-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ёс_мира

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 13.03.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 189

 ќ≈-„“ќ ќ –»‘ћ≈

ѕонедельник, 12 Ќо€бр€ 2007 г. 00:40 + в цитатник

ќ –»‘ћ≈ (азы)

 

Ќадо неустанно изучать технику

своего искусства, чтобы не думать

о ней в минуты творчества

ƒелакруа

1. ќбщие сведени€

 

–ифматолько одна из многих составл€ющих поэтического текста (не говорю сейчас о белом стихе и верлибре),  но весьма значима€, поэтому заслуживает особого внимани€.

–ассказать о рифме всЄ (тем более однозначно!) почти невозможно, – остановлюсь  на элементарном.

 

–ифма (от греческого – соразмерность)повтор звуков (или звуковых комплексов), св€зывающих окончани€ двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. ¬ русском классическом стихосложении основным признаком рифмы €вл€етс€ совпадение ударных гласных. –ифма отмечает звуковым повтором окончани€ стиха (клаузулы), подчеркива€ междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

 

¬ зависимости от расположени€ ударений в рифмующихс€ словах рифма бывает:

 

мужска€ – с ударением на последнем слоге в строке (тревог – мог);

женска€ – с ударением на предпоследнем слоге в строке оды – заводы);

дактилическа€ – с ударением на третьем от конца строки (глубока€ – одинока€);

гипердактилическа€ – с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах (свешивающиес€ – смешивающиес€).

 

ѕо расположению в строках рифмы дел€тс€ на:

 

парные (смежные) – јјЅЅ

перекрестные – јЅјЅ

опо€сывающие (кольцевые) – јЅЅј.

 

ѕо составу рифма бывает:

 

проста€ – повтор€ютс€ отдельные звуки,

составна€ – рифмуютс€ группы слов (колокол – молоко лакал)

(вид составной рифмы – каламбурна€: поколочу – по калачу),

панторифма – рифмуютс€ целые строки

(“олько голову с балкона…….. –  тонколоба€ икона).

 

–ифмовать желательно наиболее значимые (существенные по смыслу) слова.

 

–ифма может быть зрительной (совпадение букв) и слуховой (совпадение звуков). ¬тора€ считаетс€ предпочтительнее. (ѕочему Ќезнайка был неправ, утвержда€, что «палка – селедка» – тоже рифма? ѕотому, что он не знал, что на самом деле рифмуютс€ не последние буквы в слове, а ударные звуки.)

 

«вукова€ рифма подраздел€етс€ на

 

точную – совпадение всех звуков (≈вгений – гений, полн – волн, занемог – не мог, межа – свежа)

и неточную – созвучие, в котором звуки полностью не совпадают (расп€т – паспорт, обнаружива€ – оружие).

–ечь именно о звуках, т.е. фонетической, а не орфографической стороне (ста растистарости – все равно точна€, хот€ буквы совпадают не все.)

 

Ќеточна€ рифма делитс€ на

 

ассонанс: звездами – розданы

неравносложную: врезыва€сь – трезвость

усеченную: обошЄл – хорошо

акустическую (корневую, контурную): асфальту – свадьбу, разруха – рассудка

(с контурной рифмой надо быть очень осторожным, желательно подкрепл€€ ее аллитерацией или внутренней рифмой).

 

ќснову неточной рифмы составл€ют звуки, расположенные ¬Ћ≈¬ќ (!) от ударного гласного. ”величение повтор€ющихс€  звуков усиливает звуковую ощутимость рифмы.

 

2. » что со всем этим делать?

 

¬ теории, как видите, все довольно просто, но на практике по€вл€ютс€ вс€кого рода нюансы. ¬сех примеров привести, увы, просто невозможно. ¬от некоторые.

 

  примеру, уже во времена ѕушкина считались моветоном «избитые» рифмы: розы – морозы, кровь – любовь – вновь… », тем не менее, это Ќ≈ “јЅ”! ¬едь сумел же ѕушкин «вывернутьс€»: ….морозы, читатель ждет уж рифму розы! ¬сЄ зависит от задач, от контекста etc.

Ќапример, не запрещаетс€ рифмовать одинаковые  части речи (прилагательные с прилагательными, глаголы с глаголами), но искушенные в стихосложении авторы стараютс€ избегать таких «простейших» рифм. √ораздо интереснее рифмы неточные, но богатые и «разночастиречные».

 

—амое главное – Ќ≈ ѕ”“ј“№ те же глагольные  рифмы (нагружала – угрожала) с просто глаголами с одинаковыми глагольными окончани€ми.

Ѕегут – живут – ведут и т.д. – рифмами Ќ≈ €вл€ютс€! (“акой р€д если не бесконечен, то довольно длинен, и примерно треть глаголов можно таким образом €кобы «рифмовать».)

 онечно, с этим утверждением можно поспорить, тем более что теоретически это, пожалуй, рифма (см. выше). Ќо вот, поди ж ты, – считаетс€ безвкусием! ¬прочем, если вы надумали написать текст к попсовой песенке – флаг вам в руки, – там такое даже приветствуетс€…

 

“о же касаетс€ и других частей речи. –ифмой Ќ≈ €вл€ютс€ (оп€ть-таки речь всего лишь о правилах хорошего тона): ожидани€ – признани€ – касани€ и т.д. ќсобенно китчевыми считаютс€ окончани€ на -нь€ (-нье): растерзанье – выживанье, наважденье – просветленье и т.п.

 онечно, слова с такими окончани€ми, в принципе, употребл€ть можно (вместо нормативных на -ни€  (-ние)), но не стоит ими злоупотребл€ть и тем более «рифмовать»! (Ёто гораздо ’”∆≈, чем насто€ща€ глагольна€ рифма.)

 

 роме того, не стоит рифмовать однокоренные слова, особенно очевидные: свет – просвет, прибежал – убежал.

(я в свое врем€ сознательно срифмовала кровь – свекровь именно с точки зрени€  их «не €вной очевидности». ¬озможно, € ошибаюсь.)

Ќапример, красный – прекрасный .  азалось бы, однокоренными они были когда-то в прошлом, и можно было бы их рифмовать… Ќќ! Ёто совершенно «затерта€», набивша€ оскомину «рифма». » – оп€ть-таки – смотр€ в каком контексте. ќднозначных «јѕ–≈“ќ¬ просто не может быть!

 

 

 

Ќапоследок приведу отрывок из статьи Ћеонида  ј√јЌќ¬ј

 

«¬редные советы поэтам.  ак писать стихи»:

 

««амечено, что многие молодые поэты невольно, порой бессознательно интересуютс€ – как бы написать стих похуже? ѕосле прочтени€ около 1000 стихов, <…> мне удалось составить подобие такой методички.

<…>

 

 ј  –»‘ћќ¬ј“№

—ледует тщательно выбирать рифму. √одитс€ далеко не вс€ка€! Hапример, очень хороши рифмы: росе-заре, заката-тумана, во мне – к звезде, шампанское-диванчике, прошло-окно, зима-мен€ , глаза-мо€, огонь-стол.
Hу и уж конечно следует посто€нно употребл€ть рифму мне-тебе, твоих-моих, мо€-теб€ и все их варианты.
≈сть набор хороших, проверенных веками рифм. Hечего изобретать новое – просто используйте их почаще. –озы-морозы, кровь-любовь  и, конечно же, неизменное поздравл€ю-желаю.
 ак можно чаще следует рифмовать слова длинные, типа: впечатление-вдохновение-наваждение-просветление-...

¬ русском €зыке есть така€ особенность – многие группы глаголов имеют одинаковые окончани€ при вс€ческих склонени€х и спр€жени€х. Ётим надо пользоватьс€ в каждой строке, посто€нно рифму€: пошел-нашел, мечтал-отдал, пойдет-найдет, мечтает-провожает, забыть-любить, дышит-слышит, видеть-обидеть.

—ледует использовать похожие глаголы сказал-рассказал, перегрузка-разгрузка, побежал-прибежал, знает-узнает. ћожно и проще: любит – не любит, был – был.

 идает клен последний лист лениво.
ѕришла осенн€€ пора.
ѕов€ла золота€ жнива.
ѕрощай, любима€ пора!


ј можно и так:

ќсень. ќп€ть темнота.
—олнце исчезло куда-то.
¬округ мен€ пустота,
ѕтицы кричат где-то.


Ћучше всего рифмовать строчки попарно, по две штучки. Ёто удобнее – не надо хранить в голове кучи рифм. Ќаписал строчку – в следующей зарифмовал и сразу забыл. ѕишешь следующую.

«автра € буду одна.
Ѕуду сходить с ума.
—лезы текут ручьем.
ƒавай посидим вдвоем.


Hе стоит баловать читател€ частыми рифмами. Ќапример, в четверостишии вполне достаточно зарифмовать лишь вторую и четвертую строки – стих от этого не развалитс€. ј лучше всего в первом куплете рифмовать четко – первую с третьей, вторую – с четвертой, а уж дальше, во всех остальных куплетах – как придетс€.

ћожно не рифмовать вообще – говор€т в последние годы дозволено писать без рифмы, теперь это называетс€ "белый стих". ѕр€мо гора с плеч!

 

<…>»так, вы прошли краткий курс молодого плохого поэта и можете сами сесть и написать плохие стихи.

Hеудач в творчестве!»


http://litfest.ru/publ/262-1-0-945

 

 






 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку