Мне хочется, чтобы никто из тех, кто когда-то был родным или почему-то мог им стать, не держал на меня зла. Чтобы обо мне думали без зла, потому что я уже давно не испытываю глубоких обид. Прощение как холодная вода душным летом. Как аромат восточных палочек вечером, когда заслуженно отдыхаешь после трудного дня. Я думаю с щемящей грустью о тех, кто не научился прощать, отпускать, выдыхать - кто живет в непрекращающемся страдании, не может сладить с собой, медленно и неотвратимо умирает. Помочь?.. Но как помочь, если в больном, отравленном ненавистью сознании все слова, все намерения истолковываются превратно, перерождаются в страшных монстров? И я молчу, чтобы не стало хуже, а может быть, просто чтобы не сталкиваться с ледяной стеной неприятия.
И еще:
" -- Пожалуй, я понял, -- сказал Кнехт. -- Но разве те, кому свойственны такие сильные пристрастия и антипатии, не обладают просто более страстной натурой, а другие просто более спокойной и мягкой?
-- Кажется, что это так, но это не так, -- засмеялся мастер. -- Чтобы все уметь и всему отдать должное, нужен, конечно, не недостаток душевной силы, увлеченности и тепла, а избыток. То, что ты называешь страстью, -- это не сила Души, а трение между душой и внешним миром. Там, где царит страстность, нет избыточной силы желания и стремления, просто сила эта направлена на какую-то обособленную и неверную цель, отсюда напряженность и духота в атмосфере. Кто направляет высшую силу желания в центр, к истинному бытию, к совершенству, тот кажется более спокойным, чем человек страстный, потому что пламя его горения не всегда видно, потому что он, например, не кричит и не размахивает руками при диспуте. Но я говорю тебе: он должен пылать и гореть!
-- Ах, если бы можно было обрести знание! -- воскликнул Кнехт. -- Если бы было какое-нибудь учение, что-то, во что можно поверить. Везде одно противоречит другому, одно проходит мимо другого, нигде нет уверенности. Все можно толковать и так, и этак. Всю мировую историю можно рассматривать как развитие и прогресс, и с таким же успехом можно не видеть в ней ничего, кроме упадка и бессмыслицы. Неужели нет истины? Неужели нет настоящего, имеющего законную силу учения?
Мастер ни разу не слышал, чтобы Иозеф говорил так горячо. Пройдя еще несколько шагов, он сказал:
-- Истина есть, дорогой мой! Но "учения", которого ты жаждешь, абсолютного, дарующего совершенную и единственную мудрость, -- такого учения нет. Да и стремиться надо тебе, друг мой, вовсе не к какому-то совершенному учению, а к совершенствованию себя самого. Божество в тебе, а не в понятиях и книгах. Истиной живут, ее не преподают." (Гессе, "Игра в бисер")