-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ¬ичугский

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 05.11.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 563

  истории строительства »ваново- инешемской железной дороги

„етверг, 12 ƒекабр€ 2013 г. 23:36 + в цитатник

¬ краеведческой литературе бытует мнение, что главными конкурентами проекту железной дороги от »ванова к  инешме были два альтернативных варианта: дорога на ѕлЄс (самый короткий выход к ¬олге) и дорога на ёрьевец (выход к запасам леса, основному виду топлива в те времена).

Ќо если разобрать оба этих варианта, то они не выдержат конкуренции с кинешемским вариантом. Ќо был третий вариант, и, видимо, самый опасный - на  острому, с учЄтом того, что это был губернский центр, которому подчин€лась  инешма, с сильным губернским лобби.

 ак известно, победил кинешемский вариант - дорога была построена в начале 1871 года. Ќа  острому, между прочим, железна€ дорога была построена лишь 16 лет спуст€ - в 1887 г. (ветка от ярославл€). ј дорога, соедин€юща€ »ваново с  остромой - в 1898 году.

 

√азета «—овременна€ летопись», є41, 24 но€бр€ 1868 г.

 

¬згл€д на будущую ¬олжско-»вановскую железную дорогу

¬опрос, до какого пункта на ¬олге продолжать Ўуйско-»вановскую железную дорогу, начатую от Ќовкинской станции ћосковско-Ќижегородской железной дороги и доведЄнную до села »ваново, занимает всех, как обывателей села »ванова и города Ўуи, так и прибрежных жителей реки ¬олги, начина€ от  остромы и до ёрьевца. » как не занимать нас этому вопросу, когда железные дороги станов€тс€ проводником всех жизненных сил государств и народов, самою необходимою потребностью мануфактурной и сельской промышленности и уже сделались, можно сказать, артери€ми торгового движени€; а так-как артерии ни в одном животном организме не имеют усечЄнной формы, не прерываютс€ вдруг, а разветвл€ютс€ на несколько мелких проводников, то и железные дороги, особенно теперь, сначала должны быть проводимы до таких пунктов, от коих можно было бы делать если не сейчас, то после, и если не разветвление, то продолжение того же пути. ѕоэтому и мы в насто€щей статье хотим представить хот€ беглый, но общий взгл€д на ¬олжско-»вановскую железную дорогу с точки зрени€ насто€щего и будущего времени, име€ в виду продолжение еЄ, а не конечный пункт еЄ – ¬олгу. Ќасто€щее готовит и производит будущее; если мы не воспользуемс€ насто€щим, - не получим и будущего; испортим в насто€щем, - повредим в будущем.

∆ители села »ванова и города Ўуи относительно мнени€ об этой дороге разделились на несколько партий; одна парти€ предлагает вести дорогу в  инешму на ¬ичужский край, друга€ в  острому, треть€, меньша€, в ёрьевец; и притом одни говор€т, что дорогу надо вести от города Ўуи, другие – от села »ванова. »з жителей пом€нутых трЄх пунктов на ¬олге нам известно лишь мнение  остромичей, выраженное в трЄх разных брошюрах*, которые у нас под руками.

*1) «аписка, читанна€ 16-го окт€бр€ в  остромском губернском земском собрании: « уда вести Ўуйско-»вановскую железную дорогу»! г. јндроникова. 2) «аписка, читанна€ в  остромском губернском земском собрании: «ќ продолжении Ўуйско-»вановской железной дороги на  острому». 3) «емска€ железна€ дорога от села »ванова до реки ¬олги.

Ѕрошюры €сно свидетельствуют, что  остромичи не только желают вести дорогу на  острому, не только говор€т и пишут; но и действуют и хлопочут:  остромским земством уже сделаны изыскани€ по трЄм различным направлени€м от  остромы до »ванова.

Ќа дн€х, двое костромских депутатов гг. —моль€нинов и  арцев, отправл€€сь в ѕетербург хлопотать о концессии на продолжение Ўуйско-»вановской железной дороги до  остромы, заезжали в село »ваново, или вернее, в ¬ознесенский посад, с предложением местному вознесенскому обществу, чтоб оно выразило своЄ сочувствие на продолжение дороги в  острому, а не на  инешму. ќбщество, после некоторого колебани€ – так-как большинство почему-то было за  инешму – наконец, убеждЄнное ли данными гг. депутатов в большей выгодности  остромской дороги пред  инешемскою, или почему-либо другому, согласилось с меньшинством и изъ€вило готовность содействовать  остромскому земству.  инешемцы же и ¬ичужане молчат, будучи оглушены криком в пользу  инешмы и успокоены тем, что по направлению к  инешме тоже были сделаны изыскани€ г. √орбовым по разным направлени€м от Ўуи до »ванова. –езультат тех изысканий нам известен только отчасти, и то из тех же костромских брошюр.

ѕо изыскани€м сделанным в  остроме видно, что в общей сложности самые большие земл€ные работы не превышают 4 саж., и то только на двух верстах; затем, на прот€жении 3 вЄрст 3 саж.; наконец на прот€жении 5 вЄрст 2 саж., а то всЄ менее. ¬сЄ это вычислено при наибольшем подъЄме 8/1000, или 4 сажени на версту. Ѕолот в общей сложности 1 верста. ƒлина дороги, как и до  инешмы, ни превышает 80-81 версты. ћостов потребуетс€ только 2, длиной от 4 до 5 саж., при высоте от 2 до 3 саж., а меньших по всей линии до 6 очень незначительных и легко заменимых трубами. Ќаправление дороги служит пр€мым продолжением Ўуйско-»вановской. ћесто дл€ дебаркадера в  остроме на уровне весенних вод очень удобно. ѕо направлению же к  инешме от »ванова дорога должна повернуть направо под пр€мым или почти острым в 85о углом, отступ€ назад к Ўуе версты на две, и идти местностью самой невыгодною, местами гористою, болотистою, изрезанною реками и болотистыми топкими речками. ћосты нужны через реки: “езу, Ќозогу, ѕоршу, ћолохту и ¬ичугу; даже один, думаем через “езу как и через ”водь – чугунный, насыпей сажен в 7-8 и разных выемок потребуетс€ не мало. ј у самой  инешмы не будет никакой возможности спуститьс€ к уровню весенних вод, по крутизне берега. ѕо всем соображени€м сделанным  остромским земством дорога в  острому обойдЄтс€ никак не дороже 55-60 тыс€ч за версту; до  инешмы же г. √орбов просил с  остромского земства 79 тыс€ч за версту, и конечно, тут запроса не было. —ледовательно с экономической стороны в продолжение полотна все шансы на стороне  остромской, а не  инешемской дороги. Ќасколько же она может приносить дохода более нежели  инешемска€, - видно будет из окончани€. ќ движении предполагаемых грузов и пассажиров по той или другой дороге мы говорить не будем по той причине, что цифры грузов и пассажиров вообще весьма непосто€нны: с проведением железных дорог €вл€ютс€ и грузы, и пассажиры, лишь был бы путь удобен дл€ транзита. ƒл€ одних местных грузов никто дорог не строит. ќ перевозке же лесных материалов, на которые более всего опираетс€ кинешемска€ парти€, нечего и думать, при существующей у нас цене на дрова: в последнее врем€ средн€€ цена 14-вершковым дровам 4 руб. сер. ѕогонна€ сажень; к тому же дрова в  инешме костромские. ¬прочем, из костромских брошюр видно, да это видно и на деле, что число грузов будет более по  остромской, нежели по  инешемской дороге. Ќо мы предположим, что в насто€щее врем€ число грузов равное, даже по  инешемской дороге большее. » тогда не следует вести дорогу в  инешму, и вот почему:  ак железные дороги, так и вс€кие другие сообщени€ стро€тс€ не дл€ сегодн€, и не дл€ завтра, а дл€ будущего времени. ¬згл€ните же теперь на эти оба предлагаемые пути в будущем. ѕоложим, что дорога доведена до  инешмы; требуетс€ вести еЄ дальше: ни направо до Ќижнего, ни налево до  остромы по берегу ¬олги вести невозможно, да и бесцельно; пр€мо же за ¬олгу, в город  адый – не зачем. “аким образом,  инешемска€ дорога неминуемо была бы обречена на шестимес€чную летаргию, как ÷арицынска€ дорога между ¬олгой и ƒоном в зимнее врем€. “еперь представим себе, что дорога доведена до  остромы; требуетс€ вести еЄ дальше: не уклон€€сь ни направо, ни налево, ведите еЄ за ¬олгу, пр€мо на север, до города ¬ологды, каких-нибудь 160 вЄрст с небольшим, и пред вами €витс€ бассейн —еверной ƒвины с еЄ притоком —ухоною, Ѕелое море, пожалуй и океан, если хотите. » тогда поистине мы могли бы похвастатьс€, что от нас до „Єрного мор€ на юге, и до Ѕелого мор€ на севере – рукой подать. Ќеужели грузы ¬ологодского, јрхангельского и всего северного кра€ могущие идти на юг, и грузы южной –оссии могущие идти на север, в сравнении с ¬ичужским и  инешемским ничего не значат и с ними ровн€тьс€ не могут?...

¬ ѕетербурге, как видно из газет, составилс€ комитет под председательством г. «иновьева, имеющий целью обеспечить снабжение хлебом северного кра€ в неурожайные годы. ѕервою потребностью тут €вл€етс€ проведение всевозможных дорог и сообщений, а потому комитет предположил приискать средства дл€ прорыти€ канала вЄрст в 50 между ќнежским озером и ќнежской губой Ѕелого мор€, и от города ярославл€, где кончаетс€ “роицко-ярославска€ железна€ дорога, провести на ¬ологду до јрхангельска железную дорогу. » тогда конечный пункт нашей дороги, не выход€щий из одного градуса северной широты, был бы не  инешма и ¬олга, а јрхангельск и Ѕелое море. —ейчас мы читаем в ћосковских ¬едомост€х известие, что правительством разрешено брать€м ¬севоложским сделать изыскани€ дл€ проведени€ железной дороги от города ѕерми на город ¬€тку до города  остромы. ≈сли это осуществитс€, может ли быть, чтобы –ыбинско-ќсеченска€ железна€ дорога, в скором времени, не коснулась  остромы через ярославль, составив почти пр€мую линию от ѕетербурга в ѕермь и —ибирь. — другой стороны, может ли быть, чтобы ћосковско-Ќижегородска€ дорога когда-нибудь не коснулась  азани и —арапул€, составив совершенно пр€мую и параллельную ѕермско-ѕетербургской дороге линию в “юмень, то есть в —ибирь.

»так, име€ в виду будущее соединение в ярославле или  остроме четырЄх дорог, неужели мы не примкнЄм к сети северных дорог и нашу, п€тую дорогу, уже примкнутую к сети южных дорог, и отвернЄмс€ от  остромы, чтобы ринутьс€ в недра ¬ичужских болот? Ќеужели мы не захотим, чтобы наша дорога была соединительною линией между бассейнами благодатной ќки и могучей —еверной ƒвины, чтоб она была единственным соединением между дорогами: ћосковско-—ибирскою и ѕетербургско-—ибирскою? Ќет! ћы можем смело быть уверенными, что в очень и очень скором времени –ыбинско-ќсеченска€, “роицко-ярославска€ и »ваново- остромска€ дороги, соедин€€сь на ¬олге, в ярославле или  остроме, понесут богатства южных стран через ¬ологду в јрхангельск, и через ¬€тку в ѕермь. —казанное нами есть план, но без планов никто ничего не предпринимает.

»так, кто хочет, чтоб »вановско- остромска€ дорога служила транзитным путЄм хлебных грузов с богатого юга на бедный север, тот пусть подаЄт голос за  острому! ј кто не хочет, чтоб »ваново- остромска€ дорога была царским путЄм в отчину ÷ар€-батюшки, город  острому, - пусть даЄт голос за  инемшу! [“ак в газете!  ажетс€ сознательной опечаткой, вместо  инешмы]

ќт души жела€ успехов костромскому земству, мы заранее поздравл€ем его со славною, блест€щею будущностью »ваново- остромской железной дороги. ћы накануне будущего.

ѕ. Ѕибиков

Ќо€бр€ 9-го дн€ 1868 г.

 

ќб авторе статьи можно прочитать в ¬икипедии

–убрики:  »—“ќ–»я
√еографи€
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку