-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Терра_Фемина

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 369

Бланка Кастильская. Идеальная королева-мать

Дневник

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 23:55 + в цитатник
NADYNROM (Терра_Фемина) все записи автора  (581x700, 100Kb)

Бланка Кастильская

Бланка Кастильская родилась в 1188 году. Она была дочерью Альфонса VIII Кастильского и Алиеноры Английской. В 1200 году в двенадцатилетнем возрасте она вышла замуж за Людовика, старшего сына и наследника Филиппа Августа. Брак их был заключен в надежде на скорое восстановление мира между французским и английским королями, но этого, увы, не случилось.
За это брак стоит благодарить великолепную Алиенору Аквитанскую, которой было около восьмидесяти лет, когда она пересекла Пиренеи с целью привезти супругу наследнику французского престола.
Сначала в жены Людовику предназначалась другая дочь Альфонса, Уррака. Но Алиенора выбрала именно Бланку. Существует забавное объяснение подобной замены. Будто бы приближенные Алиеноры утверждали, что французы никогда не привыкнут к принцессе, носящей такое странное испанское имя как Уррака, тогда как Бланка легко превратится в королеву Бланш.
И все таки хочется верить, что Алиенора делала свой выбор сознательно, так как Бланка унаследовала очень многие качества своей легендарной бабки.
Читать далее

P.S. Тема абсолютно не моя. Хотя, казалось бы, период очень мне близок, ведь моя тема - Русь в XIII веке. А вот в данном случае нашла изображения (давно нашла), а откуда именно они, сказать не могу. И из-за этого очень стыдно. Если подскажете, буду от всей души благодарна.
Рубрики:  Царствующие особы
Персоналии
Средние века
Женщина и политика

Метки:  

Элоиза Фульбер

Дневник

Суббота, 11 Апреля 2009 г. 14:03 + в цитатник
NADYNROM (Терра_Фемина) все записи автора Элоиза - знаменитая возлюбленная каноника Собора Парижской Богоматери Абеляра. Ее ученостью восхищалась вся Франция. От Абеляра у нее родился сын Астролябий.
Средние века прошли половину отмеренного им пути, когда явилась самая милая и восхитительная любовница из всех других - образованная и остроумная Элоиза. Элоиза осиротела еще в детстве. Заботы о ней взял на себя дядя, живший в Париже, каноник Собора Парижской Богоматери по имени Фульбер. Он отдал ее учиться в монастырь в Аржантейе, где она изумляла монахинь своими способностями к латинскому и древнееврейскому языкам, а затем перевез в Париж. Этой маленькой, хорошо сложенной, очаровательной девушке было шестнадцать лет, когда она впервые встретила Пьера Абеляра.
Встреча была неизбежной. Абеляр и дядя Элоизы были канониками Собора Парижской Богоматери. Однако Абеляр в свои тридцать шесть лет был не просто каноником. Этот человек был известен всей стране. Он стоял на позициях разума и просвещения. Его схватка со слепой религиозной верой завершилась поражением мыслителя.
Абеляр родился в 1079 году в Бретани. Старший из четырех детей мелкопоместного дворянина, он вырос красивым, веселым, уверенным в себе молодым человеком. Увлеченный теологией и либеральными философскими идеями, Абеляр приехал в Париж, чтобы читать проповеди в Соборе Парижской Богоматери. Его слышали и были поражены тысячи людей, предсказывали даже, что блестящий молодой оратор сможет, в конце концов, добиться папской тиары. А потом случилось так, что Абеляр увидел Элоизу и на время забыл о своей духовной карьере.

 (400x625, 60Kb)

Э. Блейер Лейтон. "Абеляр и его ученица Элоиза"
Читать далее...
Рубрики:  История, миф, символ
Персоналии
Средние века
Европа

Метки:  

Франческа да Римини

Дневник

Вторник, 17 Марта 2009 г. 09:59 + в цитатник
NADYNROM (Терра_Фемина) все записи автора Франческа да Римини - известная своей жестокой участью, воспетая и прославленная поэзией дочь Гвидо да Полента, бывшего в конце XIII века властителем Равенны и Червии.
Боккаччо в своем комментарии к Дантовой "Божественной комедии" рассказывает ее биографию, которая носит характер романтической легенды с трагической развязкой.

 (680x376, 57Kb)

Д. Г. Россетти. "Паоло и Франческа да Римини"

Рука красавицы Франчески была обещана ее отцом Джанчотто Малатесте, старшему сыну и наследнику владетельного князя города Римини, как залог примирения между их фамилиями, издавна враждовавшими между собой. Так как Гвидо не рассчитывал на согласие своей прекрасной дочери стать супругой безобразного наружностью и свирепого нравом Джанчотто, а брак между тем был необходим для его политических видов, то он употребил хитрость: решено было временно подменить жениха и послать для сватовства и выполнения свадебного обряда младшего брата Джанчотто - Паоло, блиставшего красотой, талантами и образованием.
Читать далее
Рубрики:  История, миф, символ
Женщина в искусстве
Персоналии
Средние века
Европа

Анна Комнина

Дневник

Пятница, 13 Февраля 2009 г. 12:32 + в цитатник
NADYNROM (Терра_Фемина) все записи автора  (442x700, 37Kb)

В декабре 1083 года императрица Ирина Дука, жена Алексея Комнина, готовилась к родам в покоях Священного дворца, называвшихся Порфировой комнатой, где по старинному обычаю должны были являться на свет императорские дети, называвшиеся поэтому порфирородными. Время родов близилось, но царь, задержанный войной с норманнами, не был тогда в Константинополе. Тогда у молодой женщины явилась красивая мысль: чувствуя первые приступы болей, она осенила себе живот крестным знамением и проговорила: «Подожди еще, дитя мое, пока не вернется твой отец». Мать Ирины, особа рассудительная и мудрая, услыхав эти слова, крайне рассердилась: «А если твой муж не вернется раньше как через месяц? Разве ты можешь это знать? И как же ты до тех пор будешь бороться с муками?» Однако дальнейшее показало, что молодая женщина права. Через три дня Алексей возвратился в свою столицу как раз вовремя, чтобы принять в свои объятия родившуюся у него дочь. Так появилась на свет, отмеченная чудесным предзнаменованием при самом рождении, Анна Комнина, одна из самых знаменитых, самых замечательных византийских царевен.
Читать далее

Шарль Диль. Византийские портреты. Москва: «Искусство», 1994

В качестве иллюстраций использованы работы Юлии Соколовской , посвященные Анне Комнине
Рубрики:  Царствующие особы
Писательницы
Персоналии
Средние века
Женщина и политика
Византия

Метки:  

Женщины в эпоху викингов

Дневник

Понедельник, 12 Января 2009 г. 20:28 + в цитатник
NADYNROM (Терра_Фемина) все записи автора Эпоха викингов озарена особым отблеском романтики и приключений.
Интерес к романтической эпохе викингов послужил толчком к созданию множества книг, кинофильмов, выставок и музеев, к восстановлению памятников старины. Эпоха викингов в сознании скандинавов – это период великих свершений, которыми их далекие предки прославили себя повсюду в мире. В их глазах эпоха викингов предстает в ореоле славы. И это понятно: период викингов отмечен также бурным развитием самих стран Скандинавии. В этот период закладываются основы скандинавских государств – Дании, Норвегии и Швеции. К северным странам была присоединена Гренландия. В эпоху викингов в Скандинавии было введено христианство, возникли города и еще многое другое, что составляет основу цивилизации нынешних скандинавских стран. В частности, национальная романтика скандинавов сформировалась на почве эпохи викингов.
Подробнее узнать о том, какую роль играли женщины в эпоху викингов (а первые приходящие в голову ассоциации в связи с образом викинга именно мужские), можно из книги Эльзе Роэсдаль «Мир викингов»

Многое из того, что мы знаем о викингах, свидетельствует: женщины жили в достаточно благоприятных условиях, и большинство из них пользовалось авторитетом и уважением внутри их социальной группы. Не исключено, что в эпоху викингов их статус даже повысился. Поскольку мужчины в большинстве своем проводили время в викингских походах или торговых поездках, то все домашние дела, равно как и управление усадьбой, возлагались на женщин.
Немало рунических камней, найденных в Скандинавии, было возведено женщинами или было воздвигнуто в память о женщинах. Мужчины в этом отношении отнюдь не обладают монополией, хотя они, разумеется, преобладают. В то же время и памятные камни, и другие, дошедшие до нас источники, говорят о том, что существовало значительное различие между миром мужчины и миром женщины. Если женщина могла снискать славу и почет, то это происходило не благодаря заморским походам и военной добыче, а благодаря рачительному ведению хозяйства и другим, чисто женским занятиям и умению. Задачи и обязанности женщин были связаны, прежде всего, с теми сферами деятельности, которые имели немаловажное значение в крестьянской семье. И, разумеется, первым делом женщин было рождение и воспитание детей. Вот какими словами характеризует некую Одиндису из Вестманланда (Швеция) ее муж в надписи на камне, воздвигнутом в память о ней: «В Хассмюре не было хозяйки, которая лучше нее управлялась бы с делами в усадьбе». А вот что сообщил Гунвор о своей юной дочери Астрид в надписи на камне из Дюнна (Южная Норвегия): «Она была самой умелой девушкой в Хаделанде».Читать далее
Рубрики:  Женский быт
Средние века
Европа

Метки:  

Императрица Матильда, королева Англии

Дневник

Среда, 26 Ноября 2008 г. 12:03 + в цитатник
NADYNROM (Терра_Фемина) все записи автора Матильда была единственной дочерью английского короля Генриха I Боклерка и его первой жены Матильды Шотландской. По материнской линии она приходилась внучкой королю Шотландии Малькольму III и Святой Маргарите, являясь таким образом прямым потомком как англосаксонской королевской династии, так и Вильгельма Завоевателя.
Матильда родилась 7 февраля 1102 г. Местом её рождения считается Винчестер, однако недавние исследования с большой долей вероятности утверждают, что Матильда появилась на свет в королевском дворце в Саттон-Куртене, Беркшир (в настоящее время в графстве Оксфордшир). В возрасте семи лет Матильду обручили с Генрихом V, императором Священной Римской империи, а в 1111 г. она была отправлена на воспитание ко двору жениха в Германию.

 (445x599, 525Kb)

Портрет императрицы Матильды из "Истории Англии" (XV в.)


7 января 1114 г. состоялась роскошная церемония бракосочетания Генриха V и Матильды в Вормсе. Этот брак был продиктован политическими соображениями: Англия стремилась заручиться поддержкой Священной Римской империи в противостоянии с французским королём Людовиком VI. В дальнейшем англо-германский союз сыграл значительную роль в сдерживании французкой агрессии в Нормандии: атака Генриха V в 1124 г. остановила вторжение Людовика VI в Вексен. Брак Матильды и Генриха оказался бесплодным, хотя по словам современника, летописца Германа Турнейского, императрица родила Генриху одного ребёнка, который умер во младенчестве. Существовала легенда, что этот ребёнок не умер, а был отдан на воспитание приёмным родителям и впоследствии стал известен под именем Томаса Бекета, архиепископа Кентерберийского.
Читать далее

Источники:
Википедия
Вильям Ньюбургский. История Англии
Рубрики:  Царствующие особы
Персоналии
Средние века
Европа
Женщина и политика

Метки:  

Ирина, императрица Византии

Дневник

Четверг, 16 Октября 2008 г. 15:15 + в цитатник
NADYNROM (Терра_Фемина) все записи автора


Императрица Ирина. Миниатюра алтаря собора Святого Марка. Венеция


В конце 768 года в Константинополе был большой праздник: византийская столица праздновала бракосочетание наследника престола — Льва, сына Константина V.

1 ноября утром праздничная флотилия с судами, обтянутыми великолепными шелковыми тканями, отправилась в Иерийский дворец, находившийся на азиатском берегу Босфора, за молодой невестой, после чего должен был состояться ее торжественный въезд в столицу. Через несколько недель после этого, 18 декабря, в Священном дворце, в палатах Августея, в присутствии всего двора оба василевса венчали на царство новую монархиню. Сидя на золотых тронах, Константин и его сын вместе с патриархом приподняли вуаль, скрывавшую лицо будущей императрицы, надели шелковую хламиду поверх ее длинного золотого платья, возложили на голову ее корону, привязали к ушам подвески из драгоценных камней. Затем в церкви Святого Стефана новая августа принимала поздравления от высших сановников империи; на террасе триклиния Девятнадцати аккувитов она показалась народу, и подданные громкими криками приветствовали ее. Наконец, в сопровождении блестящей свиты из патрициев, сенаторов, кувикуляриев и придворных дам она возвратилась в церковь Святого Стефана, где патриарх Никита совершил обычное богослужение и возложил брачные венцы на головы супругов.

Старый император Константин V, энергичный иконоборец, никак не думал, устраивая эти торжества и возлагая царскую диадему на голову молодой женщины, что эта хрупкая василисса уничтожит все дело его жизни и отнимет трон у его династии.

Читать далее


Шарль Диль. Византийские портреты. Москва: «Искусство», 1994

Рубрики:  Царствующие особы
Святые
Персоналии
Средние века
Женщина и политика
Византия

Метки:  

Алиса (Адель) Французская, или как может сложиться судьба принцессы

Дневник

Пятница, 10 Октября 2008 г. 12:03 + в цитатник
NADYNROM (Терра_Фемина) все записи автора Дочь французского короля Людовика VII и его второй жены Констанции Кастильской Алиса (Адель) родилась 4 октября 1160 года. Констанция умерла от тяжелых родов, а Людовик, отчаянно нуждавшийся хотя бы в одном наследнике мужского пола, уже через пять месяцев после смерти супруги женился в третий раз на Адели Шампанской, которая и подарила ему долгожданного сына – будущего Филиппа II Августа.
А судьба Алисы сложилась, мягко говоря, странно. В 1169 году по соглашению между Людовиком VII и Генрихом II Плантагенетом девочка стала считаться невестой принца Ричарда, которому суждено войти в историю под прозвищем «Львиное Сердце», и отправлена в Англию ко двору своего предполагаемого свекра. В качестве приданного за Алисой давался Вексен.
Отношения в семье Плантагенетов были далеко не идеальными. У повзрослевших принцев, подстрекаемых матерью Алиенорой Аквитанской и хитроумным Филиппом Августом, шли постоянные раздоры с собственными вассалами и настоящая война с родным отцом. Король совершенно не спешил играть свадьбу сына. При дворе Генриха французская принцесса росла и взрослела, превращаясь из ребенка в девушку.

 (432x700, 61Kb)

Ричард Львиное Сердце. Миниатюра из средневекового кодекса
Читать далее
Рубрики:  Царствующие особы
Персоналии
Средние века
Женщина и политика

Метки:  

Женщины в эпоху крестовых походов

Дневник

Среда, 08 Октября 2008 г. 13:38 + в цитатник
NADYNROM (Терра_Фемина) все записи автора История крестовых походов – одна из наиболее ярких страниц Средневековья ( и не только для европейского). Здесь можно увидеть и военные действия, и массовую миграцию, и колонизацию. И все это без организации какого-либо реального центра управления крестоносцами (хотя претенденты на роль таких центов, разумеется, находились).
«Мужская» сторона крестовых походов исследована в сотни раз лучше, чем «женская». И в «мужской» хватало своих мифов, но представление об образе женщины в эту эпоху было либо идеализировано (бедная верная супруга многие годы ожидающая своего мужа из далекой Палестины, одиноко сидящая в башне, да еще и вынужденная отбиваться от домогательств могущественных соседей), либо опошлена (этакая юная бесшабашная жена крестоносца, ломающая голову, как бы подобрать ключ к поясу верности, дабы облагодетельствовать очередного любовника)… Подобные представления появлялись уже в XIX-XX веке благодаря возродившемуся интересу к «темным векам» и таким течениям, как романтизм (и в художественной литературе, и в исторической науке) и неоромантизм.
В принципе и сейчас на русском не так много материала о роли женщин в крестовых походах, хотя очень многое переводят. Просто замечательно, что на русский язык все-таки перевели (и, в принципе, достаточно давно по нынешним меркам перевели) «Крестоносцев» Режин Перну. Книга из серии «Читать обязательно». Впрочем, как и все исследования Перну.
Вот из нее и хочется процитировать отрывок, непосредственно посвященный «женской» стороне крестовых походов.


 (491x700, 58Kb)

Э. Блэйр Лейтон. "Почесть"


Привычный образ рыцаря, отправляющегося в крестовый поход, оставив жену одну в замке, где она в праздности убивает время, прядя шерсть — впрочем, дозволяя юному пажу себя утешить — пользовался наибольшим успехом в псевдоромантической литературе и ее течениях, не говоря уже о пикантных подробностях, всплывающих то там, то здесь — самым типичным примером может послужить знаменитый «пояс целомудрия», который, по стойкой легенде, якобы до сих пор хранится в музее Клюни.
Действительность была совершенно иной. Конечно, не все бароны взяли с собой своих жен в крестовый поход, но многие поступили именно так, и, если хорошенько всмотреться, становится видно, как женщина в этих обстоятельствах во всем разделяла походную жизнь своего супруга. Ее роль в Святой Земле выходит на первый план, тем более что по феодальным кутюмам — ибо еще не вспоминали знаменитый «салический закон», который вступил в силу только благодаря легистам в XIV в. — женщина могла наследовать своему мужу и, как следствие, встать во главе фьефа, или даже самого Иерусалимского королевства.
Читать далее
Рубрики:  Женский быт
Средние века
Женщина и политика
Женщина на войне

Метки:  

 Страницы: [1]