Цитата сообщения Ada_Peters
Рембрандт
Рембрандт
Автопортрет
| |
Мужчина в доспехах |
Минуя бетонные пригороды Кельна, скоростной поезд бесшумно летит вдоль холмов, лесов, невысоких гор Южной Германии. Постепенно вид из окна меняется, и после Утрехта могучее волнение ландшафта переходит в спокойное дыхание плоской, бережно нарезанной земли Голландии.
Амстердам, триста лет назад засмотревшись на свое отражение в тихой воде каналов, решил не искать лучшего.
Автопортрет в молодости
| |
Титус, сын Рембрандта
1655 |
Перед зданием вокзала клубок трамвайных путей. Дребезжат, кренясь на поворотах, вагоны. Велосипедисты, звеня, снуют во все стороны.
Широкая торговая улица выходит на площадь перед зданием ратуши, переделанной в королевский дворец. Площадь заставленна атракционами, лавками с едой и сувенирами. На ширoких ступенях дворца сидят и лежат, покуривая ''травку''. Сильно пахнет мочой. Королева решила не портить себе нервы и перебралась в другое место.
Перейдя площадь, чувствуешь терпкий запах водорослей, облепивших черные, блестящие на солнце стволы свай. Трутся бортами и чавкают днищами лодки.
Рейксмюсеум закрыт на ремонт. В нескольких открытых залах собрано самое лучшее.
''Отряд капитана Франца Баннинга Кока'' появился буднично, за углом, слева от узкого входа в тесноватый зал. Возле картины толпились сразу несколько групп, и экскурсоводы старались перешептать друг друга на разных языках. Я зашел переждать в соседнюю комнату.
Купающаяся женщина
1655
| |
Портрет молодой Саскии, 1633 |
Невинное желание убивать красивыми вещами. Мушкеты, украшенные слоновой костью и перламутром. Времена арабских скакунов под драгоценными попонами и дамасских клинков. Кирасы в паутине золотого узора, серебряные уздечки, бархатные и шелковые пояса. Ширина шляп, величина пряжек на ботфортах, высота каблуков, кружева белых рубах, раструбы перчаток занимали отправлявшихся в боевой дозор не меньше, чем умение фехтовать или держаться в седле. Вклад портного и ювелира в победу был сравним с вкладом кузнеца, ковавшего доспехи.
Трудно представить банку Циклона Б или автомат Калашникова в глубине нежно подсвеченной витрины.
Я вернулся к Рембрандту, когда зал опустел.
Ночной дозор, 1642
Портрет стрелков городской охраны написан небрежно, как может быть небрежна сделана работа на взгляд заказчика, от назойливых требований которого отмахивается художник. Холст вообще не о тех, кто на нем изображен. Единственное, что занимало художника, был свет.
Желающих оказалось больше, чем места на полотне. Они говорят о корявости его фигур. Что бы он не сделал, они будут платить. Казалось, так будет всегда.
Его отвлек шум с улицы. На другой стороне площади, возле открытых дверей кабака – драка. Рембрандт со злостью захлопнул окно. Шляпы, сапоги и пряжки написаны. За свои деньги они получат, то что хотят. Он не мог сосредоточиться. Его торопят. Холст распадался. Пятна одежды капитана Кока и лейтенанта ван Ройтенбурга вываливались. Тяжелая, глухая темнота задника с прописанными фигурами стрелков. Он сел. Шум за окном стих. Кисть выпала из руки – он проснулся. Сколько он спал?
Что-то изменилось на холсте. Солнце садилось за острые крыши домов, и последние всполохи, проникая в комнату через неплотно закрытые ставни, падали на полотно. В темноте мерцали лица стрелков. Глухая темнота наполнилась свечением, исходящим от двух фигур на первом плане. Пятно угасающего теплого света мерцало слева, в глубине на плитах. Свет, на месте глухой заслонки пола, у ног стрелков, должно быть пятно света! Он знал, ни один из них не согласится оказаться на каменном полу.
Эта девчонка, стражники подобрали ее на улице. Так и прибилась. Рембрандт видел ее однажды. Она сидела на старом плаще в караульной и играла с собачонкой. Ее замызганное платье – это то, что ему надо. Радость, которую он никогда не делил ни с кем, наполнила его. Он подошел к холсту, и пока солнце совсем не скрылось, стал работать.
Два пятна офицерских одежд и теплый комок платья отрядной кухарки за ними. Он был доволен. Положил кисти. В зале совсем стемнело. Жаровня еще теплилась. Надо бы кликнуть кого-нибудь, чтобы зажгли свечи.
Саския
1634
Пора идти. Саския часто болеет. Он долго оттирал руки в теплой воде.
В Западную Церковь возле нашей гостиницы я зашел случайно. Прохлада огромного зала. Никаких украшений. Орган и кафедра у колонны. Туристы, ищущие укрытие от жары, редкие прихожане. Взгляд скользит по белым стенам не задерживаясь, пока не натыкается на лепной медальон с текстом. Внизу табличка по-английски сообщает, что здесь был похоронен Рембрандт. За ''незначительностью имени, в церковной могиле''. В общей яме, которая опустошается каждые двадцать лет.
Рамбрандт ван Рейн родился 15 июня 1606 года в Лейдене, Нидерланды. Работал во всех жанрах и техниках. Один из самых знаменитых и высокооплачиваемых художников свого времени. До 1650 годов успех и слава сопутствуют Рембрандту. В середине 50-х меняет технику своих работ. Большие размеры холстов и грубая, многослойная поверхность отталкивает зрителей. Ссоры с покупателями и уменьшение заказов приводят Рембрандта к банкротству. Последние годы пошет автопортреты. Похоронен 4 октября в Амстердаме в общей могиле Западной церкви. Точного места захоранения нет.
Слава Полищук
stosvet.net
.
Серия сообщений "Рембрандт Харменс ван Рейн":
Часть 1 - Возвращение блудного сына (Рембрандт)
Часть 2 - Рембрандт Харменс ван Рейн. Святое семейство и ангелы, 1645
Часть 3 - Высшая зрелость мастерства. Итоги. Часть 4
Часть 4 - Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет с Саскией на коленях, 1635
Часть 5 - Рембрандт