Одного из крупнейших белорусских писателей, Светлану Алексиевич, мне хвалили десятки человек. Даже кто-то с форума незнакомый в приват написал отрывок - дескать, как пишет, как пишет, читаю и рыдаю снова и снова. Литературные премии. Критики уверяют, что Алексиевич создала новый жанр литературы.
А теперь, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ под обложкой. Я сначала опишу, а Вы отгадайте, как это называется (ничего нового, так что угадаете 99,9%)
Человек находит людей, которые во время ВОВ были детьми - от 2 лет до подросткового возраста, детей из разных семей, разных социальных слоев, находившихся в разных местах и ситуациях. Расспрашивает и записывает их воспоминания, стараясь сохранить особенности речи. Где-то это цельные истории о судьбе с первого дня до окончания войны, где-то отрывки о самых ярких моментах или удивительных, где-то есть даже некие предварительные элементы встречи а ля "ты разбередила, тяжело вспоминать, старалась не вспоминать" и т.д. Каждая глава - рассказ. Он снабжен емким, бьющим в цель заголовком в виде цитаты из имеющейся в нем фразы и краткими сведениями - имя, сколько лет было на момент начала войны, чем человек занимается на момент, когда вспоминает. ВСЕ.
Кто знает, как такое называется? Правильно! Это называется ЖУРНАЛИСТИКА. Именно так и должна выглядеть качественная, настоящая работа талантливого журналиста в соответствующем жанре. Именно так были бы написаны многие статьи и репортажи с мест трагических событий, если бы их авторы были бы так талантливы в общении с людьми и журналистике, как Светлана Алексиевич, если бы умели находить правильную тему, правильный ракурс, если бы прошли хорошую школу и имели бы ум, честь и душу.
Дилогия "Голоса утопии" и ее вторая книга, о которой я здесь пишу, "Последние свидетели" должны преподаваться, как образец работы журналиста. Светлане следовало бы присудить все возможные журналистские премии, ибо уровень высочайший. Но вот почему белорусы дружно считают это литературой, а классическую работу журналиста новым жанром в литературе, мне искренне непонятно. Поскольку случай не частный, а государственный, то, видимо, дело-таки в неодолимой разнице менталитетов.
Немного о содержании (большего не требуется). Вы представляете, ЧТО могли увидеть дети в стране, которую оккупировали фашисты, где они уничтожили каждого четвертого? Представляете, КАК это лишило их не только близких, знакомых, друзей, имущества, домов, но и детства? Представляете, НАСКОЛЬКО это навсегда изменило их судьбы, характеры, отношение к миру? Вот именно так - и еще во много раз страшнее и жестче. Искренне рекомендую. Дабы не забыть. Дабы не упустить, когда забудут дети.
Оценка: 5
Аннотация: К той литературе, когда "писатель пописывает, а читатель почитывает", книги Алексиевич не имеют отношения. Но именно по отношению к ее книгам чаще всего возникает вопрос: а нужна ли нам такая страшная правда? На этот вопрос отвечает сама писательница: "Человек беспамятный способен породить только зло и ничего другого, кроме зла". "Последние свидетели" - это подвиг детской памяти.