-Подписка по e-mail

 
Получать сообщения дневника на почту.

 -Поиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
Поиск сообщений в КОТктейль

 -Интересы

нравится сама жизнь радуюсь что живу рисую картины на заказ - свободный художник увлекаюсь поэзией.

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.09.2006
Записей: 5937
Комментариев: 28996
Написано: 72504

                                             

У каждого своя дорога, не стоит мир судить так строго ...

Счетчик посещений Counter.CO.KZ  ВЫ ТАКОЙ ПО СЧЁТУ ПОСЕТИТЕЛЬ МОЕГО ДНЕВНИКА.

Рейтинг блогов    Рейтинг блогов    Рейтинг блогов

 


 

 

 


НОВАЯ ЭЛЕКТРИЧКА

Среда, 21 Января 2009 г. 21:44 + в цитатник
У чехов закупили электричку, пустили по маршруту Вильнюс-Каунас. Трехэтажная, развивает скорость 160 км/час, при поездке тишина и комфорт, билеты всего на пару литов дороже, чем в простой, бесплатно пассажиров угощают кофе, вся площадь вагонов разделена отдельными, удобными отсеками, жалко только, что наши дороги пока к такой скорости не приспособлены. Поэтому по времени новая электричка затрачивает столько же как и старая, при скорости 120 км/час.
 (480x360, 81Kb)
Нижняя красная полоса - 1 этаж(3 класс), выше серая полоса - 2 этаж(2 класс) и вверху красная - 3 этаж(1 класс).
 (480x360, 74Kb)
За дверью вход на второй и третий этаж
 (480x360, 75Kb)
Держатели для велосипедов
 (480x360, 68Kb)
Туалет (справа)
 (480x360, 64Kb)
Рубрики:  Путешествия

УЛЫБНИТЕСЬ )))

Среда, 21 Января 2009 г. 16:52 + в цитатник
Важное для себя и своей жены открытие сделал гражданин Цыганов. Он заметил, что работа - женского рода, а отдых - мужского.

* * *

Многих женщин оральный секс устраивает, причём, на довольно приличную работу.

* * *

Хороший конец ищет сказку. Быль не предлагать.

* * *

Из всех знаков внимания женщины больше всего предпочитают денежные.

* * *

Настоящий художник всегда даст натурщице на аборт.
 (610x457, 33Kb)
Рубрики:  Приколы



Процитировано 1 раз

ЕЩЁ ОДНА НОВАЯ ПОДРУГА ...)))

Среда, 21 Января 2009 г. 15:00 + в цитатник
Сегодня с самого утра приехал друг, Алёхин Виталий, с которым раньше играли в ВИА, он уезжает в Англию, простившись сделал мне царский подарок - дорогую немецкую гитару... Теперь у меня целых две отличные гитары !!!
 (360x480, 49Kb)
 (360x480, 54Kb)

 (480x360, 49Kb)

С ВЕЛИКИМ КРЕЩЕНИЕМ !

Понедельник, 19 Января 2009 г. 11:40 + в цитатник

 (300x200, 14Kb)

КРУЖИТ СНЕГ, ПОКРЫВАЯ ЛЕСА ...

Суббота, 17 Января 2009 г. 20:52 + в цитатник
 (400x300, 21Kb)
***

Серебристым сияньем луны,
Ворожит ночь своею окраской -
Выпьем вместе глоток тишины ,
Чуть разбавленный зимнею сказкой ...

Спят деревья в объятиях сна ,
Освещённые призрачным светом
И безмолвный свидетель - луна ,
Дарит целую вечность при этом ...

Кружит снег, покрывая леса
Белой, свежей до хруста периной -
Продолжая вершить чудеса ,
Куст осыпался красной рябиной ...

Спелой ягоды терпкий вкус пусть ,
Сладострастной горчинки прибавит -
Как прекрасна ты, снежная Русь ,
Твою сказку природа нам дарит !..


Владимир Зайченко
=================

 (200x133, 6Kb)
Рубрики:  Мои стихи



Процитировано 3 раз

СТИХОСЛОЖЕНИЕ

Пятница, 16 Января 2009 г. 23:50 + в цитатник
***

Бывает при стихосложении ,
Когда нахлынет вдруг призвание -
Мы растворившись в том творении,
Клепаем стиховычитание ...

Владимир Зайченко
================
 (341x364, 18Kb)
Рубрики:  Мои стихи

НА ПОСОШОК ...

Четверг, 15 Января 2009 г. 18:37 + в цитатник
 (570x650, 137Kb)



***


Пусть немного сегодня, вкусил жисть логарифма,
Старый год проводил - с Новым выпил бокал .
Суету - хуэте, может просто для рифмы ,
Я в японском сосуде, вдруг на дне отыскал ...

Не учите меня, с какой пить мне посуды -
Раз желает душа, можно кружкой черпать ,
Не нужны ни хрена, ваши мелкие ссуды ,
Я способен еще, дедов клад раскопать ...

Постараюсь, поверь, сердце вынуть наружу,
На морозном крыльце, положу его вам -
Одного лишь прошу - честь свою не нарушу,
Я того, что в штанах, ни за что не продам ...

Владимир Зайченко
==================
Рубрики:  Мои стихи

КАРИКАТУРА ! - РАБОТА КОНСТАНТИНОВаса))) (зашибил)

Четверг, 15 Января 2009 г. 15:07 + в цитатник
Получив деньги за сделанный заказ, поехал за пивом и удивился, увидев в близлежащем селении за ночь (а может и раньше) выросшему колоссу - монументу...с чем это связано не интересовался, но (моё мнение-ИМХО) выглядит противно и крайне безвкусно. Просто местное самоуправление приукрасилось (вернее переукрасилось - "чем меньше деревня, тем шире размахи...")... И, кстати, всё это во времена кризиса...

 (480x360, 34Kb)
 (360x480, 42Kb)

 (360x480, 36Kb)
Рубрики:  Приколы



Процитировано 2 раз

ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ !

Вторник, 13 Января 2009 г. 18:01 + в цитатник
С ДОБРЫМ, СТАРЫМ, РУССКИМ, НОВЫМ ГОДОМ !!! )))
 (360x480, 62Kb)
 (360x480, 52Kb)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕРМИНЫ

Вторник, 13 Января 2009 г. 16:30 + в цитатник
 (800x520, 156Kb)

СУХАЯ ИГЛА
разновидность углубленной гравюры (офорт) на металле, основанная на процарапывании штрихов. Игла оставляет заусенцы (барбамы).


АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО
отказ от реальных портретов, предметов и явлений в живописи, скульптуре, графике. Средства - линия, объем, цветовое пятно, фактура.


АВТОГРАВЮРА
гравюра, в которой печатную форму на дереве, линолеуме или металле выполняет автор.


АВТОЛИТОГРАФИЯ
вид литографии, при которой изображение на камень наносит автор. В отличие от репродукционной литографии, где оригинал воспроизводится на камне мастером или механически.


АКАДЕМИЗМ
следование внешним признакам классического искусства. Сюжеты: античная мифология, Библия, древняя история. Разновидность - неоклассицизм.


АКВАРЕЛЬ
краски, разводимые водой (без примеси белил). Прозрачность, сквозь которую проступает фактура основы, - бумаги, шелка, слоновой кости. Совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства при помощи цвета) и графики (линия, плоскость, фактура).


АЛЛА ПРИМА
масляная живопись с быстрыми, смелыми мазками. Картина выполнена за один сеанс, без высыхания красок.


АРХИТЕКТОНИКА
(тектоника) структурные закономерности, присущие конструкции здания, скульптуры, объемным произведениям декоративно-прикладного искусства. Пропорции, цветовой строй, соотношение главных и второстепенных элементов.


БИДЕРМЕЙЕР
направление в немецком и австрийском искусстве 1-й половины 19 в. Стили ампир и романтизм в духе интимности и домашнего уюта, безмятежности. Интерес к простому человеку, природе (ранний реализм). В живописи: небольшой формат, тщательная проработка деталей, созерцательность. Преобладает жанр портрета, пейзаж чаще является фоном.


ВАЛЕР
в живописи и графике: оттенок тона, возникающий в соотношении света и тени. Термин для обозначения всех градаций тона в пределах одного цвета. На практике дает тонкость цветовых переходов. Применяется художниками-колористами.


ВЕРНИСАЖ
торжественное открытие выставки в присутствии специально приглашенных лиц (художников, деятелей культуры и др.). Ведет свое название от возникшего у французских художников обычая покрывать свои картины лаком накануне открытия выставки для публики.


ВИТРАЖ
Композиция из стекла иди другого материала, пропускающего свет. 2. Остекление фасада (частичное или полное).


ВОЗРОЖДЕНИЕ
(Ренессанс) эпоха в европейской культуре 14 - 16 вв. Светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античности. После Средневековья с его религиозным спиритуализмом и аскетичной догматикой - стремление к красоте и гармонии, чувственному богатству и многообразию мира, образу человека как венца природы.


ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ
воск как вещество, связующее краски. Сохраняет свежесть колорита, плотность и фактуру красочного слоя. Энкаустика - горячий способ. На скипидаре - холодный способ (фаюмские портреты). Ныне используется при реставрации живописи.


ВЫШИВКА
узор или изображение выполняются вручную (игла, крючок) или механизированно. Материал - ткань, кожа, войлок. Нить - льняная, х\б, шерстяная, шелкова я, металлическая. Другие средства - волос, бисер, жемчуг, блестки, драгоценные камни, монеты и т.д. Возможна техника аппликации. Приемы: крест, гладь, набор, тамбур, мережка, гипюр. Виды: ажурная, кружевная (с просвечиванием основы) и "ковровая" (сплошная). Исторически сложились местные стили.


ГЕММА
драгоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями. В древности - печати, ныне - броши и перстни.


ГИПЕРРЕАЛИЗМ
в живописи: фотореализм, имитация фотографии, сводящая к минимуму авторский почерк. Подготовка картины - на основе проекции фото или компьютера.


ГРАВЮРА
вид графики, включающий разные способы ручной обработки "досок" и печатания с них оттисков. Виды: литография (плоская, без гравирования), выпуклая гравюра (все лишнее углубляется и краска наносится на возвышения: ксилография на дереве, линогравюра на линолеуме), углубленная гравюра (рисунок углубляется и краска наносится в углубления: офорт с химическим вытравливанием, "сухая игла" процарапывает прямо по доске). Другие техники: акватинта (протравливание сквозь порошок), пунктир (точечная), лавис (рисование кислотой). В ХХ в. в качестве основы - пластик, оргстекло. Одноцветная (монохромная) и цветная (полихромная) гравюры. "Бархатистость" офорта, четкие контрасты ксилографии, мягкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры. Небольшое число оттисков. Раскрашивание вручную - иллюминирование.


ГРАФИКА
включает: рисунок, акварель, гравюру. Жанры: плакат, иллюстрация, миниатюра, лубок, карикатура, экслибрис, этикетка, товарный знак. Средства: контурная линия, штрих, точка, пятно (черные, цветные). Техники: акварель, гуашь, пастель, темпера, карандаш, все виды гравюры. Особенности: "воздух белого листа", лаконизм, плоскостность.


ГРУНТ
слой, нанесенный на поверхность стены, холста, доски, картона. Обеспечивает прочную связь основы и красочного слоя, создает цветовой фон и фактуру. Материал: гипс, мел, известь, белила (в монументальной живописи - цемент, глина), связанные клеем, маслами, эмульсиями. В графике - кислотоупорный слой на металлической доске, предназначенный для сохранения отдельных ее участков от воздействия кислоты.


ГУАШЬ
пигменты с белилами и водно-клеевым связующим. Обособилась от акварели, когда к ней стали примешивать белила. Плотность, насыщенность и матовость тонов. Декоративность.


ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, украшения. Материал: металл, дерево, текстиль, керамика, пластмасса, стекло. Техника: резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка. Связана с местными этническими, национальными, временными, социальными особенностями жизни. Эстетизация быта. Одновременное решение практических и художественных задач.


ДЕКОРАТИВНОСТЬ
свойства, усиливающие выразительную и организующую роль изобразительного искусства. Художественные приемы: орнамент (декор), природная фактура материала, ритмы линий, пластика объемов, интенсивность цветовых пятен, особенности мазка.


ДИЗАЙН
художественное конструирование, создание промышленных изделий и рациональное формирование предметной среды. Совмещает потребительские и эстетические качества предметов и объектов, предназначенных для непосредственного пользования. Учитывает оптимальную структуру и технологию изготовления.


ЖАНРЫ
внутренние подразделения вида искусства. По предмету изображения: пейзаж, портрет, бытовой жанр, натюрморт, исторический, анималистический и др. Дальнейшая дифференциация жанров. Например, портретного жанра: по назначению (парадный, камерный, интимный), по отношению к изображаемому на портрете (шарж, карикатура), по принадлежности (автопортрет). Дифференциация пейзажа - урбанистический (городской), сельский, морской (марина). Возможен синтез жанров.


ЖИВОПИСНОСТЬ
свойство изобразительного искусства (взаимодействие форм, объемов, цвета, линий, света и тени), при котором возникает впечатление полноты и богатства, многообразия и изменчивости. Преобладание цвета и светотени над четкой линией, перетекание, динамика объемов в пространстве. Красочность, яркая образность, свободная живая выразительность.


ЖИВОПИСЬ
вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Средства: цвет, рисунок, светотень, выразительность мазка, фактура основы, композиция. Виды: монументально-декоративная (стенная роспись, плафон, панно), станковая (картины), декорационная (эскизы театральных декораций и костюмов), иконопись, миниатюра, диорама, панорама. По веществу, связывающему пигмент (краску): масляная, акварель, гуашь, тушь, пастель, темпера, клеевая, восковая, эмали, а также фреска и секко (водная и сухая краска по штукатурке). Примыкают: мозаика, витраж. Основа: холст, бумага, дерево, картон, камень, стекло, металл и др., предварительно покрытые грунтом. Красочный слой может быть покрыт лаком.


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА
живопись, графика, скульптура, фотоискусство.


ИКОНОГРАФИЯ
1. Строгая система изображения персонажей и сюжетов, связанных чаще всего с культом и ритуалом (символика, аллегория, атрибутика). 2. В искусствознании - описание и систематизация признаков, принятых при изображении персонажей и сюжетов. 3. Совокупность изображений какого-либо лица (например, А.С. Пушкина) или сюжетов, а также работ одного направления в искусстве.


ИМПРЕССИОНИЗМ
направление в искусстве конца 19 - начала 20 вв. Освобождение от специфики классицизма, романтизма и академизма. Эстетическая значимость жизни в ее естественности, богатстве красок, постоянной изменчивости. Акцент на "случайно" пойманном моменте, на свежести первого впечатления, позволяющего увидеть, схватить неуловимое, неповторимое и характерное. Будничность бытового жанра, статичность портрета, натюрморта и пейзажа проникаются светом, ощущением праздничности или, наоборот, таинственности, трепетности. Средства: игра разных красок (рефлекс), пастозных и прозрачных мазков, оттенков светотени (валер), линии и цвета. Сближение этюда (неуравновешенность элементов) и законченной картины. Асимметрия композиции, смелые, неожиданные ракурсы. Влияние восточной гравюры, искусства фотографии, смешение жанров и средств.


ИНКРУСТАЦИЯ
декорировка изделий и зданий изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и т.д., которые врезаны в поверхность и отличаются от нее по цвету и материалу. Иногда материалы одинаковы: дерево по дереву (интарсия), металл по металлу (насечка), камень по камню.


КАРИКАТУРА
в широком смысле: изображение, рассчитанное на комический эффект. В узком смысле: способ художественной типизации для целенаправленного подчеркивания отрицательных сторон человека или жизненного явления. Критическая оценка автора, разоблачение, осмеяние (шарж). Возможны аллегории, маски, гротесковое заострение, сквозной образ в серии. Используется в плакате, газетной и журнальной графике, в лубке. Реже - живописи и графике (Гойя), в скульптуре.


КЕРАМИКА
изделия декоративно-прикладного и монументального искусства из глин и их смесей с неорганическими соединениями, закрепленные обжигом. Виды изделий: художественная утварь, скульптура, панно, вазы. Технологические виды: терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Керамика - вид строительных и декоративных материалов: кирпич, черепица, облицовочные плитки, изразцы, архитектурные детали. Фарфор изобретен в начале 18 в. в Германии. Негразурованный фарфор - бисквит.


КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВОавангардистское направление в современной пластике, основанное на создании эстетического эффекта с помощью движущихся (светящихся, озвученных) установок. Возможно также в оформительском искусстве.


КЛАССИЦИЗМ
художественный стиль в европейском искусстве 17 - начале 19 вв. Обращение к античности как эстетическому эталону. Продолжение традиций Возрождения (вера в мощь человеческого разума, идеалы гармонии и меры). Строгая регламентация художественных правил, иерархия жанров от "высоких" (история, миф, религия) до "низких" (бытовые, массовые).


КОЛЛАЖ
технический прием, наклеивание на основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Как важный элемент целого введен представителями кубизма, футуризма и дадаизма.


КОЛОРИТ
система соотношений цветовых тонов, преимущественно в живописи. Исторически сложились две тенденции. 1: применение ограниченного числа, а также локальных цветов, часто с символическим их значением.
2: полная передача цветовой картины мира, пространства и света. По характеру цветовых сочетаний - спокойный или напряженный, холодный или теплый, светлый или темный, яркий или блеклый.


КОМПОЗИЦИЯ
в живописи - распределение предметов и фигур в пространстве, соотношение объемов, света, тени, пятен. Типы: статичная и динамичная, "открытая" и "закрытая".


КОНСЕРВАЦИЯ
меры, обеспечивающие сохранение облика и прочности памятников истории, культуры и искусства. Может быть связана с реставрацией. Обеспечение оптимальных условий хранения в музеях и галереях (температура, влажность, состав воздуха), специальных витрин, папок и шкафов, помещение картин между стеклом и картоном. Ламинирование документов и печатных текстов. Обработка химикатами предметов из дерева, ткани, кожи. Пленка бесцветного лака на древесине, металле, стекле, кости. Ткани пропитываются клеем и натягиваются на дублирующую основу.


КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
разновидность модернизма (1960-е годы), свободная от материального, предметного воплощения: графики, диаграммы, схемы с эстетическим содержанием.


КОПИЯ
повторение художественного произведения автором или другим лицом. Копия, если она не используется в целях подделки, может отличаться от оригинала по технике и размерам. Но, в отличие от реплики, должна точно воспроизводить манеру и композицию оригинала.


КРАКЕЛЮР
трещинка красочного слоя в произведениях живописи. Появляются в невысохшем произведении от неравномерной или быстрой усадки основы или испарения разбавителей. В высохшем произведении - от набуханий, усушек и механических воздействий.



КРАТКИЙ АВАНГАРДИЗМ
художественные направления ХХ в., для которых характерно обновление традиций, поиски новых средств и форм воплощения. Виды: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство и др.


КСИЛОГРАФИЯ
гравюра на дереве. Изображение отпечатывается с плоской поверхности доски, покрытой краской. Углубления между рисунком наносятся штихелем. Формы выдерживают до 15 тыс. оттисков.



КУБИЗМ
модернистское течение 1-й четверти 20 в. Деформированные, огрубленные фигуры без светотени, перспективы, комбинация разложенных на плоскости объемов (куб, шар, цилиндр, конус). Геометризация предметов и фигур, сдвинутых, пересекающих друг друга. Аскетичность цвета, элементарные мотивы. Возможен коллаж.


ЛАК
изделия из дерева, папье-маше, металла, покрытые лаком, украшенные росписью, резьбой, инкрустацией, гравировкой. Главная особенность - блеск зеркальной полированной поверхности. Вазы, шкатулки, тарелки и т.д. Лаком покрываются также некоторые масляные картины.


ЛЕССИРОВКА
тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или полупросохшие красочные слои, чтобы изменить колорит, добиться его усиления, ослабления. Лессировкой заканчивалось исполнение картин в 16-19 вв.


ЛИНОГРАВЮРА
выпуклая гравюра на линолеуме или сходном с ним поверхностях, по технике близкая к ксилографии. Возникла в начале 20 в. Специфические качества: лаконизм художественного языка, контрасты черного и белого, сочный штрих, возможность быстрого исполнения, цветной печати.


ЛИТОГРАФИЯ
тиражная графика, способ плоской печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы. Форма - гладкая или зернистая поверхность камня, на которую наносится изображение жирной тушью или специальным карандашом. Затем на непокрытые жиром участки камня протравливаются кислотой. Рисунок смывается, типографская краска пристает к непротравленным частицам камня. Печатание на станке. Используется для изготовления эстампов.


ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ
в живописи: цвет, лишенный оттенков. Средневековье, ранее Возрождение, классицизм, экспрессионизм, кубизм. Отвергнут импрессионизмом.


ЛУБОК
народная картинка, произведение графики, отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Средства: грубоватый штрих, яркая раскраска, серийность, книжки-картинки, пояснительные надписи, наглядность, нравоучительность. Исполняется народными мастерами. Профессиональная графика использует элементы и приемы лубка.


ЛЮСТР
пигмент для росписи керамики, который после обжига проявляется в виде металлического или перламутрового отблеска золотистого, оливкового, медного, фиолетового цвета.


МАЙОЛИКА
1. Керамика Италии 15-17 вв. (плакетки, тарелки, посуда, панно, изразцы) с сюжетной росписью, иногда с люстром. 2. Изделия из цветной обожженной крупнопористой глины, покрытые глазурью. Преимущественно монохромная роспись по белому фону. Возможна цветная глазурь на белом или цветном фаянсе.


МАКЕТ
1. Объемно-пространственное изображение из гипса, дерева, пластмассы, картона и др. материалов здания, архитектурного ансамбля, города. Воспроизводится либо во всех деталях (модель), либо приблизительно. 2. В полиграфии - предварительный образец печатного издания с текстом и иллюстрациями.


МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ
краски готовятся на основе льняного, орехового, подсолнечного масла. Основа - холст, картон, дерево, металл, покрытые грунтом, или на известковой штукатурке. Мазки могут быть кроющими (непрозрачными) и лессировочными (прозрачными), корпусными (плотными) или фактурными (рельефными), тонкими, гладкими, пуантилистическими и т.д. До начала 19 в. масляная живопись была построена на многослойном нанесении красок с последующей лакировкой поверхности. Затем более характерна манера алла прима по грунту или тонкому тональному подмалевку. Лаки применяются реже.


МАСТИХИН
тонкая упругая стальная пластинка в виде лопаточки или ножа. Применяется преимущественно в масляной живописи для удаления красок, нанесения грунта, дополнительного перетирания красок, чистки палитры. Иногда используется вместо кисти для нанесения краски ровным тонким слоем или рельефными мазками.


МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО
(изготовление медалей и монет) искусство мелкой пластики. Металлы: медь, серебро, золото и др. Необходимо вписать изображение и надписи в небольшую стандартную форму (круг, квадрат, овал, реже неправильная форма). Сюжеты: иконография, эмблемы, аллегории, орнамент. Лаконизм.


МЕДАЛЬОН
1. Композиция в овальном или круглом оформлении, применяется в декорировании зданий, мебели (лепной или резной рельеф, роспись, мозаика). 2. Ювелирное украшение в виде круглой или овальной коробочки с цепочкой, которое одновременно служит для хранения миниатюрного портрета или реликвии.


МИНИАТЮРА
произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приемов. В основном - портретный жанр. Разновидность миниатюры - живопись лаком, маслом или темперой на поверхности небольших лаковых изделий (лаки). Книжная миниатюра - сделанные от руки рисунки карандашом, пером, кистью в рукописных книгах (иллюстрации, заставки).


МОДЕЛЬ
1. Натурщик, изображаемый объект. 2. Изделие, с которого снимается форма для воспроизведения в др. материале. 3. Образец, служащий эталоном, стандартом для массового производства (в искусстве дизайна).


МОДЕРН
стиль в искусстве Европы и США конца 19 - нач. 20 вв., охватывающий все виды художественного творчества: от архитектуры до костюма. Попытка создать новую цельную среду человека путем дизайнерского освоения жизненного пространства. Отсюда тип художника-универсала, владеющего различными видами творческой деятельности. Путем стилизации объединяет стили разных эпох. Декоративность, орнамент, символизм. Сочетание живого с отвлеченным, вещного с одухотворенным. В живописи преобладают панно, крупные цветовые и монохромные плоскости.


МОДЕРНИЗМ
обобщающее наименование ряда художественных течений 20 в., провозглашающих разрыв с традициями и утверждение новых принципов. Преимущественно авангардистские направления: фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искусство, сюрреализм, поп-арт, минимализм, концептуальное искусство, гиперреализм. Экспериментальные поиски в области "чистой" формы, колорита. Иррационализм, работа подсознания. Акцент на новизне манеры "во что бы то ни стало". Во 2-й половине 20 в. - постмодернизм.


МОЗАИКА
один из видов монументального искусства. Изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.). Применяется для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Наиболее распространенный вид - инкрустация.


МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
вид пластического искусства. Произведения, создаваемые для архитектуры, природной среды. Виды: панорама, монумент, скульптура, мозаика, витраж. Чаще выступает в ансамбле, в тематических композициях, воплощающих философские и социальные идеи времени, служит увековечению памяти выдающихся деятелей или событий. Величавость, значительность, строгие формы, декоративность.


МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ
свойство художественного образа, включающее величавость, возвышенность. Возможны попытки достичь монументальности через помпезность, ложную многозначительность.


МУЛЯЖ
1. Слепок с лица (маска), с руки. 2. Серийное повторение классической скульптуры для учебных целей.


МЯГКИЙ ЛАК
разновидность техники офорта. Офортный грунт смешивается с жиром. Загрунтованная печатная форма покрывается зернистой бумагой, на которую наносится рисунок. От давления карандашом частицы грунта прилипают изнутри к бумаге и снимаются вместе с ней. Затем печатная форма подвергается травлению. Гравюра в технике мягкого лака передает специфику рисунка карандашом или углем.


НАБРОСОК
произведение живописи, графики (или скульптуры небольших размеров), бегло исполненное художником с натуры либо по памяти. Быстрая фиксация отдельных наблюдений или замысла. Приближается к эскизу.



НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Виды: гончарство, ткачество, вышивка, резьба, роспись, ковка, литье, чеканка и др. Произведения: орудия труда, постройки, домашняя утварь, одежда и ткани, игрушки, лубок и др. В произведениях народного творчества объединяются утилитарность и эстетическое начало, культовость и мифология, древние традиции и современность. Перемены стилей происходят путем медленной эволюции, исторического отбора. Народное творчество нередко становится основой профессионального художественного творчества.



НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ
одна из форм народного творчества. Корни - в древних ремеслах, которые со временем стали работать на рынок. Мастерские, предприятия местной промышленности кооперируют народных мастеров. Для них характерно коллективное ручное творчество, в отдельных операциях использующее механизацию. Семейное обучение дополняется обучением в художественных школах.


НАТУРА
в изобразительном искусстве: объекты действительности (предмет, человек, ландшафт), которые художник наблюдает при их изображении. В выборе натуры и ее интерпретации проявляется мироощущение художника, его творческая задача.


НАТУРАЛИЗМ
преувеличенная достоверность. 1. Направление в литературе и изобразительном искусстве Европы и США конца 19 в.: точное и бесстрастное воспроизведение реальности, акцент на критической задаче художника. 2. Художественный метод в живописи 20 в., в основе которого внешне жизнеподобное воспроизведение реальности со всеми подробностями, возможно, с их идеализацией. Другая тенденция - гипертрофированное изображение мрачных, теневых явлений жизни. Отмечается также в сюрреализме, гиперреализме.



НАТЮРМОРТ
жанр искусства, изображающий вещественную среду человека, как правило, композиционно организованную (постановка). Неодушевленные предметы, объекты живой природы, обращенные в вещь (животные, рыбы, насекомые, цветы др.). Нередко несет в себе символическое содержание и социальные аналогии.


НЕОКЛАССИЦИЗМ
направление в искусстве конца 19 - 20 вв., которому присуще обращение к традициям античного искусства, искусства Возрождения и классицизма. Некоторая идеальность, "очищенность" стиля. Некие "вечные" эстетические ценности противостоят тревожной и противоречивой реальности.


ОЛЕОГРАФИЯ
многокрасочная литография, применявшаяся в 19 в. для воспроизведения масляных картин. В 20 в. вытеснена офсетной печатью.


ОП-АРТ
оптическое искусство, разновидность геометрического абстракционизма. Комбинации простых фигур с иллюзорным эффектом их перемещения на плоскости и в пространстве. Декоративные возможности оп-арта применяются в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве.


ОРНАМЕНТ
узор, состоящий из упорядоченных элементов, предназначается для украшения утвари, оружия, текстильных изделий, мебели, книг и др.


ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО
временное художественное оформление домов, улиц, площадей, садов, парков, витрин, шествий, спортивных выступлений, экспозиций, выставок. Пользуется средствами архитектуры, живописи, графики, театра, музыки, кино, светотехники. Яркое, мгновенное эмоциональное воздействие, лаконичность, ритуальность, элементы монументальности, соучастие массового зрителя. Легкие, мобильные материалы.


ОФОРТ
гравюра на металле, в котором углубленные элементы печатной формы создаются путем травления металла кислотами. На отполированную пластину наносится кислотоупорный лак, на котором стальной иглой процарапываются изображения. Освобожденные от лака места протравливаются кислотой. Образовавшиеся углубления заполняются краской и получают оттиск на бумаге.


ПАЛИТРА
1. Тонкая дощечка, пластинка (деревянная, металлическая, фарфоровая, фаянсовая), на которой смешиваются краски в процессе работы. 2. Подбор цветов, характерный для живописной манеры художника.


ПАСТЕЛЬ
вид графики, живопись сухими, мягкими цветными карандашами без оправы, спрессованными из стертых в порошок пигментов. Рисунок на шероховатой бумаге, картоне, грунтованном холсте, замше, пергаменте. Следует оберегать от прикосновений. Красочный слой иногда закрепляют особым фиксативом.


ПАСТОЗНОСТЬ
качество красочного слоя, которое возникает благодаря неровному нанесению краски на грунт. Придает поверхности рельефность, в выпуклых местах дает блики. Усиливает выразительность произведения, раскрывает пластические возможности красочной массы.



ПАТИНА
пленка различных оттенков, образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы и латуни в результате коррозии металла под воздействием среды либо в результате патинирования. Патинирование создается для предохранения произведения или в декоративных целях. Патинированием называют также окраску "под бронзу" неметаллических изделий (например, гипсовых скульптур).


ПЕЙЗАЖ
жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или преображенная человеком природа. Реальные или воображаемые виды местностей, архитектурных построек, моря и т.п. Может служить фоном портрета и других жанров. Чаще изображение эмоционально окрашено. Рисование пейзажа на натуре - пленэр.


ПЕРСПЕКТИВА
система изображения объемных тел на плоскости, передающая их расположение в пространстве, в том числе удаленность от зрителя. В зависимости от стиля перспектива принимает различные формы, в том числе классическую (правильная, научная) или искаженную. Перспективная живопись - особое направление в искусстве, цель которого подчеркнуть перспективу как эффектное средство изображения произведений архитектуры.


ПЛАКАТ
вид графики, произведение искусства, выполненное в агитационных, рекламных или учебных целях. Обычно - полиграфическое воспроизведение созданного художником оригинала (живописного, графического, компьютерного). Должен восприниматься на большом расстоянии. Часто используются метафоры, общепонятные символы, обобщение формы предметов и объектов. Возможен текст, особые шрифты, яркое условное цветовое решение, фотомонтаж.


ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА
(пространственные) понятие, объединяющее виды искусства, чьи произведения существуют в пространстве, не изменяясь во времени. Изобразительные искусства: живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, фотоискусство. Неизобразительные искусства: архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн. Границы между ними не абсолютны. Пластические искусства включаются во временные (театр, кино, музыка), используют вербальное искусство (слово, буква).


ПЛАСТИЧНОСТЬ
качество произведения скульптуры, изобразительного и прикладного искусства: "скульптурность", отчетливость, объемность, выразительность, динамичность формы.


ПЛЕНЭР
передача в картине богатства цвета, характерного для самой природы: солнечные и лунные блики, светотень, свойства среды. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе, а не в мастерской, на основе непосредственного воспроизведения окружающей атмосферы.


ПОДДЕЛКА
фальсификация стиля или конкретного произведения скульптуры, изобразительного, прикладного искусства. Талантливые имитаторы тщательно копируют все приемы автора, используют старые рецепты, искусственно придают готовому произведению "состарившийся" вид (патина, кракелюры, изъяны).


ПОДМАЛЕВОК
подготовительная стадия работы над картиной. Обычно прорабатываются в одном тоне светотень, очертания предметов и фигур. Выполняется в два или несколько цветов с расчетом на просвечивание их через новые тонкие слои красок. Многослойная живопись с подмалевком и лессировкой уступила в 20 в. место технике алла прима.


ПОЛИПТИХ
1. Несколько картин, связанных общим замыслом, единством цветового или композиционного строя. 2. Многостворчатый живописный или рельефный складень.


ПОП-АРТ
неоавангард 1950-60-х годов. Поп (англ. - рор) - от слов "популярный" и "отрывистый удар". Возник как реакция на абстрактное искусство с его отрывом от реальности. Провозглашает "возвращение к человеку", эстетизирует массовую продукцию - вещи, машины, товары. Пользуется привычным языком массовой информации - приемами рекламы, кино, документальной фотографии, комиксов. Яркие зрительские эффекты достигаются с помощью новых материалов и технических приемов. Иногда "звучат" ирония, разочарование, желание шокировать зрителя.


ПОРТРЕТ
жанр в живописи, графике, скульптуре, изображающий человека или группу людей. Возможен в медальерном искусстве, на камеях, медальонах, в миниатюре, на фреске и др. Важнейший критерий - сходство изображения с моделью (оригиналом), которое достигается не только передачей внешнего облика, но и раскрытием его духовной сущности. Субъективно-авторская окраска. Виды: парадные, интимные, в полный рост или погрудные, анфас или в профиль, двойные и групповые. Автопортрет художника. Сочетание портрета с другими жанрами (пейзаж, батальный). Особый тип портрета - собирательный образ. Другие разновидности - шарж, карикатура.


ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
направление в живописи Франции на рубеже 19-20 вв. Новые выразительные средства бывших импрессионистов помогают перейти от фиксации мгновений жизни к воплощению ее длительных состояний. Синтез разных творческих направлений.


ПОСТМОДЕРНИЗМ
направление в живописи, скульптуре и архитектуре 2-й половины 20 в. Единого определения нет. Обычно так называют произведения, тяготеющие к предметно-натуральному восприятию жизни. Провозглашает возвращение искусства к зрителю, опирается на обыденные массовые вкусы, взгляды и настроения. Часто прибегает к театрализованной эклектике разных направлений, сопоставляя их необычным способом, с иронией и гротеском.


ПРИМИТИВИЗМ
сознательное опрощение средств выразительности, обращение к первобытному, средневековому искусству, детскому творчеству. Стремление к ясности, чистоте мировосприятия. Элементы неопримитивизма в фовизме, кубизме, дадизме. Термин также применяется по отношению к "наивному" искусству, то есть творчеству мастеров, не имеющих профессиональной подготовки.


ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА
прикладная художественная графика, обслуживает производство промпродукции (товарные ярлыки, фирменный стиль, марки, упаковка, рекламные издания) и сферу управления (бланки, конверты и др.). Тесно соприкасается с рекламой, является ее составной частью, а также с дизайном.


ПУАНТИЛИЗМ
техника живописи, характерная для неоимпрессионизма. Письмо мелкими мазками, иногда точечное.


ПУРИЗМ
течение в живописи и архитектуре Франции 1910-20-х годов: "чистота" и точность лаконичных форм, детали опущены, акцент на первичных элементах. Плоскостность, плавная ритмика легких силуэтов однотипных предметов (натюрморт).


РЕАЛИЗМ
в искусстве: объективное отражение действительности. Проявление реалистических тенденций характерно для многих направлений и течений искусства. Они проявляются более или менее отчетливо, или вообще отсутствуют. Формы и приемы реалистического отражения действительности также разнообразны. В эстетике нет установившегося определения этого понятия. Не всякое внешне достоверное изображение является реалистическим (натурализм, гиперреализм). О реализме можно говорить, когда художественный образ выступает в единстве с другими сторонами окружающего мира.


РЕЗЬБА
вид декоративного искусства, способ художественной обработки древа, камня, кости, терракоты, лака др. Виды: объемная, рельефная, сквозная. Самостоятельная область - глиптика.


РЕЛЬЕФ
скульптурное изображение на плоскости. Иллюзия пространства и перспективы позволяет создавать сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные сюжеты. Рельеф может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурного сооружения, как часть скульптуры, а также существует как самостоятельное произведение искусства. Виды: углубленный (койланоглиф, контррельеф), выпуклый (низкий - барельеф, высокий - горельеф).


РЕМАРКА
небольшое по размеру изображение на полях гравюры. "Проба пера", испытание инструмента в начале работы над гравюрной доской. Иногда имеет самостоятельное значение, дополняя основное изображение.


РЕПЛИКА
авторская копия (повторение) художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами или деталями.


РЕСТАВРАЦИЯ
се виды и способы укрепления, восстановления поврежденных, искаженных памятников культуры (архитектура, скульптура, живопись и др.). Проводятся на основе научного исследования, специальными методами. Стремление к полному восстановлению или "улучшению" первоначального облика произведения искусства ведет к непозволительной произвольности. В современной реставрации есть три основных метода: консервация (сохранение памятника в дошедшем до нас виде), фрагментарная реставрация (например, часть помещений, часть композиции), целостная реставрация.


РЕФЛЕКС
в живописи, реже в графике: отсвет цвета и света на каком-либо предмете от окружающих объектов (в том числе природных). Сложная взаимосвязь частей целого.


РИСУНОК
изображение, выполненное от руки с помощью графических средств - линии, штриха, пятна. Их сочетания дают пластическую моделировку, тональные и светотеневые эффекты. Как правило, выполняется одним цветом либо ограниченным их числом. Технология: сухие и жидкие красящие вещества. Сухие: уголь, графитный карандаш, сангина (красный мел). Жидкие: тушь, сепия, чернила. Основа: пергамент, бумага. Сферы применения: наука, техника, прикладные задачи, искусство. Основа программы художественного образования. Художественный рисунок лежит в основе всех видов изображения. Разновидности: набросок, этюд, эскиз. Все они могут иметь высокую эстетическую ценность. Как самостоятельное произведение - жанр графики. Быстро исполненные - кроки; тщательно законченные и проработанные в деталях, приближающиеся к живописи и графическим листам.


РОКОКО
стиль в европейских пластических искусствах 18 в. Манерно-изящный, изысканный, декоративно-усложненный. В архитектуре и интерьере: прихотливо-изогнутые формы мебели, резные и лепные узоры плафонов, живописные панно, зеркала. В живописи, графике и скульптуре: камерные галантные сцены, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, небольшие статуэтки, группы из терракоты, фарфора, ювелирных материалов. Вытеснен классицизмом.


РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
стиль в европейской архитектуре, живописи и скульптуре 10-13 вв. Социальная основа - феодализм и католицизм. Главные распространители стиля - монастырские ордена, а исполнители - монахи и некоторые миряне. Церкви, монастыри, замки возводились в сельской местности и господствовали над ландшафтом. Материал - местный камень. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы, массивность, узкие проемы окон, башни, простые объемы. В живописи и скульптуре - темы безграничного и грозного божьего могущества, строгая симметрия целого, орнаменты, отклонения от реальных пропорций человеческих тел. Романский стиль подготовил готику.


РОМАНТИЗМ
направление в культуре конца 18 - 19 вв. Искусство, в котором сочетаются оптимизм и пессимизм, традиции и новаторство, восхищение и горькая насмешка, трагическое и комическое, высокое и низменное, мечта и разочарование. Впервые ярко проявилось осознание собственной творческой личности, провозглашение свободы творчества, индивидуальности. Романтизм охватил литературу, музыку, театр, философию и т.д. и стал началом развития более поздних крупных направлений (импрессионизм, экспрессионизм) и течений (символизм, бидермейер, натурализм и др.). Во многих странах приобрел яркое национальное своеобразие. В живописи: классицизм в сочетании с динамикой композиции, контрастами цвета и света, драматизм. В пейзаже - мощь природы, одухотворенность мироздания.


РОСПИСЬ декоративная
орнаментальные и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на архитектурных сооружениях, на изделиях декоративно-прикладного искусства.


САНГИНА
карандаши без оправы красно-коричневых тонов. Натуральная сангина состоит из каолина и окислов железа. Рисунки очень живописны: карандаш можно смачивать и получать разную толщину и плотность штриха, удалять неудачные линии. Удобна для набросков с натуры.


СИМВОЛИЗМ
направление в искусстве рубежа 19-20 вв. Мир видений и грез, ключом к которому является знак-символ или аллегория (смерть, любовь, страдание, ожидание, экстаз, воля и др.). Художник как посредник между реальным и сверхчувственным. Символизм не обладает собственной стилистикой и объединил творчество разных по манере авторов - поэтов, писателей, композиторов, художников.


СКУЛЬПТУРА
(ваяние, пластика) вид изобразительного искусства, основанный на принципе объемного, трехмерного изображения. Чаще портрет (в том числе "ню"), реже анималистический жанр и натюрморт. Главные выразительные средства: поза, жест, рельефность, фактура, объем, пропорции. Виды: монументальная, станковая, скульптура малых форм (в том числе медали, глиптика), отчасти рельеф. Материал: глина (в том числе керамическая), воск, пластилин (лепка), камень, дерево (рубка и резьба), металлы, гипс, бетон, пластмасса (отливка), нерасплавленный металл (ковка, чеканка, сварка, резка). Возможны тонировка, раскраска, подчеркивание естественного цвета материала.


СЛЕПОК
точная копия произведения скульптуры, прикладного искусства. Получают путем снятия с оригинала формы и заливки в нее гипса, синтетической массы. Используется в музейных экспозициях, в реставрации, в качестве учебного пособия.


СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО
произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер. Термин произошел от "станка", на котором они создаются (в том числе мольберт). Станковое искусство получило распространение с конца 18 в.


СТЕКЛО
искусственный материал, в расплавленном состоянии поддающийся формовке. Жанры: витраж, мозаика, архитектурные детали, декоративные композиции, скульптура малых форм, светильники, вазы, ювелирные изделия (бижутерия), посуда, амулеты. Техника: прессование, навивание стекломассы на стержень, выдувание. Виды: прозрачное, непрозрачное, цветное, многослойное, с росписью, подражание камню, фарфору, дереву, металлу.



СТЕННАЯ РОСПИСЬ
область монументального искусства. Композиции или орнаменты, исполненные красками на оштукатуренных стенах, потолках или на холсте, бумаге и др. материалах, закрепленных на поверхности архитектурного сооружения. Средства: фреска, клеевая живопись, темпера, восковая живопись, масляная живопись, иногда мозаика и граффити (рисунок с помощью пульверизатора). Часто стенная роспись помещается на фронтоне, фасаде здания или на центральной стене зала. Может нести идеологический, религиозный, социальный смысл. Иллюзорное расширение пространства. Вытеснялась витражами, зеркалами, шпалерами (стенной безворсовый ковер), обоями.


СТИЛЬ
устойчивое единство образной системы и средств выразительности, характерное для определенного художественного направления, творческой школы, автора. Термин (понятие) употребляется в разных значениях, но чаще в широком смысле слова. В более узком смысле, как совокупность средств выразительности, - стилистика. Намеренная имитация того или иного стиля - стилизация.


СУПРЕМАТИЗМ
"наивысший", наименование течения в авангардизме. Сочетание простейших разноцветных геометрических фигур, уравновешенные асимметричные композиции.


СЮРРЕАЛИЗМ
направление в авангардизме 20 в. Опирается на интуитивизм, теорию психоанализа Фрейда, метафизику. Фантастические видения, ассоциирующиеся с материальным миром. Сочетание абсолютно реальных, но органически несовместимых природных элементов, в том числе человеческого тела.


ТЕМПЕРА
краски, связующим веществом которых является эмульсия из воды и яичного порошка, растительного или животного клея, масла и лака. Основная техника в иконописи. С 15 века вытесняется масляной живописью. Цвет и тон темперы более стойки к внешним воздействиям по сравнению с "маслом".


ТЕРРАКОТА
керамические неглазурованные изделия из обожженной глины, имеющие утилитарное значение: посуда, вазы, игрушки, изразцы, облицовочные плитки. В скульптуре - мелкая пластика, бюсты, статуэтки.


ТИСНЕНИЕ
техника художественной обработки кожи, листового металла, бархата, картона и др. Тиснение (наколачивание) металла происходит с помощью каменных или металлических матриц. Тиснение (выдавливание) кожи - с помощью нагретых металлических матриц. Узор на бархате - раскаленными железными штампами.


ТОНИРОВКА
обработка скульптуры из металла или гипса химическими веществами для более полного и четкого выявления пластических форм (патинирование, оксидирование).


УГОЛЬ
материал для рисования их обожженных веток, позже - из спрессованного угольного порошка с добавлением клея. Бархатистый штрих, линия и тональные эффекты.


УРБАНИЗМ
направление в градостроительстве и живописи 20 в., утверждающее главенство города в современной цивилизации. Проектирование максимально крупных зданий. В живописи - образ города, индустриального "монстра".


ФАКТУРА
тип поверхности художественного произведения или ее обработки. В живописи - тип красочного слоя, например, "открытая" (широкий мазок, неровный слой краски) и "скрытая" (гладкая). В скульптуре и декоративно-прикладном искусстве - полированная, шероховатая и др. Намеренное усложнение фактуры - коллаж, введение в красочный слой опилок, песка. Фактура - одно из средств выразительности.


ФАРФОР
изделия из тонкой обожженной керамики, непроницаемые, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое с полированной поверхностью, с росписью. Появился в Китае в 4-6 вв. Материал - каолин (белая глина). Обычно сосуды, вазы, сервизы, статуэтки. Современное производство, наряду с модернизацией изделий, восстанавливает традиции искусства прошлых веков.


ФАЯНС
плотные, мелкопористые, обычно белые изделия тонкой керамики, покрытые глазурью. Материал - глина с примесью каолина. Появился в Древнем Египте.


ФИЛИГРАНЬ
(русская скань) вид ювелирной техники. Ажурные или напаянные на металлический фон узоры из тонкой золотой, серебряной, медной проволоки. Часто сочетается с зернью (мелкие шарики) и эмалями. Придает изделиям легкий и изящный вид.


ФОВИЗМ
"дикое" течение во французской живописи 20-х гг. Лапидарные образные формулы, контрасты цвета, острые композиционные ритмы. Поиски в области "примитивного" народного творчества, в средневековом и восточном искусстве. Яркие, но простые эмоции. Фовизм не имел нравственно-философской окраски


ФОТОМОНТАЖ
метод изготовления фотоснимка с двух или нескольких негативов. В изобразительном искусстве - разновидность графической техники, применяемая при создании плакатов, рекламы, карикатуры.


ФРЕСКА
вид стенной росписи. Техника живописи красками (на воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тонкую прозрачную пленку, закрепляющую краски. Фреска обычно крупная, многофигурная композиция, связанная с архитектурой и интерьером.


ФРОНТАЛЬНОСТЬ
изображение объекта, лицом (фасадом, передней плоскостью и т.п.) прямо обращенным к зрителю. Фронтальности обычно сопутствует плоскостная манера изображения.


ФУТУРИЗМ
общее название авангардистских художественных течений 1910-20-х годов в Италии и России. Прокламирование идей "искусства будущего", отрицание традиций, выбор соответствующей тематики и средств. Будущее принимается с экзальтированным оптимизмом, цивилизация видится как источник новых эстетических ценностей. Апология техники, урбанизма. Культ нового героя. Динамика жизни выражалась в оптических эффектах, нагромождении и деформации фигур, хаотичности цвета. В скульптуре, архитектуре - предвосхищены некоторые признаки "города будущего". В России футуризм в основном - в "левой" литературе и живописи, которые участвовали в новых начинаниях Советской власти


ХРУСТАЛЬ
вид стекла (назван по аналогии с горным хрусталем), в состав которого входит окись свинца или бария. Изделия: посуда, осветительные приборы, фонтаны, архитектурные детали. Приемы: гравировка, огранка, резьба, шлифовка, реже окраска. Отражает и преломляет свет, придавая поверхности многоцветное сверкание. Обладает красивым звоном. Хрусталем называется также высококачественное венецианское и чешское стекло. Стиль художественного стекла (хрусталь) - торжественно-парадный, сувенирно-подарочный.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
изготовление индустриальными методами декоративно-прикладных изделий для быта, интерьера. Виды: одежда, ткани, ковры, мебель, стекло, фарфор, фаянс, ювелирные изделия и др. Предметы широкого потребления отличаются от бытового ассортимента эстетическими качествами, рассчитанными на художественный эффект. Авторский оригинал выпускается в серию под контролем художника. Сочетание ручного и машинного труда (в большей степени по сравнению с предприятиями народных художественных промыслов)


ЧЕКАНКА
1. Рельефное изображение на листовом металле, выполняется особым молотком. 2. Рельефное изображение на поверхности медали или монеты, производится на прессе стальными штемпелями-пуссонами. 3. Обработка поверхности литых изделий по выходе из формы: заглаживание неровностей, швов, отделка деталей.


ШАРЖ
разновидность карикатуры. Сатирическое и юмористическое (дружеский шарж) портретное изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства подчеркнуты наиболее характерные черты модели.


ШКОЛА
в искусстве: художественное направление, течение, представленное группой учеников какого-либо художника, либо группой близких по творческим принципам художников. Имеет географические и хронологические границы.


ШПАЛЕРА
стенной безворсовый ковер с сюжетом или орнаментом, вытканный ручным способом. Рисунок создается цветными нитями (шерсть, шелк, металлические нити), плотно закрывающими основу и образующими рубчатую фактуру. Применялась во Франции с 12 в. для убранства помещений. Образец монументально-декоративного искусства.


ШПАТЕЛЬ
инструмент в виде металлической лопатки для грунтовки, перемешивания и нанесения краски. Иногда неправильно отождествляется с мастихином.


ЭКСПЛИКАЦИЯ
в музейном деле: тексты, помещаемые у входа в зал и содержащие сжатую информацию о принципах экспозиции, произведениях, авторе и т.д.


ЭКСПОЗИЦИЯ
размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, памятников материальной культуры, исторических документов и т.п. Цель как постоянной, так и временной экспозиции - дать наиболее полную информацию обо всех экспонатах с точки зрения их художественной и научной ценности. Учитывает маршрут зрителя, правила хранения, обеспечивается специальной техникой и пояснениями (экспликация).


ЭКСПРЕССИОНИЗМ
авангардистское направление в искусстве 1900-1920-х годов как отклик на Первую мировую войну и революции. Настроение апокалипсиса, катастрофы, возможен социально-критический пафос. Обостренное самовыражение (экспрессия), всеохватывающая анархия, бунтарство, иногда мистика, гротеск. Острые контрасты, пространственные смещения, гиперболы.


ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
искусство Древней Греции, стран Средиземноморья, Египта, западных районов Средней Азии 4-1 века до нашей эры, сложившееся под воздействием греческой культуры. В архитектуре - освоение больших открытых пространств, грандиозность, величие, мастерство. Царские дворцы, театры, святилища. В скульптуре - экспрессия и гармоничность. В живописи - активное воздействия на зрителя, внутренняя напряженность образов, трагичность ситуаций, эффектность, контрасты света и тени. Портреты мифологических героев, простых людей, монархов. Медальерное искусство, глиптика, фрески, мозаики. Много копий древнегреческих творений.


ЭМАЛИ
ехника, применяемая в ювелирном искусстве для украшения золотых, серебряных, медных изделий. Холодная (без обжига) и горячая. Эмаль заполняет ячейки между металлическими перегородками. Другой способ - покрытие эмалью с росписью. Украшает церковную утварь, витражи, амулеты, украшения, оружие, посуду и др. Выделилась эмалевая портретная миниатюра.


ЭНКАУСТИКА
восковая живопись, выполняемая горячим способом - расплавленными красками.


ЭСКИЗ
предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или его части. Отличается беглой манерой исполнения, но может быть детально проработан. Некоторые эскизы имеют высокую художественную ценность и самостоятельное значение.


ЭСТАМП
литографический или гравюрный отпечаток, являющийся станковым произведением графики.


ЭТЮД
произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения. Живописный, скульптурный, графический этюд является подготовительным материалом для дальнейшей работы. Может представлять самостоятельную художественную ценность.


ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО
изделия (украшения, предметы быта, культа, вооружения) преимущество из драгоценных металлов, в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, жемчугом, стеклом, янтарем, перламутром, хрусталем, костью и др. Средства: ковка, литье, чеканка, тиснение, резьба, гравировка, филигрань, зернь, чернь, эмали (финифть), инкрустация, травление, полировка, штамповка, вальцовка и т.д. Древнейший вид декоративно-прикладного искусства, в том числе народного. Получают престижное значение, магический или культовый смысл. Стремление подчеркнуть красоту исходного материала и изысканность его обработки.



Процитировано 3 раз
Понравилось: 3 пользователям

Поиск сообщений в КОТктейль
Страницы: 574 ... 171 170 [169] 168 167 ..
.. 1 Календарь