-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в creative365

 -неизвестно

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 6)  артинки_»талинки про_искусство Ёпоха_Ќаполеона јфоризмы ј—“–ќЋќ√»я RainyWeather
„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) dia-log

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.03.2005
«аписей: 8370
 омментариев: 36574
Ќаписано: 35548

Ѕез заголовка

—уббота, 17 ‘еврал€ 2007 г. 18:18 + в цитатник
÷итата сообщени€ ћилЄна ћ≈“ј‘»«» ј »  ќ—ћќЋќ√»я ”„≈Ќќ√ќ Ќ» ќЋџ “≈—Ћџ

»з рукописи профессора Ѕелградского университета ¬елимира јЅ–јћќ¬»„ј напечатана в журнале "ƒельфис",  #1-4 (17-20), 1999


"я не тружусь более дл€ насто€щего, € тружусь дл€ будущего, - сказал “есла собравшимс€ в Ќью-…орке журналистам более чем семь дес€тилетий тому назад. - Ѕудущее принадлежит мне!". »зобретатель переменного тока, многофазовых моторов и генераторов, обратимого магнитного пол€, радио, телеавтоматики, изобретатель, на патентах которого, в сущности, зиждетс€ энергетика XX века, в полном одиночестве дес€тилети€ми работал над объ€снени€ми космических процессов, жела€ объединить на теоретическом уровне материальное и духовное подобно тому, как он это сделал и в своих практических открыти€х.

¬ернемс€ в середину XIX века, в маленькое село —мил€н, что в Ћике, австро-венгерской провинции. “ам 10 июл€ 1856 года у отца ћилутина “еслы, сербского православного св€щенника, и у матери √еоргины, по прозвищу ƒьюка, рожденной в знаменитой семье ћандич, родилс€ четвертый ребенок - Ќикола.

¬плоть до восьми лет “есла был слабым и нерешительным. ѕопросту ему не хватало сил и отваги прийти к какому бы то ни было решению. „увства обуревали его посто€нно, и маленький “есла все врем€ пребывал между двум€ крайност€ми - восхищением и грустью <...>. ≈го преследовали мысли о боли, смерти, о религиозном страхе. "ћен€ раздирали суеверные предубеждени€, € жил в посто€нном ужасе от злого духа, великана-людоеда и прочих сатанинских чудищ мрака. ј потом вдруг наступил крутой поворот, и все существо двинулось в другом русле".

¬ то врем€ в нем развились многие удивительные наклонности и привычки, и часть из них можно приписать внешним вли€ни€м, но некоторые продолжают оставатьс€ неразъ€снимыми. “ак, при взгл€де на жемчуг с ним случалось нечто наподобие приступа; искристость кристаллов, как и других острогранных предметов с ровными поверхност€ми, его восхищала. ѕерсики приводили к приступам лихорадки; по€вление в доме какого бы то ни было уюта вызывало невыносимую неловкость, как пишет он шестьюдес€тью годами позже. "я чувствителен к некоторым из этих непри€тных раздражителей. —тоит мне опустить пр€моугольные куски бумаги в жидкость, как во рту по€вл€етс€ странный и непри€тный привкус".

 ниги он любил больше всего, и, поскольку у его отца была великолепна€ библиотека, мальчик удовлетвор€л в ней рано пробудившуюс€ страсть к чтению. ќтец, однако, противилс€ тому и впадал в €рость, если заставал сына за ночным чтением, пр€тал свечи, не жела€, чтобы мальчик портил глаза. Ќо “есла доставал сало, делал фитили и, отлив тонкие сальные свечи, читал иногда до зари, предварительно заткнув все щели и замочную скважину.

—емь€ “еслы не разрешала ему учитьс€ в ѕолитехническом институте, в особенности отец, требовавший, чтобы он стал св€щенником. „увству€ глубоко в себе неутихаемое призвание, Ќикола т€жело заболел.  огда наступил кризис и было €сно, что он может не выжить, отец согласилс€ с желанием сына. —ловно неким чудом, “есла вскоре выздоровел и весь ушел в изобретательскую фантазию. ѕосле умственного напр€жени€ он начал страдать от странного нарушени€ - "по€влени€ четких видений, сопровождавшихс€ иногда сильными световыми вспышками, что, можно сказать, свойственно люд€м, обладающим парапсихологической мощью. <...> —ильные вспышки света покрывали картины реальных объектов и попросту замен€ли мои мысли. Ёти картины предметов и сцен имели свойство действительности". “есла замечал, что он их вполне €сно отличал от воображаемых. ќбъ€сн€€, что с ним происходило, он ссылалс€ на видени€ того, чему был свидетелем днем; это возбуждало его нервы, вдруг по€вл€лось перед ним ночью совершенно реально и продолжало сохран€тьс€ даже тогда, когда он пыталс€ убрать это руками. ƒабы избавитьс€ от мук, вызванных по€влением "странных реальных видений", он сосредоточенно переключалс€ на видени€ из ежедневной жизни.

"¬ желании освободитьс€ € таким образом посто€нно искал новых видений и вскоре исчерпал знакомые мне картины из дома и из ближайшего окружени€. ѕосле того как € неоднократно прибегал к этим ментальным упражнени€м, пыта€сь отогнать все свои призраки, € заметил, что "обычна€ жизнь" терпит поражение, реальность призраков становитс€ все вернее. «атем, инстинктивно, € начал совершать экскурсы за пределы моего маленького мира, в котором жил, и вскоре увидел новые сцены. ¬начале они были довольно туманны и убегали при попытке сосредоточитьс€ на них, но вскоре мне удалось их задержать. ќни приобретали силу и €сность и, наконец, сделались конкретными, как и подлинные предметы. ¬скоре € обнаружил, что лучше всего себ€ чувствую тогда, когда расслабл€юсь и допускаю, чтобы само воображение влекло мен€ все дальше и дальше. ѕосто€нно у мен€ возникали новые впечатлени€, и так начались мои ментальные путешестви€.  аждую ночь, а иногда и днем, €, оставшись наедине с собой, отправл€лс€ в эти путешестви€ - в неведомые места, города и страны, жил там, встречал людей, создавал знакомства и зав€зывал дружбу и, как бы это ни казалось неверо€тным, но остаетс€ фактом, что они мне были столь же дороги, как и мо€ семь€, и все эти иные миры были столь же интенсивны в своих про€влени€х".

  своему удовольствию “есла замечал, что может отчетливо визуализировать свои открыти€, даже не нужда€сь в экспериментах, модел€х, чертежах. “ак он развил свой новый метод материализации творческих концепций. “есла очень €сно разграничивал идеи, которые встраиваютс€ в мысль благодар€ видени€м, и те, что возникают путем гиперболизации (преувеличени€).

"ћомент, когда кто-то конструирует воображаемый прибор, св€зан с проблемой перехода от сырой идеи к практике. ѕоэтому любому сделанному таким образом открытию недостает деталей, и оно обычно неполноценно. <...> ћой метод иной. я не спешу с эмпирической проверкой.  огда по€вл€етс€ иде€, € сразу начинаю ее дорабатывать в своем воображении: мен€ю конструкцию, усовершенствую и "включаю" прибор, чтобы он зажил у мен€ в голове. ћне совершенно все равно, подвергаю ли € тестированию свое изобретение в лаборатории или в уме. ƒаже успеваю заметить, если что-то мешает исправной работе. <...> ѕодобным образом € в состо€нии развить идею до совершенства, ни до чего не дотрагива€сь руками. “олько тогда € придаю конкретный облик этому конечному продукту своего мозга. ¬се мои изобретени€ работали именно так. «а двадцать лет не случилось ни одного исключени€. <...> ¬р€д ли существует научное открытие, которое можно предвидеть чисто математически, без визуализации. <...> ¬недрение в практику недоработанных, грубых идей - всегда потер€ энергии и времени".

ѕо мнению “еслы, мысль, пам€ть, движение - это процессы с обратной св€зью (feedback), поэтому необходимо отметить, что при попытке осмыслить свой врожденный дар к изобретательству он осознал и роль кибернетики как отражени€ космических принципов организации материи и информации.

Ѕудучи уверенным, что ¬селенна€ жива, а люди в определенной мере - "автоматы", ведущие себ€ в соответствии с планами “ворца, “есла выдвинул оригинальную теорию пам€ти. ќн считал, что человеческий мозг не обладает способностью помнить в том смысле, как это прин€то считать (биохимически, вернее, биофизически), и пам€ть - это всего лишь реакци€ человеческого мозга на повтор€ющийс€ внешний раздражитель. ¬ самом деле необычно, что человек, имевший на редкость отличную пам€ть, каким был “есла (он говорил на семи-восьми €зыках), и обладавший при этом способностью к эйдетическому воображению, считал, что человеческой пам€ти не существует. ≈ще важнее и то, что носитель нескольких сотен научных открытий не считает творчество своей заслугой и твердо за€вл€ет, что выполн€ет роль проводника идей, идущих из мира идей в мир людей и практики. ¬се это не выгл€дит так уж противоречиво, если вспомнить, что он, будучи сыном св€щенника, на вопрос о своем вероисповедании отвечал, что верит только в одного Ѕога, не описанного ни в одной из религий, и что он наиболее близок к буддизму. ѕозже “есла все теснее примыкал к буддизму, даже занима€сь йогой, следил за питанием, медитировал и в последние годы перед смертью жил в Ќью-…орке полностью аскетически, почти как индийский гуру или православный св€той.

“есле было двенадцать лет, когда он смог волевым актом подчинить свои видени€ и замен€ть их другими, но, как он сам заметил, ему никогда не удавалось подчин€ть себе внезапные вспышки света. ќни обычно по€вл€лись во врем€ определенных опасных ситуаций или при сильном возбуждении:

"¬ определенные моменты € замечал, что весь воздух вокруг мен€ наполнен €зыками насто€щего пламени. »х интенсивность вместо того, чтобы убывать, нарастала и достигла максимума в возрасте двадцати п€ти лет. ќднажды у мен€ было чувство, что пламенем охвачен и мой мозг, и маленькое сердце си€ет у мен€ в голове". "Ёти световые феномены, - писал “есла на 65 году жизни, - временами все еще по€вл€ютс€, в особенности когда кака€-нибудь нова€ иде€ высветит неслыханные доселе возможности, однако их интенсивность уже относительно слаба€".

¬ состо€нии расслабленности, еще до того, как впасть в сон, “есле также €вл€лись интересные видени€. "«акрыв глаза, € прежде всего замечал темный однотонный голубой фон, наподобие €сного беззвездного неба. ¬ несколько мгновений это поле покрывалось многочисленными зелеными п€тнами, которые вибрировали, построенные в несколько р€дов, и приближались ко мне. «атем с правой стороны по€вл€лс€ удивительный узор, состо€щий из двух скоплений параллельных линий, поставленных близко друг к другу и под пр€мым углом. Ёта картина переливалась всеми красками с преобладанием желто-зеленой и золотой. —разу затем линии становились светлее, и все изображение начинало покрыватьс€ точками мерцающего света. Ёта картина легко проходит по полю и начинает исчезать слева, оставл€€ за собой неверо€тно серый неподвижный фон, переход€щий вскоре во множество облаков, пытающихс€, возможно, приобрести форму живых образов. —транно, что € не в силах спроектировать любую форму на этот серый фон до того, как картина начнет сдвигатьс€".

" аждый раз перед сном, - рассказывал “есла, - изображени€ людей и объектов проход€т перед моими глазами.  огда € их вижу, € знаю, что вскоре у мен€ отключитс€ сознание. ≈сли же они сто€т вдали и не приближаютс€, то дл€ мен€ это всегда означает ночь без сна".

ƒлительное врем€ “есла занималс€ разрешением вопроса смерти и внимательно следил за любыми ее про€влени€ми в реальной жизни. "“олько однажды в моем теперешнем существовании со мной случилось нечто, оставившее впечатление сверхъестественного. Ёто произошло во врем€ смерти моей матери. я был болен и изнурен лихорадкой, лежал в кровати. ¬друг € подумал, что, если мо€ мать умрет вдали от мен€, она, наверное, пошлет мне какой-нибудь знак. ƒва или три мес€ца спуст€ € был в Ћондоне с моим уже покойным при€телем, английским ученым сэром ¬иль€мом  руксом5, где велс€ спор о спиритизме; € находилс€ под полным впечатлением от его доводов, помн€ его проникновенный труд об "излучающей материи", который читал еще будучи студентом и благодар€ которому € осознал в себе призвание электроинженера. ћне подумалось, что предпосылки дл€ того, чтобы загл€нуть "за", довольно благопри€тны, так как мо€ мать была женщиной с исключительно развитой интуицией. ÷елую ночь каждое волокно моего мозга напр€галось в ожидании, но до самого утра ничего не произошло, и только когда € заснул или, быть может, задремал, € увидел облако, несущее ангелоподобные фигуры божественной красоты. ќдно из них взгл€нуло в мою сторону с любовью, и постепенно € узнал в нем свою мать. ѕривидение медленно плыло по комнате и, наконец, исчезло, и € резко проснулс€ от звука неописуемо при€тных голосов. ¬ этот момент уверенность, которую никакие слова не в силах описать, овладела мною: € знал, что в эту минуту мо€ мать умерла. » это было правдой"6.

¬ этот же день “есла послал письмо  руксу под вли€нием видени€ и все еще будучи больным. Ёти двое ученых годами переписывались, но письма “еслы  руксу исчезли вместе с архивом  рукса в 1918 году. ќгромный научный материал  рукса содержит многочисленные записи спиритических сеансов, проводимых в строго научно-экспериментальном ключе, и многие сотни фотографий с изображением материализованных призраков разных исторических эпох. ¬ музее Ќиколы “еслы в Ѕелграде сохранилось письмо  рукса “есле от 1893 года, в котором  рукс благодарит его за присланную особую электромагнитную спираль, производ€щую поле, в котором €снее про€вл€ютс€ очертани€ духов, и в то же врем€ оно благопри€тно вли€ет на состо€ние медиума, что облегчает проведение опыта.

ќдновременно, когда  рукс в Ћондоне приступил к научному изучению спиритических феноменов, в ѕетрограде тем же зан€лс€ ћенделеев - в 70-х годах прошлого века. —формированна€ в ѕетрограде комисси€ специалистов после непродолжительной работы и около дес€ти сеансов пришла к выводу, что это есть чистое суеверие. — тех пор в јнглии и –оссии наука практически делитс€ на тайную, "ненасто€щую", куда, кстати, относитс€ и физика эфира “еслы, и €вную, "насто€щую", университетскую, науку коммерческого направлени€, куда, к примеру, относ€тс€ €дерна€ физика и теори€ относительности.

ƒжон ќ.Ќил, член многих тайных обществ, отметил наличие неких сакральных символов на п€тнах белого голуб€ “еслы. “огда “есла поведал им нечто, позднее названное "любовным рассказом из жизни “еслы":

"я кормил голубей, тыс€чи их, годами. “ыс€чи их, ибо кто может их все запомнить. ќднако тут оказалс€ один голубь - удивительна€ птица, белый со светло-серыми п€тнами на крыль€х; он сильно выдел€лс€. Ёто была самка. я мог узнать ее повсюду, и она также могла найти мен€ где угодно. Ѕыло достаточно, чтобы € просто подумал о ней, позвал ее, и она прилетала. я чувствовал ее, и она чувствовала мен€. я полюбил эту птицу. ƒа, € любил эту птицу так, как мужчина любит женщину, и она тоже любила мен€.  огда она заболевала, € об этом знал; она прилетала в мою комнату, и € дн€ми ухаживал за ней, пока она не выздоравливала. Ёта голубка была радостью моей жизни. ѕока она нуждалась во мне, все остальное было неважно - она была смыслом моей жизни.  ак-то однажды ночью, когда € лежал в темноте в кровати и по обыкновению решал одну из очередных проблем, она влетела в открытое окно и села на мой стол. я знал, что нужен ей: она хотела сообщить мне нечто важное, и поэтому € встал и подошел. √л€д€ на нее, € знал, что она хочет мне сказать, что умрет. ѕотом, когда € это пон€л, € увидел льющийс€ из ее глаз свет - сильный луч света".

“есла на миг остановилс€ и затем, как бы ожида€ ответа, продолжил: "ƒа, это был реальный свет, сильный и €ркий, ослепительный, €рче света самой сильной лампочки в моей лаборатории.  огда этот голубь умер, что-то ушло из моей жизни. ƒо того момента € был совершенно уверен, что выполню все свои замыслы, и хот€ у мен€ были далекие планы, когда мо€ голубка умерла, € пон€л, что дело моей жизни закончено. ƒа, € годами кормил голубей, и все еще кормлю их, тыс€чи их, ведь в конце концов кто знает...".

“≈—Ћј-‘»«» 

¬ теоретической и экспериментальной физике XX века можно €сно обозначить три различных пути мышлени€. » квантова€ механика, и рел€тивизм (если скорости - околосветовые), и "традиционализм", к которому относилс€ “есла, пытались найти истину - насто€щую природу времени и пространства, в особенности же - сущность движени€.

ѕрежде чем вдаватьс€ в метафизику “еслы, а именно в мир фундаментальных процессов его физики, попытаемс€ как можно точнее определить место, занимаемое “еслой в мире современных научных систем.

 онстанта ѕланка, соотношение неопределенности √ейзенберга, принцип ѕаули и волнова€ функци€ Ўредингера €вл€лись основными теоретическими инструментами квантово-механического подхода к космическим €влени€м. √лавна€ цель квантовой механики - открытие фундаментальной частицы материи - осталась до сих пор не осуществленной. Ќесмотр€ на большие успехи в изучении процессов активации цепных реакций и физики атомного €дра, процессов соединени€ €дер легких элементов с €драми т€желых, многое осталось загадкой и находитс€ вне технического контрол€. »сход€ из тенденции общего развити€, можно заключить, что продуктивна€ основа пон€тий квантово-механической физики исчерпана. —тало очевидным, что такие категории, как врем€ и пространство, необходимо вновь исследовать, причем на более глубоком уровне сознани€, на уровне онтологии, дабы определить истинную природу физических процессов.

—пециальна€ теори€ относительности јльберта Ёйнштейна, объ€вленна€ в 1905 году в немецком журнале Annalen der Physik, обозначила вторую веху в теоретической физике и использовала четырехмерный пространственно-временной континуум ћинковского в качестве модели физической действительности. <...>

“ретий способ понимани€ физической реальности относитс€ к представлени€м “еслы.

»сход€ из трудов ‘араде€ и јрагона, с одной стороны, и √альвани и ¬ольта - с другой, “есла, на основе теории акустических резонаторов √амильтона и модифицированной модели эфира лорда  ельвина, сумел создать свою оригинальную теорию мира, давшую в опытах поразительные результаты. »сходной аксиомой его теории было то, что всеобща€ энерги€ одной физической системы основываетс€ на законах резонанса вибраций, на совпадении колебаний частей системы. ќн считал, что теорию эфира никак нельз€ исключить из физики, ибо материю и пространство нельз€ полностью разъединить. Ќаэлектризованность, по мнению “еслы, - это флюидное состо€ние, базирующеес€ на субстанции, наделенной свойствами воспри€ти€ и элементами сознани€. ¬ математике ученый был сторонником реалистического подхода, придержива€сь идеи соответстви€ свойств математических и физических объектов. ¬ экспериментальном подходе к решению проблемы образцом дл€ него служил греческий механик јрхимед, утверждавший, что "врем€ необходимо исключить из физики" как лишнее €вление. ≈ще в XIX веке ученые ’.√ерц и ƒ"јламбер попытались создать теоретическую физику вне пон€ти€ силы, но эта попытка не удалась; русский ученый Ќ.ј. озырев следовал в том же русле, но и его теори€ не достигла уровн€ лабораторного применени€. ѕроблема св€зи силы и времени в физике остаетс€ нерешенной. Ёксперименты “еслы в основном состо€ли в установлении глубинных совместных свойств физических систем, которые необходимо привести в резонанс. ƒоказательством тому служил его сложный электромагнитный осцилл€тор - Ѕашн€ ¬орденклиф (построенна€ на Ћонг јйленде под Ќью-…орком в 1901-1905 гг.), с помощью которой он мог производить одновременные вибрации ионосферы и «емли. » в математике, и в физике “есла сто€л на позиции строгого детерминизма. “резво подход€ к математике, он тем не менее считал, что физические процессы можно описывать не только математически.  онтроль над процессом, по мнению “еслы, устанавливаетс€ через предвидение, именно предвидение обеспечивает управление. “ака€ позици€ в корне отличаетс€ от принципов теории относительности, по которой объективное познание невозможно, а действительность вы€вл€етс€ через математические вычислени€.

–азличи€ взгл€дов “еслы и Ёйнштейна на проблему физической реальности фундаментальны. <...>

—огласно Ёйнштейну, человеческий опыт относителен, фиктивен и не соответствует подлинной физической реальности. ƒл€ “еслы физическа€ реальность универсальна и пропитывает все уровни космического быти€, то есть познание истины никоим образом нельз€ избегнуть. <...>

—огласно Ёйнштейну, эфир не €вл€етс€ реальной категорией, а существует как результат ошибочных научных воззрений. ƒл€ “еслы эфир - единое недифференцированное поле, состо€щее из времени, пространства и энергии, а результатом резонирующих процессов в эфире €вл€етс€ рождение материи. <...>

—огласно Ёйнштейну, врем€ - это всего лишь череда €влений, но не €вл€етс€ физической категорией и фиксируетс€ с помощью измерений применительно к каждой системе. ƒл€ “еслы врем€ - реальный алгоритм овеществленной математики и создаетс€ из эфира благодар€ резонансу физических систем, в эфир же оно и возвращаетс€.

—огласно Ёйнштейну, максимальна€ скорость достигаетс€ в вакууме, и это - скорость света, равна€ 300000км/сек. ƒл€ “еслы скорость электромагнитных волн не ограничена, и проводимые опыты и вычислени€ показывают, что в принципе возможен перенос волн и энергии на любые рассто€ни€, а скорость механических и электроволн сквозь «емлю намного превышает скорость света в вакууме.

¬ разговорах с при€тел€ми “есла часто опровергал некоторые из утверждений Ёйнштейна и чаще те, которые относ€тс€ к кривизне пространства. ќн считал, что этим нарушаетс€ закон действи€ и противодействи€: "≈сли в результате огромных гравитационных полей образуетс€ закругленность пространства, то из-за противодействи€ оно должно было бы выпр€мл€тьс€".

Ёйнштейн был человеком чистой теории, а “есла - преимущественно экспериментатором. Ќет сведений о том, что эти два ученых встречались и беседовали. “ем не менее Ёйнштейн поздравил “еслу с 75-летием, выделив при этом одну из важнейших его заслуг в науке - многофазовую систему генераторов и моторов переменного тока, что, суд€ по всему, €вл€етс€ одним из его наименее значительных вкладов.

¬«√Ћяƒџ “≈—Ћџ Ќј Ќќ¬џ… ћ»–ќ¬ќ… ѕќ–яƒќ 

Ќет сомнени€, что “есла был наделен сильным чувством единства земной природы и космических процессов. —ущность своей "ћировой системы", объ€вленной в 1900 году, он свел к 12 позици€м, которые отражают самую сущность технической и технологической сети современных мировых телекоммуникаций. Ёта система €вл€етс€ и технологической основой дл€ установлени€ глобального информационного общества, стремление которого к всемирному объединению уже во многом про€вл€ет свои тенденции, например - реорганизаци€ жизни народов на базе отмены классической формы государственного устройства.

"ћировой пор€док" “есла строит, исход€ из принципов собственных изобретений. ѕеречислим некоторые из них. Ёто - трансформаторный мотор “еслы, то есть аппарат дл€ создани€ электровибраций с особыми свойствами; увеличивающий трансформатор, специально предназначенный дл€ возбуждени€ «емли (дл€ передачи электричества этот инструмент по своему значению аналогичен телескопу в астрономии). ƒалее - беспроволочна€ система “еслы, включающа€ определенное количество аппаратов, котора€ и сегодн€ считаетс€ непревзойденным способом трансмиссии электрического тока на рассто€ние без проводов; прибор дл€ индивидуализации сигнала, что, в сравнении с примитивным способом согласовани€ сигнала, €вл€етс€ тем же, что развитый €зык, поставленный р€дом с нечленораздельным бормотанием1. Ѕлагодар€ такому аппарату можно передавать абсолютно тайные сигналы, причем как в пассивном, так и в активном виде, потому что они не глушат другие передачи и сами не могут быть заглушены. Ћюба€ передача неповторима по ритмам и обладает индивидуальными чертами; в сущности - это неограниченное количество станций и инструментов, которые могут действовать на одной или двух частотах, не вызыва€ при этом ни малейшего обоюдного глушени€. ≈ще - волновые процессы в земной ионосфере; в попул€рном объ€снении это открытие означает, что поле «емли реагирует на электрические вибрации заданной частоты, так же как камертон резонирует при определенной длине волны. Ёти электрические вибрации способны сильно действовать на поле «емли. “акой резонансный эффект может быть использован многими способами и, прежде всего, дл€ изменени€ всемирной энергетической системы, далеко не совершенной и не до конца исчерпавшей природные возможности.

÷ели "ћировой системы" “есла определ€ет таким образом, что становитс€ €сно: установление густой коммуникационной сети всех видов и уровней должно послужить цел€м гуманизации научной технологии. ¬ этом смысле в начале XX века он оказалс€ пророком века XXI, ведь истинна€ метафизическа€ проблематика стала проникать в теоретическую физику только сегодн€ вместе с проблемами космогонии, происхождени€ ¬селенной, времени и пространства. —ледовательно, еще в далеком 1900 году “есла считал, что необходимо следующее (и это все почти уже осуществлено): 1) установление св€зи между существующими телеграфическими станци€ми или центрами всего мира; 2) организаци€ тайной государственной телеграфической службы без возможности ее глушить (не осуществлено в св€зи с тем, что вместо патентов “еслы по радиопередаче были применены изобретени€ ћаркони, требующие особой частоты дл€ каждой синхронной трансл€ции); 3) установление св€зи между существующими телефонными центрами или станци€ми на «емле; 4) единое распространение общих газетных известий с помощью телеграфа и телефона; 5) создание службы на принципах "ћировой системы" дл€ передачи сведений с исключительно частной целью (осуществлено с помощью мировой сети компьютеров - »нтернет); 6) установление взаимосв€зи всех телеграфических аппаратов в мире; 7) едина€ отметка времени с помощью часов, которые с астрономической точностью отмечают секунды; 8) передача знаков, слов, звуковых сигналов и т. д., а также машинописных и рукописных текстов (точное описание телефакса); 9) создание службы дл€ записи музыки; 10) создание общемировой службы дл€ нужд торгового флота, помогающей в навигации, в безупречных бескомпасных рейсах, в определении местонахождени€ и даже скорости, в предотвращении столкновений и катастроф и т. д.; 11) введение общемировой системы печатани€; 12) репродуцирование фотографий и всех видов чертежей или рукописных текстов с возможностью их пересылки во все концы света.

’от€ развитие современной науки и технологии во многом подтвердило пророческие идеи “еслы, оно не совпало с ними в фундаментальном смысле, а именно: все задуманное “есла хотел осуществить путем передачи сквозь «емлю, а не с орбит вокруг нее. ѕо тем же причинам, в силу которых он противилс€ использованию термо€дерной энергии, опасной из-за незнани€ людьми действительной структуры материи, “есла считал, что любое нарушение космического пространства, магнитного пол€ «емли, есть нарушение гармонии природных законов. » это €вл€етс€ следствием отрицательных вли€ний свободной воли людей, станов€щейс€ деструктивной при отсутствии этического компонента из науки. —озидательна свободна€ вол€ лишь при той доброте, котора€ сопутствует высшему сознанию и сознательному отбору позитивных побуждений. „еловечество, живущее на «емле, считал он, должно постичь все виды естественного союза с планетой, иначе ему придетс€ лишитьс€ своего единственного транспорта в космосе.

», наконец, еще в молодости у “еслы возникали трени€ с профессорами и коллегами-инженерами, не вид€щими, что любой творческий акт поначалу кажетс€ ошибочным дл€ тех, кто не проник в его тайну.

ƒл€ того, чтобы доказать, что переменный ток на определенных частотах не опасен дл€ жизни, “есла самого себ€ подключал к цепи высокочастотного переменного тока и достигал фантастических результатов, демонстриру€ разр€дку собственного тела в темноте, так что все его тело светилось и казалось гор€щим, охваченным €зыками голубоватого пламени.

¬ 1892 году в Ћондоне “есла читал знаменитые лекции в  оролевском научном собрании ¬еликобритании. Ќар€ду с вышеупом€нутыми опытами он продемонстрировал и многие другие, например - зажигание лампы путем беспроволочной передачи энергии. ¬ сущности, он просто помещал вакуумную неоновую трубку в поле своего трансформатора, и лампа зажигалась.

Ѕлагодар€ удивительным лекци€м ("—вет и другие вспомогательные феномены") “есла снискал в јнглии большую славу и приобрел много друзей в научных кругах - ¬иль€ма  рукса, сэра ќливера Ћоджа и лорда  ельвина.

ѕо возвращении в —Ўј в 1893 году “есла полностью уходит в проблемы радиотехники, телеуправлени€ и беспроволочной передачи энергии на большие рассто€ни€ без потерь. ¬  олорадо-—прингс он успешно экспериментирует с посто€нным электромагнитным полем «емли и беспроволочной передачей энергии. ’от€ дневник работы за этот период сохранилс€ и опубликован, особо важные научные результаты он не афишировал. ќднако достигнутое привело его к идее общемировой системы беспроволочного переноса энергии и информации. ѕланетарна€ трансмисси€ должна была исходить из таких исключительных изобретений, какими €вл€лись резонансный трансформатор “еслы без железного €дра и увеличивающий трансформатор “еслы, от которого ученый ожидал особенно многого. Ёто был особый трансформатор, предназначенный дл€ того, чтобы производить возбуждение «емли. — его помощью он еще в  олорадо-—прингс произвел электромагнитную разр€дку столь мощную, что она по силе превышала атмосферную молнию, и получил электричество, раскалившее добела более двухсот лампочек, расположенных на мили вокруг лаборатории. ƒл€ “еслы это €вилось неопровержимым доказательством верности его концепции беспроволочного переноса энергии - воздействи€ на рассто€нии.

ѕосле опытов в  олорадо-—прингс в июне 1900 года по возвращении в Ќью-…орк он готовит первую всемирную систему беспроволочной передачи энергии - Ѕашню ¬орденклиф (Wardencliffe Tower), которую с большим успехом испытывает уже через три года. “ехнические характеристики трансл€ционной станции “еслы на сегодн€шний день неизвестны, и нельз€ с уверенностью утверждать, в чем было ее насто€щее назначение...

ѕосле необычной ночи 15 июл€ 1903 года, когда своим экспериментом он зажег небо не только над Ќью-…орком, но и над неогл€дным пространством јтлантического океана, в 1905 году “есла вдруг покидает свою лабораторию, без €сной причины, оставл€€ в ней все нетронутым.  ак известно, он никогда больше не перешагнул порога ¬орденклифа, ни разу не посетил его и ни разу не по€вилс€ в тех кра€х и, что еще более странно, не унес оттуда ни одного расчета, ни одного чертежа или документа, ни одной бумаги.

¬ќ≈ЌЌџ≈ —”ƒј  ј  ћјЎ»Ќџ ¬–≈ћ≈Ќ»

—уществует рассказ, книга и сн€ты два фильма о том, что в окт€бре 1943 года американский морской флот проделал необычный эксперимент с целью сделать невидимым один военный корабль. Ѕыло необходимо, чтобы корабль с помощью сильных магнитных генераторов создавал вокруг себ€ мощное поле, способное мен€ть направление пучка света, а также нивелировать излучение локаторов и тем самым скрывать свое местонахождение. Ёто совершилось всего лишь через шесть мес€цев после смерти “еслы и исчезновени€ важных научных документов из его комнаты. —обытие произошло в морском порту ‘иладельфи€.  огда генераторы были включены до предела, случилось нечто неожиданное. ÷елый р€д сильных магнитных полей изменил местные временно-пространственные координаты, и крейсер "Ёлдридж ƒ≈-173" на врем€ исчез, а затем по€вилс€ на несколько секунд в другом месте - в одной из крупнейших морских баз в Ќорфолке, в порту в юго-восточной ¬ирджинии, на берегу јтлантики, в 350 километрах от ‘иладельфии. „ерез очень короткое врем€ корабль вновь материализовалс€ в порту, откуда выплыл, - в ‘иладельфии. —амые странные вещи произошли с экипажем. ѕоловина мор€ков исчезла навсегда, некоторые сошли с ума или приобрели способность исчезать и вновь по€вл€тьс€ по собственной воле. „асть из оставшихс€ в живых утверждали, что "изменили мир" и видели, даже разговаривали с неземными существами. —амому исчезновению корабл€ предшествовал густой зеленоватый туман, окутавший корпус при включении сильных электромагнитных машин дл€ производства интенсивных сфокусированных электромагнитных полей.

¬ эксперименте участвовало три корабл€. ¬ышеупом€нутый крейсер находилс€ в середине, а облицовка двух других кораблей служила в качестве зеркал. ¬ сущности, речь шла об открытых "лэйзерах", не нуждающихс€ в вакууме, лучи которых передаютс€ на произвольное рассто€ние и в любой среде. “акие лэйзеры “есла производил в своей лаборатории в Ќью-…орке еще в XIX веке, освеща€ помещение без помощи каких-либо ламп, вызыва€ свечение воздуха.

ƒавайте вернемс€ к значению экспериментов “еслы в  олорадо-—прингс в 1899-1900 годах и посмотрим, в чем заключаютс€ истинные результаты его работы там. Ёкспериментиру€ со сверхнизкими и сверхвысокими частотами электромагнитных волн, ему, по-видимому, удалось определить частоту и вид модул€ций пол€ тонкого тела живых людей, а также и мертвых (чему сегодн€ посв€щены многочисленные очерки, которым недостает теории, а предположени€ часто не точны). —корее всего, примен€€ очень высокую частоту, ему удалось создать поле, соответствующее резонансным частотам развоплощенных душ, и таким образом овладеть техникой визуализации так называемого астрального уровн€ быти€ биологических организмов. ≈сли в запис€х “еслы имеютс€ вычислени€, относ€щиес€ к этому, в глазах современного специалиста они выгл€д€т незначительными, так как слишком просты и потому не могут быть пон€ты без дополнительных по€снений. »х может осознать лишь ум, наделенный сходной воспринимающей способностью.

“ј…Ќј "ќ√Ќ≈ЌЌџ’ Ўј–ќ¬"

“есле удавалось в лабораторных услови€х воспроизводить сложные энергетические структуры, названные им "огненными шарами". »х, нар€ду с “еслой, изучал также и русский академик ѕетр Ћеонидович  апица, которому не удалось воспроизвести их в управл€емом виде без участи€ резонансного трансформатора “еслы. Ќа сегодн€шний день физики (брать€  орум в јмерике) с определенным успехом воспроизвод€т некоторые из экспериментов “еслы, и им удаетс€ получить при тушении трансформатора "огненные шары" очень короткой продолжительности и диаметром всего в три миллиметра. “есла производил "шарообразные молнии" величиной с футбольный м€ч, держал их в руке, клал в коробку, покрывал ее крышкой и вынимал оттуда. Ёто были совершенно стабильные структуры, сохран€вшиес€ минутами.  онечно, “есла знал о €влении гораздо больше, чем современна€ наука; ему была известна тайна синтеза холодной плазмы в свободном пространстве. <...>

* * *

»звестный индийский философ ¬ивекананда, один из членов миссии –амакришны, посланный на «апад с целью вы€снить возможность объединени€ всех существующих религий, посетил “еслу в его лаборатории в Ќью-…орке в 1906 году и сразу же послал письмо своему индийскому коллеге јласингу, в котором встречу с “еслой описал с восторгом:

"Ётот человек отличаетс€ от всех западных людей. <...> ќн продемонстрировал свои опыты, проводимые им с электричеством, к которому относитс€ как к живому существу, с которым разговаривает и которому отдает приказани€. <...> –ечь идет о высшей степени спиритуальной личности. ¬не сомнени€, что он обладает духовностью высшего уровн€ и в состо€нии признать всех наших богов. <...> ¬ его электрических многокрасочных огн€х по€вились все наши Ѕоги: ¬ишну, Ўива <...>, и € почувствовал присутствие самого Ѕрамы"16.

Ёлектромагнитна€ теори€ “еслы €вилась нагл€дным примером объединени€ материального и духовного начал мироустройства. ќн практически делал столь много, что не успел оставить нам целостной теории. ¬озможно, он мог оставить нам религию, но он этого не хотел, ибо знал, что Ѕог в науке нуждаетс€ в сознательных последовател€х.

"“ј»Ќ—“¬≈ЌЌџ… —“–јЌЌ» " ћј– ј “¬≈Ќј

„астым ночным посетителем лаборатории “еслы был известный писатель —эмьюаль  леменс, более известный под псевдонимом ћарк “вен. “есла был настолько близок с ним, что годами после его смерти говорил о нем, как о живом. ѕисатель “вен умер в 1910 году, и через шесть лет после этого была опубликована его загадочна€ новелла "“аинственный странник". ¬ ней речь шла об ангеле, который сходит с неба в маленькое австрийское село, где он встречаетс€ с группой мальчишек, которых посв€щает в тайны мироздани€. ≈сли маленькое австрийское село прин€ть за —мол€ны, а образ јнгела за “еслу, то возникнет объ€снение довольно странной теории о человеческих судьбах и космологии, высказанной в этом коротком рассказе, заметно отличающемс€ от остальных рассказов писател€. јнгел говорит о моральном чувстве - источнике всех человеческих бед и несчастий, происход€щих от непонимани€ истинного смысла самых мелких событий, каждое из которых определ€ет дальнейшие звень€ последующих событий. —вободна€ вол€ людей, как он считал, есть чистый обман чувств, ибо все предопределено и приходит к принципиально предсказуемому результату. ѕоэтому данна€ человеческа€ индивидуальна€ психосоматическа€ структура обладает ограниченным числом возможных судеб - этих р€дов событий, и человек может переходить из одного р€да в другой, благодар€ воле высших существ. јнгел, например, участвует в том, закрывает или открывает данна€ особа окно, что было предопределено, - и судьба этой особы, в зависимости от ее конкретного действи€, пойдет по совсем иному пути, вызыва€ новую цепь событий. Ёто целиком совпадает с идеей представлени€ человека у “еслы как "автомата" космических сил и весьма убедительно показано с помощью простых драматургических средств великого писател€. Ќаконец, прежде чем јнгел покинет своих друзей, сельских мальчишек, он приобщит их к последней магической тайне, котора€ их ужаснет, - тайне Ќебыти€. "¬се есть только мысль, - скажет он. - Ќичего нет", или "€ есть только мысль, одинока€ мысль, блуждающа€ по пустому пространству ¬селенной..."

“ј…Ќј ЅјЎЌ» ¬ќ–ƒ≈Ќ Ћ»‘

ƒавайте снова посетим лабораторию “еслы в  олорадо —прингс, где изобретатель, использу€ электромагнитное поле высокой частоты, экспериментирует, изуча€ на самом себе работу человеческого мозга. —воему при€телю ƒжонсону он пишет о неких разумных свойствах электромагнитного пол€. »дет становление биофизической основы неврологии.

Ќепосредственно после этого, в 1901 году, начинаетс€ строительство на Ћонг-јйленде. –ечь идет о сложном передатчике электромагнитных волн, в конструировании которого “есла примен€ет все имевшеес€ тогда знание: телеавтоматический контроль, беспроволочную передачу волн √ерца, самобытную теорию эфира, по которой любой природный элемент системы ћенделеева обладает своим особым ускорением свободного падени€, а также собственную технику управлени€ скоротечностью времени. ¬ 1901 году зарождаетс€ нова€ физика.

¬озникает вопрос, кака€ концепци€ мира лежит в основе опыта с резонансным фокусированием магнитных и электромагнитных полей. Ќа миг вернемс€ и к мистику ћонарду, его картине космоса: рассужда€ о вибраци€х, он подчеркивает наличие разных народов, рас и племен, но нигде на планете нельз€ встретить людей, которые бы жили без музыки и пл€ски. ≈ще 2500 лет тому назад ѕифагор сказал ученикам, что камень - это застывша€ музыка. ќпределенным свойством каждой частицы физической ¬селенной €вл€етс€ высота тона и высшие тона ее отдельных частот, значит- ее мелодичность. <...>

¬ибрации, вы€вл€ющие внутренние человеческие тона, могут быть сугубо эротичными. ¬ легкой части Ѕранденбургского концерта Ѕаха все дерев€нные духовые инструменты и струнный оркестр начинают совместно пульсировать. ѕублика как бы испытывает неловкость, что такой интимный звук может быть воспроизведен €вно. ќпасное, чувственное свойство этих вибраций можно объ€снить тем, что скорость вибраций в семь ударов в секунду в точности соответствует состо€нию альфа волн мозга. » это состо€ние возникает на грани сна и пробуждени€, когда сн€т регул€рный контроль ума. Ќапример, ѕуанкаре до того, как совсем погрузитьс€ в сон, наблюдал многие мистические образы - идеи, танцевавшие перед ним в облаке, которые сталкивались как живые и выстраивались затем в долго желаемый и искомый результат. “акже сильный и продолжительный музыкальный вибратор, лов€ ритм нашего мозга, создает услови€ дл€ некоего вида сна на€ву, который помнитс€ очень €сно.

ѕрирода воздействи€ музыки на человека та же сама€, что и природа ее воздействи€ на мир предметов и событий, ибо в основе всего лежит вибраци€. „астота вибраций субатомных частиц неверо€тно больша€, а волны в центре субатомного €дра движутс€ еще быстрее. ¬ибрации всех лучистых энергий - радиоволн, теплоты, света, рентгеновских волн и т.д. - можно упор€дочить. Ёлектромагнитный спектр в таком рассмотрении содержит более 80 октав, а видимый свет - лишь один из участков этого р€да.

Ёлектромагнитные волны, как и акустические в музыке, имеют свои собственные гармоничные высокие тона, и существует некое подобие октавного принципа - удвоени€ частоты. «аконы музыки и гармонии, примененные к электромагнетизму, дают великолепные результаты. »менно поэтому Ќикола “есла использовал труды √ермана √ельмгольца о звуке дл€ своих электрических резонаторов.

»оганн  еплер - астроном, живший в XVII веке, верил, что кажда€ планета —олнечной системы - жива€ и что на любой из них пребывает ангел-хранитель, слушающий ее музыку. ѕланеты на своих околосолнечных орбитах "играют": ћеркурий, с его наибольшей (среди планет) скоростью обращени€ вокруг —олнца, выводит невообразимо свист€щие нисход€щие и восход€щие интонации флейты-пикколо; ¬енера мен€ет тон, начина€ с экстатического мажора и конча€ глубочайшим минором; «емл€ тоже включаетс€ в это удивительное минорное шествие; далекий ёпитер, более медленный, производит глухой и сильный грохот.

ќсобое сочетание звуков, называемое нами музыкой, есть выражение отношени€ между вещами, иначе говор€ - их подоби€ и различи€. Ёто есть также принцип возникновени€ и исчезновени€ €влений, равно как и принцип, показывающий, каким образом из согласованных гармоничных систем вырастают новые, более молодые системы. √лубинна€ структура музыки такова же, как и структура всего остального.

√олландский ученый ’ристиан √юйгенс заметил в 1665 году, что ма€тники двух часов, подвешенных на стену р€дом друг с другом, начинают работать в одном ритме. Ёто есть в сущности универсальное €вление.  огда два или более осцилл€торов начинают пульсировать с достаточно малой разницей во времени (с небольшим сдвигом фаз), их колебани€ спонтанно приход€т к совпадению. ќни ведут себ€ сообразно принципу минимума энергии, так как каждому из ма€тников в отдельности при синхронной пульсации требуетс€ меньшее количество энергии, чем в случае аритмии. Ёто согласовывание присутствует повсюду, но мы его редко замечаем. ћожно сказать, что все одушевленные предметы €вл€ютс€ осцилл€торами, пульсиру€ и мен€€ ритмы. ƒаже самый простой одноклеточный организм находитс€ в сложном колебательном состо€нии, в котором согласованы движени€ на субатомных, атомных, молекул€рных, субклеточных и клеточных уровн€х. ¬ таком организме, каким €вл€етс€ человеческий, определение соответствующих параметров чрезвычайно затруднительно, практически невозможно. Ќаши внутренние ритмы тесно взаимосв€заны, причем сообразуютс€ и с миром внешним. ‘изика человека и состо€ни€ на его тонких планах мен€ютс€ в одном ритме с движением «емли вокруг —олнца, с приливами и отливами, со сменой дн€ и ночи, а также со многими другими космическими ритмами. ѕри нарушении согласованности между этими ритмами в организме по€вл€етс€ чувство дискомфорта и даже предчувствие возможного заболевани€.

ƒве галактики могут свободно проходить одна через другую, как две разреженные туманности, ибо звезды в галактиках взаимоудалены на огромные рассто€ни€, равные миллионам их диаметров. Ќашей —олнечной системе необходимо примерно 200-240 млн. лет, чтобы совершить оборот вокруг центра √алактики. ¬олны в центре атома вибрируют гораздо быстрее, примерно с частотой 10 в 14 степени раз в секунду. ∆ивые клетки реагируют на пр€мое раздражение, соверша€ примерно 1000 колебаний в секунду, а свои более длительные циклы синхронизируют с временем суток, фазами Ћуны и солнечным годом.

јрхисложна€ группа клеток, называема€ мозгом, обладает разными по продолжительности электромагнитными циклами - от 40 √ц (при активной концентрации) до менее чем одного √ц (при глубоком сне). Ёлектромагнитные волны видимого мира пульсируют в диапазоне от 390 до 780 триллионов колебаний в секунду, что в точности составл€ет октаву(удвоенную частоту).

Ќаше физическое тело служит выразителем нашего внутреннего ведущего пульса, €вл€€сь в то же врем€ и нашим индивидуальным отличием в  осмосе.

“ак называемое "тонкое тело", в сущности, имеет электромагнитную материальную основу. ∆изнь каждого из нас характеризуетс€ определенной ритмической схемой, подверженной физической смерти и запечатлевающей внетелесный опыт духа, который подлежит реинкарнации.

—уществует предположение, что в телепатическом переносе изображени€ и мысли участвуют так называемые "волны Ўумана" - волны с частотой 7,8 √ц, которые образуют поле сто€чих волн в пространстве между ионосферой «емли и ее поверхностью; это наш природный электромагнитный слой, наиболее полно ощущаемый на берегу мор€ или в лесу, хот€ море и лес впитывают и другие, вредные, частоты. —лучаетс€, что мозг входит в состо€ние резонанса с некой внешней структурой, и в результате по€вл€етс€ ее изображение на рассто€нии, то есть возникает контакт, осуществленный с помощью резонанса, а не с помощью радиации; а так как эти волны обладают большой длиной (38000км), то перенос происходит практически мгновенно. ¬олны со столь экстремально низкой частотой нельз€ экранировать обычными средствами. ¬ сущности, очень часто волны организма совпадают с ними по фазе; однако проблема в том, что волны, которые имеют такие низкие частоты, могут переносить совсем мало информации, и оттого часто не удаетс€ получить €сной картины и дать полное описание изображений предметов. <...>

—овременный холистический (целостный) подход к пониманию ¬селенной по сути имеет сакральные традиции, заложенные в основе любой религии - в иудаизме, исламе, буддизме, христианстве, где содержитс€ €сное утверждение, что кажда€ часть  осмоса заключает в себе целое. Ёто вполне аналогично принципу голографии. —читаетс€, что можно составить полную голограмму ¬селенной на основе любой ее малой области и формирование этой голограммы продолжаетс€ сколь угодно долго.

√олограмма реального человека не вполне отвечает идеальным космическим ритмам. —ознание, будучи про€влением тонкой субстанции в человеке, как бы смещено по фазе в сравнении с генетическим материалом, а сознательна€ вол€ - это всего лишь один из универсальных инструментов космической целенаправленности, причем первобытной. "ѕравильный" человек, действующий в "нужном" месте, - это тот, чьи намерени€ согласованы с космическим ритмом. —ознательное намерение обладает огромной мощью, и наш главный выбор заключаетс€ в том, чтобы прин€ть ответственность за его результаты. »так, мы сложены фактически из волн, а не из материи, называемой "твердой". ¬се то, что мы именуем вещами и событи€ми, €вл€етс€ про€влением действи€ этих волн. Ћюбой из нас обладает собственной голограммой, содержащей универсальную информацию о времени. ¬ потенциале мы, следовательно, знаем все обо всем.

ѕосле высказанных общих положений, вспомним о Ќиколе “есле, о его Ѕашне ¬орденклиф.

“айна ¬орденклифа глубоко скрыта, и говорить об истинном ее назначении теперь уже невозможно. ќднако многое указывает на то, что воздвигнутый “еслой на Ћонг-јйленде (в ту пору всеми любимом пригороде Ќью-…орка) объект намного опережал все, о чем современные ученые могут только мечтать. Ёто был успешно провер€емый трансл€тор системы электромагнитных волн, с помощью которых ученый вызывал землетр€сени€, воспламен€л атмосферу, устанавливал непробиваемые энергетические барьеры в ионосфере, контролировал врем€, расщепл€л и конденсировал облака с помощью соответствующей частоты волн и, наконец, получал неисчерпаемую энергию из эфира, использу€ все еще неизвестный нам принцип "эфирной" технологии. “есла демонстрировал на глазах многочисленных свидетелей свои эксперименты, но никогда не объ€вл€л всех результатов и никого не посв€щал в свои научные принципы. Ќасто€щими причинами, побудившими его построить этот гигантский электромагнитный и механический осцилл€тор, были мотивы более серьезные, чем мы можем себе представить.

16 €нвар€ 1901 года на первых страницах "Ќью-…орк “айме" по€вилс€ отчет ”.ѕикеринга, профессора √арвардской обсерватории, под названием "¬спышки света, идущие с ћарса". ¬ нем говорилось: "¬ начале декабр€ прошлого года мы получили телеграмму из обсерватории Ћоуэлл в јризоне, извещающей, что был замечен сильный поток света, идущий с ћарса и продолжавшийс€ 70 минут. ќбсерватори€ Ћоуэлл специализирована дл€ наблюдений за ћарсом, и наблюдатель - внимательный, проверенный и опытный человек, так что не может быть сомнений в его утверждени€х. Ёти факты мы моментально подвергнем рассмотрению и известим телеграфически ≈вропу и јмерику. —вет шел из довольно известной географической точки на ћарсе, на которой, согласно научным данным, нет ничего особенного. „то бы там ни было, у нас в данный момент нет никаких средств, чтобы хоть что-то исследовать. явл€етс€ ли это знаком, что там существует разум или нет, нельз€ сказать с уверенностью. ѕока что это €вление остаетс€ необъ€снимым ".

¬о врем€ по€влени€ этой информации “есла находилс€ в Ќью-…орке. ќн только что вернулс€ из  олорадо —прингс, где в течение года вел эпохальные и по сей день не разъ€сненные эксперименты с электромагнитным полем странного резонансного свойства. (Ћаборатори€ “еслы в  олорадо была в точности на вершине Pinnk"s Peak. »нтересно, что эту вершину индейцы ’опи обожествл€ют, счита€ ее ƒуховным ѕолюсом ћира.)

ѕоощренный сообщением, поступившим из обсерватории Ћоуэлл, “есла за€вил в газете, что в процессе исследований в  олорадо —прингс он и сам обмен€лс€ сигналами с ћарсом. “огда он намекал, что им уже сконструирован прототип аппарата, пригодного дл€ межпланетной коммуникации, который будет и далее усовершенствоватьс€. "...Ќикогда не забуду первое чувство, испытанное мною, когда € пон€л, что состою в контакте с чем-то, что будет иметь неоценимые и необъ€тные последстви€ дл€ всего человечества. <:> “о, что € заметил, мен€ испугало, словно передо мной было что-то загадочное или почти сверхъестественное. ѕостепенно € осознал, что €вл€юсь первым, кто слышит послани€, идущие с одной планеты на другую...".

—чита€ абсолютно несерьезным предположение, что “есла с помощью электромагнетизма общалс€ с живыми существами внеземного происхождени€, уважаемый профессор ’олден в своей критике это обсто€тельство и не рассматривает. –аботал же “есла с некими экстремально длинными электромагнитными волнами, но очень высокой частоты, что никак не соответствует прин€той теории, ибо повышение частоты волн всегда св€зываетс€ исключительно с коротковолновостью. Ќо волны “еслы отличались от волн √ерца: они распростран€лись со скоростью, далеко превосход€щей скорость света. ” “еслы была собственна€ теори€ электромагнетизма, не расшифрованна€ и по сей день. ќн открыл не только возможность беспроволочной передачи энергии сквозь «емлю и атмосферу без каких-либо потерь, но и доказал небывалую "пробивную силу" этих волн в преодолении пространства. —уществует неподтвержденна€ легенда о том, что “есла был первым, кто послал к звездам периодические сигналы - закодированные геометрические теоремы, такие как теоремы ‘алеев и ѕифагора, а также формулу јрхимеда относительно гармонических р€дов (речь идет о сложении р€да 1+1/2+1/4+1/8+..., сумма которого равна двум, но число членов р€да бесконечно). „ерез три дн€, к своему величайшему удивлению, “есла перехватил ответ. –азгадав принцип, на основе которого закодирован ответный сигнал, он получил правильной формы человеческий лик. ¬начале он не мог разобратьс€ в том, €вл€етс€ ли рисунок делом тех, кто сигнал послал, жела€ этим показать, что им ведома наша цивилизаци€, или же они изобразили себ€, намерева€сь продемонстрировать, что в  осмосе имеютс€ подобные им существа. ≈сли все это так, то совершенно €сно: полностью сознава€, что это не встречает должного отклика, “есла отказалс€ от какой бы то ни было публичной дискуссии по поводу своего открыти€. ќднако вскоре случилось нечто, что снова вернуло обсуждение проблемы на первые страницы американской прессы.

¬ 1902 году в јмерику приехал знаменитый английский физик лорд  ельвин, выразивший после беседы с “еслой полное с ним согласие и понимание того, что подробности его "внеземного общени€" не дл€ публичного обсуждени€. ѕосле банкета, проведенного в его честь, лорд  ельвин благожелательно высказалс€ о Ќью-…орке: "Ёто самый хорошо освещенный город в мире и единственное место на «емле, которое видно с ћарса". », словно бы под воздействием нахлынувшего вдохновени€, он в конце воскликнул: "ћарс направил свои сигналы в Ќью-…орк". ¬ этот раз никто не подн€л свой голос против. ћолчал даже упорный профессор √ольден. —тарому и всеми уважаемому лорду  ельвину было более чем неловко противоречить. ¬место этого, как пр€мой вывод, вытекавший из спора, по€вилась стать€ единомышленника “еслы, писател€ и публициста ƒжулиана ’оторна, который сенсационные выводы “еслы направил в русло фантастики: "ќчевидно, - писал ’оторн, - люди с ћарса и других более старых планет годами посещают нашу «емлю и внимательно след€т за развитием на ней цивилизации. <...> ћежду тем, с рождениемЌиколы “еслы все изменилось. ¬озможно, а почему бы и нет, что люди со звезд управл€ют его духовным и научным развитием. ћожет ли кто-то знать об этом что-либо определенное?".

¬ разгаре самых ожесточенных споров, касающихс€ марсиан, “есла, уединившись в Ѕашне, продолжал настойчиво и почти незаметно работать над своим самым крупным жизненным проектом - Ѕашней ¬орденклиф, предназначенной дл€ того, чтобы произвести радикальные перемены в развитии нашей цивилизации, о которых, на самом деле, не легко говорить убедительно.

ѕЋјЌ≈“ј «≈ћЋя  ј  –≈«ќЌјЌ—Ќјя —»—“≈ћј

–ешив начать строительство трансл€ционной станции, “есла сначала купил участок земли на Ћонг-јйленде, а затем обратилс€ за помощью к известному промышленнику ћоргану, члену р€да тайных обществ, человеку особых качеств - гению деловой организации. ћорган уже тогда был болен раком и втайне наде€лс€, что наука “еслы поможет ему победить болезнь. ќн ожидал, что “есла каким-то образом подключит его к неким источникам энергии и сделает навеки молодым и здоровым. ”порство же “еслы в том, чтобы именно ћорган был тем, кто поддержит всю эту затею, таилось во взгл€дах “еслы на предопределенность жизненных коллизий и предрасположенность человека к свойственной именно ему де€тельности.

ѕереговоры между старыми друзь€ми в св€зи с ¬орденклифом были негласными и трудными. Ќет четких сведений о том, когда “есла решил-таки приступить к строительству Ѕашни, и о том, что все же ћорган, как опытный деловой человек, от этого ожидал.

ƒважды во врем€ своих публичных выступлений “есла мен€л высказывани€ о назначении Ѕашни на Ћонг-јйленде. ¬начале он утверждал, что речь идет о всемирной телеграфической и телефонной системе (также беспроволочной), но потом стал говорить о мировой системе беспроволочного переноса энергии сквозь «емлю. “ехнические свойства ¬орденклифа не подтверждают ни то, ни другое. ƒол€ истины, возможно, кроетс€ в одном из писем ћоргану: "“о, что € задумал, не есть просто перенос сигналов на большие рассто€ни€ без употреблени€ проволоки, а скорее трансформаци€ всего глобуса в существо чувствующее, каким именно и €вл€етс€ глобус, могущий чувствовать всеми своими част€ми, и сквозь который мысль проноситс€, как через мозг..."

ћногие авторы, а биографы “еслы в особенности, обвин€ли ћоргана в том, что он сократил выдачу финансовой помощи в тот момент, когда “есла уже находилс€ на пороге наиважнейших открытий, когда было необходимо закончить и запустить в действие его шедевр - Ѕашню ¬орденклиф. <...> ¬ автобиографии “есла обо всем этом говорит весьма €сно: "¬опреки тому, что говорит свет, ћорган исполнил все свои об€зательства, вз€тые по отношению ко мне. ћой проект был отложен под вли€нием природных законов. ћир не был еще готов прин€ть его. ќн слишком опережал врем€, в котором по€вилс€. Ќо те же самые законы в конце концов перевес€т, и проект будет повторен с триумфальным успехом".

¬ полную силу “есла испробовал свой передатчик 15 июн€ 1903 года, начав эксперимент ровно в полночь. √раждане Ќью-…орка присутствовали в ту ночь на выдающемс€ дл€ научного будущего событии. ќслепительно €ркие пр€ди электрической плазмы длиною более сотни миль соедин€ли сферический купол ¬орденклифа с небом. √азета "Ќью-…орк —ан" на следующий день писала: "∆ивущие вблизи лаборатории “еслы на Ћонг-јйленде больше чем заинтересованы его опытами с беспроволочным переносом энергии. ѕрошлой ночью мы были свидетел€ми странных феноменов - многокрасочных молний, собственноручно испускаемых “еслой, затем воспламенени€ слоев атмосферы на разной высоте и на большой территории, так что ночь моментально превращалась в день. <...> —лучалось, что весь воздух на несколько минут был наполнен свечением, сосредоточенным по кра€м человеческого тела, и все присутствовавшие излучали светло-голубое мистическое плам€ <.. >—ами себе мы казались призраками".

ѕо первоначальному плану “еслы нужно было построить п€ть башен, точно таких же, как ¬орденклиф. ¬тора€ должна была находитьс€ в јмстердаме, треть€ - в  итае, а четверта€ и п€та€ - на —еверном и ёжном полюсах. ќднако этот план был отложен по причинам, которые нужно еще исследовать ¬ конце концов, если даже все это было бы осуществлено, вот что было бы этим достигнуто. ѕланета «емл€ превратилась бы в единую, гомогенную (однородную) систему, которой можно было бы управл€ть посредством телефонных команд, предназначенных дл€ запуска определенных осцилл€торов, производ€щих и транслирующих электромагнитные волны разной частоты. ѕодобна€ электромагнитна€ система осцилл€торов должна была быть дополнена системой дл€ механического резонанса с «емлей, состо€вшей из тоннел€,проход€щего под лабораторией и наполненного водой и маслом, и гидравлических насосов, также служивших осцилл€торами. —инхронизированными действи€ми, на основе точных математических расчетов, обе системы могли бы одновременно начать вибрацию совместно с разреженной стратосферой, ионосферой и атмосферой, так же как и с жидкой и твердой структурами нашей планеты.

ѕрежде чем перейти к догадкам в св€зи со всеми возможными последстви€ми подобного событи€, нужно привести еще два необычных примера. ¬ интервью, данном газете "Ќью-…орк —ан", “есла усугубл€ет загадку "Ћюди, живущие возле ¬орденклифа, пугавшиес€ моих экспериментов, проводимых мною два года тому назад, говорили, что за эти два года они больше бодрствовали, чем спали, и могли познакомитьс€ с поистине неверо€тными вещами.  ак-нибудь, но не сейчас, € объ€влю нечто, чего нет даже в сказках".

ѕосле необычной ночи, когда он в ходе эксперимента воспламенил небо не только над Ќью-…орком, но и над необъ€тным пространством јтлантики, “есла вдруг, без €сной причины, покидает свою лабораторию, оставл€€ внутри все нетронутым Ќасколько известно, он никогда больше не по€вилс€ в ¬орденклифе, вообще в этих кра€х, и, что наиболее странно, не унес оттуда ни одной бумаги, ни одного наброска или документа Ёто был поворотный пункт в его публичной научной работе ќн жил еще сорок лет, непрестанно работа€, но патентовал только открыти€, относ€щиес€ к механике, и публиковал лишь газетные статьи.

* * *

¬ современной науке “еслу цитируют все чаще. ≈го начинают изучать даже ученые, которые до сих пор не воспринимали противоречий электромагнитной теории ћаксвелла, в особенности те, кто труд€тс€ над объединением электромагнетизма, гравитации и сильных и слабых взаимодействий. ƒействительно ли матери€ бесконечно делима или нет? Ѕесконечно ли делимо пространство? Ќаконец, в чем роль времени в физических процессах? <...> ћожет, врем€ есть всего лишь мера, обыкновенна€ координата, как это предполагаетс€ в современных физических теори€х, исход€щих из теории относительности и квантовой механики. <...>

Ќепри€тие идей “еслы, касающихс€ эфира как базовой среды, структурно объедин€ющей пространство и материю, привело к застою в физическом мышлении и к непрестанному возвращению к устаревшим иде€м. <...>

¬ научных кругах, сознательно принимающих на себ€ риск создани€ "новой физики", концепции “еслы сегодн€ все более цен€тс€ и изучаютс€. ¬едутс€ эксперименты со сверхнизкими и сверхвысокими частотами колебаний особых модул€ций, составл€ющими излучение ионосферы. ¬се возможные последстви€ этого еще не известны. —юда относ€тс€ - управление метеорологическими €влени€ми, в особенности ураганами и атмосферным давлением, внушение мыслей и эмоций на рассто€нии с помощью электромагнетизма, то есть резонанса с электромагнитными передатчиками. ¬ы€снилось, что технологически вполне возможно имитировать внешние электромагнитные про€влени€ мыслительных процессов человека. Ёто и есть позици€, на которой стоит кибернетика “еслы. "„еловек - это "автомат" космических сил", - подчеркивал он в большинстве статей и лекций.

≈ще легче, скажут экспериментаторы, возбуждать массовые эмоции большому количеству людей соответствующей осцилл€цией ионосферы, включающей гармоники коллективного бессознательного всего человечества. »оносфера - ключ к управлению массовыми чувствами и мысл€ми. ¬се это “есла осознавал еще в далеком 1899 году, жив€ в  олорадо.

—овременна€ университетска€ наука и, в особенности, сербское научное сообщество настроено против идей “еслы прежде всего потому, что оно их не понимает. ¬торой причиной €вл€етс€ сопротивление, которое “есла оказывал термо€дерной физике, и его предсказание, что применение соответствующей технологии не будет продолжительным, а квантова€ механика не имеет серьезного научного будущего.

“есла-космолог обладал своей философской и религиозной позицией:

"јристотель утверждал, что в космическом пространстве существует независимый высший дух, привод€щий в движение и мысль - его главный атрибут. “очно так же и € уверен, что единый  осмос объединен в материальном и духовном смысле. ¬ космическом пространстве существует некое €дро, откуда мы черпаем всю силу, вдохновение, которое вечно прит€гивает нас, € чувствую его мощь и его ценности, посылаемые им по всей ¬селенной и этим поддерживающие ее в гармонии. я не проник в тайну этого €дра, но знаю, что оно существует, и когда € хочу придать ему какой-либо материальный атрибут, то думаю, что это —¬≈“, а когда € пытаюсь постичь его духовное начало, тогда это -  –ј—ќ“ј и —ќ„”¬—“¬»≈. “от, кто носит в себе эту веру, чувствует себ€ сильным, работает с радостью, ибо и сам чувствует себ€ частью общей гармонии".

ј вот как относилс€ “есла к идее Ѕудды о том, что "€" иллюзорно: "¬ самом деле, мы есть нечто другое, наподобие волн в субъективном времени и пространстве, и когда эти волны исчезают, от нас ничего не остаетс€. <...> Ќет личности. Ќельз€ сказать, чтобы волны в океане обладали индивидуальностью. —уществует только иллюзорна€ череда волн, следующих одна за другой. ћы не то, что были вчера; € сам есть только цепь относительных существовании, не вполне одинаковых. Ёта цепь и есть то, что создает эффект непрерывности, как в движущихс€ картинках, а не мое субъективно-ошибочное представление о моей реальной жизни".

7 €нвар€ 1943 года Ќикола “есла умер в Ќью-…орке, в гостинице "Ќью-…оркер". —начала его отпевали по православному обычаю, а затем тело было сожжено по буддистскому церемониалу.


ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку