Написать иероглиф совсем не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Японские иероглифы ведут свое происхождение от китайских — по причине заимствования в древности японцами письменности у китайцев. Но если в японском языке иероглиф может обозначать не только отдельное слово, но и целые сочетания слов, то в китайском языке, как правило, один иероглиф обозначает только одно слово.
В китайском языке существует около пятидесяти тысяч иероглифов, из которых используется порядка десяти тысяч. Из японских иероглифов используется около двух тысяч.
Все иероглифы пишутся в соответствии с определенными правилами. Элемент, входящий в состав иероглифа, называется черта. Всего таких черт существует четырнадцать: их главное отличие друг от друга заключается в расположении в составе иероглифического знака, а также в кривизне черты. Таким образом, каллиграфия иероглифа — это определенный порядок написания черт внутри оного. Интересно, что некоторые из иероглифов имеют не только несколько значений, но и несколько вариантов написаний.
Oсновные правила написания иероглифов следующие:
- При написании иероглиф «размещается» в воображаемом квадрате.
- Написание иероглифа осуществляется сверху вниз.
- Написание иероглифа осуществляется слева направо.
- Горизонтальная черта имеет приоритет перед вертикальной: в случае пересечения нескольких черт в иероглифе.
- Центральная черта в иероглифе из трех черт будет иметь приоритет над всеми остальными, будет писаться в первую очередь.
- В последнюю очередь будет написана вертикаль, которая пересекает иероглиф в его центре.
- Черта, которая идет слева направо, пишется после черты, идущей справа налево и сверху вниз.
Представленные здесь правила написания иероглифов являются основными — с их помощью можно овладеть базовыми навыками правильного написания иероглифов. Тем не менее, лучше всего учиться правильному написанию иероглифов на наглядном примере.
Стили написания иероглифов.
Традиции написания китайских иероглифов (сётай) тесно связаны с развитием и становлением письменности в Китае. Здесь можно говорить о следующих стилях:
- Чжуаньшу («архаический стиль») — использовался при изготовлении печатей.
- Лишу («канцелярский стиль») — использовался в документах, которые носили официальный характер.
- Цаошу — скорописное письмо.
- Кайшу — в настоящее время является официальным стилем
- Синшу — промежуточный стиль между цаошу и кайшу.
Первые два стиля были очень популярны в Древнем Китае. Как известно, история японской каллиграфии тесно переплетена с китайской. В японской каллиграфии можно отметить следующие стили написания иероглифов:
- Кайсё («устав») — используется достаточно редко. Линии прописываются четко и уверенно, иероглифы получаются квадратными и угловатыми, похожими на типографские. Иероглифы похожи на знаки азбуки «катакана».
- Гёсё («полукурсив») — очень большое сходство со знаками азбуки «хирагана». Этот стиль характеризуется плавностью линий и более быстрым написанием, чем при кайсё.
- Сосё («курсив») — самое быстрое написание, при котором кисть не отрывается от бумаги.
Все каллиграфические стили Японии базировались на прямой взаимосвязи написанного текста и эстетического удовольствия. В эпоху Эдо (1603—1868 гг.) получили распространение два декоративных стиля — кабуки-модзи и дзёрури-модзи. Как правило, они использовались для афиш и программ театров Дзёрури и Кабуки.
Стили написания иероглифов в китайской и японской каллиграфии не ограничиваются перечисленными, но являются основными.
|