Защита животных и современная идея дикой природы
А.С. Гараев
Азербайджанское общество защиты животных,
370014, Азербайджан, г. Баку, ул. Фисули, 53/96, e-mail:
aspa_az@mail.ru
The greatness of a nation and its moral progress can be judged by the way its animals are treated.
Mahatma Gandhi.
Тонкой и хрупкой связующей нитью можно считать экологическую этику между классической экологией и приверженцами идеи защиты животных и гуманного отношения к животным. Парадоксально, но существующая пропасть разногласий между двумя этими направлениями, преследующими, по сути, одни цели, является поводом для исследований и диспутов на протяжении последних десятилетий. Что же происходит между теми, кто исповедует классическую экологию и защитниками животных, на пользу или во вред таковая разобщенность и непонимание в реализации целей, в конечном итоге направленных на сохранение жизни на Земле? Попытаемся проанализировать истоки и первопричины этого явления.
Защита животных – тест на гуманность! Оглядываясь на прошедшее столетие, можно с сожалением отметить тот факт, что человечество не выдержало этого теста.
Десятки видов животных на нашей планете либо бесследно потеряны, либо оказались на грани полного уничтожения. И это крупнейшее фиаско идеи “сохранения” диких животных. Во главу угла в прошлом веке была поставлена цель всестороннего изучения и сугубо антропоцентристского подхода к консервации дикой природы. Тогда как необходимо было параллельно, а возможно и с большим преобладанием, развивать и культивировать идеи благосостояния животного мира, всех его компонентов в целом, не разделяя животных на ценные либо редкие виды. Такое разделение сообщества животных на ценных и неценных ни что иное, как ханжеский, утилитарный взгляд на сохранение природы с ее многообразием, с великолепной естественной гармонией, присущей только дикой природе, в полном отрыве от человеческого вмешательства.
Во-первых, “дикой природы”, как таковой, в ее идеальной форме, т. е. “где бы не ступала нога человека и не ощущалось бы его дыхание”, нет. Следовательно, нет ни одного уголка на всей Земле, где бы не было прямого или косвенного антропогенного воздействия человека на природную среду. А значит, человек уже порядком поработил и продолжает порабощать природную среду обитания живых существ в гиперболической прогрессии.
В Азербайджане, где расположено семь климатических зон, где субтропики граничат с пустыней и полупустыней, где альпийские луга переходят в морские и прибрежные экосистемы, имеется 17 особо охраняемых государством территорий.
Невзирая на плачевное состояние действующих заповедников, Государственный комитет экологии предпринимает решительные шаги по созданию двух новых национальных парков. И поскольку средства на это предполагается получить у Всемирного банка, во главу угла ставиться стратегия борьбы с бедностью и наращивание рекреационного вмешательства в дикую природу. Это ли не пример маразматического и типично утилитарного подхода? А ведь большинство населения не поддерживает эти решения, в стране, где вековые традиции бережного отношения к дикой природе превалирует. Где население воспитанно в лучших традициях мусульманства, не так легко будет предпринять такие шаги, но поразительным остается тот факт, что это решение поддерживается некоторыми индивидами от науки.
Уникальная экосистема Ширванской и Мильской степи – Ширванский государственный заповедник – превращен в ферму для выращивания джейранов. Все остальные виды животных, и особенно хищники, поставлены в заповеднике вне закона.
В Азербайджане на законодательном уровне запрещено какое бы то ни было убийство животного на территории заповедников. Однако, в апреле этого года Азербайджанское общество защиты животных (АОЗЖ) при широкой поддержке международной общественности с большим трудом воспрепятствовало беспрецедентным действиям со стороны официальных властей. Так, Комитет экологии намеревался предпринять акцию по отстрелу волков с помощью вертолетов в заповеднике. Можно только представить, какими чувствами и идеями руководствовались государственные чиновники. Уже одна мысль о возможности проведения подобного акта со стороны государства в разрез действующему вышеуказанному запрету, вызывает, по меньшей мере, чувство недоумения и протеста!
Вражда между человеком и волком имеет древние и глубокие корни. Начало ее следует искать в эпоху перехода человека от собирательства и охоты к скотоводству. Война велась на всем огромном ареале волков – в Европе, Азии, Северной Америке.
Человек победил в войне с волком. Но кого? Может быть, собственное человеческое начало, бесценную гармонию и шанс на сосуществование с природой, как с единым целым. Кому, в лице этого благороднейшего животного, о котором с восторгом писали классики, противопоставил себя человек? Ответ ясен. Человек с момента своего появления, как “разумного” существа, уже противопоставил себя не только всему живому миру, но и самой Природе, следовательно, и природе самого себя!
В результате, в Англии, волки были полностью уничтожены уже в начале XVI века. В XVII–XX вв. они практически исчезли во всех странах Западной Европы. По такому же сценарию развивались события в Северной Америке.
И только в середине ХХ в. многочисленные и документированные исследования показали его огромную роль в балансе экосистем, роль санитара и селекционера. Но было уже поздно. Неужели для того, чтобы дойти пониманием до бесконечной гармонии и красоты дикой природы, чтобы прочувствовать ее глубокий и священный смысл, необходимо ее уничтожить? Естественно, эта участь постигла всех остальных хищников в Азербайджане.
Полностью исчез азиатский лев, переднеазиатский гепард, туранский тигр, на грани исчезновения переднеазиатский леопард, манул, рысь, камышовый и степной кот. Все эти животные причислены человеком к “конкурентам” и поставлены вне закона.
Если волк – один их древнейших “врагов” человека, то собака – его старый и верный друг. И что же, здесь та же картина. Отмахнувшись от всех заслуг и подвигов этих преданнейших существ, урбанизировав общество, человек, реально почувствовав их ненужность, принялся с усердием и присущей жестокостью уничтожать, травить, жечь бездомных животных.
После запрета на рабовладельчество, отмены пыток и смертных казней, всемирного осуждения фашизма, человек обратил всю свою жестокость и злобу против животных. Ежедневно тысячи их гибнут в медицинских экспериментах, религиозных обрядах, спортивной охоте, их приносят в жертву модным одеждам и меховым изделиям, их истребляют просто, потому что они есть. Отношение различных религий к этому – тема отдельная, однако ислам не поддерживает какое-либо убийство животного, кроме как для необходимого употребления в пищу, или при непосредственной угрозе жизни самого человека со стороны животного.
В настоящее время в Китае 10000 (десять тысяч!) медведей содержится в горизонтальном положении в клетках, которые скорей напоминают гробы. Катетер введен в желчный пузырь, из которого поступает желчь (высокоценное сырье восточной медицины). Животные годами находятся в одном положении и испытывать адскую боль в течении 15-20 лет!!! Из-за того, что они находятся в неподвижном состоянии, их костяк с годами деформируетя. 15 лет – это 5475 дней, или 131400 часов, или 78 844 000 минут непрерывной боли!
И это все происходит не во времена инквизиции, не в нацистской Германии времен Второй мировой, это происходит в высоко развитых странах Азии, Европы, и Америки.
Вот над чем необходимо задуматься всем нам: и экологам и педагогам и защитникам животных. В каких глубинах кроется эта жестокость и отчужденность, это чувство вседозволенности и беспардонного хозяйничанья природой и животным миром?
Судьба Каспийского моря не явилась исключением. Десятки лет продолжается интенсивная эксплуатация всех без исключения его природных ресурсов. С 1997 г. продолжается массовая гибель каспийских тюленей. И вместо того, чтобы всерьез задуматься над надвигающейся бедой, все прикаспийские государства принялись делить море на сектора и зоны эксплуатации его ресурсов. Видя катастрофическую ситуацию с осетровыми, CITES объявляет мораторий на экспорт черной икры на 6 месяцев. Подумать только, ровно столько предоставляют умирающему Каспию времени на восстановление от варварской эксплуатации в течении десятков лет. Это аналогично тому, как изнеможенному рабу дают минуту отдышаться, а затем снова на работу. Вот пример типичного антропоцентризма.
Возможно, если бы у этого морского бассейна не осталось больше никаких природных ресурсов, на него никто бы не обращал внимания и не интересовался его состоянием. Но ведь, кроме всего прочего, имеется и другая сторона проблемы Каспия, а именно, ценности его с этической и эстетической стороны.
Думаю, что вопрос об эстетической стороне отношения к морю не стоит, так как всем, наверное, нравится бывать на море и просто любоваться его величием и красотой. К тому же, возможно, хотелось бы, чтобы от нее не пахло мазутом и различными стоками. Что же касается этической стороны, то она зависит, естественно, от отношения человека к ней, от того, смотрит ли он на море как на природную среду, или как на предмет наживы.
Стоило в свое время оставить Каспий в покое и дать возможность восстановить свое великолепие? Так нет же, появление на Каспии, в результате деятельности человека, с 1998-го г. нового организма, гребневика, который, в отличии от предшествовавших ему 33 видов-вселенцев, представляет уже реальную угрозу всему животному миру Каспия. Понятно, что о “дикой природе” Каспия говорить не приходится, да и его уникальный животный мир уже находится на грани исчезновения благодаря бездумной деятельности человека!
Так может уже время объявить мораторий “войне” с этой уникальной природной средой. Может, имеет смысл государствам, окаймляющим этот бассейн, объявить войну браконьерству и хищнической эксплуатации природы на самом высоком уровне, как это уже сделано против наркомании?!
Если же нет, то в будущем Каспий будет представлять интерес только в качестве источника углеводородного сырья.
Духовное осмысление феномена защиты животных, моральных прав животных – дело недалекого будущего, но уже сегодня необходимо направить наши усилия для воспитания у населения и, особенно у подрастающего поколения, чувства гуманизма и этического восприятия природы, морально-этических принципов во взаимоотношениях с животным миром. Хорошим базисом в этом может послужить экологическая этика.
С мая этого года АОЗЖ приступило к реализации преподавания основ экологической этики в некоторых средних учебных заведениях. Параллельно с гуманным образованием, прекрасно воспринимается школьниками современная идея дикой природы. Важнейшими задачами обучения является показать гармонию и неприкосновенность первозданной природы, ее совершенство и святость.
В образовавшемся вакууме образования и воспитания молодого поколения нашли себе место и произрастают сектантство, растление и нравственное уродство.
И если у наших столь противоречивых идей есть связующее начало и это по моему мнению экологическая этика, мы обязаны объединить свои усилия во благо всего живого на Земле. Во благо Матери Природы.