-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111859
Комментариев: 6804
Написано: 120334


17 июня родились...

Вторник, 17 Июня 2014 г. 00:05 + в цитатник
75323536_large_Sir_William_Crookes (469x700, 86Kb)
1832
Сэр Уильям Крукс (Sir William Crookes)
английский химик и физик, член (с 1863 года) и Президент (в 1913—1915 годах) Лондонского Королевского общества, от которого он в 1875 году получил Королевскую золотую медаль. В числе других его наград — медали от Французской академии наук (1880), Дэви (1888) и медаль Копли (1904). В 1897 году королева Виктория пожаловала ему рыцарское звание. В 1910 году он получил «Орден заслуг». Крукс вошел в историю как человек, открывший таллий и впервые получивший гелий в лабораторных условиях. Уильям Крукс родился в Лондоне в семье Джозефа Крукса (Joseph Crookes), портного, приехавшего в столицу с английского севера, и (его второй жены) Мэри Скотт. Крукс учился в школе в Чиппехеме, Уилтшир, а научную карьеру начал в возрасте 15 лет, поступив в лондонский Королевский химический колледж (Royal College of Chemistry) на Гановер-сквер, где (по окончании) в 1850—1854 годах занимал пост ассистента. Вскоре Крукс приступил к самостоятельным исследованиям, но не в области органической химии — что можно было бы предположить, учитывая, что его учителем был Август Вильгельм фон Хоффман (August Wilhelm von Hofmann): он стал исследовать новые соединения селена. Эти опыты послужили основой для его первой научной работы, опубликованной в 1851 году. По окончании Королевского колледжа Крукс стал управляющим метеорологического отдела в Радклиффской обсерватории в Оксфорде (1854), а в 1855 году был приглашен читать лекции по химии в Честерский колледж. В 1856 году Крукс женился на Эллен, дочери Уильяма Хамфри из Дарлингтона: в этом браке у него родились трое сыновей и дочь. С этого времени он жил в Лондоне и занимался исследовательской работой, в основном самостоятельно - у себя в доме № 7 на Кенсингтон Парк Гарденс (Kensington Park Gardens), в частной лаборатории. Интенсивность научной деятельности и широкий круг интересов вскоре сделали Крукса известным в обществе человеком. В 1859 году Уильям Крукс основал научный журнал Chemical News, став его первым редактором, а с 1864 года редактировал «Ежеквартальный научный журнал» («Quarterly Journal of Science»). В разные годы Крукс занимал президентские посты в Химическом обществе, Институте инженеров-электриков, Британском объединении «За прогресс науки» и в Обществе психических исследований. Крукс исследовал электрическую проводимость в газах при пониженном давлении и катодные лучи (в «трубках Крукса»), открыл явление сцинцилляции, изобрел радиометр и спинтарископ (устройство, демонстрирующее выделение альфа-лучей под воздействием радия). Будучи прежде всего исследователем-практиком, Крукс с энтузиазмом принял и взял на вооружение метод спектрального анализа, открытый Бунсеном и Кирхоффом. В 1861 году он открыл прежде неизвестный элемент (с ярко-зеленым цветом в эмиссионной части спектра) и назвал его таллием (от греческого thallos, «зеленый побег»), а в 1895 году впервые в лабораторных условиях выявил гелий. Крукс считается пионером в исследовании газоразрядных трубок; его исследования послужили основой для всей последующей работы по изучению плазмы. В 1869 году Крукс заинтересовался паранормальными явлениями, происходившими на спиритических сеансах, и в 1870 году приступил к их практическому исследованию, пообещав себе и коллегам соблюдать полную беспристрастность и руководствоваться исключительно научными интересами. Перед медиумами он выдвинул жёсткие условия: «Опыты должны проводиться у меня дома, в присутствии мной приглашенных свидетелей и при полном соблюдении всех моих требований; я оставляю за собой право также использовать любую аппаратуру», — говорилось в его заявлении. В числе медиумов, согласившихся принять участие в опытах, были Кейт Фокс, Д.Д.Хьюм и Флоренс Кук, работа с которой особенно его увлекла. Крукс утверждал, что воочию наблюдал появления призрачных и осязаемых фигур, явления левитации, слышал загадочные голоса, измерял потери медиумом веса при выделении эктоплазмы, фиксировал появление надписей на грифельных досках без участия присутствующих. В 1874 году он опубликовал сообщение о проделанной работе, в которой заявил, что наблюдавшиеся явления определенно не были результатом мошенничества или галлюцинаций, и призвал к дальнейшим научным исследованиям паранормальных явлений. Скандал вокруг отчета Крукса принял такие масштабы, что появились даже предложения об исключении его из Королевского общества. После этого Крукс стал проявлять осторожность и воздерживался от публичных высказываний на эту тему вплоть до 1898 года, когда понял, что его авторитет в научном мире незыблем и позиции в Королевском обществе не могут быть подвергнуты сомнению. Начиная с этого времени и вплоть до самой смерти в 1919 году Крукс открыто заявлял о том, что является убежденным спиритуалистом. Умер 4 апреля 1919 года. Сочинения: Select methods in chemical analysis (chiefly inorganic), L., 1871, 4 ed., L., 1905; On radiant mutter, L., 1879; в русском переводе - О происхождении элементов. Речь, читанная... 18 февраля 1887 г., Москва, 1902. Литература: Fournier d"Albe Е. Е., The life of sir William Crookes, L., 1923.

 (498x699, 70Kb)
1835
Чарльз Александр Джилберг (Charles Alexander Gilberg)
американский шахматный композитор. Умер в Нью-Йорке 21 января 1898 года.

Antonio Pacinotti (476x700, 55Kb)
1841
Антонио Пачинотти (итальянское имя - Antonio Pacinotti)
итальянский физик, профессор физики в университете Пизы. Известен как один из создателей динамо-машины. Кроме того, именно он заметил, что динамо можно использовать и как электромотор. Пачинотти родился в Пизе. Он учился в Пизанском университете у профессора Рикардо Феличи (Riccardo Felici, 1819—1902) и в 1859 году обрёл степень доктора наук в области «электрологии и магнетизма». В 1860 году Пачинотти сконструировал «магнито-электрическую машину», известную сегодня под названием динамо-машина. Работа была опубликована в 1865 году и участвовала в выставках в Париже (1881) и Турине (1884), но не принесла ему такого успеха, как Зенобу Грамму, который изобрел в 1870 году названную его именем систему обмотки якорей динамоэлектрических машин, давшую впервые возможность промышленным образом добывать электрический ток. В июле 1862 года независимо от других астрономов открыл комету 109P/Свифта — Туттля. С 1883 года Пачинотти является членом-корреспондентом, а с 1898 года — полноценным членом национальной академии деи Линчеи. В 1905 году назначен сенатором, а за год до своей смерти — президентом Итальянского электротехнического общества. Антонио Пачинотти умер в Пизе 22 мая 1912 года. Литература: Giovanni Giorgi, Antonio Pacinotti e i suoi incontri con Gramme e Siemens. Le vere origini delle macchine dinamoelettriche, "L'energia elettrica", 21 (1944), n.5-6, p. 113-118

 (500x700, 239Kb)
1848
Виктор Морель (Victor Maurel)
известный французский певец (баритон). Ученик Вотро и А.Дювернуа. В 1867-1905 гг. пел в оперных театрах Европы и Америки. В России гастролировал в 1874-1875 гг. и 1878—1879 гг. (Санкт-Петербург) и 1893 г (Москва, Одесса). В Париже Морель пел как в Grand Opеra, так и в основанной им вместе с Корти итальянской опере. В операх Верди "Отелло" и "Фальстаф" Морель пел (Яго и Фальстафа) по выбору самого композитора. Жена Мореля известна, как автор вокальных и фортепианных пьес. С 1909 г. преподавал в Нью-Йорке.Умер в 1923 году.

Серебряков (470x700, 105Kb)
1852
Константин Терентьевич Серебряков
известный русский артист оперы (бас-профундо), концертный певец и вокальный педагог. Родился в Тамбове, в семье священника. Образование получил в Санкт-Петербургском университете (юридический факультет), по окончании которого в 1880—1887 работал в министерстве юстиции. В 1879—1880 как любитель обучался пению в Санкт-Петербургской консерватории, позднее учился у Ф.П.Комиссаржевского, с 1883 брал уроки пения и теории музыки у дирижёра Санкт-Петербургского Мариинского театра Е.Кучеры. Сценическому искусству и мимике обучался у Ф.Кшесинского. В 1892 совершенствовался в пении в Италии. В 1887—1919 солист Санкт-Петербургского-Петроградского Мариинского театра (дебютировал в партии Сусанина — "Жизнь за царя" М.Глинки). Гастролировал в Москве (театр "Аквариум"), Одессе (летом 1889 и 1890), Нижнем Новгороде (Большой ярмарочный театр, летом 1897—1899), Тифлисе (? 1907), Праге (летом 1900 в составе Товарищества русской оперы, организованного М.Долиной). Обладал сильным (особенно в нижнем и среднем регистрах) певучим голосом "бархатного" тембра. В начале сценической деятельности больше всего производил впечатление на слушателей силой голоса; с годами пение приобрело пластичность и выразительность. Репертуар насчитывал свыше 100 партий в 68 операх. 1-й исполнитель партий: Ивана Журана ("Чародейка" П.Чайковского, 1887), Командора ("Жуан" Б.Фитингофа-Шеля, 1888), Дружины Андреевича Морозова ("Князь Серебряный" Г.Казаченко, 1892), Рене ("Иоланта" П.Чайковского, 1892), Агамемнона ("Орестея" С.Танеева, 1895, в постановке И.И.Палечека), Епископа ("Корделия" Н.Соловьёва, 2-я редакция, 1898), Графа Савуази ("Сарацин" Ц.Кюи, 1899), Сорана Бореа ("Сервилия" Н.Римского-Корсакова, 1902), Бурундая ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н.Римского-Корсакова, 1907); в Санкт-Петербурге — Кардинала Бибиены ("Рафаэль" А.С.Аренского, 24 января 1895); в Мариинском театре — Кардинала Бибиены ("Рафаэль" А.С.Аренского, 13 декабря 1895), Старого еврея ("Самсон и Далила" К.Сен-Санса, 1896), Судьи ("Вертер" Ж.Массне, 1896), Креспеля ("Сказки Гофмана" Ж.Оффенбаха, 1899), Коллена ("Богема" Дж.Пуччини, 1900), Василия Собакина ("Царская невеста" Н.Римского-Корсакова, 1901), Океан-море ("Садко" Н.Римского-Корсакова, 1901), Балбила ("Нерон" А.Рубинштейна, на русском языке, 1902), Князя Юрия Ивановича Токмакова ("Псковитянка" Н.Римского-Корсакова, 3-я редакция, 1903), Рокко ("Фиделио" Л.Бетховена, 1905); на русской сцене — Короля Марка ("Тристан и Изольда" Р.Вагнера, 1899), Начальника стражи ("Суламифь" А.Рубинштейна, 1901), Фафнера ("Золото Рейна" Р.Вагнера, 1905). Лучшие партии: Иван Сусанин ("Жизнь за царя" М.Глинки), Мельник ("Русалка" А.Даргомыжского), Кончак ("Князь Игорь" А.Бородина, один из первых исполнителей, чередовался с М.Корякиным), Варлаам ("Борис Годунов" М.Мусоргского), Андрей Дубровский ("Дубровский" Э.Направника; один из первых исполнителей, 1895, чередовался с Ф.Стравинским), Князь Гудал ("Демон" А.Рубинштейна), Элиаким ("Юдифь" А.Серова), Жемчужный ("Опричник" П.Чайковского, 1897), Гремин ("Евгений Онегин" П.Чайковского), Василий Собакин ("Царская невеста" Н.Римского-Корсакова); Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж.Россини), Рамфис ("Аида" Дж.Верди), Марсель ("Гугеноты" Дж.Мейербера), Германн/Ландграф ("Тангейзер" Р.Вагнера), Фафнер ("Зигфрид" Р.Вагнера), Хундинг ("Валькирия" Р.Вагнера). Другие партии: Светозар и Руслан ("Руслан и Людмила" М.Глинки), Старик-странник ("Рогнеда" А.Серова), Озия ("Юдифь" А.Серова), Дед-мороз ("Снегурочка" Н.Римского-Корсакова), Варяжский гость ("Садко" Н.Римского-Корсакова), Чуб ("Черевички" П.Чайковского), Тибо д’Арк ("Орлеанская дева" П.Чайковского), Фадладин ("Фераморс" А.Рубинштейна), Фехердин ("Кавказский пленник" Ц.Кюи); Командор ("Дон Жуан" В.А.Моцарта), Самиэль ("Вольный стрелок" К.М.Вебера, 1901), Цунига ("Кармен" Ж.Бизе), Дон Педро ("Африканка" Дж.Мейербера), Отец Лоренцо ("Ромео и Джульетта" Ш.Гуно), Мефистофель (одноимённая опера А.Бойто), Фафнер ("Золото Рейна" Р.Вагнера), Генрих-Птицелов ("Лоэнгрин" Р.Вагнера). Партнёры: А.П.Антоновский, А.Ю.Больска, А.М.Брагин, Д.И.Бухтояров, Н.Г.Волевач, С.Н.Гладкая, А.М.Давыдов, И.В.Ершов, Е.И.Збруева, М.Н.Каракаш, В.И.Касторский, М.Н.Кузнецова-Бенуа, А.М.Лабинский, Л.Липковская, Ф.Литвин, В.И.Лосев, В.Я.Майборода, Е.К.Мравина, А.М.Пасхалова, Е.Ф.Петренко, Н.А.Ростовский, М.А.Славина, А.В.Смирнов, Л.В.Собинов, М.И. и Н.Н.Фигнер, М.М.Чупрынников, Ф.И.Шаляпин, Л.Г.Яковлев. Пел под управлением А.С.Аренского, Ф.М.Блуменфельда, Г.Казаченко, А.Коутса, Э.А.Крушевского, К.А.Кучера, Э.Ф.Направника, Д.И.Похитонова (1918). В 1912 получил звание "Заслуженный артист императорских театров". С 1900 вместе с Е.Мравиной концертировал по городам России. В камерном репертуаре певца были романсы М.Глинки, А.Даргомыжского, А.Рубинштейна, П.Чайковского, А.Глазунова, Л.Малашкина, Ю.И.Блейхмана (композитор посвятил певцу Баркаролу "Плыви, моя гондола". Op. 12 № 1, из Пяти стихотворений К.Р., положенных для пения с сопровождением фортепиано для контральто или баса. Санкт-Петербург: гравировка-печать Г.Шмидт, 1903). Выступал также в симфонических концертах, в которых исполнял сольные партии в "Торжественной мессе"/Petite Messe Solennelle Дж.Россини, 9-й симфонии Л.Бетховена, "Реквиеме" В.А.Моцарта, "Легенде о святой Елизавете"/"Die Legende der heiligen Elisabeth" Ф.Листа, оратории "Рай и Пери"/"Das Paradies und Peri" Р.Шумана. Преподавал в 4-й петроградской школе музыкального просвещения. Одним из первых в России начал записываться на грампластинки (28 произведений) в Санкт-Петербурге ("Э.Берлинерс Граммофон", 1899, 1901; "Граммофон", 1901; "Зонофон", 1903; "В.И.Ребиков", 1903, 1904). Умер в Петрограде в 1919 году. Литература: К.Т.Серебряков // Наше время, 1893. № 7; К.Т.Серебряков // Ежегодник императорских театров: Сезон 1911. Выпуск 7. Страницы 130—131; Хроника: 25-летний юбилей сценической деятельности К.Т.Серебрякова // Театр и искусство. 1911. № 49. Страница 948; Свириденко С. Русская опера в Мариинском театре за 25 лет // РМГ. 1912. № 5. Столбцы 95—96; К.Т.Серебряков. (Некролог) // Бирюч Петроградских театров. 1919. № 17—18. Страница 319; Старк Э. (Зигфрид). Санкт-Петербургская опера и её мастера: 1890—1910. — Ленинград; Москва, 1940. Страницы 122—124.

KruglovAleksandrVasilevich (504x700, 154Kb)
1853
Александр Васильевич Круглов
русский писатель, журналист. Родился в Великом Устюге. Его отец происходил из духовного сословия, дослужился до чина коллежского асессора и к моменту появления на свет сына занимал должность штатного смотрителя Великоустюгского народного училища. В Устюге пользовался всеобщим уважением и за свои недюжинные, на взгляд провинциальных обывателей, познания получил прозвище «ученого». Мать будущего писателя была дочерью вологодского помещика А.Н.Горновского. Ребенку не исполнилось и полугода, как скоропостижно скончался ее супруг, и она в состоянии сильнейшего душевного потрясения была вынуждена вернуться под родительский кров. От матери и от старшей сестры мальчик перенял духовный настрой, который точнее всего может быть определен как набожность. Няня чаровала его воображение сказочными историями. Существовала в семье и традиция вечернего чтения вслух. Особенно сильно взволновали юного Александра романы «Юрий Милославский» М.Загоскина и «Таинственный монах» Р.Зотова. Под впечатлением от услышанного он попеременно играл то в христианского подвижника, то в героев полюбившихся литературных произведений и страстно предавался сочинительству, удивляя домашних буйством своей фантазии. Потом были Вологодское уездное училище и гимназия, запойное чтение, сближение с кружком «мыслящих реалистов» – почитателей Писарева, увлечение идеями народнического толка, общение со ссыльными народниками Н.В.Шелгуновым и П.Л.Лавровым, участие в «подпольном» рукописном журнале «Тесный кружок» («Наша мысль») и – исключение из гимназии за дерзкую выходку, что закрыло юноше путь в университет. Нужно было как-то устраиваться в жизни, расставшись с мечтами о студенческой скамье. Круглов окончил педагогические курсы, это дало ему возможность попробовать себя в роли учителя. Первая публикация Круглова – корреспонденция о вологодских педагогических курсах и ремесленном училище – появилась в московской еженедельной газете «Русская летопись». В январе 1871 года знаменитый Санкт-Петербургский журнал «Искра» опубликовал его сатирический рассказ «Роковое слово». Летом следующего года издаваемая в Санкт-Петербурге газета «Неделя» напечатала очерк Круглова о вологодских кружевницах и рассказ «Загубленная жизнь». За очерк он получил свой первый гонорар. Мечта о литературном поприще начала обретать реальную основу. Юноша решил попытать счастья в Северной Пальмире. Устроиться в огромном незнакомом городе ему удалось лишь со второй попытки. Потерпев первый раз неудачу, он вернулся в Вологду и выслушал отповедь-напутствие знакомого революционера-народника, «честного безумца» Н.Ф.Лермонтова: «Хорошо, если урок пойдет вам на пользу… Мужайтесь, друг мой! Не будьте Кирсановым!.. Закалите себя… иначе нельзя: крепостного права нет… Нельзя теперь сидеть в усадьбе и писать элегии, кушать готовый хлеб… Надо выбиваться, а то дарование свое загубите…». Лермонтов и Круглов во взглядах на средства преобразования общества резко расходились. Но молодых людей роднило искреннее желание служить народному благу. Поэтому Лермонтов, сохраняя верность своей однажды избранной жизненной программе, признал право Круглова идти другой дорогой. Собираясь с силами для очередной поездки в столицу, А. Круглов продолжал писать, и вскоре в народническом журнале «Дело» были впервые напечатаны его стихи. Событие для молодого автора знаменательное, поскольку он всегда считал себя по преимуществу поэтом. В газете «Гражданин», которая также выходила в Санкт-Петербурге, появилась его статья о состоянии образования и земского здравоохранения в Вологде и Вологодском уезде. Статья вызвала волну негодования. Понадобилось даже заступничество влиятельных людей, чтобы новоявленный «обличитель» мог избежать административной расправы. Круглов жил ожиданием перемен, много читал, давал уроки ради заработка, интересовался постановкой школьного дела. По чьему-то ходатайству он был принят сверхштатным чиновником особых поручений в Вологодскую казенную палату. Но служба его не прельщала, он все больше и больше осознавал себя литератором по призванию и в 1873 году вновь отправился в Санкт-Петербург. На этот раз удача сопутствовала ему… На первых порах жизни в столице Круглов публиковал произведения небольшого объема – очерки, рассказы, стихи. Но ему хотелось заявить о себе и как о создателе широкого художественного полотна. Он решился на смелый шаг и обратился к Ф.М.Достоевскому с просьбой прочитать написанный им в Вологде роман «На новый путь». Обожаемый Кругловым писатель рукопись прочитал и устроил начинающему романисту разнос за стремление описывать сложные человеческие взаимоотношения при отсутствии житейского опыта и духовной зрелости, посоветовал ограничиться пока более скромными литературными формами, отложив крупномасштабные замыслы на будущее. Автор «Преступления и наказания» сумел, однако, повернуть дело так, что молодой сочинитель не почувствовал себя уничтоженным, а проникся сознанием необходимости дальнейшего совершенствования. От Достоевского же Круглов получил и важное напутствие: «Бойтесь партий. Россия – вот кому обязан служить писатель и больше никому. Русское народное дело – вот наша цель. Русский писатель должен быть верующим, ибо только Христос – истинный путь. Все должны быть нравственны, а писатель наипаче.А что такое нравственность? Где мерило? Опять-таки – один Христос. Его Евангелие». Сказанное Достоевским было заложено в душе Круглова ранее, однако эти слова способствовали тому, что полуосознанные предпочтения и устремления отстоялись в твердые убеждения. Как ни странно покажется на первый взгляд, но влияние на Круглова Лермонтова и Достоевского, деятелей совершенно разного типа, было в определенном смысле однонаправленным. Они учили юношу верности идеалам, независимости, жизненной стойкости, самоотверженности. Что удалось свершить на протяжении почти полувековой работы в литературе Круглову? Себя как писателя он был склонен причислять к «малым чинам». Писателем первого ряда, равновеликим выдающимся современникам Ф.М.Достоевскому, Л.Н.Толстому, А.П.Чехову, он не был. На роль властителя дум и сердец – не претендовал, прекрасно осознавая меру отпущенного ему таланта. Хотя, конечно, свидетельства живого интереса к написанному им были Круглову небезразличны. В.А.Гиляровский назвал его честным литератором, который всегда с достоинством держит перо в руках. Сам Круглов выразил свое творческое кредо так:
Я не пророк, я не боец,
Я не учитель миpa:
Я - Божьей милостью – певец,
Мое оружье - лира.

Я волю Господа творю:
Союза избегая с ложью,
Я сердцу песней говорю,
Бужу в нем искру Божью.
Упоминание об «искре Божьей» здесь не просто поэтическая фигура. Главным средством достижения прогресса Круглов считал кропотливую культурно-просветительскую работу, в результате которой тьма невежества и социальных предрассудков будет постепенно рассеиваться и русский народ сможет обрести лучшую участь. Сама же эта работа, по его глубокому убеждению, должна основываться на христианских ценностях. В несуетной, твердой, деятельной вере писатель видел залог духовного благополучия. В полном соответствии со своими убеждениями самыми несчастными, заслуживающими сочувствия людьми он считал тех, «Кто, пред Божьим милосердьем Головы не преклоняя, Из житейской грешной битвы Уходил в мир тьмы и тленья, Не шепча святой молитвы И не веря в воскресенье». Неверно, однако, было бы полагать, что в творчестве писателя безраздельно господствовала религиозная тематика. Он писал о многом и разном: о быте, о «проклятых» вопросах русской деревни и о жаждущей принести пользу своему народу интеллигенции, об обитателях городского «дна», о коми-зырянах, населяющих северо-восток Вологодской губернии, о природе родного края, о светочах земли русской и о патриотизме как необходимом условии «самостоянья человека». Проблематика его книг отчетливо отразилась в их заглавиях: «Живые души», «Любовь и истина», «Господа крестьяне», «Потревоженные», «Лесные люди», «Под колесом жизни», «Мудрые и неразумные», «В чем счастье?», «Запросы духа». Есть у Круглова и произведения сатирического характера. Есть стихи, рассказы и очерки, в которых сильна задушевно-лирическая окраска. Однако оценка изображаемых явлений у него всегда, о чем бы он ни писал, поверяется христианским мировоззрением, даже если о религии как таковой речи не идет. Особую важность Круглов придавал повседневному поведению человека, его способности сообщать христианской нравственности деятельный характер в любых, даже самых заурядных ситуациях. Такую способность он обнаруживал, например, у Достоевского. Однажды Круглов оказался свидетелем того, как знаменитый писатель отдал свои калоши встреченному на улице нищему. Сделал это Достоевский просто и естественно, без аффектации и самолюбования, как нечто действительно необходимое по неписаному закону человеколюбия. Подобного рода поступки широко использовались Кругловым для создания нравственно значимых ситуаций в произведениях для детей. Эти произведения составляют особую часть наследия писателя. Педагогикой Круглов заинтересовался еще в юности. С годами этот интерес возрастал. Он писал для педагогических журналов очерки и статьи, но как беллетрист нередко прибегал к художественным средствам воздействия на умы и сердца «маленького народа». Его многочисленные книги, адресованные детям, имели читательский успех, некоторые их них неоднократно переиздавались, а повести «Из золотого детства» и «Большак» были переведены на французский язык. Александр Васильевич Круглов умер 22 октября 1915 года, его могила находится в городе Сергиев Посад. Во время похорон писателя поэтесса А.Шафранова прочитала посвященные ему стихи, в которых были слова: «Огнем неугасной у Бога лампады теперь его сердце горит!». Для людей сердце писателя горит в его произведениях. Обращение к ним дает повод помянуть добрым словом автора. Публикуясь в журналах и газетах, А.В. Круглов пользовался многими псевдонимами. Среди них были и такие: Веселый Устюжанин, Веселый Вологжанин, Скучающий Вологжанин, Вологодский, Устюженский, Грязовцев. Так писатель напоминал публике – и самому себе, конечно, тоже – о своей связи с родным Вологодским краем, любовь к которому в его душе не угасала никогда.

FritzSteinbach (560x700, 84Kb)
1855
Фриц Штайнбах (немецкое имя - Fritz Steinbach)
немецкий дирижёр. Родился в Грюнсфельде. Учился в Лейпцигской консерватории, затем в Венской музыкальной академии у Антона Доора (фортепиано) и Мартина Густава Ноттебома (теория и контрапункт). С 1879 г. второй капельмейстер в Майнце. В 1886—1903 гг. главный дирижёр Майнингенского придворного оркестра; на этом посту активно пропагандировал музыку Иоганнеса Брамса, осуществил ряд масштабных постановок: «Торжественной мессы» Бетховена (1893, с хором из 320 певцов, собранным из пяти городов), его же оперы «Фиделио» (1891), оперы Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель» (1897); много гастролировал с оркестром, провёл 297 концертов в 85 городах Европы. В 1903—1914 гг. Штайнбах был генеральмузикдиректором в Кёльне, возглавляя Гюрцених-оркестр; среди значительных событий этого периода деятельности Штайнбаха нужно назвать проведённый им Второй Брамсовский фестиваль (Висбаден, 1912), в ходе которого Гюрцених-оркестр под управлением Штайнбаха исполнил все четыре симфонии Брамса. Штайнбах также преподавал в Кёльнской консерватории, где его учениками были Адольф и Фриц Буши, Аллард де Риддер, Ильзе Фромм-Михаэльс и др. Умер в Мюнхене 13 августа 1916 года.

 (474x698, 251Kb)
1856
Франц Алексеевич Рубо
русский художник-панорамист, академик и руководитель батальной мастерской Академии художеств, создатель трёх батальных панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго». Основоположник отечественной школы панорамной живописи, автор около двухсот монументальных полотен. Родился в Одессе, в семье французского коммерсанта, обосновавшегося в России. Учился в Одесской рисовальной школе (1865—1877), а в 1878—1883 — в мюнхенской Академии художеств. Специализировался в батальной живописи, попутно (как и многие баталисты того времени) обратившись к искусству широкоохватных панорам, дающих, благодаря сочетанию картины с трехмерным макетом, иллюзию исторического события, свершающегося на глазах у зрителя. По возвращении в Россию получил от тифлисского музея «Храм Славы» заказ на серию картин из истории кавказских войн. Помимо этих картин (написанных в 1885—1895) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 — сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в краеведческом музее Махачкалы). Также в в краеведческом музее Махачкалы находится панорама Штурм аула Салты. В 1902—1904 под его началом в предместье Мюнхена группой немецких художников была создана панорама Оборона Севастополя, открытая в 1905 в Севастополе в возведенном для нее здании. К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Николая II Ф.Рубо написал панораму Бородинская битва. Работа над ней шла при участии И.Г.Мясоедова и консультанта Б.М.Колюбакина. Первоначально панорама была открыта 1912 году в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве. В 1918 году панорама была демонтирована и, после длительной реставрации, вновь открыта к 150-летию битвы в 1962 году в здании музея-панорамы на Кутузовском проспекте. Среди характерных батальных полотен Рубо — Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе (1907) и Бородинский бой (1913; обе — в Артиллерийском историческом музее, Санкт-Петербург). С 1903 — профессор-руководитель батальной мастерской Санкт-Петербургской Академии художеств (среди его учеников был М.Б.Греков). В 1912 окончательно обосновался в Германии. Не имея в последние годы значительных заказов, жил почти в полном забвении. Умер Рубо в Мюнхене 13 марта 1928 года. Внучка художника — Сильвия Рубо, родилась в Мюнхене в 1941 году. Она окончила Мюнхенскую Академию художеств — ту же где учился Франц Рубо. Сильвия Рубо — художник-абстракционист. Литература: Халаминский Ю., Ф.А.Рубо, Москва, 1952; Дагирова Д.А. Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо. — Махачкала, 2012. — 120 страниц — 500 экземпляров — ISBN 9785914710801.

Славина (508x700, 117Kb)
1858
Мария Александровна Славина (по мужу - Медем)
артистка оперы (меццо-сопрано и контральто) и драмы, вокальный педагог. Родилась в Санкт-Петербурге, в артистической семье (мать, Н.Родина, и отец — драматические актеры). С девяти лет обучалась сначала на балетном, а затем на драматическом отделении Санкт-Петербургском театрального училища. В годы учебы выступила в балетном дивертисменте в Санкт-Петербургском Мариинском театре. Позднее, когда у неё обнаружились вокальные данные, занималась пением сначала у композитора и дирижёра Санкт-Петербургской Итальянской оперы, педагога Э.Гаммьери, в 1877—1879 — в Санкт-Петербургской консерватории (у Н.А.Ирецкой, затем у К.Эверарди, которые определили её голос как сопрано; здесь же обучалась по классу фортепиано — у Петерсона, позднее совершенствовалась у Ф.Черни). По предложению Э.Ф.Направника, верно определившего её голос как меццо-сопрано, в 1879 дебютировала в партии Амнерис ("Аида" Дж.Верди, впоследствии ставшей одной из её лучших партий) на сцене Санкт-Петербургского Мариинского театра, где выступала до 1917. В 1902 получила звание "Заслуженная артистка императорских театров". Дважды гастролировала в Харьковской опере. В первые годы работы в Санкт-Петербургском Мариинском театре совершенствовалась в вокальном искусстве за границей у Джонсон (ученицы М.Маркези), после чего у певицы установился естественный диапазон и развилась сила голоса. Обладала гибким, мощным голосом "бархатистого" тембра редкой красоты, виртуозной колоратурой. Её исполнение отличали музыкальность, первоклассная вокальная школа, техничность (с легкостью исполняла трели, рулады) и разнообразие тембровой палитры. Вокальное мастерство и драматическое дарование позволяли певице создавать художественно цельные музыкально-сценические образы. С равным успехом выступала в драматоческих, лирических, героических, комических партиях, а также в ролях травести. Оперный репертуар насчитывал около 60 партий. 1-я исполнительница партий: Ганны ("Майская ночь" Н.Римского-Корсакова, 1880), Фатимы ("Кавказский пленник" Ц.Кюи, 1883), Гиты ("Гарольд" Э.Направника, 1886), Княгини Евпраксии Романовны ("Чародейка" П.Чайковского, 1887), Зулемы ("Жуан" Б.Фитингофа-Шеля, 1888), Дашутки ("Горюша" А.Рубинштейна, 1889), Кончаковны ("Князь Игорь" А.Бородина, 1890), Графини ("Пиковая дама" П.Чайковского, 1890), Клитемнестры ("Орестея" С.Танеева, 1895, в постановке И.И.Палечека), Уберты ("Корделия" Н.Соловьёва, 2-я редакции, 1898), Анджелы ("Франческа да Римини" Э.Направника, 1902); на русской сцене — Адриано ("Риенци" Р.Вагнера, 1879), Стефано ("Ромео и Джульетта" Ш.Гуно, 1883), Парсеиды ("Эсклармонда" Ж.Массне, 1892), Мистрис Куикли ("Фальстаф" Дж.Верди, 1894), Фрикки ("Валькирия" Р.Вагнера, 1900), Вальтрауты ("Гибель богов" Р.Вагнера, 1903), Фрикки ("Золото Рейна" Р.Вагнера, 1905), Клитемнестры ("Электра" Р.Штрауса, 1913); в Мариинском театре — Ольги ("Евгений Онегин" П.Чайковского, 1884), Кармен (одноимённая опера Ж.Бизе, 1885), Лауры Адорно ("Джоконда" А.Понкьелли, 1888), Джамиле (одноим. опера Ж.Бизе, 1893), Лолы ("Сельская честь" П.Масканьи, 1893), Рафаэля Санцио ("Рафаэль" А.С.Аренского, 13 декабря 1895), Далилы ("Самсон и Далила" К.Сен-Санса, 1896), Хафизы ("Фераморс" А.Рубинштейна, 1898), Любаши ("Царская невеста" Н.Римского-Корсакова, 1901), Эпихарисы ("Нерон" А.Рубинштейна, на русском языке, 1902), Рагды ("Урвази — утренняя звезда" Э.Длусского, 1902); в Санкт-Петербурге — Рафаэля Санцио ("Рафаэль" А.С.Аренского, 24 января 1895). Лучшие партии: Ратмир ("Руслан и Людмила", в этой партии не имела себе равных), Кончаковна ("Князь Игорь" А.Бородина), Любаша ("Царская невеста" Н.Римского-Корсакова), Ганна ("Майская ночь" Н.Римского-Корсакова), Графиня ("Пиковая дама" П.Чайковского), Хафиза ("Фераморс" А.Рубинштейна, вершина творчества певицы); Фидес ("Иоанн Лейденский"/"Пророк" Дж.Мейербера), Кармен (одноим. опера Ж.Бизе, в постановке М.Петипа), Далила ("Самсон и Далила"), Розина ("Севильский цирюльник" Дж.Россини, 1882), Амнерис ("Аида" Дж.Верди), Ортруда ("Лоэнгрин" Р.Вагнера), Вальтраута ("Гибель богов"), Фрикка ("Золото Рейна" и "Валькирия" Р.Вагнера). Другие партии: Княгиня ("Русалка" А.Даргомыжского), Марина Мнишек и Фёдор ("Борис Годунов" М.Мусоргского), Груня ("Вражья сила" А.Серова), Изяслав ("Рогнеда" А.Серова), Нежата ("Садко" Н.Римского-Корсакова), Лель ("Снегурочка" Н.Римского-Корсакова), Любовь Кочубей ("Мазепа" П.Чайковского), Боярыня Морозова ("Опричник" П.Чайковского, 1897), Няня/Филиппьевна ("Евгений Онегин" П.Чайковского); Орфей ("Орфей и Эвридика" К.В.Глюка), Урбан ("Гугеноты" Дж.Мейербера), Зибель ("Фауст" Ш.Гуно), Джамиле (одноим. опера Ж.Бизе). Партнёры: А.Ю.Больска, М.Д.Васильев 3-й, И.В.Ершов, Е.И.Збруева, В.И.Касторский, В.И.Куза, М.Н.Кузнецова-Бенуа, А.М.Лабинский, В.И.Лосев, И.А.Мельников, М.А.Михайлова, Е.К.Мравина, А.М.Пасхалова, Е.Ф.Петренко, К.Т.Серебряков, А.В.Смирнов, Л.В.Собинов, Ф.И.Стравинский, М.И. и Н.Н.Фигнер, А.Я.Чернов, М.М.Чупрынников, Ф.И.Шаляпин, В.С.Шаронов, Л.Г.Яковлев. Пела под управлением А.С.Аренского, Ф.М.Блуменфельда, Г.И.Варлиха, А.Коутса, Э.А.Крушевского, К.А.Кучера, Э.Ф.Направника, П.И.Чайковского. После 1920 гастролировала в Монте-Карло, Буэнос-Айресе, Париже (театр "Опера комик"). На концертной эстраде выступала редко. Исполняла сольные партии в "Реквиеме" В.А.Моцарта, "Реквиеме" Дж.Верди (Павловск, 25 июля 1881, под управлением К.Зике). В 1917 дебютировала как драматическая актриса на сцене Петроградского Александринского театра в пьесе "Холопы". Талант артистки высоко ценили П.Чайковский, А.Аренский, С.Танеев, Н.Римский-Корсаков. Ей посвятили свои романсы Э.Направник (баллада "Тамара", 1-я исполнительница, 1883; романс "Первая разлука", 1895), А.К.Глазунов ("Делия", слова А.С.Пушкина). Искусство певицы сыграло немалую роль в развитии русского оперного исполнительства. Наряду с И.В.Ершовым и Ф.Литвин Славина была яркой представительницей новаторского искусства в музыкальном театре. Помогала молодым певцам — М.Б.Черкасской (в работе над партией Февронии), Л.Андреевой-Дельмас (в работе над партией Кармен в одноимённой опере Ж.Бизе), Е.Николаевой, О.С.Марининой (в 1914—1917), М.Маркович. Давала частные уроки пения М.Рокольской и С.Акимовой (в 1910—1911). В 1919—1920 профессор Петроградской консерватории. С 1920 жила в Париже, где некоторое время преподавала в Русской консерватории (почетный профессор; здесь у неё занималась И.Громова). Умерла в Париже 1 мая 1951 года. Сочинения: Автобиография (машинопись) — в ГПБ, фонд 1110, опись 1, единиц хранения 272; Архивные материалы Славиной в ЛГТМ, 3 единиц хранения, 1902. Литература: Финдейзен Н. Мария Александровна Славина // Русская Музыкальная Газета. 1898. № 1; Очерк деятельности М.А.Славиной на сцене Мариинского театра // Театр и искусство. 1898. № 2; Мария Александровна Славина // Ежегодник императорских театров: Сезон 1902—1903. Приложение 3; 25-летие артистической деятельности М.А.Славиной // Русская Музыкальная Газета. 1903. № 6; Полилов-Северцев Г. Письмо из Санкт-Петербурга [бенефис М.А.Славиной] // Сцена и музыка. 1903. № 6; У М.А.Славиной: 35-летний юбилей артистки М.А.Славиной // Санкт-Петербургская газета. 1912. № 124. Страница 585; Старк Э. (Зигфрид). Санкт-Петербургская опера и её мастера. 1890—1910. — Ленинград; Москва, 1940. Страницы 60—69; Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. — Ленинград,1949. Страницы 39, 146, 149—154, 157; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Ленинград,1973. Страницы 42—43, 212, 228—230, 307; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр на рубеже XIX—ХХ веков и Ф. И. Шаляпин: 1890—1904. — Ленинград,1974. Страницы 45, 63—65, 103—104; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр между двух революций 1905—1917. — Ленинград,1975. Страницы 140, 312, 320; Акимова С. Воспоминания певицы. — Ленинград, 1978. Страницы 26—29, 48, 50; Вайнштейн Л. Мария Славина // Музыкальная жизнь. 1985. № 2; Григорьева А.П. М.А.Славина в операх П.Чайковского // Театр в жизни и творчестве П.Чайковского. Ижевск. 1985. Страницы 54—64.

Wissowa (469x700, 15Kb)
1859
Георг Отто Август Виссова (Georg Otto August Wissowa)
немецкий антиковед, специалист по древнеримской религии. Родился в Нойдорфе близ Бреслау. Посещал гимназию в Бреслау, с 1876 года учился в университете Бреслау; занимался классической филологией. В 1880 году защитил диссертацию, посвящённую «Сатурналиям» Макробия. Провёл год в Мюнхенском университете, стараясь углубить свои познания в археологии. В 1882 году защитил в Бреслау хабилитационную диссертацию, посвящённую изображениям Венеры в римском искусстве; затем получил годовую стипендию Германского археологического института для стажировки в Риме. С 1883 года работал приват-доцентом в Бреслау; в это время он познакомился с Теодором Моммзеном. В 1886 году получил должность внештатного профессора в Марбургском университете; в 1890 году принят в штат. С 1891 года становится членом Германского археологического института. С 1895 года — заведующий кафедрой латинского языка в Университете Галле. В Галле Г. Виссова дважды избирался деканом философского факультета, в 1908—1909 году был ректором университета. С 1907 года был членом-корреспондентом академий наук в Мюнхене и Гёттингене, с 1911 года — почётным доктором университета Бреслау. В 1917 избран членом-корреспондентом Баварской академии наук. В 1923 году Г.Виссова пережил инсульт; он больше не мог заниматься научной работой и вышел на пенсию. Основной сферой научных интересов Г. Виссова была римская религия. Его работы на эту тему были собраны в 1904 году в отдельную книгу. Наибольшую известность принесла Г.Виссова работа над переизданием «Энциклопедии классической древности», первоначальным инициатором издания которой был А.Ф.Паули, и известной в науке, как «Паули-Виссова». Работа над энциклопедией началась в 1890 году. Г.Виссова удалось объединить вокруг энциклопедии многих учёных самых разных направлений. Первый том появился в 1893 году. Вскоре стало очевидно, что работа не может быть закончена в запланированный срок — двенадцать лет (фактически издание энциклопедии завершилось в 1978 году; на этот момент в ней было 66 полутомов и 15 дополнительных томов). Уже в 1903 году Виссова издал первый дополнительный том, содержавший поправки и дополнения к статьям первого тома. Виссова работал над двенадцатью полутомами энциклопедии (от Aal — Apollokrates до Ephoros — Fornaces); тринадцатый том (Fornax — Glykon) был выпущен в 1906 году в соавторстве с В.Кроллем, который продолжил работу над изданием энциклопедии после ухода Виссова. Умер в Халле 11 мая 1931 года. Основные работы: Religion und Kultus der Rцmer. Handbuch der klassischen Altertumswissenschaft V.4, C.H. Beck, Mьnchen 1902; 2. Aufl. 1912, davon Nachdruck 1971, ISBN 3-406-03406-3; Gesammelte Abhandlungen zur rцmischen Religions- und Stadtgeschichte, C.H. Beck, Mьnchen 1904. Литература: Wolfhart Unte: Georg Wissowa (1859—1931) als Promotor der klassischen Altertumswissenschaft. In: Jahrbuch der Schlesischen Friedrich-Wilhelms-Universitдt zu Breslau 40/41 (1999/2000), S. 327—356; Nachdruck in: ders.: Heroen und Epigonen. Scripta Mercaturae, St. Katharinen 2003, S. 367—398, ISBN 3-89590-134-2.

 (600x663, 58Kb)
1860
Уильям Генри Перкин, младший (Willim Henry Perkin)
английский химик-органик, член Лондонского королевского общества (с 1890). Родился в Садбери, Мидлсекс. Сын У.Г.Перкина (старшего). Учился в Королевском химическом колледже в Лондоне (1877-1880), затем в Вирцбургском университете у Й.Вислиценуса (1880-1882) и в Мюнхенском университете у А.Байера (1882-1886). Профессор Эдинбургского (с 1887), Манчестерского (с 1892) и Оксфордского (с 1912) университетов. Основные научные работы относятся к химии циклических органических соединений. Будучи студентом Байера синтезировал (1885-1886) производные циклопропана и циклобутана, опровергнув широко распространенное мнение о том, что могут существовать лишь 5- или 6- членный циклы. Эти работы послужили Байеру основой для создания «теории напряжения». Более поздние исследования посвящены главным образом изучению строения природных соединений: камфары, терпенов, красителей бразамина, гармина, криптопина, стрихнина и бруцина. Президент Лондонского химического общества (1913-1915). Умер в Оксфорде 17 сентября 1929 года. Литература: Greenway A.J., Thorpe J.F., Robinson R., The life and work of prof. W.Н.Perkin, «Journal of the Chemical Society», 1932, Special number.

jones (571x700, 210Kb)
1861
Сидни Джоунс (Sidney Jones)
британский композитор и дирижёр. Работал военным капельмейстером, дирижёром странствующих оперных трупп в Англии и Австралии. С 1905 года дирижёр оркестра лондонского театра Эмпайр. Автор оперетт: 1896 — «Гейша» (Лондон; текст О. Холла и X. Гринбэнка); 1893 — «Весёлая девушка»; 1899 — «Греческий раб» (Вена); 1909 — «Персидская принцесса» (Лондон); 1913 — «Девушка из Юты» (совместно с П.Рабенсом, Лондон); 1916 — «Счастливый день» (Лондон) и др. Умер 29 января 1946 года.

Santeri_Alkio12 (567x700, 246Kb)
1862
Сантери Алкио (финское имя - Santeri Alkio; имя при рождении - Александр Филандер; шведское имя - Aleksander Filander)
финский политический деятель, писатель и журналист. Родился в городке Лайхиа (Великое княжество Финляндское), в семье сельского торговца. По отцовской линии он восходил к роду Лююски из Лайхиа, из которого в XVIII-XIX веках вышло много известных в местном приходе лиц. Отец Юхо Лейкас сначала работал плотником, пока не повредил себе ногу, после чего стал работать портным у себя на дому. Тогда же он сменил фамилию на Филандер. Одновременно он начал возделывать землю, принадлежавшую его жене, и открыл небольшую бакалейную лавку. Таким образом, Сантери уже с детства соприкоснулся с сельскохозяйственными работами и торговлей. В 1870 г. в Лайхиа была открыта народная школа Исокюля, в которую Сантери попал в числе первых. Окончив её, он попытался поступить в среднюю школу в Вааса, но из-за плохого знания шведского языка не был принят. Однако учёба в широком смысле слова для него не закончилась — он до конца жизни продолжал заниматься самообразованием и самовоспитанием. Его желание учиться распространялось на любое печатное финское слово, от текстов философов и общественных мыслителей до художественной литературы, газет и информации из будничной жизни. Алкио был по своему складу литературно-общественным человеком, он увлекался чтением и часто попутно начинал записывать новые мысли, навеянные прочтённым. Сельское хозяйство оказалось убыточным для семьи, и отец вынужден был продать усадьбу и ограничиться магазином. После смерти отца в 1882 году Сантери пришлось взять ответственность и за магазин, обременённый большими долгами, и за семью: у него было двое младших братьев, а мать Мария, не умевшая читать и писать, не могла вести торговлю. Участь Алкио облегчало то, что магазин, стоявший на перекрёстке нескольких дорог, мог обеспечить существование семьи на долгие годы. Торговля, однако, не была призванием Алкио. В 1904 году он осуществил давно вынашиваемые планы о продаже магазина. За пределами исполняемых обязанностями и заботами будней существовал совершенно иной мир — мир свободы, духовного развития и отдыха, к которому Алкио всё больше стремился. Его влекли культура, народное просвещение и общественная жизнь. На первом месте стояла тяга к писательству, а также деятельность в молодёжном движении. Молодёжное движение зародилось в конце XIX века в Южной Остроботнии, откуда распространилось по всей стране. На начальном этапе в движении доминировали студенты-фенноманы крестьянского происхождения. От них Алкио перенял феннофильские взгляды, идеалистические по свей природе. Он полностью принимал великую идею Ю.В.Снелльмана о финском цивилизованном государстве и обществе и оставался верным этой миссии до конца жизни. Официально движение придерживалось нейтральной линии в политических дебатах того времени, но это было скорее программным фасадом. На самом деле, под руководством фенноманов и при преобладании финской сельской молодежи, оно было одним из главных оплотов феннофильства. Для Алкио было очень важно, чтобы движение стало чем-то принципиально новым — культурно-просветительским и «охранительным» движением. Основной задачей ставилось искоренение «испорченности нравов и невежества» и укрепление веры в здоровые ценности сельской жизни. Их было необходимо оберегать от урбанизации, создавая защитный панцирь от соблазнов индустриального образа жизни. Эти отправные точки аграрного движения стали непосредственным направлением развития Аграрного союза. В 1887 г. Сантери Алкио был избран секретарём молодёжного общества Южной Остроботнии, в 1888—1889 — его руководителем. В это же время он получает известность как писатель. Вскоре он стал главным редактором газеты общества «Пюркия», найдя таким образом сферу применения писательского таланта. На страницах газеты он занял центральное место идейного руководителя движения. Из всех идей молодёжного движения Алкио выделял провинциальную духовность, прогрессивность, христианство и самовоспитание молодёжи. Движение должно было быть, по его мнению, сообществом молодых людей, самостоятельно получивших образование. В этом отношении он существенно расходился во взглядах с фенноманами, которые считали, что народное просвещение должно управляться сверху. Эта же основная мысль подходила, по его мнению, и для христианской жизни — каждый должен был искать свою веру самостоятельно, без какого-либо давления со стороны авторитетов. Только таким способом христианство могло стать действительно личностным и живым. К концу XIX — началу XX века серьёзные формы приобрело стремление Алкио стать писателем. В 1880-х, с появлением произведений Юхани Ахо и Минны Кант, стало расти число сторонников финского реализма, и Алкио с радостью присоединился к их числу. Его привлекла социальная направленность этого направления в литературе, его прогрессивность и близкий к народу реализм. Это отразилось в произведении «Семья Теереля» (1887), в которой изображался народный быт Южной Остроботнии. Уже в этой книге обнаруживаются основные черты и та напряжённость, которые и в более поздний период будут характерны для его творчества: с одной стороны — реалистичное изображение народа и крестьянский колорит Южной Остроботнии, с другой — этический пафос и вера в прогресс. Признаки романа о реальных людях под вымышленными именами свойственны произведению «Ушедший» (1892), в которое изображены трудности и гибель просвещённого учителя в ограниченном окружении. Это же следует сказать и о вышедшей к рождеству 1896 г. книге «Разрушающие силы», темой которой был неурожайный 1867 год. Алкио не ограничивается описанием бедственного положения, хотя размах беды действительно велик. Катастрофа была для него прежде всего тестом на человечность, который лучше всего проходили те добросердечные крестьяне, которые оказались способны нести ответственность за своих близких; худшую славу снискали себе спекулянты, бессовестные торговцы и бездарные чиновники. Вышедший в 1894 г. роман «Поножовщики» принёс писателю всенародную популярность. Своевольная жизнь злодеев из Южной Остроботнии в его изображении была одновременно и сложной социальной проблемой недалёкого прошлого, и своеобразным сказанием о героях. Чего было больше — это Алкио оставил решить самому читателю. Также притягательная сила книги основывается на её суровом народном языке, динамизме и живости диалогов. «Поножовщики» — это эпос Южной Остроботнии, с присущими эпосу элементами — драматическим сюжетом, доходчивым повествованием, народным языком и чертами самобытности. В 1889 г. Алкио присоединился к группировке, объединившейся вокруг газеты «Pдivдlehti». Здесь пользовались влиянием многие писатели, включая Юхани Ахо, Сантери Ивало, Казимира Лейно и Й.Х.Эркко. После отделения младофиннов от старофиннов в 1894 г. сторонники газеты стали ядром собственной либеральной группировки в феннофильском движении. В 1890-е гг. Алкио избегал полной политизации печати, что было связано с его руководящим положением в молодёжном движении. В любом случае, связь с младофиннами означала для Алкио ступень к политическому совершеннолетию. Движение было не только политической партией, но и прогрессивным культурным движением. В 1905 г. Алкио создёт в Лайхиа рабочий союз в духе молодёжного общества, отвергая при этом марксистские взгляды на классовую борьбу и революцию. Рабочее движение было для него важным проявлением демократического роста народных масс. В то же время он оставался националистом, считая, что под социалистическими лозунгами движение могло бы сбиться с пути. Алкио чувствовал, что руководство младофиннов в Хельсинки было слабо знакомо с проблемами сельской жизни. Он поддерживал парламентскую реформу и выступал за расширение права голоса. В представлении Алкио, Финляндия должна была быть демократической, говорящей по-фински, свободной в вероисповедании и гибкой по своей культуре. Её сила скрывалась в духовном росте народа и в общественном развитии. Когда с назначением Николая Бобрикова генерал-губернатором Великого княжества Финляндского страна оказалась в тисках его русификаторской политики, Алкио занял жёсткую конституционную позицию. Он не верил в возможность вооружённого сопротивления. Он принимал участие в деятельности движения сопротивления, собирая подписи под воззваниями протеста, распространяя издания Кагала, руководящего органа конституционалистов, и призывая молодёжь участвовать в забастовках против воинской повинности. В то же время, он не был полностью удовлетворён деятельностью Кагала. По его мнению, там было мало увлечённости социальными реформами, в которых столь остро нуждался народ. Кроме того, эффективность пассивного сопротивления ослабевала. Алкио начал разочаровываться и в сторонниках «Pдivдlehti». Начавшаяся в России в 1905 г. революция заставила императора Николая II отступить в финляндском вопросе. Вскоре автономия была восстановлена, и сенат получил предписание подготовить проекты сеймового устава, основывающегося на всеобщем и равном избирательном праве, и законодательства, гарантирующего гражданские права и свободы. Эти требования были выдвинуты в Финляндии в связи с ноябрьской забастовкой. Алкио принимал участие в работе комитета, разрабатывавшего сеймовую реформу, и представлял в нём радикально-демократическое направление. По его предложению комитет принял решение создать однопалатный парламент. Также он поддерживал избирательное право для женщин. Поскольку Финляндия в тот период была преимущественно аграрной страной, то предоставление всеобщего и равного избирательного права всем совершеннолетним гражданам Финляндии делало намного более значимыми голоса сельских избирателей. На парламентских выборах 1907 года старые многие партии стремились привлечь на свою сторону сельское население. Более того, произошло политическое пробуждение собственно крестьянства. Весной 1906 г. идеи аграрной партии стали распространяться на разных уровнях в провинции, в том числе по инициативе старо- и младофиннов; с опорой на их энтузиазм ставилась цель создания Аграрного союза. В апреле 1906 г. Алкио начал выпускать газету «Ilkka», предназначенную для сельского населения Южной Остроботнии. В создании этого органа печати принял активное участие ряд провинциальных младофиннов-оппозиционеров. Газета точно передавала дух деревни, в то же время она не призывала к разрыву с младофиннами и созданию самостоятельной аграрной партии. Алкио в первую очередь стремился оказать давление на руководство своей партии с целью изменения курса. Даже в 1906 г. он не верил в возможности создания независимой аграрной партии. Когда в сентябре 1906 г. крестьяне губернии Оулу под руководством Отто Кархи основали независимую сельскую партию Союз сельского населения Финляндии (СМЛ), который впоследствии стал основой Аграрного союза, Алкио, как и Кюэсти Каллио, поначалу счёл эту инициативу авантюрной и надеялся, что союз впоследствии объединится с младофиннами. В это же время Алкио вместе с небольшой группой оппозиционных младофиннов создаёт Младофинский аграрный союз Южной Остроботнии. Этот аграрный союз составлял отдельную фракцию внутри партии младофиннов. Тем не менее, на парламентских выборах 1907 г. Алкио согласился стать депутатом от младофиннов, и был избран по их спискам. Однако, уже через несколько месяцев Алкио насытился городскими замашками младофиннов и перешёл в Аграрный союз. Вскоре Аграрный союз младофиннов Южной Остроботнии последовал за ним. В маленьком Аграрном союзе Алкио быстро поднялся до руководства партии уровня Каллио. Особенно это было заметно в формировании партийной идеологии, однако он оказал большое влияние также и на многие практические решения. Основные годы нахождения Алкио у руководства партией приходятся на переходный период 1917—1919 гг., когда Финляндия стала независимой. Весной 1917 года он примкнул к политическому фронту, который выступал за независимость Финляндию и её отсоединение от России. Во время внутриполитического кризиса осени 1917 г. Алкио предпринимал попытки к примирению разногласий между левыми и буржуазными партиями, однако это не предотвратило обострение ситуации. Страна была втянута в Гражданскую войну. Во время войны Алкио скрывался в Хельсинки. Боль за происходящее нашла отражение в его дневниках. Хотя восстание социалистов глубоко потрясло его, к жаждущим мести он не относился. Он считал, что ответственность за восстание несли революционно настроенные предводители рабочих, но осуждать всё рабочее движение за это было нельзя. Причиной восстания он видел, прежде всего, «штормовые волны» революции, агитацию руководителей-социалистов и промедление в проведении социальных реформ. Во время мрачной развязки войны весной 1918 он принадлежал к тем политикам победившей стороны, которые стали публично призывать к гражданскому согласию. Кроме того, он считал необходимым отстаивать демократию и республику, а также проводить социальные преобразования. В борьбе за форму правления Алкио занял солидное место в лагере конституционалистов. Это подтвердилось осенью 1918 г., когда среди младофиннов под давлением монархистов начался раскол и когда даже К.Ю.Стольберг отошёл от политической деятельности, став председателем Высшего административного суда. В это время Алкио также начал сомневаться в своей позиции относительно республики. Крестьяне, опасаясь господской власти, на внеочередном партийном собрании Аграрного союза не оставили своим представителям возможности для компромиссов. В создании республиканской формы правления Алкио занял в парламенте более решительную позицию, чем Стольберг. На первых парламентских выборах независимой Финляндии в 1919 г. Алкио привёл свою партию к победе. В 1919—1922 гг. он проводил центристскую политику. В 1919 г. он находился на посту министра социального обеспечения в правительстве Каарло Кастрена. Он не стремился к правительственным креслам, а с большим желанием оставался руководителем парламентской фракции. В 1922 году он покинул парламент. Его поприщем оставались газета «Ilkka», литературное творчество, борьба за сухой закон и статус патриарха партии. Скончался в Лайхиа (Финляндия) 24 июля 1930 года. Сочинения: Teerelдn perhe (1887); Puukkojunkkarit — kuvauksia nyrkkivallan ajalta (1894) (Полный текст); Murtavia voimia (1896) (Полный текст); Jaakko Jaakonpoika (1913) (Полный текст); Uusi aika (1914); Patriarkka (1916); Ihminen ja kansalainen (1919); Yhteiskunnallista ja valtiollista (1919); Maalaispolitiikkaa I—II (1919, 1921); Kootut teokset I—XIII (1919—1928); Valitut teokset (1953). Литература: Сто замечательных финнов. Калейдоскоп биографий = 100 suomalaista pienoiselдmдkertaa venдjдksi / Ред. Тимо Вихавайнен (Timo Vihavainen); перевод с финского И.М.Соломеща. — Хельсинки: Общество финской литературы (Suomalaisen Kirjallisuuden Seura), 2004. — 814 страницы. — ISBN 951-746-522-X. — Электронная версия.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку