-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 63133
Комментариев: 6501
Написано: 71104


13 августа родились...

Четверг, 13 Августа 2009 г. 00:04 + в цитатник
 (480x698, 35Kb)
1872
Рихард Мартин Вильштеттер (Richard Martin Willstatter)
немецкий химик и биохимик, нобелевский лауреат по химии, 1915. Родился в Карлсруэ (Германия), второй сын в семье торговца тканями Макса Вильштеттера и Софии Ульман. Окончил школу в Карлсруэ и реальную гимназию в Нюрнберге, где показал себя способным учеником, и ректор рекомендовал его для поступления в Королевский колледж в Мюнхене, однако, в зачислении ему было отказано, – он был евреем. В 1890, после окончания реальной гимназии, Вильштеттер поступил в Мюнхенский технический университет, чтобы изучать химию. Однако уровень обучения его разочаровал, и он перешел в Мюнхенский университет в лабораторию А. фон Байера (Нобелевская премия, 1905). Байер рекомендовал Вильштеттера своему сотруднику Альфреду Эйнхорну (Alfred Einhorn, 1857–1917), у которого Вильштеттер занялся непростой по строению молекулой кокаина и установил в 1897 его структуру. Еще раньше, в 1894, он получил докторскую степень по химии, два года спустя стал приват-доцентом, а в 1902 – адъюнкт-профессором в лаборатории Байера. Вильштеттер продолжил изучение алкалоидов – исследовал взаимопревращения алкалоидов группы тропина: установил строение тропилидена и тропина и синтезировал их, получил тропинон и тропилиден. Он выяснил строение экгонина (1901–1905), изучил алкалоид граната – псевдопельетьерин (1905). В 1905 Вильштеттер стал профессором химии Федерального технологического института в Цюрихе. Здесь он занялся алициклическими углеводородами. Синтезировал циклобутан (1907), циклооктен (1910) и циклооктатетраен (1911) – углеводороды с размером кольца от 4 до 8 атомов углерода и с числом кратных связей от одной до четырех. Параллельно с этим занялся исследованием хлорофилла. В 1912, уступив просьбе своего друга, Нобелевского лауреата по химии (1930) Х.Фишера, Вильштеттер перешел в только что созданный Институт кайзера Вильгельма в Берлине, где продолжил изучение хлорофилла. Впервые (1837) структурой хлорофилла занимался Йёнс Якоб Берцелиус, который обнаружил 3 модификации хлорофилла. В 1889 Эдвард Шанк (Edward Schunck, 1820–1903) установил, что хлорофилл – координационное (комплексное) соединение. В 1906 Михаил Семенович Цвет (1872–1919) разделил хлорофилл на две фракции – a- и b-хлорофиллы. В 1906 было выдвинуто предположение, что в каждом отдельно взятом растении есть множество различного рода хлорофиллов и что царство растений – источник неограниченного числа хлорофиллов. Из листьев крапивы, дешевого и широко доступного источника хлорофилла, Вильштеттер впервые в 1907 получил чистый кристаллический хлорофилл. Он показал, что у хлорофилла есть одна основная структура (тетрапиррол, или соединение из четырех пиррольных колец, связанных с центральным атомом магния). Более того, он обосновал существование двух почти идентичных форм: а и b. Продолжая, установил универсальность хлорофиллов а и b, подвергнув анализу более 200 растений. Таким образом, он продемонстрировал наличие во всем мире одной фундаментальной структуры хлорофилла. Дал оценку противоречивых результатов, полученных ранее, – эти исследования проводились «с неочищенным хлорофиллом. Собственно говоря, это вообще был не хлорофилл». Вильштеттер изучал и красители-антоцианы. Из антоцианов состоит большая часть растений (свеклы, цветов и др.). Он выяснил природу этого класса веществ, которые представляют собою углеводные производные гетероцикла флавона. Нашел, что большая часть цветков растений обязана своей окраской трем антоцианам (пеларгонидину, дельфинидину и цианидину), которые различаются числом гидроксильных групп при одном из колец их молекул. Исследования Вильштеттера были прерваны Первой мировой войной. Из-за травм, полученных несколькими годами ранее во время восхождения в горы, он был освобожден от военной службы, однако вместе со своим другом Ф.Габером (Нобелевская премия, 1918) принял участие в разработке противогаза. В 1915 Вильштеттеру была присуждена Нобелевская премия «за исследования красящих веществ растительного мира, особенно хлорофилла». Поскольку во время войны церемонии награждения были отменены, он получил премию только в 1920. В 1916 Вильштеттер был избран профессором Мюнхенского университета на место А. фон Байера. Здесь в 1918 он начал разворачивать исследования в новой для себя области, «чтобы прорваться в неизвестное», и взялся за изучение ферментов. Исследовал амилазу, пероксидазу, сахаразу и липазу и пытался получить ферменты в кристаллическом виде, но не достиг успеха. К 1924 в Германии усилился антисемитизм, и ряд евреев не был принят на университетские должности. В связи с этим 24 июля 1924 Вильштеттер в знак протеста вышел в отставку и работал 14 лет в своей домашней лаборатории. За это время он осуществил гидролиз целлюлозы и выделил отдельные полисахариды. Реактивами и посудой обеспечивал Вильштеттера его преемник в университете Г.Виланд (Нобелевский лауреат, 1927). Вильштеттер жил на своей даче, семь комнат которой были заняты библиотекой, а остальные – картинной галереей с полотнами французских, итальянских и немецких художников. С приходом к власти нацистов (1933) жизнь Вильштеттера осложнилась. В ноябре 1938 в дом явилась полиция, с тем, чтобы арестовать его и отправить в концлагерь Дахау, но экономке удалось не пустить полицию в сад, где он прятался. В начале следующего года Вильштеттер попытался бежать в Швейцарию (где ему предложил приют его ученик А.Штолль), но, когда Вильштеттер пересекал на лодке Боденское озеро, он был схвачен гестаповцами. Позднее, после вмешательства швейцарского посла, Вильштеттеру было разрешено выехать из Германии. В Швейцарии Штолль предоставил ему возможность поселиться на вилле «Эрмитаж» в Муроальто неподалеку от Локарно, где Вильштеттер прожил до конца своих дней. Там он написал автобиографию О моей жизни, которая опубликована в Англии в 1965. Скончался в Локарно (Швейцария) от болезни сердца 3 августа 1942 года. Работы: Untersuchungen über Chlorophyll. Berlin, 1913 (mit A. Stoll); Untersuchungen über die Assimilation der Kohlensaure. Berlin, 1918 (mit A. Stoll); Untersuchungen über Enzyme. 2 Bd. Berlin, 1928.

1872
Александр Николаевич Максимов
российский этнограф. В 1894 г. за участие в революционном движении был сослан в Архангельскую губернию, где начал заниматься этнографией. В 1919-1930 гг. — профессор Московского университета, в 1919-1935 гг. — библиограф Государственной библиотеки имени В.И.Ленина.

1873
Христиан Георгиевич Раковский (псевдоним - Крыстю Станчев; псевдоним взял в честь родственника по женской линии - Саввы Раковского, болгарского революционера)
крупный деятель революционного движения Болгарии, Германии, Швейцарии, Франции, Румынии, России, Украины, дипломат. Родился в Котеле (Болгария) в зажиточной семье с богатыми революционными традициями. Внук известного болгарского революционера Георгия Раковского в 1918-23 был председателем Совнаркома Украины, полпредом СССР в Великобритании и Франции, заместителем наркома иностранных дел. За принадлежность к троцкистской оппозиции исключался из партии, в 1929–1930 находился в ссылке в Барнауле. В 1935 восстановлен в партии, возглавлял Советский Красный Крест. В 1937 вновь исключен из рядов ВКП(б), привлечен по делу "Антисоветского правотроцкистского блока" и осужден к 20 годам тюремного заключения с последующим поражением в правах. Расстрелян в Медведевском лесу близ Орла в числе 157 заключенных Орловской тюрьмы 11 сентября 1941 года. В 1988 реабилитирован и вновь восстановлен в партии.

1874
Александр Иванович Душечкин
украинский агрохимик и физиолог растений. Окончил Петербургский университет (1879). В 1897-1899 гг. стажировался в Цюрихском политехническом институте. В 1903-1912 гг. работал в сети опытных полей Всероссийского общества сахарозаводчиков в Киеве, в 1915-1930 гг. – на Киевской областной опытной станции, в 1923-1956 гг. – в Киевском сельскохозяйственном институте, одновременно в 1946-1953 гг. – директор Института физиологии растений и агрохимии Академии Наук Украинской ССР. Основные научные работы посвящены изучению форм и динамики питательных веществ почвы, путей их поступления в растения и влияния на качество урожая. Установил существование биологически связанных соединений фосфора в почве, доказал пригодность местных украинских фосфоритов для удобрения почв, теоретически обосновал необходимость ранневесенней подкормки озимых хлебов азотными удобрениями, разработал систему удобрения сахарной свеклы. Исследовал процесс нитрификации. Предложил различные способы хранения и использования органических удобрений.

1875
Петр Генрихович Шитт
российский ученый-плодовод, заслуженный деятель науки РСФСР (1946). В 1908 г. окончил Новороссийский университет в Одессе. С 1920 г. руководил кафедрой плодоводства Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева. Исследовал закономерности роста и развития плодовых растений; занимался сортоизучением. Установил циклическую смену скелетных и обрастающих частей в кроне, ярусность размещения ветвей и морфологический параллелизм у плодовых и ягодных растении. Сталинская премия СССР (1950).

1878
Борис Борисович Жерве
военно-морской деятель. Окончил Морской корпус (1898 г.) и Морскую академию (1913 г.). Участвовал в русско-японской войне 1904-1905 гг. старшим минным офицером крейсера "Громобой". Награжден тремя орденами, в том числе орденом Святого Владимира 4-й степени с мечом и бантом. Во время первой мировой войны командовал эсминцем "Поспешный" на Черноморском флоте. Капитан 1 ранга (1917 г.). С 1917 г. начальник береговой обороны Финского залива. После Октябрьской революции перешел на сторону советской власти. В 1928-1931 гг. начальник Военно-морской академии. Автор большого числа трудов по теории и истории военно-морского искусства. Умер 27 октября 1934 года.

1878
Леонид Владимирович Николаев
русский пианист и педагог. Родился в Киеве. Окончил Киевское музыкальное училище и затем Московскую консерваторию в 1900 по классу фортепиано В.И.Сафонова и в 1902 по композиции у С.И.Танеева и М.М.Ипполитова-Иванова. Со студенческих лет проявлял живой интерес к современному творчеству, участвовал как пианист и композитор в московском Кружке любителей русской музыки и в петербургских Вечерах современной музыки. В 1904–1904 был концертмейстером в Большом театре и преподавал в Филармоническом училище; с 1909 и до конца дней вел классы фортепиано и впоследствии также композиции в Петербургской/Ленинградской консерватории. Как пианист дебютировал в 1902 и с тех пор постоянно концертировал, главным образом в Москве и Петербурге, исполняя весьма обширный и разнообразный репертуар, в том числе музыку своих современников Глазунова, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Метнера. Основным полем деятельности Николаева была педагогика, в сфере которой он разработал собственный метод. С именем Николаева во многом связано представление о ленинградской пианистической школе; среди его многочисленных учеников по фортепиано – В.В.Софроницкий, П.А.Серебряков, Н.Е.Перельман, С.И.Савшинский, А.Д.Каменский; по композиции у него занимался такой интересный автор, как Г.Н.Попов, а также В.М.Дешевов и А.А.Крейн. Главными же учениками Николаева были Д.Д.Шостакович и М.В.Юдина, которых он не только обучал, но и неизменно поддерживал в трудные для них периоды жизни, с которыми у него установилась прочная духовная связь. В стиле Николаева-пианиста критика отмечала техническую свободу, логичность и уравновешенность, тщательность отделки. Среди его сочинений, в целом выдержанных в классической традиции, – соната для фортепиано и скрипки, два струнных квартета, романсы, фортепианные транскрипции. Умер Николаев в Ташкенте 11 октября 1942 года.

1879
Джон Айрленд
английский композитор, педагог, органист. Испытал влияние музыки К.Дебюсси, И.Ф.Стравинского. Изучал народную музыку. Высшие достижения — в области камерной музыки (2 струнных квартета, сонаты, 9 вокальных циклов, песни). Среди его учеников были А.Буш и Б.Бриттен.

1886
Jacob Pierneef
южноафриканский художник.

1887
Илья Ионович Бернштейн
поэт и издательский деятель, известный под фамилией Ионов. Родился в Одессе в семье торгового маклера. Он пошёл по стопам старшего брата – революционера, сосланного в Якутию, и в сентябре 1906 был сослан в Тару Тобольской губернии, откуда в том же году бежал. После повторного ареста в 1907 был в 1913 сослан в Нарым и затем — в Тутуру Верхоленского уезда Иркутской губернии. Он публиковал стихи в нелегальных изданиях, в частности, в рукописном сибирском журнале "Елань". В советское время являлся председателем правления издательства Петросовета, в 1924 – заведующим Госиздатом РСФСР. Так, по его приказу было закрыто издательство "Всемирная литература". Затем заведовал издательством "Земля и фабрика" и акционерным обществом "Международная книга". Репрессирован в 1937, погиб в Севлаге в 1942 году.

1887
Отто Мартин Никодим
польский математик. Работал в США. Основные труды относятся к теории интегрирования и теории функций действительного переменного (теорема Никодима – Радона).

 (450x699, 64Kb)1888
Джон Лоджи Бэрд (Бейр; John Logie Baird)
шотландский инженер, первым осуществивший телевизионую передачу движущихся объектов. В 1924 он добился телевизионого изображения очертаний объектов, через год — узнаваемых человеческих лиц, а в 1926 открыл волокнистую оптику, радар (перед Робертом Ватсом-Ваттом) и "телевидение в инфракрасных лучах" - систему для ночных наблюдений с использованием инфракрасных лучей. В 1928 году Бэрд продемонстрировал цветную телепередачу, а в 1946 завершил работу над стереоскопическим телеизображением. Бэрд изучал электрическую инженерию в Глазго в заведении, которое сейчас называется университет Страхклойда, в то же самое время работал в нескольких местах подмастерьем. Он работал над телевидением, возможно, еще с 1912 и получил свой первый предварительный патент в 1923. Работал также над развитием видеозаписи на восковых пленках и магнитных стальных дисках в 1926-27, над цветным телевидением с 1925 по 1928, цветным 3-Д телевидением с 1925 по 1946 и трансатлантическим телевидением в 1928. В 1936 его система механического сканирования система с 240 линиями соперничала с 405-и линейной системой ЕМI-Маркони (EMI-Marconi), но последняя была предпочтительней для службы БИ-БИ-СИ, которая полностью перешла на нее с февраля 1937, частично потому, что использовала электронное сканирование и частично потому, что позволяла снимать живые сцены в помещении с помощью более маневренных маленьких камер. В 1944 он разработал факсимильное телевидение и продемонстрировал миру первый полностью электронный цветовой и 3-Д цветовой приемник (500 строк).

1888
Петр Лазаревич Войков (партийные псевдонимы - Петрусь, Интеллигент)
активный участник революционного движения в России, советский дипломат. Родился в семье мастера металлургического завода. В 1903-17 меньшевик. За революционную деятельность исключался из гимназии и Петербургского горного института. В 1907 эмигрировал в Швейцарию, где находился до 1917. Вернувшись в Россию, в августе 1917 вступил в РСДРП (б). В октябре 1917 секретарь областного бюро профсоюзов и председатель городской Думы в Екатеринбурге. В 1918 комиссар снабжения Уральского совета. В 1919 заместитель председателя правления Центросоюза; с 1920 одновременно член коллегии Наркомвнешторга; с 1921 заместитель председателя государственного треста "Северолес". С октября 1924 был полпредом СССР в Польше. Убит русским белогвардейцем 7 июня 1927 года. Похоронен на Красной площади в Москве.

1894
Леонид Алексеевич Половинкин
российский композитор, дирижер. С 1924 секретарь Ассоциации современной музыки. С 1926 заведующий музыкальной частью и дирижер Московского театра для детей (ныне Центральный детский театр). Опера "Сказка о рыбаке и рыбке" (1935), балет "Негритенок и обезьяна" (1927), оперетты "Сирокко" (1928), "Даже в трикотаже" (1931), 9 симфоний (1924-44) и др.

 (516x698, 194Kb)
1896
Роман Борисович Гуль
писатель-прозаик, публицист, критик, мемуарист, общественный деятель, редактор «Нового Журнала». Родился в Киеве. В детстве жил в Пензе, где окончил классическую гимназию. Часто бывал в усадьбе деда, предводителя дворянства, в уездном городе Керенске; там ощутил «прелесть и радость всего мира… где все решительно счастливы» («Иллюстрированная Россия», 1939, 25). Побывал с родителями в Германии, Австрии, Швейцарии, Италии. В 1914 поступил в Московский университет на юридический факультет. Увлекся философией, слушал курс Введение в философию у известного культуролога и ученого-правоведа Ивана Ильина. В 1916 Гуль был мобилизован и направлен в Московскую офицерскую школу. Служил в запасном полку в Пензе, а после Февральской революции был назначен на Юго-западный фронт. В 1918 вступил в Добровольческую Армию, с Корниловским ударным полком проделал Ледяной поход. Когда пришла весть о смерти генерала Корнилова, Гуль подал рапорт об отставке и уехал в Киев. Был снова мобилизован, на этот раз администрацией гетмана Скоропадского. Вскоре попал в плен к петлюровцам. В декабре 1918 вызволен из плена немецким командованием, с января 1919 жил в Германии в лагерях для перемещенных лиц, затем работал на лесоповале. «Мысль записать все, что я пережил и видел в гражданской войне, – вспоминал Гуль, – засела во мне…Так я и написал свою первую книгу Ледяной поход, которая позднее стала известна в литературе о гражданской войне» (Я унес Россию, том 1, страница 43). В 1920 он переезжает в Берлин, работает в редакции журнала «Жизнь». В нем и состоялось его первое выступление в печати (отрывки из Ледяного похода). В Берлине Гуль знакомится с писателями, поэтами, критиками, приезжавшими из советской России, в Германию, – с Пастернаком, Есениным, Замятиным, Фединым, Пильняком, Тыняновым. Еще многочисленнее были встречи с эмигрантами: Ходасевичем, Ремизовым, Осоргиным, Степуном, Вышеславцевым, Белым, Айхенвальдом, Оцупом, Сашей Черным, Г.Ивановым (с которым много позднее, в пятидесятые годы, Гуль активно поддерживал связь и опубликовал свою с ним Переписку через океан), с Цветаевой (см. ее письма к Гулю в «Новом Журнале», 1959, 58). Гуль регулярно бывал на собраниях берлинского Дома искусств, и таким образом круг его литературных знакомств чрезвычайно расширился. Тому же способствовала работа с 1922 секретарем редакции критико-библиографического журнала «Новая русская книга». В НРК печатались литературно-критические статьи Гуля и рецензии на книги Брюсова, Гиппиус, Зощенко, Пильняка, Шкловского, А.Толстого и др. современных авторов. Одновременно он сотрудничает в газете «Накануне». С середины 1923 до середины 1924 Гуль – редактор «Литературного приложения» этой газеты. Печатался и в других берлинских периодических изданиях («Голос России», «Русский Эмигрант», «Время»). Результатом знакомства с А.Белым явилась книга Гуля Пол в творчестве (1923). Тогда же вышла отдельным изданием повесть об эмигрантах В рассеяньи сущие. Эмигрантский опыт стал содержанием и другой книги – Жизнь на фукса (1927). Вышедшая в следующем году книга Белые по черному представляет собой очерки о русских беженцах в Африке. Написана она по рассказу эмигранта, вернувшегося из Африки в Европу. Опубликованный в 1929 роман о террористе Б.Савинкове Генерал БО переведен на немецкий, французский, испанский, английский, польский, литовский и латышский. Много лет спустя, когда Гуль жил в Америке, он переработал роман и выпустил его под названием Азеф (1959). «На первом месте в романе не Азеф, а Савинков… – писала в отзыве на эту книгу поэтесса Е.Таубер. – Пришел новый человек, переставший быть человеком… Азеф – просто машина, идеально и расчетливо работающая в свою пользу… Более убийственной картины подпольного быта трудно придумать» (Новый Журнал, 1959, 58). Жизнь исторических личностей интересовала Гуля как романиста и в дальнейшем. Роман Скиф (1931) посвящен судьбе анархиста М.Бакунина и охватывает годы царствования Николая Первого. К этому роману Гуль вернулся в пятидесятые годы, основательно переработал и издал под названием Скиф в Европе. Три книги документально-художественных очерков, написанных в тридцатые годы, представляют собой серию портретов известных большевиков (военных и чекистов) Тухачевского, Ворошилова, Буденного, Блюхера, Котовского, Дзержинского, Менжинского, Петерса, Лациса, Ягоды. В книге Дзержинский (1936) прослеживается возникновение и разгул красного террора. Издать книгу в фашистской Германии Гулю не разрешили (она вышла в Париже). «В гитлеровской тоталитарной Германии я не мог психологически и душевно жить… – вспоминает он в первом томе мемуаров Я унес Россию (с. 324) – Всем существом захотел я вырваться из этого коричневого тоталитаризма на свободу». Когда Гуль уже готов был бежать из Германии, его арестовали. В вину ему вменялось немецкое издание романа Генерал БО. Гуль был отправлен в концлагерь Ораниенбург, через месяц был освобожден с объяснением, что его арестовали «по недоразумению». Подробности о пребывании в заключении Гуль, уже находясь в Париже, описал в книге Ораниенбург. Что я видел в гитлеровском концентрационном лагере (1937). Живя во Франции, Гуль сотрудничал в «Последних новостях», «Современных записках», «Иллюстрированной жизни» и др. Более полугода провел в Лондоне, участвуя в постановке фильма по роману Генерал БО. По этому же роману была поставлена русским театром в Париже пьеса Азеф. В начале Второй мировой войны Гуль уехал из Парижа в свободную зону, на юг Франции. Работал батраком на ферме: «мы с женой решили превратиться в самых настоящих крестьян» («Новый Журнал», 1986, 164). В Париж он вернулся через два месяца после окончания войны. Здесь он заканчивает автобиографическую книгу Конь рыжий. В 1946 она печаталась в «Новом Журнале», с которым, начиная со времени первой публикации, связаны сорок лет жизни Гуля. В рецензии на отдельное издание Коня рыжего Г.Иванов определил особенности книги: «Это история жизни автора, сплетенная с историей „роковых минут" России и мира. Это сознательное суждение о мире, о себе, о своем прошлом, требующее раздвоения, диалога со своей душой. И диалога души с миром» (Г.Иванов. Третий Рим. Художественная проза. Статьи. Тенафлай, США, 1987, с. 321). В 1948 Гуль создает в Париже политическую, антитоталитарную группу «Российское народное движение», издававшую журнал «Народная правда» (редактор – Р.Гуль) и, переехав в 1950 в США, продолжает его редактировать. С 1951 Гуль стал ответственным секретарем «Нового Журнала», считал его «лучшим русским журналом не только за рубежом, но и во всем мире» (Гуль. Моя биография – НЖ, 1986, 164, с. 31). Основанием для столь решительного утверждения было понятие свободы, в особенности свободы творческой. С 1959 после смерти М.Карповича, многие годы возглавлявшего «Новый Журнал», Гуль становится главным редактором. Эта работа продолжалась 27 лет и под его редакторством вышло 105 томов. Подводить итоги этому труду – значит говорить о половине истории «Нового Журнала», о 3000 публикаций на тридцати тысячах страниц. При этом множество произведений переросло значение очередной журнальной публикации и стало долговременным достоянием русской литературы, историографии, философии, публицистики. Редактирование наиболее престижного журнала в зарубежьи он понимал как «всероссийское дело» и в конце жизни утверждал: «Культура старой России всегда была со мной и продолжает во мне жить. Поэтому чувствование себя русским эмигрантом, вероятно, основано в первую очередь на этом» («Новое русское слово», 13 августа 1985). Гуль был одним из наиболее активных авторов журнала. Его статьи, эссе, рецензии находим в 130 номерах. Лучшие эссе были собраны им в книгах Одвуконь (1973) и Одвуконь 2 (1982). Смысл этого названия Гуль поясняет в предисловии: «После большевицкого переворота русская литература пошла одвуконь. Часть ее осталась в своей стране, а часть выбросилась на Запад, в свободные страны, став русской эмигрантской литературой. Так – одвуконь – русская литература жила полвека». Здесь представлены эссе и заметки о Пастернаке, Ахматовой, Клюеве, Эренбурге, Булгакове, Окуджаве и вместе с тем о писателях и поэтах зарубежья – о Г.Иванове, Цветаевой, Вейдле, Адамовиче, Одоевцевой, Чиннове, Седых, Берберовой, Ржевском, Нарокове. В ответ на эссе о Георгии Иванове последний писал Гулю: «Ваша статья блестяща и оглушительно талантлива… Никто так о поэзии не умеет писать да и очень редко кто вообще умел». В «Новом Журнале» печатались мемуары Гуля Я унес Россию. Отдельным изданием первый том с подзаголовком Россия в Германии вышел в 1981, второй (Россия во Франции) – в 1984, третий (Россия в Америке) издан посмертно – в 1989. В интервью газете «Новое русское слово» (1 августа 1985), Гуль определил задачу, которую поставил перед собой, работая над мемуарной трилогией: «Я хотел дать художественно-исторический набросок всей эмиграции… Мне хотелось запечатлеть, какая это была большая культурная сила». Критики называли его летописцем русского зарубежья. «Гуль всегда был неуемно любознательным: его кровно интересует всякий встреченный на его жизненном пути человек; он замечает и крепко запоминает любое явление, свидетелем которого был. Советские и эмигрантские литераторы и артисты, «осколки разбитой вдребезги» русской интеллигенции, театры и печать русского зарубежья, ночные таксисты – бывшие полковники и генералы. Весь этот люд живет в его художественной мемуарной прозе и в его летописных хрониках» (Б.Филиппов. Памяти Р.Б.Гуля – Новый Журнал, 1986, 164, страница 10). Умер Гуль в Нью-Йорке 30 июня 1986 года.

1896
Леонид Николаевич Любченко
украинский режиссер. В кино начал работать после окончания в 1930 г. курсов Киевского художественного института. Был редактором (1930-1931), а затем (с 1932) режиссером Киевской кинофабрики. После организации в 1940 г. «Киевтехфильма» (впоследствии «Киевнаучфильм») стал режиссером этой студии. Поставил фильмы: «Карп» (1946), «На подводном пастбище» (1947), «Плодородие нашей земли» (1948), «Защита леса от вредителей» (1951), «Усилители киноустановок» (1952) и др. Автор сценариев большинства поставленных им фильмов.

1896
Рудольф Шмундт
генерал-майор германской армии. Родился в Метце. Кадровый военный. В 1938 - подполковник, в 1939 - полковник, в 1942 - генерал - майор, в 1943 - генерал - лейтенант, в 1944 - генерал пехоты. Долгие годы являлся адъютантом Гитлера по сухопутным силам. С октября 1942 по июнь 1944 также возглавлял кадровое управление сухопутных войск. Шмундт присутствовал на всех военных совещаниях Гитлера, вел подробные записи происходящего, которые в качестве свидетельских показаний были изъяты у него союзниками после войны. Во время взрыва бомбы в ставке фюрера в Растенбурге (Июльский заговор 1944 ) Шмундт получил тяжелые ранения, от которых скончался 1 октября 1944 года.

 (699x490, 114Kb)
1897
Детлев Вулф Бронк (Detlev Wulf Bronk)
американский ученый, которому приписывают формулировку основных положений современной биофизики, член Национальной Академии Наук США (1945), иностранный член Академии Наук СССР (1958). Родился в Нью-Йорке. В 1921 году окончил Пенсильванский университет и остался там работать. С 1929 года – профессор этого университета. В 1929-1949 гг. – директор научного фонда Джонсона при Пенсильванском университете. Во время Второй мировой войны был координатором научных исследований, проводимых по заказу военно-воздушных сил США. Он руководил группой физиологов, которые исследовали влияние низкого парциального давления кислорода на выполнение пилотных заданий, и составляли программы тренировок пилотов. После окончания войны Бронк в 1949-1953 гг. – ректор университета Джонса Хопкинса, в 1953-1968 гг. – ректор Рокфеллеровского университета. Основные работы по электрофизиологии нервной системы, механизму синаптического передачи возбуждения и др. Под его руководством разработан ряд биофизических методов для одновременного исследования тканевого обмена и электрической активности коры головного мозга, симпатических ганглиев и других элементов центральной нервной системы. Умер в Нью-Йорке 17 ноября 1975 года.
.
1897
Александр Васильевич Володин
российский кларнетист. Ученик С.Розанова. 1-я премия на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935). С 1926 г. солист оркестра Большого театра. Профессор Московской консерватории.

1898
Прахлад Кешав Атре (псевдоним - Кешавкумар)
индийский писатель. Пишет на языке маратхи. Окончил педагогические колледжи в Бомбее и Лондоне. Печатается с 1916. Известен как юморист и сатирик, автор сборника сатирических стихов и пародий "Цветы дзхенду" (1924), сборник новелл "Бутылка бренди" (1933), бытовых комедий "Земной поклон" (1933), "Узы брака" (1936), социально-бытовых драм "Вне дома" (1934), "Что скажут люди?" (1946), романа "Цангуна" (1954).

1898
Жан Боротра
выдающийся французский теннисист, выигравший в разных разрядах 19 турниров Большого Шлема. Возглавлял международный комитет по присуждению приза "Фэйр плей" ("За честную игру").

1898
Рахель Яновна Ольбрей
советский балетмейстер, педагог.

1899
Хосе Рамон Гисадо Вальдес
панамский государственный и политический деятель, глава государства Панамы (1955-1955 г.).

1899
Илья Иванович Иванов
советский конструктор и учёный-артиллерист, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1940), генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1951). Член КПСС с 1946. В 1918 добровольно вступил в Красную Армию и участвовал в обороне Петрограда. Окончил технические артиллерийские курсы (1921) и Артиллерийскую академию (1928). Принимал участие в создании новых образцов артиллерийского вооружения; под руководством Иванова были созданы 280-мм мортира, 210-мм пушка, 305-мм гаубица, 100-мм зенитная пушка, 130-мм двухорудийная башенная установка и др. Преподавал в Артиллерийской академии имени Дзержинского (1932-1937) и др. Автор многих научных трудов, наиболее крупный из них - "Основы расчёта и проектирования лафетов" (1933). Лауреат Сталинских премий СССР (1943 и 1946). Награжден 4 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Трудового Красного Знамени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и медалями. Скончался 2 мая 1967 года.

1899
Сергей Дмитриевич Ромоданов
Актёр. Народный артист РСФСР. Родился в Ливны, Орловской губернии. Окончил театральную студию. С 1922 по 1938гг. - актер Театров Грозного, Баку, Ташкента, Минусинска, Костромы, Ижевска. С 1938 по 1975гг. - актер Ярославского театра. Умер 23 сентября 1975 года.

 (530x698, 69Kb)
1899
Альфред Хичкок (Alfred Hitchcock)
англо-американский режиссер, продюсер. Родился в районе Лейтонстоун (Лондон) в семье садовника Уильяма Хичкока и его супруги Эммы. Детство Альфреда прошло в школе Святого Игнатия, под наблюдением монахов-иезуитов. Жестокие методы воспитания, практикуемые иезуитами и внушаемая ими ханжеская мораль отразились как на последующей жизни Хичкока, так и на его творчестве. В 16 лет устроился на работу на телеграфе. В 1920, узнав, что в Лондоне открылась киностудия «Ласки», устроился туда художником титров. Спустя два года, когда заболел режиссер фильма Всегда рассказывай обо всем своей жене, Хичкоку было предложено закончить киноленту. Продюсеры оценили эту работу и предложили молодому человеку постановку фильма "Номер 13". Однако до завершения съемок лондонское отделение этой киностудии прекратило свое существование. Хичкоку, тем не менее, не пришлось долго оставаться без работы, его принял продюсер Майкл Бэлкон на должность помощника режиссера в компанию, известную позже как «Гейнсборо пикчерз». В действительности Хичкок выполнял работу и сценариста, и художника титров, и художника-постановщика. Приняв участие в нескольких постановках этой студии, Хичкок получает предложение постановки англо-германского проекта "Сад наслаждений" (1925), работу над которым можно назвать началом его режиссерской карьеры. Большой популярностью у зрителей пользуется фильм Хичкока "Жилец" (1926), снятый в детективном жанре. Спустя три года режиссер снимает первый английский звуковой фильм Шантаж. Спустя еще год кинокартину "Убийство!", в которой уже достаточно ощутимо использован т.н. прием «саспенс», т.е. нагнетание напряжения, предчуствия еще не произошедшего драматического события. Прием практически доводится до совершенства в сцене покушения в опере в его фильме "Человек, который слишком много знал" (1934). Классическими считаются некоторые последние фильмы, снятые Хичкоком на родине в Великобритании: "39 шагов" (1935) и "Леди исчезает" (1938). В 1939 режиссер получает предложение от легендарного голливудского продюсера Дэвида Селзника ("Унесенные ветром") поработать в Голливуде. Последний английский фильм Хичкока Таверна Ямайка оказывается неудачным и режиссер решает переехать в США. Первый же голливудский проект, романтическая история с уклоном в жанр готических ужасов "Ребекка", входит в пятерку самых кассовых кинолент проката США 1940 и получает премию «Оскар» как лучший фильм года. Статуэтка за лучшую режиссуру достается, правда, не Хичкоку, а Джону Форду за этапную для кинематографа экранизацию романа Джона Стейнбека "Гроздья гнева". Закрепив за собой статус одного из ведущих режиссеров Голливуда, в годы Второй мировой войны Хичкок выпускает одну за другой мастерски сделанные кинокартины, выполненные в жанре детектива. Из них стоит выделить историю о подозревающей мужа жене ("Подозрение", 1941), историю о душителе ("Тень сомнения", (1943) и историю о горстке людях, оказавшихся на лодке посреди окена ("Спасательная шлюпка", 1944, выдвижение на «Оскар» в номиниции лучший режиссер). В 1945 выходит один из самых знаменитых фильмов режиссера, "Завороженный", в котором Хичкок отдает должное модной тогда теме сюрреализма. Для создания декораций в эпизоде сна привлекается Сальвадор Дали. Роль психиатра играет великий русский актер-эмигрант Михаил Чехов. Завороженный выдвигается на «Оскар» как лучший фильм года, но получает приз только за лучшую музыку. На следующий год – новый успех, романтический детектив о шпионах "Дурная слава", в котором Хичкок во второй раз после "Завороженного" работает с актрисой Ингрид Бергман и во второй же раз (после "Подозрения") – с актером Кэри Грантом. Оба они – легенды кино. Хичкок вообще предпочитал работать со звездами, хотя считал, что актер второстепенен по отношению к сценарию или монтажу и именно ему приписывается фраза: «Разве я говорил, что актеры – скот? Нет, я просто говорил, что с ними надо обращаться, как со скотом». Конец 1940-х – не слишком удачный период в творчестве Хичкока. Ему удается выйти на заданный самим собой высочайший уровень мастера в 1951, с кинокартиной "Незнакомцы в поезде". Спустя три года одним из лидеров кинопроката становится детектив "Окно во двор", в котором на протяжении повествования камера не покидает комнаты, где находится привязанный к кровати герой со сломанной ногой. Новаторский фильм приносит режиссеру очередную номинацию на «Оскар», и снова статуэтка достается другому. Затем следуют довольно проходные для режиссера такого масштаба комедия "Неприяности с Гарри" (1955) и римейк "Человек, который слишком много знал" (1956). В 1956 Хичкок снимает драму "Не тот человек", о несправедливо осужденном, в которой проявлется его синдром чувства вины, вызванный пребыванием в детстве в школе иезуитов. В 1958 появляется "Головокружение", кинокартина, осмеянная в момент выхода на экраны, а впоследствии по праву считающаяся одной из вершин кинематографа и одной из лучших ролей (приз на кинофестивале в Сан-Себастьяне) великого актера Джеймса Стюарта. На следующий год выходит еще один из шедевров Хичкока – шпионская комедия "К Северу через Северо-Запад" (в главной роли Кэри Грант), оказавшая огромное влияние на кинематограф в целом и на сериал об агенте 007 Джеймсе Бонде в частности. Говоря о влиянии на кинематограф, главной кинокартиной Хичкока является, безусловно, "Психоз" (1960). Начиная фильм с истории секретарши, крадущей деньги клиента своего босса, Хичкок на сороковой минуте действия, неожиданно убивая ее, превращает фильм в рассказ о маньяке с раздвоенной психикой. Сцена в душе считается самой леденящей сценой в кино, а сам "Психоз" стал прародителем большинства фильмов ужасов, снятых после него. В своем следующем фильме, экранизации романа Дафны Дюморье "Птицы" режиссер отказывается от музыки, заменив ее обработанным композитором Бернардом Херрманном клекотом неизвестно почему ставших агрессивными по отношению к человеку пернатых. "Птицы" вошли в десятку лидеров кинопроката США и Канады 1963 и были представлены к номинации на «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. "Птицы" стали последним значительным фильмом выдающегося режиссера. Его последующие работы – профессионально сделанные образцы жанрового кино ("Марни", 1964, "Разорванный занавес", 1966, "Топаз", 1969, "Исступление", 1972), оставшиеся в своем времени и в целом не оказавшие особого влияния на кинематограф. Хотя вряд ли в истории кино есть другой режиссер, цитаты из фильмов которого так часто используются другими режиссерами. Белокурые актрисы, которых режиссер обожал использовать в своих фильмах, получили нарицательное прозвище «хичкоковские блондинки». А напряженные детективы Хичкока дали рождение целому жанру «триллер» (термин впервые использован в 1960-х), пользующемуся широкой популярностью в кино. В 1967 Альфред Хичкок был удостоен почетного «Оскара», «мемориального приза имени Ирвина Тальберга». «Оскар» за режиссуру ему так никогда и не был вручен. Скончался 29 апреля 1980 года.

1900
Борис Алексеевич Венков
советский математик. Окончил Ленинградский университет (1925), профессор там же (с 1935). Работы в области теории чисел. В 1928 получил элементарное доказательство формул Дирихле для числа классов бинарных квадратичных форм. В 1940 построил континуум различных способов приведения положительных квадратичных форм. В. принадлежит абстрактная характеризация параллелоэдров.

1900
Владимир Владимирович Дмитриев
российский художник театра, заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Учился в Свободных художественно-учебных мастерских (1918-1921) у К.С.Петрова-Водкина и на Курсах мастерства сценических постановок (1917-1918) под руководством В.Э.Мейерхольда. Работал в театре с 1917 г. Оформил спектакли: «Театр чудес» Сервантеса (1917) в Студии на Бородинской, «Зори» Э.Верхарна (1920) в Театре РСФСР 1-ом (Москва; исполнил также занавес театра); «Петр I» А.Н.Толстого (1935), «Дворянское гнездо» по И.С.Тургеневу (1941), «Великий государь» В.А.Соловьева - в Ленинградском театре драмы имени Пушкина; «Корона и плащ» Н.Н.Никитина (1924), «Бесприданница» А.Н.Островского (1948) - в Большом драматическом театре. В 1928-1948 гг. художник МХАТ (с 1941 г. главный художник) Оформил постановки: «Воскресение» по Л.Н.Толстому (1930), «Горе от ума» А.С.Грибоедова (1938), «Дядюшкин сон» по Ф.М.Достоевскому (1941), «Последняя жертва» Островского (1944; Сталинская премия СССР, 1946), «Дядя Ваня» А.П.Чехова (1947), «Хлеб наш насущный» Н.Е.Вирты (1948) и др. Его работы в других московских театрах: «Егор Булычев и другие» М.Горького (1932), «Накануне» по Тургеневу (1948) - в Театре имени Вахтангова; «Спутники» по В.Ф.Пановой - в Театре имени Ермоловой и др. Также оформлял оперы и балеты. Его работам присущи детальная, рационально продуманная разработка сценического пространства и предметной среды, эмоциональная выразительность цвета и освещения, глубокая связь с драматургией и режиссурой.

1901
Яков Моисеевич Толчан
российский кинооператор, кинорежиссер научно-популярного кино и педагог. Окончил ВГИК (1954). В кино — с 1924. Работал с Дзигой Вертовым на фильме «Шестая часть мира». Снимал игровые, научно-популярные и хроникальные фильмы. С 1938 работал только в научно-популярном кино, снимал сюжеты для первых выпусков киножурналов: «Наука и техника» и «Новости сельского хозяйства». Умер в 1993 году.

1901
Иэн Уайт
Шотландский дирижер и композитор

 (476x699, 78Kb)
1901
Борис Петрович Чирков
русский советский актёр, народный артист СССР (1950), Герой Социалистического Труда (1975). Член КПСС с 1945. Родился в селеЛозова-Павловка (ныне г.Брянка Луганской области). В 1926 окончил Ленинградский институт сценических искусств, работал в ЛенТЮЗе, Новом ТЮЗе, затем в московских театрах - Центральной студии киноактёра, Театре имени Пушкина (1950-1965), с 1966 в Театре имени Гоголя. С 1928 снимается в кино. В трилогии о Максиме ("Юность Максима", 1935, "Возвращение Максима", 1937, "Выборгская сторона", 1939) создал романтический и в то же время глубоко реалистичный образ героя революционной эпохи, рабочего паренька Максима, прошедшего школу классовой борьбы и ставшего видным революционером-большевиком. Среди лучших ролей в кино также - Степан Лаутин ("Учитель", 1939), Махно ("Александр Пархоменко", 1942), Глинка ("Глинка", 1947), Чижов ("Верные друзья", 1954). В театре играл роли: Кузовкина ("Нахлебник" Тургенева), Лебедева ("Иванов" Чехова), Распутина ("Заговор императрицы" Щёголева и А. Н. Толстого) и др. Депутат Верховного Совета СССР 3-го созыва. Лауреат Сталинских премий СССР (1941, 1947, 1949, 1952). Награжден 3 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Скончался 28 мая 1982 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Собрание радиофонда располагает записью сцены из спектакля "Дело" А.Сухово-Кобылина в Московском драматическом театре имени Гоголя. Б.Чирков - в роли Муромского. Б.Чирков много и охотно работал на радио. Первая значительная работа относится к 40-м годам - чтение глав романа "Война и мир", рассказа А.Чехова "Дом с мезонином". В разные годы Б.Чирковым были записаны на радио литературные произведения: М.Лермонтова, М.Горького, К.Паустовского, М.Алексеева, В.Астафьева, С.Залыгина, Э.Колдуэлла, А.Коптяевой, русские народные сказки. Несомненный интерес представляет запись 1948 года - Б.Чирков читает страницы книги "Наша древняя столица" Н.Кончаловской в сопровождении оркестра и хора п/у Б.Шермана. В коллекции радиофонда есть также записи радиоспектаклей с участием Б.Чиркова: "Ореховый торт" М.Богуславского, в роли Вихрева, "Большая мечта" К.Паустовского (по повести "Рождение моря"), в роли Плотника, "Ждите нас утром" В.Сергеева, в роли Данилыча, "Дни и ночи" К.Симонова (инсценированные страницы повести), в роли Конюкова. Б.Чирков обладал прекрасным голосом. В передаче, записанной на радио в 1957 году "В гостях у Максима", в исполнении Б.Чиркова прозвучала русская народная песня "Зачем я встретился с тобою", песни из кинофильмов: "Антоша Рыбкин", "Иван Никулин - русский матрос" и других.

1902
Феликс Ванкель
немецкий инженер и изобретатель, создатель оригинального роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания (двигатель Ванкеля). Работал над своим изобретением с 1936 до 1957 гг. В этом двигателе 3-гранный ротор (поршень) вращался в цилиндре специального профиля. При одинаковой мощности с поршневым двигателем двигатель Ванкеля имел в 2-3 раза меньшие размеры. Первая действующая модель была собрана в 1954 г., а испытания проведены в 1957 г. Производством двигателей Ванкеля занялась японская автомобильная компания «Мазда», в 1971 г. начав поставки их на американский рынок. Успеху двигателя способствовала его экономичность, особенно кстати пришедшаяся в годы энергетического кризиса. Сам Ванкель продолжал разнообразные исследования двигателей в Линдау (Германия), где основал собственный исследовательский центр. Вращающийся двигатель Ванкеля считается подлинно революционным изобретением. Почетный доктор Мюнхенского университета, профессор (с 1987), Золотая медаль Федерации германских инженеров (1969), Медаль Франклина (1970, США), Медаль Баварии (1973).

1905
Иван Александрович Серов
Председатель КГБ СССР с марта 1954г. по декабрь 1958 г Родился в деревне Афимское Вологодской губернии в семье крестьянина. Член ВКП(б) с 1926 г. В 1939 г. окончил Военную Академию имени Фрунзе. В органах МВД с февраля 1939 г. В 1939-1941 гг. - народный комиссар внутрених дел УССР. В 1941-1945 гг. - первый заместитель наркома (министра) госбезопасности, затем заместитель наркома внутренних дел СССР. В 1947-1953гг. - первый заместитель министра внутренних дел СССР. С марта 1954 г. по декабрь 1958 г. - председатель КГБ СССР. Был организатором депортаций народов СССР в годы войны, руководил органами госбезопасности во время венгерских событий, поддержал Хрущева, когда его в первый раз пытались отстранить от власти. В декабре 1958 стал начальником Главного разведывательного управления. После разоблачения Пеньковского снят со всех постов "за потерю политической бдительности и недостойные поступки", лишен звания Героя Советского Союза, понижен в звании с генерала армии до генерал-майора. В 1965 исключен из партии и уволен в отставку. Умер в 1990 году.

1906
Иван Владимирович Лукинский
российский режиссер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Родился в Скопине, Рязанскойгубернии. В 1935 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа. С 1937 г. работал на киностудии «Союздетфильм» (ныне киностудия имени Горького), был ассистентом режиссера и вторым режиссером. В 1950 г. совместно с режиссером Л.Варламовым и кинематографистами Китая поставил документальные фильмы «Победа китайского народа» и «На юге Китая» (Сталинская премия СССР, 1951). Первый художественный фильм – «Чук и Гек» (1953). Также большой успех имела его комедия «Солдат Иван Бровкин» (1955). В 1959 г. поставил фильм «Солдат Иван Бровкин на целине», являющийся продолжением предыдущей картины. В 60-е гг. поставил фильмов: «Прыжок на заре» (1961), «Понедельник день тяжелый» (1964), «Товарищ Арсений» (1965). Умер 15 августа 1986 года, похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

 (482x699, 65Kb)
1907
Альфред Крупп фон Болен Унд Гальбах (Alfried Felix Alwyn Krupp von Bohlen und Halbach)
последний представитель династии пушечных королей. Сын Густава и Берты, он во время 2-й мировой войны фактически был главой концерна (отец страдал старческим слабоумием), присоединял к своей промышленной империи предприятия в захваченных гитлеровцами странах, широко использовал труд узников концлагерей смерти. Нюрнбергский трибунал приговорил его лишь к 12 годам тюрьмы с конфискацией всего имущества, но вскоре после начала Корейской войны он был амнистирован и восстановлен в правах собственности. К началу 60-х состояние Круппа уже превышало миллиард долларов. Единственный сын Альфреда Анрдт отказался наследовать отцовскую промышленную империю и даже саму фамилию. Поэтому со смертью Альфреда прекратила существование военно-промышленная династия Круппов. Умер в 1967 году.

1907
Эрик Лундберг
шведский экономист, один из представителей стокгольмской школы в экономической теории, автор многочисленных работ по проблемам экономической динамики, теории деловых циклов и инфляции. В 1937-1955 гг. — директор Шведского института изучения экономических циклов. В 1946-1965 гг. занимал пост профессора экономики в Университете Стокгольма, в 1965-1974 гг. — аналогичный пост в Стокгольмской школе экономики. Президент Королевской Шведской Академии Наук (1973-1976), председатель Нобелевского комитета по экономике (1975-1980). В 1930-х гг. принимал активное участие в развернувшихся в рамках стокгольмской школы дискуссиях по проблемам экономической динамики. Благодаря разработке им принципов неравновесного динамического анализа, связанного с отказом от предположения о строгом выполнении планов хозяйственных субъектов на протяжении последовательных периодов времени, было завершено формирование базового комплекса идей в данной сфере исследований, начатое работами Г. Мюрдаля, Э. Линдаля и Д. Хаммарскьольда. Лундбергу принадлежит приоритет открытия ряда важных закономерностей в различных областях экономической науки. Он внес важный вклад в исследования по теории деловых циклов. В частности, им были построены модели "нестабильного роста", опирающиеся на использование принципа мультипликатора и акселератора, а также проанализирована структура временных лагов (запаздываний) между изменением объема используемых производственных ресурсов, выпуска, доходов и расходов на макроуровне. При этом описанный им лаг между изменением объема производства и уровня доходов получил в экономической науке название "лаг Лундберга". Основной вклад Лундберга в изучение проблемы инфляции связан и анализом влияния налогообложения на динамику заработной платы и развертывание инфляции издержек. Наибольшую известность в литературе получил "мультипликатор Лундберга", показывающий, насколько должен возрасти номинальный уровень заработной платы, чтобы обеспечить прирост на 1% реальной заработной платы после налогообложения, с учетом как влияния налога на уровень доходов, так и влияния роста заработной платы на уровень цен. Большое внимание уделял эмпирическому анализу проблем развития шведской экономики и экономикдругих стран. Его перу принадлежат многочисленные работы, посвященные исследованию "шведской экономической модели", оценке ее основных элементов и перспектив. Он выступал, в частности, за проведение селективной социальной политики, однако при этом активно подчеркивал необходимость осуществления рыночно-ориентированных стабилизационных мероприятий, направленных на корректировку последствий чрезмерного государственного вмешательства в экономику.

 (700x529, 36Kb)
1907
Тамара Федоровна Макарова
русская советская актриса, народная артистка СССР (1950). Член КПСС с 1943. В 1930 окончила Ленинградский институт сценических искусств. Первые роли в кино - машинистка Дудкина ("Чужой пиджак", 1927), Грета ("Дезертир", 1933). С 1934, с фильма "Люблю ли тебя?" (играла Наталью), творческий путь Макаровой связан с режиссёром С.А.Герасимовым. Она играла роли: Жени Охрименко ("Семеро смелых", 1936), Наташи ("Комсомольск", 1938), Аграфены ("Учитель", 1939), Анны Свиридовой ("Большая земля", 1944), Елены Кошевой ("Молодая гвардия", 1948), Анны Андреевны ("Люди и звери", 1962), Паниной ("Журналист", 1967), архитектора Петрушковой ("Любить человека", 1972). В этих фильмах создала глубоко русские национальные характеры, отличающиеся мягкой женственностью, естественностью, душевной теплотой, внутренней интеллигентностью. Во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы актриса воплощала образы женщин, перенёсших испытания войны, возмужавших и умудрённых жизнью. В 1941 исполнила роль Нины в фильме "Маскарад" (по пьесе М.Ю.Лермонтова). В фильмах других режиссёров играла роли: Хозяйка медной горы ("Каменный цветок", 1946), Екатерина Ивановна ("Память сердца", 1958) и другие. С 1944 преподавала во ВГИКе (с 1968 - профессор). Лауреат Сталинских премий СССР (1941, 1947). Награждена 2 орденами, а также медалями. Скончалась 20 января 1997 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

1907
Михаил Исаакович Мукасей
почетный сотрудник госбезопасности, полковник. Профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Автор многих учебников и учебных пособий. Кавалер орденов Красного Знамени, Красной Звезды, Святого князя Александра Невского 1-й степени. Лауреат премии Ю.В.Андропова (с вручением золотой медали) за выдающийся вклад в обеспечение безопасности России. Лауреат премии "Российский национальный Олимп" в почетной номинации "Человек-легенда" (2005)

1907
Безил Урвин Спенс
английский архитектор, более всего известный своим новым кафедральным собором в Ковентри (1951), построенным на месте собора, разрушенного при бомбардировке во время второй мировой войны. Получил образование в школах архитектуры Лондона и Эдинбурга. Работал в офисе сэра Эдвина Литайэнса, готовя чертежи для Дворца вице-короля в Нью-Дели. В 1960 г. его произвели в рыцари. Был профессором архитектуры в Королевской академии (1961-1968). Был архитектором здания британского посольства в Риме (закончено в 1971) и британского павильона на «Экспо-67» в Монреале. Его книга «Новые здания в старых годах» была опубликована в 1973 г.

1907
Вера Петровна Тульчинская
российский микробиолог, член-корреспондент Академии Наук Украинской ССР (с 1948). Окончила Казанский ветеринарный институт (1929). Работала в бактериологической лаборатории Семипалатинска (1930-1932), в Казанском ветеринарном научно-исследовательском институте (1932-1936), заведовала кафедрами микробиологии Киргизского (1936-1945), Белоцерковского (1946-1947), Одесского (1947-1952) сельскохозяйственных институтов, с 1952 г. - заведующая кафедрой микробиологии и вирусологии Одесского университета. Основные научные исследования относятся к морской микробиологии, вирусологии, иммунологии и экологии. Изучала изменчивость микроорганизмов, иммунологию бруцеллеза, биологически активные вещества. Выявила новые продуценты витаминов, аминокислот, антимикробных и ростовых веществ среди представителей микрофлоры, фауны и флоры северо-западной части Черного моря и лиманов. Установила ростовой эффект культур водных микроорганизмов - естественных источников биологически активных веществ. Председатель Одесского отделения Украинского микробиологического общества (с 1961).

1908
Анатолий Владимирович Кокорин
Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР

1908
Борис Соломонович Штейнпресс
советский музыковед. Преподавал в Московской и Свердловской (до 1943) консерваториях, Центральном заочном музыкально-педагогическом институте в Москве (доцент; заведующий кафедрой истории музыки 1939-1941). Старший научный редактор Большой Советской Энциклопедии (1938-1940, 1943-1959).

1909
Фабио Конфорто
итальянский математик. Его работы касаются абелевых функций, алгебраической геометрии и математической логики (вопросы математической и геометрической индукции), функционального анализа. Читал лекции по теоретической механике и истории математики. В области прикладной математики занимался исследованиями изогнутых балок, определением эпицентров землетрясений, а также вопросам теории колебаний и теории упругости.

1910
Теймур ибн Саид III
султан Омана (1932-1970).

 (420x699, 93Kb)
1911
Алексей Иванович Радзиевский
военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов министерства обороны СССР, генерал армии. Родился в городе Умань Черкасской области в семье рабочего. Украинец. Член КПСС с 1931 года. Окончил среднюю школу. С 1927 года работал формовщиком на силикатном заводе в городе Умань. В 1929 году призван в ряды Красной Армии. В 1931 году окончил кавалерийскую школу. После её окончания командовал кавалерийским взводом, затем эскадроном. В 1938 году окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе. После её окончания назначен помощником начальника 1-й части штаба 18-й горно-кавказской дивизии Средне-Азиатского военного округа. В 1941 году — Военную академию Генерального штаба. В боях Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Находился на должности начальника штаба 53-й кавалерийской дивизии. С декабря 1941 года начальник 2-го, а с июля 1942 года по февраль 1944 года — 1-го гвардейского кавалерийского корпуса на Западном и Юго-Западном фронтах. Принимал участие в рейде 2-го кавалерийского корпуса по тылам противника в районе Демидове, Духовщина, в оборонительных боях под Москвой, а затем в контрнаступлении войск Западного фронта. В составе 1-го гвардейского кавалерийского корпуса участвовал в боях под Харьковом, на Северском Донце, в форсировании Днепра, а также в освобождении Киева, Житомира и других городов. В феврале — июле 1944 года и с января 1945 года А.И.Радзиевский в должности начальника штаба 2-й, а с ноября 1944 года 2-й гвардейской, танковой армии. С июля 1944 года по январь 1945 года командовал этой армией на 2-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Войска 2-й гвардейской танковой армии отличились в боях за освобождение польских городов Люблин, Седльце, Лукув, Варшава, Скерневице, Ловеч, Лодзь, Кутно, Томашув-Мазовецки, Гостынин и других. За успешные боевые действия войска армии 13 раз отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего. После окончания Великой Отечественной войны А.И.Радзиевский умело применял боевой опыт в обучении и воспитании войск, а также в подготовке офицерских кадров. С 1945 года по 1947 год занимал должность начальника штаба армии. С 1947 года по 1950 год — командующий армией. С 1950 года по 1952 год — главнокомандующий Северной группой войск. С 1952 года по 1953 год — командующий войсками Туркестанского военного округа. С 1953 по 1954 год — командующий бронетанковыми и механизированными войсками. С 1954 по 1959 год — командующий войсками Одесского военного округа. С 1959 года по 1968 год — первый заместитель начальника Военной академии Генерального штаба. С 1968 года по 1969 год — начальник Главного управления Военно-учебных заведений Министерства обороны СССР. С июля 1969 года по февраль 1978 года — начальник Военной академии имени М.В.Фрунзе. Активно участвовал в военно-научной работе. С февраля 1978 года военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов министерства обороны СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1978 года за умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, большой вклад в подготовку и повышение боеготовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской Армии и Военно-Морского Флота генералу армии Алексею Ивановичу Радзиевскому присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 11294). Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва. Жил в Москве. Скончался 30 августа 1979 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Награжден двумя орденами Ленина, шестью орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 1-й степени, орденом Кутузова 1-й степени, орденом Суворова 2-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени, медалями, иностранными орденами. Именем Героя названы судно Министерства рыбного хозяйства, улица в Умани.

1912
Елизавета Борисовна Ауэрбах
артистка эстрады, автор-исполнитель рассказов, народная артистка России (1991).

1912
Рита Джонсон
американская актриса (Honolulu, All Mine to Give).

1912
Metten Koornstra
художник и график.

1912
Max Croiset
драматург, режиссер и актер (Dog of Flanders, Little Ark).

 (699x570, 102Kb)
1912
Сальвадор Эдвард Лурия (Salvador Edward Luria)
итало-американский биолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, 1969 (совместно с А.Херши и М.Дельбрюком). Родился в Турине, Италия. В 1929 поступил в Университет Турина на медицинский факультет. В 1935 закончил с отличием, получив степень доктора медицины. После окончания университета в течение трех лет (до 1938) служил офицером медицинских войск в итальянской армии. После демобилизации уехал в Париж работать в Институте радия. Именно в это время Лурия начал интересоваться бактериофагами (разновидностями вирусов, поражающих бактериальные клетки). Бактериофаги состоят из нуклеиновой кислоты и наружной белковой оболочки. При проникновении его в клетку возможны несколько вариантов развития: бактериофаг может включиться в ДНК бактериальной клетки, при этом в ходе клеточного деления возникший профаг (профаг –неинфекционная форма бактериофага, представляет собой дезоксирибонуклеиновую кислоту фага, объединенную с дезоксирибонуклеиновой кислотой бактерии) передается вновь появляющимся клеткам. Он может воздействовать на биохимический аппарат клетки и вызывать ее разрушение. Еще один вариант: бактериофаг может быть разрушен клеточными ферментами. Лурия начал серию экспериментов по облучению бактериофагов рентгеновскими лучами, пытаясь вызвать генетические мутации фагов. Во Вторую мировую Лурия эмигрировалт в США, где поступил на работу в Колледж врачей и хирургов Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1940 на заседании Американского физиологического общества в Филадельфии Лурия познакомился с Максом Дельбрюком, молекулярным биологом из Университета Вандербильта в Нэшвилле, штат Теннеси. В процессе знакомства они выяснили, что, независимо друг от друга, проводят схожие исследования. Еще больше их сблизило, что оба были эмигрантами и «представителями противоборствующей нации».Лурия и Дельбрюк решили проделать серию совместных экспериментов. В 1942 Лурия получил субсидию Фонда Гугенхейма, позволившую ему продолжить работу сначала в лабораториях Принстонского университета, а потом в лабораториях бактериологического отделения университета в Блумингтоне, штат Индиана. К середине 1940-х ученые-бактериологи неоднократно сталкивались с штаммами бактерий, устойчивыми к действию вирусов и к антибактериальных препаратов. Это явление называется резистентностью. Единого мнения о причине возникновения резистентности не было: одни придерживались теории, что резистентность возникает в результате спонтанного генетического изменения, другие полагали, что это вариант адаптации бактерий к воздействиям внешней среды. Лурия разработал экспериментальный метод, позволяющий отличить резистентность, возникшую вследствие мутации, от других видов резистентности. В 1943 он и Дельбрюк представили научному сообществу флуктуационный метод анализа полученных результатов, базирующийся на теории вероятностей и математической статистике. В 1943 комство Лурия и Дельбрюк познакомились с Альфредом Херши, микробиологом из Вашингтонского университета в Сент-Луисе (штат Миссури). Они организовали группу по изучению фага (вируса, разрушающего микроорганизмы) и изучали 7 бактериофагов, инфицирующих штамм В кишечной палочки. Независимо друг от друга Дельбрюк и Херши открыли явление рекомбинации генов и обмена генетической информацией между двумя различными линиями бактериофагов. Лурия в 1950 доказал, что гены бактериофагов (и вирусов) претерпевают спонтанные мутации и этот процесс сходен с таковым у бактерий. В том же году он стал профессором бактериологии Иллинойского университета. В 1959 стал заведующим отделом бактериологии Массачусетского технологического института в Кембридже. Через шесть лет – профессор-консультант в Институте биологических исследований Солка. В 1969 Лурия (совместно с А.Херши и М.Дельбрюком) стал лауреатом Нобелевской премии «за открытия, касающиеся механизма репликации и генетической структуры вирусов». Среди наград: премия Лепетит (1935), премия Ленги (1969), премия Луизы Гросс Хорвитц (Колумбийскийо университета, 1969). Член Национальной академии наук, Американской Академии искусства и науки, Американского философского общества, американской академии микробиологии, Американского общества микробиологов (в 1967–1968 – Президент общества), Американского Общества химиков-биологов, Генетического общества, Общества американских натуралистов. Умер в Лексингтоне (штат Кентукки) 6 февраля 1991 года.

1912
Бен (Уильям Бенджамин) Хоган
американский игрок в гольф, выиграл открытый чемпионат США и в том же 1953 - открытый чемпионат Британии. Проявил мужество, возвратившись в спорт после тяжелой автомобильной аварии. Был членом четырех команд в Кубке Райдера, капитаном команды в 1947 и 1949.

1913
Анатолий Васильевич Богатырев
белорусский композитор, народный артист Белоруссии (1968), народный артист России (1981). Один из создателей белорусской оперы ("В пущах Полесья", 1939; "Надежда Дурова", 1946). Сталинская премия СССР (1941).

1913
Фред Дэвис
английский спортсмен-бильярдист, восьмикратный чемпион мира игры в снукер. Он стал третьим в истории игры чемпионом и выигрывал это звание в период с 1948 по 1956 год. На первых 15 чемпионатах, начиная с 1927 года, неизменно побеждал его старший брат Джо. Братья единственный раз встретились друг с другом в финале, когда в 1940 году Джо победил, выиграв 37 поединков против 36.

1913
Макариос III
архиепископ, первый президент Кипра.

1913
Модест (Манус) Ефимович Табачников
Композитор.Родился в Одессе. Рано увлекся музыкой, играл в духовом оркестре, в оркестре народных инструментов при фабричном клубе. С 1931 по 1936 гг. учился на дирижерском факультете Одесского музыкально-театрального института. Первой широко известной песней Табачникова стала "Мама" (1937)

1913
Мелвин Фрэнк
американский сценарист, кинорежиссер и продюсер.

1913
Франциско Эскудеро
композитор.

1914
Richard Basehart
актер (Voyage to Bottom of the Sea).

1915
Семен Давыдович Листов (настоящая фамилия — Лискер)
Драматург. Окончил Литературный институт в Москве (1938).



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку