-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Путеводитель_Архангельска

 -Интересы

авиабилеты архангельск архангельск архангельск авиа архангельск билет архангельск квартиры архангельск новости архангельск поезд архангельск прогноз архангельск расписание архангельск расписание поездов архангельск фестивали архангельск цены базы архангельска г архангельск газета губерния архангельск газеты архангельска город архангельск гостиницы архангельска губерния архангельск дом архангельск

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.02.2008
Записей: 203
Комментариев: 155
Написано: 399


Новодвинская крепость.

Пятница, 29 Февраля 2008 г. 00:28 + в цитатник
Димка_Ломако все записи автора Историческая справка

В российской истории XVIII век начинается с Северной войны. Для России, лишенной выходов в Балтийское и Средиземное моря, особенное значение имел единственный в то время, то время морской и торговый порт России – Архангельск. Здесь еще в 1693 году на острове Соломбала, за рекой Кузнечихой Петр I заложил верфь на четыре эллинга. Это было первое в России адмиралтейство. На верфи строились сначала торговые (до 1772 года), а с 1708 до 1715 года и военные корабли для Северного и Балтийского флотов.






Петр I понимал, что шведы Север в покое не оставят, особенно после превращения Архангельска в центр судостроения и внешней торговли. Нападения можно было ожидать только с моря, поэтому 24 декабря 1700 года Петр I указал двинскому воеводе князю Алексею Петровичу Прозоровскому "…у города Архангелского, на Малой Двинке речке, построить крепость вновь, сидатель на тысячу человек, чтоб в ней с магасейными запасными дворами вышеписанному числу людей быть было удобно". Начало строительства было определено государем на весну 1701 года.

Чтобы найти удобное место для строительства крепости, составления предварительных чертежей и смет на Северную Двину был командирован инженер-фортификатор Яган (Иоган) Адлер. Но представленные чертежи не удовлетворили Петра, как и затяжка подготовительных работ возлагавшихся на боярина Прозоровского. И уже в конце марта Петр посылает на Двину военного инженера, участника осады Азова, Егора Резена (Георга Эрнеста Резе), который, прибыв в Архангельск 18 апреля, сразу же приступил к работе. Им было выбрано место строительства на острове Линской Прилук в 20 верстах от Архангельска.

3 апреля царским указом был учрежден особый орган управления строительными работами "Семиградская ратуша", на которую возлагались работы по найму рабочей силы, заготовлению материалов, ведение отчетной документации. Руководил "Семиградской ратушей" дьяк Федор Гусев.




И в конце апреля 1701 года уже начались строительные работы, сотни людей расчищали территорию для строительства крепости. К этому времени фактические полномочия по контролю над строительством крепости перешли от воеводы к другу и соратнику Петра – архиепископу Холмогорскому и Важскому преосвященному Афанасию (А.А. Любимову).




В поразительно короткие сроки, менее чем за месяц, после прибытия в Архангельск, 12 мая Георг Резе представил в воеводскую канцелярию "План крепости". А уже через два дня были закончены работы по расчистке строительной площадки и строители приступили к отрытию канав под фундаменты оборонительных стен. Петр I утверждает проект, подготовленный инженером Резе, после согласования его с архиепископом Афанасием, который оказался деятельным строителем и знатоком европейской фортификации. Хозяйственной частью строительства стал руководить стольник Сильвестр Петрович Иевлев.

Официальная закладка крепости состоялась 12 июня 1701 года. А уже 13 июня Петр I подписывает указ о принятии оборонительных мер при появлении в Белом море шведских фрегатов, и 16 июня пишет грамоту архиепископу Афанасию, которому дает, практически исключительные полномочия для священнослужителя в деле обороны Беломорья. Информация о шведских судах поступала в Россию еще при выходе шведской эскадры в море, а затем и при появлении в зоне промысла поморов. Так что их появление в Белом море не стало неожиданностью для северян. А вот царский указ опоздал, он был доставлен в Архангельск, когда победа над шведами была одержана. Но это не умаляет заслуги Петра I в подготовке обороны Беломорья, ведь войска и пушки были направлены в Архангельск по царскому велению еще в 1700 году.




25 июня 1701 года, когда строительство крепости было в полном разгаре, и земляные валы уже были частично отсыпаны и укреплены деревянными срубами, шведская эскадра предприняла попытку нападения на город Архангельский. Шведов встретила деревоземляная крепость, вооруженная пушками, и несколько береговых батарей в различных протоках устья Северной Двины. Благодаря подвигу поморов Ивана Ермолаевича Седунова (по прозвищу Иван Ряб или Рябов) и таможенного досмотрщика, жителя города Архангельского Дмитрия Борисова, плененных шведами во время промысла в Белом море, нападение удалось предотвратить. Патриоты, знавшие об укреплении города, повели шведскую эскадру к строящейся крепости и посадили корабли авангарда эскадры - фрегат и шняву на мель прямо под стенами крепости. После тринадцатичасового боя фрегат и яхту удалось захватить со всем их вооружением, боеприпасами, оснасткой и несколькими знаменами. Иван Рябов и Дмитрий Борисов были расстреляны, но Рябов чудом остался жив. История Ивана Рябова достаточно достоверно рассказана в известном фильме "Россия молодая".

Это была первая победа русских войск в Северной войне и победа над шведским флотом, обеспечившим безопасность Архангельска на долгие годы от шведских притязаний.

Возведение Новодвинской крепости стало крупнейшая государственная стройка на Севере в XVIII веке. Ежегодно в ней принимало участие до трех тысяч крестьян. В строительстве участвовали многие северные монастыри. Основным строительным материалом был камень и лес. Камень добывали в Орлецах и доставляли на дощаниках (плоскодонных баржах). Часть строительных материалов поставил Пертоминский монастырь.

В 1702 году Петр I приехал в Город Архангельский, чтобы лично руководить строительством Новодвинской крепости. Два месяца царь жил в небольшом домике, построенном специально для него напротив крепости, на острове Маркове. Перед своим отбытие в августе 1702 года Петр принял участие в освящении крепостной церкви Петра и Павла. Названия "Новодвинская" крепость получит в более поздних документах. А по названию крепостной церкви крепость по праву должна называться Петропавловской.

Основные строительные работы были закончены в 1705 году, и тогда же крепость была вооружена 180-ю пушками. В 1711 году закончено строительство внешней линии предкрепостных фортификационных сооружений, в 1714 году было закончено строительство равелина. Крепость встала на входе в Северную Двину, прикрывая подступы к городу Архангельскому. В 1731 году крепость включили в реестр штатных крепостей.

В последний раз свою оборонительную функцию крепость выполнила в период Крымской войны (1854-1856 гг). В 1854 году крепость была объявлена на осадном положении и была в спешном порядке довооружена и отремонтирована. Вновь на островах дельты Двины возведены дополнительные артиллерийские позиции и наблюдательные пункты. После неудачной попытки высадки десанта на остров Мудьюг, на котором располагалась батарея береговой обороны, неприятельская эскадра не отважилась войти в устье Северной Двины, опасаясь огня крепостных орудий и береговых батарей. Эскадра тогда надолго осадила Соловецкий монастырь, но и его взять не смогла. Крепости Беломорья остались непокоренными неприятелем.

12 января 1863 года Новодвинская крепость была погашена в списках укреплений Российской империи, в связи с закрытием Архангельского военного порта. Это была единственная крепость бастионного типа на Русском Севере. При этом крепость ни разу не подвергалась перестройке, и поэтому, не смотря на свою тяжелую судьбу и значительные разрушения, сохранилась довольно неплохо.




мае 1864 года крепостные сооружения были переданы в распоряжение местных церковных властей, которые намеревались на территории крепости устроить женское епархиальное училище, но вскоре охладели к этой идее и стали использовать крепость в качестве склада дармового высококачественного стройматериала. Священнослужители продали большой объем "стенных камней" на строительство железной дороги Вологда-Архангельск. И сегодня, в фундаментах сохранившихся вокзальных построек на многих узловых станциях Северной железной дороги, можно увидеть белокаменные блоки из стен крепости.

Обеспокоенный разворовыванием крепости, в 1898 году архангельский губернатор А.П. Энгельгардт был вынужден даже назначить специальную комиссию для определения состояния крепостных сооружений.


Первые и, наверное, единственные работы по научному изучению крепости были предприняты в 1911 и 1913 годах выдающимся русским реставратором П.П. Покрышкиным. По предложению Покрышкина Новодвинская крепость была введена в свод достопримечательных мест Российской империи. Но дальнейшему исследованию крепости помешала начавшаяся война, а затем и советская власть.

После установления советской власти на Севере Новодвинская крепость со всеми сооружениями была передана Отделу борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью (ОБДББ) при НКВД Архангельского губисполкома. Детская колония просуществовала до 1930 года, когда колония была передана для содержания взрослых преступников, а фактически стала первой шарашкой НКВД - заводом "Конвейер", производившей катера, глиссеры, аэросани. Кстати контролировал работы по строительству глиссеров и аэросаней известный советский инженер И.Н. Ювенальев. Зона развивалась и расширялась за пределы крепости. В 1932-1933 годах были разрушены и разобраны восточные и северные куртины, остались земляные валы. Со временем была разрушена облицовка из каменных блоков Морского, частично Флажного и Могильного бастионов и Равелина. В шестидесятые годы в восточной куртине сделано обрушение-пролом к крепостному рву. Первый раз учреждение УГ-42/7 пытались выселить из крепости в начале 90-х годов, но наверное хорошо, что не выселили. Денег на охрану и реставрацию не было и все это делалось на средства МВД, и в последствии Минюста. Тогда же по заказу администрации Архангельской области были выполнены предварительные исследования научно-изыскательных и проектных работы по реставрации крепости. Сейчас началась новая эпопея по выселению зэков из крепости. Пока что дальнейшая участь крепости не ясна.

Описание крепости

Новодвинская крепость - единственная на Русском Севере крепость бастионного типа, отличавшаяся от всех русских фортификационных сооружений, построенных к тому времени. Это была типичная голландская крепость, с каких начинались многие города голландских колоний, в том числе и Нью-Йорк. К тому же, несмотря на утраты, она дошла до нашего времени в своем первозданном виде, ни разу не подвергаясь перестройкам.




Комплекс сооружений крепости находится на западном берегу острова Линской Прилук на берегу Корабельного рукава дельты Северной Двины. С востока рядом с крепостью пролегает русло островной протоки Муткурьи. Корабельный рукав (в петровские времена - Малая Двинка) по своим навигационным условиям был основным судоходным путем для крупных парусных судов. При этом, крепость сама имела эффективное прикрытие за счет естественных препятствий. Прикрытая с востока и запада естественными водными преградами, с севера подход к крепости был и остается затруднен из-за болотистого берега. Южная сторона крепости была единственным направлением со стороны которого войска неприятеля могли подойти к крепости по суше. И во второй половине XVIII века на этом направлении был выкопан пруд, общей площадью 1,4 га.

Крепость представляет собой каменно-земляную цитадель в форме квадрата правильной формы с вытянутыми полуромбовыми бастионами по углам: Флажным, Рогаточным, Могильным и Морским. Волею судьбы она, практически, строго ориентирована по сторонам света.

Толщина земляных валов куртин, с учетом каменных крепостных стен, в основании 20-21 метр, в верхней части 13-14 метров. Толщина каменных стен от 2,3 до 3,3 м, с контрфорсами - 5 м. Высота каменной стены 5 метров, земляного вала - 6,5 м.(с учетом 1,5-2 метрового земляного бруствера). Эти размеры снимались на Рогаточном бастионе крепости. Длина каменных стен между бастионами 120 метров, общая длина стен одного бастиона 300 метров (20+130+130+20). Таким образом, общий объем крепостного вала составлял 142800 м3.

Строительный материал стен - белый известковый и бутовый камень из каменоломни Орлецы на Северной Двине. Внешняя сторона крепостных стен представляет собой наклонный эскарп выложенный из тщательно тесаных каменных блоков. Основание стен - каменный лом, залитый известковым раствором. Для прочности в стену уложены железные полосы, а облицовочные камни стены скреплены железными скобами и круглыми штырями-пиронами. Южная куртина толще остальных, так как прикрывает опасное направление. На углах бастионов возвышались караульные башенки-бартизаны, которые к настоящему времени не сохранились.

Равелин прикрывавший подход к крепости с севера выполнен в форме угла с длиной стен, и соответственно валов, 80 метров. Высота равелина была ниже крепостных стен и валов, чтобы не перекрывать сектор обстрела крепостной артиллерии. Точную его высоту установить не возможно, т.к. его стены к настоящему времени разобраны. Примерный объем вала равелина составлял по различным подсчетам от 8000 до 15000 м3.

Во внутрь крепости вели трое ворот. Основные, наиболее используемые ворота - Летние (или Полуденные) расположенные в центре южной куртины. В оформлении ворот использованы композиции античной триумфальной арки. Точно такие же, по своему архитектурному решению, Двинские ворота выходили на берег Двины. В Летних и, возможно, в Двинских воротах арочный проход был защищен подъемной решеткой-герсой. Герса из Летних ворот в настоящее время экспонируется в Историческом музее в Москве. В северной куртине имелись малые ворота через которые существовал проход к Равелину. Рядом с Летними воротами до сих пор можно видеть, заложенный в наше время, проход, который был открыт, когда не было нужды открывать ворота. К Летним и Равелинным воротам, через крепостной ров вели подъемные деревянные свайные мосты. Кроме ворот крепость соединялась с внешним миром более чем десятком подземных ходов.

Снаружи основной цитадели, оборонительные сооружения занимали площадь значительно превышающие площадь самой крепости. Под крепостной стеной располагалась фоссебрея, представлявшая собой дорогу, шириной около семи метров, огражденную двухметровым земляным бруствером. Снаружи бруствер был облицован таким же образом, как и основная стена, на его углах располагались башенки-бартизаны. Каменная стена бруствера служила стенкой крепостного рва. Наружная стенка рва так же была облицована белым камнем. Ров отделялся от Северной Двина каменными стенками-батардами со шлюзами. На обоих стенках имелось по башенке, аналогичной тем, что были установлены на углах бастионов. Снаружи крепостного рва имелся прикрытый путь, частокол и гласис.

Со стороны крепостного двора над Летними и Двинскими воротами были выстроены двухэтажные кирпичные крепостные казематы. В казематах располагались оружейные склады, квартиры офицеров и дом коменданта крепости. Внутри бастионов были устроены массивные каменные строения - пороховые погреба и хлебные склады. На углу Флажного бастиона значительно возвышалось над стенами крепости башня, как место укрепления флага, так вероятно и будучи крепостной опорой боново-цепного заграждения судоходного русла. На противоположном берегу Малой Двинки - острове Маркове, который сейчас смыт течением реки, располагалась вторая мачта для укрепления цепи. Этот способ перекрытия судоходного русла был предложен архиепископом Афанасием. Кстати, именно Афанасий указал на необходимость устройства колодца в крепости, для снабжения водой, т.к. он не был предусмотрен проектом.

На территории крепости так же располагались казармы для солдат гарнизона, цейхгауз, другие хозяйственные постройки. В центре крепости располагалась церковь Петра и Павла. По своей архитектуре, благодаря высокому шпилю, православный храм скорее напоминал лютеранскую кирху. Внутри церкви стояли длинные ряды сидений для молящихся, что уже совсем не свойственно православным церквям.

Уже в 1705 году крепость была вооружена 180 пушками, которые располагались по всему периметру крепости на валганге. А, с окончанием строительства укреплений, артиллерийские позиции были оборудованы и на фоссебрее.



Источник текста и фотографий: http://fortress.vif2.ru/list/novodvinsk/

Место на карте
Метки:  

Димка_Ломако   обратиться по имени Пятница, 29 Февраля 2008 г. 14:38 (ссылка)
Кстати, хорошее место для экскурсий)))
Ответить С цитатой В цитатник