-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ¬ичугский

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 05.11.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 563

»стори€ о том, как »ван јксаков поймал член-корреспондента под ¬ичугой, и последовавшие за сим событи€...

—уббота, 07 ƒекабр€ 2013 г. 17:35 + в цитатник

 то такой »ван јксаков?

»ван —ергеевич јксаков (1823-1886) – знаменитый русский публицист и общественный де€тель, лидер слав€нофилов. –едактор газет «ƒень», «ћосква», «–усь», журнала «–усска€ беседа». ѕламенный оратор, вершиной его ораторского искусства были годы –усско-турецкой войны 1877-78 гг., когда он сделалс€ выразителем слав€нских симпатий в русском обществе и в ≈вропе. ¬ Ѕолгарии, освобождЄнной –оссией от п€тисотлетнего османского ига, јксакова даже хотели сделать царЄм. Ѕыл женат на дочери поэта “ютчева.

 

 омандировка в ярославль

Ќо вернЄмс€ к ранним годам »вана јксакова, когда он ещЄ не был озарЄн ореолом славы. ¬ 1842 году, после окончани€ ”чилища правоведени€, јксаков поступил на государственную службу. ¬ 1848 году он стал чиновником особых поручений при ћинистерстве внутренних дел, вскоре отправившись в командировку в Ѕессарабию с целью исследовани€ местного раскола. ¬ мае 1849 года он был командирован в ярославскую губернию с целью ревизии городского хоз€йства уездных городов и с секретной миссией изучени€ €рославского старообр€дчества. “ак тихо-мирно, за делами, прошло больше года. јксаков обревизовывал хоз€йство городов –оманова-Ѕорисоглебска, –ыбинска, ѕошехонь€, ”глича, –остова, ћологи, Ћюбима… ѕисал секретные доклады о староверах.

Ќо в августе 1850 года размеренна€ чиновничь€ жизнь јксакова резко нарушилась. ¬ последние годы в ярославской губернии наблюдалс€ заметный рост числа брод€г и сопутствующей им преступности – воровства и грабежей. ¬есной 1850 года €рославские жандармы схватили главную воровскую шайку, которую возглавл€л атаман ѕашка, уроженец села —опелки, располагавшегос€ близ ярославл€. ¬ ходе следстви€ вы€снилось, что лидер шайки был адептом ранее неизвестной секты. »з ѕетербурга в ярославль был прислан чиновник, опытный в раскольничьих делах, граф —тенбок, который возглавил специальную комиссию, одной из главных задач которой было получение информации о таинственной секте, о еЄ учении, а также арест еЄ «наставников». ¬от в эту-то комиссию и был включЄн јксаков, как уже зарекомендовавший себ€ специалист по расколу. Ќа несколько мес€цев »ван јксаков с головой погрузилс€ в дела комиссии, отложив в долгий €щик  все прочие дела, св€занные с ревизией городского хоз€йства.

Ќочной рейд под ¬ичугу

»так, јксаков стал членом следственной комиссии, учреждЄнной «по делам о беглых, брод€гах и пристанодержател€х в ярославском уезде», главной (тайной) миссией которой было исследование обнаруженной опасной секты и пресечение еЄ вредной де€тельности. ”же первые допросы вы€вили, что главным гнездом этой секты было село —опелки под ярославлем.

“еперь обратимс€ к письмам јксакова!

«ћного любопытного в последнее врем€ открыто по комиссии. Ќа этой неделе две ночи мы работали напролет, но не сиднем сид€: были обыски и допросы арестованных на месте. Ќа этой неделе мы ездили в уезд, и там € осматривал знаменитое село —опелки, где все почти дома устроены с потаенными местами, фальшивыми крышами, двойными стенами и т.п. —ледовательно, уже самые постройки производились с умыслом, и пристанодержательство не случайное, а организованное. ћатерь€лов накопливаетс€ много...» (из письма родным от 14 сент€бр€ 1850 г.)

«¬от откуда пишу € вам, милые мои отесинька и маменька, из с. —опелок, верстах в 15 от ярославл€. ћы приехали сюда производить следствие на месте, пробудем здесь несколько дней, а потом отправимс€ по другим селам…» (из письма родным от 18 сент€бр€ 1850 г.)

ј следующее письмо, написанное дес€ть дней спуст€, 28 сент€бр€, опубликуем почти полностью:

«¬ас, € думаю, немало удивило, а, может быть, и обеспокоило, милые мои отесинька и маменька, что вы от мен€ 10 дней не имели писем и что € не поздравил вас с праздниками. ≈ще более удивитесь вы, когда € скажу вам, что € по делам комиссии ездил в  остромскую губернию, в  инешму и дальше; отправилс€ € 21-го и воротилс€ вечером 25-го оп€ть в с. —опелки. […]

  ѕоводом к поездке моей были разные полученные сведени€ об укрывательстве в  инешемском уезде двух необходимых дл€ нас раскольников. ќни – наставники и учители, и если б удалось захватить их рукописные сочинени€, которые, € знаю, имеютс€ и в которых излагаетс€ вс€ сущность секты, то это было бы также важно, если не важнее, как и арестование самих лиц. Ќеобходимо было также иметь личные объ€снени€ с костромским военным губернатором и дать ему полное пон€тие о предмете наших исследований. ¬се это сделалось так внезапно, что € за два часа до отъезда вовсе и не предполагал этого. —тенбок и прочие члены оставались в с. —опелках, а € отправилс€ в  острому, где пробыл сутки, остановившись у ”нковского [губернского прокурора в  остроме].¬з€в от губернатора 8 человек жандармов и чиновника, в ту же ночь уехал € в  инешму, верстах в 85 от  остромы, а оттуда отправилс€ по дороге в Ўую, где, в верстах в 35 от  инешмы, произвел ночные обыски в двух деревн€х, никого и ничего не нашел, кроме одной женщины, члена-корреспондента раскольничьего общества, которую и арестовал; утром отправилс€ обратно в  острому, куда и приехал к вечеру, а на другой день, т.е. 25-го, после свидани€ с губернатором, поскакал назад в ярославль и вечером уже присоединилс€ к комиссии.»

 

јксаков о бегунах

«я, кажетс€, вам писал и прежде, что —опелки –  колыбель секты и притон сектаторов. «десь нет ни одного православного, хот€ все село по спискам полиции значитс€ православным, и все жители на допросах показывают себ€ принадлежащими к великороссийской церкви. Ќо по исследованию оказываетс€, что ни одна душа никогда не была у —в. ѕричасти€, и когда мы требуем объ€снени€, почему так, то знаете ли, что мужики и бабы отвечают? ќни отвечают или что не бывают у —в. ѕричасти€ за здоровьем (говор€, что в случае болезни или приближени€ смерти они причащаютс€) или "по молодости лет". Ётот ответ € слышал, впрочем, и в  остромской губернии. Ѕаба лет в 30 или 35 ссылаетс€ на молодость лет, мужик лет в 45 – тоже. "Ќаше дело молодое", --  говор€т состо€щие в браке. –азумеетс€, все эти рассуждени€ сейчас обличают скрытого раскольника, воображающего, что он извин€етс€ в православном духе. ¬ с. —опелках есть церковь, в которую никто никогда не ходит. Ќо когда приезжает какой-либо чиновник, то дес€тский обходит жителей и говорит, чтоб шли в церковь. ѕри нас церковь всегда полна, и вы не поверите, какое грустное впечатление производит вид этой толпы, лицемерно присутствующей и не умеющей молитьс€. ¬о врем€ праздника все молодые бабы и девки в модных немецких плать€х. ≈сли б этот народ пр€мо говорил, что он не по нашей церкви, так с ним легко было бы примиритьс€, но когда слышишь от него уверени€ в противном, а между тем знаешь, что он принадлежит к самой злой секте, страшно богохульствующей на нашу церковь, так нельз€ оставатьс€ равнодушным. ¬прочем, вам не совсем пон€тно, каким образом к секте брод€г принадлежат оседлые, и € вам сейчас объ€сню.

 ”чение этой секты тесно св€зано с общим учением раскольников об антихристе, с тою разницею, что это последнее доведено здесь до крайнего своего выражени€. ¬с€ка€ земна€ власть есть власть антихриста; следовательно, не надо признавать еЄ. ¬с€кий, пользующийс€ покровительством земной власти, безопасностью от неЄ, живущий под нею без страха, делаетс€ слугою антихриста. »меющий паспорт живЄт без страха. ƒл€ спасени€ души необходимо быть исключену из граждан внешнего мира (т.е. числитьс€ в бегах или умершим), необходимо иметь страх от гонений антихриста, быть преследуему, разорвать узы с обществом.   этому присоедин€етс€ также и толкование слов —пасител€ об оставлении дома и семьи и писани€ св€тых о том, что в последние времена благочестие должно будет скрыватьс€. ќт этого вс€кий, почему-либо одержимый страхом от земной власти (за свои преступлени€) и враждующий с обществом, поступает в эту секту, котора€ перекрещивает даже приход€щих от филипповского согласа. Ќо странничество было бы весьма невыгодно, если б не было странноприимцев. ј потому догадливые раскольники допустили в свою секту людей, которые, остава€сь на месте, но в ча€нии будущего странничества, занимаютс€ пристанодержательством беглых раскольников. —ектатор, отправл€€сь бродить, сносит все свое имущество, продает землю, берет деньги – и все это складывает у "христолюбцев", которые получают за это от "странных" большие выгоды. ј как странники не очень охотно живут в лесах и пустын€х, то христолюбцы устраивают свои дома с теплыми и чистыми подполь€ми и удобными тайниками. ћы поймали, может быть, более 50 странников и ни одного – в нищенском рубище: все одеты хорошо, даже богато и щеголевато. ” них большие деньги, которые раздают по братии наставники. ѕода€ние идет им огромное. ∆ители с. —опелок все христолюбцы, и с целью укрывательства беглых выстроилось все селение. Ќет дома без потаенной кельи. Ќелепость доходит до того, что оставл€ют дом свой с тем, чтобы, заставив подать о своем побеге €вочное прошение, следовательно, записавшись беглыми, жить у соседа в доме! ’ристолюбцы, люб€щие покойную жизнь, перед самою смертью заставл€ют себ€ выносить вон из дому, чтоб умереть будто бы в странничестве, не у себ€ в доме!.. Ќельз€ и некогда мне сообщать вам все подробности разврата нравственного этой секты, но вы поймете, что она, наруша€ весь быт семейный и пор€док жизни, €вл€етс€ самою вредною из сект. ј если б вы еще видели ложь, лицемерство, закоснелость, разврат малых детей, вы бы ужаснулись! – ¬се грамотные, все знают наизусть „етью-ћинею и ≈фрема —ирина. ѕусть  онстантин подумает глубже об этом предмете и посудит, едва ли € не был прав, доказыва€ ему вред исключительно чтени€ церковных книг. ѕрощайте, милый мой отесинька и мила€ маменька, будьте здоровы, цалую ваши ручки, обнимаю милого друга и брата  онстантина, милых сестЄр-путешественниц и всех прочих сестЄр.

¬аш »в. ј.»

 

√лавные наставники и учител€ странников

“ак кого же хотел под ¬ичугой поймать »ван јксаков в ночь с 23 на 24 сент€бр€ 1850 года? јксаков пишет о двух наставниках, учителей и хранителей главных сочинений, за которыми он охотилс€ ночью в наших кра€х. » именно два главных лидера страннической секты известны дл€ того времени. –асскажем о них.

√лавным наставником странников, затмивший славой основател€ секты ≈вфими€, на прот€жении многих лет был Ќикита —емЄнов, до крещени€ в странство кресть€нин –ыбинского уезда ћеркурий —емЄнович  иселЄв. ќн считаетс€ автором сочинени€ «ћалый образ ересем», а также «—татей», регламентирующих внутреннюю жизнь согласи€ и обосновывающих введение иерархического устройства. Ќа момент обнаружени€ секты он, видимо, находилс€ в —опелках, но воврем€ смог скрытьс€. ¬ случае опасности со стороны местных властей странники, обычно, пытаютс€ отсидетьс€ в соседних уездах или губерни€х. ¬полне возможно, что временно он укрылс€ на вичугской земле. Ќо доподлинно известен лишь один факт пребывани€ лидера странников под ¬ичугой – это участие в 1852 году в дебатах с плЄсскими «безденежниками» (ветвью страннической секты), которые проходили в деревне Ўлейково (до сих пор существующей и наход€щейс€ на юго-западной окраине —тарой ¬ичуги). ѕрожил Ќикита —емЄнов долгую жизнь, жил в разных местах (в ћоскве, в ѕоморье, в —опелках, в ѕошехонских лесах, на  аргополье), был схвачен в 1854 году, сослан на —оловки, откуда бежал в 1858 году, умер в 1894 году в возрасте около 90 лет.

ƒругой наставник, ‘едор »ванович  ривой, более тесно св€зан с вичугским краем. ¬от что писал в 1872 году в декабрьском журнале «¬естник ≈вропы» публицист –озов: «»з наставников более начитанных и вли€тельных, какими  остромска€ губерни€ снабдила сопелковскую секту, следует прежде других назвать беглого кантониста »вана, по перекрещению ‘едора »ванова  ривого, уроженца  остромского уезда, деревни Ўелкова, - по уму и даровани€м он был достойным преемником Ќикиты —емЄнова. ¬ насто€щее врем€ ему должно быть около 55-ти лет: он роста довольно высокого, лицо р€боватое, худощавое, на один глаз крив, с малолетства в странстве, весьма осторожен и ловок и, при редкой начитанности, обладает даром слова.» ‘. —ахаров, исследователь жизни ‘Єдора  ривого, в 1887 году так писал в «¬ладимирских епархиальных ведомост€х»: «ѕо своим умственным способност€м и замечательной начитанности ‘Єдор »ванов занимает очень видное место среди бегунов наставников; он стоит несравненно выше родоначальника секты ≈вфими€ и самого Ќикиты —емЄнова». ‘Єдор »ванов считалс€ главным советником и судьей страннического согласи€, даже руководителем наставников €рославского бегунства. ¬ 1850 г. он открыл свою пропаганду в  инешемском уезде, и через два года им€ eгo, по выражению раскольников, «шибко загремело».  роме полемических сочинений ‘Єдор »ванович мог быть автором истории страннической секты («ќ начатке старца ≈вфими€, когда вконец раздел учинил со старообр€дцами»), написанной как раз в 1850-е годы, когда он жительствовал в окрестност€х ¬ичуги.

 

 остромска€ комисси€

Ќеудачна€ поездка ».—. јксакова имела дл€ вичугских странников серьЄзные последстви€. ”же 27 сент€бр€, сразу после встречи јксакова с костромским губернатором, последний отправил в  остромской, Ќерехтский и  инешемский уезды следователей, в том числе чиновника особых поручений ƒмитриева и асессора костромского губернского правлени€ ј.‘. ѕисемского (ставшего в будущем известным писателем). ÷елью командировки было разыскание бегунских наставников ‘едора »ванова, Ќикиты ћихайлова (возможно, под этим именем тогда фигурировал Ќикита —емЄнов, власти ещЄ могли не знать, кто реально возглавл€л секту), »вана ∆аровского (ученика ‘Єдора  ривого) и ¬асили€ якимова.

ƒознание по  инешемскому уезду в окт€бре 1850-го производил младший чиновник особых поручений, чь€ фамили€ в силу плохого состо€ни€ документов остаетс€ нам неизвестной. ѕрибыв в  инешму, он пригласил местного исправника «в€гина отправитьс€ инкогнито в с. ¬ичугу. ќднако и этим чиновникам узнать хоть что-нибудь о действи€х загадочной секты не удалось. Ќе помогли и «крайне внезапные» обыски в домах подозрительных кресть€н ≈раста ‘едорова и јвдотьи »вановой из д. Ѕоровитиха.

 стати, деревн€ Ѕоровитиха находитс€ на речке ѕезухе напротив д. √алуевской, уроженцем которой был великий русский экономист Ќиколай  ондратьев. ¬идимо, он был столь хорошо знаком с бытом и обр€дами странников, что в 1912 году даже опубликовал статью о странниках, названную «¬зыскующие града».

Ќо вернЄмс€ к нашей истории. Ќеуловимость странников стала беспокоить власти и в декабре 1850 года министром внутренних дел была учреждена особа€  остромска€ комисси€ на манер €рославской. ¬ €нваре 1851 года в  острому из ѕетербурга прибыли чиновники и приступили к работе. Ќо и им не удалось раскрыть сеть страннической секты в  остромской губернии. ¬ середине 1851 года комисси€ прекратила свою де€тельность «по неимению новых материалов по означенному предмету».

Ќеудача комиссии св€заны была прежде всего с тем, что местным власт€м и помещикам выгодно было скрывать истинное положение дел с расколом.

ѕо мнению јрнольди и Ѕр€нчанинова, об записке которых подробнее будет дальше, практически все представители власти были заинтересованы в сокрытии преступлений, св€занных с расколом: «...ѕомещики и их вотчинные начальники, чтобы не лишитьс€ часто лучшего работника и аккуратного плательщика оброка; удельное начальство и ведомство государственных имуществ тоже, чтобы не лишитьс€ богатого кресть€нина и не заводить новых дел; а св€щенник потворствует им, чтобы не потер€ть из своего прихода раскольника, который платит ему деньги, чтобы он не крестил и не венчал его детей по обр€дам православной церкви и, наконец, чтоб показывал его бывшим у исповеди и св€того причасти€. ¬от почему земска€ полици€ при следстви€х стараетс€ скрыть преступлени€ и берет с раскольников деньги почти всегда безнаказанно»

 

¬ичугские купцы

Ќа самом деле, вопреки выводам костромской комиссии, странническа€ секта давно и прочно обосновалась на вичугской земле. » главными укрывател€ми странников (странноприимцами) были богатые вичугские купцы.

¬от как писал –озов в «¬естнике ≈вропы» (1872): «—коро учение ≈вфими€ старанием ћарка быстро распространилось по наполненным раскольниками разных сект уездам:  остромскому, Ќерехтскому и  инешемскому и утвердилось в них. “ам создало оно новых ересеначальников, устроило дл€ странников богатые «пристани», и, покровительствуемое проживающими в  инешемском уезде, около села ¬ичуги, богатыми купцами –  обелевыми,  оноваловыми, ћиндовскими и –азореновыми, не только укоренилось в этих местах, но проложило себе дорогу из Ќерехтского уезда и во ¬ладимирскую губернию до знаменитого села »ванова.»

ј —ергей ћаксимов в «Ѕрод€чей –уси» (1877) писал так: «ќбъ€вилась в толке нова€ группа последователей и исповедников, закрепивша€ и упрочивша€ бытие его. Ѕогатый €рославский шубник пособил сопелковским укрепитьс€ в —аратове; купчиха 1-й гильдии ћари€ Ўапошникова – в ћоскве; богатые фабриканты, громкие известностью на всех азиатских рынках вплоть до  ита€,  оноваловы,  обелевы, ћиндовские и –азореновы – около ¬ичуги ( остр.) и »ванова (¬лад.)»

 

»ли вот как описывал бегунов ‘Єдор Ѕобков (1831-1898), уроженец д.  рапивново (находившейс€ р€дом с д. √айдорово к востоку от ¬ичуги): «¬  рапивнове, как и во всем ёрьевецком уезде  остромской губернии, было много староверов из секты бегунов. ∆изнь молодых сектантов ничем не отличалась от жизни остальных кресть€н. ќни женились, имели детей и, посеща€ староверческую молельню, ходили в то же врем€ и в церковь. ѕод старость же они переставали ходить в церковь и начинали есть отдельно от семьи в особых мисках своими ложками. ћногие оставл€ли свои семейства и скрывались неизвестно куда. ’одил слух, что они уход€т в ¬етлужские леса молитьс€ Ѕогу и спасать свою душу. √оворили также, что многие посел€лись в подполь€х у купцов-староверов, которые кормили и скрывали их.»

 

Ќова€ правительственна€ экспедици€

¬ 1852 году министр внутренних дел граф Ћ.ј. ѕеровский по поручению Ќикола€ I снар€жает статистические экспедиции дл€ изучени€ раскола в ярославскую, Ќижегородскую и  остромскую губернии. «ѕравительственный десант»  в  остромскую губернию состо€л из двух чиновников, «состо€щих при ћинистерстве внутренних дел»: надворного советника ѕ.ј. Ѕр€нчанинова и коллежского асессора Ћ.». јрнольди. ѕо результатам исследовани€ они подготовили записку «ќ расколе в  остромской губернии».

¬от некоторые цитаты из записки:

«—екта —транников или Ѕегунов, основанна€ лет 50 тому назад отщепенцем ‘илипповского согласа ≈фимием в ярославской губернии, перешла сюда около 1835 года из деревни —опелки и распростран€етс€ до сих пор в  остромской губернии главным Ќаставником этого согласа ‘Єдором »вановым, беглым кантонистом, который по слухам имеет пристанище в  инешемском и  остромском уездах у купцов раскольников, а иногда отправл€етс€ и в Ќижегородскую губернию дл€ привлечени€ в —траннический соглас сектаторов других сект.

¬  остроме, по примеру ярославской  омиссии, была тоже учреждена особа€  омисси€ по распор€жению г. министра внутренних дел дл€ поимки ‘Єдора »ванова и его сообщников, и 18 человек были тогда же пойманы и преданы суду, а ‘Єдор »ванов до сих пор ещЄ остаЄтс€ не пойманным, хот€ слухи о по€влении его то близ с. ¬ичуги, то близ с. –ешмы, в  инешемском уезде и в некоторых местах ёрьевецкого уезда продолжают ходить в народе, а быстрое распространение —транников в  остромской губернии свидетельствует о необыкновенной де€тельности сего вредного Ќаставника.»

« роме Ѕегунов, или —транников, к этой же секте принадлежат так называемые —транноприимцы, то есть люди, укрывающие у себ€ беглых и готов€щиес€ поступить со временем в —транство. ¬ последнее врем€ в  остромской губернии раскольники всех Ѕезпоповщинских сект стали укрывать у себ€ Ѕегунов и дл€ того устраивают в своих домах тайники, в которых скрываютс€ —транники во врем€ обыска или приезда в дом незнакомых людей. “айники эти устраиваютс€ иногда так искусно между двойными стенами и в подполь€х, что обнаружить их можно только по тщательном осмотре всей избы.

Ќыне в  остромской губернии секта —транников и —транноприимцев в особенности сильно укоренилась: в Ќерехтском уезде в г. ѕлЄсе и его окрестност€х, где в последнее врем€ до 30 человек ушло в —транство из семейств мещан:  оуровых, јвериных,  омниных, —инцовых, Ѕудышных, Ѕакакиных, ќгурешниковых и других…

¬  инешемском уезде близ сЄл: ”глец и ¬ичуги, где пристанодержательство существует у раскольников купцов  обелевых, из коих главный јбрам  обелев проживает в д. Ћекине; у купцов  оноваловых в д. ¬он€чки и в д. ƒемидове, Ћевине, ’арпине, Ќикановской, “иноватке, ўетникове, и ясине у кресть€н раскольников —пасова согласи€, из коих многие и сами ушли в —транство.

¬ приходе с. Ѕатман в д.  обылине у кресть€н удельного ведомства  ириллы ‘Єдорова и Ќикола€ яковлева пристают —транники в большом числе.

¬ ёрьевецком уезде секта Ѕегунов по€вилась весьма недавно, а существует покуда только в двух местах в с. ‘илисове и в приходе погоста “роицкого в деревн€х –атманихе и –ождестве.»

«¬  инешемском уезде. Ѕогатые  инешемские купцы, проживающие близ с. ¬ичуги: »ван ћиндовский по —пасову —огласию, у которого бывают собрани€ раскольников до 70 и более человек; купцы  обелевы, которые подозреваютс€ в пристанодержательстве Ѕегунов и у которых пристаЄт иногда знаменитый наставник —транников ‘Єдор »ванов; купцы  оноваловы, которые тоже подозреваютс€ в укрывательстве беглых раскольников. ¬се эти лица весьма вредны по огромным денежным средствам, которыми они владеют и которые дают им возможность делать св€зи с лицами правительственными в уезде и губернии.»

Ќепосредственно в ¬ичугском крае исследовани€ проводил Ћев »ванович јрнольди (1822-1860), личность весьма интересна€. ќн приходитс€ братом по матери јлександры —мирновой-–оссет, фрейлины императрицы, близко знавша€ ј. —. ѕушкина, ¬. ј. ∆уковского, Ќ. ¬. √огол€, ћ. ё. Ћермонтова. ¬ 1849 году јрнольди в доме сестры познакомилс€ с √оголем. ќн оказалс€ в числе немногих людей, которым √оголь читал главы сожженного перед смертью второго тома "ћертвых душ". јрнольди оставил воспоминани€, в которых он дает наиболее полный, сравнительно с другими современниками, пересказ содержани€ прослушанных глав второго тома "ћертвых душ". ¬ феврале 1852 году, перед отъездом из ћосквы в ѕетербург (откуда уже весной јрнольди отправитс€ в командировку в  остромскую губернию) он видел умирающего √огол€ за день до его кончины. јрнольди прожил всего 38 лет, вершиной его карьеры было вице-губернаторство в  алужской губернии.

 

ќсобый секретный комитет и насаждение единовери€

—ведени€, полученные статистическими экспедици€ми в трЄх губерни€х, позволили сделать вывод, что официальное число раскольников занижено не менее чем в 10 раз.  роме того, чиновники ћ¬ƒ пришли к заключению, что крупные капиталы и взаимопомощь у раскольников €вл€ютс€ гораздо более эффективным средством пропаганды раскола, нежели даже самые красноречивые религиозные увещевани€.

¬ феврале 1853 г. костромской губернатор ¬. Ќ. ћуравьев составил донесение, в котором, опира€сь на результаты исследовани€ јрнольди и Ѕр€нчанинова, изложил свое мнение относительно мер по борьбе с расколом. —реди прочего он предлагал подвергнуть купцов-раскольников как «главных покровителей раскола» рекрутской повинности, поскольку многие кресть€не переписываютс€ в купцы, тем самым получа€ значительные преимущества и льготы, которые используют дл€ сокрыти€ своих действий.

Ќе известно, насколько мнение костромского губернатора повли€ло на решение императора Ќикола€ I, но вскоре он создал особый секретный комитет дл€ пересмотра постановлений по раскольникам. ¬ качестве одной из мер противодействи€ расколу комитетом было прин€то положение «ќ ненаграждении раскольников знаками отличи€ и почетными титулами и о прин€тии их в гильдии на временном праве», которое было утверждено императором 10 июн€ 1853 г.

Ёто положение предписывало всем предъ€вител€м купеческих капиталов – не важно, давно ли они состо€т в купеческой гильдии или записываютс€ впервые, – предоставл€ть удостоверени€ о принадлежности к православию или единоверию. ≈сли такие свидетельства не предоставл€лись, то выдавались торговые свидетельства «на временном праве». ѕолучавшие такие свидетельства переходили в разр€д мещан: они имели право осуществл€ть торговлю, но при этом лишались всех личных прав и преимуществ купеческого сослови€.

Ёта мера властей наделала большой переполох среди старообр€дцев, и вынудила многих из них перейти в единоверие. ¬ единоверие перешли и многие вичугские купцы, а Ќикольска€ единоверческа€ церковь в Ќовой √ольчихе стала местным купеческим религиозным центром. Ќо насаждение единовери€ только усилило раскол в ¬ичугском крае.

¬от как об этом пишет вышеупом€нутый јрнольди:

«¬ приходе села ¬ичуги очень много раскольников, и между ними богатые купцы. ¬о многих деревн€х целые семейства ушли в странничества, а другие подозреваютс€ в укрывательстве —транников. ¬се раскольники собираютс€ здесь у знаменитого купца ћиндовского. — тех пор как построена единоверческа€ церковь, во всЄм приходе заметно сильное охлаждение к православию. ¬езде с учреждением единоверческих церквей замечено, что раскольники к ним не присоедин€ютс€, а православные обращаютс€ в единоверие, а через него и в раскол. ÷ерковь построена здесь купцом ћорокиным, который в сущности осталс€ раскольником, как и прочие прихожане. ¬се питают презрение к своему св€щеннику –озову, хот€ он человек пор€дочный и ими же выбран. —в€щенник –озов до того боитс€ купца ћорокина, что не смеет читать у себ€ дома ни одной новой книги и принужден выслушивать от него дерзкие слова. ѕри осв€щении церкви ћорокин вывел из неЄ дь€кона села ¬веденского, и хот€ об этом произведено было следствие, но он осталс€ безнаказанным. ћестна€ полици€ находитс€ здесь совершенно под вли€нием богатых купцов: св€щенники тоже не смеют им прекословить.  упцы ћиндовский и ћорокин пользуютс€ даже покровительством штаб-офицера корпуса жандармов подполковника Ўевелева, который находитс€ с ними в переписке и ездит к ним, при чЄм угощаетс€ великолепным образом.  роме того ћорокин, возврат€сь однажды из  остромы, громко хвалилс€, что с архимандритом ѕлатоном обделал все свои дела, и что он, будто бы из человекоугоди€, при прощании благословил его раскольничьим крестом.»

 

ѕоимка ‘Єдора  ривого и его бегство

ѕосле создани€ особого секретного комитета были также усилены полицейские меры по поимке главных сектаторов. ¬ ярославскую и  остромскую губернию был направлен »ван ћаксимович —иницын, бывший председатель ѕетербургской уголовной палаты! ћинистр внутренних дел, среди других задач, поручил ему и следующую: «ƒо сведени€ ћинистерства ¬нутренних ƒел дошло, что в  остромскую губернию перешли важные, под видом —ектаторов, преступники, именующие себ€ Ѕегунами и —китальщиками. ѕоручаю ¬ам обратить особенное на это обсто€тельство внимание, дабы дознать кто эти люди, где они скрываютс€, кто укрыватели их и т.п.»

¬ 1854 году в ¬ологодской губернии был пойман Ќикита —емЄнов, но ‘Єдор »ванов  ривой ускользал от полицейских ищеек.

Ќо однажды и ему не повезло. ¬от как об этом повествуетс€ в статье –озова:

«–аз воврем€ пребывани€ в Ћекине, ‘Єдор »ванов был схвачен, вместе с мнимою сестрою своею  лавдиею и др. последовател€ми. Ёто случилось ночью с 5-го на 6-е августа 1858 года, когда они отправл€ли своЄ торжественное богослужение, в доме проживающего там мещанина заштатного города ѕлЄса, јрсени€ —тепанова, давно подозреваемого в пристанодержательстве беглых.

¬от обсто€тельства этого дела.  огда полицейский чиновник [становой пристав ћуромцев], оцепив всю деревню Ћекино бывшими при нЄм людьми, подошЄл к дому —тепанова, там происходило пение, а при входе его в дом, в котором отправл€лось молебствие, он застал здесь до 20-ти человек; впереди сто€л отыскиваемый полициею ‘Єдор »ванов, читавший книгу, лежавшую на налое пред иконами.  огда чиновник вошЄл, то богомоление тотчас же прекратилось, и вс€ толпа бросилась вон, так что чиновник успел захватить только самого ‘Єдора »ванова, девицу  лавдию, она же јлександра и ћаремь€на, 40-ка лет, ≈встафи€ ƒмитриева, он же ¬асилий, из кресть€н деревни √арей, третий год назад бежавший из военной службы; кресть€нскую девицу ћарфу ¬асильевну; ƒарью  лементьеву; девицу Ќаталью ¬асильеву, она же ”стинь€, мещанку города ѕлЄса, кресть€нскую девицу села ¬ичуги ћатрЄну ¬асильеву, называвшую себ€ православною, и хоз€ина дома јрсени€ —тепанова.»

«аметим, что деревн€ Ћекино, в которой был схвачен один из лидеров странников, находилась в 2 км к востоку от —ошников и в 1,5 км об бывшего села ”глец. ¬ этой же деревне жил богатый купец  обелев, у которого останавливалс€ ‘Єдор »ванов.

„то же было дальше после поимки ‘Єдора  ривого. ¬от что пишет –озов:

«–ассмотрение возникшего дела было поручено кинешемскому уездному суду, вместе с магистратом, а пойманные раскольники были препровождены из  инешмы в  острому дл€ увещевани€ в духовную консисторию, под конвоем. Ќекоторые были освобождены. Ќо на дороге случилось следующее: «9 декабр€ 1858-го года, часу в 4-м пополудни этап с пом€нутыми арестантами, из которых мужчины были закованы в ножные кандалы, а женщины в наручни, был настигнут двум€ сан€ми, из которых одни были в две лошади, а другие в одну; когда они поровн€лись с этапом, то все четыре арестанта бросились в сани – в первые мужчины, а во вторые женщины, и тотчас же скрылись из виду, пользу€сь недалЄким поворотом дороги. ѕри чЄм хот€ и было сделано по ним два выстрела конвойными, но без успеха».

»так, сообщники-сектанты освободили ‘Єдора »ванова. ƒл€ его повторной поимки в  инешемский уезд был направлен чиновник особых поручений при костромском губернаторе ¬ербицкий. Ќо он, раскрыв несколько страннических молений и арестовав отдельных странников, главную задачу не выполнил. —лухи ходили о по€влении ‘Єдора »ванова то под Ќерехтой, то под селом »ваново, то на Ќижегородской €рмарке. »звестно лишь, что умер он в 1866 году в возрасте около 50 лет и похоронен в неизвестном месте в »ванове.

 

¬ичуга – один из главных центров странничества в начале 20 века

¬ 1895 году, после смерти Ќикиты —емЄнова, странники в ярославской губернии собрали большой собор, на котором прин€ли решение разделить всЄ странническое братство на п€ть округов (или стран): ярославский, ¬ичугский, ¬ологодский,  аргопольский и  азанский. ќтсюда видно, что ¬ичугский край считалс€ одним из главных центров странничества. ¬ ¬ичугский округ, в частности, входил город »ваново-¬ознесенск.

¬ селе ¬ичуге или в близлежащих деревн€х прошло несколько страннических соборов: в 1910, 1912-1913, 1927 годах. ¬ 1930-е годы два собора состо€лись в »ваново и один на ярославщине. ¬ эти годы начались репрессии против странников: обыски и аресты. ј руководитель вичугских странников был расстрел€н в 1937 году. ѕосле войны, в 1946 году была нова€ сери€ арестов и с тех пор странничество на вичугской земле стало исчезать. ѕо крайней мере, о нЄм ничего ныне не известно. ѕо литературным данным, странники сохранились в ярославской области и в сибирской тайге под “омском.

 

«аключение

»нтерес к секте бегунов как ультракрайнему про€влению раскола существовал посто€нно с момента еЄ обнаружени€ и до самой революции. Ѕыло опубликовано множество публицистических книг и статей. » в искусстве эта тема громко зазвучала: пьеса ћайкова «—транник», повесть Ћескова «ќчарованный странник», картина ѕерова «—транник», картина  рамского «—озерцатель», поэма Ќекрасова « ому на –уси жить хорошо», ћиколка в «ѕреступлении и наказании» ƒостоевского, Ћука в пьесе √орького «Ќа дне». ј в 1918 году даже вышел художественный фильм «Ѕегуны (»же не имате ни града, ни села, ни дому)». Ѕыл даже крупный поэт из странников – Ќиколай  люев.

¬ постсоветское врем€ вновь возродилс€ интерес к этой теме, бурно развиваетс€ научное изучение страннической секты. ќпубликовано много исторических материалов, за которыми когда-то секретно охотились высокие петербургские чиновники.

¬ 2010 году  в ѕольше вышел роман «Ѕегуны» польской писательницы ќльги “окарчук, за который она получила литературную премию «Ќике». “окарчук пишет, что встречала современных бегунов, последних могикан той секты, все врем€ езд€щих в московском метро. ќдна из героинь - это московска€ мать, котора€, смертельно устав от опеки над сыном-инвалидом, бросает всЄ и становитс€ бомжихой.

« огда-то давно √осподь пыталс€ изменить мир, но был разгромлен, и мир канул в объ€ти€ антихриста. Ѕог, подлинный, добрый, был изгнан, сосуды с божественной мощью разбиты, и земл€ впитала ее, укрыла в своих недрах. Ќо когда Ѕог шепотом говорил из своего укрыти€, ≈го услышал один праведный человек, солдат по имени ≈вфимий, и слова эти запечатлелись в его разуме. Ќочью он отбросил ружье, скинул форму, размотал порт€нки и сн€л сапоги. ќн сто€л под небом голый, каким создал его √осподь, а потом бежал в леса и, кое-как прикрыв наготу, странствовал по деревн€м, провозглаша€ мрачную весть. Ѕегите, покиньте дома, уходите, бегуны, ибо только так избежите вы силков антихриста. Ћюба€ открыта€ борьба будет неизбежно проиграна. ќставьте все, что имеете, бросьте землю и отправл€йтесь в путь.», – так говорила героине романа московска€ странница 21 века.

–убрики:  »—“ќ–»я
ћетки:  



јноним   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 08 ƒекабр€ 2013 г. 18:36 (ссылка)
Ѕольшое спасибо за интереснейшую публикацию.
— уважением, пра-правнук, упом€нутого здесь ‘.». ћорокина, јндрей ћадекин
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку