-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ренат_ибн-Руслан

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ_ИСЛАМ muslima

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.08.2006
Записей: 323
Комментариев: 872
Написано: 1944


Мазхабы

Понедельник, 19 Мая 2008 г. 08:51 + в цитатник
За четырнадцать веков существования исламского вероучения возникло большое количество богословских школ, одни из которых были только богословскими, а другие – политико-богословскими, то есть представляли определенную власть или идеологическое направление. В первые золотые века развития исламской научной мысли появились десятки выдающихся ученых-богословов, а на основе их трудов – сильные школы практического применения Священного Корана и Сунны. Дальнейшее практическое развитие и широкое распространение получили только четыре мазхаба[1], так как они вобрали в себя все грани пророческого наследия и тем самым были достаточны для становления мусульманского общества. Что касается современного богословия, то оно развивается на основе огромного культурно-исторического наследия, трудов самых разных ученых-богословов с учетом реалий современности. Это наследие доказало свою жизнеспособность, актуальность, соответствие канонам, выработало механизмы практического применения священных текстов.


Вопрос. Что такое Сунна?

Ответ. Сунна – жизнеописание последнего посланника Творца Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), включающее его высказывания (кауль), невысказанные одобрения (такрир) и поступки (фи‘ль).

В исламском богословии есть целое направление, которое со времен самого Пророка, а особенно после его смерти, занималось и занимается изучением достоверности информации Сунны (жизнеописания), степенями правдивости тех, кто передавал какие-либо высказывания Пророка, тонкостями взаимоисключения и т.д. В первые десятилетия после смерти посланника Божьего десятки, а порой и сотни ученых людей занимались сбором хадисов[2], то есть Сунны, с уст тех, кто оставался рядом с Пророком на протяжении многих лет. Была разработана целая система проверки достоверности передаваемой информации. В результате подобных научных усилий в течение первых трех веков хиджры появились своды достоверных хадисов. Они во многом повторяют друг друга, так как в них собрана информация о действиях и словах одного человека и его сподвижников. Но в то же время есть некоторые различия, например, в последовательности разделов и глав, а также в строгости условий, поставленных при отборе информации. Книги эти, как и многие общепризнанные труды исламского богословия, переиздаются по сей день и являются одними из главных в любой мусульманской библиотеке.

Второй книгой после неизменного и строго сохраненного в своем первозданном виде Священного Корана идет свод хадисов имама аль-Бухари. Сразу замечу, что перевод, в частности на русский язык, – это далеко не оригинал. Поэтому практические тонкости поймет не каждый и не сразу. Именно образованные специалисты, знакомые с пределами гибкости канонов, должны заниматься разъяснением практических аспектов Корана и Сунны. И, безусловно, с учетом местных культурных и исторических особенностей.



Вопрос. Я являюсь суннитом ханафитского мазхаба. Недавно мне посоветовали не следовать мазхабам вообще, так как это – таклид[3]. Как быть?

Ответ. Тот, кто вам посоветовал это, лишь поверхностно знаком с канонами Ислама. Если вы не будете следовать мазхабам, значит, вы не будете следовать Корану и Сунне, так как мазхабы – это результат многовековой работы исламских богословов в последовательном, подробном и доступном для понимания разъяснении Корана и Сунны, своего рода инструкция, учитывающая все взаимодополнения, взаимоисключения разных аятов и хадисов, с уточнением уровней достоверности хадисов и уровней обязательности действий.

Если ваш советчик не читал Коран на арабском, то, скорее всего, строит свои выводы на переводах Корана Крачковского, Османова или на переводе, к примеру, книги “Сады праведных”, потерявших большую часть богословских и исторических тонкостей в результате канонически не выверенного перевода. Если же он, зная арабский, отрицает мазхабы, то что он предлагает? Следовать пути его личного понимания Корана и Сунны или пути идеализированного им богослова-современника, отвергнувшего всех остальных и сказавшего между строк, что, мол, я есть истина, проигнорировав при этом многовековые труды сотен исламских богословов, посвятивших свои жизни науке и практическому ее применению?! Это неразумно.

Ко всему прочему, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Ученые – наследники пророков”[4]. Также есть хорошее высказывание: “Кто пренебрегает ‘алимами, тот не будет обладать знаниями”.



Вопрос. Можно ли совмещать мазхабы, т.е. совершать одни действия по одному мазхабу, а иные – по другому? Или надо придерживаться строго одного мазхаба?

Ответ. Желательно следовать одному мазхабу, но в затруднительной ситуации, в качестве исключения можно поступить согласно рекомендациям другого мазхаба “ахлю сунна”[5], что не несет в себе и малого количества греха.



Вопрос. Когда по мазхабу от нас требуется одно, а по сунне (хадисам сахих) – другое, не будет ли греха, если мы поступим согласно сунне?

Ответ. “По мазхабу – одно, а по сунне – другое” – так не бывает. Поверьте человеку, который занимается вопросами мусульманского богословия около двадцати лет, имея соответствующие высшие образования.



Вопрос. Можно ли не придерживаться мазхабов, а придерживаться достоверной Сунны и Корана в поклонении?

Ответ. Мазхабы – это и есть достоверная Сунна и проекция Корана на повседневную практику. Великие умы, всесторонне изучая Священное Писание и Сунну заключительного Пророка, оставили нам формы практического их применения. Сегодняшняя местами встречающаяся пропаганда “безмазхабности” – временное явление, которое уйдет с приходом религиозной грамотности и просвещенности. Замечу: не с приходом мазхабного фанатизма, а именно – грамотности и просвещенности.



Вопрос. Должен ли представитель определенного народа придерживаться своего традиционного направления в Исламе (мазхаб и т.д.)?

Ответ. Не обязан, но может. И так оно проще, практичнее.



Вопрос. Имеются ли какие-нибудь хадисы (и какова их достоверность), на основании которых выполняется намаз по ханафитскому мазхабу? Вот, например, ханбалиты настойчиво обосновывают свои положения хадисами. На многих исламских сайтах можно найти статьи с громкими и весьма привлекательными названиями типа “Способ совершения молитвы Пророком”. Помогите разобраться!

Ответ. Мудрость, дошедшая до нас сквозь века, гласит: “Если тебя мучит жажда (познания и искренней устремленности к Богу), какое тебе дело до формы кувшина?” Важно понять, что при жизни заключительного Божьего посланника и сразу после его смерти, на протяжении более чем тысячи лет лучшие умы исламского мира буквально дюйм за дюймом изучали наследие Пророка и в самой удобной и практичной форме выдали нормы религиозной практики, образуя четыре взаимодополняющих друг друга классических мазхаба, дабы мы с вами, простые верующие, могли совершенствовать и развивать другие стороны жизни.

Прогрессивное исламское богословие сходится в оценке, которая определяет, что все мнения ученых четырех мазхабов “ахлю сунна” имеют необходимые обоснования, являясь в подавляющем большинстве случаев взаимодополняющими, а не взаимоисключающими.

Отрицание мусульманского богословия и заявление кого-то из наших современников (сколь бы умен он ни был и ни казался таковым) о том, что он “воскресил сунну Пророка, делает все по сунне, а все остальное – смертельные новшества (бид‘а)” – как минимум бескультурье и провокация.



Вопрос. Прочитал в одной из переводных книг, что “мазхабы – это историческая ошибка, которая появилась лишь потому, что во время Имамов не было сводов хадисов и власть провоцировала дух спора между богословами. А ваххабиты пытаются решить эту проблему в правильном направлении”. Что вы думаете по этому поводу?

Ответ. Чего только не напишут. Так можно сказать или из злого умысла, из желания внедрить пятый, якобы самый соответствующий сунне мазхаб, или из-за отсутствия элементарной богословской и исторической грамотности.



Вопрос. Существовали ли когда-нибудь другие малоизвестные мазхабы помимо четырех основных?

Ответ. Прочитайте материал “Фикх: теология права, обращенная к человеку”.



[1] Мазхаб (от араб. “путь”) – богословско-правовая школа Ислама.

[2] Хадис – высказывание (кауль), невысказанное одобрение (такрир) или поступок (фи‘ль) пророка Мухаммада.

[3] Таклид – бездумное повторение и подражание.

[4] См., например: аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]: В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 169, хадис № 1448.

[5] Ахлю сунна валь-джама‘а (люди Сунны и [согласия] общины) – мусульмане-сунниты, следующие Сунне, “пути жизни” пророка Мухаммада и “мнению общины” в решении религиозных вопросов, которое представляют авторитетные богословы и ученые.

http://www.umma.ru/
Источник: http://www.umma.ru/namaz/mashab/
Рубрики:  Ислам
Страна
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку