-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Alelja

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.07.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 6520


история посуды и продуктов

Среда, 02 Февраля 2011 г. 01:13 + в цитатник
Цитата сообщения кофейный_променад С ложкой через века. Из истории русской ложки

Обыкновенная деревянная ложка. Что может быть привычнее и проще? А ведь подержишь ее, ощутишь тепло дерева — и беда уже не беда, печаль не печаль! Она напоминает часть руки с согнутой ладошкой.

История, к сожалению, не сохранила имени создателя ложки. А вот названия дошли до сегодняшнего дня: хлебалка — орудие для хлебанья. Межеумок — простая русская, широкая. Бутырка, бурлацкая — такая же, но толще и грубее; боская — долговатая, тупоносая; полубоская — покруглее той; носатая — остроносая; тонкая — вообще тонкой, чистой отделки. Ковш — разливная ложка, шевырка, едалка…
 (394x620, 72Kb)
"Ложкарной столицей" России называют в народе город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края.

Семеновские мастера делали ложки "такие приглядные да ловкие, - пишет современный сказочник С. В. Афоньшин, - что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихлебывали".

Семеновские ложки расходились во все стороны России. Скупщики торговали ими даже за границей - в далекой Персии. Особый заказ на деревянные ложки для солдат царской армии также традиционно выполняли нижегородцы. Известно, что в Семеновском уезде в начале ХХ века вырабатывали в среднем за год 100 миллионов ложек, а в 1910 году было достигнуто рекордное число - 170 миллионов штук! Производили ложкарную продукцию тысячи крестьян-кустарей, живущих в самом городе и в окрестных селах. У каждого была своя специализация: ложкари-резчики, красильщики, занимавшиеся росписью "белья" (долбленой или выточенной на станке посуды), и лачилы, те, кто покрывал расписную посуду лаком.

Процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши". У опытного мастера он занимал 20 минут. При этом иногда первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.

 (600x370, 50Kb)

Существовали особые правила пользования ложкой.

После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол; лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола и черпали ею из миски; тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым. Мясо ели только тогда, когда в миске не оставалось другой еды, и лишь после того, как хозяин даст указание: стукнет ложкой по столу. Если кто-нибудь вел себя за столом не так, как подобает, — смеялся, разговаривал, то его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах или просто за поясом или голенищем сапога. Поэтому поводу народ создал множество присказок и поговорок, вроде «Со своей ложкой по чужим обедам» или «Запасливый гость без ложки не ходит».

 (200x284, 11Kb)
Головка ложки с сюжетной росписью
мастерицы Е. И. Пряничниковой из деревни Хвостиково.
1930-е годы.

С ложками связано много интересных обычаев и курьезных вещей.

В родильной обрядности во время крестильного обеда подавались на стол ложки красного цвета, при подаче на стол первой каши пили за здоровье новорожденного, при второй каше отец втыкал все ложки в кашу и требовал за них выкуп («кто хочет кашу есть, тот выкупи ложку»). Кроме того, отцу новорожденного давали ложку каши с солью («пересол» или «бабкину кашу»), добавив туда острые приправы: горчицу, перец, хрен, уксус — и посыпав сахаром. Он тоже должен был вытерпеть муки, как и мать при рождении ребенка, еще это объяснялось, как очищение отца, оскверненного рождением ребенка, с помощью соли, которая являлась оберегом от нечистой силы. Съев ложку такой каши, отец новорожденного закидывал ложку на полати и прыгал по избе со словами: «Дай Бог, чтобы так новорожденный вспрыгивал».

На крестинах было принято также гадать на ложках, которыми ели крестинную кашу: считалось, что если брошенная за спину ложка упадет кверху выпуклой стороной, то у роженицы родится еще один мальчик, если вогнутой — то девочка. О крестинной каше говорили: «Кашка на ложки, а молодец на ножки».

 (500x165, 21Kb)
 (500x167, 25Kb)
 (500x149, 21Kb)
 (500x169, 25Kb)

Не менее интересны ложечные приметы.

Если уронить ложку – придет женщина, если нож – мужчина.
Две ложки в одном соуснике – к свадьбе.
Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.
Пролить соус из соусной ложки – накликать семейную ссору.
Нельзя стучать ложками – от этого «лукавый радуется» и скликаются на обед «злыдни».
Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила.
Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила.

Ну и напоследок напутствие от предков: "Живите на красную ложку!" Это когда праздник каждый день. Чего и вам желаю!!!

источники:
http://www.hohloma.nnov.ru/about/About_lozhka/
http://www.perunica.ru/istoria/631-derevyannaya-posuda-rusi.html
http://sueverija.narod.ru/Muzei/Logka.htm
http://gorod.tomsk.ru/index-1239277669.php
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку