос), хоз€ин погоды, зимы и мороза. Ёто ƒух «имы Ц строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. ’орошим люд€м благоволит и одаривает, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом.
        »значально его называли ƒедом “рескуном и представл€ли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. — но€бр€ по март ƒед “рескун был полновластным хоз€ином на земле. ƒаже солнце его бо€лось! ќн был женат на презлющей особе Ц «име. ƒеда “рескуна или ƒеда ћороза отождествл€ли также с первым мес€цем года Ц серединой зимы Ц €нварем. ’олоден и студен первый мес€ц года Ц царь морозов, корень зимы, ее государь. ќн строгий, льдистый, лед€ной, пора снеговеев. ¬ народе про €нварь говор€т и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.
        ¬ русских сказках ƒед ћороз изображаетс€ как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. ¬спомните, к примеру, сказку "ћорозко". ƒобрую трудолюбивую девушку ћорозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую Ц заморозил насмерть.
        ” восточных слав€н представлен сказочный образ ћороза - богатыр€, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами" (в белорусской сказке "ћороз, —олнце и ¬етер).
        »звестно несколько народных сказок, где —еверный ветер (или ћороз) помогает заблудившимс€ путникам, указыва€ дорогу.
        Ќаш ƒед ћороз отражен в русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса ј.Ќ. ќстровского "—негурочка", поэма Ќ.ј. Ќекрасова "ћороз,  расный нос", стихотворение ¬.я. Ѕрюсова "÷арю —еверного полюса", карело- финский эпос " алевала").

        ¬≈–—»я 3. –≈Ћ»√»ќ«Ќјя
        (ЅќЋ≈≈ ѕќƒ’ќƒяўјя ¬—≈ ∆≈ —јЌ“ј  Ћј”—” ¬ —»Ћ” –ј«Ћ»„»… ћ≈∆ƒ” ƒ¬”ћя ¬≈“¬яћ» ’–»—“»јЌ—“¬ј)

         (264x400, 53Kb)  (280x390, 31Kb)

        —огласно ей в IV веке жил в турецком городе ћиры архиепископ Ќиколай, христианский св€той Ќиколай ћирликийский, который родилс€ в III веке в городе ѕаотара (ћала€ јзи€, Ћики€) у весьма состо€тельных родителей.. —лавилс€ он не только своей набожностью и благочестием, но и душевной добротой. ≈ще молодым человеком он поселилс€ в г. ћиры Ћикийские (ныне г. ƒемре, неподалеку от ‘иникии в “урции), где через некоторое врем€ был избран епископом. ¬ ƒемре и сейчас стоит храм, в котором сохранились элементы архитектуры III века. “урки назвали этот древнейший пам€тник Ѕаба Ќоэль  илизе - ÷ерковь ƒеда ћороза. ћало того, предприимчивые турки установили и пам€тник св€тителю Ќиколаю, но на постаменте стоит не мудрый епископ, участник никейского —обора и защитник бедных, а бравый бородач в балахоне с капюшоном и огромным мешком на плечах...
        —амое древнее упоминание его имени мы находим в "ѕохвале", написанной константинопольским патриархом ѕроклом на переломе IV и V столетий.
        ‘едор „тец, живший столетием позже, включает епископа ћир Ћикийских Ќикола€ в список участников ѕервого ¬селенского —обора, проходившего в 325 году в Ќикее, на котором был разработан первый вариант —имвола ¬еры, называемого ныне Ќикео- онстантинопольским.
        ≈встратий  онстантинопольский, живший во второй половине VI века, повествует о том, как св€титель Ќиколай выступил в роли защитника трех несправедливо приговоренных к смерти византийских чиновников. ¬от, вроде бы, и все.
         ак обычно и бывает, недостаток информации дополнили благочестивые народные легенды, по€вл€вшиес€ на прот€жении веков.

        Ќапример, одним из распространенных €вл€етс€ предание о трех бесприданницах, которых отец готов был сделать блудницами.
        “рех сестер никто не хотел брать замуж без приданого. » впавший в нищету отец готов был сделать из них блудниц. „тобы не допустить греха, епископ Ќиколай незаметно подкинул в дом нищего три мешочка с золотом (по другой версии Ч три золотых €блока).
        “ак продолжалось два года. Ќа третье –ождество Ќиколай не смог попасть в дом бедн€ка из-за наглухо закрытых от мороза окон. “огда он кинул кошелек в дымовую трубу. » сюрприз угодил в башмачок младшей сестры. ¬ результате все девушки вышли замуж. ј с тех пор дети вывешивают в рождественскую ночь чулки или выставл€ют башмачки дл€ подарков.

         стати, примерно в 960 году будущий епископ –егинольд написал первое музыкальное произведение о св€том Ќиколае чудотворце, где предложил новый вариант перевода: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жител€м ћир, несправедливо приговоренным к смерти, он употребил "pueri" (дети). ¬ св€зи с тем, что средневековый мюзикл о св€том епископе имел неимоверный успех, зародилась традици€ почитани€ св€того Ќикола€, как покровител€ детей. ¬прочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали мор€ки, заключенные, пекари и купцы.

        —кончалс€ св. Ќиколай 6 декабр€ 310 или 312 года, став жертвой преследовани€ императора ƒиоклетиана. —огласно преданию, св. Ќиколай похоронен в г. ƒемре, однако, в 1087 году италь€нские купцы попытались захватить его мощи и тем самым спасли почитаемую всеми христианами св€тыню от надругательства. ¬ XII веке жители г. Ѕари, наход€щегос€ на юге »талии, в јпулии, преподнесли в дар лотарингскому правителю ќберу де ¬аран-жевилю одну фалангу пальца св€того. ќн, в свою очередь, передал реликвию в церковь ƒевы ћарии в ѕоре, котора€ вскоре так прославилась, что была переименована в церковь —ен-Ќикола-де-ѕор, а за нею так же называтьс€ и город.
        ¬ 1088 году ѕапа ”рбан II официально установил литургическое празднование этого событи€ на 9 ма€. Ќа византийском востоке этот праздник не прин€ли, но, не смотр€ на это, на –уси он получил широкое распространение и сохранилс€ до сих пор, называемый в народе "ћиколой - вешним", 22(9) ма€.
         стати, на –уси св€той Ќиколай €вл€етс€ одним из самых почитаемых св€тых. ¬ какой-то степени это произошло из-за совмещени€ в народной религиозности Ќикола€ „удотворца с образом €зыческого божества ¬олоса, с которым боролс€ бог-громовежец. — тех пор в кресть€нской мифологии Ќиколай прочно ассоциируетс€ с добрым, помогающим люд€м персонажем. ѕричем народы, общавшиес€ с русскими, называли даже Ќикола€ "русским богом".

         ак видим, прообраз св€того Ќикола€ больше подходит зарубежным брать€м ƒеда ћороза по нескольким причинам:

        1. »менно, —анта  лаус переводитс€, как св€той Ќиколай. ѕочему же тогда нашего деда не называть просто Ќиколай-угодник или ƒедушка  ол€?
        2. √оловной убор и посох именно —анта  лауса очень похожи на митру и католический посох епископа - палка с загнутым верхом, что противоречит православным канонам.
        3. —ветлана ∆арникова утверждает, что что у насто€щего русского ƒеда ћороза под шубой об€зательно должна быть длинна€ бела€ сорочка, и непременно льн€на€, украшенна€ белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Ќу, это уж просто цитата из ватиканской инструкции о литургическом облачении епископов!
        ќп€ть нестыковочка!!!

        ¬ средние века твердо установилс€ обычай в Ќиколин день, 6 (19) декабр€, дарить дет€м подарки. »значально св. Ќиколай дарил подарки, но никакой св€зи с –ождеством не имел. Ёту св€зь установил ћартин Ћютер.
        ѕримерно в X веке в  ельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабр€, в день пам€ти св€того Ќикола€, который, как помним, благодар€ своеобразному мюзиклу стал на «ападе почитатьс€ как покровитель детей.
        ¬скоре эта традици€ вышла далеко за пределы германского города. ¬ домах на ночь стали, вспомина€ древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, дл€ того, чтобы Ќиколаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хот€ без них и до сих пор порой не обходитс€.
        ¬ некоторых странах св€той епископ не пр€четс€ и приходит в дома не по ночам, а днем в день своей пам€ти в полном литургическом облачении и не один, а с ангелом и чертенком. √лава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли соответственно адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следстви€ вручаетс€ (или же нет) подарок.

        ¬ —еверную јмерику, котора€ сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, св€той Ќиколай попал из √олландии.
        ¬ 1626 году несколько голландских кораблей, возглавл€емые фрегатом "Goede Vrove" на носу которого сто€ла фигура св€того Ќикола€ прибыла в Ќовый свет. ¬ыходцы из Ќидерландов называли его "св€той Ќиколай", что звучало как "—интер  лаас"\Sinter Klaas ( лаас - кратка€ форма имени "Ќиколай" или "Ќиколас"), затем, со временем, им€ нашего персонажа преобразилось в "—анта  ласс", а чуть позже в —анта- лаус\Santa Claus. ј вместе с фигуркой они привезли с собой и предани€ о —в€том Ќиколае.
        »скатели счасть€ купили у индейцев землю за 24$ и назвали поселок Ќовым јмстердамом (теперь эта деревушка именуетс€ Ќью-…орком). √олландцы перенесли фигурку св€того с корабл€ на главную площадь. ќдной из первых церквей, построенных в тогдашнем Ќью-…орке, была —интер  лаас, или —инт Ќиколас, позднее получивша€ название "—анта- лаус".

        ¬≈–—»я 4. —¬≈“— ќ-ѕ–ќѕј√јЌƒ»—“— јя
        (—јћјя  ”–№≈«Ќјя » ќƒЌќ¬–≈ћ≈ЌЌќ —“–јЎЌјя »« ¬—≈’!)

         (270x353, 19Kb)  (235x353, 15Kb)  (260x364, 27Kb)

        ≈лка в качестве новогоднего атрибута по€вилась в –оссии при ѕетре ѕервом и постепенно получила широкое распространение. –одом традици€ украшать елку пошла, если вы помните, из √ермании. ѕро происхождение ƒеда ћороза есть легенда из петровской эпохи. ѕетр заставл€л всех ставить елки и лично на выбор провер€л отдельно вз€тых бо€р. “ех, кто не ставил елку - заставл€л на следующий год ходить и раздавать подарки.  ак правило, елки не ставили те же самые, что не брили бороды. —амим разносить подарки было трудно, поэтому они брали дочерей и внучек.
        ¬ерси€ недоказанна€, но красива€!
        ”вы, не всегда судьба доброго ƒедушки ћороза складывалась легко. ѕосле ќкт€брьской революции 1917 года, в 1920-х годах, ƒед ћороз стал подвергатьс€ гонени€м как идеологически вредный персонаж (вместе с ни в чем не повинной елкой, как символом Ќового года). Ђƒекадентыї, Ђпережитки прошлогої сразу же придумали себе персонажей ƒеда ®лкича, деда Ўишкар€,  орневика, Ѕелого ƒеда, которые, увы!, не прижились. ѕридумала их российска€ интеллигенци€. Ќе по вдохновению, а что называетс€, от нужды.
        “ак было вплоть до 1929 года, когда елку запретили совсем и упразднили ƒеда ћороза.
        Ќо незадолго до этого на сцену выходит персонаж, обладающий знакомыми нам чертами.

        ѕрочтите цитату:
        Ђƒети собрались у елки и с нетерпением ждут главного геро€, без которого праздник не может начатьс€. ј что, если он не приедет вовсе? ¬едь на дворе метель замела все дорогиЕ Ќо вот открываетс€ дверь и входит долгожданный гость. ќн знал, что его ждут дети, и не побо€лс€ пурги. ≈лка зажигаетс€, дети радостно пл€шут вокруг нее, поют, декламируют стихи, которые гость внимательно выслушивает. «атем откуда ни возьмись по€вл€ютс€ две женщины с целым возом подарков и раздают их дет€м. ƒети в восторге их рассматривают. Ђј Ћенин как-то незаметно, под шумок, вышел из комнаты и уехалї.
        ƒа, господа, долгожданным гостем, лучшим другом детей был ¬ладимир »льич Ћенин. ј двум€ добрыми женщинами Ч Ќадежда  онстантиновна и ћарь€ »льиничнаї.

        ƒеды ћорозы несколько дес€тилетий на всех детских утренниках, во всех тюзовских спектакл€х вели себ€ по схеме, предложенной »льичом и описанной в воспоминани€х Ѕонч-Ѕруевича, а затем в рассказе писател€  ононова Ђ≈лка в —окольникахї.

        ќпала ƒеда ћороза закончилась только в 1935 году, и сценаристы стали разрабатывать программы массовых новогодних елок, ведущими которых стали ƒед ћороз и его внучка, —негурочка.
        ¬  –ј—Ќќ… (цвет победившего социализма и государственного флага!!!!) длинной шубе, подпо€санной широким по€сом, в круглой высокой шапке, с посохом в руке Ч то есть абсолютно такой, каким мы его все знаем, он по€вилс€ вместе с реабилитированной елкой сразу же после статьи ѕостышева, опубликованной в Ђѕравдеї 28 декабр€ 1935 года.
        “ов. ѕостышев в не допускающем возражений тоне писал: Ђ—ледует этому неправильному осуждению елки положить конец.  омсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные елки дл€ детей. ¬ школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах Ч везде должна быть детска€ елка! Ќе должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Ќового года елку дл€ своих реб€тишек. √орсоветы, представители районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образовани€ должны помочь устройству советской елки дл€ детей нашей великой социалистической родиныї.
         ак бы там ни было, а не успел товарищ ѕостышев выступить с инициативой, как словно по мановению волшебной палочки тротуары зазеленели. ”же 30 декабр€ 1935 года Ђѕравдаї рапортует о больших и маленьких елочках, украшающих харьковский дворец пионеров, о тыс€че елок, которые об€зались провести в  иеве. Ђћы рождены, чтоб сказку сделать быльюї.
        ¬ начале 1937 года ƒед ћороз и —негурочка впервые €вились вместе на праздник елки в московский ƒом —оюзов. ѕосле этого попул€рность персонажей продолжала расти, и ƒед ћороз стал известен по всей стране.
        ¬о множестве выходившие в 1936 г. методички объ€сн€ли, как устроить праздник, как ƒеду ћорозу надлежит себ€ на нем вести и как он должен выгл€деть.

        ¬ќ“ “ј »≈ ћ≈“јћќ–‘ќ«џ!!! »з чего € могу сделать вывод, что русский ƒед ћороз должен быть в —»Ќ≈… шубе, а значит, € - Ќј—“ќяў»… ƒ≈ƒ ћќ–ќ«!!!

        » напоследок несколько интересных фактов:

        1. — €зыческими корн€ми ƒеда ћороза св€зан один курьезный случай. ≈пископ ¬ологодский и ¬еликоустюжский ћаксимилиан после встречи с областным руководством за€вил, что церковь не будет поддерживать проект "¬еликий ”стюг - родина ƒеда ћороза". ѕричина - отсутствие в биографии ƒеда ћороза упоминаний о его крещении. ѕо словам владыки, €зычникам на ¬ологодской земле не место.
        2. ѕартийные же структуры происхождение ƒеда ћороза не смутило. ѕару лет назад сказочного геро€ прин€ли в "≈диную –оссию". “еперь каждую зиму помощник ƒеда ћороза в куртке с партийной символикой разъезжает по всей стране с подарками. Ћюбопытно, но сразу же после того, как сказочный персонаж определилс€ со своей партийной принадлежностью, из федерального бюджета на проект было выделено 20 миллионов рублей.
        3. ¬еликий ”стюг - родина ƒеда ћороза, а  острома - родина —негурочки. —леду€ сюжету сказки ќстровского, —негурочка - уроженка  остромского кра€. ƒл€  остромского кра€ внучка сказочного ƒеда ћороза - фигура культова€.  ак известно, под  остромой находитс€ село имени знаменитого русского драматурга јлександра ќстровского, где он написал свою известную сказку.
        –езиденци€ у —негурочки в ўелыкове - это примерно в 100 километрах от  остромы. ¬ имении ќстровского до сих пор бьет ключ, который, по версии драматурга, образовалс€ после того, как —негурочка раста€ла. Ѕиение ключа - это биение ее сердца. ¬ ўелыкове работает почта —негурочки. —казочной красавице пишут дети со всей страны, корреспонденци€ приходит даже из дальнего зарубежь€. ѕо народным сказани€м, бездетные старик со старухой слепили из снега лед€ную внучку - себе в утешение, а люд€м на радость. Ётой концепции проект " остромска€ —негурочка" соответствует полностью.

        ¬от и все! ¬сех с наступившим новым годом! » до встречи в декабре под елкой!!!

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

        —ери€ сообщений "Ќовый год":
        „асть 1 - “ј…Ќџ ƒ≈ƒј ћќ–ќ«ј
        „асть 2 - ¬–≈ћя ѕќƒј– ќ¬ (ƒ≈ƒџ ћќ–ќ«џ ¬—≈’ —“–јЌ, ќЅЏ≈ƒ»Ќя…“≈—№!)
        „асть 3 - ќ ≈Ћ» Ќј–яƒЌќ… «јћќЋ¬»“≈ —Ћќ¬ќ! („ј—“№ 1)
        ...
        „асть 47 - Ќќ¬џ… √ќƒ ¬ ∆»¬ќѕ»—» (ƒ≈“— »≈  ќ–ѕќ–ј“»¬„» ».)
        „асть 48 - Ќќ¬џ… √ќƒ ¬ ∆»¬ќѕ»—» (ѕќ—Ћ≈ƒЌ»… Ћ»—“  јЋ≈Ќƒј–я...)
        „асть 49 - Ќќ¬џ… √ќƒ ¬ ∆»¬ќѕ»—» (ѕ≈–¬ќ≈ ”“–ќ √ќƒј...)

        –убрики:  «има
        ћетки:  

        ѕроцитировано 7 раз
        ѕонравилось: 4 пользовател€м



        NADYNROM   обратитьс€ по имени ¬торник, 01 январ€ 2008 г. 19:59 (ссылка)
        ј так ли уж единственно важно, в какой именно шубе приходит ƒед ћороз?
        ћен€ больше убеждает верси€ о синей шубе ƒеда ћороза.  расный цвет больше ассоциируетс€ с —анта- лаусом.
        Ќо дело же не в цвете, а в празднике?:)
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        gzhelka11   обратитьс€ по имени —реда, 02 январ€ 2008 г. 02:04 (ссылка)
        —пасибо јнатлий за прекрасный пост о дедушке ћорозе...:)))
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени —реда, 02 январ€ 2008 г. 02:58 (ссылка)
        NADYNROM, в общем-то не важно, но когда подвыпившие гости, слава Ѕогу не дети!, спрашивают: ј почему ты в синей шубе? “ы, что - "голубой"?, то становитс€ обидно за себ€ и за ƒеда! Ќедаром же возник сайт "«а ƒеда ћороза". ќн, т.е. сайт, конечно, тоже агрессивен по отношению к —анта  лаусу, но тут ничего не поделаешь - вс€ наша жизнь стала проамериканизированной, начина€ со сленга в речи и заканчива€ фаст-фудом типа "ћакдональдса".
        ƒл€ сравнени€ посетите официальные сайты ƒеда ћороза и —анта  лауса, а также вышеупом€нутый сайт активистов акции Ђƒед ћороз против —анта- лаусаї:
        ƒед ћороз
        http://www.site-dedamoroza.ru/
        —анта  лаус
        http://www.noradsanta.org/
        —айт акции
        http://www.zadedamoroza.ru/
        “ак что этот пост - мой крик возмущени€ и просьба о восторжестве справедливости.
        јнжела, спасибо, что вам понравилось!
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        La_belle_epoque   обратитьс€ по имени —реда, 02 январ€ 2008 г. 19:30 (ссылка)
        јнатолий, по этому посту чувствуетс€, что ¬ы замечательный ƒедушка ћороз! —пасибо за интереснейший рассказ о ƒедушкиных тайнах, € раньше никогда не задумывалась, что его изображают в разных шубах, а сейчас пересмотрела свои любимые новогодние открытки - и правда, то в красной, то в синей. :)

        Ќо чаще все же в красной (и у мен€ он ассоциируетс€ именно с красным цветом), например, на этой открытке художницы ». „ернышевой (1989 г.):
        437_ (282x400, 38Kb)
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        La_belle_epoque   обратитьс€ по имени —реда, 02 январ€ 2008 г. 19:31 (ссылка)
        ¬от такой он - ƒед ћороз в моем представлении:
        1199215762_459_ (286x400, 33Kb)
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        NADYNROM   обратитьс€ по имени „етверг, 03 январ€ 2008 г. 02:53 (ссылка)
        я рано перестала верить в ƒеда ћороза, но когда мне его в детстве вызывали домой родители, он приходил именно в синей шубе. Ќаверное, именно из-за воспоминаний детства у мен€ осталась така€ ассоциаци€.
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени „етверг, 03 январ€ 2008 г. 03:32 (ссылка)
        ¬ы правы, мои дорогие читательницы, не совсем важно, в какой шубе приходит дедушка (главное, чтоб перегаром не несло, хот€ при нынешней конкуренции эти €влени€ абсолютно редки!), вы правы, что у каждого свой €ркий образ из детства (или актер ’выл€ из фильма "ћорозко", или кремлевский ƒед ћороз, или дедушка, у которого "глаза-то папины", или совсем мульт€шный герой как в "ƒед ћороз и лето"!), главное, с чем не соглашусь, так это с тем, что взрослые "перестают верить в ƒеда ћороза".  онечно, мы все не идиоты и понимаем, что это вымышленный персонаж, и ƒедушкой бывают обычно актеры (соседи, студенты и т.д.). Ќо Ќовый год - единственный праздник, позвол€ющий "впасть в детство", прин€ть услови€ этой игры и общатьс€ себе в радость! ¬ы бы видели, какой радостью свет€тс€ глаза пожилой женщины, к которой ты обратилс€ "внученька", вы бы слышали, как с хохотом высокпоставленные начальники станов€тс€ в хоровод и поют дедушкину любимую песню (примеры могу продолжать!). ј спор о цвете шубы - спор риторический, 70 лет атеизма и пропаганды сделали свое дело! √лавное -продолжать верить в новогодние чудеса и уметь подарить себе и окружающим праздник!!! » тогда к вам придет насто€щий ƒед ћороз!!!
        — наступившим Ќовым годом вас всех!!!
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        …оган_√олобрюхов   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 јпрел€ 2008 г. 22:35 (ссылка)
        ѕарашутов, я конечно опоздал (пост-то был Ќовогодний), но узнать новое никогда не поздно. Ѕольшое спасибо!
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        јноним   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 30 ќкт€бр€ 2011 г. 18:49 (ссылка)
         ак жаль, что только сейчас удалось прочитать такую занимательную и интересную статью. ћы, как и многие, приглаша€ на праздник ƒеда ћороза, хотим, чтобы все было без обмана. ¬от, например прошлый год ƒед ћороз и —негурочка были насто€щие, и к тому же очень профессионально вели программу. ¬едь проводили праздник в –еабилитационном центре дл€ детей-сирот. да еще и бесплатно. Ќо € не о том. ¬ид€ насто€щего, реального ƒеда ћороза, а не какую-то подделку или халтуру, душа даже у нас, взрослых радуетс€ и поет. Ќа сайте www.kasm.ru гл€ньте фото галерею. ¬сех с наступающим праздником, пусть вас и ваших детей в этот Ќовый год поздравит самый насто€щий ƒедушка ћороз!
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
        kasmos   обратитьс€ по имени Ќасто€щий дед ћороз ¬оскресенье, 30 ќкт€бр€ 2011 г. 18:56 (ссылка)
        »сходное сообщение јноним
        ... Ќа сайте http://www.kasm.ru гл€ньте фото галерею. ¬сех с наступающим праздником, пусть вас и ваших детей в этот Ќовый год поздравит самый насто€щий ƒедушка ћороз!
        http://www.kasm.ru - действительно, ƒед ћороз насто€щий!  стати, дл€ такого высокого уровн€ расценки на заказ деда ћороза к дет€м невысокие. “ак что, приглашайте в гости на Ќовый год ƒеда ћороза со —негурочкой, а не —анту с эльфами.
        2ф (700x588, 749Kb)
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ¬ера“ћ   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 30 Ќо€бр€ 2012 г. 18:23 (ссылка)
        »нтереснейша€ истори€. Ќо если ƒед ћороз в синем и —негурочка в голубом, то как-то не так €рко и празднично. ≈сли без —негурочки, пусть в синем.
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ∆ј– јЌƒ»…   обратитьс€ по имени „етверг, 12 ƒекабр€ 2013 г. 06:20 (ссылка)
        «а 48 лет исполнени€ роли ƒеда ћорозасменил 8 костюмов. ∆ена расшивает пойетками сегодн€ 9 костюм. » оп€ть красный, и всегда красный - контраст с внучкой. ¬от она у мен€ или в голубом, или в белом. Ќо только если к нам не прилетает —нежна€ королева. ”же девочки с первых утренников в ƒет.саду - внучек привод€т. ¬ќ“ “ј »≈ —≈ –≈“џ ќ“ ƒ≈ƒј ћќ–ќ«ј!
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени „етверг, 12 ƒекабр€ 2013 г. 12:49 (ссылка)
        ∆ј– јЌƒ»…, удачи ¬ам в новогоднем путешествии по садам, школам, домам, праздникам и утренникам!!!
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        јноним   обратитьс€ по имени ќднажды спросили вы в красном костюме? —реда, 17 ƒекабр€ 2014 г. 03:47 (ссылка)
        ћне синий цвет нравитс€, но красный всегда почему - то хот€т заказать, кому интересно посмотрите на нас, мы в этом году придумали с верху шубу одевать деду морозу, кто что скажет по этому поводу? http://заказ-дед-мороз.рф
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
        QWERT12   обратитьс€ по имени »щю дедов морозов дл€ обмена опытом! (конкурсы,игры и фокусы) —реда, 17 ƒекабр€ 2014 г. 04:13 (ссылка)
        »щю дедов морозов дл€ обмена опытом! (конкурсы,игры и фокусы) http://заказ-дед-мороз.рф[http://dedmorozka.ru]ћќ… —ј…“
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        метатель   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 29 ƒекабр€ 2014 г. 07:14 (ссылка)
        ѕо брату ƒеда ћороза - ¬одолею.

        Ќедавно началась Ёра ¬одоле€ (эра/эпоха- это глобальный астрономический период примерно в 2000 лет).

        ј ¬еликий ”стюг - единственный город в –оссии (а возможно и во всем мире), на гербе которого изображен ¬одолей! Ќа –ечном вокзале ”стюга есть его пам€тник, на котором написано: Ђ—оедин€ет седой ¬одолей –еки друг с другом. —оедин€ет средь рощ и полей —ухону с ёгомї.

        ≈сли ”стюг назовем Ђгородом ¬одоле€ї или Ђстолицей водолеевї:

        ѕо€витс€ возможность использовать неограниченный туристический ресурс - завлечь самих ¬одолеев (родившихс€ с 20 €нвар€ по 20 феврал€). Ќаселение –оссии 140 млн. ”словно делим на 12 (знаков «одиака) =11,6 млн.¬одолеев. ј в мире их сколько?...ѕусть каждый водолей считает необходимым хоть раз в жизни побывать в ”стюге- столице водолеев.

        Ќигде в мире нет праздника, св€занного с каким-либо знаком «одиака. ћы будем первые. ѕозднее, уверен, и г.¬ладимир сделает что-то подобное дл€ Ћьвов в августе... ¬ агентстве "ѕари" (книга рекордов –оссии) сообщили, что можно регистрировать рекорд за рекордом (например, просто собрав в одном месте пару сотен ¬одолеев или провести с ними какой-нибудь флеш-моб), т.к.прецедентов в таком направлении не было.
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 29 ƒекабр€ 2014 г. 11:37 (ссылка)
        метатель, интересна€ информаци€, интересные планы! ѕусть всЄ, что задумалось, в новом году сбудетс€!! — наступающим!!!
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
         омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
         

        ƒобавить комментарий:
        “екст комментари€: смайлики

        ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

        ѕрикрепить картинку:

         ѕереводить URL в ссылку
         ѕодписатьс€ на комментарии
         ѕодписать картинку