Что должен уметь ребенок, начиная посещать детский сад
Задумывались ли вы над тем, что именно ваш ребенок должен знать, прежде чем пойти в детский сад?
При поступлении в младшую группу «на полный день» (обычно около 3 лет), малышу придется адаптироваться к совершенно новым правилам коллективного воспитания и обучения. Лучше заранее начать готовить ребенка к тому, что ему придется участвовать в коллективных играх, предлагаемых воспитателем, самостоятельно инициировать знакомства и играть с детьми, следовать инструкциям воспитателя, уметь усваивать новые знания, совершенствовать навыки самообслуживания, привыкнуть к режиму и расписанию группы.
Список, который вы найдете ниже, основан на шкале, которую обычно заполняют воспитатели групп кратковременного пребывания в конце года. Конечно, мы немного изменили ее, сделав более информативной именно для родителей. Не важно, водили ли вы своего малыша на подготовительные занятия, в развивающие центры или занимались дома, в любом случае, предлагаемый список поможет вам чуть более объективно посмотреть на развитие своего ребенка и понять, на что нужно обратить внимание, чем позаниматься, чтобы облегчить адаптацию к детскому саду.
Все, что вам нужно сделать, это понаблюдать за своим малышом в типичных ситуациях в течение дня или нескольких дней, обращая внимание на предложенные критерии. В пустом квадратике рядом с каждым из параметров поставьте «+», если ребенок самостоятельно демонстрирует качество из списка, «+/-», если демонстрирует только при небольшой помощи и участии взрослого и «-», если не демонстрирует вовсе или только при постоянной помощи взрослого.
Не забывайте, что все наши дети очень непохожи и одарены в разных областях. Очевидно, что если у вашего ребенка есть особые потребности, склонности или совсем нет опыта участия в развивающих занятиях, анкета может вам не подойти.
Этот чек-лист в первую очередь способ по-новому взглянуть на вашего малыша … а не то, по поводу чего стоит переживать! Но учитывайте, что все области развития имеют равное значение для маленьких детей! В дошкольном возрасте двигательные навыки и социальное развитие так же важны, как обучение чтению и интеллект.
Личностное и социальное развитие
Отношение к обучению
Проявляет инициативу и любопытство к обучению
Настойчив при выполнении задания, доводит дело до результата; при столкновении с проблемой ищет помощи взрослого
В общем, доброжелателен и готов к сотрудничеству
Самоконтроль
Следует правилам и расписанию
Умеет переключаться (переходить от одного вида деятельности к другому)
Демонстрирует нормальный уровень активности (не более и не мене активен, чем большинство других детей этого же возраста в аналогичной ситуации)
Взаимоотношения с другими
Легко взаимодействует с одним или несколькими детьми
Легко взаимодействует со знакомыми взрослыми
Участвует в групповых мероприятиях (например, в играх на днях рождения или занятиях в развивающем центре)
Ждет своей очереди и делится
Разрешение конфликтов
Обращается к помощи взрослого, когда это необходимо для разрешения конфликта
Для разрешения конфликта использует слова
Язык и грамотность
Умение слушать
Слушает и понимает указания и разговоры
Может следовать одноэтапым и двуэтапым указаниям
Речь
Говорит достаточно ясно, чтобы быть понятным без контекста
Имеет представление о последовательности событий
Литература и чтение
С интересом слушает, когда ему читают вслух
Проявляет интерес к деятельности, связанной с чтением
Пересказывает содержание историй
Может расположить три последовательные картинки и рассказать по ним историю
Письмо
Использует рисунки для передачи идей
Использует каракули, фигуры и буквы-символы, чтобы записать слова или идеи
Знание алфавита
Читает/поет алфавит
Распознает и отличает заглавные и строчные буквы
Правильно использует заглавные и строчные буквы (для имен и названий)
Математическое мышление
Закономерности и взаимосвязи
Сортирует предметы по цвету, форме и размеру
Распределяет или выкладывает в серию несколько объектов на основе одного признака
Распознает простые модели (например, строит из конструктора или кубиков) и может воспроизводить их (по образцу)
Количество понятий и операций
Считает до 20
Может посчитать до 10 объектов
Правильно подбирает цифры
Распознает по названию цифры 0-10
Геометрия и пространственные отношения
Распознает четыре формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник
Знает понятия пространства и направления (вверх/вниз; больше/меньше; в/из; за/перед; рядом с/между; сверху/снизу; внутри/снаружи; выше/ниже; высокий/низкий; вправо/влево; первый/последний; далеко/близко; идти/стоять)
Измерение
Понимает и использует сравнительные слова (большой/маленький, короткий/длинный, высокий/низкий, быстро/медленно, мало/много, пустая/полная, меньше/больше)
Различает плоские и объемные фигуры
Обращает внимание на встречающиеся упорядоченные чередования людей или объектов, может описать последовательность чередования («я заметил: тут мальчик, а потом девочка, потом опять мальчик»)
Физическое развитие
Двигательные навыки
Крутит педали и управляет трехколесным велосипедом
Самостоятельно подниматься по лестнице и спускаться с нее, чередуя ноги
Прыгает на месте, приземляясь на две ноги
Может сделать 7 последовательных прыжков вперед
Может стоять на одной ноге в течение 5 секунд
Подпрыгивает на одной ноге 2-3 раза
Может пропрыгать в длину на одной ноге 1,5 метра
Бросает мяч на метр
Ловит брошенный мяч руками и телом
Забирается на лестницу на детской площадке
Мелкая моторика
Складывает 10 небольших (2,5 см) кубиков
Умеет нанизывать шарики на ниточку (бусинки)
Складывает пазл из 7 частей
Может слепить блин, змею, и шарик из пластилина
Держит карандаш правильно
Может срисовать вертикальную линию, горизонтальную линию, круг, крест, квадрат, V, треугольник
Может написать своё имя
Печатает имя без подсказки
Держит ножницы правильно
Может вырезать крупные геометрические фигуры из картона
Может правильно использовать клеящий карандаш
Санитарно-гигиенические навыки
Может самостоятельно мыть лицо и руки
Пользуется носовым платком/салфеткой
Одевается и раздевается сам
Обувается и разувается сам с небольшой помощью взрослых в застегивании пуговиц и завязывании шнурков
Правильно сидит за столом
Самостоятельно ест ложкой и пьет из чашки
Научился полоскать рот после еды и чистить зубы, высмаркиваться
Знает свое полотенце и его место
Освоил пользование горшком
Творчество
Искусство
Знает 10 цветов: красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный, белый, коричневый, розовый
Использует различные художественные материалы, различает их тактильно, экспериментирует с ними
Музыка/движение
Участвует в музыкальных занятиях в группе (если вы посещаете групповые занятия)
Участвует в придумывании движений, танцует
Драматизация
Использует предметы-заместители в игре (притворяется, что объект обозначает что-то)
Берет на себя роль в игровых ситуациях
Источник:
http://expertbaby.ru
Серия сообщений "Методы развивающего обучения":
Часть 1 - Рыба учит молча!
Часть 2 - Как обучать детей играя?
Часть 3 - Что должен уметь ребенок, начиная посещать детский сад
Часть 4 - Как подготовить ребенка к детскому саду
Часть 5 - 10 шагов к тому, чтобы научить вашего ребенка читать
...
Часть 7 - Простые математические трюки
Часть 8 - Тренажер для начинающих. Простые слова.
Часть 9 - Рамки для фотографий. Азбука