-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107797
Комментариев: 6801
Написано: 116267


16 февраля родились...

Четверг, 16 Февраля 2012 г. 00:38 + в цитатник
 (548x699, 121Kb)
1831
Николай Семёнович Лесков
русский писатель. Его называли самым национальным из писателей России: «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть» (Д.П.Святополк-Мирский, 1926). В его духовном формировании немалую роль сыграла украинская культура, которая стала ему близка за восемь лет киевской жизни в юные годы, и английская, которую он освоил благодаря многолетнему тесному общению со старшим родственником со стороны жены А.Скоттом. Сын Николая Лескова — Андрей Лесков, на протяжении долгих лет работал над биографией писателя, закончив её ещё до Великой Отечественной войны. Эта работа вышла в свет в 1954 году. В городе Орле его имя носит Школа № 27. Николай Семёнович Лесков родился в селе Горохово Орловского уезда, ныне Свердловский район Орловской области. Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков (1789—1848), выходец из духовной среды, по словам Николая Семёновича, был «…большой, замечательный умник и дремучий семинарист». Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и, по свидетельству современников, приобрёл репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела. Мать Мария Петровна Лескова (урожд. Алферьева) была дочерью обедневшего московского дворянина. Одна из её сестёр была замужем за состоятельным орловским помещиком, другая — за англичанином, управлявшим несколькими поместьями в разных губерниях. Раннее детство Н.С.Лескова прошло в Орле.После 1839 года, когда отец покинул службу (из-за ссоры с начальством, чем, по словам Лескова, навлек на себя гнев губернатора), семья — супруги, трое сыновей и две дочери — переехала в село Панино (Панин хутор) неподалёку от города Кромы. Здесь, как вспоминал будущий писатель, и состоялось его знакомство с народным языком. В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Н.С.Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов. Проводя аналогию с Н.А.Некрасовым, Б.Бухштаб предполагает: «В обоих случаях, очевидно, действовали — с одной стороны, безнадзорность, с другой — отвращение к зубрёжке, к рутине и мертвечине тогдашних казённых учебных заведений при жадном интересе к жизни и ярком темпераменте». В июне 1847 года Лесков поступил на службу в ту же палату уголовного суда, где работал его отец, на должность канцелярского служителя 2-го разряда. После смерти отца от холеры (в 1848 году), Николай Семёнович получил очередное повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года по собственному прошению — перемещение в штат Киевской казенной палаты. Он переехал в Киев, где жил у своего дяди С.П.Алферьева. В Киеве (в 1850—1857 годы) Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами. Отмечалось, что значительно влияние на мировоззрение будущего писателя оказал экономист Д.П.Журавский, поборник отмены крепостного права. В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тетки А.Я.Шкотта (Скотта) «Шкотт и Вилькенс». В предприятии, которое (по его словам) пыталось «эксплуатировать всё, к чему край представлял какие-либо удобства», Лесков приобрёл огромный практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства. При этом по делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. «…Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», — позже вспоминал Н.С.Лесков. Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с Санкт-Петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек… — Стебницкий (Н.С.Лесков). «Русское общество в Париже». В этот период (до 1860 года) он жил с семьей в селе Райском Городищенского уезда Пензенской губернии. Некоторое время спустя, однако, торговый дом прекратил своё существование и Лесков летом 1860 года вернулся в Киев, где занялся журналистской и литературной деятельностью. Через полгода он переехал в Санкт-Петербург, остановившись у И.В.Вернадского. Лесков начал печататься сравнительно поздно, на двадцать девятом году жизни, поместив несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1859—1860), несколько статей в киевских изданиях «Современная медицина», который издавал А.П.Вальтер (статья «О рабочем классе», несколько заметок о врачах) и «Указатель экономический». Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации и Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу. В начале своей литературной карьеры Н.С.Лесков сотрудничал со многими Санкт-Петербургскими газетами и журналами, более всего печатаясь в «Отечественных записках» (где ему покровительствовал знакомый орловский публицист С.С.Громеко), в «Русской речи» и «Северной пчеле». В «Отечественных записках» были напечатаны «Очерки винокуренной промышленности», которые сам Лесков называл своей первой работой,) считающиеся его первой крупной публикацией. Летом того же года он ненадолго переехал в Москву, вернувшись в Санкт-Петербург в декабре. В начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом М.Стебницкий. Псевдонимная подпись «Стебницкий» впервые появилась 6 апреля 1862 года под первой беллетристической работой — «Погасшее дело» (позже «Засуха»). Держалась она до 26 августа 1869 года. Временами проскальзывали подписи «М.С», «С», и, наконец, в 1872 году. «Л.С», «П.Лесков-Стебницкий» и «М.Лесков-Стебницкий». Среди других условных подписей и псевдонимов, использовавшихся Лесковым, известны: «Фрейшиц», «В.Пересветов», «Николай Понукалов», «Николай Горохов», «Кто-то», «Дм. М-ев», «Н.», «Член общества», «Псаломщик», «Свящ. П. Касторский», «Дивьянк», «М.П.», «Б.Протозанов», «Николай--ов», «Н.Л.», «Н.Л.--в», «Любитель старины», «Проезжий», «Любитель часов», «N.L.», «Л.». В статье по поводу пожаров в журнале «Северная пчела» от 11 июня 1862 года, о которых распространялись слухи как о поджогах, осуществляемых революционно настроенными студентами и поляками, писатель упомянул об этих слухах и потребовал от властей их подтвердить или опровергнуть, что было воспринято демократической публикой как донос. Кроме того, критика действий административной власти, выраженная пожеланием, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния» — вызвала гнев самого царя. Прочитав эти строки, Александр II написал: «Не следовало пропускать, тем более, что это ложь». Вследствие этого Лесков был отправлен редакцией «Северной пчелы» в длительную командировку. Он объехал западные провинции империи, побывал в Динабурге, Вильне, Гродно, Пинске, Львове, Праге, Кракове, а в конце командировки — и в Париже. В 1863 году он вернулся в Россию и опубликовал серию публицистических очерков и писем, в частности, «Из одного дорожного дневника», «Русское общество в Париже». С начала 1862 года Н.С.Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела», где начал писать как передовые статьи, так и очерки, нередко на бытовые, этнографические темы, но также — критические статьи, направленные, в частности, против «вульгарного материализма» и нигилизма. Высокую оценку его деятельность, получила на страницах тогдашнего «Современника». Писательская карьера Н.С.Лескова началась в 1863 году, вышли его первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык» (1863—1864). Тогда же в журнале «Библиотека для чтения» начал печататься роман «Некуда» (1864). «Роман этот носит все знаки поспешности и неумелости моей», — позже признавал сам писатель. «Некуда», сатирически изображавший быт нигилистической коммуны, которому противопоставлялись трудолюбие русского народа и христианские семейные ценности, вызвал неудовольствие радикалов. Было отмечено, что у большинства изображенных Лесковым «нигилистов» были узнаваемые прототипы (в образе главы коммуны Белоярцеве угадывался литератор В.А.Слепцов). Именно этот первый, в политическом отношении радикальный дебют на многие годы предопределил особое место Лескова в литературном сообществе, которое, в большинстве своём, склонно было приписывать ему «реакционные», антидемократические взгляды. Левая пресса активно распространяла слухи, согласно которым роман был написан «по заказу» Третьего отделения. Это «гнусное оклеветание», по словам писателя, испортило всю его творческую жизнь, на многие годы лишив возможности печататься в популярных журналах. Это и предопределило его сближение с М.Н.Катковым, издателем «Русского вестника». В 1863 году в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть «Житие одной бабы» (1863). При жизни писателя произведение не переиздавалось и вышло затем лишь в 1924 году в измененном виде под заголовком «Амур в лапоточках. Крестьянский роман» (издательство «Время», под редакцией П.В.Быкова). Последний утверждал, что Лесков сам подарил ему новую версию собственного произведения — в благодарность за составленную им в 1889 году библиографию сочинений. Относительно этой версии существовали сомнения: известно, что Н.С.Лесков уже в предисловии к первому тому сборника «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого» обещал во втором томе напечатать «опыт крестьянского романа» — «Амур в лапоточках», но тогда обещанной публикации не последовало. В те же годы вышли произведения Лескова, «Леди Макбет Мценского уезда» (1864), «Воительница» (1866) — повести, в основном, трагического звучания, в которых автор вывел яркие женские образы разных сословий. Современной критикой практически оставленные без внимания, впоследствии они получили высочайшие оценки специалистов. Именно в первых повестях проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность «сказа», родоначальником которого — наряду с Гоголем — он впоследствии стал считаться. Элементы прославившего Лескова литературного стиля есть и в повести «Котин Доилец и Платонида» (1867). Примерно в это время Н.С.Лесков дебютировал и в качестве драматурга. В 1867 году Александринский театр поставил его пьесу «Расточитель», драму из купеческой жизни, после которой Лесков в очередной раз был обвинен критикой в «пессимизме и антиобщественных тенденциях». Из других крупных произведений Лескова 1860-х годов критики отмечали повесть «Обойденные» (1865), полемизировавшую с романом Н.Г.Чернышевского «Что делать?», и «Островитяне» (1866), нравоописательная повесть о немцах, проживающих на Васильевском острове. В 1870 году Н.С.Лесков опубликовал роман «На ножах», в котором продолжил зло высмеивать нигилистов, представителей складывавшегося те годы в России революционного движения, в представлении писателя сраставшегося с уголовщиной. Сам Лесков был недоволен романом, впоследствии называя его своим наихудшим произведением. Кроме того, неприятный осадок у писателя оставили и постоянные споры с М.Н.Катковым, который раз за разом требовал переделывать и редактировать законченный вариант. «В этом издании чисто литературные интересы умалялись, уничтожались и приспосабливались на послуги интересам, не имеющим ничего общего ни с какою литературой», — писал Н.С.Лесков. Некоторые современники (в частности, Достоевский) отметили запутанность авантюрного сюжета романа, натянутость и неправдоподобность описанных в нём событий. После этого к жанру романа в чистом виде Н.С.Лесков больше не возвращался. Роман «На ножах» явился поворотным пунктом в творчестве писателя. Как отмечал М.Горький, «…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников». Основными героями произведений Лескова стали представители русского духовенства, отчасти — поместного дворянства. Разрозненные отрывки и очерки стали постепенно складываться в большой роман, в конечном итоге получивший название «Соборяне» и напечатанный в 1872 году в «Русском вестнике». Как отмечает литературный критик В. Коровин, положительных героев — протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, — повествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, «со всех сторон обступают деятели нового времени — нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа». Произведение, темой которого стало противодействие «истинного» христианства казённому, впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями. Оно же стало первым, имевшим значительный общественный резонанс. Одновременно с романом писались две «хроники», созвучные по тематике и настроению основному произведению: «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) и «Захудалый род» (полное название: «Захудалый род. Семейная хроника князей Протазановых. Из записок княжны В.Д.П.», 1873). Согласно одному из критиков, героини обеих хроник — «образцы стойкой добродетели, спокойного достоинства, высокого мужества, разумного человеколюбия». Оба эти произведения оставляли ощущение незаконченности. Впоследствии выяснилось, что вторая часть хроники, в которой (согласно В. Коровину) «язвительно изображались мистицизм и ханжество конца александровского царствования и утверждалась социальная невоплощенность в русской жизни христианства», вызвала недовольство М.Каткова. Лесков, разойдясь во мнениях с издателем, просто не стал дописывать то, что могло бы перерасти в роман. «Катков… во время печатания „Захудалого рода“ сказал (сотруднику „Русского вестника“) Воскобойникову: Мы ошибаемся: этот человек не наш!» — позже утверждал писатель. Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе», 1881). Впоследствии критики отмечали здесь, с одной стороны, виртуозность воплощения лесковского «сказа», насыщенного игрой слов и оригинальными неологизмами (нередко с насмешливым, сатирическим подтекстом), с другой — многослойность повествования, присутствие двух точек зрения: открытой (принадлежащей простодушному персонажу) и скрытой, авторской, нередко противоположной. Об этом «коварстве» собственного стиля сам Н.С.Лесков писал: «Ещё несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом, и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врожденному коварству моей натуры». Как отмечал биограф Б.Я.Бухштаб, такое «коварство» проявилось прежде всего в описании действий атамана Платова, с точки зрения героя — почти героических, но автором скрыто высмеивающихся. «Левша» подвергся сокрушительной критике с обеих сторон. Либералы и «левые» обвинили Лескова в национализме, «правые» сочли чрезмерно мрачным изображение жизни русского народа. Н.С.Лесков ответил, что «принизить русский народ или польстить ему» никак не входило в его намерения. При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием: «Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого». Впоследствии оно было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла «Левшу» просто записью старинной легенды. В 1872 году был написан, а год спустя опубликован рассказ Н.С.Лескова «Запечатленный ангел», повествовавший о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием. В произведении, где есть отзвуки древнерусских «хожений» и сказаний о чудотворных иконах и впоследствии признанном одним из лучших вещей писателя, лесковский «сказ» получил наиболее сильное и выразительное воплощение. «Запечатленный ангел» оказался практически единственным произведением писателя, не подвергшимся редакторской правке «Русского Вестника», потому что, как замечал писатель, «прошел за их недосугом в тенях». Рассказ, содержавший критику власти, тем не менее произвел резонанс в официальных сферах и даже при дворе. В том же году вышла повесть «Очарованный странник», произведение свободных форм, не имевшее законченного сюжета, построенное на сплетении разрозненных сюжетных линий. Лесков считал, что такой жанр должен заменить собой то, что принято было считать традиционным современным романом. Впоследствии отмечалось, что образ героя Ивана Флягина напоминает былинного Илью Муромца и символизирует «физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий». Если до тех пор произведения Лескова редактировались, то это было просто отвергнуто, и писателю пришлось публиковать его в разных номерах газеты. Не только Катков, но и «левые» критики враждебно восприняли повесть. В частности, критик Н.К.Михайловский указывал на «отсутствие какого бы то ни было центра», так что, по его словам, есть «…целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута и заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку». После разрыва с Катковым материальное положение писателя (к этому времени женившегося вторично) ухудшилось. В январе 1874 года Н.С.Лесков был назначен членом особого отдела Ученого комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, с очень скромным окладом в 1000 рублей в год. В обязанности Лескова входило рецензирование книг на предмет, можно ли отправлять их в библиотеки и читальни. В 1875 году он ненадолго выехал за границу, не прекращая литературную работу. Создание галереи ярких положительных персонажей было продолжено писателем в сборнике рассказов, вышедшем под общим названием «Праведники» («Фигура», «Человек на часах», «Несмертельный Голован» и др.) Как отмечали впоследствии критики, лесковских праведников объединяют «прямодушие, бесстрашие, обостренная совестливость, неспособность примириться со злом». Заранее отвечая критикам на обвинения в некоторой идеализированности своих персонажей, Лесков утверждал, что его рассказы о «праведниках» носят большей частью характер воспоминаний (в частности, что о Головане ему рассказала бабушка, и т. д.), старался придать повествованию фон исторической достоверности, вводя в сюжет описания реально существовавших людей. Как отмечали исследователи, некоторые свидетельства очевидцев, на которые ссылался писатель, являлись подлинными, другие были его же художественным вымыслом. Нередко Лесков обрабатывал старые рукописи и воспоминания. К примеру, в рассказе «Несмертельный Голован» использован «Прохладный вертоград» – лечебник XVII века. В 1884 году в письме в редакцию газеты «Варшавский дневник» он писал: «В статьях вашей газеты сказано, что я большею частью списывал живые лица и передавал действительные истории. Кто бы ни был автор этих статей, он совершенно прав. У меня есть наблюдательность и, может быть, есть некоторая способность анализировать чувства и побуждения, но у меня мало фантазии. Я выдумываю тяжело и трудно, и потому я всегда нуждался в живых лицах, которые могли меня заинтересовать своим духовным содержанием. Они мною овладевали, и я старался воплощать их в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительно событие». Лесков (согласно воспоминаниям А.Н.Лескова) считал, что, создавая циклы о «русских антиках», он исполняет гоголевское завещание из «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика». В предисловии к первому из этих рассказов («Однодум», 1879) писатель так объяснил их появление: «Ужасно и несносно… видеть одну „дрянь“ в русской душе, ставшую главным предметом новой литературы, и… пошел я искать праведных, <…> но куда я ни обращался, <…> все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот и другой знавали. Я и стал это записывать». В 1880-х годах Лесков создал также серию произведению о праведниках раннего христианства: действие этих произведений происходит в Египте и странах Ближнего Востока. Сюжеты этих повествований были, как правило, заимствованы им из «пролога» — сборника жития святых и назидательных рассказов, составленных в Византии в X—XI веках. Лесков гордился тем, что его египетские этюды «Памфалона» и «Азу» были переведены на немецкий, причем издатели отдавали ему предпочтение перед Эберсом, автором «Дочери египетского царя». Вместе с тем в творчестве писателя усилилась и сатирически-обличительная линия («Тупейный художник», «Зверь», «Пугало»): наряду с чиновниками и офицерами в числе его отрицательных героев стали всё чаще появляться священнослужители. В 1880-х годах изменилось отношение Н.С.Лескова к церкви. В 1883 году, в письме Л.И.Веселитской о «Соборянах» он писал: «Теперь я не стал бы их писать, но я охотно написал бы «Записки расстриги»… Клятвы разрешать; ножи благословлять; отъём через силу освящать; браки разводить; детей закрепощать; выдавать тайны; держать языческий обычай пожирания тела и крови; прощать обиды, сделанные другому; оказывать протекции у Создателя или проклинать и делать еще тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицируя все заповеди и просьбы «повешенного на кресте праведника», — вот что я хотел бы показать людям… Но это небось называется «толстовство», а то, нимало не сходное с учением Христа, называется «православие»… Я не спорю, когда его называют этим именем, но оно не христианство». На отношении Лескова к церкви сказалось влияние Льва Толстого, с которым он сблизился в конце 1880-х годов. «Я всегда с ним в согласии и на земле нет никого, кто мне был бы дороже его. Меня никогда не смущает то, чего я с ним не могу разделять: мне дорого его общее, так сказать, господствующее настроение его души и страшное проникновение его ума», — писал Лесков о Толстом в одном из писем В.Г.Черткову. Возможно, самым заметным антицерковным произведением Лескова стала повесть «Полунощники», завершённая осенью 1890 года и напечатанная в двух последних номерах 1891 года журнала «Вестник Европы». Автору пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем его работа увидела свет. «Повесть свою буду держать в столе. Её, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет», писал Н.С.Лесков Л.Н.Толстому 20 января 1891 года. Скандал вызвал и очерк Н.С.Лескова «Поповская чехарда и приходская прихоть» (1883). Высмеиванию пороков священнослужителей был посвящен предполагавшийся цикл очерков и рассказов «Заметки неизвестного» (1884), но работа над ним была прекращена под давлением цензуры. Более того, за эти произведения Н.С.Лесков был уволен из Министерства народного просвещения. Писатель вновь оказался в духовной изоляции: «правые» теперь видели в нём опасного радикала, а «либералы» (как отмечал Б.Я.Бухштаб), прежде «<трактовавшие> Лескова как писателя реакционного, теперь <боялись> печатать его произведения из-за их политической резкости». Материальное положение Лескова было поправлено изданием в 1889—1890 годах десятитомного собрания его сочинений (позже были добавлены 11-й том и посмертно — 12-й). Издание было быстро распродано и принесло писателю значительный гонорар. Но именно с этим успехом был связан его первый сердечный приступ, случившийся на лестнице типографии, когда стало известно, что шестой том собрания (содержавший в себе произведения на церковные темы) задержан цензурой (впоследствии он был издательством переформирован). В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в последние годы жизни носили остро сатирический характер. Сам писатель о своих произведениях того времени говорил: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я больше не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить». Печатание в журнале «Русская мысль» романа «Чертовы куклы», прототипами двух главных героев которого были Николай I и художник К. Брюллов, было приостановлено цензурой. Не смог опубликовать Лесков и повесть «Заячий ремиз» — ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была напечатана лишь после 1917 года. Ни одно крупное позднее произведение писателя (включая романы «Соколий перелет» и «Незаметный след») не было опубликовано полностью: отвергнутые цензурой главы вышли в свет уже после революции. Н.С.Лесков говорил, что процесс опубликования его работ, всегда трудный, в конце жизни стал для него невыносимым. Умер Николай Семенович Лесков в Санкт-Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни 5 марта 1895 года. Похоронен Николай Лесков на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. Незадолго до смерти, в 1889—1893 годах, Лесков составил и издал у А.С.Суворина «Полное собрание сочинений» в 12 томах (в 1897 году переиздано А.Ф.Марксом), куда вошли большей частью его художественные произведения (причём, в первом издании 6-й том не был пропущен цензурой). В 1902—1903 годах в типографии А.Ф.Маркса (в качестве приложения к журналу «Нива») вышло 36-томное собрание сочинений, в котором редакторы постарались собрать также публицистическое наследие писателя и которое вызвало волну общественного интереса к творчеству писателя. После революции 1917 года Лесков был объявлен «реакционным, буржуазно-настроенным писателем», и произведения его на долгие годы (исключение составляет включение 2-х рассказов писателя в сборник 1927 года) были преданы забвению. Во время короткой хрущёвской оттепели советские читатели наконец получили возможность вновь соприкоснуться с творчеством Лескова — в 1956—1958 годах было издано 11-томное собрание сочинений писателя, которое, однако, не является полным: по идеологическим причинам в него не был включён наиболее резкий по тону антинигилистический роман «На ножах», а публицистика и письма представлены в очень ограниченном объёме (тома 10-11). В годы застоя предпринимались попытки издавать короткие собрания сочинений и отдельные тома с произведениями Лескова, которые не охватывали области творчества писателя, связанной с религиозной и антинигилистической тематикой (хроника «Соборяне», роман «Некуда»), и которые снабжались обширными тенденциозными комментариями. В 1989 году первое собрание сочинений Лескова — также в 12 томах — было переиздано в «Библиотеке „Огонька“». Впервые по-настоящему полное (30-ти томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 года и продолжается до сих пор. В это издание помимо известных произведений планируется включить все найденные, ранее не издававшиеся статьи, рассказы и повести писателя. Л.Н.Толстой говорил о Лескове как о «самом русском из наших писателей», А.П.Чехов считал его, наряду с И.Тургеневым, одним из главных своих учителей. Многие исследователи отмечали особое знание Лесковым русского разговорного языка и виртуозное использование этих знаний. «Как художник слова Н.С.Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л.Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих» — Максим Горький. Основная претензия литературной критики к Лескову в те годы состояла в том, что казалось ей «чрезмерностью накладываемых красок», нарочитой выразительности речи. Это отмечали и писатели-современники: Л.Н.Толстой, высоко ценивший Лескова, упоминал в одном из писем, что в прозе писателя «… много лишнего, несоразмерного». Речь шла о сказке «Час воли божией», которую Толстой оценил очень высоко, и о которой (в письме от 15 декабря 1890 года) говорил: «Сказка все-таки очень хороша, но досадно, что она, если бы не излишек таланта, была бы лучше». Лесков не собирался «исправляться» в ответ на критику. В письме В.Г.Черткову в 1888 году он писал: «Писать так просто, как Лев Николаевич, — я не умею. Этого нет в моих дарованиях. … Принимайте моё так, как я его могу делать. Я привык к отделке работ и проще работать не могу». Когда журналы «Русская мысль» и «Северный вестник» раскритиковали язык повести «Полунощники» («чрезмерная деланность», «обилие придуманных и исковерканных слов, местами нанизанных на одну фразу»), Лесков отвечал: «Меня упрекают за… «манерный» язык, особенно в «полунощниках». Да разве у нас мало манерных людей? Вся quasi-ученая литература пишет свои ученые статьи этим варварским языком… Что же удивительного, что на нем разговаривает у меня какая-то мещанка в «Полунощниках»? У ней, по крайней мере, язык весёлый и смешной». Индивидуализацию языка персонажей и речевые характеристики героев Н.С.Лесков считал важнейшим элементом литературного творчества. В 1853 году Лесков женился на дочери киевского коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой. В этом браке родились сын Дмитрий (умер в младенческом возрасте) и дочь Вера. Семейная жизнь Лескова сложилась неудачно: жена страдала психическим заболеванием и в 1878 году была помещена в Санкт-Петербургскую больницу святого Николая, на реке Пряжке. Главным врачом её был известный в свое время психиатр О.А.Чечотт, а попечителем — знаменитый С.П.Боткин. В 1865 году Лесков вступил в гражданский брак с вдовой Екатериной Бубновой (урождённой Савицкой), в 1866 году у них родился сын Андрей. Вегетарианство оказало влияние на жизнь и творчество писателя, в особенности с момента его знакомства с Львом Николаевичем Толстым в апреле 1887 года в Москве. В письме к издателю газеты «Новое время» А.С.Суворину Лесков писал: «К вегетарианству я перешёл по совету Бертенсона; но, конечно, при собственном моём к этому влечению. Я всегда возмущался [бойнею] и думал, что это не должно быть так». В 1889 году в газете «Новое время» была опубликована заметка Лескова под названием «О вегетарианцах, или сердобольниках и мясопустах», в которой писатель охарактеризовал тех вегетарианцев, которые не едят мяса из «гигиенических соображений», и противопоставил им «сердобольников» — тех, кто следует вегетарианству из «своего чувства жалости». В народе уважают только «сердобольников», — писал Лесков, — которые не едят мясной пищи не потому, что считают её нездоровой, а из жалости к убиваемым животным. История вегетарианской поваренной книги в России начинается с призыва Н.С.Лескова создать такую книгу на русском языке. Этот призыв писателя был опубликован в июне 1892 года в газете «Новое время» под названием «О необходимости издания на русском языке хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев». Необходимость издания подобной книги Лесков аргументировал «значительным» и «постоянно увеличивающимся» числом вегетарианцев в России, которые, к сожалению, до сих пор не имеют книг с вегетарианскими рецептами на родном языке. Призыв Лескова вызвал в русской прессе многочисленные насмешливые реплики, а критик В.П.Буренин в одном из своих фельетонов создал пародию на Лескова, называя его «благолживым Аввой». Отвечая на подобного рода клевету и нападки, Лесков пишет о том, что «нелепость» не есть плоти животных «выдумана» задолго до Вл.Соловьёва и Л.Н.Толстого, и ссылается не только на «огромное количество» неизвестных вегетарианцев, но и на имена, известные всем, такие как Зороастр, Сакия-Муни, Ксенократ, Пифагор, Эмпедокл, Сократ, Эпикур, Платон, Сенека, Овидий, Ювенал, Иоанн Златоуст, Байрон, Ламартин и многие другие. Год спустя после призыва Лескова в России была издана первая вегетарианская поваренная книга на русском языке. Она называлась "Вегетарианская кухня. Наставление к приготовлению более 800 блюд, хлебов и напитков для безубойного питания со вступительной статьёй о значении вегетарианства и с приготовлением обедов в 3 разряда на 2 недели. Составлена по иностранным и русским источникам. Москва: Посредник, 1894. ХХХVI, 181 страница (Для интеллигентных читателей, 27). Травля и насмешки со стороны прессы не запугали Лескова: он продолжал печатать заметки о вегетарианстве и неоднократно обращался к этому явлению культурной жизни России в своих произведениях. Николай Семёнович Лесков — создатель первого в русской литературе персонажа-вегетарианца (рассказ Фигура, 1889 год). К различным аспектам вегетарианства, к вопросам этики пищи и защиты животных Лесков обращается и в других своих произведениях, таких, как рассказ «Грабёж» (1887), где описывается убой молодых бычков богатым мясником, который, стоя с ножом в руках, слушает соловьиные трели. Позднее в творчестве Лескова появляются и другие персонажи-вегетарианцы: в рассказе «Полунощники» (1890) — девушка Настя, последовательница Толстого и строгая вегетарианка, а в повести «Соляный столб» (1891—1895) — живописец Плисов, который, повествуя о себе и своём окружении, сообщает, что они «не ели ни мяса, ни рыбы, а питались одною растительною пищею» и находили, что это для них и их детей предостаточно. В 1974 году в Орле открыт дом-музей Н.С.Лескова.
Leskov (466x700, 153Kb)
В 1981 году, в честь 150-летия со дня рождения писателя в Орле установлен памятник Лескову.
В честь Николая Лескова названы: улица Лескова в районе Бибирево (Москва), улица Лескова в Киеве (Украина) (с 1940 года, ранее — Большая Шияновская улица, место действия событий, описанных в «Печерских антиках»), улица Лескова и переулок Лескова в Орле, улица Лескова в Ярославле, улица Лескова во Владимире, улица Лескова в Новосибирске, улица Лескова в Нижнем Новгороде, улица Лескова и переулок Лескова в Воронеже, улица Лескова в Саранске (до 1959 года улица Новая),улица Лескова в Грозном, улица Лескова в Омске (до 1962 года улица Моторная), улица Лескова в Челябинске, улица Лескова в Николаеве (Украина),улица Лескова в Алматы (Казахстан), улица Лескова в Качканаре, улица Лескова в Сорочинске (Оренбургская область), и многие другие.
Stamp_of_USSR_1902 (517x700, 275Kb)
Почтовая марка СССР, 1956 год, номинал 40 коп.
Романы: Некуда (1864); Обойдённые (1865); Островитяне (1866); На ножах (1870); Соборяне (1872); Захудалый род (1874); Чёртовы куклы (1890). Повести: Житие одной бабы (1863); Леди Макбет Мценского уезда (1864); Воительница (1866); Старые годы в селе Плодомасове (1869); Смех и горе (1871); Загадочный человек (1872); Запечатленный ангел (1872); На краю света (1875); Некрещенный поп (1877);Левша (1881); Очарованный странник (1873); Жидовская кувырколлегия (1882); Полунощники (1891); Оскорблённая Нетэта (1890). Рассказы: Несмертельный Голован (1880); Отборное зерно (1884); Пугало (1885); Заячий ремиз (1894); Железная воля (1876); Человек на часах (1887); Бесстыдник (1877); Тупейный художник (1883); Пустоплясы (1892); Административная грация (1893); Скоморох Памфалон (1887) (первоначальное заглавие «Боголюбезный скоморох» не было пропущено цензурой); Старый Гений (1884); Овцебык; Привидение в инженерном замке. Пьесы: Расточитель (1867). Статьи: Еврей в России (Несколько замечаний по еврейскому вопросу) (1883) (предисловие Льва Аннинского); Пресыщение знатностью (1888). Библиография: Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова. По его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 томах Москва, 1984; Волынский А.Л. Н.С.Лесков : [Критический очерк]. Петроград, 1923; Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье. Москва, 1982; или: Москва, 1986; Столярова И.В. Лесков и Россия // Лесков Н.С. Полное собрание сочинений: В 30 томах. Москва, 1996. Том 1. Страницы 7-100; Библиографический указатель литературы о Н.С.Лескове, 1917—1996. Санкт-етербург, 2003; Н.С.Лесков : библиографический указатель, 1996—2006. Петрозаводск, 2006.

 (525x700, 57Kb)
1833
Юзеф Шерментовский (Jуzef Szermentowski)
польский живописец. Представитель демократического реализма. Родился в Бодзентыне, близ Кельце. Учился в Варшаве у Ф.Костшевского (1851-1852), в Школе изящных искусств (1852-1857) и в мастерской Ю.Коссака. С 1860 г. работал в Париже. Писал пейзажи и жанрово-пейзажные композиции: «Польская деревня» (около 1868, Национальный музей, Краков); «Деревенский костел» (1870, Национальный музей, Познань). Умер в Париже 6 сентября 1876 года. Литература: Jakimowicz I., J. Szermentowski, Wrocaw, 1950.

 (525x700, 87Kb)
1834
Эрнст Генрих Филипп Август Геккель (немецкое имя - Ernst Heinrich Philipp August Haeckel)
немецкий естествоиспытатель и философ. Автор терминов питекантроп и экология. Родился в Потсдаме. В молодости, начиная с 1852 года, изучал медицину и естествознание в Берлинском, Вюрцбургском и Венском университетах. В 1858 году сдал экзамен и получил диплом врача, хотя медицинской практикой позже он никогда не занимался. В это время более всего его интересуют исследования живой природы, в первую очередь зоология и сравнительная микроскопическая анатомия. В 1859 году Геккель участвовал в научной экспедиции в Италию, во время которой во Флоренции он приобрёл мощный микроскоп в мастерской известного натуралиста и оптика Амичи. Во время итальянской поезди Геккель знакомится с Германом Аллмерсом, чьи взгляды произвели на Геккеля неизгладимое впечатление. Этим же летом он пишет в письме: «Through him, my own enthusiasm for drawing was rekindled. It is largely him I have to thank for enabling me to draw everything with twice as much freshness and accuracy. I had no peace until all the landscapes that had become so dear to me were captured in my sketchbook. Indeed in Messina, at the end of our wanderings together, such was his influence that I was on the point of changing direction altogether, of abandoning natural science in favor of becoming a landscape painter. Благодаря ему, мой собственный интерес к рисованию возродился. В значительной степени я должен благодарить его за то что мне удалось сделать всё в два раза проще и точнее. Я не успокоился, пока все пейзажи, которые стали так любимы мной, не были зарисованы в моём альбоме. Действительно, в Мессине, в конце нашего совместного путешествия, под его влиянием, я был готов отказаться от естественных наук и стать пейзажистом». Вскоре Геккель занялся изучением морского планктона в Мессинском проливе. Исследования велись в течение шести месяцев с помощью нового микроскопа. В результате было обнаружено 120 новых видов радиолярий. Данное направление исследований стало для него одним из основных до конца жизни. Во времена Геккеля было известно несколько сотен видов радиолярий, в современной науке известно более 5000. Эрнст Геккель представил доклад по теме радиолярий в 1860 году, на тридцать пятом съезде Общества немецких естествоиспытателей и врачей. В 1862 году, в возрасте двадцати восьми лет, Геккель был назначен адъюнкт-профессором, позже приват-доцентом в университете Йены. С 1865 по 1909 годы Геккель был профессором Йенского университета. Сильнейшее воздействие на Геккеля оказали дарвиновские идеи. В 1863 он выступил с публичной речью о дарвинизме на заседании Немецкого научного общества, а в 1866 вышла его книга «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»). Спустя два года появилась «Естественная история миротворения» («Natьrliche Schцpfungsgeschichte»; русский перевод 1914), где развиваемый им эволюционный подход излагался в более популярной форме, а в 1874 Геккель опубликовал работу «Антропогения», или «История развития человека» («Anthropogenie», или «Entwickelungsgeschichte des Menschen»; русский перевод 1919 года), в которой обсуждались проблемы эволюции человека. Ему принадлежит мысль о существовании в историческом прошлом формы, промежуточной между обезьяной и человеком, что до сих пор не подтверждено. Геккель разработал теорию происхождения многоклеточных (так называемая теория гастреи) (1866), сформулировал биогенетический закон, согласно которому в индивидуальном развитии организма как бы воспроизводятся основные этапы его эволюции, построил первое генеалогическое древо животного царства. Теория гастреи принесла ему известность и признавалась большинством учёных до сравнительно недавнего времени. В настоящее время эволюционисты, наряду с теорией гаструлы, рассматривают как хорошо обоснованную теорию фагоцителлы, предложенную И.И.Мечниковым в 1879-1886 гг., а также теорию синзооспоры и первичной седентарности многоклеточных, разработанную А.А.Захваткиным, и другие. Продолжая свои зоологические исследования в лаборатории и в ходе экспедиций на остров Мадейра, на Цейлон, в Египет и Алжир, Геккель публикует монографии по радиоляриям, глубоководным медузам, сифонофорам, глубоководным рыбам-удильщикам, а также свой последний систематический труд — внушительную «Систематическую филогению» («Systematische Philogenie», 1894—1896; русский перевод 1899 года). Для зоологических исследований предпринимал поездки на Гельголанд и в Ниццу, работал в Неаполе и Мессине. Путешествовал в Лиссабон, на Мадейру, Тенерифе, Гибралтар, в Норвегию, Сирию и Египет, на Корсику, Сардинию и Цейлон. Геккель был одним из первых германских зоологов, поддержавших теорию Дарвина. Опираясь на эту теорию и на данные эмбриологии, Геккель сделал попытку дать рациональную систему животного царства, основанную на филогенезе животных. Особенное внимание обратил Геккель на важное значение истории развития индивидуального, или онтогения, для вопроса о происхождении самого вида или его филогении. Исходной точкой для взглядов Геккеля послужила стадия эмбрионального развития, названная Геккелем гаструлой. Геккель полагал, что эта стадия повторяет собой общего прародителя всех животных. Этого предполагаемого прародителя Геккель назвал гастреей и старался объяснить, каким образом из неё развились различные типы животного царства. Учение о гастрее позднее было признано ошибочным. Геккель представил генеалогию растительного царства, начиная от самых простейших форм, протистов, до сростнолепестных, считаемых за самые развитые и совершенные формы. Широко известны рисунки Геккеля, использованные им во многих работах, в том числе в Anthropogenie oder Entwickelungsgeschichte des Menschen (1874, Engelmann, Leipzig). Эти рисунки иллюстрируют Биогенетический закон, сформулированный Мюллером в 1864 году и затем переформулированный Геккелем в 1866 году в виде «Онтогенез есть рекапитуляция филогенеза». На данных рисунках изображены зародыши восьми видов позвоночных на ранних стадиях развития. Иллюстрации подтверждают тезис о том, что развитие зародыша повторяет стадии развития предков. В 1997 году в журнале Anatomy and Embryology была опубликована статья, в которой группа исследователей, изучив подробно рисунки Геккеля и сопоставив их с современными фотографиями эмбрионов тех же животных на тех же стадиях развития, пришла к выводу о том, что рисунки Геккеля не содержат многих важных деталей. Рисунки Геккеля были названы фальсифицированными и в обзоре по материалам этой статьи в журнале «Science». В 2003 году в журнале Biol Philos была опубликована статья, в которой работа Richardson et al в Anatomy and Embryology охарактеризована как основанная на фотографиях, вводящих в заблуждение (англ. founded on highly misleading photography). В работе Josiah Batten приводится цитата Геккеля, в которой последний указывает на тот факт, что большая часть рисунков и схем, используемых при обучении, содержат ошибки. После 1891 Геккель целиком уходит в разработку философских аспектов эволюционной теории. Он становится страстным апологетом «монизма» — научно-философской теории, призванной, по его мнению, заменить религию, основывает «Лигу монистов». Взгляды Геккеля выражены в книгах «Мировые загадки» («Weltrдthsel», 1899; русский перевод 1937) и «Чудо жизни» («Lebenswunder», 1914). В 1894 году награждён почетной Медалью Карла Линнея за продолжение линнеевских традиций в современной биологии. В 1900 году — Медалью Дарвина. Умер в Йене 9 августа 1919 года. Растения, названные в честь Геккеля: Aptenia haeckeliana (A.Berger) Bittrich ex Gerbaulet; Cousinia haeckeliae Bornm; Eugenia haeckeliana Trimen; Gagea Ч haeckelii C.W.Dufft & M.Schulze; Huperzia haeckelii (Herter) Holub; Mesembryanthemum haeckelianum A.Berger; Peratetracoilanthus haeckelianus (N.E.Br.) Rappa & Camarrone; Platythyra haeckeliana N.E.Br. Библиография: «Die Radiolarien» (1862); «Beitrдge z. Naturgeschichte d. Hydromedusen» (1865); «Generelle Morphologie d. Organismen» (2-е издание, 1866) (изложение воззрений, развиваемых Геккелем в этой книге, Мечников «Учение об органических формах, основанное на теории превращения видов» (1869); «Natьrliche Schцpfungsgeschichte» (Берлин, 1868, 7-е издание, 1879); «Studien ьber Moneren und andere Protisten» (1870); «Ueber dem Entstehung und dem Stammbaum d. Menschengeschlechts» (4-е издание, 1881); «Entwicklungsgeschichte der Siphonophoren» (Утрехт, 1869); «Ueber Arbeithsteilung in Natur und Menschenleben» (Б., 1869); «Das Leben in d. grцssten Meerestiefen» (Берлин, 1870); «Gastraea theorie» («Jenaische naturw. Zeitschrift» 1874); «Anthropogenie» (3-е издание, 1877); «Ziele und Wege der heutigen Entwickelungsgeschichte» (1875); «Arabische Korallen» (1876); «Die Perigenesis d. Plastidule» (1876—1877); «Die heutige Entwickelungslehre im Verhдltniss zur Gesammtwissenschaft» (Штутгарт, 1877); «Das Protistenreich etc. d. niedersten Lebewesen» (1878; в русск. перев. «Царство протистов», Санкт-Петербург, 1881); «Gesammelte populдre Vortrдge etc.» (1878—1879); «Das System der Medusen» (1880—1881); «Ursprung und Entwickelung der tierischen Gewebe» (1884); «Indische Reisebriefe» (2 изд. 1884, перев. на русский язык в «Заграничном Вестнике»); «Die Radiolarien» (1887—1888); «Report on the Radiolaria collected by H.M.Challenger» («Report Challenger», vol. 18, part. 40, 1888): «Report on the Deap-Sea Keratosa» (там же, Zoology, vol. 32, part. 82, 1888); «System der Siphonophoren auf phylogenetischer Grundlage entworfen» («Jenaische Zeitschr.», том 22, 1888); «Report on the Siphonophora collected by H.M.Challenger» («Report Chall.», vol. 28, part. 77, 1888); «Kunstformen der Natur» (1899—1904). Переводы на русский язык: «Учение о развитии организмов» («Природа», 1876); «О развитии организмов» (там же, 1877). Современные издания на русском языке: Геккель, Эрнст Красота форм в природе — Санкт-Петербург: Издательство Вернера Регена, 2007. — Страница 144. — ISBN 5-903070-08-6; Геккель, Эрнст. Красота форм в морских глубинах: Атлас радиолярий 1862 года /Введение Олафа Брайдбаха — Санкт-Петербург: Издательство Вернера Регена, 2009. — Страница 116. — ISBN 978-5-903070-21-3. Литература: Белик А.А. Культурная (социальная) антропология. Москва: РГГУ, 2009. 613 страницы.

 (545x698, 71Kb)
1836
Богдан Петричейку Хашдеу (настоящее имя - Фаддей Александрович Хиждеу; румынское имя - Bogdan Petriceicu Hasdeu)
молдавский и румынский писатель, поэт, филолог, публицист, историк. Родился в семье русского писателя, фольклориста и историка Александра Фаддеевича Хиждеу в бессарабском селе Кристинешты (ныне Керстенцы Хотинского района Черновицкой области Украины). При рождении был назван Фаддеем в честь деда — польского литератора Фаддея Ивановича Хиждеу. Мать будущего писателя, Елизавета Теофиловна (в девичестве Даушка), происходила из литовского дворянского рода. Учился в русских гимназиях в Виннице, Ровно, с 1851 года в Кишинёве; был вольнослушателем в Харьковском университете. Служил в русской армии. В 1857 году уехал в Яссы, в 1858 году был назначен судьёй в Кагульском трибунале. Вскоре вернулся в Яссы, где опубликовал первые работы на исторические темы. В 1863 году переехал в Бухарест. Здесь он написал свои основные исторические, филологические и литературные работы. С 1874 года — профессор Бухарестского университета, преподавал курс сравнительной филологии. С 1876 года — директор Государственных архивов. Хашдеу издавал и был главным редактором более 10 научно-литературных и общественно-политических газет и журналов, в том числе журнала «Троянова колонна» (Columna lui Traian; 1870—1877, 1882—1883). Хашдеу написал историческую драму «Рэзван и Видра» (Rzvan i Vidra; 1867) и романа «Судьба» (Ursita; 1864), художественной монографии о господаре Иоане Водэ Лютом (1865, русский перевод 1959), сатирической повести «Крошка» (Micua; 1863), гражданской лирики («Стихи», Poezie, 1873). В 1870-х гг. Хашдеу выпустил ряд крупных работ по историографии, сравнительной филологии, языкознанию, фольклористике и лексикографии. 13 сентября 1877 года был избран членом Румынской Академии. Также являлся членом академических обществ России, Болгарии, Сербии, США, Турции, Франции. Умер в Кымпина 7 сентября 1907 года. Дочь Б.П.Хашдеу — поэтесса Юлия Хашдеу. Сочинения: Опере алесе, в. 1—2, Кишинэу, 1967; Принчипий де лингвистикэ, Кишинэу, 1974; Избранное, Кишинёв, 1957; Памфлеты, Кишинёв, 1958; Ель : [Стихи : Для дошкольного возраста] / Богдан Петричейку Хашдеу, [16] страниц. 17х22 см, Кишинев Hyperion 1991; Избранное : В 2 томах / Богдан Петричейку Хашдеу; [Под редакцией Н.Романенко, Л.Чобану], 421,[2] страницы, [6] листов иллюстраций, 20 см, Кишинев Лит. артистикэ 1988. Литература: Романенко Н.Н., Богдан Петричейку Хашдеу, Кишинёв, 1959.

 (558x699, 461Kb)
1838
Генри Брукс Адамс (Henry Brooks Adams)
американский писатель и историк. Наиболее известна его автобиографическая книга «Воспитание Генри Адамса». Родился в Бостоне, сын Чарльза Фрэнсиса Адамса (1807—1886) и Абигейл Брукс (1808—1889), в семье, давшей Америке двух президентов. Прадед писателя Джон Адамс был вторым президентом США, дед — Джон Куинси Адамс — умерший, когда мальчику исполнилось десять лет, был шестым президентом США, а ранее первым американским посланником в России. После окончания Гарвардского университета в 1858 году Адамс поехал в Европу слушать лекции по гражданскому праву в Берлинском университете и два года путешествовал по Германии, Бельгии, Голландии, Италии, Франции. Вернувшись осенью 1860 года в США, Генри Адамс стал секретарем своего отца-конгрессмена, стремившегося в то напряженное время найти компромисс, позволяющий сохранить единство союза северо-американских штатов. В канун Гражданской войны, 19 марта 1861 года, президент Линкольн назначает Чарльза Фрэнсиса Адамса послом в Англии. Отец взял с собой сына в Лондон в качестве частного секретаря. Генри Адамс также становится анонимным лондонским корреспондентом «Нью-Йорк Таймс». Английское правительство, объявив формально нейтралитет, на деле признавало южные штаты воюющей стороной и оказывало им поддержку, что делало миссию Чарльза Фрэнсиса Адамса чрезвычайно сложной и ответственной. Во время пребывания в Англии Генри Адамс познакомился со многими знаменитостями того времени, встречался с геологом Чарлзом Лайеллом, беседовал с экономистом Джоном Стюартом Миллем, писателями Ч.Диккенсом, Браунингом, А.Суинберном. В 1868 году Генри Адамс возвратился в Соединенные Штаты и, переехав в Вашингтон, округ Колумбия, начал работать как журналист. Адамс видел себя как традиционалист, жаждущий демократического идеала XVII и XVIII столетий. Коррупция администрации президента Гранта и его преемников потрясла Адамса, о чём он писал впоследствии. В 1870 году Адамс был назначен на должность профессора средневековой истории в Гарварде, которую он занимал до своего досрочного выхода на пенсию в 1877 году. Адамс, как полагают, был первым (в 1874—1876), кто вел историческую работу в Соединенных Штатах. Среди его студентов был Генри Кэбот Лоддж, в дальнейшем работавший в тесном сотрудничестве с Адамсом как аспирант. 27 июня 1872 года Адамс женится на Кловер Хопер в Бостоне, и они проводят свой медовый месяц в Европе. По возвращении из Европы он вернулся к своей работе в Гарварде, и их дом в Бостоне стал местом сбора их друзей и знакомых. В 1877 году он и его жена переехали в Вашингтон, округ Колумбия, где их дом снова стал центром общественной жизни. Адамс работал в Вашингтоне как журналист и продолжил работать как историк. Адамсу принадлежат биографии Альберта Галлатина, министра финансов при президенте Джефферсоне (1879), виргинского политического деятеля Джона Рэндолфа (1882), поэта Джона Кэбота Лоджа (1911), статьи по истории и политике. Однако как историк Адамс снискал известность своей девятитомной «Историей Соединенных Штатов во времена правления Джефферсона и Медисона» (1889—1891), после выхода которой он был избран президентом Американской исторической ассоциации (1894). В 1880-х годах Адамс написал два романа. В романе «Демократия» (1880), напечатанном анонимно (авторство Адамса стало известно только после его смерти), показана коррупция вашингтонских властей и описаны реальные факты жизни Белого дома. Роман был популярен у современников, а два русских журнала («Русский вестник» и «Изящная литература») напечатали в 1883 году его перевод. Второй роман, изданный под литературным псевдонимом Френсис Сноу Комптон, — «Эстер» (1884). 6 декабря 1885 года его жена, Кловер, совершила самоубийство. После её смерти Адамс проводил лето в Париже и зимы в Вашингтоне, где он заказал мемориал Адамс (скульптор Август Сент-Годенс, архитектор Стэнфорд Вайт) для её участка в Rock Creek Cemetery, Вашингтон. В 1904 году Адамс опубликовал частным образом книгу «Мон-Сен-Мишель и Шартр», выразившую его впечатления от путешествия по западной Франции, восхищение витражами Шартрского собора, готической архитектурой и дающую оценку Средневековью, как единству символического выражения мира. Книга была публично выпущена в 1913 году по предложению Ральфа Адамса Крема, известного американского архитектора, при поддержке Американского института архитекторов. Автобиографическая книга «Воспитание Генри Адамса» была издана Адамсом в 1907 году в маленьком частном выпуске для друзей и знакомых. В своем письме к Тейлору в ноябре 1909 года Адамс сделал следующее замечание: «Все экземпляры книги должны были вернуться ко мне для исправлений, но по мере того, как проходит время, я все больше сомневаюсь, надо ли делать эти исправления. Ведь единственная цель этой книги состояла в том, чтобы воспитать самого себя…». Только после смерти Адамса «Воспитание Генри Адамса» было издано Массачусетским историческим обществом и стало доступно для широкой публики. Книга, отмеченная Пулитцеровской премией в 1919 году, стала классикой американской литературы. Генри Адамс умер в Вашингтоне, округ Колумбия, 27 марта 1918 года, он похоронен около его жены в Rock Creek Cemetery, Вашингтон. В 1910 году Адамс напечатал в маленьком объёме и распространил по университетским библиотекам и профессорам истории «Письмо к американским учителям истории», в котором предлагал теорию истории, основанную на втором законе термодинамики и принципе энтропии. Это, по существу, являлось использованием стрелы времени в истории. Адамс применял физику динамических систем Клаузиуса, Гельмгольца, и Уильяма Томсона к моделированию истории человечества. Адамс сделал много попыток ответить на критику его теории от его научных коллег, но работа оставалась незавершенной до его смерти в 1918 году, и была издана посмертно (1919). Адамс побывал в России летом 1901 года, и две главы «Воспитания Генри Адамса», в которых идет речь об этой поездке, во время которой он посетил Москву и Санкт-Петербург, содержат размышления о судьбах Америки и России, как о двух великих державах будущего. Однако деловитость Америки вызывала чувство беспокойства у Адамса — «непреодолимость русской инерции означала провал идеи американского лидерства». Литература: Генри Адамс. Воспитание Генри Адамса. Москва: Прогресс, 1988, 752 страниц, 50000 экземпляров.

Веселовский (563x699, 92 Kb)
1838
Александр Николаевич Веселовский
русский филолог, историк и теоретик литературы. Родился в Москве в семье генерала. По окончании гимназии в 1854 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. По окончании университета (1858) стал гувернером в семье русского посла в Испании князя Голицына, что дало ему возможность путешествовать по Европе. В 1859 появились его первые научные публикации. В 1862 Веселовский слушал лекции в Берлинском университете и изучал славистику в Праге, готовясь к получению профессорского звания. В 1864–1867 жил в Италии, работал в библиотеках, печатал корреспонденции в русских газетах. В 1870 защитил магистерскую диссертацию по проблемам итальянского Возрождения при Московском университете и был избран доцентом Санкт-Петербургского университета. В 1872 стал профессором, в 1876 – член-корреспондентом Академии наук, в 1881 – академиком. В основе научной деятельности Веселовского лежало исследование «истории культурной мысли», его интересовали проблемы происхождения поэзии. Научный метод Веселовского вырабатывался в процессе изучения основных филологических теорий его времени: мифологической гипотезы, теории заимствования, теории самозарождения. Веселовский стал основоположником сравнительно-исторического литературоведения не только в русской, но и в европейской науке. Одной из тем научной деятельности Веселовского была итальянская литература. Кроме магистерской диссертации, ей посвящены работы Данте и символическая поэзия католичества (1886), Петрарка в поэтической исповеди Canzoniere (1905) и др. Ученый интересовался литературой эпохи Возрождения в разных странах Европы. Этому периоду посвящены работы о Ф.Рабле (1878) и рецензии на произведения английской литературы (1877–1879). Он занимался также средневековой литературой и фольклором, которым посвящены работы Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине (1872), Опыт по истории развития христианской легенды (1875) и др. Согласно исследованиям Веселовского, восточные предания проникли через Византию в Европу, где и были переработаны с учетом национальных особенностей различных стран. Все эти исследования стали основой общей теории развития поэзии, которая получила название «историческая поэтика». Определяя цель исторической поэтики, Веселовский писал, что она должна «определить роль и границы предания в процессе личного творчества... проследить, каким образом новое содержание жизни, этот элемент свободы, приливающий с каждым новым поколением, проникает старые образы, эти формы необходимости, в которые неизбежно отливалось всякое предыдущее развитие». Задачу исторической поэтики Веселовский видел также в том, чтобы «отвлечь законы поэтического творчества и отвлечь критерий для оценки его явлений из исторической эволюции поэзии – вместо господствующих до сих пор отвлеченных определений и односторонних условных приговоров». Концепцию своей новой теории Веселовский изложил в книге Три главы из исторической поэтики (1899). Он обозначил основные черты первобытной поэзии (синкретизм, хоровое начало, связь с народным обрядом) и выделил в ней то, из чего впоследствии произойдут главные роды поэзии – эпос, лирика и драма. В 1899 Веселовский опубликовал книгу Пушкин – национальный поэт, в которой обратился, по его словам, к «тайнам личного творчества». Той же теме посвящена книга В.А.Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» (1904). Внимание к личностным особенностям творчества великих поэтов не мешало филологу рассматривать их произведения в широком культурно-историческом контексте. Так, творчество Жуковского было рассмотрено в сравнении с творчеством немецких романтиков. Пушкин был назван поэтом, творчество которого впервые «прочно ввело в круговорот западноевропейских литератур» русскую литературу. Умер в Санкт-Петербурге 23 октября 1906 года.

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку