-Метки

art florida painting акварель америка американская живопись англия анна аллендорф архитектура аудио афоризмы балет бибихин биография великая отечественная война видео воспоминания воспоминания xx века германия город городской пейзаж графика греция дневники xx века дневники начала xx века дюссельдорф женский образ живая память народа живопись животные иван уварович москвин иллюстрации импрессионизм ирландия искусство история кино кира аллендорф книжные иллюстрации литература марина аллендорф морской пейзаж музеи музей музыка натюрморт натюрморты наука памятные даты париж пейзаж пейзажи портрет портреты поэзия путешествия ретро россия русская живопись семья аллендорф скульптура современная живопись стихи сша сюрреализм украина флорида фото фото из личного архива фотограф фотографии фотоискусство франция французская живопись французский художник художник художники цветы цитаты черчилль

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Live_Memory

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.01.2008
Записей: 7975
Комментариев: 198249
Написано: 234364

Густав Клуцис. Право на эксперимент.

Четверг, 13 Июня 2013 г. 23:41 + в цитатник
Marginalisimus все записи автора


 

Густав Густавович Клуцис (1895–1938) – яркая и трагическая фигура русского авангарда. Лидер конструктивизма, один из создателей искусства фотомонтажа, мастер политического плаката, новатор в области выставочного дизайна, он искренне верил в идеи трансформации мира и преобразования человека, весь свой талант направлял на создание мощных средств политической агитации. Однако в силу парадоксов истории России ХХ века художник был уничтожен той самой системой, на пропаганду которой он работал, а его творчество на десятилетия предано забвению.

 

 

Густав Клуцис, бесспорно, является одним из самых известных художников латышского происхождения в мире. Подтверждение тому - нарастающий интерес кураторов из разных стран к коллекции Национального художественного музея Латвии и постоянная востребованность работ Густава Клуциса для экспонирования на международных выставках, посвященных искусству ХХ века. О Клуцисе говорят как о ярком представителе конструктивизма и пионере фотомонтажа, так и об одном из самых выдающихся мастеров полиграфического дизайна и плаката.

 

Густав Клуцис родился в Латвии в местечке Руиена. Первоначальное художественное образование он получил в Рижской городской художественной школе, где занимался в 1913–1915 годах под руководством знаменитого пейзажиста, основоположника латвийской живописи В.Пурвита. С началом Первой мировой войны Клуцис был эвакуирован в Петроград.

 

 

Здесь в 1915–1917 годах он продолжил учебу в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. После участия в революционных событиях вместе с латышскими стрелками Клуцис был переведен в Москву на службу в охране Кремля в составе 9-го латышского полка.

 

 

В марте 1918 года он был среди тех латышских стрелков, которые охраняли Ленина и новое советское правительство, переехавшее из Петрограда в Москву. Безраздельная поддержка революции со стороны Клуциса отчасти объяснялась личной неприязнью к царской власти. Во время подавления революции 1905 года на 15-летнюю каторгу был сослан его старший брат. После состоявшейся в Кремле выставки участников художественной студии латышских стрелков Клуцис получил направление на продолжение художественного образования в СВОМАСе

 

Осенью 1918 года Клуциса командировали на учебу в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ, с 1920 Вхутемас), где он занимался у К.Малевича, К.Коровина, А.Певзнера, а по окончании учебы в 1921 году его самого пригласили преподавать.

Совместно с Сергеем Сенькиным Клуцис разработал преподавательскую программу. Художники предложили создать во ВХУТЕМАСе «Мастерскую революции». Текст программы был опубликован в первом номере журнала «Леф» за 1924 год: «Первой и основной своей задачей мастерская считает ответить на все художественные запросы, выдвинутые революцией.

Мастерская должна стать рупором художественно-революционной и коммунистической мысли, ее цель - подготовка кадров молодых социально определившихся художников организаторов для борьбы средствами зрительного воздействия за революционные завоевания рабочего класса;

- кадра художников агитаторов и пропагандистов, умеющих ответить на практические потребности революции;

- кадра художников производственников, поставивших себе целью широкое социальное и культурное воздействие на массового зрителя;

- кадра художников, вооруженного до зубов всеми достижениями науки и техники сегодняшнего дня».

Надо признать, что в своем творчестве Клуцис во многом следует этим принципам.

 

 

Клуцис стал активным участником авангардного движения, работал в области плаката, типографики и фотомонтажа. Приверженность к конструктивизму связала его с группой "производственников" (Л.Попова, А.Родченко, В.Степанова, А.Веснин) в Институте художественной культуры (Инхуке, с 1923).

 

Клуцис сотрудничал с В. Маяковским в литературно-художественном объединении "Левый фронт искусств"; в 1928 году стал одним из организаторов объединения плакатистов "Октябрь".

 

 

Клуцис много работал над оформлением клубов, революционных празднеств, крупнейших выставок советского искусства в стране и за рубежом. Так, например, для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже он создал фотомонтажное панно "VIII Чрезвычайный Всесоюзный съезд Советов и Конституция СССР".

 

 

Возможно, членство в латышском культурно-просветительном обществе "Прометей" (1929–1937) стало роковым в судьбе мастера. В январе 1938 года Клуцис был арестован и вскоре погиб во время допросов.

 

 

Судьба Клуциса сложилась трагично, особенно если вспомнить заслуги художника перед властью и его искреннюю веру в идеалы коммунистической партии. На основании сфабрикованного обвинения 17 января 1938 года Густав Клуцис был арестован как «член вооруженной латышской террористической организации» и 26 февраля расстрелян на Бутовском полигоне в Москве. Семье истинные обстоятельства гибели художника и подлинную дату его смерти сообщили только в конце 1980-х годов.

 

 

В полученном вместе со справкой о посмертной реабилитации в 1956 году свидетельстве о смерти было написано, что Клуцис скончался в 1944 году в трудовом лагере от порока сердца. Поэтому до сих пор в отдельных публикациях можно встретить неверно указанную дату смерти художника.

 

 

Так сложилось, что становление художника совпало по времени с переломным этапом в истории политической и художественной жизни. Попав в Москву на рубеже 1910-х - 1920-х годов, он стал участником стремительных событий, когда рождались новые направления в искусстве, создавались бесчисленные творческие объединения и группы, демонстрировавшие радикальные взгляды и провозглашавшие смелые манифесты. Молодой художник, попав в водоворот нового искусства, не потерялся и стал искать свой собственный путь.

 

 

В поисках ключа, открывшего перед ним верный путь к созвучному эпохе художественному языку, Клуцис не движется по пути следования актуальным художественным направлениям - кубизму, футуризму и супрематизму, поэтому бесспорных образцов того или иного стилистического направления в его раннем творчестве исключительно мало.

 

 

 

 

Клуцис ищет синтез существующих к тому времени художественных средств, ведущий к более мощному по выразительности искусству, о чем художник позже напишет в автобиографии: «Начались поиски новой сильной революционной формы. Начался самый невероятный формалистический период, от которого я, к счастью, освободился, изживая его постепенно».

 

 

Художник продолжает: «В то время я был убежден, что революция требует от искусства совершенно новых форм, не существовавших никогда раньше. Я ставил себе своеобразную задачу - в напряженной работе исчерпать все течения, «измы» и таким образом освободиться от груза прошлого, от старой школы и найти новые формы для настоящего»

 

 

Кроме поиска новых форм художник обращается и к современным материалам, к новым техническим средствам, буквально лабораторным способом проверяя их пригодность для достижения поставленной перед собой цели.

 

 

Сказанное в равной мере касается и процесса создания экспериментальных картин-вещей, и опытов в области фотомонтажа, о чем Клуцис пишет: «Я создаю свои работы не на основе отдельных фотокадров, а использую фототехнику, химию, оптику и аппаратуру, как новую изобразительную технику, для создания художественно-идеологического образа». Именно фотомонтаж вскоре будет признан основным выразительным средством современной формы.

 

 

В свете экспериментального периода Клуциса следует рассматривать и его учебу в мастерской основоположника супрематизма Казимира Малевича в 1919 году и последующее участие в одной или нескольких выставках группы УНОВИС.

 

 

В работах Клуциса 1919 года, бесспорно, прослеживается влияние Малевича, и они созвучны работам некоторых других художников круга Малевича. Но в то же самое время Клуцис, изучая супрематизм, не прекращает поиск новой формы и в других направлениях.

 

Надо признать, что плакатные композиции Клуциса в технике фотомонтажа стали мощным оружием политической агитации и пропаганды.

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

В 1931 году художник опубликовал статью «Фотомонтаж как новый вид агитационного искусства», в которой писал о преимуществах метода в воздействии на массового зрителя: «Заменяя рисунок от руки фотографией, художник более правдиво, более жизненно, более понятно для масс изображает тот или иной момент.

 

 

Смысл этой замены заключается в том, что фотоснимок не есть зарисовка зрительного факта, а точная его фиксация. Эта точность, документальность придают фотоснимку такую силу воздействия на зрителя, какого графическое изображение никогда достичь не может».

 

 

С середины 1920-х до первой половины 1930-х годов Клуцис много работал над оформлением книг и печатных изданий и был одним из ведущих мастеров политического плаката. Среди его работ следует отметить и несколько грандиозных проектов по оформлению города к государственным праздникам.

Монументальное панно для гостиницы Моссовета 1933 Фотоколлаж

 

 

 

 

Сегодня мы осознаем, что документальность, о которой говорит Клуцис, была фикцией, что с помощью реалистической формы создавался миф о светлом будущем советского человека в индустриально развитом государстве.

 

 

 

В контексте политических установок 1932 года, повлекших за собой отрицание авангарда и укрепление позиций реализма, в творчестве художника к середине 1930-х годов наметился перелом. Постепенно сокращаются заказы издательств, и Клуцис обращается к традиционным видам искусства. Поздние акварели и эскизы маслом Клуциса почти неизвестны широкому зрителю, но их количество в музейной коллекции составляет около 150 единиц. В те годы Клуцис возобновляет контакт с латышским культурно-просветительским обществом «Прометей»

 

 

Последним ярким событием в творчестве художника стала Всемирная выставка в Париже в 1937 году. Для павильона СССР он создал фотомонтажное панно «VIII Чрезвычайный Всесоюзный съезд Советов и Конституция СССР». После единственного в жизни художника путешествия за границу сохранились эскизы павильонов выставки и реалистически трактованные виды Парижа.

 

 

 

С  7 июня по 22 сентября в Государственной Третьяковской галерее открыта выставка

"Густав Клуцис. Право на эксперимент"

Крымский Вал, 10, залы 21–22
СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ

 

Название настоящей экспозиции отсылает к рукописи Клуциса "Право на эксперимент" (1920-е). Оно отражает своеобразие творческих устремлений художника – постоянный поиск новых средств выразительности, эксперименты с формой, пространством, передачей движения. "Право на эксперимент" указывает и на специфику выставки.

 

Красный человек. 1918 – 1919.

 

Организаторы, сделав исключение лишь для трех станковых полотен мастера ("Красный человек", 1918–1919; "Аксонометрическая живопись", 1920, обе – ГТГ; "Построение. Вхутемас", 1920, Государственный музей В.В. Маяковского), знаменующих начало его экспериментального творчества, строят экспозицию на рабочих материалах Клуциса.

 

 

Камерная выставка, на которой представлено более 60 рисунков и произведений авторской печатной графики, демонстрирует своеобразную "кухню" художника: десятки эскизов и зарисовок передают ход мысли мастера, то, как от замысла, от первых пластических идей конструкции агитационной "малой архитектуры" – складные киоски, "радиоораторы", громкоговорители, экраны, реклама на вращающихся лопастях – приобретают законченность и острую выразительность. Временные рамки выставки охватывают конец 1910-х – 1920-е годы – период наиболее ярких художественных опытов Клуциса.

 

 

"Смотреть со всех сторон" – эту цель преследовал Клуцис при создании цветотоновых и плоскостно-пространственных конструкций, которые зрительно обретали трехмерную объемность и динамику. Теме динамической структуры мастер посвятил серию изображений так называемого "динамического города". Некоторые из композиций допускают, что верх и низ могут у них произвольно меняться, а изобразительное поле – вращаться. Динамику в этих произведениях усиливают диагональные линейные построения, ритмически повторяющиеся элементы. На выставке серия представлена рисунками, графическими оттисками, набросками карандашом и тушью, а также одной из знаковых работ в творчестве Клуциса – "Аксонометрическая живопись". Дополняют эту часть экспозиции произведения из Государственного музея В.В.Маяковского (Москва), среди которых – "Набросок для "Аксонометрической композиции"" (1920. Бумага, карандаш) – подготовительный рисунок к картине из Третьяковской галереи.

Впервые в России публике представлены три рисунка из Латвийского национального художественного музея (Рига), среди них – один из первых опытов Клуциса с элементами фотомонтажа – "Штурм. Латышские стрелки (Удар по контрреволюции…)" (1918. Бумага, фотомонтаж, карандаш, уголь). Это эскиз монументального панно для наружного оформления здания Большого театра в связи с проведением V съезда Советов в 1918 году. Из частной латвийской коллекции поступили три рисунка 1919 – начала 1920-х годов (собрание Г.Белевича, Рига).

Открытием для московского зрителя станет показ рабочих рисунков Клуциса из фонда поэта А.Е.Крученых (друга художника), который хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства (Москва). Среди нескольких произведений, предоставленных SEPHEROT Foundation (Лихтенштейн), – единственный на выставке эскиз плаката "Выполним план великих работ" (1930), принадлежащий к числу самых знаменитых образцов фотомонтажа.

 

Источники:

 Ивета Деркусова. Творчество Густава Клуциса

Густав Клуцис. Право на эксперимент

 

 

Рубрики:  искусство
живопись
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 11 пользователям



Lenadoll   обратиться по имени Пятница, 14 Июня 2013 г. 00:21 (ссылка)
Спасибо, очень интересный материал!
Ответить С цитатой В цитатник
SvetlanaSvetik   обратиться по имени Пятница, 14 Июня 2013 г. 08:03 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Алла_Чехолина   обратиться по имени Пятница, 14 Июня 2013 г. 14:39 (ссылка)
Спасибо! Интересно и познавательно.
Ответить С цитатой В цитатник
Аквилон_10   обратиться по имени Пятница, 14 Июня 2013 г. 15:14 (ссылка)
Советская власть уничтожила массу достойных людей. Но недостойных тоже уничтожала...
Ответить С цитатой В цитатник
zangar   обратиться по имени И поделом! Суббота, 15 Июня 2013 г. 11:45 (ссылка)
История всё расставила по своим местам. Всем известно, что латышские стрелки были палачами русского народа. Набив руку на расстрелах Клуцис полез в лизать сапоги сталинской своре и попал под раздачу. Конечно, возможно, осудили его за участие в антисоветском заговоре. Но если бы в те времена сажали за бездарность, он бы этого вполне заслужил своим с позволения сказать "творчеством". Вся эта фотоколлажность сейчас называется фотошопой и ею в наши дни балуются детки малые.
Ответить С цитатой В цитатник
Galyshenka   обратиться по имени Суббота, 15 Июня 2013 г. 16:10 (ссылка)
Идеалист.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку