"—в€той престол и »сламска€ –еспублика »ран Ц два религиозных ордена"

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в EspanaCuba

 -ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -ћетки

clothes estar expresiones utiles e idiomas (largas)! get haber latina los libros madrid school ser youtube »звинени€ английские глаголы английский €зык афоризмы бизнес бизнес на английском визуальный английский визуальный испанский виллиам бугро / adolphe william bouguereau внешность внешность на английском вопросительные вопросительные на испанском восклицание на английском выражени€ выражени€ на английском выражени€ на испанском глаголы глаголы на английском глаголы на испанском город и страна граматика грусть на английском деньги деньги на английском дом дом испанский дружба дружба английский еда еда на английском животные здоровье и болезнь здоровье и болезнь на английском идиомы идиомы на английском €зыке извинени€ на английском иностранный €зык испанский €зык наречи€ наречи€ английский невежливость невежливость на английском о человеке о человеке на английском одежда отношени€ на английском парные танцы праздники праздники на английском предлоги предлоги английский предлоги и наречи€ на испанском приветствие приветствие на английском прилагательное прилагательное на английском прощание прощание английски радио - латина ругань ругань на английском семь€ семь€ на английском слова между словарь словарь английский словарь испанский сокращени€ сокращени€ на английском социальные танцы стихи стихи испанский туризм туризм на английском удача удача на английском фразы фразы на английском фразы на испанском характер хобби хобби на английском цвета и оттенки цвета и оттенки на испанском чувства чувства на английском эмоции эмоции английский

 -–убрики

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
ƒата регистрации: 25.04.2006
«аписей в дневнике: 682
 омментариев в дневнике: 188
Ќаписано сообщений: 1920
ѕопул€рные отчеты:
кто смотрел дневник по каким фразам приход€т

Ёстетика художественной фотографии

¬оскресенье, 14 ќкт€бр€ 2007 г. 19:57 + в цитатник
Ёстетика художественной фотографии

¬о врем€ зарождени€ фотографии в эстетике господствовало мнение о том, что искусством может быть лишь рукотворное произведение. »зображение же действительности, полученное с помощью технических физико-химических методов, не могло даже претендовать на подобный статус. » хот€ уже первые фотографы, т€готевшие к художественности изображени€, про€вл€ли немалую композиционную изобретательность дл€ отображени€ реальности (порой измен€€ еЄ до неузнаваемости), в систему общественных ценностей и приоритетов в роли одной из муз фотографи€ долго не вписывалась. ¬прочем, все современные виды "технических искусств" - фотографи€, кино, телевидение - пережили подобную эволюцию: в начале своего существовани€ были своего рода забавными аттракционами, затем техническими средствами передачи информации и лишь в процессе создани€ нового художеств, €зыка в рамках этих информативно-коммуникационных систем произошЄл переход к коммуникативно-художественным функци€м. Ёто не означает, однако, что проблема взаимоотношени€ фотографии и искусства не обсуждалась. ‘ранцузский фивописец ƒеларош (1797- 1856), подчЄркива€ возможности, открываемые фотографией, писал: "∆ивопись умерла с этого дн€". ¬ противовес этому один немецкий журнал утверждал противоположное: "...ќткрытие фотографии имеет высокое значение дл€ науки и весьма ограниченное дл€ художества". ¬ 1913 г. рижский журнал по практической и художественной фотографии "Ћучи" ("Stari") опубликовал спец. статью "фотографи€ и искусство", обсуждавшую вопрос о том, €вл€етс€ ли фотографи€ искусством или же только практическим, прикладным умением, в котором основную роль играет владение техникой. јвтор этой статьи пришЄл к выводу, что вопрос о том, €вл€етс€ ли фотографи€ искусством, будет иметь силу до тех пор, пока будет существовать фотографи€. ¬опрос о технической стороне не нов дл€ искусства, только в фотографии он про€вилс€ с исторически новой стороны. ¬ладение фототехникой, овладение мастерством здесь выгл€д€т более лЄгкой задачей, чем, например, овладение техникой игры на музыкальном инструменте. Ёта лЄгкость и вводит в заблуждение критиков фотографии как искусства. ’удожник ƒеларош увидел в новом €влении его художественные особенности и его мощный художественный потенциал.

¬ первые годы после своего возникновени€ (период дагерротипии) фотографи€ была отнесена общественным мнением и специалистами из разных областей культуры к числу забавных безделушек. ‘отографи€ этого периода не обладала ещЄ ни документальностью, ни информативностью, ни свободой световых решений и находок, т. е. ни одной из тех особенностей, которые сегодн€ теори€ рассматривает как определ€ющие дл€ фотографии. –азвитие фотографии во многом определ€ли общественные потребности. ¬озникновение газетной индустрии направило фотографию в русло репортажности. ¬ то врем€, когда на основе фотографии по€вились первые "движущиес€ картинки" (кино), сам фотоснимок представл€л собой скромное документальное свидетельство, уступа€ в выразительности и изысканности живописи и графике. ¬округ фотографии посто€нно возникали теоретические споры: можно ли сравнивать фотографию с живописью в плане художественной ценности? Ќе €вл€етс€ ли фотографи€ вырождающейс€ живописью, дл€ которой техника замен€ет мастерство художника? » наоборот, не €вл€етс€ ли фотографи€ современной разновидностью живописи, перенимающей и углубл€ющей еЄ функции, модификацией живописи в технической цивилизации, измен€ющей культурную и эстетическую значимость традиционной живописи? Ќо это - не более, чем противопоставление двух €влений художественной жизни, двух видов искусства, €вно т€готеющих друг к другу и взаимодействующих между собой. ‘отографи€ освободила живопись от утилитарной функции - изобразительной фиксации факта, что ещЄ в эпоху ¬озрождени€ было одной из важнейших задач живописи. ћожно сказать, что этим фотографи€ помогла развитию живописи, способствовала полному вы€влению еЄ неповторимой специфики. Ќо и фотографи€ многое вобрала в себ€ из многовекового опыта развити€ изобразительного искусства. —амо видение мира "в кадре" есть наследие живописи. –амка картины есть перва€ раскадровка действительности в истории культуры. –акурс и построение перспективы, умение зрител€ "прочесть" фотографию как плоскостное изображение объЄмного пространства - всЄ это составл€ет великое культурное наследие, доставшеес€ фотографии от живописи. ¬ли€ние живописи на фотографию огромно. ѕри этом задача фотографии двузначна, двупланова: с одной стороны, как можно более полно отделитьс€ от живописи и определить свои собственные границы и возможности, свою специфику, с другой - наиболее полно освоить на собственной основе художественный опыт живописи.
ќдна из центральных проблем идентификации любого вида искусствава - проблема его €зыка. јнализиру€ историю изобразительного €зыка фотографии, выдел€ют несколько периодов его развити€. ¬начале из-за неизбежной в прошлом длительности экспозиции фотографы предпочитали снимать монументальное, недвижимое (горы, дома). ƒл€ портретов же модел€м приходилось надолго застывать. ѕортретируемые на фотографи€х той поры напр€жены, сосредоточены. Ётот первый период началс€ в 1839 г. и продолжалс€ как основной немногим более дес€тилети€. ¬торой период св€зан с по€влением новой фототехнологии, позволившей уменьшить выдержку с дес€тков минут до секунд и одновременно расширившей возможности отражени€ всЄ более широкого круга объектов действительности. ‘отографы стремились сделать объектом съЄмки весь окружающий мир. ѕутешественники-фотографы объезжали многие страны, начали осваивать не только пространства, но и глубины общественной жизни, представл€ть на суд зрителей проницательные психологические портреты своих современников из различных социальных слоев в обобщЄнных образах. ≈стественность и бесхитростность фотографии создавали свежесть воспри€ти€, очаровывали своей простотой.
¬ конце 19 - начале 20 в. в фотографии развиваетс€ метод, св€занный с преднамеренным вторжением руки в создание произведени€ - пикториализм. ќн неотъемлем от технического новшества - сухой технологии. Ќедостаток данной технологии (отсутствие богатства тональностей) компенсировалс€ нанесением краски при печати. ѕри создании произведени€ фотограф и художник чаще всего соедин€лись в одном лице. ‘отоматериал рассматривалс€ как "подстрочник" дл€ перевода, требующий художественной обработки. –учна€ интонаци€ стушЄвывала непосредственность фотоизображени€. ѕопытку преодолени€ противоречий пикториализма предприн€ли художники, которые дисгармонии и репрезентации противопоставл€ли богатство тональностей, внутреннюю музыкальность, что органично присуще самой реальности, а не нав€зано ей искусственно. ¬о взаимоотношени€ форм вносилось глубокое человеческое чувство без какого-либо монтажа.
‘отографи€ не бесстрастное зеркало мира, художник в фотоискусстве способен выразить своЄ личное отношение к запечатл€емому на снимке €влению через ракурс съЄмки, распределение света, светотени, передачу своеобрази€ природы, умение правильно выбрать момент съЄмки и т. д. ‘отохудожник не менее активен по отношению к эстетически осваиваемому объекту, чем художник в любом др. виде искусства. “ехника фотосъЄмки облегчает и упрощает отображение действительности. ¬ этом плане удовлетворительно достоверное изображение можно получить с минимальной затратой времени на освоение процесса съЄмки. ѕодобного нельз€ сказать о живописи.
“ехнические средства фотографии свели до минимума затраты человеческих усилий дл€ получени€ достоверного изображени€: каждый желающий может фиксировать избранный им объект. “ехнологическа€ сторона съЄмки находитс€ в ведении фототехники. «десь существуют свои традиции и специфические параметры мастерства. ќднако при этом назначение техники другое: не обеспечение полного эффекта "подражани€", а наоборот, вторжение, целенаправленна€ деформаци€ отображени€ с целью выделени€ характера и значимости человеческого отношени€ к отображаемому.
–ассуждени€ о художественной природе фотографии возможны в основном в плане поиска и утверждени€ принципиального сходства с традиционными видами искусства (фотографи€ - синтетическое новшество художественной культуры 20 в.) и в плане признани€ коренных особенностей фотографии, еЄ кардинального отличи€ от традиционных видов искусства (фотографи€ - специфическое новшество культуры 20 в.).  аждый из этих аспектов изучени€ имеет свою внутреннюю логику и только их гармоничное сочетание, а не абсолютизаци€ одного за счЄт игнорировани€ другого позвол€ет более-менее объективно определить художественные возможности и природу фотографии. ќ художественности произведени€ говорит переживание красоты, гармонии, чувство наслаждени€, эффект личностно-воспитательного воздействи€ (последний, правда, достаточно трудно вычленить и зафиксировать сиюминутно и конкретно). —пецифику фотографии как вида искусства составл€ет документальность, достоверность изображени€, возможность увековечить мгновение. Ќацелив внимание на фотопроизведение, можно выделить р€д значимых характеристик, раскрывающих особенности фотографии.  аждую из вы€вленных черт фотографии можно сопроводить подробным комментарием. «адача определени€ сущности фотографии как вида искусства заключаетс€, во-первых, в вы€влении того, насколько возможно абстрагироватьс€ от природы материала и непосредственного "лобового" воспри€ти€ ради создани€ художественного образа и, во-вторых, какую социальную и культурную функцию выполн€ет та или ина€ художественна€ форма, сочетающа€с€ с определЄнным материалом, т. е. насколько чисто и адекватно художественна€ работа фиксируетс€ самосознанием художника, а также общественным мнением и теоретическими формами осмыслени€ художественной жизни. —пецифика художественного образа в фотоискусстве состоит в том, что это изобразительный образ документального значени€. ‘отографи€ даЄт образ, сочетающий в себе художественную выразительность с достоверностью и в застывшем изображении воплощающий существенный момент действительности. «наменитые фотографии, на которых запечатлены комбат, поднимающий солдат в атаку, встреча героев обороны Ѕрестской крепости, сочетают в себе художественную силу и значение исторического документа.
‘отообраз, как правило,- изоочерк. ∆изненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки и изменений перенесены из сферы де€тельности в сферу художественную. ќднако фотографи€ способна вз€ть жизненный материал и как бы переломить действительность, заставив нас по-новому видеть и воспринимать еЄ. ќтмеченна€ закономерность действует на стыке информативно-коммуникативного и коммуникативно-художественного еЄ значени€: голый факт можно отнести к сфере информативной, но его художественна€ интерпретаци€ уже будет €влением другого пор€дка. » именно эстетическое отношение фотографа к снимаемому факту определ€ет конечный результат и эффект снимка.
–ассматрива€ фотографию с художественной стороны, необходимо остановитьс€ на еЄ документалистской природе. ‘отографи€ включает в себ€ и художественный портрет современника, и сиюминутные пресс-фото (документ), и фоторепортажи. –азумеетс€, нельз€ от каждого служебного информационного снимка требовать высокого искусства, но и нельз€ в каждом высокохудожественном произведении видеть только видеоинформацию и фотодокумент. ƒокументализм, подлинность, реальность - это главное в фотографии. ¬ этом коренном еЄ свойстве кроетс€ причина глобального вли€ни€ фотографии на современную культуру. ƒругие качества фотографии, еЄ особенности, их значение дл€ культуры в целом выкристаллизовываютс€ при сравнении фотографии и отдельных видов искусства. ƒокументализм - качество, впервые проникшее в художеств, культуру с по€влением фотографии. Ѕудучи использованным в разных видах искусства, это качество, каждый раз преломломл€€сь сквозь их специфику, образовывало некоторое новое своЄ производное. »з других видов искусства эти обогащающие документальность производные возвращались в фотографию, расшир€€ и обогаща€ не только фонд художественной культуры, но и возможности эстетической практики фотографии как вида искусства. Ќехудожественна€ фотографи€, т. е. документальна€ по используемым приЄмам и журналистска€ по функциональному назначению, помимо информационной нагрузки несЄт ещЄ и эстетическую. ‘отожурналистика, как известно, пр€мо аппелирует к документальности, от рождени€ присущей фотографии и всем еЄ разновидност€м. ќднако это свойство используетс€ по-разному, в зависимости от задачи. ¬ тех случа€х, когда речь идЄт о фотохронике - добросовестной, исчерпывающей, протокольно точной информации о событии - индивидуальность автора снимка себ€ не обнаруживает. ќна целиком подчинена фиксации факта, предельной достоверности его отображени€. ƒругое дело в фотопублицистике. «десь фотограф тоже имеет дело с фактами действительности, однако, их подача осуществл€етс€ принципиально в авторском видении, они окрашиваютс€ личной оценкой автора. ƒокументальность и художественность в сфере фотоискусства сливаютс€, перекрывают друг друга. ¬ целом же современна€ фотографи€ существует в единстве всех еЄ сторон - идейной и художественной, смысловой и выразительной, социальной и эстетической.
ќтдельные аспекты фотографии как вида искусства про€вл€ютс€ в выборе цвета, художественного стил€, жанра, изобразительного €зыка, специфических приЄмов обработки фотоматериалов, личностного отношени€ фотографа к создаваемому произведению и т. д. ÷вет - один из важнейших компонентов современного фотоискусства. ќн возник в фотографии под вли€нием желани€ приблизить фотоизображение к реальным формам предметов. ÷вет делает фотообраз внешне более достоверным. Ётот фактор сначала вызвал потребность в раскраске кадров, а позднее дал толчок развитию цветной фотографии. —ущественно здесь и вли€ние традиций живописи, в которой исторически нарастало смыслообразующее использование цвета. ¬ своих высших достижени€х художественна€ фотографи€ не раз отвергала тезис о статичности своих изображений. » цвет в этом отрицании неподвижности играет не последнюю роль. Ќа опыте цветных снимков можно сформулировать правила использовани€ цвета в фотографии. ѕервое из них - снимать в цвете лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение, когда без цвета невозможно передать то, что замыслено. ¬торое правило: символика цвета, света, игры тонов и оттенков, накопленна€ и аккумулированна€ предшествующей культурной тенденцией, опытом старших видов искусства - живописи, театра и более поздних смежных технических - кино и телевидени€, может эффективно использоватьс€ в фотографии. “ретье правило: использование контраста цветового дл€ создани€ контраста смыслового. ‘отографи€ ещЄ не совсем освоила цвет. ≈й предстоит полнее вобрать всю цветовую палитру мира. ÷вет должен быть освоен фотографией эстетически, и стать средством не только изображени€, но и концептуального осмыслени€ реальности.
’удожественный стиль - особа€ проблема в теории и практике фотографии. ќна не решаетс€ в рамках вопроса о жанрах. ¬ эмпирическом аспекте стиль - это и пастельные, акварельные кадры, и графически строгие фотоработы, и обобщЄнно "масл€ные" изображени€ вплоть до полной имитации фотосредствами живописи на холсте. “еоретически проблема стил€ в эстетике разработана €вно недостаточно, и всЄ же можно обозначить еЄ применительно к фотографии. ¬ фотографии очень нагл€дно и присутствие, и отсутствие художественного стил€. Ќатуралистически и документально отсн€тый кадр будет скрупулЄзно демонстрировать все мелочи и детали, вошедшие в пространство объектива. Ќо это будет неорганизованный хаос видени€. ≈сли же подобный снимок сделать под углом авторского видени€, художественно, оформить стилистически, то получитс€ совсем друга€ работа. Ќаправление, характер и сила авторского отклонени€ от "зеркальной", натуралистической, чисто отражательной фотографии и определ€ют стиль в фотопроизведении. ќн может быть сугубо индивидуальным или соответствующим определЄнной школе, традиции, художественной программе. ’арактеристика фотостил€ может быть ассоциативно-художественной.
— проблемой стил€ тесно св€зан вопрос о национальном своеобразии фотоискусства. –азличные направлени€ в фотографии в разной степени обнаруживают зависимость от национальной культурной традиции. “ак, например, репортажна€ или этнографическо-репортажна€ фотографи€ непосредственно св€зана с культурной жизнью народа, с ритмом повседневной жизни, с душой народа в еЄ каждодневных про€влени€х. ƒругие направлени€, например художественно-конструктивное или декоративное, воспроизвод€т национальное содержание в художественно и эстетически отвлечЄнных формах. ¬се стили и жанры фотоискусства, все его национальные школы основаны на специфическом освоении мастером художественности мира.
‘отоискусство предполагает наличие фотографа-художника. ќт него требуетс€ тщательна€ избирательность, особое личностное "видение", позвол€ющее отличать достойное внимани€ от внешнего, случайного, неполного. Ќе каждый отсн€тый кадр становитс€ художественным произведением и, очевидно, не кажда€ плЄнка даЄт удачное фотопроизведение. “ак же, как художник посто€нно, ежедневно делает эскизы, фотохудожник тренирует свой глаз, своЄ фотовидение мира. ≈жедневна€ работа позвол€ет отшлифовать технику исполнени€ и выработать устойчивые принципы морально-этического и эстетического отношени€ к возможным объектам фотоискусства. ‘отохудожник должен обладать множеством качеств. ќн должен быть психологом, постигать характер портретируемого, уловить момент его самораскрыти€, уметь находить сокровенное самоизъ€вление в позе, мимике, выражении лица, фоне и ракурсе подачи, чтобы полнее раскрыть его внутренний мир и своЄ отношение к нему. ‘отограф должен обладать глубоким знанием жизни, различных еЄ сторон, Ќельз€ высокохудожественно сн€ть разливку стали в мартеновском цехе, не представл€€ себе, хот€ бы в общих чертах, технологии этого процесса, фотограф об€зан быть исследователем. ѕланомерно и последовательно работа€ над темой, создава€ цикл произведений, мастер не просто фиксирует документальные моменты, со временем превращающиес€ в историческую ценность. Ќе только создаЄт информативный банк изобразительных данных, который в зависимости от социологического, этнографического, исторического характера может быть по-разному использован. Ќе просто создаЄт художественное произведение, но и выступает как исследователь определЄнной темы, использующий такую интересную и богатую по своей познавательности и возможност€м гносеологическую форму, как фотографи€. ќна превращаетс€ при этом в способ художественного познани€ и оценки снимаемого €влени€.
¬ лице фотографа должен быть объединЄн и синтезирован человек техники и эстетики, человек, люб€щий точность, чЄткость, и человек, подхватываемый порывом вдохновени€, человек чувства и созерцани€, умеющий видеть образность и гармонию, фотохудожник выступает в роли летописца эпохи, что возлагает на него особую ответственность. ѕеред ним раскрываетс€ неосвоенное поле, в котором нужно прокладывать пути и тропинки, намечать участки, разграниченные различными функциональными возможност€ми фотографии. Ёстетика не даЄт художнику рецепта и не обеспечивает гарантированный успех. ќна лишь даЄт ориентиры поиска, результат которого, в конечном счЄте, зависит от таланта и труда автора. Ќа конечной стадии творческого процесса эстетика помогает выработать художественную оценку снимка.
ћетоды и приемы, посредством которых художник общаетс€ с окружающим миром вторичны по отношению к основной идее. „асто говор€т, что талантливый человек талантлив во всЄм. ћне такое за€вление кажетс€ несколько поверхностым. —корее, талантливый человек талантлив в одном – в умении увидеть что-то и донести увиденное до сознани€ зрител€ и взволновать его, заставить задуматьс€. » неважно, будет ли это сделано в форме гравюры, или стиха, фотографии, или деликатеса, написанной маслом картины, или оперной арии. ¬олею судьбы художник выбирает тот, или иной способ общени€ со зрителем, но нередко этих способов несколько, вопрос лишь в желании приобрести соответствующие технические навыки. ≈стественно, способности которыми человек наделен от рождени€, играют большую роль, но главный признак таланта – это не абсолютный слух, не умение рифмовать слова и не чувство композиции, а способность увидеть прекрасное и желание поделитьс€ им.
’удожественна€ фотографи€ – это лишь частный случай искусства, такой же, как живопись, или, скажем, конферанс, и, как и в других област€х искусства, главным критерием в ней €вл€етс€ неповторимость. ’удожник, в частности, фотохудожник, это не тот, кто всЄ врем€ щелкает затвором фотоаппарата, и даже не тот, кто выучил на отлично правила постановки студийного освещени€. ‘отохудожник – это тот, кто умеет наход€щиес€ в его распор€жении технические средства и приЄмы использовать дл€ достижени€ главной цели – заставить зрител€ переживать вместе с собой.

¬ развитии фотоискусства важную роль играет критика, в т. ч. теоретико-критическое мышление самих фотомастеров.  ритика и теори€ при условии их авторитетности и компетентности могут прекратить дилетантские споры, мешающие и отвлекающие и фотографов, и зрителей. ƒл€ фотокритики важно всестороннее рассмотрение фотографии как социально-художественного феномена.   некоторым аспектам критического анализа относ€тс€: социологи€ фотографии (фотографи€ как документ эпохи, фотопублицистика, способ межличностного общени€ и средство массовой коммуникации, публицистическое начало в фотографии, на этой основе можно найти и выработать критерии социальной значимости фотопроизведени€); культурологи€ фотографии (фотографи€ как феномен современной культуры и еЄ место в системе культурных ценностей; в этой сфере определ€ютс€ критерии культурного значени€ фотопроизведени€); психологи€ фотографии (фотографи€ как фиксированна€ зрительна€ пам€ть и фактор "присутстви€" отсутствующего, этот аспект помогает выработать критерий личностной значимости); гносеологи€ фотографии (выбор объекта и специфика его отражени€ в фотографии, безусловное и условное в фотографии, "приближение" и "отдаление" от реальности в фотографии; с этим св€заны проблемы жизнеподоби€- критерии художеств, правды); аксиологи€ фотографии (возможности субъективного отношени€ к объекту в фотографии, проблемы оценки изображаемого; на этом уровне формируютс€ критерии оценки художественности); семиотика фотографии (€зык фотоискусства, его алфавит, морфологи€, синтаксис, грамматика; здесь определ€ютс€ критерии информативности); эстетика фотографии (фотографи€ как эстетический феномен, образно-художественные возможности фотографии, эстетическое богатство мира и его художественное освоение в фотографии, в этом наход€т выражение критерии эстетической значимости).
— учЄтом различных аспектов художественной фотографии можно сформулировать еЄ суть, попытатьс€ дать определение фотоискусства. ‘отоискусство - создание химико-техническими средствами зрительного образа документального значени€, художественно выразительного и с достоверностью запечатл€ющего в застывшем изображении существенный момент действительности. ¬ фотографии выкристаллизовалось несколько достаточно чЄтко очерченных направлений: этнографическо-социологическое, репортажное, плакатно-рекламное, художественно-конструктивное, декоративное, символическо-концептуальное, импрессионистское.  аждое из этих направлений выполн€ет свою специфическую, чЄтко определЄнную культурно-коммуникативную функцию. ƒанные направлени€ взаимно не исключают друг друга. ќдин и тот же фотохудожник, как правило, работает в нескольких из них. ќчень важно иметь в виду полуфункциональность художественной фотографии, чтобы, например, художественно-конструктивна€ еЄ функци€ не отстран€ла этнографическо-социологическую и наоборот, чтобы концептуальность фотовидени€ шла рука об руку с национальной традицией.  ак любой вид искусства, фотографи€ подчинена общим закономерност€м развити€ художеств, сознани€ и художественного миросозерцани€. ’удожественный образ исторически вырастает на основе эмпирически восприн€той действительности и отражает становление и развитие культурно-смыслового опосредовани€ между художником и внешним миром.
‘отографировать можно всЄ. “рудно себе представить, на что только не направл€лс€ объектив фотоаппарата, но, бесспорно, самым попул€рным объектом съемки €вл€етс€ человек. ¬ фотографировании людей особое место занимает портретна€ фотографи€. ¬ портрете важна кажда€ мельчайша€ деталь - правильное расположение центра резкости, теней, светов, ракурс, взгл€д, положение рук, палитра... ¬ портертной съемке очень важную роль играет понимание того, как работает свет. ¬нимательно изуча€ живопись эпохи –енессанса, а особенно произведени€ –ембрандта и ƒа ¬инчи, довольно легко обнаружить правила и приемы использовани€ освещени€, которыми руководствовались художники, рису€ портреты.
ќднако, понимани€ того, как правильностроить композицию и пользоватьс€ студийным светом недостаточно. ќчень часто бывает так, что фотографи€ безукоризненна в композиционном плане, выдержка кака€ надо, резкость где надо, а смотреть не на что. ј бывает так (правда, гораздо реже), что всЄ смазано, композици€ против вс€ких канонов, а смотришь, и мурашки по коже. —екрет в том, эта втора€ фотографи€ - о чем-то, а перва€ - ни о чем. —кажем, перед ¬ами ню. ¬сЄ красиво - грудь, живот... » всЄ. ѕосмотрел и забыл. »ли пейзаж - облака лет€т в верхней трети кадра, в нижних двух трет€х дорога змеитс€ меж зеленых холмов, небо синее, коровы черно-белые, красота нечеловеческа€. ѕосмотрел и забыл. ј теперь противоположный пример. —мотришь на фото, там пейзаж, тучки, коровки... ј по дороге идет бабка в платочке с огромным мешком, и плечи еЄ согнулись под непосильной ношей, и пыль вьетс€ облачком позади... ¬от она сделает еще шаг и исчезнет из кадра.  уда она пошла? ƒалеко ли? „то несет на своей больной спине? »ли, вот, ню... √рудь, живот... Ќо ты видишь не грудь, а страсть, нежность, тревогу, боль... »ли портрет. Ќа портрете не пожилой мужик с усами, не юна€ красавица, не старушка в платочке, а мудрость, невинность, сварливость, тревога, радость, ревность...

–азвитие любого вида искусства можно рассматривать как самосознание своей собственной культурной функции, т. е. как становление художественного самосознани€ в рамках определЄнного вида искусства. ƒл€ фотографии это означает, что, соприкаса€сь с современной действительностью в русле этнографическо-социологической, репортажной, плакатной фотографии, художник-фотограф с необходимостью продолжает развивать и углубл€ть художественный образ в рамках символическо-концептуальной фотографии. ¬ этом смысле концептуальна€ фотографи€ как бы €вл€етс€ итогом того художественного жизненно-личностного опыта, благодар€ которому фотохудожник становитс€ мастером и создаЄт непреход€щие ценности. Ќо из этого следует и другое: все направлени€ и жанры художественной фотографии составл€ют целостную специфику фотографии как вида искусства, и только через понимание особенностей и художественных возможностей каждого из них возможно создание совокупного и цельного представлени€ о фотографии как новом, современном виде искусства, кое в чЄм типичном дл€ существующего понимани€ искусства, а кое в чЄм внос€щем свои исторические и смысловые коррективы в понимание системы, взаимосв€зей и функций видов искусства как в рамках художественной культуры, так и в рамках современной культуры вообще.

–убрики:  Photoart


ѕроцитировано 1 раз

Helena_Traum   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 02 Ќо€бр€ 2009 г. 03:04 (ссылка)
спасибо, пригодилось
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Eugeny   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 02 Ќо€бр€ 2009 г. 06:50 (ссылка)
ѕожалуйста
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку