«Не пляши под чужой курай» - так наставительно могут вам сказать в Башкирии. Похоже на русскую поговорку о дудке? Он сейчас речь пойдет о башкирском национальном инструменту курае. Это не просто духовой инструмент, он символ целого народа. Есть несколько легенд о том, как его изобрели. Самая красивая гласит о том, что юноша, гулявшей вдоль реки, услышал какой-то мелодичный звук. То ли девушка пела, то ли птица. Он подошел поближе и увидел как поет трава! Ветер обломил верхушку у стройного растения, верх оторвался, но осталась полая трубка. Касаясь ее, порывы ветра создавали чудесный звук. Тогда юноша сорвал стебель и попробовал сам подуть в него. Так появился курай. А чудесным растением, приманившего молодого человека своими звуками, был реброплодник уральский или по-местному курай. Уважение к нему столь высоко, что его поместили на герб и флаг Башкирии. Сие растение уникально, тем что растет только на Урале, преимущественно в Башкирии. Оно похож на нашу медвежью дудку или её ядовитого собрата борщевика. Но в отличии от тех не имеет коленец. Одна сплошная трубка, прямая и упругая.
Курай стал символом башкирского народа. Без него не обходился ни праздник, и траур. Его звук встречал рождение, на нем играли на свадьбах и под него пели траурные песни. Во время войны с каждым башкирским полком был кураист. Вслед за казацкими и гусарскими эскадронами под звук курая башкирская конница входила в Париж после победы на армией Наполеона. В Великую Отечественную войну традиция не была забыта. Во время дня башкирской культуры нам рассказали удивительный случай. Скоро наступление. Но у полка, составленного преимущественно из башкир горе, сломался походный курай. Что делать? Как поднять дух бойцов? На счастье среди солдат был знающий человек. Он рассказал, что у немецких самолетов Мессершмитт есть среди прочего тонкая прямая трубка, идеально подходящая для изготовления музыкального инструмента. Тут же последовал звонок к зенитчикам с просьбой срочно сбить такой самолет. Зенитчики не подкачали. Всю ночь шла работа. Выставлялись аккорды и лады. На утро новый металлический курай был готов. Воодушевленные его музыкой полк в числе первых пошел в атаку и отличился отвагой и героизмом. Тот курай дошел до Берлина, а потом оказался на почётном месте в музее. Много чего нам рассказали, но ведь лучше один раз услышать. Сейчас покажу один небольшой фрагмент. Я его записал как раз на празднике. Жаль, тогда не успел подольше поговорить с кураистом. А ведь это был известный у себя в Башкирии музыкант. Да и по миру он успел поездить. На его счету концерты у пирамид в Египте, на Эльфивая башня в Париже, в Токийском опере в Японии. Среди его репертуара есть песня «Сынрау торна» (Звенящие журавли), которая уже сотню лет исполняют исключительно на этом инструменте.
Кураист, который сейчас играл, ещё владеет очень сложной техникой тамак-курай, когда к игре добавляется горловое пение. Но в тот момент я не снимал, потому что просто стоял рядом и слушал.
В отчерке написан после бесед с жителями Башкирии и немного с сайта
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/237711
Спасибо!