МИРОВОЕ ДЕРЕВО |
МИРОВОЕ ДЕРЕВО"
Понятие Мирового древа встречается в легендах и мифах многих народов мира. Этот символ означает своеобразную ось, пронизывающую мироздание и являющимся посредником между миром людей и миром духов/богов: корни древа обычно связаны с подземным миром, ствол - с земным миром, ветви и крона – с небесным миром.
Часто Мировое древо связывают с элементами стихий. Например, греки и большинство европейцев, выделяли четыре элемента: огонь, землю, воду и воздух. Дерево было сопричастно им всем. Оно укоренено в земле, от плодородия которой зависит его питание. Его поят дожди и почвенные воды. Ствол и крона дерева простерты в воздухе, а солнце, всегда ассоциировавшееся у человека с огнем, дает ему жизненную энергию.
Каждая из частей нередко соотносят с характерным набором существ (например, у нанайцев, скандинавов, индонезийцев). С верхушкой почти всегда связывают птиц, средняя часть часто представлена копытными (олени, лошади, быки) или антропоморфными мифическими существами, иногда ассациируется с человеком. Нижняя, подземная часть обычно населена тварями, змеями, ящерицами, рыбами.
Постепенно в традициях самых разных народов стало складываться символическое отождествление дерева со всей Вселенной. Этот мотив появляется в устных преданиях, в живописи, архитектуре, орнаменте и многом другом. Мировое древо известно также по изображениям на утвари и на других предметах, на монетах (например, британских кельтов, современных французских Евро).
Так издревле Дерево стало представлять собой бесконечно обновляющийся живой Космос. Наряду с камнем, дерево служит алтарем, поскольку Дерево - Центр мира и опора Вселенной. Дерево является символом Жизни, плодородия, отождествляется с источником бессмертия и соответственно есть символ воскрешения растительности, весны и "возрождения" года. В древнейших мифах подчеркиваются мистические узы между деревьями и людьми (деревья рождают людей; дерево как хранилище душ предков человека). Древнейшие святые места выглядели как ландшафт из камней, воды (источник) и деревьев.
В "Бхагавадгите" Космическое дерево выражает не только Вселенную, но также положение человека в мире: "...Существует бессмертное дерево баньян, корни которого растут вверх, а ветви - вниз, а листья его - ведические гимны. Знающий это дерево познал Веды. Истинную форму этого дерева нельзя постичь в этом мире. Никто не может понять, где оно оканчивается, где начинается и где его основание. Но необходимо со всей решимостью срубить это дерево, чьи корни глубоко ушли в землю, оружием отрешенности. После этого надо найти то место, достигнув которого никто и никогда назад не возвращается, и там вручить себя Верховному божественному существу, с которого все началось и от которого все распространилось с незапамятных времен".
Мировое древо, корни которого простираются к Небу, а ветви - к Земле, встречается и в древнееврейском учении (Зогар), и в исламском предании о "Древе счастья", и в скандинавской мифологии, и в зафиксированных в XX в. ритуалах австралийских племен.
В "Старшей Эдде" Иггдрасиль - космическое дерево, корни его доходят до самого сердца Земли, где находятся ад и царство великанов. Поблизости - источник Мимир ("размышление", "память"), где Один оставил один глаз в залог и куда он постоянно возвращается, чтобы освежить себя и свою мудрость.
Славяне верили, что в центре мира растёт огромное Дерево, которое соединяет мир богов и людей, землю и небо. Самые длинные ветви этого Дерева достигают небесного свода, а корни уходят в царство мёртвых. Мировое древо это находилось в океане на острове Буяне, до которого не дойти, не добраться. На священном Дереве обитают боги, а под землёй в его корнях живут разные представители тёмных сил: на цепи прикован бес, в яме живут змея Шкурупея и другие демоны. Образ этого Дерева сохранился в загадках, заговорах.
Мировое древо соединяет пространства и времена - верх и низ, прошлое и будущее. Мотивы бессмертия, плодородия, даруемого Древом и/или находящейся рядом "вечной рекой", соединяются с мотивом высшего знания. На египетском рельефе Богиня Судьбы сидит на нижних ветвях огромного дерева, а на каждой ветви написаны имя фараона и его судьба. Высшее знание есть знание божественное и потому запретное, скрытое как трава бессмертия, за которой Гильгамеш отправился на дно морское, как золотые яблоки в саду Гесперид. Высшее знание и бессмертие охраняют чудовища, грифоны и драконы, обладающие невероятной силой и хитростью.
От Древа или от чудесного растения ждали как бессмертия, так и омоложения. Индийцы искали растение, которое возродит и омолодит их. Шьявана заключил с ашвинами соглашение, по которому они его омолодят, а он взамен даст им сому, божественную амброзию. Ашвины взяли его к "источнику юности" в Сарасвати, а когда Шьявана вернулся, он был богоподобен в своей юности и величественности.
То же у греков. В большинстве легенд, относящихся к Александру Великому, он не понимает, для чего нужно искать бессмертия. Рассказывали, что Александр в поисках "живой воды" в Индии нашел яблоки, которые тамошние священники едят, чтобы продлить себе жизнь до 400 лет. В скандинавской мифологии яблоко - тот плод, который возрождает и омолаживает. Боги едят яблоки и остаются молодыми до конца нынешнего цикла Вселенной.
Мировое древо также выступает связующим звеном между Вселенной (макрокосмом) и человеком (микрокосмом) и является местом их пересечения. Образ Мирового древа гарантировал целостный взгляд на мир, определение человеком своего места во Вселенной.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |