-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107853
Комментариев: 6801
Написано: 116323


3 сентября родились...

Суббота, 03 Сентября 2011 г. 10:05 + в цитатник
 (612x698, 61Kb)
1499
Диана де Пуатье (Diane de Poitier)
герцогиня де Валентинуа, фаворитка Генриха II Французского. Это была сильная женщина, после смерти мужа она сумела сохранить его титул и с успехом выполняла вместо него обязанности сенешаля Нормандии. Более того, Диана вернула все привилегии супруга, как родственника королевской фамилии, и пользовалась полагавшимся ее мужу доходом. На свете было много красивых женщин, все они, впрочем, как и любая женщина вообще, мечтали, чтобы о них слагали стихи, песни. А вот о красоте Дианы де Пуатье слагали целые легенды, которые дошли до наших дней. Память об этой женщине сохранилась в течение пятисот лет, все проходит в этой жизни, а тайна ее обаяния привлекает нас до сих пор. Диана де Пуатье родилась в семье Жана Пуатье, сеньора де Сент-Валлье и Жанны де Батарнай, в Альпах, в маленьком городке Сенн-Валлье. Жизнь ее началась с пророчества ворожеи, которое заканчивалось словами:- «Радуйтесь - всеми будет править она». Конечно, тогда никто не придал словам ворожеи особого значения, и они были забыты. Мать ее была из очень знатного рода, и это помогло ей попасть ко двору королей Франции. Еще девочкой Диана была в свите Анны Бюжо, дочери Людовика XI и регентши Франции. Но род Дианы де Пуатье был гораздо древнее, чем даже род Валуа, и она на протяжении всей своей жизни помнила об этом. В пятнадцать лет она вышла замуж за внука короля Карла VII, сенешаля Нормандии Луи де Брезе, который был старше ее почти на сорок лет. Несмотря ни на что, этот брак был счастливым, супруги любили друг друга и жили, душа в душу. Муж Дианы был опытным любовником и научил ее многим секретам обольщения, так что его возраст для молодой женщины уже не имел никакого значения. От этого брака на свет появились две девочки, Франсуаза и Луиза. Всю совместную жизнь Диана хранила мужу верность. Правда был случай, когда в 1523 году, отца Дианы приговорили к смертной казни, и она вынуждена была обратиться за помощью к королю Франции Франциску I, чтобы добиться отмены приговора. Но, поговаривали, что удалось ей это только благодаря нарушению супружеской верности. Но почему, же тогда Франциск I под портретом Дианы написал:- «Красавица – недоступная обольстителям»? В 1531 году умер Луи де Брезе, и в память о нем Диана носила траур до конца своей жизни. Черный цвет стал основным для ее платьев, гораздо позднее она добавила к ним белый и серый цвета, вскоре эти цвета стали модными при дворе. Это была сильная женщина, после смерти мужа она сумела сохранить его титул и с успехом выполняла вместо него обязанности сенешаля Нормандии. Более того, Диана вернула все привилегии супруга, как родственника королевской фамилии, и пользовалась полагавшимся ее мужу доходом. В раннем возрасте Диана де Пуатье попала ко двору, позднее она стала придворной дамой королевы Франции и сумела удержаться при дворе и после ее смерти. Но вернемся немного назад. В 1524 году Франциск I проиграл сражение при Павии и раненым попал в плен к испанцам. За свободу короля захватчики потребовали отдать в заложники его сыновей Франциска и Генриха. Весь двор присутствовал при передаче детей, которым тогда было всего 8 и 7 лет, но никто из присутствующих не пожалел их. И только Диана подошла к Генриху и поцеловала его, утешая, как могла. Диане де Пуатье к тому времени было уже 27 лет. Генрих запомнил этот поцелуй прекрасной дамы до конца своих дней. Так состоялась первая встреча Дианы и Генриха II, будущего короля Франции. Вернулись мальчики на родину только через четыре года, неволя закалила их, сделала мужественными и бесстрашными людьми. Диана была назначена к Генриху куратором и преподавателем хороших манер. Несмотря на то, что Диане де Пуатье было уже 39 лет, она стала любовницей Генриха. Годы совершенно не состарили ее, казалось, она становилась только прекрасней. В чем же был секрет ее молодости? Скорее всего, он заключался в образе ее жизни. У Дианы была привычка вставать рано, принимать холодную ванну. Далее следовала двухчасовая прогулка верхом, а затем опять сон, после чего она, легко позавтракав, садилась читать. Косметикой эта женщина никогда не пользовалась, не пила и не курила. Во дворце она слыла образцом красоты. В 1533 году состоялась свадьба Генриха и Екатерины Медичи, которая была намного моложе Дианы, но, несмотря на это, Генрих по-прежнему был верен своей возлюбленной. Это очень злило молодую королеву, и она пожаловалась одной из придворных дам. Тут же было решено подсмотреть за любовниками и узнать, чем же прельщает короля эта уже немолодая женщина, чтобы при случае выставить ее в смешном виде. Но не тут-то было: перед ними предстала роскошная, белокожая, подтянутая и ухоженная женщина. Отношения между любовниками были одновременно страстными и изящными, свободными и красивыми. Королева была удручена увиденным, ведь у нее с Генрихом никогда не было таких отношений, недаром она искренне сказала:- «Увы, я пожелала увидеть то, чего не следовало, и это причинило мне боль». Диана приложила немало усилий, чтобы король обратил внимание на свою жену, женщинам даже удалось подружиться. Де Пуатье обладала прозорливым умом, отлично разбиралась в политике. Ее влияние при дворе и на короля казалось безграничным. Генрих II пользовался ее опытом, прислушивался к ее советам, часто она писала официальные письма от его имени. Все это сделало Диану де Пуатье популярной при дворе, и многие искали ее благосклонности. Но она всегда оставалась самым надежным союзником короля. В 1548 году Диана получила от короля титул графини Валентинуа, через пять лет король сделал ее графиней д’Этампе и подарил ей один из самых красивых замков Франции – Шатоненсо. Хотя такое благоволение к Диане у королевы это вызывало ревность, но пока был жив король, она ничего не могла поделать. В 1559 году случилось несчастье: случайно на турнире был смертельно ранен Генрих II, и вот тогда Екатерина Медичи приказала Диане де Пуатье немедленно покинуть двор, оставив все драгоценности, которые ей подарил король. Но Диана, узнав, что король еще жив, ослушалась и не покинула королевского дворца, считая, что пока король жив, ей никто ничего не вправе приказывать. Генрих II вскоре скончался и на троне воцарился Франциск II, который тут же повторил требование Екатерины Медичи. Диана де Пуатье вынуждена была удалиться в свой замок. Покинутая всеми, она все же успела еще основать несколько больниц. Умерла она 25 апреля 1556 года. В церкви замка была установлена статуя Дианы из белого мрамора, которую позднее перевезли в Лувр, где и сейчас ее можно увидеть. Отношение современников к Диане было весьма различным. В частности, Брантом говорил о ней, как об особе, преисполненной доброты и милосердия, известной своим благочестием и набожностью, вследствие чего народ Франции должен был молить бога о том, чтобы ни одна последующая фаворитка ни в чем ей не уступала. В других отзывах, герцогиню де Валантинуа именуют народным кровопийцей, обвиняя её в жадности и корысти, считают виновницей всех бед, обрушившихся на Францию в период правления Генриха II, в частности, нарушения французско-испанского перемирия и преследований протестантов. Диана так же стала героиней исторического романа А.Дюма «Две Дианы»ю Литература: Богомолов А. Фаворитки французских королей. – Москва, 2005; Бритон Г. История любви и история Франции. – Москва, 1993; Клулас И. Диана де Пуатье.- Москва, 2006; Принцесса Кенская. Змея и Луна. – Москва, 2007; Эрланже Ф. Диане де Пуатье. – Москва, 2007.

 (561x699, 101Kb)
1568
Адриано Банкьери (Adriano Banchieri, Adriano di Bologna)
итальянский органист, композитор и теоретик музыки. Адриано Банкьери родился в Болонье. В 1587 г. он вступил в орден бенедиктинцев, сменив имя Томмазо на Адриано, в 1590 г. принял обеты. Одним из его учителей в монастыре был органист и композитор Джозеффо Гуами, оказавший большое влияние на стиль Банкьери. C 1592 г. Адриано Банкьери служил органистом в различных оливетанских монастырях в Италии (отсюда его прозвище Монах-оливетанец (Monaco Olivetano)): в Лукке в 1592 г., в Сиене в 1593 г., с 1596 г. в монастыре Сан Микеле в Боско около Болоньи, куда он перешёл в 1594 г. В его службе там был перерыв с 1600 по 1604 год, когда он был органистом в церкви Санта Мария ин Регола в Имоле, служил в монастыре Сан Пьетро в Губбио, в церквах Венеции и Вероны. Известно, что в 1607 г. он играл на новом органе в Монте Оливето Маджоре — главном монастыре оливетанцев около Сиены. В 1609 г. Банкьери возвратился в монастырь Сан Микеле в Боско. В 1615 г. он основал общество «Академия деи Флориди» (Accademia dei Floridi), в котором участвовал под псевдонимом Il dissonante. В 1622 г. общество было переименовано в "Академия деи Филомузи" (Accademia dei Filomusi), в 1633 г. превратилось в "Академия деи Филаскизи" (Accademia dei Filaschisi), а потом в Болонскую филармоническую академию. В 1613 г. Банкьери стал профессором музыки. В 1618 г. он получил титул аббата. В 1634 г. из-за ухудшения здоровья Банкьери перешёл в монастырь Сан Бернардо в Болонье, где в том же году умер от апоплексического удара. Адриано Банкьери считается одним из величайших теоретиков музыки XVII столетия. Он писал теоретические труды по вопросам музыкального исполнительства и церковного пения, гармонии, ритма и вокальной орнаментики. Банкьери пытался совместить традиционный принцип модальности с новым принципом тональности. Одним из первых он применил в своих произведениях генерал-бас. Его сочинение «Concerti ecclesiastici» (Церковные концерты, 1595 г.) — самое старое из дошедших до нас сочинений с генерал-басом. Банкьери легко принимал реформы и среди первых стал использовать знаки p (piano) и f (forte) в музыкальных текстах. Он отстаивал точность интерпретации музыкальных сочинений и выступал за усиление роли композитора. Банкьери был одним из первых, кто стал использовать палочку при дирижировании. Банкьери был очень продуктивным композитором, сочинял разнообразную светскую и духовную музыку: мессы, мотеты, мадригалы, органные пьесы. Начиная с 1605 г. Банкьери опубликовал серию сочинений для органа под названием «L’organo suonarino», она была по меньшей мере шесть раз переиздана до 1638 г. Как и Орацио Векки, он хотел соединить мадригал с драматическим действием и был одним из основоположников жанра мадригальной комедии, когда исполняемые последовательно мадригалы складывались в цельное повествование. Интересен пародийный мадригал «Контрапункт животных и разума» из комедии «Festina nella sera del giovedi grasso avanti cena». В нём сочетаются григорианский хорал с бессмысленным текстом, мяуканье, собачий лай, кукованье кукушки и другие звуки животных в исполнении певцов. Обладая литературным талантом, Банкьери сам писал тексты для своих мадригальных комедий. Комедии и новеллы он публиковал под псевдонимом Камилло Скалиджери далла Фратта (Camillo Scaliggeri dalla Fratta), а популярное произведение «Благородство осла» (La nobiltà dell’asino) подписано Аттабалиппа даль Перу (Attabalippa dal Perù). Банкьери интересовался диалектами итальянского языка и опубликовал несколько книг на эту тему. В своих либретто он использовал диалекты для характеристики персонажей. Теоретические сочинения: L’organo suonarino, 1605, 1607 и др.; Conclusioni del suono dell’organo (Об игре на органе), 1609; Cartella, overo regole utilissime à quelli che desiderano imparare il canto figurato, 1601; Direttorio monastico di canto fermo, 1615. Музыкальные произведения: 12 полифонических месс; три книги восьмиголосных церковных концертов, 1599; двухголосные мотеты с бассо континуо; Canzoni alla francese a 4 voci per sonare, 1596; собрания мадригалов, мадригальные комедии; La pazzia senile (Старческое сумасбродство), 1598; Il metamorfosi musicale (Музыкальные метаморфозы), 1601; Il zabaione musicale, 1604; La barca di Venezia per Padova, 1605; Il virtuoso ridotto tra signori e dame, 1607; La prudenza giovenile (Благоразумие молодости), 1607; Festina nella sera del giovedi grasso avanti cena, 1608; Tirsi, Fili a Clori, 1614; Trattenimenti da villa, 1630. Литературные произведения: Благородство осла (La nobiltà dell’asino), 1592, 1599 (под псевдонимом Attabalippa dal Perù Provincia del Mondo novo)

 (495x698, 229Kb)
1643
Лоренцо Беллини (Lorenzo Bellini)
итальянский физиолог и анатом. Уроженец Флоренции к 20 годам уже был известен своим открытием в области анатомии - именем Беллини названы почечные канальцы или протоки, они же - собирательные трубочки. Молодого исследователя избрали профессором теоретической медицины в Пизе, но скоро он возглавил кафедру анатомии. В Пизе Лоренцо Беллини провел 30 лет, до тех пор, пока его не пригласили обратно во Флоренцию на должность врача Великого Герцога Козимо III. На этой придворной работе ему пришлось быть и главным врачом-консультантом папы Клементия XI. Умер Беллини 8 января 1704 года во Флоренции. Спустя 4 года в Венеции был опубликован полный сборник его трудов. Беллини известен также и как поэт, особенно своими "Bucchereide" (Флоренция, 1729). Беллини написал, между прочим "De structura et usu renum" (Флоренция, 1662, Амстердам, 1665 и позднее) и прочее. Его "Opera omnia" появились в Венеции в 1708 г. (2 тома) и в последующих изданиях.

Locatelli (553x699, 1341Kb)
1695
Пьетро Антонио Локателли (Pietro Antonio Locatelli)
итальянский скрипач, композитор. Родился в Бергамо. Проявив ещё ребёнком незаурядные способности в игре на скрипке, Локателли был отправлен в Рим для учёбы под руководством Арканджело Корелли. Там Локателли работал капельмейстером, а в 1725 году занял эту должность в Мантуе. О его жизни и деятельности сохранилось очень мало сведений, однако известно, что после многолетних концертных гастролей по городам Европы (Венеция, Мантуя, Берлин, Мюнхен, Дрезден, Кассель) он в 1729 поселился в Амстердаме, где занимался педагогической деятельностью. Среди его учеников был Жан-Мари Леклер. Капитальным сочинением Локателли является цикл концертов "Искусство скрипки", содержащий 12 сольных концертов, включающих в себя 24 длинных каденции в форме каприччо (состав концертов: скрипка соло, 2 скрипки, альт, виолончель и бассо континуо (изданы в 1733 году). Имя Локателли связано также с развитием сонатной формы. Считается одним из первых представителей программной инструментальной музыки (скрипичный концерт № 6 "Плач Ариадны", "Траурная соната" и др.). Умер в Амстердаме 30 марта 1764 года.

Abraham_Trembley (517x699, 117Kb)
1710
Абраам Трамбле (Abraham Trembley)
швейцарский натуралист, член Лондонского королевского общества (1743), член-корреспондент Парижской Академии Наук (1749). Родился в Женеве. Одним из первых представителей животного мира, которого изучают в школе, является пресноводный полип - гидра, которую можно найти в любом водоеме. Трамбле сделал себе имя на ее изучении. Безжалостно разрезая гидру на несколько частей, он обнаружил способность живого организма к регенерации. Оказалось, что пресноводная гидра способна полностью восстановить свой организм, даже если от нее остается лишь одна восьмая часть тела. Его исследования по регенерации, опубликованные в труде «Мемуары к истории одного рода пресноводных полипов с руками в форме рогов» (1744, русский перевод 1937), способствовали внедрению экспериментального метода в биологию. Умер в Женеве 12 мая 1784 года. Литература: Канаев И.И., Абраам Трамбле, Ленинград, 1972; Baker J.R., Abraham Trambley of Geneva. Scientist and philosopher. 1710-1784, L., 1952.

1719
Фердинанд Цельбель (Ferdinand Zellbell)
Шведский композитор. Родился в Стокгольме. Умер в Стокгольме 21 апреля 1780 года.

 (467x698, 37Kb)
1734
Джозеф Райт (Joseph Wright; по прозвищу «Райт из Дерби»)
английский художник, мастер световых эффектов, пионер индустриальной темы в изобразительном искусстве. Родился в Дерби. Учился портретной живописи у Т.Хадсона в Лондоне (1751–1753 и 1756–1757). Работал в Дерби, а в 1775–1777 – в Бате; в 1773–1775 посетил Италию. Испытал большое влияние караваджизма, в первую очередь нидерландского (Г. ван Хонтхорст, Х.Тербрюгген). Много работал как портретист. Однако сделал себе имя в первую очередь картинами, ярко и выразительно отразившими индустриальную революцию. Впервые героями больших композиций стали не античные или библейские персонажи или жанрово-аллегорические фигуры, а рабочие и ученые. Атмосфера труда и научного поиска воссоздавалась Райтом с тонкими световыми эффектами; действие его картин, как правило, разворачивается ночью, озаряемое светом луны или свечи, которые символизируют «свет разума». Среди его типических работ – Лекция о солнечной системе (ок. 1763–1765, Художественная галерея, Дерби), Опыт с воздушным насосом (1768, Галерея Тейт Бритейн, Лондон), Кузница (1773, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Создавал и предромантические пейзажи, точнее «образы событий», где также доминируют мотивы ночного освещения (Иллюминация замка Сант Анджело в Риме, там же; Извержение Везувия, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва; обе картины – ок. 1775). Умер Райт в Дерби 29 августа 1797 года.

 (519x699, 205Kb)
1757
Карл X Август Веттинг (Karl August Wetting, Grand Duke of Saxe-Weimar-Eisenach)
Великий герцог Саксен-Веймар-Эйзенахский, ландграф Тюрингский, маркграф Мисни, граф Хенненберг, генерал от кавалерии (16 декабря 1813). Из рода владетельных герцогов Саксен-Веймарских-Эйзенахских, сын герцога Константина (умер, когда Карлу было 9 месяцев). Получил блестящее домашнее образование, посещал занятия во многих университетах Германии. Как суверенный владелец маленького княжества был союзником Австрии. В 1788 в чине генерал-майора поступил на службу в прусскую армию, служил в гарнизоне Амерслебена. Во время австро-прусской войны в 1790 воевал в Силезии. В 1793 в составе прусской армии сражался на Рейне и в Пфальце. В 1794 оставил прусскую службу и вернулся в Веймар. Его сын женился на великой княжне Марии Павловне. 22 сентября 1804 принят на русскую службу с чином генерал-лейтенанта, зачислен в Свиту императора и определен в лейб-гвардии Конный полк. 22 июля 1804 награжден российским орденом Святого Андрея Первозванного. Участник кампании 1805 и сражения при Аустерлице В 1805 ето герцогство было оккупировано франц. войсками. В 1806 перешел в прусскую армию и в ее составе участвовал в сражениях при Йене и Ауэрштедте, где был взят в плен. В конце октября командовал одним из немногих оставшихся боеспособных отрядов прусской армии. Вскоре объединился с Г Блюхером. В 1807 вернулся в княжество Веймар, которое вошло в состав Рейнского союза. В 1809 тайно уехал в Австрию и принял участие в сражениях при Асперне и Ваграме. После окончания войны вновь вернулся на родину. В марте 1813 присоединился к русско-прусской армии. Участник сражений при Лютцене, Бауцене, Рейхенбахе 1 июня 1813 вновь принят на русскую службу генерал-лейтенантом. Состоял при начальнике 1-й кирасирской дивизии. Участник сражений при Дрездене, Пирне, Кульме, Лейпциге. В начале 1814 под его командование передан 30-тысячный корпус, действовавший в Нидерландах. В 1814 принял участие в боевых действиях при Бриене, Леоне, Фер-Шампенуазе, Париже. По решению Венского конгресса Саксен-Веймар 2 августа 1815 стал Великим герцогством. В 1816 вернулся в Веймар и занял герцогский престол. Числился па русской службе до своей смерти 14 июня 1828 года.

Mariano_Moreno (516x699, 103Kb)
1778
Мариано Морено (Mariano Moreno)
аргентинский политический и общественный деятель, историк, борец за независимость Южной Америки от Испании. Родился в Буйнос-Аресе. Будучи одним из руководителей Патриотической хунты - первого аргентинского правительства, сформированного после победы Майской революции 1810 г., выступал за установление республики, отделение церкви от государства, ограничение крупного помещичьего землевладения. Настаивал на централизации управления страны. Однако из-за разногласий внутри хунты был вынужден выйти из её состава. В 1811 г. был назначен чрезвычайным послом в Англии; умер по пути в Лондон. Мысли и идеи Морено, изложенные им в публицистических статьях и выступлениях, стали призывом для многих поколений аргентинцев. Умер 4 марта 1811 года. Сочинения: Escritos políticos у económicos, В. Aires, 1915. Литература: Очерки истории Аргентины, Москва, 1961, страницы 81—98.

 (507x699, 106Kb)
1780
Генрих Христиан Шумахер (Heinrich Christian Schumacher)
немецкий и датский астроном и геодезист. Родом из Гольштинии, изучал астрономию и математику в Копенгагене и Геттингене (у Гаусса), с 1810 года занял кафедру астрономии и в Копенгагенском университете, в 1813 году был назначен директором обсерватории в Мангейме, в 1815 году вернулся в Копенгагенский университет, но жил большею частью в Альтоне, где устроил обсерваторию на средства датского правительства. В 1817 году на него возложено было руководство градусным измерением в Дании. В 1820 году по поручению Копенгагенского научного общества предпринял измерение Гольштинии и составление её карты. В 1824 году Шумахер определил точную долготу Альтонаской обсерватории от Гринвича; в 1830 году Шумахер определил в замке Гюльденштейн на острове Фионии длину простого секундного маятника, принятого в основание датской системы мер. Постоянным его сотрудником в этот период был П.А.Ганзен. Умер в Альтоне 28 декабря 1850 года. Труды: «Astronomische Abhandlungen» (Альтона, 1823—1825); «Astronomische Jahrbücher» (Тюбинген, 1836—1844); В 1822 году основал журнал «Astronomische Nachrichten»; Переписку Шумахера с Гауссом издал Петерс (Альтона, 1860—1865).

Beauharnais (549x698, 54Kb)
1781
Эжен де Богарне (в русской дореволюционной традиции - Евгений Богарне; Eugène Rose de Beauharnais)
герцог Лейхтенбергский (14 ноября 1817), князь Эйхштадский (14 ноября 1817), принц империи (1 февраля 1805), князь Венеции (20 декабря 1807). Родился в Париже. Из древнего аристократического дворянского рода. Сын генерального виконта Александра де Богарне и Жозефины, ставшей впоследствии супругой Наполеона. В детстве тяжело перенес казнь отца (1794) и нападки на мать. Только после окончания якобинского террора смог получить нормальное образование. При поддержке отчима сделал блестящую карьеру. Службу начал в 1796 в качестве ордонанс-офицера при генерале А.Массена в Итальянской армии. 30 июня 1797 произведен генералом Н.Бонапартом в суб-лейтенанты 1-го гусарского полка и зачислен в штаб командующего. В 1797 направлен с дипломатическим поручением на остров Корфу. Во время Египетской экспедиции (1798—1799) был адъютантом генерала Н.Бонапарта, проявил большую храбрость, был ранен в сражении при Сен-Жан-д'Акр. 22 августа 1799 вместе с Бонапартом вернулся во Францию. 22 декабря 1799 произведен в капитаны гвардейских конных егерей. Отличился в сражении при Маренго и 9 июля 1800 получил эскадрон гвардейских конных егерей. С 13 октября 1802 полковник. Богарне обладал располагающими внешними данными, поразительным мужеством, был честным и прямодушным. После того как Наполеон стал императором, Богарне, как член «императорской» семьи, был осыпан почестями: он стал архиканцлером империи (18 мая 1804), генерал-полковником егерей (1 июля 1804), бригадным генералом и командиром конных егерей Императорской гвардии (17 октября 1804). Во время коронации Наполеона (1804) нес золотое кольцо императора. После создания Итальянского королевства во главе с Наполеоном (26 мая 1805), Богарне был объявлен 7 июня 1805 вице-королем Италии с резиденцией в Милане. Он стал фактически ничем не ограниченным (кроме приказов императора) наместником Италии. «Система ваша должна быть проста: так хочет император» — писал ему отчим. С 23 декабря 1805 главнокомандующий корпусом, которому была поручена блокада Венеции. 3 января 1806 Наполеон сделал пасынка своим заместителем на посту главнокомандующего Итальянской армией. С 12 января генерал-губернатор Венеции. 30 марта 1806 к Итальянскому королевству была присоединена Венецианская область. В 1806 к королевству присоединено княжество Гуасталла, в 1808 марки Песаро, Мачератаи Асколи, в 1810 итальянский Тироль. Большое внимание уделял армии: в 1805 было набрано в вооруженные силы 7 тысяч человек, в 1806 -12 тысяч человек, в 1811-15 тысяч человек, в 1813- 36 тысяч человек (всего за 1802—1814—152 тысяч человек). Начав с армии в 24 тысяч человек, Богарне к 1809 увеличил ее до 80 тысяч человек, составлявших королевскую гвардию, 7 линейных пехотных, 4 легких пехотных и 6 кавалерийских полков. В 1806 Наполеон, одно время собиравшийся объявить Б. своим наследником, усыновил его. В том же году Богарне женился на принцессе Агнессе Амалии Виттельсбах, дочери короля Баварии. В 1807 Наполеон дал ему обещание, что после его смерти Богарне наследует итальянский престол. В качестве правителя Италии Богарне, не будучи опытным администратором, окружил себя талантливыми советниками из числа итальянцев, заслужил симпатии населения. Были преобразованы суд и администрация (по образцу Франции), улучшена армия и финансы. В то же время проводимые Богарне по требованию Наполеона финансовые выплаты и отправка войск вызвали всеобщее недовольство. В кампанию 1809 он 9 апреля был назначен главнокомандующим армией, действовавшей в Италии. Сначала он был захвачен врасплох эрцгерцогом Иоанном, разбит при Сачиле и отброшен к Адидже. После похода корпуса Мак-Дональда перешел в наступление и отбросил австрийцев. А затем, перейдя Земмеринг соединился с армией Наполеона. 14 июня нанес поражение эрцгерцогу Иоанну при Раабе. Успел вовремя подвести войска, чтобы оказать поддержку Наполеону во время сражения при Ваграме. Однако Наполеон остался недовольным действиями Богарне и вместо итальянского престола он был назначен наследником Великого герцогства Франкфуртского. Будучи безгранично преданным своему отчиму, Богарне никогда не оспаривал его решений и даже когда узнал о решении Наполеона жениться вторично, сам уговаривал мать не противоречить императору. 10 января 1812 Богарне был назначен командующим обсервационным корпусом в Италии. В 1812 сформировал для отправки, в Россию 30-тысячный корпус. Его войска были передислоцированы ближе к России и преобразованы в 4-й корпус Великой армии, который преимущественно состоял из итальянских войск. 30 июня 1812 его корпус перешел на русский берег Немана у Пилон. Участвовал в сражениях при Островно, Витебске и Смоленске. В Бородинской битве к 6 часам утра 7 сентября его войска взяли село Бородино и укрепились на Бородинских высотах. С 10 до 11 часов вновь атаковал Курганную высоту (силами дивизий Ж.Брусье, Ш.Морана и М.Жерара). К 15 часам ценой огромных потерь занял высоту. После занятия Москвы выдвинул план наступления своего 45-тысячного корпуса на Тверь и Санкт-Петербург. 24 октября атаковал захвативший Малоярославец корпус генерала Д.С.Дохтурова. В середине дня получил подкрепление — 2 дивизии из корпуса Л.Даву. Во второй половине дня командование принял Наполеон и к концу дня город остался за французами. 8 ноября часть его корпуса была отрезана войсками М.И.Платова между Дорогобужем и Духовщиной и разгромлена, потеряв 3,5 тысячи пленными и 62 орудия. В сражении под Вязьмой вместе с Понятовским спас от гибели корпус Л.Даву. Был окружен Милора-довичем и вечером 16 ноября с трудом прорвался в Красное, потеряв почти всю артиллерию, обозы и 2 тысяч человек. Уезжая во Францию, Наполеон оставил своим заместителем И.Мюрата, а 17 января 1813 после отъезда Мюрата Богарне принял командование над остатками Великой армии (официально назначен главнокомандующим 24 января 1813). В начале 1813, получив подкрепления от пруссаков (всего у него было около 50 тысяч человек), наступал от Мариенверденана Висле через Северную Пруссию. 3 апреля 1813 атаковал части генерала П.Х.Витгенштейна при Меккерне и после двухдневных боев отошел, получив ложное известие о том, что противник форсирует Эльбу при Рослау. Реорганизовал армию и привел ее весной 1813 в Саксонию, где его ждал Наполеон со свежими резервами. В апреле 1813 ему поручено командование 5-м и 11-м корпусами Великой армии. После сражения при Лютцене Богарне был 16 мая отправлен в Италию командиром обсервационного корпуса с задачей организовать сопротивления австрийским войскам. Ему одновременно были подчинены Иллирийские провинции, 27-й, 28-й и 29-й военные округа. Очень успешно провел кампании 1813 и 1814 (в том числе добившись убедительной победы при Минчио 8 февраля 1814), но ситуация резко осложнилась после перехода Мюрата на сторону противника. Есть ряд свидетельств, что Богарне вступил в переговоры с Мюратом и королем Баварии, соглашаясь перейти на их сторону, если ему гарантируют сохранение его итальянских владений. Переговоры завершиться не успели, когда он 14 апреля 1814 получил известие об отречении Наполеона. На следующий день Богарне передал командование генералу Гренье. 20 апреля 1814 в Милане началось восстание. В тот же день Богарне сложил с себя обязанности вице-короля, передал полномочия ген. Пино и бежал сначала в Тироль, а затем в Баварию (куда он заранее перевез свое огромное состояние). Присутствовал на Венском конгрессе (1814—1815), где завоевал симпатию Александра II. Первоначально даже планировалось сделать Богарне государем суверенного княжества, но после возвращения Наполеона этот план провалился, и Богарне получил от своего тестя короля Максимилиана Иосифа герцогство Лейхтенбергское и княжество Эйхштадтское в обмен на отказ от присужденной ему на конгрессе небольшой области. Никакого участия в событиях «Стадней» не принимал, хотя и был 2 июня 1815 возведен в достоинство пэра Франции. Впоследствии постоянно отказывался от любых предложений со стороны бонапартистов. Младший сын Богарне — Максимилиан в 1839 женился на дочери российского императора Николая 1 — Марии и стал основателем российской династии князей Романовских, герцогов Лейхтенбергских. Умер, в Мюнхене 21 февраля 1824 года.

 (548x699, 95Kb)
1797
Франц Крюгер (Franz Krüger)
Немецкий живописец. Родился в Гросс-Бадегасте, герцогство Ангальт-Дессау. Первые уроки профессионального мастерства брал у пейзажиста К.Кольбе Старшего в Дессау. В 1812—1814 занимался в Школе рисунка при Академии художеств Берлина, которую оставляет, не считая возможным совершенствоваться в рисовании гипсов. Работает самостоятельно, изображая солдат, лошадей, охотничьи сцены, благодаря чему заслужил шутливое прозвище "Pferde Kruger". Его работы привлекают внимание заказчиков. В 1818 демонстрирует на выставке в Академии художеств Берлина охотничьи и военные сцены, эскизы лошадей. В 1820 на академической выставке показал конный портрет прусского принца Августа. Приобретает известность как портретист в Берлине. В 1824 получил заказ на 18 портретов (в технике рисунка черным мелом) членов королевского дома для подарка Фридриху Вильгельму III. Великий князь Николай Павлович заказал полотно Парад на Оперплац в Берлине (1829, Берлин, Государственный музей). В 1825 Фридрих Вильгельм III назначил Крюгера придворным живописцем. В том же году становится профессором Академии художеств Берлина, с 1832 — "Почетным вольным общником Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств". В 1830 демонстрирует полотно Парад на Оперплац в Берлине на выставке в Академии художеств, а в 1831 — в Концертном зале Зимнего дворца. В том же году награждается орденом Святого Владимира четвертой степени, пишет Портрет Фридриха-Вильгельма III для Военной галереи Зимнего дворца. В 1832 был приглашен в Санкт-Петербург для работы над портретом Александра I для Военной галереи. Исполняет портреты членов императорской семьи и знати в Санкт-Петербурге. В 1833 возвращается в Берлин с эскизами заказанных больших портретов. В августе 1833 в берлинской мастерской Крюгера побывал В. Жуковский. В 1834 демонстрирует Портрет Николая I со свитой на выставке в Академии художеств в Берлине. В 1836, 1841, 1844, 1847, 1850—1851 посещает Санкт-Петербург. В эти годы исполняет известные работы: Портрет Фридриха Вильгельма III верхом на лошади (1831), Портрет Александра I верхом на лошади (1837), Портрет императрицы Александры Федоровны (1837); Портрет князя П.М.Волконского (1850), Портрет Николая I (поясной, 1852), Портрет князя П.Х.Витгенштейна (до 1859, все — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Всего, по словам самого художника, им было исполнено около 5 000 портретов. Торжественный облик Николая I после исполненного художником полотна Парад на Оперплац в Берлине приобрел статус официального изображения. В России оставил много работ с изображением сцен военного быта, парадов, учений, портретов, которые являются бесценными документами отечественной истории. С 1851 работал в Берлине.Умер в Берлине в 1867 году. Литература: "Совершенно модный живописец Франц Крюгер в Санкт-Петербурге". Санкт-Петербург, 1997; Weidmann W., Franz Krüger, В., [1927].

1789
Лудвиг Антон Эдмунд Пассю (Пасси; Ludvig Anton Edmund Passy)
Шведский пианист и композитор французского происхождения. Родился в Стокгольме. Умер в Дротнингхольме 16 августа 1870 года.

 (699x686, 63Kb)
1803
Александр Львович Гурилев
русский композитор, пианист, педагог. Родился в Москве в семье крепостного музыканта Льва Степановича Гурилева (1770–1844) – композитора и дирижера, автора фортепианных произведений и духовной музыки, ученика Джузеппе Сарти (1729–1802), руководителя оркестра в имении графа В.Г.Орлова под Москвой. Обучался у отца, играл в оркестре на скрипке и альте, а также у домашних учителей Орловых – знаменитого пианиста Джона Филда (1782–1837) и по композиции у Иосифа Геништы (1795–1853). В 1831 семья получила вольную и обосновалась в Москве. Здесь Гурилев приобрел известность как композитор, пианист и педагог. Участвовал в квартете князя Н.Б.Голицына, сблизился с А.Е.Варламовым. В последние годы жизни страдал тяжелым психическим заболеванием. Умер Гурилев в Москве 11 сентября 1858 года. Расцвет творчества Гурилева приходится на 1840-е годы и связан с вокальной лирикой – романсами и «русскими песнями», некоторые из них несут на себе отпечаток цыганской исполнительской манеры (ряд песен исполнялся московскими цыганами). Среди популярных романсов – Оправдание, И скучно, и грустно на стихи Лермонтова, Разлука (На заре туманной юности) на стихи Кольцова. Всего Гурилевым опубликовано около 90 авторских произведений в этом жанре (на стихи русских поэтов, как классиков, так и второстепенных авторов) и сборник Избранные народные песни (1849). Будучи искусным пианистом, он оставил довольно большое наследие в этой области, в основном вариации и миниатюры (в их числе вариации на тему из оперы Жизнь за царя Глинки и вариации и транскрипции песен Варламова и Алябьева). Лирика Гурилева по сравнению с творчеством его современников, тоже мастеров московской школы – Варламова и Алябьева, отличается камерностью, близостью к бытовому музицированию, элегичностью (иногда до сентиментальности), а также соединением песенности с элементами бельканто.

Orlean_Ferdinand-Philippe (552x700, 97Kb)
1810
Фердинанд-Филипп Орлеанский (французское имя - Ferdinand - Philippe Louis Charles Éric Rosalino (Henri) d'Orléans)
представитель Орлеанской ветви династии Бурбонов, герцог Орлеанский (1830 — 1842) и старший сын короля Луи-Филиппа I. Наследник французского престола в 1830 — 1842 годах. Родился в Палермо, где жили в изгнании его родители. Получил имя Фердинанд, ранее не использовавшееся в Орлеанском доме в честь своего деда, короля Обеих Сицилий Фердинанда I. Сразу после рождения получил титул герцога Шартрского. Во Францию приехал в первый раз 1814 году во время первой Реставрации. В период Ста дней, семья вновь покинула родину. Окончательное возвращение состоялось в 1817 году. Учился сначала дома под наблюдением воспитателя, позднее (с 1819) получил гуманитарное образование в коллеже Генриха IV, причём обучался на основе полного равенства с другими студентами. Здесь он познакомился и подружился с Альфредом де Мюссе. Успешно завершив обучение в коллеже, прошёл курс Политехнической школы. Совершил поездку в Англию и Шотландию. В 1824 году становится полковником Первого гусарского полка. В 1830 году, во время Трёх славных дней находился со своим полком, расквартированном в Жольни. Фердинанд-Филипп раздал солдатам трёхцветные кокарды и повёл полк в Париж на помощь восставшим. После краткой остановки в Монруже он торжественно вступил в столицу 3 августа 1830 года. Его отец занял французский престол, а Фердинанд-Филипп получил титул герцога Орлеанского и стал наследным принцем. Генерал с 1831 года. По настоянию отца герцог вошёл в состав совета министров. В ноябре 1831 года наследный принц вместе с маршалом Сультом отправляется на подавления восстания рабочих в Лионе. Он достиг успеха, не прибегая к насилию и сумел успокоить оппозицию. Популярность принесли ему действия во время эпидемии холеры 1832 года. Герцог посещал больных в госпитале Отель-Дьё, серьёзно рискуя жизнью: Казимир Перье, сопровождавший принца, заболел и умер. Фердинанд-Филипп имел репутацию человека искренне озабоченного положением бедных и стал своего рода иконой для «династической оппозиции», возглавляемой Одилоном Барро, которая связывала с герцогом возможность совмещения современных демократических устремлений и монархической традиции. В 1831 году участвовал вместе с братом, герцогом Немурским, в походе французских войск под командованием генерала Жерара на Бельгию. Братья стремились также посетить Жемаппе, где в 1792 году на стороне французской революционной армии сражался их отец. В следующем году герцог Орлеанский вернулся в Бельгию в качестве командира бригады авангарда Северной армии. Участвовал в штурме цитадели Антверпена. Во время атаки люнета цитадели Сен-Лорен он под градом снарядов лично вёл своих солдат в атаку. В 1835 году, когда маршал Клозель вернулся в Алжир в качестве генерал-губернатора, герцог Орлеанского испросил разрешения отца, сопровождать его на борьбу с эмиром Абд аль-Кадиром. Он был ранен в сражении близ Габры, участвовал во взятии Маскары в декабре 1835 года, в январе 1836 года — Тлемсена. В 1839 году сопровождал маршала Вале в экспедиции из Константины к ущелью Железных Ворот. Французы разбили войско эмира Абд-эль-Кадера близ Блиды. В марте 1840 года герцог Орлеанский снова прибыл в Алжир вместе с младшим братом, герцогом Омальским, для которого это был первый военный поход. Военные успехи герцога Орлеанского повысили его популярность. В 1840 году по инициативе герцога Орлеанского создаётся батальон лёгкой пехоты, где стрелки были вооружены усовершенствованными карабинами большой меткости и дальнобойности. Солдаты были специально обучены совершать большие переходы бегом. Новое подразделение показало себя настолько боеспособным, что в скором времени появилось несколько подобных батальонов. Брак наследника престола был одной из важнейших забот Луи-Филиппа, особенно после покушения на короля Фиески (1835). Не произойди Июльская революция, Фердинанд-Филипп женился бы на сестре герцога Бордоского, Луизе д’Артуа (1819 — 1864). Однако, после того, как его отец занял французский престол, старшая ветвь Бурбонов смотрела на Луи-Филиппа как узурпатора и об этом браке уже не могло быть и речи. В то же время, в противовес Англии, Июльская монархия искала в Европе новых партнёров. Луи-Филипп рассчитывал на союз с Австрией, который мог обеспечить брак его старшего сына с эрцгерцогиней Марией Терезой (1816 — 1867), дочерью эрцгерцога Карла. Королева Мария-Амелия весьма благосклонно смотрела на такую возможность, потому что она сама была дочерью эрцгерцогини Австрии, королевы Марии-Каролины Неаполитанской. Эрцгерцог Карл также был согласен. У этого плана было два противника — князь Меттерних, не желавший повторять ошибку, которую он сделал в ходе переговоров о браке эрцгерцогини Марии-Луизы с Наполеоном и эрцгерцогиня София, сестра нового императора Фердинанда I, имевшая большое влияние при венском дворе. Послу Франции в Вене, графу Сент-Олеру было поручено подготовить почву для австрийского брака. Он не скрывал сложность дела, не считая, однако, его совершенно невозможным. Герцог Орлеанский и его младший брат, герцог Немурский, отправились в европейское путешествие 2 мая 1836 года. Оба молодых человека были благосклонно приняты при дворах Берлина и Вены, но из матримональных планов ничего не вышло. Среди принцесс католического вероисповедания рассматривались ещё две кандидатуры: Жануарии Бразильской, дочери императора Педру I и Изабеллы Испанской, дочери инфанта Франсиско де Паулы, младшего брата Фердинанда VII. Обе были очень молоды. Кроме того, брачный союз с принцессой из очень отдалённой страны не сулил никаких политических выгод, а у Изабеллы Испанской опасались дурной наследственности: её мать страдала ожирением. Невестой герцога Орлеанского стала Елена Луиза Елизавета Мекленбург-Шверинская, дочь Фридриха Мекленбург-Шверинского (1778 — 1819) и Каролины Саксен-Веймар-Эйзенахской (умерла в 1816). Бракосочетание состоялось 30 мая 1837 года в Фонтенбло. Так как принцесса была лютеранкой, то архиепископ Парижский запретил венчание в Соборе Парижской Богоматери. Гражданская церемония прошла в Галерее Генриха II 30 мая 1837. Венчание по католическому обряду — в часовне Генриха IV, лютеранская церемония — в салоне Луи-Филиппа. При множестве гостей отмечалось отсутствие послов иностранных государств, за исключением представителей Пруссии, Бельгии и Мекленбурга. Брак был счастливым, Елена разделяла либеральные взгляды своего мужа и его популярность. Супруги имели двух детей: Луи-Филипп (1838 — 1894), граф Парижский; Герцог Орлеанский прекрасно разбирался в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Каждый год он тратил 100 000-150 000 франков из своего цивильного листа на пополнение коллекции и покровительство людям искусства. Во дворце Тюильри он собрал произведения художников Средневековья и эпохи Возрождения, майолику Бернара Палисси и испано-мавританскую керамику, китайский и японский фарфор, изделия мебельных мастерских Каффьери, Эбена, Ризнера, Жакоба. Он также являлся страстным поклонником современного изобразительного искусства. В коллекции герцога были картины Энгра, Ари Шеффера и Ньютона Филдинга, работы Эжена Делакруа, Александра-Габриэля Декана, Эжена Лами, Эрнеста Мейсонье и Поля Делароша, пейзажи художников барбизонской школы, в том числе Камиля Коро, Поля Юэ и Теодора Руссо. Сам герцог был талантливым рисовальщиком, известны около десятка его гравюр и литографий[2] Среди них карикатура, представляющая спящего Гулливера, которого окружают со всех сторон лилипуты, являющаяся откликом на события 11 июля 1792 года, когда Законодательное собрание провозгласило лозунг «Отечество в опасности». 13 июля 1842 года герцог Орлеанский выехал в коляске, запряжённой двумя лошадьми в Нейи-сюр-Сен. Около Тернских ворот лошади понесли. Герцог, пытаясь спастись, выпрыгнул из коляски на мостовую и разбил голову. Его перенесли в ближайшую бакалейную лавку, где он скончался через несколько часов, окружённый членами королевской семьи. Принц был погребён в Королевской капелле в Дрё. Гробница его жены помещается рядом в отдельной специально выстроенной часовне, так как она была лютеранкой. Альфред де Мюссе посвятил трагической гибели герцога Орлеанского своё стихотворение «Тринадцатое июля». Смерть герцога Орлеанского была не только личным горем Луи-Филиппа, но и лишила его наследника, способного, по мнению историков, благодаря репутации человека с широкими демократическими взглядами, спасти для Орлеанской династии трон Франции в 1848 году. Литература: Guy Antonetti, Louis-Philippe, Paris, Librairie Arthème Fayard, 2002 ISBN 2-213-59222-5; Ferdinand-Philippe d'Orléans, duc d'Orléans, Souvenirs 1810-1830, texte établi, annoté et présenté par Hervé Robert, Genève, Librairie Droz S.A., 1993; Ferdinand-Philippe d'Orléans, duc d'Orléans, Lettres 1825-1842, publiées par ses fils le comte de Paris et le duc de Chartres, Paris, Calmann-Lévy, 1889; Joëlle HUREAU , L'espoir brisé. Le duc d'Orléans, 1810-1842, Perrin, 1995.

Eötvös_József_1871 (541x700, 105Kb)
1813
Йожеф фон Этвеш (József Eötvös)
венгерский писатель, политический деятель, барон, член Венгерской Академии Наук (1839). Родился в Буде. В период Революции 1848-1849 гг. в правительстве Баттяни занимал в апреле - сентябре 1848 г. пост министра культуры и просвещения. Противник свержения Габсбургов с престола, осенью 1848 г. эмигрировал в Мюнхен. Вернулся в Венгрию в 1851 г. С февраля 1867 г. - министр культуры и просвещения в правительстве Андраши. Автор социально-критических романов "Деревенский нотариус" (1845), "Венгрия в 1514 году" (1847) и др. Умер в Пеште 2 февраля 1871 года.

sprenger2 (397x700, 155Kb)
1813
Алоис Шпренгер (немецкое имя - Aloys Sprenger)
австрийский востоковед и врач. Родился в Нассерайте, Тироль. Изучал в Вене медицину и восточные языки. В 1840 году работает в Лейдене со старинными арабскими манускриптами, после чего там же защищает диссертацию по истории арабской медицины. В 1843—1854 годы находится на службе британской Ост-Индской компании в Индии. В 1856—1881 годах преподавал восточные языки в Бернском университете, в 1881 году переселяется в Гейдельберг. Основным трудом Шпренгера стала биография Мухаммеда, в которой автор с позиций современной ему позитивистской философии истории придавал ведущее значение в процессах создания и эволюции ислама не личности Мухаммеда, а «духу и обстоятельствам времени». Много внимания уделял влиянию мусульманской культуры на культуру европейского средневековья. Труды Шпренгера, а также изданные им совместно с индийскими учёными сочинения восточных авторов, отличались обилием нового материала. Умер в Гейдельберге 19 декабря 1893 года. Сочинения: Das Leben und die Lehre des Mohammad…, Bd.1-3, Berlin 1861-1865; Die Post- und Reisetouren des Orients, Leipzig 1864; Die alte Geographie Arabiens, Bern 1875; Muhammad und der Koran, Heidelberg 1889. Литература: Батунский М.А. «Из истории зарождения западно-европейского буржуазного востоковедения», в сборнике «Научные работы и сообщения АН Узбекской ССР», 1961, книга 3; Fück J. «Die arabischen Studien in Europa», Leipzig 1955.

James_Joseph_Sylvester (502x700, 82Kb)
1814
Джеймс Джозеф Сильвeстр (James Joseph Sylvester)
английский математик, один из создателей (совместно с А.Кэли) теории алгебраических инвариантов. Родился в Лондоне. В 1837 окончил Кембриджский университет и в последующие годы часто менял место жительства и род занятий. В 1838 стал профессором натурфилософии в Юниверсити-колледж (Лондон), в 1841 в течение трех месяцев работал в университете Виргинии (США), в 1845 вернулся в Лондон, работал в качестве статистика в страховом обществе, давал частные уроки по математике. В 1846 поступил в школу при «Иннер-темпл», в 1850 был принят в коллегию адвокатов. К тому времени относится его знакомство с Кэли (тоже юристом) и начало их совместной работы над созданием теории алгебраических форм. В 1855–1871 Сильвестр был профессором Королевской военной академии в Вулвиче (Англия). Затем в течение нескольких лет не имел постоянного места работы, пока не получил в 1876 кафедру в университете Джонса Хопкинса в Балтиморе (США). В 1878 Сильвестр основал первый американский математический журнал «The American Journal of Mathematics» и стал его редактором. В 1884 Сильвестр вернулся в Англию и в семидесятилетнем возрасте получил кафедру геометрии в Оксфорде, которую возглавлял до своей смерти, последовавшей 15 марта 1897 года. Сильвестр известен прежде всего как алгебраист. Из его многочисленных работ в этой области две стали классическими: это теория элементарных делителей (1851; вновь создана Вейерштрассом в 1868) и закон инерции квадратичных форм (1852; был известен Якоби и Риману). Как создателю новой дисциплины – теории инвариантов – ему принадлежат все принятые в этой теории термины: инвариант, ковариант, контравариантный, когредиентный дискриминант и т.д. Ученый в шутку называл себя новым Адамом, поскольку, подобно первому человеку, должен был давать имена новым вещам. Сильвестр обладал исключительно живым и разносторонним умом, был не только математиком, но и поэтом. В 1870 вышла его книга Законы стихосложения (Laws of Verse). С его именем связано множество анекдотов, прежде всего из разряда рассказов о рассеянных профессорах. Сильвестр был членом Лондонского королевского общества (1841), иностранным членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии наук (1872). Учреждена медаль его имени, присуждаемая за выдающиеся достижения в области математики.

Karlfvonvogelsang (508x700, 69Kb)
1818
Карл-Фридрих Фогельзанг (Karl Friedrich Vogelsang)
австрийский общественный деятель, основатель христианско-социалистического движения в Австрии. Скончался в 1890 году.

Adolf_Fick_8bit_korr_klein1 (535x700, 139Kb)
1829
Адольф Фик (Adolf Eugen Fick)
немецкий физиолог. Профессор Цюрихского (с 1855) и Вюрцбургского (1868-1899) университетов. Родился в Касселе. Основные исследования – по термодинамике мышцы. Опроверг взгляд Ю.Либиха на белки как на единственный источник энергии мышечной деятельности, доказал действенность закона сохранения энергии при мышечном сокращении, разработал методику исследования эластичных свойств мышц, усовершенствовал миотермическую и миографическую аппаратуру. Автор работ по сравнительной физиологии возбудимых тканей, диоптрике глаза и цветоощущению, физиологии кровообращения и др. Сформулировал принцип, положенный в основу методов исследования минутного объема сердца («принцип Фика»). Умер в Бланкенберге, Бельгия, 21 августа 1901 года. Сочинения: Gesammelte Schriften, Bd 1 √ 4, Würzburg, 1903 √ 06.

Викентий Игнатьевич Смидович (476x700, 135Kb)
1835
Викентий Игнатьевич Смидович
русский врач, общественный деятель, один из первых детских врачей города Тулы. Отец писателя В.В.Вересаева. В.И.Смидович был одним из первых детских врачей Тулы. Не меньшую известность получила его деятельность по изучению и улучшению санитарного состояния города оружейников. В.И.Смидович родился в украинском городке Каменец - Подольском в семье поляка - эмигранта. Первоначальное образование получил в Одессе. В 1885 г. успешно окончил Тульскую гимназию, а через пять лет - медицинский факультет Московского университета. В 1860 г. В.И.Смидович вернулся в Тулу и стал работать ординатором в больнице Приказа общественного призрения. Чтобы совершенствоваться в искусстве врачевания, Смидович выезжал в Австрию и Чехословакию. В Вене занимался изучением внутренних и детских болезней, в Праге - акушерством и гинекологией. 2 ноября 1864 г. по инициативе Викентия Игнатьевича в Туле была открыта бесплатная лечебница для приходящих. Смидович хлопотал о средствах для ее открытия и работы, позаботился, чтобы здесь же организовали аптеку, стал безвозмездно трудиться в лечебнице, а со временем возглавил ее. В 1867 г. он вышел в отставку и занялся частной практикой. Лечил в основном только детей. В его карманах всегда были сладости. Это помогало ему располагать к себе маленьких пациейтов из бедняцких семейств, куда доктор заходил особенно часто. Дети называли его "сладким доктором". Когда Смидович проходил по улицам, населенным беднотой, ему низко кланялись благодарные отцы и матери спасенных им от смерти малышей. Кроме здоровья малышей, Викентия Игнатьевича волновали многие вопросы здравоохранения. Например, санитарное состояние Тулы, заболевания и смертность горожан, эпидемии, условия жизни населения города, в особенности бедняков. При городской думе в 1887 г. Смидович организовал и возглавил санитарную комиссию, в которую вошли санитарный врач П.П.Белоусов, лекари Я.Г.Боровский, А.А.Лебедев, Н.В.Теплов, Д.Е.Шеметов. Добрая половина Тулы утопала в болотах, поросших густым камышом и осокой. С востока - так называемое Попово болото, на западной стороне - тоже болото. Существовала даже речушка с выразительным названием Замараевка. У домов (на случай пожара) стояли во множестве деревянные чаны и кадки с протухшей водой. Антисанитарные условия жизни способствовали распространению эпидемий. В местах, населенных беднотой, особенно на Никитской (теперь улица им. Свердлова), Воронежской (ныне Оборонная), на Хлебной площади и Серебрянке (ныне улица им. Халтурина) господствовала малярия. В нездоровом городе ежегодно болело почти все население. В первый же год существования санитарной комиссии Викентий Игнатьевич осмотрел и нанес на карты все трясины и болота города, чтобы повести санитарное наступление на эти гиблые места. По его рекомендации был спущен Демидовский пруд, затопивший окрестности, приведены в надлежащий порядок многие городские водосточные канавы. Два года В.И.Смидович вместе с П.П.Белоусовым вел непримиримую борьбу с тульским губернатором за то, чтобы воду для городского водопровода брать из Рогожинского колодца, находившегося за городом, более чистого, чем городские: Надеждинский в Заречье и Никольский в Чулкове. Из - за "беспокойного характера" Смидович потерял место домашнего врача в доме губернатора. Викентий Игнатьевич был участником почти всех съездов земских врачей, часто выступал перед коллегами, называя съезды "трибуной врачей", местом обсуждения насущных и неотложных дел медицины. Он первый сделал аналитические определения городских грунтовых вод и занялся метеорологическими наблюдениями, первым стал изучать санитарное состояние местных школ. В одном из отчетов по проверке учебных заведений В.И.Смидович писал: "Самое большое несчастье наших светских школ есть то, что ни одна из них не строилась для той цели, для которой предназначается; большей частью это переделки из гостиниц, трактиров или каких - нибудь частных зданий". На улицах Тулы, особенно на главных, попрошайничало много детей. Викентий Игнатьевич часто встречался с ними, помогал несчастным и думал о том, как избавить их от такого унизительного положения. Он мечтал о работном доме для подростков, многократно выступал на заседаниях городской думы в защиту обездоленных детей. В.И.Смидович изучал условия работы на фабриках и заводах, заботился о здоровье рабочих. Написал об этом статью, в которой отмечал: "Рабочие меднолитейных заведений от плохого устройства горнов и отсутствия тяги страдают последствиями вдыхания паров меди, что приводит к тяжелым расстройствам органов дыхания". К сожалению, хозяева заведений и не думали хоть как - то изменить условия труда своих рабочих. Работа Смидовича осталась лишь обвинительным актом против бесчеловечной эксплуатации трудящихся. Викентий Игнатьевич проверял качество съестных припасов, продаваемых в лавках и на рынке, и тем предохранял население от покупки недоброкачественных продуктов. 29 ноября 1891 г. по инициативе В.И.Смидовича, действительного члена статистического комитета с июня 1861 г. , в городе была проведена перепись населения. Выяснилось, например, что в Туле - 85 642 жителя. Средняя продолжительность жизни - 21, 1 года. Главным занятием жителей являлось ремесло и торговля... Викентий Игнатьевич обработал 80 тысяч карточек переписи, напечатал на их основе две статьи в "Тульских губернских ведомостях" и в сборнике Общества тульских врачей (основано В.И.Смидовичем в 1862 г.), а в 1894 г. в Туле вышла его небольшая книга "Результаты однодневной переписи города Тулы, произведенной 29 ноября 1891 года". Начало 1892 г. принесло Туле эпидемию сыпного тифа. Дни и ночи тульские врачи во главе со Смидовичем боролись с сыпняком. В докладе санитарной комиссии Общесттульских врачей предписывались мероприятия: "1. Прием в ночлежные дома не должен быть ограничен известными часами. 2. Желательно было бы выдавать ночлежникам в определенные вечерние часы кружку сбитня или чаю с фунтом хлеба. Беднейшим выдавать билеты в даровую столовую и раз в неделю в баню. 3. На время эпидемии освободить от платы поступающих на излечение в больницу (очевидно, имелась в виду больница Приказа общественного призрения. - С. Р.) тифозно - больных по простому их заявлению. 4. В возможно скорейшем времени приступить к устройству дезинфекционной печи, которой могли бы пользоваться за известную плату и частные лица..." В 1890- е годы в Россию пришла холера. Тульские медики готовились к схватке с этим коварным врагом. 23 июня 1892 г. состоялось экстренное заседание санитарной, комиссии, на котором Смидович выступил с сообщением "О мерах, если появится холера". По его мнению, следовало не лечить, а предупреждать появление холеры, быть на страже. Он разрабатывал мероприятия по борьбе с эпидемией, заботился о подготовке дезинфекторов, часто выступал перед горожанами с популярными лекциями о мерах предупреждения страшного бедствия, боролся за образование запасов лекарств и продажу их беднякам по сниженным ценам, выдачу бесплатно. Ему приходилось заведовать холерным отделением больницы. Велики заслуги Смидовича в изучении санитарного состояния Тулы (Его книга "Материалы для описания города Тулы. Санитарный и экономический очерк". Тула, 1880), много сделал он для открытия в городе санитарной станции. В.И.Смидович умер в Туле 15 ноября 1894 года. Похоронен на Всехсвятском кладбище. Источники и литература: Вересаев В.В. Воспоминания. Москва , 1948. Том 4; В.И.Смидович /Некролог// Врач. 1894. № 47; Рассаднев С. Благотворительностью дела не поправить// Коммунар. 1979. 24 марта.

1846
Альфред Брандт (Alfred Brandt)
немецкий инженер, прославившийся строительством туннелей в Альпахи начавший строительство знаменитого Симплонского туннеля. Альфредом Брандтом была предложена удачная конструкция гидравлического сверла. Машины Брандта широко использовались при проведении выработок в шахтах и рудниках. Первая была изготовлена в 1876 году фирмой Gebruder Sulzer in Winterthur. Строительство Симплонского туннеля было начато в 1899 году, а завершено в 1906 году. Открыт туннель для движения 19 мая 1906 года. Он пробит через Альпы на высоте 700 метров вблизи от Симплонского перевала, имеет длину 19732 метра и соединяет железнодорожным сообщением Италию (г. Изелли) со Швейцарией (город Бриг). Умер в городе Бриг 29 ноября 1899 года..

Friedrich Delitzsch (700x550, 50Kb)
1850
Фридрих Делич (Friedrich Delitzsch)
немецкий ученый, один из основателей ассириологической школы в Германии. Родился в Эрлангене. Явился пионером в изучении касситских и каппадокийских (староассирийских) клинописных документов, занимался аккадским, шумерским и хеттским языками, составлял словари и грамматики. Сторонник панвавилонизма. В 1902-1905 гг. выступил с циклом лекций «Библия и Вавилон» (русский перевод в 1906), в которых утверждал, что на библейскую традицию оказала решающее влияние вавилонская. Автор сочинений: «Die Sprache der Kossaer» (1884), «Assyrische Grammatik» (1906), «Assyrische Lesestucke» (1912), «Grundzuge der sumerischen Grammatik» (1914), «Sumeriscti - akkadisch - hettitische Vokabularfragmente» (1914). Умер в Лангеншвальбахе 19 декабря 1922 года. Сочинения: Die Sprache der Kossäer, Lpz., 1884; Assyrische Grammatik..., 2 Aufl., ., 1906; Assyrische Lesestücke, 5 Aufl., Lpz., 1912; Grundzüge der sumerischen Grammatik, Lpz., 1914; Sumerisch - akkadisch - hettitische Vokabularfragmente, ., 1914.

1851
Ольга Константиновна
русская великая княгиня, королева Греции (1867-1913).

1853
Александр Иванович Литвинов
русский генерал, командующий 1-й армией (1914-1917).

1856
Луис Генри Салливан (Louis Henry Sullivan)
американский архитектор. Родился в Бостоне. Учился в Массачуссетском технологическом институте и в Школе изящных искусств в Париже. в 1880 начал архитектурную деятельность в Чикаго; с 1881 по 1900 работал вместе с Д.Адлером. Салливен стал первооткрывателем в области современной архитектуры, одним из первых строителей небоскребов. Архитектор изучал проблемы акустики и каркасной конструкции, но больше всего его интересовала работа с абстрактными формами. Его постройки отличают конструктивное совершенство и функциональность. Один из первых небоскребов – Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890) – был построен Салливеном совместно с Д.Адлером из стекла и терракотовых плит на стальном каркасе. Эта постройка послужила образцом для высотных зданий, появившихся впоследствии повсюду в США. В числе других знаменитых сооружений Салливена: Аудиториум в Чикаго (1889, ныне университет Рузвельта), созданный под влиянием Х.Ричардсона; оперный театр в Пуэбло (штат Колорадо, 1890); мавзолей Уэйнрайта в Сент-Луисе (1892); павильон транспорта на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго (1893); здание Чикагской фондовой биржи (1894); Пруденшл-билдинг в Буффало (1894); Байярд-билдинг в Нью-Йорке (1898); усадьба Генри Бэбсона в Риверсайде (штат Иллинойс, 1907) и Национальный сельскохозяйственный банк в Оватоне (штат Миннесота, 1908). В 1886–1923 Салливен часто выступал с лекциями и много писал об искусстве, образовании и демократии. Из всего им написанного наибольшей известностью пользуются книга Автобиография идеи (1924) и эссе Что такое архитектура? Умер Салливен в Чикаго 14 апреля 1924 года.

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку